Дипломная работа
«Взаимосвязь самооценки и стресоустойчивости у уча-щихся с нарушением слуха»
- 121 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕСОУСТОЙЧИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 10
1.1. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ 10
1.2. ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 27
1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 61
ВЫВОДЫ 68
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕСОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 72
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 72
2.2. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 75
2.3. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 88
ВЫВОДЫ 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
Приложение 1. Иррациональные утверждения и их рациональные опровержения 104
Приложение 2. Тестовая методика «Самооценка» 107
Приложение 3. Тест самооценки стрессоустойчивости 109
Приложение 4. Результаты диагностики самооценки 111
Приложение 5. Результаты диагностики стрессоустойчивости 113
Приложение 6. Описательная статистика 115
Приложение 7. Подсчет отличий самооценки и стрессоустойчивости у глухих и слабо слышащих учащихся 116
Приложение 8. Подсчет корреляций между показателями самооценки и стрессоустойчивости у глухих учащихся 117
Приложение 9. Подсчет корреляций между показателями самооценки и стрессоустойчивости у слабо слышащих учащихся 119
Приложение 10. Подсчет корреляций между показателями самооценки и стрессоустойчивости у учащихся с нарушением слуха 121
Актуальность темы. Тенденция роста числа детей с нарушениями раз-вития, потребности общества в гуманизации человеческих отношений путем социально-педагогической адаптации, не освоенный реабилитационный по-тенциал исследуемой категории детей, теоретическая нерезработанность описания и анализа этого процесса в условиях специального образовательно-го учреждения определили тему исследования: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у учащихся с нарушением слуха».
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и стрессоустой-чивости у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследова-ния самооценки и стрессоустойчивости.
2. Изучить самооценку и стрессоустойчивость у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха.
3. Проанализировать выявленные особенности взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости у учащихся юношеского возраста с нарушением слу-ха, сделать выводы и предложить рекомендации.
Объект исследования: учащиеся юношеского возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и стрессоустойчиво-сти у учащихся с нарушением слуха.
Гипотеза: существуют взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха.
Методологическими основаниями исследования являются положения отечественной и зарубежной психологии в области исследования самооцен-ки, стресса и стрессоустойчивости, а также особенностей развития детей в норме и детей с особенностями развития. В основе исследования лежат сле-дующие основные методологические принципы: принцип единства сознания (психики) и деятельности, принцип развития (генетической обусловленно-сти), принцип детерминизма и принцип объективности.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, социо-логической, педагогической и методической литературы; тестирование; ста-тистическая обработка эмпирических данных (подсчет коэффициента корре-ляции Ч. Спирмена и U-критерия Манна-Уитни).
Цель исследования и характер решаемых задач обусловили комплекс-ность подхода, объединения инструментария и различных методик в сфере изучения особенностей развития и взаимосвязи самооценки и стрессоустой-чивости у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха. Диагностиче-ские методики исследования:
1. Методика исследования самооценки.(адаптированный вариант Ки-селёва)
2. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
Теоретическая значимость и новизна работы состоит в рассмотрении подходов к изучению самооценки и стрессоустойчивости, а также особенно-стей их развития и взаимодействия.
Практическая значимость результатов эмпирического исследования: результаты определяют направления работы с учащимися юношеского воз-раста с нарушениями и их социальным окружением. Полученные результаты также могут внести определенный вклад в развитие вопроса о природе стрес-соустойчивости и ее обусловленности индивидуальными личностными ха-рактеристиками. В частности, результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке и практической реализации психологиче-ской коррекции, направленной на повышение устойчивости к деструктивно-му влиянию стресс-факторов, а также на развитие самооценки.
Характеристика выборки. Выборка состоит из учащихся с нарушением слуха юношеского возраста.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МГПТК электроники г. Минска. В исследовании приняли участие 60 уча-щихся юношеского возраста обоего пола (30 слабо слышащих учащихся и 30 глухих). Средний возраст испытуемых – 17 лет.
Достоверность научных выводов и результатов исследования обеспе-чивается соответствием методов исследования; логикой организации иссле-довательского процесса; проведением исследования в соответствующих ус-ловиях; воспроизводимостью и репрезентативностью полученных экспери-ментальных данных; повторяемостью результатов.
Поставленные цели и задачи определили структуру и содержание ди-пломной работы. Данная дипломная работа состоит из двух глав, включает в себя введение, выводы после каждой главы, заключение, список использо-ванных источников в количестве 51 наименование (5 страниц) и 8 приложе-ний (16 страниц). Работа содержит 15 таблиц и 10 рисунков. Полный объем дипломной работы составляет 121 страницу.
Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной пауки к этой проблеме возрос в по-следние десятилетия в связи с ростом так называемых болезней стресса.
С целью изучить особенности взаимосвязи самооценки и стрессо-устойчивости у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха в ди-пломной работе была проанализирована психолого-педагогическая литерату-ра по проблеме исследования и проведено эмпирическое исследование само-оценки и стресоустойчивости учащихся с нарушением слуха.
Первая глава дипломной работы «Теоретическое изучение взаимосвязи самооценки и стресоустойчивости у учащихся с нарушением слуха» посвя-щена теоретическому исследованию изучаемой проблемы.
Вторая глава «Эмпирическое исследование самооценки и стресоустой-чивости учащихся с нарушением слуха» посвящена исследованию особенно-стей развития и взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости у глухих учащихся и у учащихся юношеского возраста с нарушением слуха.
Нами эмпирическим путем выявлены отличия в типах испытуемых, что дает нам основание говорить о том, что гипотеза исследования подтверди-лась. Также обнаружена связь самооценки и стрессоустойчивости в целом в группе учащихся с нарушением слуха
Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная страте-гия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Го-раздо важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм чело-века гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций.
Итак, практические выводы, которые можно дать учащимся юношеско-го возраста, таковы:
• Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считав-шего, что стресс – это «аромат и вкус жизни».
• Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в ди-стресс.
• Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об этом позабо-тится сама жизнь.
• Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуация-ми нужно «с умом», с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который в принципе поддается нейтрализации.
• Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследст-вии заниматься лечением их последствий.
Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Они вполне очевидны. Ну а лидируют среди них, конечно же, конфликты.
С целью уменьшения влияния стрессовых факторов на развитие лично-сти в юношеском возрасте приведем несколько практических советов отно-сительно способов защиты от стресса. Эти рекомендации разработаны спе-циалистами Международного института менеджмента ЛИНК (г. Жуковский):
1. Контролируйте себя и свое состояние. Забывчивость, агрессивность, потеря ощущения «почвы под ногами» – плохие симптомы. Планируйте каж-дый свой день и составляйте список работ, которые должны быть выполне-ны. Закончив дело, вычеркнете его из списка. Вот увидите, вы испытаете об-легчение от того, что справились еще с одной задачей.
2. Стоит обратить внимание на распорядок дня. В целях борьбы со стрессом полезно делать что-либо каждый день в одно и то же время. Напри-мер, ходить на обед или ездить в фитнес-клуб. Последние полчаса рабочего дня желательно посвятить анализу того, что произошло сегодня, и построе-нию планов на завтра.
3. Учитесь выделять важное и отсекать лишнее. Не читайте ненужных бумаг, не взваливайте на себя работу, которую можно поручить другому. Точно так же придется поступать и с людьми. Составьте список людей и компаний (организаций), претендующих на ваше время, деловую активность. Кто из них действительно нужен вам, а без кого можно обойтись хотя бы ка-кое-то время? Как вы намерены сбалансировать их претензии? Или ради то-го, чтобы угодить всем, вы готовы разорваться на части?
До прививок от стресса современная наука еще не додумалась. Поэто-му справляться с ним вам придется самостоятельно. Прислушивайтесь к сво-ему внутреннему состоянию, не загоняйте себя в угол, и тогда депрессия и упадок сил вам – не грозят [43].
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устой-чивости человека / Л.М. Аболин. – Казань: Изд-во КазГУ, 1987. – 264 с.
2. Алексеевских, Д. Психология детей с нарушением слуха / Д. Алек-сеевских [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // h**t://w*w.deafworld.r*.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во Ленинского университета, 1968. – 339 с.
4. Анкундинова, Н.Е. Развитие самосознания у детей / Н.Е. Анкундинова // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Academia, 2000.
5. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Психология эмоций: Тек-сты. – М.: Педагогика, 1984. – 173 с.
6. Бабиева, Л.Г. Педагогические условия социальной адаптация не-слышащих детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Г. Бабиева. – 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. – Владикавказ, 2008.
7. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
8. Бодров, В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
9. Бохан, Т.Г. Онтогенетический аспект стресса и стрессоустойчиво-сти с позиции идей самоорганизации / Т.Г. Бохан // Педагогика и психология. – 2006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.lib.tsu.r*/mminfo/000063105/296/image/296_200.pdf
10. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагно-стике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – 2-е изд., перераб., доп – СПб; М.; Харьков; Минск: Питер, 1999.
11. Васильев, В.Н. Здоровье и стресс / В.Н. Васильев. – М.: Знание, 1991. – 160 с.
12. Васильева Т.Н. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и проблемами в интеллектуаль-ном развитии / Т.Н. Васильева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // h**t://it-n.r*.
13. Введение в психологию: Учебное пособие / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, С.А. Игумнов и др.; под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. – Мн.: Выш.шк., 2004. – 302 с.
14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский // Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 984 – 989.
15. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 656 с.
16. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. – Л.: Изд-во ЛГУ,1984. – 175 с.
17. Данилова, Н.Н. Стрессоустойчивость как индивидуальная особен-ность / Н.Н Данилова // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия:
Сб-к докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: МГУ, 1998. – С. 177 – 192.
18. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
19. Дикий, И.С. Психофизиологические и психологические характери-стики спортсменов с различным уровнем стрессоустойчивости / И.С. Дикий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Московский государственный уни-верситет // h**t://lomonosov.econ.msu.r*/2007/16/Dikij_IS.pdf.
20. Ильин, Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиоло-гическая проблема / Е.П. Ильин // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. – № 5. – С. 35 – 42.
21. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983.
22. Ковальчук, Н.Г. К проблеме развития «Образа Я» у детей дошко-льного возраста / Н.Г. Ковальчук // VI Межвузовская научно-метод. конф. молодых ученых: Сб-к. – Брест:БрГУ, 2002. – С. 205 – 206.
23. Конфликтология: учебное пособие / Сост. Е.В. Буртовая [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.i-u.r*/biblio/archive.
24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб; М.; Харьков; Минск; Питер, 2000. – 992 с.
25. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследова-ния / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178 – 208.
26. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Зна-ние, 1976. – 68 с.
27. Маслова, Е.А. Психологическая природа самооценки, место само-оценки в структуре самосознания личности / Е.А. Маслова [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: // h**t://w*w.ucheba.com.
28. Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятель-ности / В.Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983. – 480 с.
29. Ольхина, Е.А. Особенности формирования самооценки детей с на-рушениями зрения / Е.А. Ольхина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // h**t://olxinhouse.narod.r*/index.files/Page390.htm
30. Особенности психических процессов детей-инвалидов [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: // h**t://w*w.childtur.r*/divd8.html.
31. Пряжников, Н.С. Стрессы и конфликты в профессинальной дея-тельности / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова // Психология труда [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: // h**t://w*w.ido.edu.r*/psychology /labour_psychology /8.html.
32. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеря-кова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика–пресс, 1999. – 440 с.
33. Психология профессиональной деятельности [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: // h**t://w*w.medportal.r*/enc/psychology.
34. Ремшмидт, X.С. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X.С. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
35. Селье, Г. На уровне целого организма / Г. Селье. – М: Наука, 1972. – 122 с.
36. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Рига: Внеда, 1992. – 109 с.
37. Соловьева, М.В. Самооценка и ее влияние на межличностные от-ношения подростка / М.В. Соловьева // Вестник московского университета. – 1996. – № 1.
38. Стеганцев, А. Развитие психологической стрессоустойчивости как необходимый фактор подготовки квалифицированного психолога-практика / А. Стеганцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // h**t://w*w.holos.spb.r*/texts/stressu.htm.
39. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во Московского Университета, 1983. – 284 с.
40. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Р-н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.
41. Тест самооценки [Электронный ресурс].
42. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // h**t://w*w.no-stress.r*/testy/stress.html.
43. Торочкина, Д. Проверка на стрессоустойчивость / Д. Торочкина // Работа & Зарплата. ЮгZone [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // h**t://w*w.yugzone.r*/psy/psy-stress.htm.
44. Тигранян, Р.А. Стресс и его значение для организма / Р.А. Тригранян; отв. ред., предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988. – 176 с.
45. Ходаковский, А.В. Стрессоустойчивость руководителя в управ-ленческой деятельности: Исследование стрессоустойчивости в рамках фор-мирующего эксперимента / А.В Ходаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // h**t://e-conf.nkras.r*/konferencii/2009/Hodakovskij8.pdf.
46. Цыркун, Н.А. Гендерные особенности «Образа Я» детей дошколь-ного возраста / Н.А. Цыркун // Женщина. Образование. Демократия: Мате-риалы международной междисциплинарной научно-практической конферен-ции. – Мн., 2003. – С. 25 – 32.
47. Черепанова, Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей / Е.М. Черепанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 1997. – 96 с.
48. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 143 с.
49. Чирков, Ю.Г. Стресс без стресса / Ю.Г. Чирков. – М.: ФиС, 1988. – 176 с.
50. Щипицына, Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, на-выков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Щипицына, О.В. Защи-ринская, А.П. Воронькова, Т.А. Нилова. – СПб: Детство-Пресс, 1998.
51. Ярмолинская, М.М. Гуманистические основы формирования само-оценки у дошкольников в процессе трудового воспитания / М.М. Ярмолинская // Гуманистическое формирование личности в современ-ных условиях: Сб-к науч. статей. – Мн., 1998. – С. 107 – 114.
Тема: | «Взаимосвязь самооценки и стресоустойчивости у уча-щихся с нарушением слуха» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 121 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологические особенности эмоционально-личностной сферы у пожилых людей с нарушениями зрения
Курсовая работа:
Особенности развития ощущений у дошкольников с нарушением слуха - Сурдопсихология
Курсовая работа:
Изучение особенностей формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения
Дипломная работа:
Взаимосвязь психологической устойчивости и адаптации учащихся профильных классов
Дипломная работа:
Взаимосвязь самооценки и тревожности детей младшего школьного возраста из сельской местности