Дипломная работа
«Взаимосвязь тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте»
- 82 страниц
Введение _2
Общая характеристика работы _4
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы тревожности и мотивации достижения успеха в психологической литературе _9
1.1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии _9
1.2 Мотив достижения и избегания неудачи в структуре личности _17
1.3 Исследование взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха _26
1.4 Влияние ситуативной тревожности на мотивацию достижения успеха в старшем подростковом возрасте_36
Выводы _44
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование закономерностей взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте _45
2.1 Организация и методики исследования_45
2.2 Изучение и интерпретация ситуативной тревожности_47
2.3 Изучение и интерпретация мотивации достижения_51
2.4 Качественно-количественный анализ диагностических данных_55
2.5 Статистический анализ диагностических данных _59
Выводы _62
Рекомендации по оптимизации тревожности и мотивации достижения у старших подростков_64
Заключение_66
Список литературных источников_67
Приложения_70
Актуальность исследования: проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности – одна из стержневых в психологии. Б.Ф.Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль: «…трудность здесь состоит в том, - пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач…». Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. Важнейшую роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность.
Цель исследования: изучение закономерностей взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудачи в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования: тревожность и мотивация достижения успеха и избегания неудачи.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести анализ проблемы тревожности и мотивации достижения успеха в психолого-педагогической литературе: 1) охарактеризовать проблему тревожности в зарубежной и отечественной психологии; 2) проанализировать мотив достижения и избегания неудачи в структуре личности.
2. Провести эмпирическое исследование закономерностей взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте: 1) изучить ситуативную тревожность у старших подростков; 2) изучить мотивацию достижения у старших подростков; 3) провести качественно-количественный анализ полученных диагностических данных; 4) провести статистический анализ полученных диагностических данных; 5) сформулировать выводы по результатам взаимосвязи ситуативной тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте; 6) сформулировать практические рекомендации о путях оптимизации этих детерминант в педагогической практике.
Гипотеза исследования: тревожность и мотивация достижения успеха в старшем подростковом возрасте находятся во взаимосвязи: низкая тревожность взаимосвязана с мотивацией достижения успеха, высокая тревожность взаимосвязана с мотивацией избегания неудачи.
Методология исследования: наиболее важными и существенными проблемами при рассмотрении проблемы тревожности являются: проблема соотношения тревожности и страха (С.Кьеркегор, О.Ранк, З.Фрейд, П.Тиллих, Д.Айке, Ф.Б.Березин); проблема тревожности как переживания, не связанного с какими-либо конкретными действиями и тесно связанного с какой-либо сферой жизнедеятельности человека (Н.В.Имедадзе, В.Р.Кисловская, А.Б.Леонова, В.Л.Марищук, Р.Мэй, А.М.Прихожан, Г.С.Салливен, К.Хорни); проблема сути тревожности как устойчивого образования, его причинах и формах, видах и функциях проблема возрастной динамики проявления тревожности (Б.Г.Ананьев, В.М.Астапов, Ф.Б.Березин, А.К.Дусавицкий, А.И.Захаров, В.Р.Кисловская, Б.И.Кочубей, Е.С.Новикова, А.М.Прихожан, Ю.Л.Ханин и др.). Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, Д.Н.Узнадзе, П.М.Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж.Аткинсон, Г.Холл, М.Мадсен, А.Маслоу, Х.Хекхаузен и др.). В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успеха и избегания неудачи, основателями этой теории считаются Д.МакКелланд, Дж.Аткинсон, Х.Хекхаузен.
Методы исследования: 1) теоретический анализ литературы по проблематике исследования; 2) эмпирическое исследование закономерностей взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте (метод тестирования, табличное и графичное отображение полученных диагностических данных, качественно-количественный анализ полученных диагностических данных, статистический анализ полученных диагностических данных).
Методики исследования: 1) методика «Шкала ситуативной тревожности (СТ)» Ч.Д.Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина); 2) тест-опросник А.Мехрабиана «Мотивация достижения (ТМД)», (адаптация М.Ш.Магомед-Эминова).
Эмпирическая база исследования: исследование проходило на базе средней общеобразовательной школы г. Минска № 54.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 60 старших подростков (30 девочек и 30 мальчиков, учащиеся 9-х и 10-х классов).
Практическая и теоретическая значимость исследования: обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо критика иных точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников, - в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива. Интегральный подход к рассмотрению сущности и структуры мотивации и мотива позволяет по-новому взглянуть на ряд положений, а также обосновать положение С.Л.Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека. Таким образом, зная особенности личности, можно судить о мотивационной сфере человека, а, изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность.
Научная новизна исследования: одним из вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. Наше исследование строится на выявлении закономерностей взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудачи в старшем подростковом возрасте.
Структура и содержание дипломной работы: общая характеристика работы, теоретическая и практическая глава, заключение, список использованных источников, приложения.
Объём дипломной работы составляет 66 страниц.
В соответствии с целью исследования, были определены задачи теоретического и прикладного содержания.
На основе теоретического анализа проблемы тревожности и мотивации достижения успех была: 1) охарактеризована проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии; 2) проанализирован мотив достижения и избегания неудачи в структуре личности; 3) выявлена взаимная корреляция тревожности и мотивации достижения успеха; 4) изучено влияние ситуативной тревожности на мотивацию достижения успеха в старшем подростковом возрасте; 5) сделаны выводы теоретического характера о вероятности наличия взаимной корреляции тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте.
В процессе эмпирического исследования была изучена ситуативная тревожность у старших подростков; изучена мотивация достижения у старших подростков; проведен качественно-количественный анализ полученных диагностических данных; проведен статистический анализ полученных диагностических данных; сформулированы выводы практического характера о взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте.
Сделаны выводы о том, что положенное в основу исследования предположение о том, что тревожность и мотивация достижения успеха и избегания неудачи в старшем подростковом возрасте находятся во взаимосвязи: низкая тревожность взаимосвязана с мотивацией достижения успеха, высокая тревожность взаимосвязана с мотивацией избегания неудачи, подтвердилось при уровне значимости p < 0,05.
1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б.Березин. – Л., 1988. – 260 с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. – 450 с.
3. Вайсман, Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе / Р.С.Вайсман // Вопросы психологии. – 1973. - № 6. – С. 78 – 82.
4. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действиями / И.А.Васильев. – М.: Просвещение Владос, 1991. – 186 с.
5. Психология эмоциональных явлений / под ред. О.В.Овчинниковой, В.Н.Вилюнас. – М.: ВЛАДОС, 1976. – 266 с.
6. Дьяченко, М.И. Психология: Словарь-справочник / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. - Мн., 1998. – 314 с.
7. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П.Ильин // Психологический журнал. – 1995.- № 2. – С. 45 – 49.
8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.
9. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
10. Имедадзе, И.В. Проблема полимотивации поведения / И.В.Имемадзе// Вопросы психологии. – 1984.- № 6. – С. 77 – 82.
11. Колпакова, М.Ю. Корни тревоги / М.Ю. Колпакова // Московский психотерапевтический журнал.- 2003.- №3.- С.74-86.
12. Куликов, Л.В. Психические состояния / Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 1999. – 266 с.
13. Проблема описания психических состояний. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
14. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Класс, 1993. – 212 с.
15. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д.Левитов. - М.: Владос, 1964. – 242 с.
16. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д.Левитов// Вопросы психологии. – 1969.- № 1. – С. 23 – 27.
18. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев. – М.: Класс, 1971. – 280 с.
19. Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Класс, 1984. – 390 с.
20. Маслоу, А. Мотивация и личность / А.Маслоу. – М.: Владос, 1998. – 260с.
21. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С.Мерлин. – Пермь, 1971. – 420 с.
22. Пашкевич, О.И. Статистическая обработка эмпирических данных в системе STATISTIKA: учеб.-метод. пособие / О.И. Пашкевич.- Минск: РИПО, 2007. – 148с.
23. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Институт практической психологии, 1995. – 352с.
24. Прихожан, А.Н. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.Н. Прихожан // Психологическая наука и образования.- 1998.- №2. – С.46-57.
25. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик.- СПб.: Речь, 2005. – 624 с.
26. Сосновикова, Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека / Ю.Е.Сосновикова // Вопросы психологии.- 1968 .- № 6. - С. 76 – 89.
27. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика / Ю.Е.Сосновикова. - Горький, 1973. – 286 с.
28. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследование тревоги / Ч.Д.Спилбергер. – М.: Класс, 1983. – С. 67 – 81.
29. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под ред. С.Т.Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 671 с.
30. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В.И.Степанский // Вопросы психологии – 1981.- № 6. – С. 55 – 59.
31. Узнадзе, Д.Н. Психологические мотивации поведения человека / Д.Н.Узнадзе. – М.: Класс, 1969. – 186 с.
32. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З.Фрейд. – М.: Класс, 1991. – 450 с.
33. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. – Т. 2 / под ред. Б.М.Величковского / Х. Хекхаузен. – М.: Владос, 1986. – 298 с.
34. Чеснокова, И.И. К проблеме психических состояний личности / И.И.Чесокова. - М.: Класс, 1984. – 296 с.
Тема: | «Взаимосвязь тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Мотивация достижения успеха как фактор карьерных установок студентов
Дипломная работа:
Взаимосвязь интеллектуального развития и формирования самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Изменение мотивации личности в процессе психодрамы
Курсовая работа:
Взаимосвязь мотивации успеха и коммуникативного потенциала личности
Курсовая работа:
Технология работы с описанием картины в старшем дошкольном возрасте