Дипломная работа

«Система формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией»

  • 69 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 6

1.1. Понятие связной речи и ее характеристика 6

1.2. Анализ состояния связной речи у старших дошкольников

в норме 10

1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей

с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией 14

1.4. Анализ состояния связной речи у старших дошкольников

с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией 20

Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 25

2.1. Организация и методика логопедического обследования

связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с

псевдобульбарной дизартрией 25

2.2. Анализ результатов обследования связной речи 30

Глава III. Система формирования связной речи у старших дошкольников

с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией 35

3.1. Программное содержание работы по развитию связной речи

в ДОУ 35

3.2. Методы и приемы коррекционной логопедической работы

со старшими дошкольниками с ОНР III уровня по развитию

связной речи 46

3.3. Работа воспитателя по развитию связной речи у старших

дошкольников с ОНР III уровня 53

3.4. Работа с родителями по развитию связной речи у старших

дошкольников с ОНР III уровня 58

3.5. Анализ результатов обучающего эксперимента 59

Заключение 64

Список литературы 66

Приложение 70

Введение

Актуальность. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедная, безграмотная речь с экранов телевизоров, примитивная лексика, насаждаемая телевизионной рекламой и мультфильмами – все это создает предпосылки к надвигающейся языковой катастрофе.

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, воспитателей, родителей, занимающихся с детьми формирования речи.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложного явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

Формирование связной речи у детей – изначально сложной процесс, - даже если отсутствуют патологии в речевом и психическом развитии. Если же ребенок имеет общее недоразвитие речи, то этот процесс многократно усложняется.

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР III уровня, формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной, кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Проблемой развития речи в той или иной степени занимаются различные науки: психология, языкознание, филология, частные методики, логопедия и др.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Cохиным Ф.А., Ушаковой О.С., Бородич А.М., и другими учеными.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформированных в трудах А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина.

Под связной речью понимают смысловое, развернутое высказывание (яд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Система формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня при легкой форме псевдобульбарной дизартрии».

Объектом исследования является состояние связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и система ее формирования.

Предметом исследования: являются методы и приемы работы воспитателя, родителей и логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР III уровня.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему формирования связной речи у детей с ОНР III уровня при легкой форме дизартрии.

В соответствии с этим предстоит решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.

3. Определить эффективность изученных методик работы по развитию связной речи у старших дошкольников с легкой формой дизартрии, апробировать и проанализировать результаты работы.

Методической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогической концепции развития речи детей (А.А. Венгер, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе ( Н.И. Жинкин и др.), Исследование осуществлялось на базе МДОУ Д/с «Теремок» п. Самбург Пуровского района ЯНАО.

Испытуемыми были дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 детей. Нами были отобраны дети с логопедическим заключением с ПМПК: ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрии легкой степени.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения

Заключение

Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, дети с ОНР, имеют нарушения и в овладении связной речи, что выражается в диапазоне от полного отсутствия развернутого смыслового высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок, неточностей.

Результаты проведенного исследования, анализ литературных источников и практика обучения свидетельствуют об актуальности проблемы. Динамика обучения показала, что используемая нами система развития связной речи у детей с ОНР III уровня результативна, эффективна.

Исследования проведенные нами, показали недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР. Самые большие трудности дети испытывали в составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картинок, при пересказе.

С учетом данных, полученных в процессе исследования, нами было определено содержание коррекционного обучения. Основные направления в работе апробированы из методик Глухова В.П., Волосовец Т.В. В работе участвовали воспитатели и родители. В результате практической коррекционной работы было доказано, что эффективность работы по развитию связной речи будет достигнута только в том случае, если эта работа будет проходить в системе преодоления общего недоразвития речи и носить комплексный характер.

Наши наблюдения, обследование детей с ОНР, обучение, показало, что на начальном этапе обучения такие традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений, как пересказ объемного текста без наглядной опоры, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются недоступными большинству воспитанников.

Поэтому мы избрали для своей работы несколько иной путь, который предлагают многие специалисты. Речи идет об учете вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

В качестве вспомогательных средств мы выделили наглядность, моделирование плана высказывания, составление схем рассказов с помощью картинок. Учитывая все вышесказанное, мы ограничились на начальном этапе обучения именно этими видами упражнений.

Систематическая работа, направленная на развитие связной речи дала свои первые результаты и мы надеемся приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству, к самостоятельным высказываниям. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка.

Список литературы

1. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст. Формирование грамматического строя речи.// Дошкольное воспитание.1993.№9.с.58-65.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М; Просвещение,1984.

3. Венгер Л.А.Как ускорить процесс понимания сказки.// Дошкольное воспитание. 1991. №5.

4. Волина В.В. Веселая грамматика. М; Просвещение. 1995.

5. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию.// Дефектология.1994.№4.

6. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.// Дефектология.1986.№6.

7. Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картинкам детей дошкольного возраста с ОНР.// Дефектология.1986.№3.

8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста а общим недоразвитием речи.М; Аркти,2004.

9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.М; Просвещение. 1984.

10. Гербова В.В. Составление описательных рассказов.// Дошкольное воспитание.1981 №9.

11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М; Изд. АПН РСФСР. 1986.

12. Горбушина Л.А. Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М; Просвещение. 1983.

13. Гризик Т.И. Обучение детей 6 лет грамматике// Методическое руководство к программе «Радуга». М; 1996.

14. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов// Дошкольное воспитание. 1989.№5.

15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М; Просвещение.1985.

16. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М; Изд. АПН СССР. 1958.

17. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М; Просвещение.1998.

18. Занятия по развитию речи детей в детском саду. Книга для воспитателей д/сада.// Под ред. О.С. Ушаковой. М; Просвещение.1993.

19. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям.// Дошкольное воспитание. 1986 №12.

20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М; Советская Россия.1973.

21. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М; Просвещение. 1982.

22. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. («Осень», «Зима», «Весна»). М; Гном и Д. 2001.

23. Коноваленко В.В. Коноваленкл С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М; Гном и Д. 2003.

24. Леонтьев А.А. язык, речь, речевая деятельность. М; Просвещение. 1969.

25. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. М; Педагогика. 1978.

26. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М; Просвещение.1988.

27. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду./ Сост. Русакова Л.В. М; Просвещение. 1986.

28. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Л.П.Федоренко. М; Просвещение. 1984.

29. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития. 1997.

30. Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Г.В.Чиркиной. М; Аркти. 2003.

31. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни.Сост.Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. М; 1989.

32. Программа воспитания и обучения детей в детском саду./ Под. ред. М.А.Васильевой. М; Просвещение. 1987.

33. Программа «Развитие» (основные положения). М; Новая школа.1994.

34. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду./ Сборник научных трудов./ Под.ред.Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой. М; 1987.

35. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Под ред. Т.В.Волосовец. М; 2002.

36. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред.Ф.А.Сохина.М; Просвещение. 1984.

37. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М; Владос. 1994.

38. Струнина Е.М. Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи.// Дошкольное воспитание. 1989.№3

39. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. М; Гном и Д.2001.

40. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов.// Дошкольное воспитание. 1990 №6.

41. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии. М; Просвещение. 1989.

42. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М; Аркти. 1999.

43. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М; Аркти. 2000.

44. Хрестоматия по логопедии./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И.Селиверстова. М; Владос. 1997.

45. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М; Сфера. 2004.

46. Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М; Сфера. 2004.

47. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М; Аркти.1997.

48. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи. М; Аркти. 2000

Покупка готовой работы
Тема: «Система формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика