Дипломная работа

«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

  • 71 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7

1.1 Формирование грамматического строя речи у детей 7

1.2 Особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14

1.3 Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 22

Выводы по главе 1 26

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 27

2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 27

2.2 Количественно-качественный анализ полученных результатов 31

Выводы по главе 2 45

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 46

3.1. Принципы и направления коррекционной работы 46

3.2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня48 3.3.Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 58

Выводы по главе 3 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 68

Введение

Актуальность. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются материальной основой мышления. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка. Развитие грамматического строя речи - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Одно из наиболее часто встречающихся нарушений речи у детей дошкольного возраста - общее недоразвитие речи (ОНР) - дефект, при котором у ребёнка c нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы - лексика, грамматика и фонетика.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития орфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н. Гвоздева, Г.А Розенгард-Пупко, Д.Б Эльконина и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства [29]. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [9, 11, 15, 17, 31].

Цель исследования: изучение грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и разработка рекомендаций по его развитию.

Объект исследования: грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования: развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Для достижения поставленной цели исследования нами были обозначены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Подобрать методики для изучения грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня.

3. Провести эмпирическое исследование развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

4. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня грамматический строй речи сформирован недостаточно по сравнению с детьми без речевых нарушений, что определяет необходимость разработку методических рекомендаций своевременной диагностики и по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н, А, Леонтьев, М.Р. Львов);

- концепции о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (В.И. Бельтюков. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Загторожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Я. Мыркин, А.М. Шахнарович и др.),

- концепции о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.),

- исследования системного недоразвития речи (В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, Е.Л. Малиованова, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спирова и др.).

Методы исследования:

- метод теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы;

- метод анализа психолого-педагогической документации;

- наблюдение;

- эмпирические методы

- методы количественного и качественного анализа результатов исследования;

База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №16 «Росинка» г. Благовещенск РБ.

Контингент исследования - дошкольники старшей группы в возрасте 56 лет с общее недоразвитие речи III уровня - 10 детей; контрольную группу составили 10 детей того же возраста без речевых нарушений.

Теоретическая значимость исследования состоит тем, что подтверждены имеющиеся научные сведения об особенностях грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Практическая значимость исследования работы заключается в том, что выводы и результаты исследования, позволившие выявить грамматический строй речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 Формирование грамматического строя речи у детей

Грамматический строй языка - система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса [5, с. 145].

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя от появления первых, еще неизменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка. А.Н. Гвоздев выделил следующие этапы формирования грамматического строя речи [14, c. 63]:

Первый период - период предложений, состоящих их аморфных слов- корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10 мес. до 3 лет).

Третий период - период усвоения морфологической системы языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).

Способность верно проговаривать окончания, использовать предлоги - важна для цельного и правильного становления речи ребенка. Формирование грамматически правильной речи возникает на базе когнитивного развития, в игровой форме или с применением других способов продуктивной деятельности. Благоприятная атмосфера в семье, хорошая степень развития лексикона, речевая практика, уравновешенная нервная система ребенка - на все это обращайте внимание в процессе становления малыша как личности.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников важно для понимания того, о чем говорят окружающие, умения выражать мысли. Благоприятно сказывается на становлении ребенка как личности, расширяет спектр его знаний и кругозора, способствует социализации.

Иногда у дошкольников возникает сложность с овладением грамматическими формами речи. Перечень некоторых из них:

- ошибки в употреблении окончаний;

- неправильное употребление форм;

- ошибки в использовании падежных форм;

- неуместное использование предлогов.

Этапы и задачи

Формирование грамматического строя речи у дошкольников — постепенный процесс, проходящий в несколько этапов разного уровня сложности. Здесь важно замечать общие закономерности построения фраз.

План, по которому проходит лексико-грамматическая система речи у дошкольников, может включать:

- организацию;

- презентацию очередного материала;

- укрепление знаний с помощью наглядных материалов;

- связанные с темой занятия физические упражнения;

- индивидуальное закрепление материала.

Все этапы дают возможность обеспечить:

1. хорошую активность;

2. закрепление навыков;

3. экономию учебного времени.

Эмоциональную активность детей повышает верно выбранный иллюстративный материал, который способствует увеличению эффективности упражнений.

Каждое занятие должно быть познавательным, проходить в игровой форме. Возможно применение соревновательного момента, физических упражнений, чтобы обучение проходило в более интенсивном режиме и занимательной атмосфере.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста начинается рано. В возрасте трех лет уже используются понятия, как время, число, род. Речь для малыша уже является главным средством общения. Своевременное овладение грамматическим строем речи включает не только закономерности усвоения, но и сложности на пути изучения русского языка. Наш язык богат исключениями и правилами, которые важно запомнить. В полной мере малыш осваивает грамматику в возрасте 8 лет, это подтверждено исследованиями.

Заключение

Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии усваивается ребёнком постепенно, самостоятельно, путём подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Формирование у детей-дошкольников навыков построения грамматически правильной речи требует от логопедов высокого уровня профессионализма, направленного на повышение речевых и познавательных возможностей детей.

Важным направлением работы логопеда является работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей подготовительной к школе группы, потому что при недостаточной сформированости лексико-грамматического строя речи, у первоклассников отмечаются трудности при планировании развернутых высказываний и их языкового оформления.

Формирование грамматического строя речи у детей третьего уровня общего недоразвития речи происходит с большими трудностями, это объясняется с тем, что грамматическая система языка организованна на основе большого количества правил. Наибольшее количество ошибок дети допускают в склонении имен существительных и прилагательных по падежам, не правильно употребляют окончания, не умеют использовать в речи предлоги, приставочные глаголы. Допускают много ошибок при образовании слов с помощью суффиксов.

Нами проведено исследование грамматического строя речи у 10 детей с ОНР III уровня; контрольную группу составили 10 детей того же возраста без речевых нарушений. Исследование выявило значительные отличия в уровне формирования грамматического строя речи. Среди детей с ОНР только 6 детей показали удовлетворительные навыки словоизменения и лишь в задании по согласованию прилагательных с существительными единственного числа; хороший уровень навыков словообразования в задании по образованию названий детенышей животных продемонстрировал лишь один ребенок; наибольшие трудности у детей с ОНР III уровня возникали при выполнении заданий по согласованию количественных числительных с именем существительным и образование притяжательных прилагательных - ни один ребенок с ОНР III не справился с данным заданием без помощи логопеда.

С целью коррекции выявленных нарушений нами были разработаны методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Основу заданий и игр, представленных в рекомендациях, составили разработки Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.

Анализ данных, полученных после обучающего эксперимента, позволил сделать следующие выводы:

1. Выявление несформированности языковых средств позволило определить преимущественное направление коррекционно-логопедической работы в целях максимального овладения навыками языкового оформления словосочетаний и предложений - основных единиц речи.

2. У всех детей с общим недоразвитием речи наблюдалась положительная динамика формирования грамматического строя языка.

3. В процессе логопедической работы хорошие результаты были достигнуты по всем параметрам исследования.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность занятий, проведенных с использованием данных методических рекомендаций. Вместе с тем, результаты очень неоднородны, что связано с индивидуальными особенностями детей и необходимостью более активного привлечения к работе родителей.

Список литературы

1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 400 с.

2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. - М.,2015. - 296 с.

3. Базарова Н.А., Дурнева О.В., Шабанова Т.Н. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]// Педагогика: традиции и инновации. Материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2015. -С. 186 - 188.

4. Белобрыкина, О.Л. Речь и общение / О.Л. Белобрыкина. - Ярославль, Академия развития, 2014. - 150 с.

5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Электронный ресурс] / В.П. Беспалько.- М.:НПО «Модэк», 2002.- 200с.- URL: https://ref**.ru/look/1208053.html

+ еще 38 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика