Курсовая работа

«Особенности природоведческих знаний у старших дошкольников с ОНР - специальная дошкольная педагогика и психология»

  • 30 страниц
Содержание

Глава I. Овладение знаниями о природе дошкольниками

1.1. Понятие о природоведческих знаниях

1.2. Характеристика дошкольников с ОНР. Ознакомление с миром природы дошкольников с ОНР

Глава II. Экспериментальное исследование сформированности природоведческих знаний у старших дошкольников с ОНР

2.1. Организация и содержание экспериментального исследования

2.2. Результаты исследования

2.3. Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что один из путей общего психологического развития ребенка - развитие познавательных способностей, позволяющих ему адекватно оценивать происходящие вокруг него изменения. Знания об окружающем ребенка мире должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является природа. Поэтому формирование у дошкольника знаний о природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности. Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников мышление (П.Г. ).

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Проблеме природоведческих знаний старших дошкольников имеющих трудности развития посвящены многочисленные исследования (Б. М. Н.С. , Б.И. , Н.В. , С.Н., и др.).

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития детей с общим недоразвитием речи. Мы считаем важным направлением изучение особенностей природоведческих знаний у старших дошкольников с ОНР.

Проблема: определение специфических особенностей природоведческих знаний у детей с ОНР. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: .

Предмет исследования: .

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Определить особенности природоведческих знаний у старших дошкольников с ОНР экспериментальным путем;

3. Сформулировать выводы по результатам исследования и оформить в виде курсовой работы.

Гипотеза исследования заключается в том, что, несмотря на необходимость знаний о природе у дошкольников с ОНР в активизации их речевого и психического развития, природоведческие знания у детей находятся на недостаточном уровне.

Экспериментальная базой исследования явилось ДОУ № 77 ,

В ходе работы использован комплекс теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Анализ продуктов художественно-изобразительной деятельности;

3. Обобщение и интерпретация результатов исследования.

Эмпирические методы:

1. Беседа;

2. Педагогический эксперимент.

Заключение

.

Экспериментальная работа позволяет сделать выводы о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин).

Теоретико-методологический анализ научной литературы и экспериментальная работа подтверждает необходимость проведения воспитательно-образовательной работы по природоведческому воспитанию старших дошкольников с ОНР. Дальнейшая перспектива нашей работы представляется нам в разработке программы работы со старшими дошкольниками с ОНР по развитию природоведческих знаний.

Список литературы

1. Акулова, О. В. К вопросу использования литературы в семейном воспитании детей 6-7 лет / О. В. Акулова, В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. — СПб., 2005. — № 6. — С. 49-52

2. Аленькина, Т. Н. Формирование семантических полей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Т. Н. Аленькина // Дошкольная педагогика. — СПб., 2006. — № 5. — С. 34-40.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.: Речь, 1996 – 172с.

4. Ванюхина, Г. А. Экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР / Г. А. Ванюхина // Логопед : научно-методический журнал. — М., 2005. — № 3. — С. 16-24.

5. Запорожец А.В. Психология. Учебник для дошкольных педагогических училищ. / Запорожец А.В., - М., Учпедгиз, 1961., - 184с.

6. Ермишина, Г. М. Обучение пересказу детей с ОНР : (подготовит. к школе гр.) / Г. М. Ермишина // Логопед. — 2005. — № 3. — С. 78-83.

7. Калиниченко, С. А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР : речевое развитие / С. А. Калиниченко // Дошкольная педагогика. — СПб., 2006. — № 2. — С. 32-34.

8. Кириллова, Ю. А. Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы / Ю. А. Кириллова // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 4. — С. 40-43.

9. Комарова, С. В. Обучение устной разговорной речи младших школьников с сочетанными нарушениями развития / С. В. Комарова, Т. В. Гарус // Логопед. — 2005. — № 3. — С. 101-107.

10. Коньшина, Н. А. Обогащение словарного запаса младших школьников с ОНР / Н. А. Коньшина // Логопед. — 2005. — № 3. — С. 95-101.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев. - М., «Мысль», 1965, - с.499.

12. Менжуренко, Т. К. Речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей / Т. К. Менжуренко // Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования: вчера, сегодня, завтра : материалы республиканского симпозиума (г. Красноярск, 29 апреля 2004 года) / Российская Федерация, Министерство образования и науки, Федеральное агентство по образованию; Красноярский государственный педагогический университет. — Красноярск, 2005. — С. 319-324.

13. Мещерякова, Л. В. Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л. В. Мещерякова // Логопед. — 2004. — № 6. — С. 73-78.

14. Нагорная, Л. Ф. Жизнь детей и решение проблем логопедии / Л. Ф. Нагорная. — СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005. — 159 с.

15. Нищева, Н. В. Конспект занятия по серии картинок "Аленький цветочек" в старшей логопедической группе для детей с ОНР / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика : петербургский научно-практический журнал . — СПб., 2007. — № 6. — С. 44-46.

16. Нищева, Н. В. Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — СПб., 2005. — № 6. — С. 46-48.

17. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 4. — С. 27-30.

18. Нищева, Н. В. Подгрупповые логопедические занятия в средней группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — СПб., 2005. — № 5. — С. 42-45.

19. Новикова, Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР / Е. Л. Новикова // Дошкольная педагогика. — СПб., 2007. — № 1. — С. 29-32.

20. Панина, О. П. Встреча в лесу : занятие по развитию диалогической речи / О. П. Панина // Ребёнок в детском саду. — 2006. — № 5. — С. 32-33.

21. Пелых, Н. И. Дифференциация звуков [с] - [з] : (подготов. к школе группа для детей с ОНР ) / Н. И. Пелых // Логопед. — 2004. — № 6. — С. 65-68.

22. Пелых, Н. И. Проделки Снежной Королевы : (подготовит. к школе группа для детей с ОНР ) / Н. И. Пелых, Т. М Бутырская // Логопед. — 2004. — № 6. — С. 68-70.

23. Погодина, Н. Б. Проект осуществления преемственности дошкольного образования и I ступени общего образования / Н. Б. Погодина // Дошкольная педагогика. — СПб., 2005. — № 6. — С. 53-58.

24. Практикум по детской логопедии : учебное пособие / [В. И. Селиверстов и др.] ; под ред. В. И. Селиверстова. — Изд. 2-е. — М. : ВЛАДОС, 1997. — 270 с.

25. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. — 2-е изд.,перераб. — М. : Просвещение, 1990. — 240 с.

26. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. - М. : КАРО, 2005. - 142 с.

27. Путкова, Н. М. Изучение вопросительных высказываний детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. М. Путкова // Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 4. — С. 23-25.

28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский - Киев, 1973. — 283с.

29. Тараканова, С. Ю. Организация экспериментальной деятельности на занятиях : (дети с ОНР) / С. Ю. Тараканова // Ребёнок в детском саду. — 2005. — № 6. — С. 66-70.

30. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : Академия, 2003. — 239 с.

Примечания

теория, практика, сноски в кв.скобках, 4 курс

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности природоведческих знаний у старших дошкольников с ОНР - специальная дошкольная педагогика и психология»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика