Дипломная работа
«Изменение мотивации личности в процессе психодрамы»
- 87 страниц
Содержание
Введение 4
1. Изучение мотивации личности 7
1.1. Обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме мотивации личности 7
1.2. Мотивация достижения успеха и избежания неудач 20
1.3. Влияние психотерапии на мотивацию личности 25
Глава 2. Психотерапевтическая помощь посредством психодрамы 29
2.1. Истоки психодрамы 29
2.2. Теория психотерапии посредством психодрамы 32
2.3. Особенности терапии посредством психодрамы 40
2.4. Психодрама и социометрия 45
Глава 3. Исследование изменения мотивов обращения за помощью в процессе психодрамы 50
3.1. Организация и проведение исследования 50
3.2. Методики исследования 51
3.3. Анализ и обсуждение результатов исследования 57
Заключение 76
Литература 79
Приложение 87
Мотив достижения успеха проявляется в стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общении в том числе. Мотив избегания неудач - стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, особенно связанных с общением и оценкой его и его действий другими людьми. Так как в этой работе мы попытаемся рассмотреть мотивацию человека, проходящего психотерапию в рамках психодрамы, мы так же попытаемся выявить взаимосвязь социометрического статуса личности и его ориентацию на достижение успеха или избегания неудач.
Таким образом, актуальность данной работы напрямую зависит от недостаточного уровня разработки проблемы мотивации личности в психотерапии, а также от современной социальной ситуации (как в России, так и за рубежом), что создает предпосылки для развития различных нервно-психических заболеваний и расстройств.
Целью данной работы является исследование (как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне) ######. И выявление взаимосвязи мотивации личности и его социометрического статуса.
Задачи:
1. Проанализировать литературу российских и зарубежных авторов по проблеме мотивации личности;
2. Проанализировать психологическую литературу по проблеме псохотерапевтического метода психодраммы;
3. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации личности, в процессе психодрамы;
4. Проведение социометрии с целью определения статуса личности;
5. Проследить изменения мотивации в процессе психодрамы;
6. Выявить связь между социометрическим статусом и мотивацией личности.
Объектом настоящего исследования является мотивация личности, а предметом исследования – характеристики мотивации личности, в процессе психодрамы.
Гипотеза: Мотивация личности взаимосвязана с ее ####; В процессе #####изменяется на мотив достижения успеха.
Методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных психологов: теория деятельности и деятельностного подхода к развитию личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); концепция поуровневого развития личности в онтогенезе (Д. И. Фельдштейн); основные положения теории мотивации в профессиональной деятельности (В. Г. Асеев, А. А. Деркач, Е. В. Козиевская; М. И. Мурзабеков, и др.); фундаментальные идеи в области мотивации деятельности и мотивации достижения (И. А. Васильев, Т. О. Гордеева, М. Ш. Магомед-Эминов и др.); положения гуманистической психологии и психотерапии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Р. Мэй), психоанализа (З. Фрейд) и психодрамы (Я. Морено). Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был применен комплексный метод исследования, который включал в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; качественные методы исследования; статистические методы анализа и обработки данных.
Выборка состояла из людей, не страдающих какими-либо явными нервно-психическими заболеваниями или личностными расстройствами, поэтому в отношении участников эмпирического исследования в целом правомерно применение подхода К. Рождерса о мотивации на прохождение психотерапии как опредмеченной потребности к личностной самоактуализации.
Характеристика выборки исследования: В исследовании приняли участие 2 группы - исследуемая и контрольная. В состав исследуемой группы вошли 10 человек в возрасте 25-27 лет, все респонденты данной группы являются участниками психодраматических сессий. В состав контрольной группы также вошли 10 человек в возрасте 25-27 лет, респонденты контрольной группы не принимали участия в психодраматических сессиях. Всего объем выборки исследования составил 20 человек.
При первой встрече и знакомстве с испытуемыми были получены общие сведения, установлены доверительные отношения с ними. Диагностика проводилась в уютном, хорошо освещенном помещении психотерапевтической группы, в эмоционально комфортной атмосфере (участники были спокойны, не проявляли негативных эмоций). Во время диагностических процедур психолог оказывал помощь в организации диагностически и разъяснении заданий.
Для выполнения заданий участникам были предоставлены бланки методик и карандаши. При помощи психолога и после объяснений предстоящей работы и примеров, участники заполняли их.
Выбор диагностических методик проводился на основании изученной литературы. Комплекс методик подобран в соответствии с целями исследования.
3.2 Методики исследования
Таким образом, для диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудач и ее взаимосвязи с социометрическим статусом использовались следующие методики:
Методика №1. Тест «Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи»
Источник описания методики: Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.102-103.
Методика №2. Социометрия
Источник описания методики: Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Под ред. А, Л. Журавлева. – М., 1990.
Для оценки популярности в группе был выбран метод социометрических измерений американского психолога Дж. Морено. Социометрия давно зарекомендовала себя как надежный и простой метод диагностики внутригрупповых отношений.
Методы математико-статистической обработки данных исследования
В качестве методов математической статистики использованы критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона и коэффициент корреляции Спирмена.
U-критерий Манна-Уитни— статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Для применения U-критерия Манна-Уитни нужно произвести следующие операции.
1. Составить единый ранжированный ряд из обеих сопоставляемых выборок, расставив их элементы по степени нарастания признака и приписав меньшему значению меньший ранг. Общее количество рангов получится равным:
N=n_1+n_2,
где n_1 — количество единиц в первой выборке, а n_2 — количество единиц во второй выборке.
2. Разделить единый ранжированный ряд на два, состоящие, соответственно, из единиц первой и второй выборок. Подсчитать отдельно сумму рангов, пришедшихся на долю элементов первой выборки, и отдельно — на долю элементов второй выборки. Определить большую из двух ранговых сумм (T_x), соответствующую выборке с n_x единиц.
3. Определить значение U-критерия Манна -Уитни по формуле:
U=n_1\cdot n_2+\frac{n_x\cdot(n_x+1)}{2}-T_x.
4. По таблице для избранного уровня статистической значимости определить критическое значение критерия для данных n_1 и n_2. Если полученное значение U меньше табличного или равно ему, то признается наличие существенного различия между уровнем признака в рассматриваемых выборках (принимается альтернативная гипотеза). Если же полученное значение U больше табличного, принимается нулевая гипотеза. Достоверность различий тем выше, чем меньше значение U.
При справедливости нулевой гипотезы критерий имеет математическое ожидание M(U)=\frac{n_1\cdot n_2}{2} и дисперсию D(U)=\frac{n_1\cdot n_2\cdot (n_1+n_2)}{12} и при достаточно большом объёме выборочных данных (n_1>19,\;n_2>19) распределён практически нормально.
Т-критерий Вилкоксона — непараметрический статистический тест, используемый для проверки различий между двумя выборками парных измерений.
Критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть, способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Объем выборки для вычисления Т-критерия Вилкоксона должен быть от 5 до 50 элементов. Нулевые сдвиги исключаются из рассмотрения. Сдвиг в более часто встречающемся направлении принято считать «типичным», и наоборот.
Алгоритм вычисления Т-критерия Вилкоксона:
1. Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном.
2. Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах. Определить, что будет считаться типичным сдвигом.
3. Согласно алгоритму ранжирования, проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг, и проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной.
4. Отметить каким-либо способом ранги, соответствующие сдвигам в нетипичном направлении. Подсчитать их сумму Т.
5. Определить критические значения Т для данного объема выборки. Если Т-эмп. меньше или равен Т-кр. – сдвиг в «типичную» сторону достоверно преобладает.
Коэффициент корреляции Спирмена. С помощью метода ранговой корреляции Спирмена возможно определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Вычисление коэффициента ранговой корреляции предполагает ранжирование двух рядов значений. В качестве таких рядов могут выступать два признака, измеренные в одной группе респондентов, две иерархии признаков двух респондентов, две групповые иерархии признаков или индивидуальная и групповая иерархии признаков.
Если два признака или две иерархии признаков взаимосвязаны положительно, то респонденты, имеющие низкие (высокие) ранги по одному признаку, будут иметь низкие (высокие) ранги и по другому. Чем меньше разница между рангами, тем ближе коэффициент корреляции к 1. При отсутствии корреляции коэффициент будет равен нулю, при наличии отрицательной взаимосвязи - приближаться к -1.
Анализ данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена предполагает следующую формулировку гипотез:
Н-0: Корреляция между исследуемыми иерархиями не отличается от нуля.
H-1: Корреляция между исследуемыми иерархиями достоверно отличается от нуля.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
r = 1-(6Ʃ(d^2)/N(N^2-1)),
где d - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;
N - количество испытуемых.
После вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена следует определить по таблице критических значений выборочного коэффициента корреляции рангов критические значения для данного количества испытуемых. Если эмпирическое значение превышает критическое значение или равно ему, корреляция достоверно отличается от нуля.
В ходе проведенного нами исследования изменения мотивации обращения за помощью выявлено, что по мере снижения социометрического статуса мотивация на избегание неудач возрастает. У участников с низким социометрическим статусом обнаружен высокий уровень мотивации, направленной на избежание неудач. Чем выше популярность среди группы, тем сильнее мотивация на достижение успеха.
Вне зависимости от социометрического статуса показатель мотивации, направленной на избегание неудач, значительно снизился в ходе психотерапии. В результате повышения сплоченности (улучшения психологического климата) изменилась мотивация избегания неудач на мотивацию достижения успеха.
В результате проведенной терапевтической психодрамы меняется общий эмоциональный фон и психологическая атмосфера в группе.
1. «Журнал практического психолога» № 2-3, 2002. Специальный выпуск: История психодрамы в России. // под ред. А. Лидерса.
2. «Играть по-русски». Психодрама в России: истории, смыслы, символы (Коллективная монография) \ Сост. Е.В. Лопухина, Е.Л. Михайлова – М.: «Класс», 2003.
3. Айхингер А., В. Холл. Психодрама в детской групповой терапии. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.
4. Акерман С. Психодрама, ориентрированная на группу//Московский психотерапевтический журнал. – № 4, 1993.
5. Александров А. А. Интегративная психотерапия. СПб: Питер, 2009. — 352 с.: ил.
6. Александров А. А. Психотерапия: Учеб. пособие — СПб: Питер, 2004.
7. Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология.- Мат. 1-8 Всероссийских общественных профессиональных медицинских психотерапевтических конференций /под ред Аппенянского А. И., Бойко Ю. П., Краснова В. Н., Курпатова В.И, Шевченко Ю. С. (1-я — 2003; 2-я — 2004; 3-я — 2005; 4-я — 2006; 5-я — 2007; 6-я — 2008; 7-я — 2009; 8-я −2010)см. также сайт psychomed.nm.r*.
8. Аппенянский А. И. Трудные вопросы психотерапевта. — Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология.- Мат. 1 Всероссийск. обществен. профессиональню мед. психотер. конф.- М.: 2003, с.149-185.
9. Арестова О.Н. влияние мотивации на структуру целеполагания. //Вестник
10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
11. Бакурадзе А. Факторы-мотиваторы.// Директор школы №1 1997.
12. Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму. — М., 1997.
13. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.
14. Бодалев А.А. Мотивация и личность.Сборник научных трудов. – М., 1987.
2001.
105. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
106. Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К. МОНОДРАМА: исцеляющая встреча; От психодрамы к индивидуальной терапии / пер. с нем. – К.: Ника-Центр, 2004. – 292 с.
107. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969.
Бакалаврская работа «Изменение мотивации личности в процессе психодрамы.»
Направление 030300.62 Психология Москва, 2012, проверена на плагиат.
Тема: | «Изменение мотивации личности в процессе психодрамы» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 87 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование личности в процессе преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования
Курсовая работа:
Интерактивные технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах
Магистерская работа:
Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
:
Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально- культурной деятельности
Дипломная работа:
Электронные тренажеры как средство повышения уровня мотивации на уроках информатики