Курсовая работа
«Взаимосвязь мотивации успеха и коммуникативного потенциала личности»
- 31 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ психологических исследований по проблеме мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала 6
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Место мотивации достижения в структуре личности 9
1.3. Понятие коммуникативного потенциала личности 13
Глава II. Диагностика мотивации достижения успеха 17
2.1. Диагностическое исследование мотивации достижения успеха 17
2.2 Анализ и обсуждение результатов 18
2.3. Предложения, направленные на развитие мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Актуальность исследования. Современная социальная ситуация предоставляет человеку огромное количество возможностей для установления контактов и расширения сферы взаимодействия с другими людьми. Благодаря Интернет-технологиям и знанию иностранных языков человек может ежедневно общаться с людьми, которые проживают в других городах и странах, свободно путешествовать по миру, получать престижное образование и работать, не выходя из дома.
Однако широкое распространение общения в пространстве Интернета не отменяет реального взаимодействия между людьми, последнее по-прежнему остается преобладающим и наиболее важным для человека. В связи с этим на современном этапе развития общества особенно значимым для человека становится наличие умения общаться с другими людьми, умение слушать и слышать другого человека, умение понимать то, что чувствует собеседник, т.е. наличие коммуникативных свойств и коммуникативных способностей.
Данные свойства и способности составляют основу такого психологического образования как коммуникативный потенциал, от уровня развития которого во многом зависит успешность человека в социальном, личном и профессиональном планах.
Практически всякая деятельность может легко превратиться в деятельность, связанную с достижениями, стоит её субъекту в структуре побуждения актуализировать мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи. Успех и неудача выступают такими психологическими факторами нашей жизни, которые необходимо тщательно изучать. Знания о психологии успеха и неудачи крайне необходимы врачам, педагогам и особенно практическим психологам.
Проблемы мотивации рассматривали – З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, А. Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс и др. Исследованием мотивации занимались такие авторы как: Ф. Лерш, Р. Б. Кеттел, Уильям Мак-Дауголл, Г.А. Мюррей, Б. Вайнер, К. Двек, А. Бандура, Э. Деси, Р. Райан, Ю. Куль и др.
В психологии изучением проблемы коммуникативного потенциала человека занимались А.А. Бодалев, В.А. Кольцова, А.А. Леонтьев, Р.А. Максимова, А.В. Петровский, В.В. Рыжов, А.В. Фомин [4,8]. В педагогике в контексте проблемы развития профессионально важных качеств будущих педагогов исследованием коммуникативного потенциала занимались Н.В. Бордовская, В.А. Кан-Калик, Л.Л. Лашкова, Л.М. Митина [4]. На сегодняшний день неоднозначным остается представление о том, статичным или динамичным образованием является коммуникативный потенциал, а также какие составляющие входят в его структуру.
До настоящего времени еще не достигнуты ни теоретическая определенность, ни однозначность взглядов на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких как нужда, потребность, мотив, побуждение и др. Согласно Р. Немову, мотивация является совокупностью причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотив достижения, который относится к этому перечню, напротив всегда вызывал большой интерес, хотя смысл в него вкладывался неоднозначный. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.
Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала личности.
Объект исследования: мотивационно-коммуникативная сфера.
Предмет исследования: особенности мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала личности.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть место мотивации достижения в структуре личности.
3. Изучить понятие и особенности коммуникативного потенциала.
4. Провести диагностику мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала.
5. Разработать предложения, направленные на развитие мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала.
Методы исследования: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, метод синтеза, дедуктивный метод, тестирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературных источников в количестве 31.
Глава I. Теоретический анализ психологических исследований по проблеме мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала 1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии
В современной психологии мотивации можно выделить некоторые сложившиеся исторически теории мотивации.
С.В. Рубцов считает, что развитие теории мотивации происходило в трех основных областях: биологическом, поведенческом и когнитивном [14, с. 25].
Биологическая область представлена тремя подходами: мотивация как генетически передаваемая собственность; мотивация как стимуляция; мотивация как продукт системы биологического мониторинга.
Понятие «мотивация как возбуждение» представлено пятью главными результатами. У. Джеймс и К. Ланге показали, что выражение эмоций и мотивация поведения зависит от реакции организма человека на различные ситуации возбуждения. Предположение Джеймса-Ланге представляло первопричину телесных изменений, вторичную - субъективную реакцию на них в виде чувств гнева, страха, радости и т.д.
Согласно основному постулату У. Джеймса, «наиболее разумно выражать себя следующим образом: мы опечалены, потому что мы плачем, разгневаны, потому что мы избиваем другого, мы боимся, потому что мы дрожим, а не говорим: мы кричим, мы избиваем, мы дрожим, потому что опечалены, разъярены, испуганы» [5, с. 10].
У. Кэннон впервые отметил, что различные возбуждения могут вызывать сходные состояния тела, из чего следует, что между состоянием организма и комплексом эмоций не существует однозначного соответствия. Его называли «отцом гомеостаза», поскольку в своей книге «Мудрость тела» идея саморегуляции постоянства внутренней среды организма, его процессов и мудрости оборонительных реакции были принципиально оправданы.
Теория возбуждения была выдвинута У. Кэнноном и Ф. Бартом. Согласно этой теории, ситуации возбуждения фиксируются в форме человеческого опыта. Мозг, получающий информацию от чувств, эмоционально интерпретирует событие, одновременно готовя тело к взаимодействию с новой ситуацией. Таким образом, эмоции и реакция организма предназначены для подготовки к определенным событиям.
С. Шехтер и Д. Сингер предложили когнитивно-физиологическую теорию эмоций, согласно которой как изменения в теле, так и когнитивные метки необходимы для выражения эмоций в полной мере. Изменения в теле не нужны, чтобы получить опыт эмоционального возбуждения, и наличие когнитивных меток достаточно [11, с. 5].
Основной предпосылкой биологического подхода была гомеостатическая регуляция, т.е. нервная система регулирует баланс жидкостей, производство гормонов, энергетические уровни основных мотивов и активирует их, когда эти уровни отклоняются от оптимального.
Бихевиористы отметили, что термин «мотивация» является слишком общим и недостаточно научным, что экспериментальная психология под этим именем фактически изучает потребности, диски (диски), которые имеют чисто физиологический характер.
Поведенческий подход исследует, как изучаются мотивации и как внутренние влечения и внешние цели взаимодействуют с обучением, что определяет то или иное поведение. В связи с этим существуют три основные концепции, объясняющие поведение: во-первых, «драйв», во-вторых, обучение мотивации и, в-третьих, мотивация.
Б. Скиннер исследовал влияние повторяющихся условий на поведение человека, которые позволяют предвидеть его поведение или контролировать его поведение в будущем. Особую роль здесь играет хорошо сформированная система стимулов и наказаний. При инструментальном обучении реакция является следствием ожидания события, вероятность которого может быть изменена под влиянием этой реакции. Примером инструментального обучения является ответ на ожидаемое зло. Третий тип обучения посредством наблюдения основан на наблюдении за успехами или ошибками других людей. Этот вид обучения является основным для приобретения навыков агрессивного, сексуального и других социально значимых поведений [7, с. 12].
Теоретические объяснения мотивирующих мотивов варьируются от механистических стимулирующих реактивных подходов, основанных на классическом подходе к обучению, на когнитивные подходы, основанные на изучении ожиданий.
Результаты теоретического исследования мотивации достижения успеха, позволили сформулировать следующие выводы:
Мотивация — это побуждение к действию, это процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотивация — это осознаваемые или не осознаваемые психические факторы, побуждающие личность к совершению определенных действий. О мотивации можно говорить как о внутренней или внешней движущей силе, стимуле, или влиянии, стремлении достичь своей цели.
Различают два вида мотивации: внутренняя мотивация — это поиск движущей силы внутри себя, стимула ради которого человек действует. В то время как внешняя мотивация связана с методами социального поощрения и наказания. Внутренняя мотивация побуждает человека к действию с целью улучшить свое состояние уверенности и независимости, в отличие от внешней по отношению к нему цели.
Мотивацию составляют побуждения, которые и вызывают активность и направленность поведения человека. Таким образом, у мотивированного человека появляются мотивы. Встречаются как осознаваемые мотивы так и не осознаваемые. Они выступают в роли причин, лежащих в основе выбора действий и поступков человека, но всегда связанных с удовлетворением его определенных потребностей.
Мотив — это то, ради чего совершается действие. Хотя очень часто именно во время определенной деятельности и формируются мотивы. Таким образом, разрушается теоретический путь: потребность — мотив — цель — действие. Новые мотивы, как ни странно могут образоваться именно уже в самом действии.
Мотив избегания неудачи — это устойчивая мотивационная черта личности, которая состоит в стремлении самого человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно, если результаты этой деятельности оцениваются другими людьми.
Противоположностью мотива избегания неудачи является мотив достижения успеха. Мотив достижения успеха — это потребность личности добиваться успеха в своей деятельности, особенно в ситуациях соревнования или конкуренции с другими людьми.
Вся суть мотивации к достижению успеха сводится к сочетанию положительного внешнего подкрепления с внутренней потребностью самой личности.
Коммуникативный потенциал выступает как динамичное образование, включающее в себя коммуникативные свойства и коммуникативные способности и изменяющееся под влиянием совместной деятельности с другими людьми. Высокий уровень его развития позволяет человеку быть успешным в процессе общения.
Анализ эмпирических данных позволил сформулировать вывод том, что коммуникативный потенциал личности зависит от мотивации достижения успеха.
Для развития коммуникативного потенциала и мотивации достижения успеха, необходимо создать обстановку, в которой подростки могли бы спокойно подготовиться к общению, к совместной деятельности.
Необходимо помочь подростку освободиться от излишнего физического и нервного напряжения, снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность.
Необходимо учитывать степень развития различных коммуникативных способностей и их связь с другими способностями, для того чтобы повысить стремление к самопознанию, осмыслению окружающего мира и себя в нем, благодаря целостному развитию своих способностей.
Нельзя оставлять без внимания подростков с низким уровнем развития коммуникативных способностей.
1. Арестова, О.Н. Мотивация как негативный фактор мышления / О.Н. Арестова // Современная психология мотивации; под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2015. - С. 233-243.
2. Булатова, Е. А. Динамика мотивации достижения успеха у подростков, лишенных родительского попечительства, в процессе проектной деятельности / Е. А. Булатова // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. - 2016. - № 2 (44). - С. 67-74.
3. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 288с.
4. Занюк, С.С. Психология мотивации / С.С. Занюк. – Киев: Эльга – Н, НикаЦентр, 2011.- 351с.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2002.- 508с.
6. Коммуникативная компетентность руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.dv**ps.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/PSIH_UPR/UMK_DO/LEK/L8/3.htm (дата обращения: 01.04.2020 г.). 2. Коммуникативный потенциал личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ro**o.ru/articles.php?cat_id=23&id=1239 (дата обращения: 01.04.2020 г.).
7. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – М., 2010. - 320 с
8. Кондратьева, М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии: автореф. дисс. … канд. психол. наук / М.В. Кондратьева. - М., 2001. - 25с.
9. Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 360-362.
10. Кручинин, В. А. Мотивация достижения как значимый фактор деятельности / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы : материалы I регион. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2006. - С. 146-150.
+ еще 20 источников
Тема: | «Взаимосвязь мотивации успеха и коммуникативного потенциала личности» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде
Дипломная работа:
Формирование познавательных и коммуникативных умений на уроках алгебры
Дипломная работа:
Особенности профессионального выгорания и мотивации у медицинского персонала социальной сферы
Курсовая работа:
Творческий потенциал личности
Дипломная работа:
Психологичееские детерминанты успехов и неудачи у сотрудников правоохранительных органов