Дипломная работа

«Сравнительная характеристика компонентов личностной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста»

  • 80 страниц(ы)
  • 4551 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: izja

Введение 3

Общая характеристика работы 5

1. Теоретические основы изучения проблемы личностной готовности к школьному обучению 8

1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению 8

1.2. Личностная готовность как структурный компонент психологической готовности к школьному обучению 12

Выводы 31

2. Эмпирическое исследование сравнительных характеристик компонентов личностной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 33

2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 33

2.2. Психологические характеристики компонентов личностной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 34

2.3. Психологические различия в компонентах личностной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 41

2.4. Возможности развития и коррекции личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста 45

Выводы 51

Заключение 54

Список использованных источников 56

Приложения 61

Актуальность дипломной работы обусловлена усилением внимания ученых и практиков к улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности, и подготовки их к школьному обучению. Личностная готовность (отношение к школе, мотивация, самооценка, уровень притязаний) является важной составляющей психологической готовности к школьному обучению. Определенный уровень сформированности компонентов личностной готовности обеспечивает успешное вхождение в школьную жизнь и овладение учебной деятельностью. При подготовке ребенка к школьному обучению в дошкольных учреждениях часто недооценивается важность данного компонента психологической готовности и не учитываются возрастные и половые различия в развитии компонентов личностной готовности у старших дошкольников.

Цель исследования: выявить психологические различия в компонентах личностной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Определить методологические основания изучения проблемы личностной готовности к школьному обучению;

2. Изучить психологические характеристики компонентов личностной готовности к школьному обучению старших дошкольников;

3. Выявить психологические особенности личностной готовности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;

4. Выявить психологические особенности личностной готовности старших дошкольников 6-го и 7-го лет жизни;

5. Определить возможности формирования компонентов личностной готовности к школьному обучению.

Объект исследования: личностная готовность к школьному обучению.

Предмет исследования: компоненты личностной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: в компонентах личностной готовности к школьному обучению старших дошкольников существуют различия в зависимости от пола и возраста.

Методологическими основаниями исследования выступают:

- концепция деятельностного подхода в развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), ведущего вида деятельности в детстве (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

- подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Кушнир);

- теоретические положения о компонентах личностной готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Я.Л. Коломинский, Н.Я. Кушнир, Д.Б. Эльконин).

Методы исследования: анализ и обобщение теоретических представлений по проблеме исследования; методы психологического тестирования; статистическая обработка эмпирических данных (ХИ квадрат критерия (система STATISTICA 5.5).

Методики исследования:

• методика «Тест в картинках» – (модификация Н.Я. Кушнир);

• методика «Шкала самооценки» – Т.В. Дембо – С.Л. Рубинштейна;

• методика «Выбор задания» – (модификация Н.Я. Кушнир);

• методика «Общее эмоциональное отношение к школе» – М.Р. Гинзбурга.

Научная новизна исследования заключается в изучении компонентов личностной готовности к школьному обучению и выявлении различий в данных компонентах в зависимости от пола и возраста старших дошкольников.

Практическая значимость исследования:

1. Проведенное исследование дает возможность использовать полученные данные в работе педагога-психолога, в частности, для разработки комплексного подхода к решению проблемы психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, учитывающего как знания о личностной готовности к обучению в школе, так и данные о различиях в этих компонентах в зависимости от возраста и пола старших дошкольников.

2. Результаты исследования представляют интерес для психолого-педагогической практики: в консультативной практике с родителями старших дошкольников по проблемам подготовки к школьному обучению с учетом личностных особенностей мальчиков и девочек; при разработке коррекционно- развивающих программ по подготовке детей 6-го и 7-го года жизни.

База проведения эмпирического исследования: Дошкольный центр развития ребенка ясли-сад «Колосок» д. Сеница, ясли-сад №2 п. Юбилейный, ясли-сад №1 п. Прилуки, Минского района. В качестве испытуемых выступали старшие дошкольники 5,6 – 6,8 лет (51 мальчик, 51 девочка).

Структура и содержание дипломной работы: введение, общая характеристика, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Список использованных источников включает 50 наименований. Общий объем работы, включая приложения, составляет 80 страниц.

Поступление в школу – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей: меняется привычный стереотип поведения, увеличивается психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы каждый ребенок мог успешно усваивать школьную программу, он должен быть подготовлен к этому в детском саду. Однако практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дошкольники подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность. Установлено, что неготовность ребенка к школьному обучению определяют следующие факторы: дисгармоничное развитие интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации (игровая мотивация преобладает над учебной); непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе и неумение оценивать причины своих неудач; недостаточно сформированные навыки сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации; несформированность элементарных навыков и умений собственно учебной деятельности. Как видно из вышеперечисленного, основные факторы неготовности к обучению в школе относятся к личностной готовности ребенка.

Подготовка детей к школе – задача, охватывающая все сферы жизни ребенка. Личностная готовность – только один из аспектов этой задачи, но исключительно важный и значимый. Эта готовность формируется у ребенка с момента рождения: в общении с родителями, позже – со сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является подготовкой к школьному обучению. Особое значение в этой подготовке имеет игра, которая является ведущим видом деятельности для детей данного возраста. Именно в игре формируются предпосылки потребности к учебной деятельности в виде познавательных интересов, интенсивно развивается познавательная мотивация. С приходом в школу игра продолжает становится базисом для становления собственно учебной деятельности, дает богатый материал для удовлетворения познавательных интересов и воображения ребенка, выступает психологической предпосылкой потребности в усвоении уже теоретических знаний.

На фоне развития мотивационной сферы у дошкольников в динамике претерпевают качественные изменения такие личностные качества, как самооценка и уровень притязаний. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. Для детей дошкольного возраста характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. В этот период происходит формирование другого психического новообразования в личностном развитии детей, которое выражается в стремлении к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Посредством этого новообразования при нормальном воспитании формируется потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность, чувство долга. В зависимости от системы подкреплений, культурного уровня в семье у дошкольников формируется самооценка, уровень притязаний, направленность, имеющие индивидуальные различия.

Отмеченные компоненты личностной готовности к школьному обучению составляют иерархически организованную систему и представляют собой область потенциальных возможностей старшего дошкольника. Уровень развития этих структурных компонентов имеет важное значение для психологической готовности детей к обучению в школе. От психологов, педагогов и родителей в настоящее время требуется создание оптимальных условий для гармоничного развития и благоприятного вхождения детей в учебную деятельность. При этом необходимо учитывать все аспекты, оказывающие влияние на развитие личности ребенка, в том числе возрастные и половые различия в компонентах личностной готовности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

1. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2 т. / А. Анастази. – М.: Педагогика, 1982. – Т.2. – 365 с.

2. Андреева, В.И. Формирование самооценки и уровня притязаний младших школьников как один из путей реализации идей гуманизации образования / В.И. Андреева // Итоги XX века гуманизация образования – проблемы и перспективы / под общ. ред. – А.П. Смонцера, Е.Е. Семенова. – Витебск: ИПКиПРРиСО, 1998. – Ч.1. – С. 90-94

3. Басина, Е.З. Становление самооценки и образа Я / Е.З. Басина // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. – М.: Педагогика, 1988. – С. 56-65.

4. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 430 с.

5. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников / О.В. Белановская. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 102 с.

6. Белобрыкина, А.О. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / А.О. Белобрыкина // Психолог в детском саду. – 2008. – №2. – С. 5-39

7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

8. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С. 132-142.

9. Большая Психологическая Энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк. – М.: ЭКСМО, 2007. – 544 с.

10. Венгер, Л.А., Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 1994. – 191 с.

11. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психолгия: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

12. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под. ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: 1987 – 158 с.

13. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – Т.2. – 361 с.

14. Вьюнова, Н.И., Гайдар, К.М., Темнова, Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2005. – 256 с.

15. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.

16. Гуткина, Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе / Н.И. Гуткина // Психолог в детском саду. – 2007. – №4. – С. 47-73.

17.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 230 с.

18. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / ред. Н.Я. Кушнир, О.Е. Антипенко. – Минск: 1991. – 175 с.

19. Забровская, О.В. Формирование образа «Я-будущий школьник» у детей 5-7 лет / О.В. Забровская. – Волгоград: 2007. – 22 с.

20. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – Т.1. – 316 с.

21. Иванюк, Ю.Е., Гладун, Т.И. Самооценка 6-7 летних детей как показатель готовности к школьному обучению / Ю.Е. Иванюк, Т.И. Гладун // Современные исследования актуальных проблем психологии. – Брест: БрГУ, 2004. – С. 34-36

22. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М.Н. Ильина. – СПб.: Питер, 2004. – 205 с.

23. Кастусик, Н.А. Изучение и коррекция самооценки старших дошкольников / Н.А. Кастусик // Эврика 98 / под ред. В.Т. Тарантей. – Гродно: ГрГУ, 1998. – С. 140-142

24. Ковальчук, Н.Г., Гладун, Т.И. Особенности развития образа «Я» у детей дошкольного возраста / Н.Г. Ковальчук, Т.И. Гладун // Современные исследования актуальных проблем психологии. – Брест: БрГУ, 2002. – С. 20-23

25. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.

26. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. 2-е изд., перераб. и доп. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 316 с.

27. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №10. – С. 41-44

28. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991 – 152 с.

29. Кушнир, Н.Я. Детский сад-школа: Проблемы преемственности / Н.Я. Кушнир. – Минск: Полымя, 2000. – 152 с.

30. Кушнир, Н.Я. Актуальные проблемы подготовки детей к школе / Н.Я. Кушнир // под ред. И.В. Жидко. Нац. Ин-т образования. – Минск: НИО, 2002. – С. 20-30

31. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 384 с.

32. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М: Педагогика, 1983. – Т.1. – 320 с.

33. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.

33. Нежнова, Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т.А. Нежнова // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / ред.-сост. Р.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 656 с.

35. Нежнова, Т.А. Формирование новой внутренней позиции / Т.А. Нежнова // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. – М.: Педагогика, 1988. – С. 22-36.

36. Нижегородцева, Н.В., Шандриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шандриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с.

37. Подготовка детей к школе: Материалы республиканского научно-методического семинара (26 декабря 2000года), Минск, БГПУ им. М. Танка. – Минск: 2000. – 167 с.

38. Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 408 с.

39. Родителям о готовности ребенка к школе / сост.: Л.А. Худенко, М.А. Дыгун. – Мозырь: Белый ветер, 1997. – 15 с.

40. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.

41. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

42. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях / под ред. Н.Я. Кушнир. – Минск: 1996. – 240 с.

43. Терехина, О.А. Я хочу в школу / О.А. Терехина. – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – 46 с.

44. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

45. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. – Ярославль: 1991. – 51 с.

46. Шванцара, Й. Диагностика психического развития / Й. Шванцара. – Прага, 1978. – 388 с.

47. Формирование положительного отношения к школе / сост.: Л.А. Худенко, М.А. Дыгун. – Мозырь: Белый ветер, 1997. – 10 с.

48. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин // под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко: АПНСССР. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.

49. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 301 с.

50. Ярмолинская, М.М. Некоторые аспекты социально-нравственной подготовки детей шестого года жизни к школьному обучению / М.М. Ярмолинская // под ред. И.В. Жидко. Нац. Ин-т образования. – Минск: НИО, 2002. – С. 76-81

Покупка готовой работы
Тема: «Сравнительная характеристика компонентов личностной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика