Дипломная работа
«Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности»
- 116 страниц
Введение 3
Общая характеристика работы 5
1. Проблемы эмоционального выгорания и тревожности в психологии
1.1. Понятие эмоционального выгорания, влияющие факторы, основные симптомы и пути его преодоления 10
1.2. Понятие тревожности, теории и виды 24
1.3. Психологические особенности медицинских работников 31
Выводы 36
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников
2.1. Организация и этапы проведения эмпирического исследования 38 2.2. Анализ результатов исследования эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников 50
2.3.Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников 64
Выводы 66
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложения 76
В данной дипломной работе изучается взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.
Актуальность дипломной работы
В англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному выгоранию». Однако исследования носили главным образом эпизодический характер. Наиболее интенсивно синдром «выгорания» (burnout) начал развиваться после публикации работ Кристины Маслач (1976). Издание в 1986 году опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы выгорания приобрело на Западе практически массовый характер. Трудности исследования синдрома до 80-х годов связаны с неопределенностью и многокомпетентностью его описательных характеристик, а так же с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с психическим «выгоранием». В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями.
Изучением проблемы эмоционального выгорания занимались такие ученые как Х.Дж. Фрейденберг, Моховиков А.Н., Аминов Н.А., В.В.Бойко и другие. Х.Дж. Фрейденберг рассматривал эмоциональное выгорание как характеристику психологического состояния здоровых людей, которые находятся в тесном и интенсивном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. В.В. Бойко рассматривал эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание – многомерный конструкт, включающий в себя совокупность негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения.
Однако рассмотренные ими вопросы отвечают лишь на часть поставленных, поэтому исследование в этой области продолжаются и в наши дни.
Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м — уже 222, а в 1995-м — более 600. В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е — начало 1990-х гг. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается почти в геометрической прогрессии.
Исследованием проблемы тревожности занимались такие ученые как З. Фрейд, Миллер и Маурер, А.М. Прихожан, Тейлор, Т.А.Немчикова, Спилбергер и многие другие. З.Фрейд утверждал, что тревожность есть диффузное опасение, которое неспецифично, рассеянно и беспредметно. Спилбергер, О'Нейл и Хансен рассматривали тревожностью как черту характера и тревожностью как состояние.
Рассмотренные ими вопросы имеют свои достоинства и недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований.
Список вопросов, очень важных как с научной, так и с практической точек зрения, и мнений исследователей, которые значительно расходятся, очень обширен. Наиболее существенными из них, на наш взгляд, являются следующие проблемы:
1) соотношение тревожности и страха;
2) тревожности как переживания, не связанного с каким—либо конкретным объектом (общая, «свободноплавающая», «разлитая» тревога), и тесно спаянной с какой—либо сферой жизни (частная, локальная, парциальная тревожность);
3) сути тревожности как устойчивого образования, его причин и форм.
В настоящее время в психологической периодической печати часто появляются публикации, касающиеся проблем эмоционального выгорания и тревожности. Это указывает на возрастание интереса к изучению данных проблем.
В данной дипломной работе мы попытаемся выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирически исследовать эмоциональное выгорание и тревожность у медицинских работников.
3. Установить взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.
4. Обобщить результаты исследования, сформулировать выводы и практические рекомендации.
Объект исследования: средний медицинский персонал.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.
Методологическая основа исследования:
Методология нашего исследования строится на авторском подходе В.В.Бойко, в котором он утверждал, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения; на взглядах Тейлора и Т.А.Немчинова.
Методы исследования:
1. Общенаучные (обобщение, анализ, синтез, сравнение и др.);
2. Методы сбора информации (метод тестов);
Метод статистической обработки - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчиновой).
Научная новизна: В нашей работе мы сделали акцент на изучение особенностей эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников, попытались найти взаимосвязь между ними, проанализировали и сопоставили данные полученные в результате изучения эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.
Практическая значимость полученных результатов: изучение данной проблемы может существенно помочь как психологам, так и педагогам в профилактической работе с медицинскими работниками. Зная особенности проявления эмоционального выгорания у медицинских работников, мы можем спрогнозировать их уровень тревожности и максимально уменьшить или свести до 0.
Эмпирическая база исследования: эмпирической базой выступило Пуховичское районное территориальное медицинское объединение. В качестве испытуемых выступил средний медицинский персонал в возрасте от 24 до 59 лет. Выборка исследования составляет 52 человека, из них 37 женщин и 15 мужчин.
Структура и объем дипломной работы: введение, общая характеристика, две главы, заключение, список использованных источников включает 50 наименований. Объём дипломной работы составляет 75 страниц, с приложением 116 страниц.
В ходе данной дипломной работы мы изучали эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности. При изучении нами были выполнены все поставленные задачи: провели теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эмпирически исследовали эмоциональное выгорание и тревожность у медицинских работников, обобщили результаты исследования, сформулировали выводы и практические рекомендации.
Для решения задачи по изучению эмоционального выгорания у медицинских работников мы использовали методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, в ходе которой мы обнаружили, ведущими симптомами во всем синдроме «эмоционального выгорания» являются симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Это означает, что испытуемые неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. Они проявляют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. У испытуемых накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».
Для решения задачи по изучению тревожности у медицинских работников мы использовали методику измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А.Немчинова), в ходе которой мы обнаружили высокотревожные эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
Для того чтобы эмпирически установить взаимосвязь эмоционального выгорания с тревожностью у медицинских работников мы использовали метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и получили следующие результаты: изучаемые характеристики (эмоциональное выгорание и тревожность) находятся в статистически значимой взаимосвязи. Это означает, с увеличением показателей эмоционального выгорания тревожность будет увеличиваться, и наоборот.
Так как данная проблема очень актуальна в современном обществе, ее необходимо глубже изучать руководителям медицинских учреждений.
Необходимо в дальнейшем изучать факторы, влияющие на тревожность (наличие невротического конфликта, психосоматических заболеваний и т.д.); рассмотреть возможности разработки, проведения и оценки эффективности коррекционных программ для медицинских работников; изучить динамику тревожности и эмоционального выгорания на протяжении работы в медицинском учреждении.
Рекомендации: Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относитесь к конфликтам на работе.
Чтобы обрести спокойствие и избабиться от тревог, следуйте правилу:
Не подражайте другим, найдите себя и будьте самим собой.
Если вам достался лимон, делайте лимонад.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1997. – 368 с.
2. Акиндинова, И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А.Акиндинова, А.А.Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 25. – С. 1-13.
3. Астапова, В.М. Тревога и тревожность / В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
4. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А.Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2000. -352с.
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В.Бойко. - М., 1996. – 244 с.
6. Бойко. В.В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие / В.В.Бойко. – СПб., 1997.- 156 с.
7. Боллз, Э.В. Учитесь жить с Синдромом Хронической Усталости / Э.В. Боллз. - М.: Изд-во МГУ, 1995. – 122с.
8. Вальчук Э.А. Организация работы среднего медицинского персонала по этапам оказания медицинской помощи / Э.А. Вальчук, П.Н. Михалевич // Тез. докл. пленума Белорусского общества терапевтов, Гомель, I ч.-1999.-с.34-35.
9. Вальчук, Э.А. Сестринское дело в Республике Беларусь: состояние и перспективы / Э.А. Вальчук, Г.Е. Пецевич // Медицинская сестра на рубеже ХХI века Сб.научн.работ.-Гродно, 2002.- С.137-139.
10. Вечер, Л.С. Секреты делового общения / Л.С.Вечер. – Мн., 1996. – 367 с.
11. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.Старченкова – Санкт-Петербург. [и др.]: Питер: Питер Принт, 2005. – 336с.
12. Вопросы психологии, 2008, № 2, с. 3- 16.
13. Гринберг, Дж. Управление стрессом /Дж. Гринберг. – СПб.: 2002. – 496 с.
14. Захарова, В.П. Методы практической психологии общения: Учеб. Пособие / В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. – Л., 1990.- 196 c.
15. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф.Зеер.– 2-е изд., перераб., доп.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.– 336 с.
16. Кадьченко, Е.И. Медико-гигиенические аспекты образа жизни врачей // Советское здравоохранение. 1987. №6. с.37-39.
17. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов. - М.: 1998. – 350 с.
18. Конечный, Р. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Воухал. Прага, 1990. – 412 с.
19. Коропулина, В.Н. Психологический словарь / В.Н.Коропулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова. - Ростов-на-Дону. 2003. – 640 с.
20. Косарева, В.В. Профессиональное заболевание медицинских работников / В.В. Косарева. – Самара, 1998.- 234 с.
21. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2002. – 198 с.
22. Кремень, М. А. Математические методы в научных исследованиях: Для педагогов и психологов / М.А. Кремень. – Минск, 1998. – 254 с.
23. Кушнир, Н. Я. Организация и методика научно – исследовательской работы в процессе переподготовки психологов: Учебно-методическое пособие / Н.Я. Кушнир, О.И. Пашкевич, О.В. Шапошникова. - Мн., 2005. – 71 с.
24. Моховикова, А.Н. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств / Под ред. А.Н.Моховикова. – М., 2002. - 56с.
25. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е.Орел // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.
26. Панкратов, В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство / В.Н.Панкратов. – М.: 2002. – 336 с.
27. Психология в медицине: Учебное пособие. – М.: ЛПА «Кафедра -М», 1998. – 272с. (с 231- 245).
28. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. С.А.Боровикова. – М.: Просвещение, 1990. – 210с.
29. Психологический журнал, 2001, том 22, № 1, с. 90-101.
30. Психологический журнал, 2008, том 29, № 5, с.91-100.
31. Психологический журнал, 2009, том 30, № 3, с.84-95.
32. Прихожан, А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М.Прихожан // Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. – М.: Моск. психолого –соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 200-. – С. 153- 164.
33. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М.Прихожан // Психологическая наука и образование. N 2. 1998. С. 11 – 17.
34. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
35. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2003. – 672 с.
36. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. - Самара. 2004. – 672 с.
37. Розанова, В.А. Психология управления / В.А. Розанова. - М.: 1996/97 Журнал управление персонала. – 176 с.
38. Рубан, В.П. Этико-деонтологические проблемы медицинских сестер стационара / В.П. Рубан // Главная медицинская сестра. 1999. №1.
39. Сидоренко, Е.В. Математические методы в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с.
40. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П.Симонов. — М., 1995.
41. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. 2002. №7
42. Степанова, Л.Г. Диагностика гендерной идентичности личности / Л.Г. Степанова. Мн., 2002. – 42 с.
43. Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. 1997. №2.
44. Форманюк, Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. № 6.
45. Хекхаузен, Х. Тревожность / Х.Хекхаузен // Мотивация и деятельность / Х.Хекхаузен. – М.: Педагогика, 1986. – С. 244-250.
46. Хроменков, Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный процесс / Н.А. Хроменков. — М., 1989.
47. Штейнмец, А.Э. «Психологическая подготовка к педагогической деятельности» / А.Э. Штейнмец. - Калуга, КГПУ, 1998.- 342 с.
48. Шульц, Д. Психология и работа / Д.Шульц, С. Шульц. – СПб., 2003. – 389 с.
49. Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры // Производственный стандарт, Минск: БелМАПО, 2002.- 29с.
50. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб. 1998. – 638 с.
Тема: | «Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 116 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников
Дипломная работа:
Особенности профессионального выгорания и мотивации у медицинского персонала социальной сферы
Дипломная работа:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика
Дипломная работа:
Особенности эмоционального выгорания консультантов по работе с химически зависимыми людьми
Дипломная работа:
Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности медицинских работников