Дипломная работа
«Проявление тревожности во взаимосвязи с компонентами социально-психологической адаптации студентов»
- 87 страниц
Введение ….3
Общая характеристика ….4
1. Теоретические основы взаимосвязи проявления тревожности
и компонентов социально-психологической адаптации ….7
1.1 Понятие феномена адаптации в психологической науке ….7
1.2 Факторы психологической адаптации ….10
1.3 Особенности психологической адаптации студентов высшей школы .….14
1.4 Современные подходы к пониманию тревожности в зарубежной
психологии ….19
1.5 Понимание тревожности в отечественной психологии ….24
1.6 Роль тревожности в психологической адаптации …30
Выводы ….33
2. Эмпирическое исследование проявления тревожности и компонентов
социально-психологической адаптации ….35
2.1 Организация и проведение исследования ….35
2.2 Анализ результатов исследования компонентов социально-психо-логической адаптации и тревожности у студентов …37
2.3 Анализ взаимосвязи тревожности и компонентов социально-психо-
логической адаптации у студентов ….49
Выводы …61
Заключение ….64
Список использованных источников ….68
Приложения …73
Актуальность проблемы заключается в том, что многие аспекты взаимо-связи тревожности и социально-психологической адаптации до сих пор яв-ляются мало изученными. В частности, недостаточно изученными остаются эмоциональные факторы адаптации, среди которых, по мнению автора, в первый ряд можно поставить тревожность.
Так же научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здо-ровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на раз-личных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смер-ти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразде-лим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адапта-ция личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширя-ется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на от-дельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний челове-ка тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению ра-ботоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии трево-ги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социаль-ные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи между тревожностью и компонентами социально-психологической адаптации студентов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изучения явлений «адаптация» и «тре-вожность» в зарубежной и отечественной литературе.
2. Исследовать тревожность и социально-психологическую адаптацию у студентов 1-го и 2-го курсов гуманитарного факультета БГУ.
3. Изучить взаимосвязь проявления тревожности и компонентов социаль-но-психологического адаптации у студентов высшей школы.
4. Обобщить полученные результаты, сделать выводы и разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологической адаптации и снижению тревожности у студентов высшей школы.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: взаимосвязь проявления тревожности и компо-нентов социально-психологической адаптации у студентов.
Гипотеза исследования: состоит в исходном предположении о том, что существует взаимосвязь тревожности и компонентов социально-психологической адаптации у студентов.
Методологические основания исследования: в основу данного иссле-дования положены – концепция тревожности Ч. Спилбергера, а также обос-нованные в трудах А.М Прихожан, Ю.Л. и других исследователей, научные подходы к пониманию феномена тревожности.
Методологическими основаниями для исследования социально-психологической адаптации стали научная концепция К. Роджерса, научные труды Ф.Б. Березина, Д.А. Андреевой, К.Е. Бекмахановой, Т. Шибутани и других исследователей.
Методы исследования:
1. Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и другие).
2. Метод анализа литературы по проблеме исследования.
3. Методы сбора эмпирических данных (психодиагностические методы):
a. тестирование (шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда).
4. Методы статистической обработки (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), (оценка взаимосвязи исследуемых признаков и статисти-ческая обработка научной гипотезы).
Научная новизна: полученные и научно обоснованные данные исследо-вания проводились в новых социально-экономических условиях. Так же про-блема проявления тревожности во взаимосвязи с компонентами социально-психологической адаптации студентов недостаточно полно отражена в пси-хологических работах.
Практическая значимость полученных результатов: материалы по данному исследованию могут быть использованы для проведения профилак-тической работы, направленной на коррекцию тревожности студентов. Мате-риалы исследования могут быть использованы при организации мероприятий, направленных на повышение адаптации студентов к учебной деятельности в высшей школе.
Эмпирическая база исследования: студенты-психологи 1-го и 2-го кур-са гуманитарного факультета Белорусского Государственного Университета, в возрасте от 17 до 23 лет.
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, общей характеристики, двух глав, заключения и приложения. В ра-боте имеется 11 таблиц, 27 рисунков. Объем дипломной работы составляет 72 страницы, с приложением 87 страниц.
В данной работе нами был проведен теоретический анализ изучения яв-лений «адаптация» и «тревожность» в зарубежной и отечественной литера-туре.
Анализ показал сложность и многоаспективность феномена адаптации, выявил большую вариативность понятий, описывающих адаптационные лич-ностные проявления. Выделенные смысловые аспекты адаптации: адаптация как жизнедеятельность, как приспособление, как устойчивость и как способ самораскрытия личности – не противоречат друг другу и не отрицают друг друга. Их интеграция ориентирует на признание адаптации уникальной фор-мой жизнедеятельности человека, занимающей особое место среди феноме-нов его существования.
Факторы психологической адаптации как сложны, так и многообразны. Среди них, в первый ряд можно поставить эмоциональные, в числе которых тревожность является наиболее значимым, и мотивационные факторы.
Психологическая адаптация к вузовскому обучению – сложное явление, и на различные ее компоненты могут влиять разные факторы. Большую роль в психологической адаптации играют эмоциональные факторы, к числу кото-рых относится тревожность.
Проведенный теоретический анализ современных психологических иссле-дований тревожности в западной психологии приводит к заключению о том, что они исходят в основном из нескольких основных источников: психоана-лиза, теории научения. Рассмотренные в работе концепции отдельных пред-ставителей этих и других направлений, по мнению автора, оказали наиболь-шее влияние на современные исследования тревожности в психологии, а также на понимание ее природы и функций.
На основании проведенного в данной главе анализа трудов отечествен-ных исследователей тревожности можно сделать вывод о том, что в отечест-венной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функ-ции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения, по мнению автора, заключена в самой природе данного явления, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами с одной стороны, и психическими свойствами личности с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психиче-ских процессов, черт характера и свойств личности.
В итоге рассмотрения вопроса о роли тревожности в психической регуля-ции деятельности, необходимо отметить: тревожность играет большую роль в регуляции поведения и деятельности человека и выступает как неотъемле-мый адаптивный механизм. Как эмоция неотделима от деятельности, так и тревожность неотделима от деятельности и поведения человека.
В результате проведенного нами исследования было выявлено, что из всего количества студентов 1-го и 2-го курсов гуманитарного факультета Бе-лорусского Государственного Университета (60 человек (студентов)), участ-вующих в нашем исследовании: 18 студентов (30%) имеют низкую ситуатив-ную тревожность, 34 студента (57%) имеют среднюю ситуативную тревож-ность, 8 студентов (13%) имеют высокую тревожность.
Результатом проведенного нами исследования является выявления среди всего количества студентов 1-го и 2-го курсов гуманитарного факультета Бе-лорусского Государственного Университета (60 человек (студентов)), участ-вующих в нашем исследовании, 4 студентов (7%) с низкой личностной тре-вожностью, 36 студентов (60%) со средней тревожностью и 20 студентов (33%) с высокой тревожностью.
Результатом анализа данных при исследовании компонентов социально-психологической адаптации является: шкала «Адаптация» - 0 студентов (0%) с низким уровнем, 28 студентов (47%) со средним уровнем, 32студента (53%) с высоким уровнем; шкала «Дезадаптация» - 21 студент (35%) с низким уровнем, 37 студентов (62%) со средним уровнем и 2 студента (3%) с высо-ким уровнем; шкала «Лживость (-)» - 14 студентов (23%) с низким уровнем, 46 студентов (77%) со средним уровнем, 0 студентов (0%) с высоким уров-нем; шкала «Лживость (+)» - 46 студентов (77%) с низким уровнем, 14 сту-дентов (23%) со средним уровнем, 0 студентов (0%) с высоким уровнем; шкала «Приятие себя» - 1 студент (1%) с низким уровнем, 13 студентов (22%) со средним уровнем и 46 студентов (77%) с высоким уровнем; шкала «Не-приятие себя» - 19 студентов (32%) с низким уровнем, 41 студент (68%) со средним уровнем, 0 студентов (0%) с высоким уровнем; шкала «Приятие других» - 0 студентов (0%) с низким уровнем, 23 студента (38%) со средним уровнем, 37 студентов (62%) с высоким уровнем; шкала «Неприятие других» - 19 студентов (32%) с низким уровнем, 40 студентов (67%) со средним уров-нем и 1 студент (1%) с высоким уровнем; шкала «Эмоциональный комфорт» - 0 студентов (0%) с низким уровнем, 27 студентов (45%) со средним уров-нем и 33 студента (55%) с высоким уровнем; шкала «Эмоциональный дис-комфорт» - 14 студентов (23%) с низким уровнем, 40 студентов (67%) со средним уровнем, 6 студентов (10%) с высоким уровнем; шкала «Внутренний контроль» - 0 студентов (0%) с низким уровнем, 32 студента (53%) со сред-ним уровнем и 28 студентов (47%) с высоким уровнем; шкала «Внешний контроль» - 18 студентов (30%) с низким уровнем, 39 студентов (65%) со средним уровнем, 3 студента (5%) с высоким уровнем;
шкала «Доминирование» - 3 студента (5%) низкий уровень, 38 студентов (63%) со средним уровнем, 19 студентов (32%) с высоким уровнем; шкала «Ведомость» - 10 студентов (17%) с низким уровнем, 45 студентов (75%) со средним уровнем, 5 студентов (8%) с высоким уровнем; шкала «Эскапизм» - 13 студентов (22%) с низким уровнем; 44 студента (73%) со средним уровнем; 3 студента (5%) с высоким уровнем.
В результате проведенного корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь тревожности и компонентов социально-психологической адап-тации, а именно, взаимосвязь между личностной тревожностью и компонен-том социально-психологической адаптации «дезадаптация», взаимосвязь ме-жду личностной тревожностью и компонентам социально-психологической адаптации «неприятие себя», взаимосвязь между личностной тревожностью и компонентом социально-психологической адаптации «ведомость», взаимо-связь между личностной тревожностью и компонентом социально-психологической адаптации «эскапизм». Нами установлено, что все выяв-ленные в ходе нашего исследования значимые взаимосвязи являются слабы-ми и положительными.
Выявленным в ходе нашего исследования значимым взаимосвязям, мы даем следующую интерпретацию: чем выше уровень личностной тревожно-сти у студентов младших курсов, встречающих дидактический и социально-психологический барьеры при обучении в высшей школе, тем больше пре-пятствий они встречают при формировании адаптивного поведения, тем ча-ще они становятся ведомыми, а не доминирующими среди однокурсников, чаще, чем у однокурсников у них встречается неприятие себя, и они чаще однокурсников с более низким уровнем личностной тревожности уходят от проблем, а не конструктивно решают их.
Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза о взаимосвязи тревожности и компонентов социально-психологической адаптации, подтвердилась путем расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена на 0,01 (1%) уровне значимости.
Материал, изложенный в данной работе, может быть использован для проведения профилактической работы, направленной на коррекцию тревож-ности студентов. Так же, материалы нашего исследования могут быть ис-пользованы при организации мероприятий, направленных на повышение уровня адаптации студентов к учебной деятельности в высшей школе.
Большой практический интерес представляют рекомендации по сниже-нию уровня тревожности и повышению уровня адаптации у студентов (см. приложение 3).
1. Андреева Д.А. О понятии адаптации / Д.А. Андреева // Человек и общество. – 1983. – С. 64-67.
2. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Прикладная психология. – 1999. - №1. – С. 41-46.
3. Бекмаханова, К.Е. Проблема психологической адаптации студентов / К.Е. Бекмаханова. – Алма-Ата, 1983 – 340 с.
4. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. – Л.: Лениздат, 1991. – 398 с.
5. Березин Ф.Б., А.П., Михайлов, А.И., Рожанец, Р.В. Зависимость успевае-мости от личностных особенностей, микросоциальных факторов и заболе-ваемости / Ф.Б. Березин, А.П. Мирошников, А.И. Михайлов, Р.В. Рожанец. – Каунас, 1987. – 115 с.
6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л., 1988. С.13-21.
7. Березовий, Н.А. Адаптация студентов и НОТ / Н.А. Березовий. – Минск, 1990. – 152 с.
8. Демина, Л.Д. Некоторые аспекты психолого-педагогической адаптации студентов к вузовскому обучению. Педагогические условия совершенствова-ния адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник / Л.Д. Демина. —Барнаул, 1988. – 119 с.
9. Дерманова, И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности / И.Б. Дерманова // Вести С.-Пб. ун-та. Сер. 6. 1996. Вып. 1. — С. 59-68.
10. Дерманова, И.Б., Коростылева, Л.А. Некоторые аспекты феномена само-реализации. Психологические проблемы самореализации личности / И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 20-37.
11. Забродин, Ю.М. Оценка временных интервалов при разном уровне тре-вожности / Ю.М. Забродин // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. – 1983. -№ 4 – С. 46-47.
12. Завьялова, Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в совре-менных условиях (профессионально-личностный аспект): Автореф. дис. д-ра псих. наук / Е.К. Завьялова. – СПб., 1998. – 38 с.
13. Зобов, Р.А. Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации / Р.А. Зобов. – СПб.: СП6ТУ, 1997. – 140 с.
14. Иванова, М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных сту-дентов к высшей школе: Дисс. докт. психол. наук / М.А. Иванова. – СПб, 2001. – С. 6-12
15. Имедадзе, Н.В. К методу исследования уровня тревожности / Н.В Име-дадзе. – Тбилиси: Мецние-реба,1971. – С. 61
16. Казначеев, В.П. Феномен человека / В.П. Казначеев. – Новосибирск, 1999. – 128 с.
17. Келли, А. Теория личности / А. Келли. – СПб.: Речь, 2000. – 249 с.
18. Коломийцев, Ю.А., Петрович, Г. И. Взаимосвязь реактивности и лично-стной тревожности пловцов с успешностью выступления в соревнованиях / Ю.А. Коломийцев, Г.И. Петрович // Теория и практика физической культуры. – 1996. - №10. – С. 47-48.
19. Кондратова, В.П. Некоторые психологические показатели адаптации сту-дентов-первокурсников к условиям в вузе. Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики / В.П. Кондратова. — Воронеж, 1982. – 430 с.
20. Кузнецов, П.В. Адаптация как функция развития личности / П.В. Кузне-цов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. – 75 с.
21. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Леви-тов // Вопросы психологии. – 1976. - № 1. – С. 135-137.
22. Малышева, Н.А. Развитие коммуникативных потребностей у студента в процессе адаптации в вузе. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник / Н.А. Малышева. — Барнаул, 1988. – 150 с.
23. Медведев, В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного про-цесса / В.И. Медведев. – СПб, 1999. – 355 с.
24. Медведев, Г.П., Рубин, В.Г., Колесников, Ю.С. Адаптация — важнейшая проблема педагогики высшей школы / Г.П. Медведев, В.Г. Рубин, Ю.С. Ко-лесников // Советская педагогика. — 1982. -№3. – С. 64-71.
25. Милославова, И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. Социальная психология и философия / И.А. Милославова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – С. 111-120.
26. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй., Пер. с англ. Т.К. Кругловой. Гл. ред. Л.М. Кроль. – М.: 1999. – 144 с.
27. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (фор-мы, механизмы, стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван, 1988. — 236 с.
28. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник. – Барнаул, 2006. — 119 с.
29. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петров-ский. – М.: Горбунок, 2002. – 224 с.
30. Посохова, С.Т. Эмоциональная неустойчивость в психической организа-ции человека. Практическая психология. Методология и методики научных исследований / С.Т. Посохова. – СПб.: Образование, 1996. – 540 с.
31. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Сост. Д.Я. Райго-родский. – Самара, 1998. – 312с.
32. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психо-лого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
33. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма / пер. сост. и авт. послесл. А.М. Руткевич. - М.: Юрист, 2005. – 623 с.
34. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно- методиче-ское пособие / Л.М. Митина, Л. В. Брендакова, И.В. Вачков, под ред. Л.М. Митиной. – М., 2003. – 184 с.
35. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.
36. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. Пер. с англ. – М., 1997. – 320 с.
37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки. – СПб.: Изд-во «Со-циально-психологический центр», 2000. – 349 с.
38. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 1999. – 456 с.
39. Фрейд, 3. Влечения и их судьба / 3. Фрейд. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. – 432 с.
40. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педа-гогика, 1993. – 144 с.
41. Фрейд, 3. Страх / 3. Фрейд. – Харьков: Изд-во «Фолио», 2001. – 864 с.
42. Хорни, К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни. Перевод с англ. Е.И. Замфир. – Спб.: изд. Восточно-Европейского ин-ститута психоанализа и Б. С.К., 1997. – 316 с.
43. Хорни, К. Собрание сочинений: в 3 т. Психология женщины. Невротиче-ская личность нашего времени / К. Хорни. – 2-й том. – М.: Издательство «Смысл», 1997. – 496 с.
44. Шабанова, Т.Л. Способы регуляции деструктивной тревожности в про-фессиональной деятельности учителя / Т.Л. Шабанова // Психолог в школе. — 1999. -№2. – С. 62-64.
45. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М.: Прогресс, 1979. – 535 с.
46. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.
47. Юнсон, М. Толерантность к психологическому стрессу и эксперимен-тальное измерение защитных механизмов. Эмоциональный стресс / М. Юн-сон. – СПб.: Медицина, 1999. – 359 с.
48. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие / М.С. Яницкий. - Кемерово, 1995. – 610 с.
49. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студен-тов к учебной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук / М.С. Яницкий. – Иркутск, 1999. – 465 с.
Тема: | «Проявление тревожности во взаимосвязи с компонентами социально-психологической адаптации студентов» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 87 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками
Дипломная работа:
Адаптивные способности подростков из полных и не полных семей
Дипломная работа:
Организация практической деятельности детей во взаимосвязи с компьютерными технологиями на уроках музыкальной информатики
Дипломная работа:
Помехи в установлении эмоциональных контактов во взаимосвязи с типом психологической защиты у девиантных и недевиантных подростков
Дипломная работа:
Методы арт-терапии в комплексной психологической поддержке лиц пожилого и старческого возраста