Дипломная работа
«Особенности развития диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»
- 63 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Связная речь как объект исследования в науке 6
1.2. Развитие диалогической и монологической речи в онтогенезе 15
1.3. Особенности развития диалогической и монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 21
Выводы по главе 1 34
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) 35
2.1. Методики исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования связной монологической и диалогической речи у старших дошкольников с ОНР 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность проблемы исследования. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из характерных признаков речевой недостаточности является недоразвитие связной речи. Это проявляется в монологической и диалогической речи. Речь фонетически недостаточно оформлена и наиболее важным показателем является отставание диалогической речи при понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна, поэтому таким детям требуется помощь специалиста.
У детей с общим недоразвитием речи нарушается формирование полноценной коммуникативной деятельности: снижается потребность в общении, особенности речи. Неполная речевая деятельность оставляет след на формирование таких сфер психического развития как сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая. Недостаточная сформированность как диалогической, так и монологической речи вызывает трудности в межличностной коммуникации и может приводить ко вторичной задержке психического развития, что, в свою очередь может отразиться на результатах учебной успеваемости и школьной адаптации.
Данная проблему вызвала интерес ряда исследователей (Ю.Ф.Гаркуша, О.Е. Грибова и др.). Проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Особенности развития диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить особенности развития диалогической и монологической речи дошкольников с ОНР (III уровень).
Объект исследования: связная речь дошкольников с ОНР (III уровень).
Предмет исследования: особенности развития диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного, возраста с ОНР (III уровень).
Гипотеза исследования: у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет выявлено следующие особенности развития связной речи:
1) затруднения в формулировании монологических высказываний - трудности формулирования фраз, наличие аграмматизмов, преобладание перечислений фактов, отсутствие содержательного описания по картинке;
2) ограничение диалогической речи, проявляющееся в ее вопросно-ответной форме, трудностях вступления в диалог по своей инициативе
Задачи исследования:
1) сделать обзор исследований по проблеме развития связной речи в лингвистической и психолого-педагогической науке;
2) подобрать методики и провести исследование уровня сформированной диалогической и монологической речи дошкольников с ОНР (III уровень);
3) провести качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования;
4) разработать методические рекомендации по развитию диалогической и монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологические основы исследования:
- исследования связной речи (В.И.Глухов, С.Л.Рубинштейн, Л.П.Якубинский)
- характеристика состояния связной речи в классификации ОНР (Р.Е.Левиной);
- основы коррекционного обучения дошкольников с ОНР, разработанные, в психолого-педагогических исследованиях Б.М.Гриншпун, Н.С.Жуковой, Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой.
Методы исследования:
1) метод анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2) биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);
3) эмпирические методы (экспериментальные методики, наблюдение);
4) методы) качественного и количественного анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: рассмотрены этапы формирования связной (диалогической и монологической) речи в онтогенезе; проанализированы и обобщены исследования по изучению трудностей формирования диалогической и монологической речи у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представления о специфике развития монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Теоретический материал позволит повысить профессионализм учителя-логопеда и воспитателей детского сада, а также можете быть использовано для консультации родителей.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 212» Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Связная речь как объект исследования в науке
Речевая деятельность исследуется разными науками. А.А.Леонтьево считал что, речевая работа изучалась психолингвистикой и другими, науками: язык - это особый объект, действительно существующий, а также сложная часть предмета (вербальной работы) и подражаемый психолингвистами в варианте определенной концепции для тех или иных теоретических или же практических целей [2].
По мнению Г.В.Чиркиной, связная речь выполняет важные функции речевой деятельности. Такая форма носит характер поочередного периодического развернутого изложения [17].
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. С.Л. Рубинштейн считает, что последовательность считается соответствием речевого замысла идеи с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь - это такая речь, которая способна появится на основе собственной объективной находки [11]. По мнению Т.Б.Филичевой связная речь выполняет важные общественные функции: она может помочь дошкольнику определить контакт с людьми, устанавливает и регулирует нормы поведения в обществе то, что считается главным условием развития его личности.
Связная речь характеризуется такими признаками, как содержательность; точность (правильный подбор слов, наиболее соответствующих содержанию); последовательность (последовательное изложение мыслей); ясность (ясность для других); правильность, чистота.
Выделяют такие виды связной речи как диалог и монолог, каждый из которых обладает собственными характерными чертами, которые устанавливают характер методики их формирования.
Л. П. Якубинский считает, что разговор - это относительно быстрый обмен речью, когда любая составляющая обмена информацией является репликой, где одна реплика обусловлена другой, обмене совершается без заблоговременного обдумывания; компоненты не имею т особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они являются краткими [18].
Диалогическая речь как форма связной речи представляет собой достаточно красочное выражение коммуникативной функции языка. О.С.Ушакова заявляет, что собственно диалогическая речь является основной по происхождению конфигураций языкового общения. Он представляет собой обмен выражениями, для которых характерно присутствие вопроса, ответа, дополнения, пояснения, возражения. В этой речи особую роль играют пантомима, жесты, манера, которые имеют значение слова. Диалог характеризуется изменением выражений двух либо многих (многоязычных), разговаривающих по одной теме, связанной с какой-либо обстановкой. Л. П. Якубинский отмечает, что основной характерной чертой диалога считается смена говорения одного человек а с прослушиванием и дальнейшим говорением другого в ответ на реплику собеседника. [8].
Л.П. Якубинский отмечает, что диалог и монолог связаны между собой и переходить одно в другое. Одной из подобных переходных конфигураций считается диалог, отличающийся от обычного диалога более медленным темпом обмена репликами, огромным их размером, требующей обдумывания. Подобный диалог является подготовленным диалогом.
Итогом проведенного экспериментального исследования явилось достижение поставленных нами целей, а именно, мы изучили уровень развития монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, провели их сравнительный анализ.
В основу выпускной квалификационной работы легли труды известных педагогов и психологов. Изучив и проанализировав научную литературу по проблеме развития монологической и диалогической речи у старших дошкольников с ОНР мы выявили, что таким детям трудно осуществлять полноценное общение, следствиемс чего является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи), которые отражаются в особенностям поведения, их незаинтересованности в контакте, неумении ориентироваться в ситуации общения, негативизм по отношению к окружающим.
По результатам проведенного исследования установлено, что дошкольниками с ОНР III уровня сложное пересказывать текст сказки, им требуется помощь в виде наводящих вопросов. При составлении рассказа по сюжетной картинке часто наблюдается существенное искажение ситуации, выпадение смысловых звеньев, или рассказ может носить не завершенный характер. Составление рассказа из личного опыта характеризуется простым перечисление предметов и действий, наблюдаются ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм.
Результаты наблюдения за уровнем сформированности диалогической речи показал, что дошкольники с ОНР III уровня не частот вступают в диалог как со сверстниками, так и взрослыми по собственной инициативе, их ответы на вопросы часто носят односложный характер.
Таким образом в ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что у старших дошкольников с общим) недоразвитием речи III уровня будет выявлено следующие особенности развития связной речи:
1) затруднения в формулировании монологических высказываний обусловлены тем, что детям свойственно наличие агграматизмов, они используют перечисление фактов и не могут содержательное описание по картинке;
2) детям свойственна ограниченность диалогической речи, они редко вступают в диалог по собственной инициативе.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] / М.М. Алексеева. М.: Просвещение, 2009.-400 с.
2. Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2009. - С.13-24.
3. Глухов В.П. Методику формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / В.П. Глухов// Дефектология. -2012. - С.69-76.
4. Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни:[Текст] Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.В. Елкина. М., 2007. -16 с.
5. Жукова Н.С. Формирование устной речи. [Текст] Учеб-метод, пособие-М.: Соц.-полит. журн., 2004. - 96 с.
+ еще 30 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Особенности развития диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня
Дипломная работа:
Изучение и преодоление нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Дипломная работа:
Развитите связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
Дипломная работа:
Особенности развития навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- билингвальной среды