Дипломная работа

«Переживание отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте»

  • 97 страниц
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…. 3

Общая характеристика работы…. 5

1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы переживания отношений как социального феномена… 8

1.1. Проблема переживания отношений в отечественной психологии…. 8

1.1.1. Психологическая характеристика переживания…. 8

1.1.2. Психологическая характеристика отношения…. 15

1.1.3. Психологическая характеристика самоотношения…. 19

1.2. Предпосылки развития переживания отношений в младшем школьном возрасте … 29

1.3. Психологическая дистанция как фактор развития личности младшего школьника…. 39

Выводы… 46

2. Эмпирическое исследование переживания отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте…. 48

2.1.Организация и проведение эмпирического исследования…. 48

2.2. Отношения с другими людьми и с самим собой в младшем школьном возрасте… 51

2.2.1. Определение длины психологического пространства к разным категориям людей…. 51

2.2.2. Определение степени связи с другими людьми в психологическом пространстве…. 58

2.3. Основные направления психолого-педагогического просвещения по проблеме психологических отношений младших школьников… 68

Выводы… 71

Заключение…. 73

Список использованных источников… 75

Приложение… 79

Введение

Актуальность темы связана с тем, что в младшем школьном возрасте существует определенная иерархия (структура психологического пространства) в отношениях к определенным группам людей и нарушение такой иерархии вляется свидетельством аффективной дезадаптации к окружающей среде. Эти нарушения говорят о эмоциональном взаимодействии ребенка с другими людьми, отсутствии способов ориентировки в их переживаниях, несформированности правил, норм взаимоотношений с другим человеком из-за недостаточности опыта построения устойчивых отношений с окружающими.

Цель исследования: изучить психологические характеристики переживания отношений с другими людьми и самим собой.

Исходя из поставленной цели, обозначены следующие задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основания проблемы переживания отношений как социально-психологического феномена.

2. Теоретически обосновать феномен психологической дистанции.

3. Определить длину и степень психологической дистанции в младшем школьном возрасте.

4. Определить возможности психологического просвещения по проблеме психологических отношений.

Объект исследования: переживание младших школьников.

Предмет исследования: переживания отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: переживание отношений с другими людьми и самим собой определяет психологическую дистанцию в младшем школьном возрасте.

Методологическими основаниями исследования являются: положение Л. С. Выготского:

• о переживании как единице анализа личностного развития;

• о социальном, культурно-историческом характере этого развития;

• о содержании зоны ближайшего развития;

• о появлении в младшем школьном возрасте опосредованности в отношениях ребенка с окружающей действительностью.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологической, социологической, педагогической и методической литературы; тестирование, статистическая обработка эмпирических данных (расчет U-критерия Манна-Уитни (система STATISTIKA 6.0).

Диагностические методики: экспресс-диагностика личностных особенностей младших школьников: «Мы глазами детей…» Е.И. Медведская.

Научная новизна результатов эмпирического исследования заключается в изучении социальных и психологических характеристик, обусловливающих развитие психологической дистанции, а также попытке построить конструктивные стратегии в формировании оптимальной структуры психологического пространства в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость результатов эмпирического исследования заключается в возможности их использования:

– в просветительской работе психолога с педагогами, учащимися, родителями по вопросам формирования психологического пространства в младшем школьном возрасте;

– при разработке программ психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

– в консультативной практике психолога по индивидуальным запросам родителей, педагогов, социальных работников по проблемам социально-психологических отношений в младшем школьном возрасте.

База эмпирического исследования: государственное учреждение образования средняя школа № 168. В качестве испытуемых выступали 54 школьника 3-х классов, из них 31 мальчик и 23 девочки.

Структура и содержание дипломной работы: введение, общая характеристика, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Полный объем дипломной работы составляет … страниц. Список использованных источников включает 49 наименований. 14 приложений.

Заключение

Психологическая дистанция является одним из аспектов онтогенеза тесно связанный с развитием личности.

Психологическая дистанция представляет собой социально-психологическое явление, отражающее потребность личности в неприкосновенности личностного пространства и выступающее как оптимальная стратегия самореализации личности. Те люди, с которым ребенок устанавливает плодотворные отношения, образуют для его личности наиболее оптимальную зону ближайшего развития.

Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка» - А.С. Макаренко

Дети младшего школьного возраста (так же как и дошкольники) постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку. Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самосознания, период младшего школьного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.

Одни из важнейших условий успешного формирования ценных качеств личности ребенка - хороший психологический климат в семье и в школе. Диагностика развития личности ребенка играет немаловажную роль для его создания. Ведь зная особенности личности ребенка - его характер, отношение к разным вещам, его внутренний мир и др. - можно подобрать к нему индивидуальный подход.

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / Абрамова, Г. С – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 444 – 448

2. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников // Вопросы психологии. / Белобрыкина, О. А. – 2001. – № 4. – С. 31-38.

3. Берне, Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1986. – С. 30 – 66, 422

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. / Божович, Л.И., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 30, 188.

5. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка//Психологический журнал. / Бороздина, Л.В. – 1992.-№4. – С. 99-100.

6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Краткая аннотация. / Василюк, Ф. Е. М.: Издательство Московского университета, 1984. — С. 12 – 110.

7. Вилицкая, Г. К., Гиппенрейтер, Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей//Вопросы психологии. / Вилицкая, Г. К., Гиппенрейтер, Ю. Б – 1989. – № 1. – С. 45-62.

8. Гозман, Л.Я., Алешина, Ю. А. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. / Гозман, Л.Я., Алешина, Ю. А. – 1982. – № 4. – С.21-29.

9. Горянина, В. А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия //Психологический журнал. / Горянина, В. А. – 1997. – Т. 18.-№6. – С.73-83.

10. Дерябин, А. А. Я-концепция и теория когнитивного диссонанса. / Дерябин, А. А. // Обзор зарубежной литературы [Электрон, ресурс]. – 2004. – Режим доступа: h**t:/ /w*w.nsu.r*/psych/internet/bits/dissonan.htm

11. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки. / Захарова, А. В. – Мн.: РБПК «Белинкоммаш», 1993. – С. 99

12. Колышко, A.M. Психология самоотношения: Учеб. пособие / Колышко, А.М. – Гродно: 2004. – С. 102.

13. Кон, И. С. Открытие «Я». / Кон, И. С. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.

14. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. / Кон, И. С – 1981. – Т. 2. – №3. – С. 25-38.

15. Кон, И. С. Психология ранней юности. Кон, И. С. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.

16. Кордуэлл, М. Психология: А-Я: Словарь-справочник. / Кордуэлл, М. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – С. 448.

17. Корчагина, Т.Д. Психическое состояние уверенности в себе в экстремальной ситуации: Автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.07. / Корчагина, Т.Д. – М., 1989. – С. 16.

18. Кураев, Г.А., Пожарская Е.Н. «Возрастная психология» Курс лекций Ростовский государственный университет Учебно-научно-исследовательский институт валеологии / Кураев, Г.А., Пожарская Е.Н. Ростов-на-Дону 2002 – С. 27 – 124.

19. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. / Леонтьев, Д. А. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.

20. Липкина, А. И. Самооценка школьника. / Липкина, А. И. – М.: Знания, 1976. – С. 64.

21. Медведская, Е. И. Мы глазами детей: Экспресс-диагностика личностных особенностей младших школьников: Пособ. Для практ. Психологов, педагогов, социальных работников. / Медведская, Е. И. – Мн.: Бестпринт, 1997. – С. 8 - 13

22. Мухина, В.С. Возрастная психология. / Мухина, В.С. М: Издательство Академия, 1999. – 456с.

23. Мясищев, В. Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии. / Мясищев, В. Н. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. – С. 8 – 168

24. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. — 4-е изд. / Немов, Р.С. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. — 357 с.

25. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. – 2-е изд. / Немов, Р.С. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995 – Кн. 2: Психология оброзования

26. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева, Р. X. и Гарбера, Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — С 69, 287 – 289.

27. Олпорт, Г. Становление личности. / Олпорт, Г. – М.: Смысл, 2002. – С. 462.

28. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. / Пантилеев, С. Р. – М.: МГУ, 1991. – С. 39, 29.

29. Прохоров, А. О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. / Прохоров, А. О. – Самара, 1994.

30. Редина, Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. / Редина, Н.К. – 2000. –№3. – С. 23-33.

31. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Роджерс, К. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.

32. Романова, И. А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии // Психологический журнал. / Романова, И. А. – 2001. – № 1. – С. 102 – 112.

33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Рубинштейн, С.Л. – СПб.: Питер Ком, 1998.т – 688 с.

34. Савенко, Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. — В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. / Савенко, Ю. С. М., 1974 – С. 100

35. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. Учебное пособие. / Сапогова, Е. Е. – М., Изд-во Аспект Пресс, 2005. – 452 с.

36. Сарджвеладзе, Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. / Сарджвеладзе, Н. И. – Тбилиси: «Мицниереба», 1974.

37. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. / Сарджвеладзе, Н. И. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – С. 206.

38. Сафин, В. Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения//Вопросы психологии. / Сафин, В. Ф. – 1975. -№3. – С. 62 – 73.

39. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности. / Сафин, В. Ф. – Свердловск.: СГПИ, 1986. – 142 с.

40. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. / Соколова, Е.Т. -М: МГУ, 1989. – 215 с.

41. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание. / Спиркин, А.Г. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с.

42. Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия: / Степанов, С. С. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 526 с.

43. Столин, В. В. Самосознание личности. / Столин, В. В. – М: МГУ, 1983. – 284 с.

44. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т.2. / Хекхаузен, X. – М.: Педагогика, 1986. – 392 с.

45. Хорни, К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза. / Хорни, К. – СПб.: Лань, 1997. – 238 с.

46. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии. / Чеснокова, И.И. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

47. Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принципы развития в психологии. / Чеснокова, И.И. -М. 1978. – С. 316-335.

48. Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В., Россоха, В.Е., Рабочий словарь психолога-консультанта. / Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В., Россоха. В.Е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г. – С 115-116.

49. Эрштейн, Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. / Эрштейн, Л. Б. – Спб, 2008. – 122 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Переживание отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 97
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика