Курсовая работа
«Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации»
- 53 страниц
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации….….6
1.1 Национальная культура и ее влияние на дошкольников….6
1.2 Методы воспитания национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации .….….11
1.3 Национальная культура России и Республики Коми как средство воспитания старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации…16
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование процесса воспитания национальной культуре старших дошкольников МАДОУ Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Печора….…27
2.1 Методики и процедура проводимого исследования….27
2.2 Анализ результатов проведенного исследования….34
2.3 Рекомендации по результатам исследования….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….52
ПРИЛОЖЕНИЕ А.…54
Современные концепции развития личности ребенка, а также подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Перед педагогами стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.
Сегодня современная дошкольная образовательная организация является поликультурным пространством, которое следует выстраивать на идее культурного диалога, равноправного партнерства, что будет способствовать приобщение детей к культуре разных народов.
Это будет способствовать осознанию, осмыслению и принятию ребенком этнической, мировой и общенациональной культур в целях его духовного обогащения, развития у него умения и готовности жить в поликультурной среде. Это подчеркивает практическую остроту и актуальность исследуемой темы.
По данным зарубежных и отечественных исследователей (Л.А. Парамонова, В.Д. Ботнарь6, А.М. Сунд, М. Дунин-Васович, Е.Ю. Протасова, Э.К. Суслова17, М.И. Богомолова5, Б. Шучияма и др.), чувство национальной принадлежности, которое развивается с детства, должно формироваться на фоне ознакомления детей с культурой не только своего народа, но и других этносов, уважения к ним. Принадлежность дошкольника к человеческому роду гарантирует ему открытость в культуре (М. Гутар и др.). Установлено, что чем меньше ребенок, тем больше он открыт для понимания разных культур. Приобщая детей к культуре других народов можно воспитать толерантную, уверенную и свободную личность, которая умеет жить в мире и согласии с другими людьми (М.И. Богомолова, Н.С. Белобородова, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, Е.Н. Кергилова и др.).
Цель работы – разработка и апробация педагогических методов воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования – воспитание национальной культуре старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации будет результативным, если:
1. сформирована взаимосвязь познавательного, эмоционального и поведенческого составляющих культурных знаний ребенка;
2. осуществлен процесс знакомства с национальной культурой в обобщенном комплексе полученных занятий, свободной деятельности, диалектической игры;
3. получены результаты такие, как формирование представления о национальных традициях, проявление интереса к ним и дальнейшая реализация сформированных представлений в самостоятельной работе.
Для осуществления проставленной цели необходимо решит следующие задачи:
1. Рассмотреть национальную культуру и ее влияние на дошкольников.
2. Изучить методы воспитания национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
3. Исследовать национальную культуру России и Республики Коми как средство воспитания старших дошкольников в условиях ДОО.
4. Выявить основу доказательства гипотезы и проверить экспериментальным способом результативность обозначенных условий воспитания национальной культуре старших дошкольников в ДОО.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию воспитания национальной культуры старших дошкольников в условиях ДОО.
Объект исследования – процесс педагогического воспитания в дошкольной образовательной организации, который ориентирован на приобщение старших дошкольников к национальной культуре.
Предмет исследования – педагогические методы воспитания национальной культуре старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по воспитанию национальной культуре старших дошкольников, которые могут быть использована в работе дошкольных образовательных организациях.
База исследования – МАДОУ Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Печора.
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование воспитания национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Многие вопросы социальной жизни общества в период вступления в третье тысячелетие сегодня приходится рассматривать по-новому. В сложный период развития национального самосознания, в условиях духовного возрождения общества возрастает интерес к народной культуре как к корневой системе, которая воспитывает подрастающее поколение и способствует духовному оздоровлению народа.
Дошкольный возраст в процессе воспитания детей к национальной культуре выступает как самостоятельный период развития личности. Сегодня педагогам дошкольных учреждений необходимо искать новые возможности в своей работе, обращаясь к традиционному народному наследию.
1.1. Национальная культура и ее влияние на дошкольников
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Ключевым моментом в этом случае является воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причём с раннего возраста.
Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и проникнуться уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении в быту, в детском саду, школе и т. д.
У каждого народа издавна сложилась самобытная культура, являющаяся, по выражению Ф. Искандера, неповторимым узором на ковре человечества9. В своеобразии языка, одежды, обычаях, традиционном искусстве и творчестве обобщены исторически сложившиеся представления того или иного народа о мире, его нравственные и художественные идеалы о красоте, истине, справедливости, воплощённые в образах национальных героев, орнаментике, фольклоре, праздничной обрядности. И нельзя мириться с тем, что эти традиции уходят из нашей жизни, теряют свои корни, разрывается связь времён и поколений, что наносит большой нравственный урон и обедняет наши будни и праздники.
Таким образом, народные традиции, которые являются важными составляющими региональной культуры, дают возможность понять культурного пространства государства и его регионов. Они помогают познакомиться не только лишь с образом существования различных народов, но и открыть выраженную индивидуальность соседствующих культур, их различия и сходства. Ввиду этого, раскрыть личность старшего дошкольника можно путем вовлечение его в национальную культуру своего народа.
В теоретической части исследования рассмотрены в общие аспекты национальной культуры и ее влияние на дошкольников. Технологией, позволяющей внедрить народную педагогику в учебно-воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации в настоящее время, считается народная традиция, потому что именно она отображает суть национальной культуры и ее взаимосвязь с общественными устоями. Она и по сей день дает те же воспитательные и развивающие функции.
Изучены методы воспитания национальной культуры, к которым относятся методы личностно-ориентированные, проектный метод, метод увеличения сетевых и партнерских взаимоотношений с субъектами социально-культурной среды, метод дидактических игр.
Также изучена национальная культура России и Республики Коми как средство воспитания старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Основной задачей детского сада является построение фундамента духовно-нравственной личности старшего дошкольника с выраженной жизненной позицией и творческим потенциалом. Благодаря чему в дальнейшем дошкольник способен к самореализации и гармоничным взаимоотношениям с другими людьми.
В опытно-экспериментальной части исследования подтверждены результативность разработанных методов, установлены критерии сформированности понятий старших дошкольников о национальных традициях и культуре Коми. В ходе анализа состояния воспитания дошкольников в национальных традициях обнаружена степень информированности родителей и воспитателей о феноменах национальной культуры, установлены главные пути совместной деятельности с дошкольниками на учебных занятиях и в свободной работе, разработан проект-программа работы со старшими дошкольниками по воспитанию национальной культуре Коми.
По полученным данным в ходе беседы с дошкольниками было выявлено общее понятие о национальных традициях и культуре народа Коми. Анализ результатов исследования показал, что 40% старших дошкольников назвали единичные, несущественные признаки национальных традиций, свой ответ не мотивировали; сложность возникла с называнием народных сказок и игр; познания ограничивались 1-2 народными сказками; понятия о народных праздниках Коми разграничен. В тоже время понимание сказок, праздников и игр народа Коми выявлено у 57% детей. У дошкольников данной группы понятие заполнено четким содержанием, мотивация выбора осознанная. Самое малое число 3% составили дошкольники, которые правильно высказали общее понятие о предметах национальной культуры и традиций, дали развернутое суждение о них.
Для оценки умений дошкольников применялись понятия о национальных традициях родной Коми культуры в самостоятельной работе во время игры. Результаты исследования говорят о том, что у старших дошкольников самостоятельная игра имеет репродуктивный характер, дошкольники не могли применять имеющимися у них понятия национальных о традициях и культуры народа Коми в своей деятельности.
Количественная и качественная оценка полученных в начальном эксперименте результатов показала, что высокая степень усвоения выявлена у 3% старших дошкольников, средняя – у 55%, низкая – у 42% опрошенных дошкольников.
А результаты повторного эксперимента отображают, что после проведение занятий по воспитанию национальной культуры в экспериментальной группе выросло число дошкольников высокой и средней степеней соответственно на 8 - 14% и 7 - 11%, а низкая степень уменьшилось на 15 - 25%.
Полученные результаты повторного эксперимента исследования подтверждают состоявшихся положительные изменения в усвоении понятий о национальной культуре и традициях старшими дошкольниками экспериментальной группы и способности применять их в самостоятельной работе. Обозначенная в начале работы гипотеза подтверждена.
Согласно результатам исследования сформированы рекомендации и представлен проект-программа по воспитанию национальной культуры старших дошкольников.
1. Аванесова В. Н. Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: 2007. – С. 7-9.
2. Апполонова Н.Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. –2011. – № 4. – С. 33-37.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: 2012. – 95 с.
4. Батурина Г.И. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. – 2009. – № 1 (8). – С. 15-18.
5. Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: автореф. дис. доктора пед. наук. – Екатеринбург, - 2003. – 43 с.
6. Ботнарь В.Д. Игры-драмматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. 2014. - № 3. – с 36-39
7. Волков Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания // Мир образования – образование в мире. – 2012. – № 1. – С. 11-15.
8. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. –2015. – № 1. – С. 67-73.
9. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Г. Н. Данилина. – [3-е изд., испр. и доп.]. – М.: АРКТИ, 2005. – 181 с.
10. Жуковская Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 2010. - 252 с.
11. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
12. Колечко В.В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.: 2010. – 34 с.
13. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. - М.: Линка-пресс, 2015. — 208 с.
14. Мелешева В.Н. Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании // Сборник статей Региональной научно-практической конференции. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 99-102.
15. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010. - 96 с.
16. Рюмина Т.В. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре Коми в условиях дошкольной образовательной организации / Т.В. Рюмина - Режим доступа: https://n**ortal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/04/priobshchenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-natsionalnoy-kulture-komi-v (дата обращения: 09.04.2018).
17. Суслова Э.К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения» / Э.К. Суслова – М.: 2014. - 180 с.
18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К.Д. Ушинский. Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 2004.
антиплагиат 73,88%
Тема: | «Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Применение музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
Курсовая работа:
Организация образовательной среды коммуникативно - личностного развития дошкольников в доо
Магистерская работа:
Организационно-методические условия формирования имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального коррекционного обучения на примере республики казахстан
Магистерская работа:
Правовое регулирование внедрения федерального государственного образовательного стандарта в образовательные организации дошкольного образования