Курсовая работа
«Особенности предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития - дошкольная специальная педагогика и психология»
- 28 страниц
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с ЗПР
1.1. Понятие о предпосылках овладения навыками письменной речи
1.2. Предпосылки овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с ЗПР
Глава II. Экспериментальное исследование предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
2.1. Организация и содержание исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Проблема развития речи детей - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую речь играет в жизни человека, как основное средство общения. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально - волевых процессов (Л.С. , А.Н. М.И. и другие).
Речь - это язык в действии. Она не только образует единство с мышлением, но и связана с сознанием в целом. Без языка, без речи у человека нет сознания, ни самосознания. Речь пронизывает собой процесс формирования всех психических функций.
На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.
Несформированность навыка звукового анализа и синтеза детей оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа его развитию будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития письменной речи старших дошкольников, на сегодняшний день недостаточно разработаны. В специальной литературе крайне мало методических и теоретических рекомендаций посвященных данной проблеме. Таким образом, в настоящее время проблема развития письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.
Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
Незрелость эмоционально-личностной сферы у детей с задержкой психического развития отмечается еще в дошкольном возрасте, проявляясь в виде повышенной чувствительности, впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким (особенно к матери) и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения (А.О. , 1999).
Родители, как правило, соотносят эти проявления инфантилизма с общим болезненным состоянием ребенка, сочувствуют ему, жалеют, опекают, оберегают от лишних нагрузок, порой ограничивают контакты со сверстниками, по возможности стараются следовать его желаниям и капризам. При этом они склонны считать, что в школе все изменится само собой, и ребенок в ходе осуществления учебной деятельности «догонит» сверстников, созреет в эмоционально-личностном плане, тем более что предпосылки интеллекта (память, внимание, восприятие, речь, мышление, воображение) у таких детей обычно укладываются в рамки возрастной нормы.
Однако уже в первые месяцы обучения в школе соматически ослабленные дети могут оказаться в числе неуспешных, дезадаптированных по целому ряду причин.
Во-первых, систематическая учебная нагрузка и длительное (почти ежедневно по несколько часов подряд) пребывание в детском коллективе оказываются для них непосильными. Современные «нормативные» нагрузки и темпы обучения оказываются чрезмерными: быстро наступает утомление (дети истощаются задолго до конца урока, не успевают отдохнуть за перемену).
Накапливающееся утомление при отсутствии достаточно длительного отдыха может привести к формированию хронической усталости или переутомления. Психофизиологическое переутомление принципиально отличается от обычного утомления тем, что при последнем работоспособность после отдыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутомлении этого не происходит: утомление накладывается на утомление, подчас приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии здоровья (А.О. , 1999). Это создает благоприятную почву для интенсификации болезненного процесса.
Во-вторых, трудности в адаптации к школе непосредственно связаны и с незрелостью эмоционально-личностной сферы: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, зависимостью от взрослых, повышенной впечатлительностью, плаксивостью, которые существенно усиливаются вследствие переутомления. Ребенок становится раздражительным, эмоционально неустойчивым.
В-третьих, собственно учебная деятельность у таких детей к началу обучения в школе оказывается несформированной. Высшие психические функции еще не готовы интегрировано взаимодействовать в процессе познания.
В-четвертых, частые болезни могут привести и к возникновению довольно серьезных пробелов в знаниях.
Проблема исследования. Развитие письменной речи у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития является одним из условий эффективности их обучения в школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Возникает противоречие между необходимостью повышения эффективности организации работы с детьми старшего школьного возраста с задержкой психического развития по проблеме овладения навыками письменной речи и недостаточной систематизацией этого вопроса в теории и практике работы с детьми с ЗПР в условиях специальных подготовительных групп детского сада.
Целью исследования является выявление особенности предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: . деятельность .
Предмет исследования: особенности.
Задачи исследования:
1. Изучить источники литературы по проблеме овладения навыками письменной речи старшими дошкольниками с задержкой психического развития;
2. Изучить особенности формирования письменной речи старших дошкольников;
3. Проанализировать особенности предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Методологической основой явились труды:
По психофизиологической основе письма и формированию данного навыка в трудах А. Р. Лурии и Р.Е. Левиной и др.
По изучению особенностей детей с задержкой психического развития ряд исследователей: Т. А. М. С. К. С. , В. И. и др.
Теоретическая значимость исследования: теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях коррекционной работы по формированию навыка письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В ходе работы над данной проблемой мы сделали следующие выводы:
.
При формировании письменной речи у детей с ЗПР, необходимо подбирать специ-альные методы и приемы работы. Кроме того, в ходе работы по коррекции речи необходимо проводить работу и по развитию психических процессов.
Коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития, носит более длительный срок, чем с нормально развивающимися детьми, что также обусловлено структурой дефекта.
1. Абелева, И. Ю. Речь о речи : Коммуникативная система человека / И. Ю. Абелева. - М. : Логос, 2004. - 302 с.
2. Безруких, М. М. Ступеньки к школе : книга для педагогов и родителей / М. М. Безруких. - М. : Дрофа, 2000. - 255 с.
3. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : Метод.пособие / Г. Г. Голубева. - СПб. : Изд-во РГПУ: Союз, 2000. - 62 с.
4. Грозовский, Б. О развитии письменной речи / Б. Грозовский // Русский язык (Прилож.к газ."Первое сентября"). - 1996. -№15, апрель. - С.6.
5. Детская психология : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 "Педагогика и психология (дошкольная)" / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск : Университетское, 1988. - 399 с.
6. Диагностика в детском саду : содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении : методическое пособие / под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 287 с.
7. Диагностика в детском саду : содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении : методическое пособие / под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 287 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 335 с.
9. Колокольцев, Н. В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения / Н. В. Колокольцев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 286 с.
10. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : Учебное пособие для студентов вузов / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 303 с.
11. Лапп, Е. А. Формирование письменной речи у младших школьников с ЗПР / Е. А. Лапп // Логопед. - 2006. - № 2. - С. 80-95.
12. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей : учебное пособие / В. В. Лебединский. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 167 с.
13. Логопедия : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 678 с.
14. Максимова, Т. Д. Место графики в системе средств письменной речи / Т. Д. Максимова // Коммуникативно-парадигматические аспекты исследования языковых единиц : сборник статей к юбилею профессора Марка Яковлевича Блоха : [в 2 ч.] / Барнаульский государственный педагогический университет, Лингвистический институт ; Московский педагогический государственный университет ; [отв. ред. О. В. Трунова ; редкол.: Л. А. Козлова и др.]. - Барнаул ; М., 2004. - Ч. 1. - С. 150-154.
15. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
16. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 126 с.
17. Николаева, С.М. Виды работы по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников (Из опыта работы на школьном логопедическом пункте // Дефектология. - 1996. - №1.- С.37-44.
18. Практика устной и письменной речи; Практическая грамматика; Практическая фонетика : программы учебных дисциплин [для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальности] 050303.65 / Барнаульский государственный педагогический университет, Лингвистический институт, Кафедра английского языка ; [сост. С. В. Кустова]. - Барнаул, 2007. - 44 с.
19. Прищепова, И. В. К вопросу о сформированности предпосылок усвоения навыков письменной речи у будущих первоклассников / И. В. Прищепова, О. Г. Ивановская, С. Ф. Савченко // Логопед в детском саду. — 2005. - № 5-6. - С. 63-65.
20. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития : [учебное пособие] / [сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе]. - СПб. : Питер, 2001. - 379 с.
21. Развитие ребенка и культурная среда : сборник научных трудов / Барнаульский государственный педагогический университет ; [ред. кол. В. Е. Клочко и др.]. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 1996. - 82 с.
22. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности : учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. - 319 с.
23. Резникова, Я.И. Система работы по развитию письменной речи : [Коррективный курс, Х класс] / Я.И. Резникова // Открытая школа. - 1997. - N2. - С.59-61.
24. Романичева, Е. С. Карточки-задания для развития письменной речи / Е. С. Романичева // Литература : приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - 1-15 марта (№ 5). - С. 14-17.
25. Семченкова, И. А. Особенности коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с нарушением зрения / И. А. Семченкова // Наука и школа. - 2006. - № 6. - С. 58-60.
26. Скиотис, Е.И. Особенности развития связной речи младших школьников с ЗПР / Е.И. Скиотис // Дефектология.-1996.-N6. - С.24-28.
27. Тема номера : особый ребенок // Школьный психолог : приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - 1-15 дек. (№ 23). - С. 11-25.
28. Тюкаева, Н. И. Методика описания жанров естественной письменной русской речи по коммуникативно-семиотической модели / Н. И. Тюкаева // Вестн. БГПУ, Сер.: Гуманитарные науки. - Барнаул., 2005. - Вып. 5. - С. 128-131.
29. Цвирко, О. Ю. Нарушение письменной речи у одаренных детей / О. Ю. Цвирко // Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1 окт. 2004 г. / БГПУ. - Барнаул, 2004. - С. 235-243.
30. Шубина, О. Где живет звук? : программа «Развитие двигательных функций ребенка, мелкой моторной организации рук как профилактика нарушений письма» / О. Шубина, Ю. Бутаков // Учительская газета. - 2006. - 28 февр. (№ 8). - С. 6.
31. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 199
Тема: | «Особенности предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития - дошкольная специальная педагогика и психология» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 220 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности организации психологической помощи дошкольникам с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Курсовая работа:
Особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития - специальная дошкольная психология и педагогика
Дипломная работа:
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития