Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Проявление тревожности во взаимосвязи с компонентами социально-психологической адаптации  студентов - Дипломная работа №10370

«Проявление тревожности во взаимосвязи с компонентами социально-психологической адаптации студентов» - Дипломная работа

  • 87 страниц(ы)

Содержание

Введение

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: izja

Содержание

Введение ….3

Общая характеристика ….4

1. Теоретические основы взаимосвязи проявления тревожности

и компонентов социально-психологической адаптации ….7

1.1 Понятие феномена адаптации в психологической науке ….7

1.2 Факторы психологической адаптации ….10

1.3 Особенности психологической адаптации студентов высшей школы .….14

1.4 Современные подходы к пониманию тревожности в зарубежной

психологии ….19

1.5 Понимание тревожности в отечественной психологии ….24

1.6 Роль тревожности в психологической адаптации …30

Выводы ….33

2. Эмпирическое исследование проявления тревожности и компонентов

социально-психологической адаптации ….35

2.1 Организация и проведение исследования ….35

2.2 Анализ результатов исследования компонентов социально-психо-логической адаптации и тревожности у студентов …37

2.3 Анализ взаимосвязи тревожности и компонентов социально-психо-

логической адаптации у студентов ….49

Выводы …61

Заключение ….64

Список использованных источников ….68

Приложения …73


Введение

Актуальность проблемы заключается в том, что многие аспекты взаимо-связи тревожности и социально-психологической адаптации до сих пор яв-ляются мало изученными. В частности, недостаточно изученными остаются эмоциональные факторы адаптации, среди которых, по мнению автора, в первый ряд можно поставить тревожность.

Так же научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здо-ровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на раз-личных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смер-ти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразде-лим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адапта-ция личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширя-ется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на от-дельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний челове-ка тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению ра-ботоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии трево-ги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социаль-ные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.

Цель исследования: изучить характер взаимосвязи между тревожностью и компонентами социально-психологической адаптации студентов.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ изучения явлений «адаптация» и «тре-вожность» в зарубежной и отечественной литературе.

2. Исследовать тревожность и социально-психологическую адаптацию у студентов 1-го и 2-го курсов гуманитарного факультета БГУ.

3. Изучить взаимосвязь проявления тревожности и компонентов социаль-но-психологического адаптации у студентов высшей школы.

4. Обобщить полученные результаты, сделать выводы и разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологической адаптации и снижению тревожности у студентов высшей школы.

Объект исследования: социально-психологическая адаптация.

Предмет исследования: взаимосвязь проявления тревожности и компо-нентов социально-психологической адаптации у студентов.

Гипотеза исследования: состоит в исходном предположении о том, что существует взаимосвязь тревожности и компонентов социально-психологической адаптации у студентов.

Методологические основания исследования: в основу данного иссле-дования положены – концепция тревожности Ч. Спилбергера, а также обос-нованные в трудах А.М Прихожан, Ю.Л. и других исследователей, научные подходы к пониманию феномена тревожности.

Методологическими основаниями для исследования социально-психологической адаптации стали научная концепция К. Роджерса, научные труды Ф.Б. Березина, Д.А. Андреевой, К.Е. Бекмахановой, Т. Шибутани и других исследователей.

Методы исследования:

1. Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и другие).

2. Метод анализа литературы по проблеме исследования.

3. Методы сбора эмпирических данных (психодиагностические методы):

a. тестирование (шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда).

4. Методы статистической обработки (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), (оценка взаимосвязи исследуемых признаков и статисти-ческая обработка научной гипотезы).

Научная новизна: полученные и научно обоснованные данные исследо-вания проводились в новых социально-экономических условиях. Так же про-блема проявления тревожности во взаимосвязи с компонентами социально-психологической адаптации студентов недостаточно полно отражена в пси-хологических работах.

Практическая значимость полученных результатов: материалы по данному исследованию могут быть использованы для проведения профилак-тической работы, направленной на коррекцию тревожности студентов. Мате-риалы исследования могут быть использованы при организации мероприятий, направленных на повышение адаптации студентов к учебной деятельности в высшей школе.

Эмпирическая база исследования: студенты-психологи 1-го и 2-го кур-са гуманитарного факультета Белорусского Государственного Университета, в возрасте от 17 до 23 лет.

Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, общей характеристики, двух глав, заключения и приложения. В ра-боте имеется 11 таблиц, 27 рисунков. Объем дипломной работы составляет 72 страницы, с приложением 87 страниц.


Заключение

В данной работе нами был проведен теоретический анализ изучения яв-лений «адаптация» и «тревожность» в зарубежной и отечественной литера-туре.

Анализ показал сложность и многоаспективность феномена адаптации, выявил большую вариативность понятий, описывающих адаптационные лич-ностные проявления. Выделенные смысловые аспекты адаптации: адаптация как жизнедеятельность, как приспособление, как устойчивость и как способ самораскрытия личности – не противоречат друг другу и не отрицают друг друга. Их интеграция ориентирует на признание адаптации уникальной фор-мой жизнедеятельности человека, занимающей особое место среди феноме-нов его существования.

Факторы психологической адаптации как сложны, так и многообразны. Среди них, в первый ряд можно поставить эмоциональные, в числе которых тревожность является наиболее значимым, и мотивационные факторы.

Психологическая адаптация к вузовскому обучению – сложное явление, и на различные ее компоненты могут влиять разные факторы. Большую роль в психологической адаптации играют эмоциональные факторы, к числу кото-рых относится тревожность.

Проведенный теоретический анализ современных психологических иссле-дований тревожности в западной психологии приводит к заключению о том, что они исходят в основном из нескольких основных источников: психоана-лиза, теории научения. Рассмотренные в работе концепции отдельных пред-ставителей этих и других направлений, по мнению автора, оказали наиболь-шее влияние на современные исследования тревожности в психологии, а также на понимание ее природы и функций.

На основании проведенного в данной главе анализа трудов отечествен-ных исследователей тревожности можно сделать вывод о том, что в отечест-венной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функ-ции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения, по мнению автора, заключена в самой природе данного явления, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами с одной стороны, и психическими свойствами личности с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психиче-ских процессов, черт характера и свойств личности.

В итоге рассмотрения вопроса о роли тревожности в психической регуля-ции деятельности, необходимо отметить: тревожность играет большую роль в регуляции поведения и деятельности человека и выступает как неотъемле-мый адаптивный механизм. Как эмоция неотделима от деятельности, так и тревожность неотделима от деятельности и поведения человека.

В результате проведенного нами исследования было выявлено, что из всего количества студентов 1-го и 2-го курсов гуманитарного факультета Бе-лорусского Государственного Университета (60 человек (студентов)), участ-вующих в нашем исследовании: 18 студентов (30%) имеют низкую ситуатив-ную тревожность, 34 студента (57%) имеют среднюю ситуативную тревож-ность, 8 студентов (13%) имеют высокую тревожность.

Результатом проведенного нами исследования является выявления среди всего количества студентов 1-го и 2-го курсов гуманитарного факультета Бе-лорусского Государственного Университета (60 человек (студентов)), участ-вующих в нашем исследовании, 4 студентов (7%) с низкой личностной тре-вожностью, 36 студентов (60%) со средней тревожностью и 20 студентов (33%) с высокой тревожностью.

Результатом анализа данных при исследовании компонентов социально-психологической адаптации является: шкала «Адаптация» - 0 студентов (0%) с низким уровнем, 28 студентов (47%) со средним уровнем, 32студента (53%) с высоким уровнем; шкала «Дезадаптация» - 21 студент (35%) с низким уровнем, 37 студентов (62%) со средним уровнем и 2 студента (3%) с высо-ким уровнем; шкала «Лживость (-)» - 14 студентов (23%) с низким уровнем, 46 студентов (77%) со средним уровнем, 0 студентов (0%) с высоким уров-нем; шкала «Лживость (+)» - 46 студентов (77%) с низким уровнем, 14 сту-дентов (23%) со средним уровнем, 0 студентов (0%) с высоким уровнем; шкала «Приятие себя» - 1 студент (1%) с низким уровнем, 13 студентов (22%) со средним уровнем и 46 студентов (77%) с высоким уровнем; шкала «Не-приятие себя» - 19 студентов (32%) с низким уровнем, 41 студент (68%) со средним уровнем, 0 студентов (0%) с высоким уровнем; шкала «Приятие других» - 0 студентов (0%) с низким уровнем, 23 студента (38%) со средним уровнем, 37 студентов (62%) с высоким уровнем; шкала «Неприятие других» - 19 студентов (32%) с низким уровнем, 40 студентов (67%) со средним уров-нем и 1 студент (1%) с высоким уровнем; шкала «Эмоциональный комфорт» - 0 студентов (0%) с низким уровнем, 27 студентов (45%) со средним уров-нем и 33 студента (55%) с высоким уровнем; шкала «Эмоциональный дис-комфорт» - 14 студентов (23%) с низким уровнем, 40 студентов (67%) со средним уровнем, 6 студентов (10%) с высоким уровнем; шкала «Внутренний контроль» - 0 студентов (0%) с низким уровнем, 32 студента (53%) со сред-ним уровнем и 28 студентов (47%) с высоким уровнем; шкала «Внешний контроль» - 18 студентов (30%) с низким уровнем, 39 студентов (65%) со средним уровнем, 3 студента (5%) с высоким уровнем;

шкала «Доминирование» - 3 студента (5%) низкий уровень, 38 студентов (63%) со средним уровнем, 19 студентов (32%) с высоким уровнем; шкала «Ведомость» - 10 студентов (17%) с низким уровнем, 45 студентов (75%) со средним уровнем, 5 студентов (8%) с высоким уровнем; шкала «Эскапизм» - 13 студентов (22%) с низким уровнем; 44 студента (73%) со средним уровнем; 3 студента (5%) с высоким уровнем.

В результате проведенного корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь тревожности и компонентов социально-психологической адап-тации, а именно, взаимосвязь между личностной тревожностью и компонен-том социально-психологической адаптации «дезадаптация», взаимосвязь ме-жду личностной тревожностью и компонентам социально-психологической адаптации «неприятие себя», взаимосвязь между личностной тревожностью и компонентом социально-психологической адаптации «ведомость», взаимо-связь между личностной тревожностью и компонентом социально-психологической адаптации «эскапизм». Нами установлено, что все выяв-ленные в ходе нашего исследования значимые взаимосвязи являются слабы-ми и положительными.

Выявленным в ходе нашего исследования значимым взаимосвязям, мы даем следующую интерпретацию: чем выше уровень личностной тревожно-сти у студентов младших курсов, встречающих дидактический и социально-психологический барьеры при обучении в высшей школе, тем больше пре-пятствий они встречают при формировании адаптивного поведения, тем ча-ще они становятся ведомыми, а не доминирующими среди однокурсников, чаще, чем у однокурсников у них встречается неприятие себя, и они чаще однокурсников с более низким уровнем личностной тревожности уходят от проблем, а не конструктивно решают их.

Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза о взаимосвязи тревожности и компонентов социально-психологической адаптации, подтвердилась путем расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена на 0,01 (1%) уровне значимости.

Материал, изложенный в данной работе, может быть использован для проведения профилактической работы, направленной на коррекцию тревож-ности студентов. Так же, материалы нашего исследования могут быть ис-пользованы при организации мероприятий, направленных на повышение уровня адаптации студентов к учебной деятельности в высшей школе.

Большой практический интерес представляют рекомендации по сниже-нию уровня тревожности и повышению уровня адаптации у студентов (см. приложение 3).


Список литературы

1. Андреева Д.А. О понятии адаптации / Д.А. Андреева // Человек и общество. – 1983. – С. 64-67.

2. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Прикладная психология. – 1999. - №1. – С. 41-46.

3. Бекмаханова, К.Е. Проблема психологической адаптации студентов / К.Е. Бекмаханова. – Алма-Ата, 1983 – 340 с.

4. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. – Л.: Лениздат, 1991. – 398 с.

5. Березин Ф.Б., А.П., Михайлов, А.И., Рожанец, Р.В. Зависимость успевае-мости от личностных особенностей, микросоциальных факторов и заболе-ваемости / Ф.Б. Березин, А.П. Мирошников, А.И. Михайлов, Р.В. Рожанец. – Каунас, 1987. – 115 с.

6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л., 1988. С.13-21.

7. Березовий, Н.А. Адаптация студентов и НОТ / Н.А. Березовий. – Минск, 1990. – 152 с.

8. Демина, Л.Д. Некоторые аспекты психолого-педагогической адаптации студентов к вузовскому обучению. Педагогические условия совершенствова-ния адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник / Л.Д. Демина. —Барнаул, 1988. – 119 с.

9. Дерманова, И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности / И.Б. Дерманова // Вести С.-Пб. ун-та. Сер. 6. 1996. Вып. 1. — С. 59-68.

10. Дерманова, И.Б., Коростылева, Л.А. Некоторые аспекты феномена само-реализации. Психологические проблемы самореализации личности / И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 20-37.

11. Забродин, Ю.М. Оценка временных интервалов при разном уровне тре-вожности / Ю.М. Забродин // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. – 1983. -№ 4 – С. 46-47.

12. Завьялова, Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в совре-менных условиях (профессионально-личностный аспект): Автореф. дис. д-ра псих. наук / Е.К. Завьялова. – СПб., 1998. – 38 с.

13. Зобов, Р.А. Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации / Р.А. Зобов. – СПб.: СП6ТУ, 1997. – 140 с.

14. Иванова, М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных сту-дентов к высшей школе: Дисс. докт. психол. наук / М.А. Иванова. – СПб, 2001. – С. 6-12

15. Имедадзе, Н.В. К методу исследования уровня тревожности / Н.В Име-дадзе. – Тбилиси: Мецние-реба,1971. – С. 61

16. Казначеев, В.П. Феномен человека / В.П. Казначеев. – Новосибирск, 1999. – 128 с.

17. Келли, А. Теория личности / А. Келли. – СПб.: Речь, 2000. – 249 с.

18. Коломийцев, Ю.А., Петрович, Г. И. Взаимосвязь реактивности и лично-стной тревожности пловцов с успешностью выступления в соревнованиях / Ю.А. Коломийцев, Г.И. Петрович // Теория и практика физической культуры. – 1996. - №10. – С. 47-48.

19. Кондратова, В.П. Некоторые психологические показатели адаптации сту-дентов-первокурсников к условиям в вузе. Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики / В.П. Кондратова. — Воронеж, 1982. – 430 с.

20. Кузнецов, П.В. Адаптация как функция развития личности / П.В. Кузне-цов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. – 75 с.

21. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Леви-тов // Вопросы психологии. – 1976. - № 1. – С. 135-137.

22. Малышева, Н.А. Развитие коммуникативных потребностей у студента в процессе адаптации в вузе. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник / Н.А. Малышева. — Барнаул, 1988. – 150 с.

23. Медведев, В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного про-цесса / В.И. Медведев. – СПб, 1999. – 355 с.

24. Медведев, Г.П., Рубин, В.Г., Колесников, Ю.С. Адаптация — важнейшая проблема педагогики высшей школы / Г.П. Медведев, В.Г. Рубин, Ю.С. Ко-лесников // Советская педагогика. — 1982. -№3. – С. 64-71.

25. Милославова, И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. Социальная психология и философия / И.А. Милославова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – С. 111-120.

26. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй., Пер. с англ. Т.К. Кругловой. Гл. ред. Л.М. Кроль. – М.: 1999. – 144 с.

27. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (фор-мы, механизмы, стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван, 1988. — 236 с.

28. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник. – Барнаул, 2006. — 119 с.

29. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петров-ский. – М.: Горбунок, 2002. – 224 с.

30. Посохова, С.Т. Эмоциональная неустойчивость в психической организа-ции человека. Практическая психология. Методология и методики научных исследований / С.Т. Посохова. – СПб.: Образование, 1996. – 540 с.

31. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Сост. Д.Я. Райго-родский. – Самара, 1998. – 312с.

32. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психо-лого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.

33. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма / пер. сост. и авт. послесл. А.М. Руткевич. - М.: Юрист, 2005. – 623 с.

34. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно- методиче-ское пособие / Л.М. Митина, Л. В. Брендакова, И.В. Вачков, под ред. Л.М. Митиной. – М., 2003. – 184 с.

35. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.

36. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. Пер. с англ. – М., 1997. – 320 с.

37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки. – СПб.: Изд-во «Со-циально-психологический центр», 2000. – 349 с.

38. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 1999. – 456 с.

39. Фрейд, 3. Влечения и их судьба / 3. Фрейд. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. – 432 с.

40. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педа-гогика, 1993. – 144 с.

41. Фрейд, 3. Страх / 3. Фрейд. – Харьков: Изд-во «Фолио», 2001. – 864 с.

42. Хорни, К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни. Перевод с англ. Е.И. Замфир. – Спб.: изд. Восточно-Европейского ин-ститута психоанализа и Б. С.К., 1997. – 316 с.

43. Хорни, К. Собрание сочинений: в 3 т. Психология женщины. Невротиче-ская личность нашего времени / К. Хорни. – 2-й том. – М.: Издательство «Смысл», 1997. – 496 с.

44. Шабанова, Т.Л. Способы регуляции деструктивной тревожности в про-фессиональной деятельности учителя / Т.Л. Шабанова // Психолог в школе. — 1999. -№2. – С. 62-64.

45. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М.: Прогресс, 1979. – 535 с.

46. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.

47. Юнсон, М. Толерантность к психологическому стрессу и эксперимен-тальное измерение защитных механизмов. Эмоциональный стресс / М. Юн-сон. – СПб.: Медицина, 1999. – 359 с.

48. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие / М.С. Яницкий. - Кемерово, 1995. – 610 с.

49. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студен-тов к учебной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук / М.С. Яницкий. – Иркутск, 1999. – 465 с.


Тема: «Проявление тревожности во взаимосвязи с компонентами социально-психологической адаптации студентов»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 87
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Психологические факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию в организации

    85 страниц(ы) 

    Введение…. 3
    Глава І. Теоретические аспекты социально-психологической адаптации сотрудников в организации …7
    1.1. Проблема социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной психологии…. 7
    1.2. Психологический климат в коллективе и трудовая адаптация….13
    1.3. Личность сотрудника в условиях организации и особенности межличностного взаимодействия … 33
    Выводы… 45
    Глава ІІ. Эмпирическое исследование личностных особенностей и социально-психологической адаптации сотрудников в организации 47
    2.1. Организация и характеристика методов исследования …. 47
    2.2. Анализ результатов исследования….…. 51
    Выводы… 64
    Заключение …. 67
    Список литературы … 69
    Приложение …. 74
  • Курсовая работа:

    Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками

    32 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ СТАТУС В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ….4
    1.1. Анализ теоретических исследований социально-психологических аспектов адаптированности: понятия, виды, функции, основные характеристики…4
    1.2. Социально-психологическая адаптация на этапе подросткового возраста….10
    1.3. Статус подростка в структуре межличностных отношений со сверстниками….15
    Выводы по первой главе….22
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ СТАТУС В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ….24
    2.1. Организация и методы исследования…24
    2.2. Анализ результатов исследования…26
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….29
    ЛИТЕРАТУРА….30
  • Дипломная работа:

    Адаптивные способности подростков из полных и не полных семей

    76 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации личности к социальной действительности в психологической науке….…6
    1.1. Определение, виды и факторы социально-психологической адаптации….6
    1.2. Психологические особенности социально-психологической адаптации в подростковом возрасте…11
    1.3. Факторы, влияющие на особенности социально-психологической адаптации….….19
    Выводы….22
    Глава 2. Теоретические подходы к изучению семьи в психологической науке как фактора социально-психологической адаптации личности…24
    2.1. Семья как институт социализации. ….24
    2.2. Определение и виды неполных семей….26
    2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков из неполных семей….….33
    Выводы. ….38
    Глава 3. Эмпирическое исследование адаптивных способностей подростков из полных и неполных семей….41
    3.1. Характеристика испытуемых и методов исследования…41
    3.2. Описание результатов исследования….45
    3.3. Математический анализ результатов диагностики….62
    Выводы….67
    Заключение….70
    Список литературы….…73
  • Дипломная работа:

    Организация практической деятельности детей во взаимосвязи с компьютерными технологиями на уроках музыкальной информатики

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»
    1.1 Организация практической деятельности детей как психолого-педагогическая проблема….5
    1.2 Направленность курса «Музыкальная информатика» на практическую деятельность детей….12
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ….…21
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
    2.1 Педагогический эксперимент и его результаты….…22
    2.2Примеры использования компьютерных технологий при обучении музыкальной информатике….32
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….54
  • Дипломная работа:

    Помехи в установлении эмоциональных контактов во взаимосвязи с типом психологической защиты у девиантных и недевиантных подростков

    105 страниц(ы) 

    Введение….…3
    Общая характеристика работы….…5
    1. Проблема психологических защит и помех в установлении эмоциональных контактов в общении подростков…9
    1.1. Теоретический анализ понятия «эмоциональный контакт» и его психологических особенностей…9
    1.2. Теоретический анализ проблемы психологической защиты в зарубежных и отечественных исследованиях….15
    1.3. Подростковый возраст и особенности психологических новообразований….26
    1.4. Девиантное поведение как проявление социальной дезадаптации подростков….….30
    1.5. Проявление психологических защит в общении и поведении подростков…33
    Выводы….41
    2. Эмпирическое исследование помех в установлении эмоциональных контактов во взаимосвязи с типами психологических защит у девиантных и недевиантных подростков….43
    2.1. Организация и проведение исследования….43
    2.2. Исследование склонности подростков к отклоняющемуся поведению.46
    2.3. Исследование помех в установлении эмоциональных контактов у девиантных и недевиантных подростков….48
    2.4.Исследование проявления психологических защит у девиантных и недевиантных подростов….52
    2.5.Взаимосвязь помех в установлении эмоциональных контактов с типами психологических защит у девиантных и недевиантных подростков ….59
    2.6.Выявление различий в установлении эмоциональных контактов с типами психологических защит у девиантных и недевиантных подростков .….66
    Выводы….70
    Заключение…74
    Список использованных источников….78
    Приложения….81
  • Дипломная работа:

    Методы арт-терапии в комплексной психологической поддержке лиц пожилого и старческого возраста

    69 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И 8 СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
    1.1. Теоретические подходы к проблеме личности в пожилом и старческом возрасте 8
    1.2. Психологическое переживание процесса старения и особенности личности пожилого человека 19
    1.3. Проблема ресурсов жизнедеятельности личности в пожилом и старческом возрасте 27
    Выводы по первой главе 32
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 36
    2.1. Организация и методы исследования 36
    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
    2.3. Программа тренинга, направленного на комплексную поддержку лиц пожилого и старческого возраста 52
    Выводы по второй главе 61
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
    ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Психологические характеристики проявления тревожности и страха у музыкально одаренных девочек и мальчиков младшего школьного возраста

    89 страниц(ы) 

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение….
    3
    Общая характеристика работы…. 5
    1.Современные психологические подходы к проблеме тревожности и страха у детей….….
    8
    1.1 Феномен тревожности и ее влияние на личностное развитие… 8
    1.2. Общая характеристика феномена «страх» в отечественной и зарубежной психологии ….
    17
    1.3. Половые различия в проявлении страха и тревожности у детей младшего школьного возраста….…
    27
    1.4. Психологические особенности детей с музыкальной одаренностью….
    35
    Выводы…. 41
    2. Эмпирическое исследование проявления тревожности и страха у музыкально одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста….
    43
    2.1 Организация и проведение исследования … 43
    2.2 Психологические характеристики тревожности и страха у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста.….
    46
    2.3 Половые различия в проявлении страха и тревожности у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста…
    59
    Выводы ….…. 62
    Заключение….….… 64
    Список использованных источников….…. 66
    Приложения….… 71
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь самооценки и стресоустойчивости у уча-щихся с нарушением слуха

    121 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 7
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕСОУСТОЙЧИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 10
    1.1. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ 10
    1.2. ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 27
    1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 61
    ВЫВОДЫ 68
    2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕСОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 72
    2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 72
    2.2. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 75
    2.3. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 88
    ВЫВОДЫ 94
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
    ПРИЛОЖЕНИЯ 104
    Приложение 1. Иррациональные утверждения и их рациональные опровержения 104
    Приложение 2. Тестовая методика «Самооценка» 107
    Приложение 3. Тест самооценки стрессоустойчивости 109
    Приложение 4. Результаты диагностики самооценки 111
    Приложение 5. Результаты диагностики стрессоустойчивости 113
    Приложение 6. Описательная статистика 115
    Приложение 7. Подсчет отличий самооценки и стрессоустойчивости у глухих и слабо слышащих учащихся 116
    Приложение 8. Подсчет корреляций между показателями самооценки и стрессоустойчивости у глухих учащихся 117
    Приложение 9. Подсчет корреляций между показателями самооценки и стрессоустойчивости у слабо слышащих учащихся 119
    Приложение 10. Подсчет корреляций между показателями самооценки и стрессоустойчивости у учащихся с нарушением слуха 121
  • Дипломная работа:

    Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности

    116 страниц(ы) 

    Введение 3
    Общая характеристика работы 5
    1. Проблемы эмоционального выгорания и тревожности в психологии
    1.1. Понятие эмоционального выгорания, влияющие факторы, основные симптомы и пути его преодоления 10
    1.2. Понятие тревожности, теории и виды 24
    1.3. Психологические особенности медицинских работников 31
    Выводы 36
    2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников
    2.1. Организация и этапы проведения эмпирического исследования 38 2.2. Анализ результатов исследования эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников 50
    2.3.Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников 64
    Выводы 66
    Заключение 69
    Список использованных источников 71
    Приложения 76
  • Дипломная работа:

    Сравнительный анализ психологической готовности к материнству и представлений о материнстве беременных девочек-подростков и их сверстниц

    83 страниц(ы) 

    Введение….3
    Общая характеристика работы….5
    1. Анализ проблемы психологической готовности к материнству и представлений о материнстве у девочек подросткового возраста….8
    1.1. Психологическая готовность к материнству и представления о материнстве как психологическая проблема…8
    1.2. Психологические особенности протекания подросткового возраста.24
    1.3. Психологические особенности развития девочек-подростков в
    период вынашивания ребенка….….28
    Выводы….….40
    2. Эмпирический анализ психологической готовности к материнству и представлений о материнстве беременных девочек-подростков и их небеременных сверстниц….42
    2.1. Методология, методы и организация исследования….42
    2.2. Эмпирическое изучение представлений о материнстве у девочек подросткового возраста….….46
    2.3. Эмпирическое изучение готовности к материнству у девочек подросткового возраста….….52
    2.4. Сравнительный анализ психологической готовности к материнству и представлений о материнстве у беременных девочек-подростков и их небеременных сверстниц….….60
    Выводы….….64
    Заключение….66
    Список используемых источников….….70
    Приложения….….75
  • Курсовая работа:

    Профессионально-важные качества юриста

    40 страниц(ы) 

    Оглавление:
    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЮРИСТА 5
    1.1. Понятие профессионально значимых качеств. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста, ее особенности 5
    1.2. Факторы совершенствования профессиональной деятельности 9
    1.3. Профессиональные деформации личности юриста 14
    ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА 17
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
  • Дипломная работа:

    Исследование психологических особенностей восприятия рекламы в младшем школьном возрасте

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ЛИЧНОСТЬ…7
    1.1. Социально – психологическая сущность рекламы…7
    1.2. Концептуальные основы изучения психологического воздействия рекламы на личность….16
    1.3. Психологические закономерности воздействия рекламы на личность….23
    1.4. Особенности восприятия в младшем школьном возрасте….35
    ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей восприятия рекламы в младшем школьном возрасте…44
    2.1. Организация и методы исследования….….44
    2.2. Анализ результатов экспериментального исследования…35
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….55
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…60
    ПРИЛОЖЕНИЕ….64
  • Дипломная работа:

    Переживание отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте

    97 страниц(ы) 

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение…. 3
    Общая характеристика работы…. 5
    1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы переживания отношений как социального феномена… 8
    1.1. Проблема переживания отношений в отечественной психологии…. 8
    1.1.1. Психологическая характеристика переживания…. 8
    1.1.2. Психологическая характеристика отношения…. 15
    1.1.3. Психологическая характеристика самоотношения…. 19
    1.2. Предпосылки развития переживания отношений в младшем школьном возрасте … 29
    1.3. Психологическая дистанция как фактор развития личности младшего школьника…. 39
    Выводы… 46
    2. Эмпирическое исследование переживания отношений с другими людьми и самим собой в младшем школьном возрасте…. 48
    2.1.Организация и проведение эмпирического исследования…. 48
    2.2. Отношения с другими людьми и с самим собой в младшем школьном возрасте… 51
    2.2.1. Определение длины психологического пространства к разным категориям людей…. 51
    2.2.2. Определение степени связи с другими людьми в психологическом пространстве…. 58
    2.3. Основные направления психолого-педагогического просвещения по проблеме психологических отношений младших школьников… 68
    Выводы… 71
    Заключение…. 73
    Список использованных источников… 75
    Приложение… 79
  • Дипломная работа:

    Сравнительный анализ копинг-стратегий и жизнестойкости лиц, пребывающих в колонии строгого режима и находящихся на свободе

    104 страниц(ы) 

    Введение….….4
    Общая характеристика работы….….6
    1. Теоретические подходы к изучению копинг-стратегий и жизнестойкости личности….….…. 9
    1.1. Проблема копинг-поведения в отечественных и зарубежных исследованиях….9
    1.1.1. Современное состояние проблемы совладающего поведения…9
    1.1.2. Психологическое предназначение и классификация копинг-стратегий…12
    1.2. Жизнестойкость личности как предмет психологического исследования….22
    1.2.1. Жизнестойкость как внутренний ресурс личности…22
    1.2.2. Компоненты жизнестойкости….…26
    1.3. Психологические особенности лиц приговоренных к пожизненному лишению свободы….35 Выводы….43
    2. Эмпирическое исследование копинг-стратегий и жизнестойкости лиц, пребывающих в колонии строгого режима и находящихся на свободе ….45
    2.1. Организация и проведение эмпирического исследования ….…45
    2.2. Доминирующие копинг-стратегии у лиц, пребывающих в колонии строгого режима и находящихся на свободе….….47
    2.3. Жизнестойкость и ее компоненты у лиц, пребывающих в колонии строгого режима и находящихся на свободе….….…55
    2.4. Сравнительный анализ копинг-стратегий и жизнестойкости у лиц, пребывающих в колонии строгого режима и находящихся на свободе….67
    Выводы….79
    Заключение….81
    Список использованных источников….….83
    Приложения….….92
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в полных семьях

    78 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ…6
    1.ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ….11
    1.1. Подходы к рассмотрению самооценки личности в современной психологической науке….11
    1.2 Стратегии реагирования в конфликтных ситуациях как психологическая проблема….16
    1.3. Особенности психо-социального развития подростков и особенности подростков социальных сирот….34
    Выводы….37
    2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У ПОДРОСТКОВ - СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ….39
    2.1. Методология, методы и организация исследования….39
    2.2. Эмпирическое изучение самооценки у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях…43
    2.3. Эмпирическое изучение способов реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях….45
    2.4. Выявление взаимосвязи самооценки и способов реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях….48
    Выводы….….52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….54
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….57
    ПРИЛОЖЕНИЯ