Дипломная работа
«Формирование сенсорных эталонов как основа развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития»
- 80 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1 Речевое развитие у детей раннего возраста в норме и дизонтогенезе 7
1.2.Особенности развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста 12
1.3.Развитие речевой деятельности в процессе работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 19
Выводы по главе I 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗРР 28
2.1.Выявление начального уровня сформированной сенсорных эталонов у детей раннего возраста с ЗРР 28
2.2. Работа по формированию сенсорных эталонов как основы развития речевой деятельности у детей раннего возраста с ЗРР 43
2.3.Анализ результатов 50
Выводы по главе II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность исследования. Важным этапом развития человека является речевое развитие. Современное дошкольное воспитание предполагает рассмотрение речевого развития как общей основы воспитания и обучения, обусловленное социальной значимостью в формировании личности ребенка.
Человек на протяжении своей жизни получает основную информацию о внешнем мире посредством сенсорного восприятия, что соответственно влияет на развитие речи ребенка.
В ФГОС ДО выделена образовательная область «Речевое развитие». В п.2.6 Стандарта сказано: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»16.
Обозначенные положения ФГОС ДО акцентируют внимание на проблеме формирования сенсорных эталонов как основы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой развития речи.
Рассматривая особенности сенсорного развития детей, следует отметить, что это формирование представлений детей о внешних свойствах предметов, к которым относятся форма предметов, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус.
Большинство исследователей считают ранний возраст благоприятным для развития и совершенствования сенсорного развития
Следует подчеркнуть актуальность формирования сенсорных эталонов, которые являются средством, помогающим ребенку овладевать способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением. Правильное восприятие формы, величины и цвета является залогом успешного усвоения знаний об окружающем мире.
В последнее время количество детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте, увеличивается. Ранний возраст является периодом первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка. Под влиянием речи развивается его восприятие, мышление, память28,с.43.
Таким образом, проблемой исследования является разработка психолого-педагогических приемов развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.
Объект исследования: процесс изучения формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Предмет исследования: выявление особенностей формирование сенсорных эталонов как основы для развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Гипотеза исследования: развитие речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития будет проходить более эффективно в процессе формирования сенсорных эталонов, но при соблюдении ряда условий:
-подбора заданий на формирование сенсорных эталонов, исходя из особенностей их восприятия детьми раннего возраста;
-владение методикой сенсорного развития;
-системности использования игрового дидактического комплекса мероприятий по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогические приемы и методы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
В соответствии с гипотезой и целью были определены основные задачи:
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи у детей раннего возраста в норме и в дизонтогенезе;
-проанализировать особенности развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
-на основе теоретического анализа определить формы и методы развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
- проанализировать результаты исследования и подвести итоги.
Важнейшие источники: учебная литература, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература и информация сети Интернет.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом, планирование и проведение эксперимента занятий; изучение результатов речевой деятельности детей; количественная и качественная оценка итогов эксперимента и ее соотнесение с гипотезой; обработка, интерпретация и сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования: может быть использовано на практических и семинарных занятиях, в работе педагога-логопеда.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты работы докладывались на практических занятиях по логопедии.
Положения, выносимые на защиту: развитие речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития будет проходить более эффективно в процессе формирования сенсорных эталонов, но при соблюдении ряда условий:
- подбора заданий на формирование сенсорных эталонов, исходя из особенностей их восприятия детьми раннего возраста;
- владение методикой сенсорного развития;
- системности проводимой работы, направленной на развитие речи у детей раннего возраста с задержкой речевого в процессе формирования сенсорных эталонов
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Объем составляет – 80 c.
Контрольный этап исследования проводился в начале марта 2020 года.
Целью данного этапа было выявление эффективности проведенной работы по формированию сенсорных эталонов и речевому развитию у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Исходя из цели, были поставлены задачи:
- выявить уровень сформированности сенсорных представлений внешних свойствах предметов и речевого развития у детей третьего года жизни с ЗРР;
- сравнить полученные результаты на констатирующем и контрольном этапах исследования по обеим группам;
- сделать вывод о целесообразности систематического использования речевых дидактических игр по формированию сенсорных представлений о внешних свойствах предметов
Актуальность нашего исследования определялась необходимостью формирования сенсорных эталонов, которые являются средством, помогающим ребенку овладевать способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением и их влиянием на процесс становления речи детей с ЗРР.
ЗРР – отставание речевого развития от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.
Выпускная квалификационная работа была ориентирована на проведение диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми 2 – 3 лет с ЗРР.
В первой главе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности ЗРР у детей. Рассмотрены закономерности развития детской речи, дана психофизиологическая характеристика речевой деятельности, определены причины ЗРР у детей, проведен анализ методик коррекционно-развивающей работы по преодолению ЗРР у детей данного возраста в процессе формирования сенсорных эталонов.
Во второй главе рассмотрены вопросы логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР, представлена методика исследования уровня развития речи и уровня сенсорного развития у детей раннего возраста и проанализированы результаты констатирующего эксперимента. Далее в соответствии с выявленными нарушениями составлена методика преодоления задержки речевого развития у детей третьего года в ходе работы над формированием сенсорных эталонов. Нами был разработан календарно-тематический план, согласно которому велись занятия с экспериментальной группой детей.
Работа с детьми экспериментальной группы велась по следующим направлениям: развитие мелкой, артикуляционной и мимической моторики, развитие речевого подражания и активного словаря, развитие фразовой речи, развитие понимания речи, развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.
Согласно данным контрольного эксперимента, разработанная программа является эффективной, так как показатели моторного и речевого развития детей экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы.
Диагностика уровня сенсорных представлений у детей раннего возраста с ЗРР на контрольном этапе выявила следующие факты: дети стали увереннее и быстрее выполнять каждое задание. Инструкцию взрослого все дети слушали внимательно, заинтересованно. В помощи педагога при выполнении работы не нуждались. Результаты проведенной опытно- экспериментальной работы показали, что предложенные нами задания и дидактические игры действительно могут быть эффективно использованы для сенсорного развития детей раннего возраста.
В результате её апробации у детей улучшилось восприятие и понимание речи, обогатился словарный запас, была сформирована фразовая речь. Так же заметен прогресс в развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Проведенная работа по преодолению ЗРР показала, что применяя комплексный и системный подходы в коррекции, используя разнообразные методы и приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми, направленными на формирование психомоторной базы и речи, можно добиться положительных результатов. Необходимо также вложить много терпения и любви, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, привлекать родителей к закреплению полученных навыков, для того, чтобы достичь высоких результатов в процессе преодоления ЗРР у детей раннего возраста. Выдвинутая гипотеза была подтверждена. Результаты выпускной квалификационной работы могут быть полезны учителям-логопедам образовательных организаций, учреждений системы здравоохранения и социальной защиты, а также родителям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами в речевом развитии.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. № 265. 25.11.2013
2. Андреева И.Н., Бусыгина Л.А. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам современных дидактических игр // В сборнике: Россия в многовекторном мире: Национальная безопасность, взрывы и ответы: материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2 частях. 2017. С. 255-258.
3. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: Дисс. канд. пед. наук . - М., 1974. -146 с.
4. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. 4-е изд. - М.: Медицина, 2017.
5. Ахметзянова А.М., Бламыкова М.Г., Рахманова С.А. Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр» // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. № 4 (8). С. 76-77.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2018. – 16 с.
7. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: МПГУ; Издательство «Прометей», 2019 (http://bibl**club.ru/index.php?page=book&id=240133&sr=1). Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников. / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин и др. – М.: Владос, 2018. – 158 с.
8. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. Для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2018 – 144с.
9. Вагнер Л.А. Генезис сенсорных способностей Под ред. Л. А. Венгера. Изд.-е 5-е испр. и перераб. - М.: Педагогика, 2017, 267 с.
10. Восприятие и действие: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Запорожца. Изд.-е 5-е испр. и перераб. - М.: Просвещение, 2017
11. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2, 5. Изд.-е 5-е испр. и перераб. - М.: Педагогика, 2019.
12. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: /Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2017. – С.756 – 769; 852 – 859.
13. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2017. – 354 с.
14. Голубева Л.Г., Дещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М.: АСАDЕМА, 2017.
15. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание. – 2018. – №12. – С. 20–21.
16. Запорожец А.В., Неверович Я.З. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников, под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. Изд.-е 5-е испр. и перераб. - М.: «Просвещение», 2017.
17. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Изд.-е 3-е испр. и перераб. - Саратов: Изд-во СГУ, 2018.
18. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии; Академия педагогических наук СССР. – М.: Проспект, 2017. – 144 с.
19. Лазарев И.М. Психологические условия становления и развития речи детей младенческого и раннего возраста: Дисс.канд.пед.наук. М.,2016
20. Максимова, Л. А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Л.А. Максимова; Урал.гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2017. — 223 с.
21. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2018. – 116 с.
22. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. − М.: Проспект, 2017.
23. Соловьева О.Н. Сенсорное развитие дошкольников // Наука и современность. 2012. № 17. С. 138-142
24. Сольцева О.Г. Наши помощники – органы чувств. // Ребенок в детском саду. – 2017. – №3. – С.4.
25. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений: Учеб. пособие / С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. 141 с.
26. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2018. С.121-135.
27. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/ Т.Б. Филичива, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – СПб.: Речь, 2019.- 223с.
28. Хохрякова, Ю. М. Обучение детей раннего возраста [Текст]: учебнометод. пособие по курсу «Педагогика раннего возраста» / Ю. М. Хохрякова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 207. - 67 с.
29. Хохрякова, Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста [Текст]: моногр. / Ю. М. Хохрякова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2019.-184 с.
30. Хохрякова, Ю. М. Методика развития предметной деятельности в раннем возрасте [Текст]: учебно-метод. пособие / Ю. М. Хохрякова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2018.-234 с.
31. Хохрякова, Ю. М. Развитие цветового восприятия в раннем детстве [Текст] / Ю. М. Хохрякова // Социализация. Образование. Развитие : Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Ульяновск, 2019. - С. 151-158
32. Чиркина, Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г.В. Чиркина // Альманах института коррекционной педагогики РАО. -2020.- №2.
33. Чикова И.В., Чунарева Л.Д. Особенности сенсорного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : из опыта работы / В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 336-339.
34. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е.В. Шереметьева.- М. Национальный книжный центр, 2019.- 168с. (Логопедия: от теории к практике).
35. Эльконин Б. Д. Психология развития. -4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.- 384с.
36. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЗ, 2019. –72 с.
К работе имеется статья.
Тема: | «Формирование сенсорных эталонов как основа развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 80 | |
Цена: | 5000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности словообразования имен существительных у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Контрольная работа:
Особенности развития речи у детей раннего возраста
Дипломная работа:
Изучение понимания речи у детей раннего возраста
Дипломная работа:
Организация работы логопеда в условиях психолого-педагогических центров по сопровождению детей с детским церебральным параличом