Дипломная работа
«Ролевые ожидания и стратегии поведения в конфликте на добрачной стадии формирования семьи в студенческом возрасте»
- 88 страниц
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ подходов к понятию семейный конфликт.
1.1. Понятие семьи как системы…. 6
1.2. Обзор семейных конфликтов и практики их разрешения… 12
1.3. Особенности молодой семьи… 28
Глава II. Психологические особенности студенческого возраста
2.1. Особенности и задачи студенческого возраста… 33
2.2. Конфликты студенческого возраста…. 38
Глава III. Эмпирическое изучение ролевых ожиданий в семье и особенностей поведения в конфликте студентов
3.1. Программа исследования…. 42
3.2. Анализ различий юношей и девушек…. 45
3.3. Корреляционный анализ…. 48
3.4. Факторный анализ…. 51
3.5. Кластерный анализ…. 54
Заключение…. 56
Список литературы…. 60
Приложения…. 66
Конфликты, возникающие в сфере супружеских отношений, имеют непосредственный «выход» на проблему применения психологии личности и психологии индивидуальных различий в проблематике межличностных отношений. До сих пор остаются не вполне выясненными вопросы: почему в одних ситуациях супружеских конфликтов его стороны предпочитают использовать одни стратегии их разрешения, в других - другие, почему, спустя время, эти предпочтения меняются, почему одна и та же стратегия разрешения конфликта в одной супружеской паре приводит к укреплению брака, а в другой — к его распаду и т.д.
В современной науке накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака, ее места, роли в жизни общества, тенденций развития в переходные периоды (А.Я. Варга, A.B. Визгина, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, Н.Г. Марковская, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, И.И. Чернова, Е.И. Черняк Н.Д. Шимин, Л.Б. Шнейдер).
Цель работы – исследование взаимосвязи ролевых ожиданий и стратегий поведения в конфликте на добрачной стадии формирования семьи на примере студентов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать имеющиеся подходы к понятию семья;
2. Рассмотреть основные виды семейных конфликтов, их причины и практику разрешения конфликтов на разных этапах формирования семьи;
3. Выделить особенности молодой семьи на добрачной стадии развития и студенческого возраста;
4. Эмпирически изучить особенности взаимосвязей ролевых ожиданий студентов на добрачной стадии развития семьи и стратегий их поведения в конфликте.
Предмет исследования – ролевые ожидания и способы выхода из супружеских конфликтов.
Объектом исследования являются особенности ролевых ожиданий и способов выхода из супружеских конфликтов у студентов РУДН на добрачной стадии формирования семьи.
Гипотеза исследования:
Ролевые ожидания и стратегии поведения в конфликте на добрачной стадии .
К основным стратегиям разрешения супружеских конфликтов можно отнести стратегии сотрудничества, приспособления, компромисса, соревнования и избегания. Их выбор представляет сложность, связанную с многообразием возникающих между супругами конфликтов.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблемам формирования семьи, добрачной стадии в жизненном цикле семьи, особенностей протекания конфликтов на различных стадиях семьи, особенностях и задачах студенческого периода; тестирование (тест описания поведения Томаса; методика «Ролевые ожидания партнеров» (РОП), методы качественной и количественной обработки эмпирических данных, статистико-математические методы обработки данных.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в его ходе было осуществлено детальное изучение различных видов супружеских конфликтов. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности практикующих психологов.
В исследовании приняли участие 60 человек: 30 юношей, 30 девушек, в возрасте от 17 до 27 лет. Средний возраст респондентов составил 20 лет. Исследование проводилось среди студентов Российского университета дружбы народов.
В исследовании использовались тест описания поведения в конфликте К.Томаса адаптированный Н. В. Гришиной, методика «Ролевые ожидания партнеров» А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой.
Тест описания поведения К.Томаса адаптированный на русском языке Н.В. Гришиной использовался для описания поведения в конфликтных ситуациях и определения ведущих стратегий выхода из конфликта. В частности методика позволяет выявить пять способов урегулирования конфликтов: приспособление, избегание, соперничество, компромисс и сотрудничество.
Методика «Ролевые ожидания партнеров» А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой направлена на анализ представлений испытуемого об основных функциях себя и своего партнера в ведущих сферах семейного взаимодействия. В частности анализируются ролевые ожидания в отношении партнера и ролевые притязания в отношении самого себя в интимно-сексуальной, личностно-идентификационной, хозяйственно-бытовой, эмоционально-психологической, родительско-воспитательной сферах и сферах социальной активности и внешней привлекательности.
Общая характеристика выборки. Описательная статистика и наглядное представление распределения исследованных параметров выборки представлена в Приложении 1.
Из всех опрошенных респондентов 90 % не состоят в браке, 5% состоят в браке, 5 % состоят в гражданском браке.
Стаж текущих отношений опрошенных студентов имеет следующие показатели по мерам центральной тенденции: среднее значение – 14,7 месяцев, медиана – 7 месяцев. Поскольку среднее значение подвержено влиянию крайних значений выборки, то медиана оказывается более точным показателем. Однако следует учесть, что более половины выборки (55%) отказалось указывать данную информацию, что существенно снижает достоверность данных. В связи с этим параметр стажа отношений в дальнейшем в анализе не учитывался.
Анализ данных по методике поведение в конфликте показал, что в целом по выборке наиболее ярко выражен такие стили разрешения конфликтной ситуации как избегание (m = 6,65), приспособление (m=6,13) и компромисс (m=6,03). Среднюю выраженность имеет ориентация в конфликте на сотрудничество (m=5,93). Менее всего выражено соперничество (m=5,25).
В исследовании приняли участие 60 человек: 30 юношей, 30 девушек, в возрасте от 17 до 27 лет. Средний возраст респондентов составил 20 лет. Исследование проводилось среди студентов Российского университета дружбы народов.
В исследовании использовались тест описания поведения в конфликте К.Томаса адаптированный Н. В. Гришиной, методика «Ролевые ожидания партнеров» А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой.
Тест описания поведения К.Томаса адаптированный на русском языке Н.В. Гришиной использовался для описания поведения в конфликтных ситуациях и определения ведущих стратегий выхода из конфликта. В частности методика позволяет выявить пять способов урегулирования конфликтов: приспособление, избегание, соперничество, компромисс и сотрудничество.
Методика «Ролевые ожидания партнеров» А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой направлена на анализ представлений испытуемого об основных функциях себя и своего партнера в ведущих сферах семейного взаимодействия. В частности анализируются ролевые ожидания в отношении партнера и ролевые притязания в отношении самого себя в интимно-сексуальной, личностно-идентификационной, хозяйственно-бытовой, эмоционально-психологической, родительско-воспитательной сферах и сферах социальной активности и внешней привлекательности.
Общая характеристика выборки. Описательная статистика и наглядное представление распределения исследованных параметров выборки представлена в Приложении 1.
Из всех опрошенных респондентов 90 % не состоят в браке, 5% состоят в браке, 5 % состоят в гражданском браке.
Стаж текущих отношений опрошенных студентов имеет следующие показатели по мерам центральной тенденции: среднее значение – 14,7 месяцев, медиана – 7 месяцев. Поскольку среднее значение подвержено влиянию крайних значений выборки, то медиана оказывается более точным показателем. Однако следует учесть, что более половины выборки (55%) отказалось указывать данную информацию, что существенно снижает достоверность данных. В связи с этим параметр стажа отношений в дальнейшем в анализе не учитывался.
Анализ данных по методике поведение в конфликте показал, что в целом по выборке наиболее ярко выражен такие стили разрешения конфликтной ситуации как избегание (m = 6,65), приспособление (m=6,13) и компромисс (m=6,03). Среднюю выраженность имеет ориентация в конфликте на сотрудничество (m=5,93). Менее всего выражено соперничество (m=5,25).
Итак, в нашей работе были рассмотрены важнейшие типологии, корреляционные связи и закономерности, открывающие нам путь к пониманию природы и наиболее распространенных причин возникновения семейных конфликтов.
Супружеский конфликт представляет собой конфликт, разворачивающийся между супругами в сфере супружеских отношений. Конфликты между супругами характеризуются как общими особенностями, свойственными любому конфликтному поведению, так и специфическими особенностями, обусловленными сферой возникновения данного вида конфликтов.
В основе супружеского конфликта могут лежать как объективные, так и субъективные факторы. Наиболее общей причиной возникновения супружеских конфликтов является нарушение процессов адаптации в сфере брач- но-супружеских отношений. Корни данных нарушений могут лежать в особенностях семейного воспитания лиц, составивших во взрослой жизни супружескую пару.
Проведенный теоретический анализ позволил выявить и охарактеризовать широкий перечень причин, лежащих в основе конфликтного взаимодействия супругов (личностные особенности, несовпадение ролевых позиций, нарушение властных аспектов взаимодействия и т.д.). В целом, конфликты между супругами возникают в силу неудовлетворенности какой-либо потребности в сфере брачно-супружеского взаимодействия.
Конфликты между супругами могут характеризоваться рядом параметров - своим предметом, длительностью, остротой, лицами, вовлеченными в конфликт, глубиной последствий и т.д.
.
Итак, мы наблюдаем значимую связь между сферой внешней привлекательности и эмоционально-психологической сферой, сферой внешней привлекательности и сферой социальной активности. Отношения с партнером, комфортность и ценность этих отношений для юношей и девушек во многом зависят от социальной активности партнера, его внешней привлекательности. Значимость и согласованность сфер внешней привлекательности и социальной активности, а также сферы внешней привлекательности и эмоционально-психологической сферы находятся в прямой зависимости – увеличение показателя в одной сфере приводит к росту значимости другой сферы.
1. Авдонина И.Е. Этика и психология семейных отношений (психолого-педагогические аспекты): учебное пособие /И. Е. Авдонина, М. В. Носкова. - Екатеринбург: Ажур, 2010.- 246 с.
2. Андреева Т.В. Психология семьи: учеб. пособие: [для вузов] /Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2010.- 381 с.
3. Андреева Т.В. Социальная психология семьи /Т. В. Андреева; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.- 209 с.
4. Баркан А.И. Рядовые семейных войн, или Как мы создаем проблемы своим детям /Алла Баркан. - М.: АСТ, 2009.- 379 с.
5. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию /Анна Варга. - М.: Когито-Центр, 2009.- 181 с.: a-ил.
6. Грюнвальд Б.Б. Консультирование семьи: практ. рук.: [пер. с англ.] /Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби. - 2-е изд., стер. - М.: Когито-Центр, 2008.- 413 с.
7. Диагностика семьи: методики и тесты /[ред.-сост. Д. Я. Райгородский]. - Самара: Бахрах-М, 2011.- 735 с.: a-ил.
8. Дмитриева Л.А. Психопрофилактика в сфере семейных отношений: учеб.-метод. пособие /Л. А. Дмитриева; Федер. служба исполнения наказаний, Науч.-исслед. ин-т уголов.-исполн. системы. - М.: НИИУИС, 2011.- 118 с.: a-ил.
9. Дорошина И.Г. Психология семейных взаимоотношений /И. Г. Дорошина; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, Пенз. фил. Междунар. независимого экол.-политол. ун-та. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2009.- 174 с.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи /В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010.- 176 с.: a-ил.
11. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: учеб. пособие: [для вузов по направлению и специальностям психологии] /А. Н. Елизаров. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Ось-89, 2011.- 399 с.
12. 3унг Н.Т.Т. Роль социально-психологических факторов в стабилизации молодой семьи // Психологический журнал. — 2007. Т.13. — №6. — С.90- 92.
13. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений /Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2008.- 350 с.: a-ил.
14. Каменская Е.Н. Психология семейных отношений: конспект лекций /Е. Н. Каменская. - Таганрог, 2008. – 289 с.
15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] /О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2008.- 319 с.
16. Кошелева Е.П. Психология семейных отношений: крат. обзор /Е. П. Кошелева. - М.: МГПИ, 2008.- 43 с.
17. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: учеб.пособие /Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. - СПб.: Речь, 2010.- 239 с.
18. Куфтяк Е.В. Развитие семейного совладания и функциональности семьи /Е. В. Куфтяк, М. А. Сизова; Федер. агентство по образованию, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2009.- 119 с.: ил.
19. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 2007. - №4.
20. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. — 2006. Т.6. -№3. - С. 126-137.
21. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] /А. Г. Лидерс. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.- 430 с.
22. Лидерс А.Г. Семья как психологическая система: очерки психологии семьи /Лидерс А. Г. - М.: Соц. науки, 2009.- 296 с.
23. Малкин О.Ю. Коллизионное регулирование семейных отношений /О. Ю. Малкин; [Соврем. гуманитар. акад.]. - Москва: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2009.- 123 с.: ил.
24. Мальтиникова Н.П. Психология семьи и семейного воспитания: учеб.-метод. пособие /Н. П. Мальтиникова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009.- 248 с.
25. Мартел Д. Богатство семьи и его дилеммы: размышления о преемственности, сплоченности и наследовании: [пер. с англ.] /Джуди Мартел; предисл. Дж. И. Хьюза-мл. - М.: Олимп-Бизнес, 2009.- X, 260 с.
26. Методы и технологии работы с семьей: практики разрешения семейных проблем /[Е. Ю. Герасимова и др.]; под науч. ред. Е. В. Куфтяк; Федер. агентство по образованию, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, Департамент образования и науки Костром. обл., Волж. дет. дом. - Кострома: КГУ, 2010.- 186 с.
27. Мильшин А.О. Семья и семейные отношения. Цивилизационный взгляд /А. О. Мильшин. - Брянск: Ладомир, 2009.- 128 с.: a-ил.
28. Обозов H.H., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. — 2008. Т.З, № 2, С.147-151.
29. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 2006. - №2, Т.7. - С.59-65
30. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов /Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2008.- 357 с.
31. Олифирович Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь /Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. - М.: исслед. группа "Соц. науки", 2009.- 355 с.: a-ил.
32. Паранчер Н.Н. Социально-психологические проблемы молодой семьи /Н. Н. Паранчер; Амур. гос. ун-т, Биробидж. фил. - Биробиджан: АмГУ БФ, 2009.- 30 с.
33. Пахомов А.А. Современная семья и реальная региональная социальная политика в отношении семей с детьми: монография /А. А. Пахомов; Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - Якутск; Якутск: Изд-во СО РАН; ЯФ, 2011.- 263 с.
34. Практика семейной расстановки: систем. решения по Б. Хеллингеру: [сборник : пер. с нем.] /сост. Г. Вебер. - М.: Ин-т консультирования и систем. решений, 2010.- 381 с.
35. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: [учебное пособие для врачей и психологов /В. Юстицкис и др.]; под ред. Э. Г. Эйдемиллера. - Санкт-Петербург: Речь, 2010.- 424 с.: ил.
36. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О. Г. Прохорова. - М.: Сфера, 2010.- 223 с.
37. Психология семейных отношений: учеб. пособие для вузов /[А. Д. Кошелева и др.]; под ред. О. А. Шаграевой, А. М. Сергеева. - М.: Академия, 2008.- 359 с.
38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: [учеб. пособие для фак. педагогики, психологии и соц. работы /Е. И. Артамонова и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.- 190 с.
39. Психотерапия семейных отношений: [сборник /ред.-сост. Д. Я. Райгородский]. - Самара: БАХРАХ-М, 2011.- 703 с.
40. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб. пособие /Т. В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2010.- 166 с.
41. Сажина Л.В. Современная гендерная культура: кросскультурный анализ брачно-семейного сегмента /Л. В. Сажина; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Юж. федер. ун-т, Пед. ин-т. - Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2008.- 203 с.
42. Салыкова С. В. Психология семейных отношений: теорет. и практ. аспекты: учеб. пособие /С. В. Салыкова. - Владивосток, 2009. – 713 с.
43. Семейные ценности и жизненные стратегии российской молодежи в условиях кризиса: материалы науч.-практ. конф. "Молодежь России в условиях преодоления последствий глобал. кризиса" (23 апр. 2010 г.) /[ред.-сост. Рудакова Е. Н.]. - Люберцы: Филиал РГСУ, 2010.- 259 с.: ил.
44. Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития: [сб. ст.] /Федер. агентство по образованию, Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, Фак. соц. наук [и др.; сост. и науч. ред.: Саралиева З. Х.]. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008.- 583 с.: диагр.
45. Соломатина Е.М. Внутриличностные противоречия как фактор дестабилизации супружеских отношений /Е. М. Соломатина; М-во образования Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т, Моск. гос. обл. ун-т. - М.: МПГУ, 2008.- 163 с.
46. Социально-психологические проблемы современной семьи: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 29-30 сент. 2008 г.=Social and psychological problems of a modern family /[науч. ред.: Соболева Е. А. и др.]. - Армавир: АГПУ, 2008.- 238 с.: a-ил.
47. Стегачева С.В. Конфликт в дезадаптивной семье и его коррекция /С. В. Стегачева, Н. А. Коваль; Федер. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Каф. соц. психологии. - Тамбов: ТГУ, 2007.- 162 с.: a-ил.
48. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клинич. практика: [сб. ст. : пер. с англ.] /под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - 2-е изд., стер. - М.: Когито-Центр, 2010.- 494 с.
49. Тимошенко И.В. Брачно-семейные отношения: советы адвокаты /И. В. Тимошенко. - Ростов н/Д, 2007. – 361 с.
50. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи /В. В. Ткачева; М-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва: МГГУ, 2008.- 130 с.
51. Ткаченко И.В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология /Ткаченко И. В. - М.: Кредо, 2008.- 277 с.: a-ил.
52. Торохтий В.С. Психологическое здоровье семьи: учеб.-метод. пособие /В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. - СПб.: КАРО, 2009.- 159 с.
53. Шапошникова Т.Е. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.-метод. комплекс /Т. Е. Шапошникова. - Новосибирск: НГПУ Ч. 1. - 2007.- 247 с.
54. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: антология /Л. Б. Шнейдер. - Москва: Трикста, 2010.- 718 с.
55. Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи /Валентина Целуйко. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.- 495 с.
56. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008.- 668 с.: a-ил.
57. Higgins A., Priest S. Resolving conflict between young people. — Education Psychology in Practice. - 2009. - 6(2). - P. 60-64.
58. Raush H.L., Barry W.A., Hertel R.K., Swain N.A. Communication, conflict and marriage. - San Francisco: Jossey Bass, 2009.
59. Rice D.G. Dual-carrier marriage. Conflict and treatment. — New York: The Free Press, 2009.
60. Rubin Z., Peplau L.A., Hill Ch.T. Loving and leaving: Sex differences in romantic attachments // J. of marriage a. the family. Minneapolis, 2010. - Vol. 42. — № 4. - P.409-418.
Выпускная квалификационная работа магистра, 14, 1,5, антиплагиат
Тема: | «Ролевые ожидания и стратегии поведения в конфликте на добрачной стадии формирования семьи в студенческом возрасте» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 88 | |
Цена: | 800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Система реализации направления ГМП «Профилактика асоциального поведения среди молодых граждан»
Магистерская работа:
КОНЦЕПТ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XXI ВВ.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Курсовая работа:
Агрессивное поведение в конфликте
Курсовая работа:
Конфликты в организации: причины и возможности управления
Дипломная работа:
Личностные детерминанты супружеских конфликтов