Курсовая работа

«Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников»

  • 46 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7

1.1. Изучение проблемы ориентации в пространстве в психологии и педагогике 7

1.2. Особенности ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста 11

1.3. Особенности ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 16

Глава 2. Изучение особенностей ориентации в пространстве старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22

2.1. Методика и организация исследования 22

2.2. Результаты исследования 23

Заключение 34

Список литературы 36

Приложения 38

Введение

Пространственная ориентировка состоит в оперировании пространственными образами и соответствующими им словесными значениями при восприятии и представлении внешних пространственных связей между предметами. Поэтому она рассматривается как пространственное мышление (И.С.Якиманская). Тем самым, относясь к сфере чувственного познания, она одновременно выходит за его пределы. Пространственная ориентировка включает в себя образы и словесные сведения о величине объектов, их форме, о взаиморасположении, о расстоянии между объектами, а также о положении объектов (при изображении на плоскости) по отношению к центру плоскости и ее осями - горизонтальной и вертикальной.

Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

В структуру многих типов предложений входят пространственные отношения, вследствие чего, по мнению ученых (М.В.Всеволодова, Е.Ю.Владимирский, Л.Н.Федосеева и др.), они заслуживают внимания как по частотности употребления, так и по функциональной значимости (охватывают все сферы реальной действительности). В категориях пространства как интегративном и сложном языковом явлении отражаются событийные сферы реальной действительности, субъективное восприятие ее человеком, многообразие параметрических характеристик объектов, преломляющиеся в языке. Совокупность данных пространственных параметров определяют целостность и полноту языковой картины мира.

Пространственные категории относятся к важнейшим понятийным категориям, которые отражаются в речи ребенка и осваиваются им в старшем дошкольном возрасте. Исследование способов передачи пространственных отношений позволяет отразить реальное функционирование языка – его использование в коммуникативной деятельности, где локальность выступает как универсальный организующий центр речи, поскольку в любом высказывании фиксируется пространственная сущность мира с помощью языковых элементов выражения этого значения: пространственных предлогов, наречий, прилагательных, существительных, некоторых синтаксических конструкций и т.д.

Несформированность пространственных ориентировок рассматривалась в основном в связи с нарушением у детей письма и чтения (дисграфией и дислексией) (О.А.Величенкова, А.П.Воронова, О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская, Л.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, И.Н.Садовникова, С.Б.Яковлев и др.). Отклонения в усвоении грамматических средств, обозначающих пространственные отношения, изучались преимущественно у младших школьников с нарушениями речи (Е.В.Вавинова, О.Б.Иншакова, А.М.Колесникова, Т.А.Павлова и др.). Изучение взаимосвязи формирования пространственных представлений и грамматических средств языка у детей с ОНР дошкольного возраста затрагивало в основном область усвоения предложноCпадежных конструкций (Л.В.Ковригина, Н.П.Рудакова и др.).

Актуальность исследования. Пространственная ориентировка занимает большое место в учебной и во всех других видах деятельности. Момент оперирования пространственными образами имеет место во многих тестах общей психодиагностики, хотя сам этот момент не всегда учитывается. Еще менее отчетливо он выделяется (или не выделяется вовсе) в практике дифференциальной диагностики своеобразного развития, что составляет ее значительный недостаток, так как обучение буквам, цифрам, умениям читать, писать и считать должно с необходимостью опираться на определенный уровень сформированности пространственных представлений, знаний и умений ими оперировать. Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Особенно, вышеперечисленные факты касается детей с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: изучить особенности пространственной ориентировки старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования.

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить и сравнить особенности развития пространственной ориентировки старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дошкольников с нормой речевого развития.

3. Подобрать упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: пространственная ориентировка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности пространственной ориентировки старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: существуют различия в развитии пространственной ориентировки у старших дошкольников с нормой речевого развития и детей с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Метод тестов:

• Методика 1. «Установление обыденных предметно-пространственных отношений (С.Д.Забрамной)».

• Методика 2. «Разрезные фигуры (картинки)»

• Методика 3. «Какие предметы спрятаны в рисунках».

• Методика 4. Рисуночная проба «Рисунок дома»

3. Количественный и качественный анализ. Метод математической статистики хи-квадрат Пирсона.

Фрагмент работы

Ориентация — это процесс определения своего положения на местности или направления своего пути относительно сторон горизонта и предметов (объектов), являющихся ориентирами на данной местности. Ориентиром на местности может быть искусственный или естественный объект, являющийся отличительным признаком данной местности. Ориентиры должны нести новую информацию о пространстве и не должны быть избыточными [2, с.48].

Под ориентацией, понимают уменье разобраться в обстановке, главным образом в обстановке окружающего пространства. Ориентироваться в окружающем пространстве это значит определить величину и форму этого пространства, величину и форму предметов, его наполняющих, пространственное их размещение и своё положение относительно каждого из них [2, с.49].

Для нахождения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя и окружающие предметы в определенной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов. Сложившаяся на основе условнорефлекторной деятельности мозга единая для человека система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов. Различение направлений, из которых слагается система отсчета - впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу и промежуточные - формируется на основе выработки двигательных дифференцировок, связанных с показаниями органов чувств. Система отсчета образуется в результате чувственного, практического различения пространственных отношений, за которыми впоследствии закрепляются обозначения [2, с.50].

Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трех задач, которые принято называть «выбор направления», «сохранение направления», «обнаружение цели». Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве - для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания) [4, с.77].

Восприятие пространства – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движение. В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.

Восприятие пространства основано на осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры измерениях расстояний и углов в окружающем человека пространстве. Асимметрия человеческого тела является необходимой для различения направлений «верх и низ», «вперед и назад», «направо и налево». С асимметрией связана парность работы больших полушарий головного мозга.

При восприятии пространства человек исходит из нормального вертикального положения своего тела. Ощущения, поступающие от вестибулярного аппарата, помогают поддерживать это положение и обеспечивают восприятие направления «верх-низ».

Наибольшую информацию о пространстве дает зрение. Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям – «в высоту и в ширину» – добавляется третье – «вдаль». В процессе пространственного зрения осуществляется зрительная локализация предметов. Для пространственного зрения обязательны движения глаз.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которые зависят от расположения предметов [20, с.113].

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д.

Пространственные представления – необходимый элемент познания и всей практической деятельности. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т.п.). По содержанию пространственные представления подразделяются на представления единичных объектов или их изображений и представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами [21, с.79].

Заключение

Анализ научной литературы показал, что пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

Проведенная диагностическая работа показала, что среди дошкольников с нормальным развитием речи 52% имеют высокий и 39% средний уровень развития пространственной ориентировки. Среди детей с нарушением речи только 14% дошкольников с высоким уровнем развития пространственной ориентировки; 50% имеют средний и 36% - низкий уровень развития пространственной ориентировки. Статистическая обработка данных показала, что, так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное (χ2 =13,2), то существуют различия в двух выборках испытуемых.

Таким образом, проведенное обследование подтвердило гипотезу о том, что существуют различия в развитии пространственной ориентировки у детей с нарушением речи и детей с нормальным речевым развитием.

Эффективность работы по формированию пространственных представлений у детей возможна только при совместной деятельности учителя – логопеда и воспитателей в этом направлении. Рекомендуется использовать дидактические игры и упражнения на развитие пространственной ориентировки. Для взрослых проводить беседы, консультации, практикумы, во время которых знакомить с дидактическими пособиями, играми и упражнениями, направленными на развитие у детей пространственных представлений, и особенностями использования ими полученных знаний в самостоятельной деятельности.

Список литературы

1. Ануфриев, А.Ф, Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф.Ануфриева, С. Н. Костромина – М.: Просвещение, 1998. – 224 с.

2. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Мещеряков Б., Зинченко В. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

3. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003. - 38 с.

4. Детская психология / Под ред. Коломинского Я, Панько Е. А. – М.: Просвещение, 1998. - 399 с.

5. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с

7. Кравцов, Г.Г., Шестилетки: готовность к школьному обучению / Г.Г.Кравцов, Е.Е. Кравцова. СПб: Питер, 1990. – 75 с.

8. Мазепина Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах. М.: Феникс, 2002. – 32.

9. Малиованова Е.Л. Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости // Дошкольное воспитание. – 2008.- №11. – С. 67?74. – 0,65 п.л.

10. Немов, Р. Психология. В 3 т./ Р.Немов. – М.: Просвещение, 1995. – Т. 2. – 572 с.

11. Немов, Р. Психология. В 3 т./ Р.Немов. – М.: Просвещение, 1995. – Т. 3. – 519 с.

12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

13. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная Пресса, 2004. – 40 с.

14. Процко Т.А. Психолого–педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.–метод. пособие. – Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2000

15. Столяр А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А.Столяр. – М.: «Просвещение» 1988. – 105 с.

16. Семаго Н.Я., Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал

17. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

18. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. - СПб. ООО Речь, 2003. - 350 с.

19. Содержание диагностики и коррекционной работы в детском дошкольном учреждении. Методическое пособие. /Под ред. Кушнир Н.Я. М., 2001. – 150 с.

20. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. — М.: Генезис, 2003. — 96 с.

21. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве.М.: Сфера, 2004. – 80 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 46
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика