Курсовая работа

«Особенности предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития - дошкольная специальная педагогика и психология»

  • 28 страниц(ы)
  • 2789 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: krehm

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с ЗПР

1.1. Понятие о предпосылках овладения навыками письменной речи

1.2. Предпосылки овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с ЗПР

Глава II. Экспериментальное исследование предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития

2.1. Организация и содержание исследования

2.2. Результаты исследования

2.3. Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность исследования. Проблема развития речи детей - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую речь играет в жизни человека, как основное средство общения. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально - волевых процессов (Л.С. , А.Н. М.И. и другие).

Речь - это язык в действии. Она не только образует единство с мышлением, но и связана с сознанием в целом. Без языка, без речи у человека нет сознания, ни самосознания. Речь пронизывает собой процесс формирования всех психических функций.

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Несформированность навыка звукового анализа и синтеза детей оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа его развитию будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития письменной речи старших дошкольников, на сегодняшний день недостаточно разработаны. В специальной литературе крайне мало методических и теоретических рекомендаций посвященных данной проблеме. Таким образом, в настоящее время проблема развития письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Незрелость эмоционально-личностной сферы у детей с задержкой психического развития отмечается еще в дошкольном возрасте, проявляясь в виде повышенной чувствительности, впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким (особенно к матери) и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения (А.О. , 1999).

Родители, как правило, соотносят эти проявления инфантилизма с общим болезненным состоянием ребенка, сочувствуют ему, жалеют, опекают, оберегают от лишних нагрузок, порой ограничивают контакты со сверстниками, по возможности стараются следовать его желаниям и капризам. При этом они склонны считать, что в школе все изменится само собой, и ребенок в ходе осуществления учебной деятельности «догонит» сверстников, созреет в эмоционально-личностном плане, тем более что предпосылки интеллекта (память, внимание, восприятие, речь, мышление, воображение) у таких детей обычно укладываются в рамки возрастной нормы.

Однако уже в первые месяцы обучения в школе соматически ослабленные дети могут оказаться в числе неуспешных, дезадаптированных по целому ряду причин.

Во-первых, систематическая учебная нагрузка и длительное (почти ежедневно по несколько часов подряд) пребывание в детском коллективе оказываются для них непосильными. Современные «нормативные» нагрузки и темпы обучения оказываются чрезмерными: быстро наступает утомление (дети истощаются задолго до конца урока, не успевают отдохнуть за перемену).

Накапливающееся утомление при отсутствии достаточно длительного отдыха может привести к формированию хронической усталости или переутомления. Психофизиологическое переутомление принципиально отличается от обычного утомления тем, что при последнем работоспособность после отдыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутомлении этого не происходит: утомление накладывается на утомление, подчас приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии здоровья (А.О. , 1999). Это создает благоприятную почву для интенсификации болезненного процесса.

Во-вторых, трудности в адаптации к школе непосредственно связаны и с незрелостью эмоционально-личностной сферы: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, зависимостью от взрослых, повышенной впечатлительностью, плаксивостью, которые существенно усиливаются вследствие переутомления. Ребенок становится раздражительным, эмоционально неустойчивым.

В-третьих, собственно учебная деятельность у таких детей к началу обучения в школе оказывается несформированной. Высшие психические функции еще не готовы интегрировано взаимодействовать в процессе познания.

В-четвертых, частые болезни могут привести и к возникновению довольно серьезных пробелов в знаниях.

Проблема исследования. Развитие письменной речи у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития является одним из условий эффективности их обучения в школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Возникает противоречие между необходимостью повышения эффективности организации работы с детьми старшего школьного возраста с задержкой психического развития по проблеме овладения навыками письменной речи и недостаточной систематизацией этого вопроса в теории и практике работы с детьми с ЗПР в условиях специальных подготовительных групп детского сада.

Целью исследования является выявление особенности предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования: . деятельность .

Предмет исследования: особенности.

Задачи исследования:

1. Изучить источники литературы по проблеме овладения навыками письменной речи старшими дошкольниками с задержкой психического развития;

2. Изучить особенности формирования письменной речи старших дошкольников;

3. Проанализировать особенности предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Методологической основой явились труды:

По психофизиологической основе письма и формированию данного навыка в трудах А. Р. Лурии и Р.Е. Левиной и др.

По изучению особенностей детей с задержкой психического развития ряд исследователей: Т. А. М. С. К. С. , В. И. и др.

Теоретическая значимость исследования: теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях коррекционной работы по формированию навыка письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.

В ходе работы над данной проблемой мы сделали следующие выводы:

.

При формировании письменной речи у детей с ЗПР, необходимо подбирать специ-альные методы и приемы работы. Кроме того, в ходе работы по коррекции речи необходимо проводить работу и по развитию психических процессов.

Коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития, носит более длительный срок, чем с нормально развивающимися детьми, что также обусловлено структурой дефекта.

1. Абелева, И. Ю. Речь о речи : Коммуникативная система человека / И. Ю. Абелева. - М. : Логос, 2004. - 302 с.

2. Безруких, М. М. Ступеньки к школе : книга для педагогов и родителей / М. М. Безруких. - М. : Дрофа, 2000. - 255 с.

3. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : Метод.пособие / Г. Г. Голубева. - СПб. : Изд-во РГПУ: Союз, 2000. - 62 с.

4. Грозовский, Б. О развитии письменной речи / Б. Грозовский // Русский язык (Прилож.к газ."Первое сентября"). - 1996. -№15, апрель. - С.6.

5. Детская психология : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 "Педагогика и психология (дошкольная)" / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск : Университетское, 1988. - 399 с.

6. Диагностика в детском саду : содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении : методическое пособие / под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 287 с.

7. Диагностика в детском саду : содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении : методическое пособие / под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 287 с.

8. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 335 с.

9. Колокольцев, Н. В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения / Н. В. Колокольцев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 286 с.

10. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : Учебное пособие для студентов вузов / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 303 с.

11. Лапп, Е. А. Формирование письменной речи у младших школьников с ЗПР / Е. А. Лапп // Логопед. - 2006. - № 2. - С. 80-95.

12. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей : учебное пособие / В. В. Лебединский. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 167 с.

13. Логопедия : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 678 с.

14. Максимова, Т. Д. Место графики в системе средств письменной речи / Т. Д. Максимова // Коммуникативно-парадигматические аспекты исследования языковых единиц : сборник статей к юбилею профессора Марка Яковлевича Блоха : [в 2 ч.] / Барнаульский государственный педагогический университет, Лингвистический институт ; Московский педагогический государственный университет ; [отв. ред. О. В. Трунова ; редкол.: Л. А. Козлова и др.]. - Барнаул ; М., 2004. - Ч. 1. - С. 150-154.

15. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 256 с.

16. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 126 с.

17. Николаева, С.М. Виды работы по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников (Из опыта работы на школьном логопедическом пункте // Дефектология. - 1996. - №1.- С.37-44.

18. Практика устной и письменной речи; Практическая грамматика; Практическая фонетика : программы учебных дисциплин [для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальности] 050303.65 / Барнаульский государственный педагогический университет, Лингвистический институт, Кафедра английского языка ; [сост. С. В. Кустова]. - Барнаул, 2007. - 44 с.

19. Прищепова, И. В. К вопросу о сформированности предпосылок усвоения навыков письменной речи у будущих первоклассников / И. В. Прищепова, О. Г. Ивановская, С. Ф. Савченко // Логопед в детском саду. — 2005. - № 5-6. - С. 63-65.

20. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития : [учебное пособие] / [сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе]. - СПб. : Питер, 2001. - 379 с.

21. Развитие ребенка и культурная среда : сборник научных трудов / Барнаульский государственный педагогический университет ; [ред. кол. В. Е. Клочко и др.]. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 1996. - 82 с.

22. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности : учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. - 319 с.

23. Резникова, Я.И. Система работы по развитию письменной речи : [Коррективный курс, Х класс] / Я.И. Резникова // Открытая школа. - 1997. - N2. - С.59-61.

24. Романичева, Е. С. Карточки-задания для развития письменной речи / Е. С. Романичева // Литература : приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - 1-15 марта (№ 5). - С. 14-17.

25. Семченкова, И. А. Особенности коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с нарушением зрения / И. А. Семченкова // Наука и школа. - 2006. - № 6. - С. 58-60.

26. Скиотис, Е.И. Особенности развития связной речи младших школьников с ЗПР / Е.И. Скиотис // Дефектология.-1996.-N6. - С.24-28.

27. Тема номера : особый ребенок // Школьный психолог : приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - 1-15 дек. (№ 23). - С. 11-25.

28. Тюкаева, Н. И. Методика описания жанров естественной письменной русской речи по коммуникативно-семиотической модели / Н. И. Тюкаева // Вестн. БГПУ, Сер.: Гуманитарные науки. - Барнаул., 2005. - Вып. 5. - С. 128-131.

29. Цвирко, О. Ю. Нарушение письменной речи у одаренных детей / О. Ю. Цвирко // Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1 окт. 2004 г. / БГПУ. - Барнаул, 2004. - С. 235-243.

30. Шубина, О. Где живет звук? : программа «Развитие двигательных функций ребенка, мелкой моторной организации рук как профилактика нарушений письма» / О. Шубина, Ю. Бутаков // Учительская газета. - 2006. - 28 февр. (№ 8). - С. 6.

31. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 199

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития - дошкольная специальная педагогика и психология»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 28
Цена: 220 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика