Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Дипломная работа

«Ролевые ожидания и стратегии поведения в конфликте на добрачной стадии формирования семьи в студенческом возрасте»

  • 88 страниц(ы)
фото автора

Автор: krehm

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ подходов к понятию семейный конфликт.

1.1. Понятие семьи как системы…. 6

1.2. Обзор семейных конфликтов и практики их разрешения… 12

1.3. Особенности молодой семьи… 28

Глава II. Психологические особенности студенческого возраста

2.1. Особенности и задачи студенческого возраста… 33

2.2. Конфликты студенческого возраста…. 38

Глава III. Эмпирическое изучение ролевых ожиданий в семье и особенностей поведения в конфликте студентов

3.1. Программа исследования…. 42

3.2. Анализ различий юношей и девушек…. 45

3.3. Корреляционный анализ…. 48

3.4. Факторный анализ…. 51

3.5. Кластерный анализ…. 54

Заключение…. 56

Список литературы…. 60

Приложения…. 66


Введение

Конфликты, возникающие в сфере супружеских отношений, имеют непосредственный «выход» на проблему применения психологии личности и психологии индивидуальных различий в проблематике межличностных отношений. До сих пор остаются не вполне выясненными вопросы: почему в одних ситуациях супружеских конфликтов его стороны предпочитают использовать одни стратегии их разрешения, в других - другие, почему, спустя время, эти предпочтения меняются, почему одна и та же стратегия разрешения конфликта в одной супружеской паре приводит к укреплению брака, а в другой — к его распаду и т.д.

В современной науке накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака, ее места, роли в жизни общества, тенденций развития в переходные периоды (А.Я. Варга, A.B. Визгина, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, Н.Г. Марковская, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, И.И. Чернова, Е.И. Черняк Н.Д. Шимин, Л.Б. Шнейдер).

Цель работы – исследование взаимосвязи ролевых ожиданий и стратегий поведения в конфликте на добрачной стадии формирования семьи на примере студентов.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся подходы к понятию семья;

2. Рассмотреть основные виды семейных конфликтов, их причины и практику разрешения конфликтов на разных этапах формирования семьи;

3. Выделить особенности молодой семьи на добрачной стадии развития и студенческого возраста;

4. Эмпирически изучить особенности взаимосвязей ролевых ожиданий студентов на добрачной стадии развития семьи и стратегий их поведения в конфликте.

Предмет исследования – ролевые ожидания и способы выхода из супружеских конфликтов.

Объектом исследования являются особенности ролевых ожиданий и способов выхода из супружеских конфликтов у студентов РУДН на добрачной стадии формирования семьи.

Гипотеза исследования:

Ролевые ожидания и стратегии поведения в конфликте на добрачной стадии .

К основным стратегиям разрешения супружеских конфликтов можно отнести стратегии сотрудничества, приспособления, компромисса, соревнования и избегания. Их выбор представляет сложность, связанную с многообразием возникающих между супругами конфликтов.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблемам формирования семьи, добрачной стадии в жизненном цикле семьи, особенностей протекания конфликтов на различных стадиях семьи, особенностях и задачах студенческого периода; тестирование (тест описания поведения Томаса; методика «Ролевые ожидания партнеров» (РОП), методы качественной и количественной обработки эмпирических данных, статистико-математические методы обработки данных.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в его ходе было осуществлено детальное изучение различных видов супружеских конфликтов. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности практикующих психологов.

В исследовании приняли участие 60 человек: 30 юношей, 30 девушек, в возрасте от 17 до 27 лет. Средний возраст респондентов составил 20 лет. Исследование проводилось среди студентов Российского университета дружбы народов.

В исследовании использовались тест описания поведения в конфликте К.Томаса адаптированный Н. В. Гришиной, методика «Ролевые ожидания партнеров» А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой.

Тест описания поведения К.Томаса адаптированный на русском языке Н.В. Гришиной использовался для описания поведения в конфликтных ситуациях и определения ведущих стратегий выхода из конфликта. В частности методика позволяет выявить пять способов урегулирования конфликтов: приспособление, избегание, соперничество, компромисс и сотрудничество.

Методика «Ролевые ожидания партнеров» А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой направлена на анализ представлений испытуемого об основных функциях себя и своего партнера в ведущих сферах семейного взаимодействия. В частности анализируются ролевые ожидания в отношении партнера и ролевые притязания в отношении самого себя в интимно-сексуальной, личностно-идентификационной, хозяйственно-бытовой, эмоционально-психологической, родительско-воспитательной сферах и сферах социальной активности и внешней привлекательности.

Общая характеристика выборки. Описательная статистика и наглядное представление распределения исследованных параметров выборки представлена в Приложении 1.

Из всех опрошенных респондентов 90 % не состоят в браке, 5% состоят в браке, 5 % состоят в гражданском браке.

Стаж текущих отношений опрошенных студентов имеет следующие показатели по мерам центральной тенденции: среднее значение – 14,7 месяцев, медиана – 7 месяцев. Поскольку среднее значение подвержено влиянию крайних значений выборки, то медиана оказывается более точным показателем. Однако следует учесть, что более половины выборки (55%) отказалось указывать данную информацию, что существенно снижает достоверность данных. В связи с этим параметр стажа отношений в дальнейшем в анализе не учитывался.

Анализ данных по методике поведение в конфликте показал, что в целом по выборке наиболее ярко выражен такие стили разрешения конфликтной ситуации как избегание (m = 6,65), приспособление (m=6,13) и компромисс (m=6,03). Среднюю выраженность имеет ориентация в конфликте на сотрудничество (m=5,93). Менее всего выражено соперничество (m=5,25).


Выдержка из текста работы

В исследовании приняли участие 60 человек: 30 юношей, 30 девушек, в возрасте от 17 до 27 лет. Средний возраст респондентов составил 20 лет. Исследование проводилось среди студентов Российского университета дружбы народов.

В исследовании использовались тест описания поведения в конфликте К.Томаса адаптированный Н. В. Гришиной, методика «Ролевые ожидания партнеров» А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой.

Тест описания поведения К.Томаса адаптированный на русском языке Н.В. Гришиной использовался для описания поведения в конфликтных ситуациях и определения ведущих стратегий выхода из конфликта. В частности методика позволяет выявить пять способов урегулирования конфликтов: приспособление, избегание, соперничество, компромисс и сотрудничество.

Методика «Ролевые ожидания партнеров» А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой направлена на анализ представлений испытуемого об основных функциях себя и своего партнера в ведущих сферах семейного взаимодействия. В частности анализируются ролевые ожидания в отношении партнера и ролевые притязания в отношении самого себя в интимно-сексуальной, личностно-идентификационной, хозяйственно-бытовой, эмоционально-психологической, родительско-воспитательной сферах и сферах социальной активности и внешней привлекательности.

Общая характеристика выборки. Описательная статистика и наглядное представление распределения исследованных параметров выборки представлена в Приложении 1.

Из всех опрошенных респондентов 90 % не состоят в браке, 5% состоят в браке, 5 % состоят в гражданском браке.

Стаж текущих отношений опрошенных студентов имеет следующие показатели по мерам центральной тенденции: среднее значение – 14,7 месяцев, медиана – 7 месяцев. Поскольку среднее значение подвержено влиянию крайних значений выборки, то медиана оказывается более точным показателем. Однако следует учесть, что более половины выборки (55%) отказалось указывать данную информацию, что существенно снижает достоверность данных. В связи с этим параметр стажа отношений в дальнейшем в анализе не учитывался.

Анализ данных по методике поведение в конфликте показал, что в целом по выборке наиболее ярко выражен такие стили разрешения конфликтной ситуации как избегание (m = 6,65), приспособление (m=6,13) и компромисс (m=6,03). Среднюю выраженность имеет ориентация в конфликте на сотрудничество (m=5,93). Менее всего выражено соперничество (m=5,25).


Заключение

Итак, в нашей работе были рассмотрены важнейшие типологии, корреляционные связи и закономерности, открывающие нам путь к пониманию природы и наиболее распространенных причин возникновения семейных конфликтов.

Супружеский конфликт представляет собой конфликт, разворачивающийся между супругами в сфере супружеских отношений. Конфликты между супругами характеризуются как общими особенностями, свойственными любому конфликтному поведению, так и специфическими особенностями, обусловленными сферой возникновения данного вида конфликтов.

В основе супружеского конфликта могут лежать как объективные, так и субъективные факторы. Наиболее общей причиной возникновения супружеских конфликтов является нарушение процессов адаптации в сфере брач- но-супружеских отношений. Корни данных нарушений могут лежать в особенностях семейного воспитания лиц, составивших во взрослой жизни супружескую пару.

Проведенный теоретический анализ позволил выявить и охарактеризовать широкий перечень причин, лежащих в основе конфликтного взаимодействия супругов (личностные особенности, несовпадение ролевых позиций, нарушение властных аспектов взаимодействия и т.д.). В целом, конфликты между супругами возникают в силу неудовлетворенности какой-либо потребности в сфере брачно-супружеского взаимодействия.

Конфликты между супругами могут характеризоваться рядом параметров - своим предметом, длительностью, остротой, лицами, вовлеченными в конфликт, глубиной последствий и т.д.

.

Итак, мы наблюдаем значимую связь между сферой внешней привлекательности и эмоционально-психологической сферой, сферой внешней привлекательности и сферой социальной активности. Отношения с партнером, комфортность и ценность этих отношений для юношей и девушек во многом зависят от социальной активности партнера, его внешней привлекательности. Значимость и согласованность сфер внешней привлекательности и социальной активности, а также сферы внешней привлекательности и эмоционально-психологической сферы находятся в прямой зависимости – увеличение показателя в одной сфере приводит к росту значимости другой сферы.


Список литературы

1. Авдонина И.Е. Этика и психология семейных отношений (психолого-педагогические аспекты): учебное пособие /И. Е. Авдонина, М. В. Носкова. - Екатеринбург: Ажур, 2010.- 246 с.

2. Андреева Т.В. Психология семьи: учеб. пособие: [для вузов] /Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2010.- 381 с.

3. Андреева Т.В. Социальная психология семьи /Т. В. Андреева; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.- 209 с.

4. Баркан А.И. Рядовые семейных войн, или Как мы создаем проблемы своим детям /Алла Баркан. - М.: АСТ, 2009.- 379 с.

5. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию /Анна Варга. - М.: Когито-Центр, 2009.- 181 с.: a-ил.

6. Грюнвальд Б.Б. Консультирование семьи: практ. рук.: [пер. с англ.] /Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби. - 2-е изд., стер. - М.: Когито-Центр, 2008.- 413 с.

7. Диагностика семьи: методики и тесты /[ред.-сост. Д. Я. Райгородский]. - Самара: Бахрах-М, 2011.- 735 с.: a-ил.

8. Дмитриева Л.А. Психопрофилактика в сфере семейных отношений: учеб.-метод. пособие /Л. А. Дмитриева; Федер. служба исполнения наказаний, Науч.-исслед. ин-т уголов.-исполн. системы. - М.: НИИУИС, 2011.- 118 с.: a-ил.

9. Дорошина И.Г. Психология семейных взаимоотношений /И. Г. Дорошина; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, Пенз. фил. Междунар. независимого экол.-политол. ун-та. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2009.- 174 с.

10. Дружинин В.Н. Психология семьи /В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010.- 176 с.: a-ил.

11. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: учеб. пособие: [для вузов по направлению и специальностям психологии] /А. Н. Елизаров. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Ось-89, 2011.- 399 с.

12. 3унг Н.Т.Т. Роль социально-психологических факторов в стабилизации молодой семьи // Психологический журнал. — 2007. Т.13. — №6. — С.90- 92.

13. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений /Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2008.- 350 с.: a-ил.

14. Каменская Е.Н. Психология семейных отношений: конспект лекций /Е. Н. Каменская. - Таганрог, 2008. – 289 с.

15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] /О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2008.- 319 с.

16. Кошелева Е.П. Психология семейных отношений: крат. обзор /Е. П. Кошелева. - М.: МГПИ, 2008.- 43 с.

17. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: учеб.пособие /Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. - СПб.: Речь, 2010.- 239 с.

18. Куфтяк Е.В. Развитие семейного совладания и функциональности семьи /Е. В. Куфтяк, М. А. Сизова; Федер. агентство по образованию, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2009.- 119 с.: ил.

19. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 2007. - №4.

20. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. — 2006. Т.6. -№3. - С. 126-137.

21. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] /А. Г. Лидерс. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.- 430 с.

22. Лидерс А.Г. Семья как психологическая система: очерки психологии семьи /Лидерс А. Г. - М.: Соц. науки, 2009.- 296 с.

23. Малкин О.Ю. Коллизионное регулирование семейных отношений /О. Ю. Малкин; [Соврем. гуманитар. акад.]. - Москва: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2009.- 123 с.: ил.

24. Мальтиникова Н.П. Психология семьи и семейного воспитания: учеб.-метод. пособие /Н. П. Мальтиникова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009.- 248 с.

25. Мартел Д. Богатство семьи и его дилеммы: размышления о преемственности, сплоченности и наследовании: [пер. с англ.] /Джуди Мартел; предисл. Дж. И. Хьюза-мл. - М.: Олимп-Бизнес, 2009.- X, 260 с.

26. Методы и технологии работы с семьей: практики разрешения семейных проблем /[Е. Ю. Герасимова и др.]; под науч. ред. Е. В. Куфтяк; Федер. агентство по образованию, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, Департамент образования и науки Костром. обл., Волж. дет. дом. - Кострома: КГУ, 2010.- 186 с.

27. Мильшин А.О. Семья и семейные отношения. Цивилизационный взгляд /А. О. Мильшин. - Брянск: Ладомир, 2009.- 128 с.: a-ил.

28. Обозов H.H., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. — 2008. Т.З, № 2, С.147-151.

29. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 2006. - №2, Т.7. - С.59-65

30. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов /Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2008.- 357 с.

31. Олифирович Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь /Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. - М.: исслед. группа "Соц. науки", 2009.- 355 с.: a-ил.

32. Паранчер Н.Н. Социально-психологические проблемы молодой семьи /Н. Н. Паранчер; Амур. гос. ун-т, Биробидж. фил. - Биробиджан: АмГУ БФ, 2009.- 30 с.

33. Пахомов А.А. Современная семья и реальная региональная социальная политика в отношении семей с детьми: монография /А. А. Пахомов; Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - Якутск; Якутск: Изд-во СО РАН; ЯФ, 2011.- 263 с.

34. Практика семейной расстановки: систем. решения по Б. Хеллингеру: [сборник : пер. с нем.] /сост. Г. Вебер. - М.: Ин-т консультирования и систем. решений, 2010.- 381 с.

35. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: [учебное пособие для врачей и психологов /В. Юстицкис и др.]; под ред. Э. Г. Эйдемиллера. - Санкт-Петербург: Речь, 2010.- 424 с.: ил.

36. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О. Г. Прохорова. - М.: Сфера, 2010.- 223 с.

37. Психология семейных отношений: учеб. пособие для вузов /[А. Д. Кошелева и др.]; под ред. О. А. Шаграевой, А. М. Сергеева. - М.: Академия, 2008.- 359 с.

38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: [учеб. пособие для фак. педагогики, психологии и соц. работы /Е. И. Артамонова и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.- 190 с.

39. Психотерапия семейных отношений: [сборник /ред.-сост. Д. Я. Райгородский]. - Самара: БАХРАХ-М, 2011.- 703 с.

40. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб. пособие /Т. В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2010.- 166 с.

41. Сажина Л.В. Современная гендерная культура: кросскультурный анализ брачно-семейного сегмента /Л. В. Сажина; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Юж. федер. ун-т, Пед. ин-т. - Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2008.- 203 с.

42. Салыкова С. В. Психология семейных отношений: теорет. и практ. аспекты: учеб. пособие /С. В. Салыкова. - Владивосток, 2009. – 713 с.

43. Семейные ценности и жизненные стратегии российской молодежи в условиях кризиса: материалы науч.-практ. конф. "Молодежь России в условиях преодоления последствий глобал. кризиса" (23 апр. 2010 г.) /[ред.-сост. Рудакова Е. Н.]. - Люберцы: Филиал РГСУ, 2010.- 259 с.: ил.

44. Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития: [сб. ст.] /Федер. агентство по образованию, Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, Фак. соц. наук [и др.; сост. и науч. ред.: Саралиева З. Х.]. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008.- 583 с.: диагр.

45. Соломатина Е.М. Внутриличностные противоречия как фактор дестабилизации супружеских отношений /Е. М. Соломатина; М-во образования Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т, Моск. гос. обл. ун-т. - М.: МПГУ, 2008.- 163 с.

46. Социально-психологические проблемы современной семьи: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 29-30 сент. 2008 г.=Social and psychological problems of a modern family /[науч. ред.: Соболева Е. А. и др.]. - Армавир: АГПУ, 2008.- 238 с.: a-ил.

47. Стегачева С.В. Конфликт в дезадаптивной семье и его коррекция /С. В. Стегачева, Н. А. Коваль; Федер. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Каф. соц. психологии. - Тамбов: ТГУ, 2007.- 162 с.: a-ил.

48. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клинич. практика: [сб. ст. : пер. с англ.] /под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - 2-е изд., стер. - М.: Когито-Центр, 2010.- 494 с.

49. Тимошенко И.В. Брачно-семейные отношения: советы адвокаты /И. В. Тимошенко. - Ростов н/Д, 2007. – 361 с.

50. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи /В. В. Ткачева; М-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва: МГГУ, 2008.- 130 с.

51. Ткаченко И.В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология /Ткаченко И. В. - М.: Кредо, 2008.- 277 с.: a-ил.

52. Торохтий В.С. Психологическое здоровье семьи: учеб.-метод. пособие /В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. - СПб.: КАРО, 2009.- 159 с.

53. Шапошникова Т.Е. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.-метод. комплекс /Т. Е. Шапошникова. - Новосибирск: НГПУ Ч. 1. - 2007.- 247 с.

54. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: антология /Л. Б. Шнейдер. - Москва: Трикста, 2010.- 718 с.

55. Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи /Валентина Целуйко. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.- 495 с.

56. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008.- 668 с.: a-ил.

57. Higgins A., Priest S. Resolving conflict between young people. — Education Psychology in Practice. - 2009. - 6(2). - P. 60-64.

58. Raush H.L., Barry W.A., Hertel R.K., Swain N.A. Communication, conflict and marriage. - San Francisco: Jossey Bass, 2009.

59. Rice D.G. Dual-carrier marriage. Conflict and treatment. — New York: The Free Press, 2009.

60. Rubin Z., Peplau L.A., Hill Ch.T. Loving and leaving: Sex differences in romantic attachments // J. of marriage a. the family. Minneapolis, 2010. - Vol. 42. — № 4. - P.409-418.


Примечания

Выпускная квалификационная работа магистра, 14, 1,5, антиплагиат

Тема: «Ролевые ожидания и стратегии поведения в конфликте на добрачной стадии формирования семьи в студенческом возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 88
Цена: 800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика