Дипломная работа

«Концепция языковой игры во французском неоавангарде второй половины xx века: применение игровых технологий в практике изучения французского языка в средней общеобразовательной школе»

  • 65 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I Типология языковой игры во французской авангардной литературе

1.1 Концепция игры в литературе ХХ века 6

1.2 Языковые игры во французском неоавангарде второй половины ХХ века 10

1.3 Поэтика французской литературы во второй половине ХХ века и на рубеже ХХ-ХХ1 веков 14

Выводы по главе 1 17

Глава II Виды языковых игр в произведениях французских авторов- авангардистов второй половины ХХ- начала XXI веков

2.1. Языковые игры в цикле Р.Кено «Cent mille milliards de poemes».19

2.2. «La disparition» Ж.Перека как роман- липограмма 24

2.3. Современная авангардная поэзия Поля Фурнеля 32

Выводы по главе 2 37

Глава III Игровые технологии в практике изучения французского языка в средней общеобразовательной школе

3.1. Использование игр в практике преподавания иностранного языка 39

3.2. Сфера применения лингвистических игр на уроке французского языка 42

Выводы по главе 3 48

Заключение 50

Список использованной литературы 52

Приложения 57

Введение

На протяжении многих веков людей интересовал мир за гранью реальности, находящийся за пределами пяти чувств. Люди пытались найти его, увидеть и понять.

Авангардизм и его вариации в различных сферах искусства является одной из попыток исследовать сферу непознанного. Писатели больше не изображали реальность, а выражали чувства и эмоции, которые их охватывали здесь и сейчас, при помощи сочетания несовместимых между собой обрывков. Множество искусствоведов до сих пор расходятся в трактовке работ авангардистов. На сегодняшний день существует множество интерпретаций, иногда даже прямо противоположных.

Характерной чертой писателей-авангардистов является установка на эксперимент. Они выходили за общепринятые границы, разрушали устоявшиеся каноны и использовали игру слов в своих произведениях. Первые критики считали их чуть ли не сумасшедшими, полагая, что писатели забавляются, намеренно лишая литературу серьёзного содержания. Позднее авангардные тексты получили признание, а их авторы стали мэтрами современной литературы. Но провокационный дух авангарда по-прежнему сопротивляется простой и логичной интерпретации, заставляя вновь возвращаться к вопросам о том, что такое искусство и есть ли у поэзии какая- то иная цель кроме самой поэзии.

В данной выпускной квалификационной работе мы стремились проследить развитие неоавангардной литературы на примере группы математиков-писателей УЛИПО. Их целью стало обновление литературы при помощи сознательно принятых ограничений, основанных на математических вычислениях. Создание текстов носило скорее экспериментальный характер.

Актуальность исследования заключается в том, что творчество писателей-авангардистов второй волны, таких как Жорж Перек, Раймон Кено и их младший современник Поль Фурнель сравнительно недавно стало объектом изучения в отечественном литературоведении. Именно поэтому наиболее интересным направлением исследования становится проблема анализа и интерпретации произведений неоавангарда в контексте развития французской литературы второй половины ХХ века. Сходство и различие художественных принципов авангарда 10-20 годов и неоавангарда второй половины ХХ века проявляется как сфере лингвистических экспериментов, так и в создании нового художественного языка. В этой связи изучение лингвистических игр Ж.Перека, Р. Кено и П. Фурнеля представляется продуктивным.

Целью работы является выявление стилистических средств на разных уровнях художественных текстов французских авторов, определение их роли и значений в сборнике сонетов «Cent mille milliards de poemes», в романе Ж. Перека «La disparition» и в произведениях П. Фурнеля.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

1. Рассмотреть направления авангарда и неоавангарда во французской литературе ХХ века, обозначить различия;

2. Определить эстетические принципы группы «УЛИПО» и основные черты их поэтики;

3. Изучить поэтику Р. Кено на примере сборника «Cent mille milliards de poemes и выявить доминантные стилистические приёмы;

4. Проанализировать лингвистические игры Ж. Перека и их функции в романе- «La disparition»;

5. Сопоставить поэтику текстов П.Фурнеля с лингвистическими играми авангардистов и выявить их отличительные черты;

6. Ознакомиться с применением дидактических игр на уроках французского языка;

7. Составить конспекты уроков с применением дидактических игр для использования на уроке французского языка;

Объектом исследования являются лингвистические игры и стилистические приёмы в поэтике авангарда и неоавангарда.

Предмет исследования - приемы языковой игры и классификация стилистических средств во французском неоавангарде на примере произведений Р. Кено, Ж. Перека и П. Фурнеля.

Материалом исследования послужили: сборник сонет Р.Кено «Cent mille milliards de poemes», роман Ж.Перека «La disparition», видео фонетического оркестра со встречи «Les jeudis de 1’Oulipo», сборник стихотворений «Le Bel Appetit» Поля Фурнеля.

Методологической основой для исследования послужили: работы «Человек играющий» Й. Хейзинга и Л. Витгенштейна, статья «Думать / Классифицировать» Жоржа Перека, статьи Валерия Кислов о проблемах перевода романа Ж. Перека «La disparition», работы Гарднера М. «УЛИПО», Турчина B.C. «По лабиринтам авангарда», Гуревича А. «Философия культуры», а также исследования, посвящённые современному состоянию культуры «Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа» Ильина И.П. и «Метаморфозы художественного слова во французской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков» Таганова А.Н.

Результаты выпускной квалификационной работы были апробированы: на конференции «Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз», которая состоялась 25 апреля 2018 г. на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» в Институте филологического образования и межкультурных коммуникаций и на «IV Международной научно-практической конференции Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования», которая состоялась 15 апреля 2019 г.

Фрагмент работы

Глава 1. ТИПОЛОГИЯ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ АВАНГАРДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Концепция игры в литературе ХХ века

В ХХ веке самой распространенной культурологической концепцией становится - игровая культура. Одним из её теоретиков считается Й. Хейзинга (1872—1945), известный голландский культурологом. По мнению ученого, игру следует рассматривать как культурно-историческую универсалию [Хейзинга 1992].

В своем труде «Homo ludens» («Человек играющий») он затрагивает самые глубинные вехи развития истории и культуры. Й. Хейзинга пишет, что «культура из игры не происходит, как живой плод, отделяющийся от материнского тела, развивается она именно в игре. Игра есть все культурное творчество: и музыка, и поэзия, и мораль, и человеческая мысль, и все возможные виды и формы культуры» [Хейзинга 1992].

Кроме того, различные вариации этой концепции можно найти в творчестве X. Ортеги-и-Гассета, Е. Финка, Г. Гадамера и других ученых- культурологов прошлого века.

В своих трудах Й. Хейзинга опирается на традицию, исходящую от Канта и продолженную Шиллером и Йенскими романтиками, которая рассматривает игру как незаинтересованную, спонтанную деятельность, независящую от какой-либо цели. Автор рассматривает игровое начало не только в качестве художественной деятельности, но и в качестве всего основания культуры.

Согласно Й. Хейзинга, игра старше культуры. Самые ключевые черты игры сформировались еще до становления человеческого общества. Более того, игра присутствовала изначально в поведениях животных. Она сопровождает культуру на всем протяжении истории, при этом характеризуя ее многие культурные формы.

По мнению А. Гуревича, «важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество творит все снова и снова рядом с миром природы второй, вымышленный мир, где в мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни» [Гуревич 1994: 188].

Культуро-формирующие свойства игры связаны с тем, что человек должен был совершить в собственном воображении предварительную работу для изменения окружающей среды, т.е. «проиграть» своего рода деятельностный процесс [Положенкова 2010]. Тем не менее, Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению, потому что «во всех сферах материальной культуры игра присутствует и определяет ее содержание» [Хейзинга 1992: 144].

В реализации игрового начала немаловажная функция выполняется идеалами социальной жизни, определяющими духовную жизнь общества. Игра в определенные моменты истории выполняет роль драматургической основы в процессе реализации высшего социального сюжета и социально-нравственных идей. Общественные идеалы содержат множество игровых составляющих, так как они связаны с областью фантазии, мечты, утопии и могут быть выражены только в игровом пространстве культуры.

В соответствии с концепции Й. Хейзинга целые периоды «играют» в

осуществление идеала, например: эпоха Ренессанса, которая устремляется к воссозданию идеалов античности, а не к созданию совершенно новых, «своих» идеалов [Хейзинга 1992: 133].

В истории культуры роль игры не всегда была одинаково большой. С развитием культуры элемент игры отошел на второе место. Он растворяется, сближается с сакральной сферой и проявляется в поэзии, в формах политических движений и в правовых положениях. Тем не менее, игровой инстинкт может обнаружится в любой момент, включая в процесс игры как отдельного человека, так и целые толпы.

По мнению известного немецкого философа Е. Финка (1905-1975), игра считается самым важным феноменом бытия человека среди четырех основных (смерть, труд, господство и любовь). Он считает, что игровое начало охватывает всю жизнь человека, определяя пути принятия и осознания бытия [Финк 2017].

Финк, в отличие от Хейзинга, расценивает игру как самый основной способ для реализации деятельности человека, которая не свойственна миру животных. Он обращает внимание на то, что фантазия в виде способа оперирования воображаемым, свойственна только человеку. В игре, в основе которой лежит фантазия, Финк воплощает высокие духовные потенции. Именно так, благодаря культуре человек возвышается над природой. Несмотря на то, что человек как биологическое существо - часть природы, исключительно благодаря культуре он получает автономность духовной жизни.

Заключение

Основная цель работы состояла в выявлении стилистических средств на разных уровнях художественных текстов французских авторов, определение их роли и значений в сборнике Р. Кено «Cent mille milliards de poemes», в романе Ж. Перека «La disparition» и поэтике П. Фурнеля.

Для достижения поставленной цели:

1. Мы рассмотрели направления авангард и неоавангард во французской литературе ХХ века и обозначили их различия. Литературное течение «авангард» провозглашает разрыв с художественной традицией с целью создания новых форм творчества. Мы также выяснили, что авангардное произведение всегда предполагает разрушение границ, отделяющей художественный мир от реального, и проникновение в бессознательное читателя. Неоавангард следует устоям своего предшественника, но наряду с этим, выбирая новые приемы выразительности, сохраняет культуру в высших ее изображениях, противостоя китчу «массовой» культуре. Мы выявили, что отличительной чертой авангарда 10-20х годов, в отличие от неоавангарда 50-60х годов является радикальная смена эстетических установок, которая несет идею революции, нежели экспериментальный характер.

2. Мы определили эстетические принципы группы «УЛИПО» и основные черты их поэтики. В ее состав входили математики, увлекающиеся литературной комбинаторикой, в связи с этим каждое литературное ограничение было математически точно рассчитано и обосновано. Писатели использовали два основных приема: введение ограничений (липограммы, анаграммы, палиндромы, панграммы, тавтограммы и др.) и трансформация уже написанного произведения.

3. Мы изучили поэтику Р. Кено на примере сборника «Cent mille milliards de poemes и выявили доминантные стилистические приёмы.

В сонетах Р.Кено стилистическое своеобразие художественных приемов связано с использованием языковых игр на синтаксическом уровне (в связи с определенной организацией базовых сонет) и лексическом уровне (использование различных жаргонов, философских, библейских и рыночных терминов). Такое контрастное использование лексики придает уже исходным сонетам определенный комический эффект.

4. Проанализировали лингвистические игры Ж. Перека и их функции в романе- «La disparition». Мы пришли к выводу, что языковая игра чаще всего проявляется на фонетическом уровне, что связано с основным ограничением романа- липограммой. Мы также выяснили, что автор использует аллюзии (на интертекстуальном уровне текста), которые приводят к многоуровневому произведению и повышению экспрессивности романа, а роль использования языковой игры заключается в добавочном смысле произведения.

5. Провели анализ произведений П.Фурнеля и выявили их отличительные черты. Мы выяснили, что его работы объединяет стремление к истокам стихосложения. Приведем пример: в стихотворении «Casse-croute fixe» основное ограничение- это редко используемая в современной поэзии форма рондель. Однако, не все правила написания стиха были соблюдены. Для стихотворных форм Средневековья и эпохи Возрождения свойственно использование возвышенной лексики, но Фурнель пишет понятным, разговорным стилем. Причиной непоследовательного соблюдения правил является ориентация на современную аудиторию автора, которая может не воспринять вычурных поэтических формул.

6. Ознакомились с применением дидактических игр на уроках французского языка и выявили, что использование игр как средство обучения иностранному языку улучшает навыки произношения, аудирования, пополняет лексический и грамматический словарь учеников, снимает языковой барьер при устной речи. Главное же преимущество- это повышение мотивации учащихся.

Список литературы

1. Балаш А.Н. Изображение художественных коллекций: опыт

интерпретации // Вестник СПбГУКИ. 2017, №2 (31). С. 100-103.

2. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Драма, поэма, роман. М.: Прогресс. 1989. С. 413-423.

3. Бонч-Осмоловская Т.А. Поэтика «Ста тысяч миллиардов стихотворений Раймона Кено» // Урал. 2002, №6. С. 46-52.

4. Бонч-Осмоловская Т.А. Литературные эксперименты группы «УЛИПО» // НЛО. 2002, №57. С. 37-43.

5. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1 / Перевод с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: АСТ. 1994. 344 с.

+ еще 42 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Концепция языковой игры во французском неоавангарде второй половины xx века: применение игровых технологий в практике изучения французского языка в средней общеобразовательной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует
Дипломная работа:
Работа над лингвостилистическими и прагматическими особенностями рекламного дискурса на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Эмблематические образы в баснях ж. де лафонтена и романе п. киньяра «все утра мира»: интерактивные методы обучения французскому языку в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Художественно-стилистические средства создания образа мистера дарси в романе дж. остин «гордость и предубеждение» и его экранизациях как предмет изучения на занятиях по английскому языку в средней общеобразовательной школе
Курсовая работа:
Ролевая игра в обучении итальянскому языку в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Особенности языка тоталитарных режимов и их учет на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе