Дипломная работа
«Проявление лживости у мальчиков и девочек в подростковом возрасте с различным типом акцентуации характера »
- 110 страниц
Общая характеристика работы 3
1. Теоретической изучение акцентуаций характера и лживости в подростковом возрасте.
7
1.1. Проблема определения понятия «лживость» в отечественной и зарубежной литературе.
7
1.2. Понятие «характер» и «акцентуации характера» с позиции отечественных и зарубежных исследователей.
12
1.3. Психологические особенности мальчиков и девочек подросткового возраста по проблемам лживости и выраженным акцентуациям характера.
25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
2. Эмпирическое изучение проявления лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным типом акцентуаций характера.
37
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования по изучению лживости и акцентуаций характера у мальчиков и девочек подросткового возраста.
37
2.2. Изучение лживости и акцентуаций характера у мальчиков и девочек подросткового возраста
39
2.3. Выявление зависимости между типами акцентуаций характера и проявлением лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста.
47
2.4 .Выявление взаимосвязи между типами акцентуаций характера и проявлением лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста.
50
2.5. Выявление различий в степени выраженности показателей акцентуации характера и проявлением лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста.
59
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Особую значимость имеют исследования по проблеме проявления лживости у подростков, поскольку именно данная возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан нашей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие. Подростковый возраст – период, переходный от детства к зрелости, в котором стабилизируются личностные особенности и поведенческие паттерны.
В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.
Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью.
У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят о таких особо усиленных чертах вслед за К. Леонгардом как акцентуация характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, недостаточная разработанность проблемы проявлений лживости подростков, позволяет говорить об актуальности этого исследования.
Цель: установить взаимосвязь акцентуаций характера с проявлением лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Задачи:
1. Теоретически раскрыть сущность и соотношение понятий «лживость» и «акцентуации характера» в подростковом возрасте.
2. Исследовать проявление лживости и определить тип акцентуации характера у мальчиков и девочек подросткового возраста.
3. Выявить зависимость между типами акцентуаций характера и проявлением лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста.
4. Выявить взаимосвязь между типами акцентуаций характера и проявлением лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста.
5. Выявить различия в степени выраженности показателей акцентуации характера и проявлением лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста.
6. Проанализировать результаты, сформулировать выводы и практические рекомендации.
Объект: Мальчики и девочки подросткового возраста.
Предмет: Проявление лживости у мальчиков и девочек во взаимосвязи с различным типом акцентуаций характера.
Гипотеза: проявление лживости, у мальчиков и девочек, подросткового возраста опосредуется характером психологических особенностей акцентуации характера
Методология: Методологической основой исследования послужили идеи К. Леонгарда, А.Е. Личко об акцентуациях характера, а также базовые подходы к изучению лживости (В.В. Знаков 1999; Ж. Дюпра, 1905; О. П. Экман, 1999; М. Вагин и др.). Основные методологические принципы современной психологии: принцип системности и комплексности в рассмотрении психических явлений (Б.Г. Ананьев, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.).
Методы: При написании работы использовались анализ литературных источников по теме исследования, а также следующие психодиагностические методы: 1). Для изучения проявлении лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста использовалась методика «Диагностика самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д.Крауна. 2). Для изучения типа акцентуаций характера: Адаптированный характерологический опросник Г. Шмишека.
Обработка результатов проводилась на основе статистического пакета «Statistika 5.0» с применением методов статистической обработки данных: коэффициента ранговой корреляции Спирмена и U – критерий Манна – Уитни.
Научная новизна и значимость полученных результатов:
Несмотря на значительное количество экспериментальных, эмпирических, теоретических исследований, указания на неразработанность и неопределенность проблемы, многозначность и неясность взаимосвязи лживости с различным типом акцентуации характера в подростковом возрасте занимают значительное место при обсуждении проблемы лживости.
Теоретическое значение работы заключается в обогащении теории психологии лжи и типах акцентуации характера. Полученные результаты уточняют и расширяют представления о лживости, типах акцентуаций характера у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Практическая значимость:
Результаты экспериментального исследования полезны не только педагогам, психологам, но и родителям; необходимы для создания рекомендаций по работе с лживостью подростков, исходя из полученных результатов.
Структура и объем дипломной работы.
Дипломная работа состоит из ОГЛАВЛЕНИЯ, ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ, двух ГЛАВ, ВЫВОДОВ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ, СПИСКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЙ.
Объём дипломной работы: - 108с. Первая глава –27с. Вторая глава –26с. Таблиц –8, рисунков –13, приложений – 7.
1. Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь человека может быть порождена эгоистическими мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей: такая ложь вызывает порицание со стороны общества. Ложь может быть обусловлена благородными побуждениями (например, ложь врача тяжелобольному человеку) и в подобной ситуации признается морально оправданной. Как это ни парадоксально звучит, но человеку без лжи жить невозможно.
Ложью можно назвать сознательное искажение одним человеком известной истины, которым он вводит в заблуждение другого, при этом, не предупреждая первого о своих намерениях.
В результате изучения теоретических источников мы видим, что, во-первых, нет одной и общепринятой типологии лжи, а во-вторых, существует значительное количество различных видов лжи, которые ученые выделяют и описывают в зависимости от точки зрения на сущность проблемы. По этой причине классификации весьма различаются в зависимости от понимания автором данного феномена.
На формирование нравственных ценностей подростка большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями. Одной из основных причин лжи подростки считают самозащиту получение какой-либо выгоды, желание сделать лучше, завоевать авторитет, при этом девочки проявляют более эмоциональное и личностное отношение ко лжи.
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, акцентированы, заметны. Такое усиление отдельных проявлений характера делает человека избирательно уязвимым к отдельным психогенным воздействиям, сохраняя его устойчивость к другим.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются по мере взросления. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.
2. В ходе эмпирического исследования по изучению проявления лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста с разными типами акцентуаций характера нами были получены следующие результаты: среди всех респондентов низкую самооценку мотивации одобрения (правдивость) имеют 54 человека (54%), что свидетельствует как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе. Высокую самооценку мотивации одобрения (лживость) имеют 46 человек (46%), что говорит о том, что чем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам.
Мальчики, по результатам проведённого исследования оказались более подвержены лживости чем девочки (52% и 40 %), а девочки - более правдивы мальчиков (60% и 48%).
Наиболее ярко выраженными акцентуациями характера в подростковом возрасте являются экзальтированный, гипертимный и циклоидный. А вот менее преобладающими акцентуациями характера являются дистимный, педантичный и тревожный типы акцентуаций характера.
Интересным представляется тот факт, что некоторые респонденты имеют несколько ярко выраженных типов акцентуаций характера
Наиболее распространенными типами акцентуаций характера как среди девочек так и среди мальчиков является экзальтированный (84% девочек и 58% мальчиков) и гипертимный (80% девочек и 38% мальчиков). На третьем месте у девочек наиболее распространенные типы акцентуаций характера – циклоидный (54%) и эмотивный (56%).
Наименьшую распространенность получили дистимный, застревающий, возбудимый, педантичный, тревожный тип акцентуаций характера.
С помощью кросстабулирования нами была выявлена зависимость между двумя переменными: переменная «тип акцентуации характера» (проявляется или не проявляется) и переменная «шкала лжи» (правдивый или лживый).
Установлено, что мальчикам с выраженными чертами гипертимного (30%), эмотивного (22%) и экзальтированного (34%) типа акцентуаций характера свойственно проявление лживости. Девочкам с выраженными чертами дистмного типа (4%) свойственно проявление лживости.
Был проведен анализ взаимосвязи между акцентуациями характера проявлением лживости у мальчиков и девочек подросткового возраста с использованием метода корреляционного анализа: коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Анализ результатов выполнялся с помощью программы «STATISTIKA». Получены следующие результаты:
• из расчета ранговой корреляции Спирмена, мы можем с достаточной уверенностью утверждать, что так как все значения коэффициента ранговой корреляции больше нуля: р>0, то существующее направление связи исследуемых критериев прямо пропорциональное (положительная);
• учитывая полученные результаты расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена, можно заключить, что изучаемые признаки «возбудимый тип и лживость», «застревающий тип и лживость», «эмотивный тип и лживость» у мальчиков подросткового возраста находятся в статистически значимой слабой и положительной взаимосвязи. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что с увеличением показателя будет увеличиваться другой, и наоборот. У девочек подросткового возраста изучаемые признаки «эмотивный тип и лживость», «тревожный тип и лживость», «дистимный тип и лживость», «застревающий тип и лживость», «экзальтированный тип и лживость», «циклоидный тип и лживость», и «демонстративный тип и лживость» у находятся в статистически значимой слабой и положительной взаимосвязи. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что с увеличением показателя будет увеличиваться другой, и наоборот;
• у девочек более чем у мальчиков проявление лживости зависит от проявляемых акцентуаций характера.
Таким образом, с помощью корреляционного анализа были выявлены статистические взаимосвязи по выборкам мальчиков и девочек, что в свою очередь свидетельствует о подтверждении выдвинутой в ходе исследовании гипотезы
С помощью U – критерия Манна – Уитни было выявлено статистически значимое различие у мальчиков и девочек по следующим признакам: тревожный тип (U =892, при р = 0,000001), гипертимный тип (U =1434 при р = 0,000221), застревающий тип (U =1475 при р = 0,000044), эмотивный тип (U =1202 при р = 0,000000), демонстративный тип (U =1615 при р = 0,000419), экзальтированный тип(U =1639, при р = 0,000599)з, а также средние показатели по всем этим типам больше у девочек, нежели у мальчиков.
На основании полученных результатах были разработаны рекомендации по работе с детьми, склонными к лживости.
Наша гипотеза о том, что проявление лживости, у мальчиков и девочек, подросткового возраста опосредуется характером психологических особенностей акцентуации характера подтвердилась.
1. Абрамова, Т.С. Практикум по возрастной психологии / Т.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999.-320с.
2. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд. перераб. и доп.- М. Ти Велби, 2005. – 612с.
3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков /В.А. Аверин. – СПб., 1998.-379с.
4. Байард, Р. Ваш беспокойный подросток / Р. Байард, Д. Байард / Пер. с англ. –М.: Просвещение, 1999.
5. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко.- СПб.: Союз, 2002. – 160с.
6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. – Спб.: ПРАЙМ _ ЕВРОЗНАК,2004. – 672с.
7. Боцманова М.Э. Изучение психологии подростка в лаборатории Д.Б. Эльконина / М.Э. Боцманова, Р.Д. Тригер// Вопросы психологии. – Мн. – 2001. - №4. – С. 120-124.
8. Вагин, И. Психология выживания в современной России / И. Вагин. М., 2004.
9. Гиппенрейтер, П.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций/ П.Б. Гиппенрейтер. – М.: Юрайт, 2000.-336с.
10. Грачеёв Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно – психологического воздействия / Г.В. Грачёв, И.Д. Мельник. – М.: Институт философии РАН, 1999. – 165с.
11. Душина, Е.А. Особенности отношения ко лжи современных подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.А. Душина. – М., 2000. – 26с.
12. Дюпра, Ж. Ложь / Ж. Дюпра/ Пер. с франц. – М.: Изд – во Современный гуманитарный университет, 2008. – 124с.
13. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. – М.: Флинта, 2006. -336с.
14. Зайка, Е.В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением / Е.В. Зайка, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина// Вопросы психологии. – Мн. – 1990. - №4. – С. 83-90.
15. Закатов, В.В. Ложь и борьба с нею / В.В. Закатов. – Волгоград, 1982, 130с.
16. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 215с.
17. Знаков, В.В. Макиавеллизм и феномен вранья / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – Мн. – 1999. - №6. – С. 59-69.
18. Знаков, В.В. Неправда, ложь и обман как проблема психологического понимания / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – Мн. – 1993. - №2. – С. 9-15.
19. Знаков, В.В. Психология понимания правды / В.В. Знаков. – Спб: Изд. «Алтейя», 1999. – 279с.
20. Ильин, Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения [Текст] / Г. Л. Ильин // Вопросы психологии. – 1986. – № 5. – С. 113-124.
21. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган – М., 1991 – 256с.
22. Казанская, В.Г. Подросток: трудности взросления / В.Г. Казанская. – Спб.: Питер, 2008. – 178с.
23. Колосов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Колосов, И.Ф. Мягков. – М., 1986.
24. Конькова, О.В. Социально психологические истоки форимирования детской лжи / О.В. Конькова.// Психологическая служба. 2003. - №4. – С. 37-40.
25. Корнилова, Т.В. Факторы социального и психологического неблагопалучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения/ Вопросы психологии // Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов, Е.Л. Григоренко. – Мн., 2001. №1. – С.107 -122.
26. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Яроковского. – М.: Полит. издание, 1985. – 431с.
27. Кречмер. Э. Строение тела и характера / Э. Кречмер. – М.: Педагогика, 1995. – 227с.
28. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леогард.- Ростов/ нД: Феникс, 2000. - 574с.
29. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Леогард – М.:ООО Апрель ПРЕСС, 1999.-416с.
30. Лишин, О.В. Современный подросток и его особенности / О.В. Лишин // Мир психологии. – М. - 2007. - №4. С.11-18.
31. Малкина – Пых, И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога / И.Г. Малкина – Пых. – М.: Эксмо, 2004.-896с.
32. Немов, Р.С. Психология. В 3 ч.Ч.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1997.- 688с.
33. Обухова, Л.Г.Детская психология / Л. Г. Обухова. – М.: Российское пед. агентство, 1996. – 374с.
34. Олдерг, Ф. Ложь. Три способа выявления / О. Фрай. – Спб.: Еврознак, 2006. – 286с.
35. Пашкевич, О.И. Статистическая обработка эмпирических данных в системе STATISTIKA / О.И. Пашкевич. – Мн.: РИПО, 2007. – 148с.
36. Перэ, Б. Правдивость и ложь / Б. Перэ // Психологическая служба. 2003. - №4. – С. 32-36.
37. Першина, Л.А. Возрастная психология / Л.А. Першина. – М.: Академический проект «Альма - Матер», 2005. – 240с.
38. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова и др.- М., 1996.-438с.
39. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
40. Психология подростка. Учебник / Под. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРО-Знак, 2003.-480с.
41. Райгородский, Д.Я. Подросток и семья / Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрам, 2002. – 656с.
42. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрам, 1997 – 640с.
43. Реан, А.А. Характерологические особенности подростков- делинквентов / А.А. Реан // Вопросы психологии. – Мн. – 1991. - №4. – С. 139 – 144.
44. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов.– М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1999.– 384 с.
45. Рождественская, Н.А. Как понять подростка.Учебное пособие / Н.А. Рождественская.- М., 1998.- 86с.
46. Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд. перераб. и доп.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976с.
47. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Сттанкин. – М.: Институт практической психологии, 1996.
48. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. М.: Академия, 1998. – 326с.
49. Столяренко, Л.Д. Психология / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-448с.
50. Траунтнер, Х.М. Подросток: категории пола и идентичность / Х.М. Траунгер // Психологическая служба. 2004. - №3. – С. 5-15.
51. Трофимова,Н.М. Возрастная психология / Н.М. Трофимова, Г.Г. Пушкина, Н.В. Казина. – Спб.: Питер,2005. – 240с.
52. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман.- М., 2003.-480с.
53. Фромм, Э. Бегство от свободы/Э. Фромм - М.: Прогресс,1995. -251с.
54. Церковная, И.А. Многомерно – функциональное исследование лживости как индивидуально – психологической особенности личности: Автореф. дис. … канд. психол. Наук / И.А. Церковная. – Екатеринбург, 2005. – 20с.
55. Экман, П. Психология лжи / П. Экман. – Спб.: Питер, 1999. – 272с
Тема: | «Проявление лживости у мальчиков и девочек в подростковом возрасте с различным типом акцентуации характера » | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 110 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологические особенности процесса внимания у подростков
Курсовая работа:
Конфликтность в подростковом возрасте
Курсовая работа:
Особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте
Курсовая работа:
Особенности социальной адаптации в подростковом возрасте
Курсовая работа:
Особенности работы с подростками на основе учета особенностей характера