Дипломная работа

«Переживание отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте»

  • 97 страниц(ы)
  • 2482 просмотров
фото автора

Автор: izja

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…. 3

Общая характеристика работы…. 5

1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы переживания отношений как социального феномена… 8

1.1. Проблема переживания отношений в отечественной психологии…. 8

1.1.1. Психологическая характеристика переживания…. 8

1.1.2. Психологическая характеристика отношения…. 15

1.1.3. Психологическая характеристика самоотношения…. 19

1.2. Предпосылки развития переживания отношений в младшем школьном возрасте … 29

1.3. Психологическая дистанция как фактор развития личности младшего школьника…. 39

Выводы… 46

2. Эмпирическое исследование переживания отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте…. 48

2.1.Организация и проведение эмпирического исследования…. 48

2.2. Отношения с другими людьми и с самим собой в младшем школьном возрасте… 51

2.2.1. Определение длины психологического пространства к разным категориям людей…. 51

2.2.2. Определение степени связи с другими людьми в психологическом пространстве…. 58

2.3. Основные направления психолого-педагогического просвещения по проблеме психологических отношений младших школьников… 68

Выводы… 71

Заключение…. 73

Список использованных источников… 75

Приложение… 79

Актуальность темы связана с тем, что в младшем школьном возрасте существует определенная иерархия (структура психологического пространства) в отношениях к определенным группам людей и нарушение такой иерархии вляется свидетельством аффективной дезадаптации к окружающей среде. Эти нарушения говорят о эмоциональном взаимодействии ребенка с другими людьми, отсутствии способов ориентировки в их переживаниях, несформированности правил, норм взаимоотношений с другим человеком из-за недостаточности опыта построения устойчивых отношений с окружающими.

Цель исследования: изучить психологические характеристики переживания отношений с другими людьми и самим собой.

Исходя из поставленной цели, обозначены следующие задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основания проблемы переживания отношений как социально-психологического феномена.

2. Теоретически обосновать феномен психологической дистанции.

3. Определить длину и степень психологической дистанции в младшем школьном возрасте.

4. Определить возможности психологического просвещения по проблеме психологических отношений.

Объект исследования: переживание младших школьников.

Предмет исследования: переживания отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: переживание отношений с другими людьми и самим собой определяет психологическую дистанцию в младшем школьном возрасте.

Методологическими основаниями исследования являются: положение Л. С. Выготского:

• о переживании как единице анализа личностного развития;

• о социальном, культурно-историческом характере этого развития;

• о содержании зоны ближайшего развития;

• о появлении в младшем школьном возрасте опосредованности в отношениях ребенка с окружающей действительностью.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологической, социологической, педагогической и методической литературы; тестирование, статистическая обработка эмпирических данных (расчет U-критерия Манна-Уитни (система STATISTIKA 6.0).

Диагностические методики: экспресс-диагностика личностных особенностей младших школьников: «Мы глазами детей…» Е.И. Медведская.

Научная новизна результатов эмпирического исследования заключается в изучении социальных и психологических характеристик, обусловливающих развитие психологической дистанции, а также попытке построить конструктивные стратегии в формировании оптимальной структуры психологического пространства в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость результатов эмпирического исследования заключается в возможности их использования:

– в просветительской работе психолога с педагогами, учащимися, родителями по вопросам формирования психологического пространства в младшем школьном возрасте;

– при разработке программ психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

– в консультативной практике психолога по индивидуальным запросам родителей, педагогов, социальных работников по проблемам социально-психологических отношений в младшем школьном возрасте.

База эмпирического исследования: государственное учреждение образования средняя школа № 168. В качестве испытуемых выступали 54 школьника 3-х классов, из них 31 мальчик и 23 девочки.

Структура и содержание дипломной работы: введение, общая характеристика, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Полный объем дипломной работы составляет … страниц. Список использованных источников включает 49 наименований. 14 приложений.

Психологическая дистанция является одним из аспектов онтогенеза тесно связанный с развитием личности.

Психологическая дистанция представляет собой социально-психологическое явление, отражающее потребность личности в неприкосновенности личностного пространства и выступающее как оптимальная стратегия самореализации личности. Те люди, с которым ребенок устанавливает плодотворные отношения, образуют для его личности наиболее оптимальную зону ближайшего развития.

Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка» - А.С. Макаренко

Дети младшего школьного возраста (так же как и дошкольники) постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку. Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самосознания, период младшего школьного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.

Одни из важнейших условий успешного формирования ценных качеств личности ребенка - хороший психологический климат в семье и в школе. Диагностика развития личности ребенка играет немаловажную роль для его создания. Ведь зная особенности личности ребенка - его характер, отношение к разным вещам, его внутренний мир и др. - можно подобрать к нему индивидуальный подход.

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / Абрамова, Г. С – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 444 – 448

2. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников // Вопросы психологии. / Белобрыкина, О. А. – 2001. – № 4. – С. 31-38.

3. Берне, Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1986. – С. 30 – 66, 422

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. / Божович, Л.И., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 30, 188.

5. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка//Психологический журнал. / Бороздина, Л.В. – 1992.-№4. – С. 99-100.

6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Краткая аннотация. / Василюк, Ф. Е. М.: Издательство Московского университета, 1984. — С. 12 – 110.

7. Вилицкая, Г. К., Гиппенрейтер, Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей//Вопросы психологии. / Вилицкая, Г. К., Гиппенрейтер, Ю. Б – 1989. – № 1. – С. 45-62.

8. Гозман, Л.Я., Алешина, Ю. А. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. / Гозман, Л.Я., Алешина, Ю. А. – 1982. – № 4. – С.21-29.

9. Горянина, В. А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия //Психологический журнал. / Горянина, В. А. – 1997. – Т. 18.-№6. – С.73-83.

10. Дерябин, А. А. Я-концепция и теория когнитивного диссонанса. / Дерябин, А. А. // Обзор зарубежной литературы [Электрон, ресурс]. – 2004. – Режим доступа: h**t:/ /w*w.nsu.r*/psych/internet/bits/dissonan.htm

11. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки. / Захарова, А. В. – Мн.: РБПК «Белинкоммаш», 1993. – С. 99

12. Колышко, A.M. Психология самоотношения: Учеб. пособие / Колышко, А.М. – Гродно: 2004. – С. 102.

13. Кон, И. С. Открытие «Я». / Кон, И. С. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.

14. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. / Кон, И. С – 1981. – Т. 2. – №3. – С. 25-38.

15. Кон, И. С. Психология ранней юности. Кон, И. С. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.

16. Кордуэлл, М. Психология: А-Я: Словарь-справочник. / Кордуэлл, М. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – С. 448.

17. Корчагина, Т.Д. Психическое состояние уверенности в себе в экстремальной ситуации: Автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.07. / Корчагина, Т.Д. – М., 1989. – С. 16.

18. Кураев, Г.А., Пожарская Е.Н. «Возрастная психология» Курс лекций Ростовский государственный университет Учебно-научно-исследовательский институт валеологии / Кураев, Г.А., Пожарская Е.Н. Ростов-на-Дону 2002 – С. 27 – 124.

19. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. / Леонтьев, Д. А. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.

20. Липкина, А. И. Самооценка школьника. / Липкина, А. И. – М.: Знания, 1976. – С. 64.

21. Медведская, Е. И. Мы глазами детей: Экспресс-диагностика личностных особенностей младших школьников: Пособ. Для практ. Психологов, педагогов, социальных работников. / Медведская, Е. И. – Мн.: Бестпринт, 1997. – С. 8 - 13

22. Мухина, В.С. Возрастная психология. / Мухина, В.С. М: Издательство Академия, 1999. – 456с.

23. Мясищев, В. Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии. / Мясищев, В. Н. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. – С. 8 – 168

24. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. — 4-е изд. / Немов, Р.С. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. — 357 с.

25. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. – 2-е изд. / Немов, Р.С. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995 – Кн. 2: Психология оброзования

26. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева, Р. X. и Гарбера, Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — С 69, 287 – 289.

27. Олпорт, Г. Становление личности. / Олпорт, Г. – М.: Смысл, 2002. – С. 462.

28. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. / Пантилеев, С. Р. – М.: МГУ, 1991. – С. 39, 29.

29. Прохоров, А. О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. / Прохоров, А. О. – Самара, 1994.

30. Редина, Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. / Редина, Н.К. – 2000. –№3. – С. 23-33.

31. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Роджерс, К. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.

32. Романова, И. А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии // Психологический журнал. / Романова, И. А. – 2001. – № 1. – С. 102 – 112.

33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Рубинштейн, С.Л. – СПб.: Питер Ком, 1998.т – 688 с.

34. Савенко, Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. — В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. / Савенко, Ю. С. М., 1974 – С. 100

35. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. Учебное пособие. / Сапогова, Е. Е. – М., Изд-во Аспект Пресс, 2005. – 452 с.

36. Сарджвеладзе, Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. / Сарджвеладзе, Н. И. – Тбилиси: «Мицниереба», 1974.

37. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. / Сарджвеладзе, Н. И. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – С. 206.

38. Сафин, В. Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения//Вопросы психологии. / Сафин, В. Ф. – 1975. -№3. – С. 62 – 73.

39. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности. / Сафин, В. Ф. – Свердловск.: СГПИ, 1986. – 142 с.

40. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. / Соколова, Е.Т. -М: МГУ, 1989. – 215 с.

41. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание. / Спиркин, А.Г. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с.

42. Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия: / Степанов, С. С. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 526 с.

43. Столин, В. В. Самосознание личности. / Столин, В. В. – М: МГУ, 1983. – 284 с.

44. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т.2. / Хекхаузен, X. – М.: Педагогика, 1986. – 392 с.

45. Хорни, К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза. / Хорни, К. – СПб.: Лань, 1997. – 238 с.

46. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии. / Чеснокова, И.И. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

47. Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принципы развития в психологии. / Чеснокова, И.И. -М. 1978. – С. 316-335.

48. Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В., Россоха, В.Е., Рабочий словарь психолога-консультанта. / Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В., Россоха. В.Е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г. – С 115-116.

49. Эрштейн, Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. / Эрштейн, Л. Б. – Спб, 2008. – 122 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Переживание отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 97
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика