Дипломная работа

«Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора»

  • 58 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1.Теоретические основы использования фольклора в музыкальном развитии дошкольников….….7

1.1.Понятие «фольклор» на современном этапе.….….7

1.2.Характеристика музыкального развития детей старшего дошкольного возраста….….….13

1.3.Организация музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора (на основе кружковой работы)….32

Выводы по первой главе…42

Глава 2. Педагогические условия музыкального развития дошкольников посредством фольклора….

2.1.Уровни сформированности музыкального развития детей дошкольного возраста на констатирующем этапе….….…43

2.2.Анализ и результаты опытно-экспериментального исследования…48

Выводы по второй главе….….55

Заключение…56

Список литературы….57

Введение

Актуальность исследования. Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.

Музыкальное искусство – могучее средство эстетического воспитания подрастающего поколения. Влияние музыки тем действеннее и глубже, чем эмоциональнее и сознательнее она воспринимается, чем понятнее для слушателя музыкальные образы произведения.

Перед учреждениями дошкольного образования и общеобразовательной школой стоит задача пробудить у всех воспитанников интерес и любовь к музыкальному искусству, научить их понимать музыку, ее содержание, глубоко переживать выраженные в ней идеи и чувства. Под влиянием систематического общения с музыкой раскрываются и начинают всесторонне развиваться способности учащихся.

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки

Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей видится обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можно судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Актуальность проблемы, практическая значимость определили тему нашего исследования: «Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия музыкального развития дошкольников посредством фольклора.

Объект исследования: процесс музыкального образования в детском саду.

Предмет исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия определить содержание, формы и методы музыкального развития дошкольников посредством фольклора.

Задачи исследования:

- изучить степень разработанности в музыкально-педагогической теории и практике проблемы музыкального развития дошкольников на основе фольклора;

- раскрыть сущность понятий «фольклор», «музыкальный фольклор», «музыкальное развитие дошкольников»;

- выявить формы и методы работы с дошкольниками на основе фольклора;

- определить особенности организации музыкального развития дошкольников и подобрать соответствующие методы и приемы;

- подобрать репертуар на основе фольклора, разработать методические рекомендации по работе с дошкольниками, нацеленных на их музыкальное развитие и определить результативность проведенной работы.

Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ изучаемой литературы, метод наблюдения, индивидуальная беседа, анализ продуктов детской деятельности, анализа данных, обобщения, организации опытно-поисковой работы.

Методологическую основу исследования: составляют положения о фольклоре, о его формах существования (В.П.Аникин, Б.Н.Путилов, Ю.М.Соколов); идеи о роли народного искусства педагогов-просветителей прошлого: М. Акмуллы, М. Бикчурина, К. Насыри, В.Ф. Одоевского, М. Уметбаева, И.Я. Яковлева; работы исследователей-этнопедагогов современного этапа – Б.Ф. Афанасьева, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, Р.Г. Гарданова, Т.К. Исхакова, З.Д. Киекбаевой, Ю.З. Кутлугильдиной, 3.Г. Нигматова, С.И. Рахимовой, А.М. Сафина, Н.Х. Халитовой, А.Ф. Хинтибидзе;этико-психологические аспекты влияния музыки на человека (В.И. IIетрушин, С.М. Каргапольцев); учения о роли искусства в духовном развитии личности (Ю.В. Борев, М.С. Каган, Э.Т. Ардаширова, Г.Г. Коломиец); исследования музыкально-художественной деятельности дошкольников (Э.Р.КостинаМ.Ю.Картушина,Н.А.Ветлугина).

Практическая значимость: изученные, обобщенные, систематизированные материалы и методические рекомендации, полученные в рамках педагогического эксперимента, могут быть использованы в системе подготовки будущих учителей музыки и музыкальных руководителей, а также применены на практике.

База исследования: детский сад общеразвивающего типа, г.Уфы № 32.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, также заключение, список литературы, приложение.

Фрагмент работы

Глава 1.Теоретические основы использования фольклора в музыкальном развитии дошкольников

1.1.Понятие «фольклор» на современном этапе

Современная ситуация возрождает интерес к гуманистическим возможностям традиционной культуры. Это вызвано кризисными явлениями в обществе и в культуре, которые утрачивают свой мировоззренческий стержень, смыслоорганизующие ценности и идеалы.

Традиционная культура исторически сохраняет непреходящие ценности (идеи и смыслы), выполняющие функции ценностной ориентации этноса, определяющие его духовную уникальность, обеспечивающие консолидацию общества, помогающие восстановлению культурной преемственности и национально-культурной идентификации - необходимой составляющей мировоззренческого потенциала.

Важную роль в традиционной народной культуре выполняет фольклор, образовавший ее специфическую область. В фольклорной форме интегрируется, закрепляется и аккумулируется традиция, вырабатываемая этносом или его локальной группой. Мы имеем в виду этническое самосознание, этнические установки, легенды о происхождении народа и его контактах с другими народами, историческую память, отливавшуюся в предания и легенды, передачу мифологической традиции и реализацию мифов и верований, осмысление обрядов и традиций материальной культуры, интеграцию стереотипов соционормативной культуры и т.д. И, наконец, фольклор - это специфический «язык» традиционной культуры, отличающийся от других «языков» - орнамента, мелоса, знаковой и символической информации, передающейся вещами - предметами материальной культуры и т.п. Всё это обусловило семантическую насыщенность фольклора, его роль интегратора, мощного системообразующего фактора традиционной культуры. Более того, можно без преувеличения сказать, что фольклор с наибольшей интенсивностью выражает этнические функции культуры (19, с.9).

Анализ фольклора требует обращения к более универсальному явлению, элементом которого он, в свою очередь, является, на наш взгляд таким «родовым контекстом» может быть традиция и традиционная культура. Мы сознательно ограничиваем свой «горизонт абстрагирования» именно понятиями, которые выражают эти явления. Их определение позволит нам найти искомые методологические основания для проводимого нами исследования.

Понятие «традиция» в переводе с латинского языка (traditio) означает передача, повествование. Это понятие является одним из немногих, вокруг которого сложились достаточно устойчивые, но противоположные по содержанию и исходным установкам представления. В их основе лежат определенные ценностные подходы. Условно можно обозначить два полюса, вокруг которых концентрируются эти представления. На одном из них традиция представлена как нечто архаичное, косное, устаревшее, консервативное, мешающее современному развитию культуры, на другом - традиция выступает как социальный идеал, фундаментальная ценность, требующая серьезных усилий для ее восстановления и поддержания, как неотъемлемая основа динамики культуры.

В гуманитарных исследованиях понятие «традиция» может трактоваться широко, как некая фундаментальная универсальная характеристика, действие которой распространяется в очень широких временных и пространственных пределах. Такая культурная традиция может охватывать целую историческую эпоху, цивилизацию, регион и определять собой конкретный тип культуры (например, средневековая культура, культура Ренессанса). В этом случае культурная традиция и тип культуры понимаются как тождественные, и отправными точками для их зарождения, трансформации, смерти становятся мощные исторические импульсы (10, с.50).

Существует другое, более узкое понимание традиции как некоторой константы, которая воспроизводится в определенных группах, например, в этнических общностях. При таком понимании традиции она оказывается тождественной традиционной этнической культуре в целом или ее отдельным пластам (фольклор, народное искусство). При этом в традицию включаются все традиционные элементы культуры определенного периода, вся совокупность культурных текстов (их содержательная, смысловая, символическая стороны, а также способы их функционирования и освоения). При этом все то, что имеет отношение к традиции, оценивается как лучшее, подлинное, исконное.

Особенностью философского подхода к определению традиции, является то, что, отвлекаясь от конкретных образцов и произведений традиционной культуры, главное внимание обращается на процессуальный аспект этого явления, на то, что есть традиция. С точки зрения философии, традиция предстает как явление социальной коммуникации, то есть определенная форма общения людей. Благодаря традициям культурный опыт может передаваться от одного поколения другим поколениям и от одного народа другим народам (19, с.253).

Размышляя о традиции, философ, в первую очередь, задает вопрос: что транслируется и как транслируется в процессе культурной коммуникации? При таком подходе оказывается, что содержанием традиции может стать любой функциональный элемент культуры: знания, нормы морали, ценности, приемы художественного творчества, политические идеи. Традиция выступает как очень широкое (родовое) понятие, а понятия обычая, обряда, ритуала -как более частные, видовые по отношению к нему.

По мнению современных философов, способ трансляции культурного наследия в меньшей степени зависит от содержания традиций и в большей -от особенностей коммуникативных технологий, которые имеются в распоряжении общества на тот или иной исторический промежуток времени. Например, М. Маклюэн выделял три основных этапа в развитии коммуникаций: 1) вербальный, 2) письменный или печатный 3) электронный. Следовательно, традиция может быть не только устной, но и письменной, и не обязательно анонимной. К традициям можно отнести и научную или философскую школу, и архитектурный стиль, и официальную государственную церемонию.

Традицию как способ социально-культурной коммуникации отличают некоторые принципиальные особенности: селективность в отношении культурного материала, устойчивость и повторяемость, действенность (нацеленность на реальные поступки и практические потребности жизни), многозначность, авторитарность.

Таким образом, особенностью философского подхода является то, что, разделяя содержание и форму трансляции традиционной культуры, он позволяет подводить под это понятие очень широкий круг явлений.

При социологическом подходе традиция определяется как «механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом» (9, с.253). При этом на задний план отодвинуто содержание традиции: «.термин «традиция» нередко распространяют на сами социальные установления и нормы, которые воспроизводятся подобным способом» (9, с.253). При этом следует иметь в виду, что традиция представляет собой не только механизм воспроизводства, передачи социально значимого опыта, но и механизм его обновления и воссоздания.

Любая традиция - это бывшая инновация, и любая инновация - в потенции будущая традиция. Ни одна традиционная черта не присуща любому обществу изначально, она имеет свое начало, откуда-то появилась, следовательно, некогда была инновацией. И то, что мы видим ныне как инновацию, либо не приживется в культуре, отомрет и забудется, либо приживется, со временем перестанет смотреться как инновация, а значит, станет традицией (15, с. 160). Таким образом, традиции могут существовать без инноваций, ноне наоборот; традиция абсолютно необходима для самого поддержания существования общества; инновация необходима для его развития.

Как отмечает Э.С. Маркарян, именно в способности усваивать инновации и заключается живучесть, адаптивная лабильность традиции. Однако следует различать инновации эволюционные, вводящиеся постепенно и незаметно, и революционные (путем изобретения или заимствования), которые способны привести к разрыву со старой традицией и к основанию новой (10, с.80).

Один из наиболее авторитетных исследователей фольклорной традиции К.В. Чистов утверждал: «Новация может существовать только как инновация, т.е. когда она уже втянута в традицию, адаптирована ею, функционирует в ее составе» (18, с.110). Способная к модификациям, традиция обеспечивает общности стабильность. В этом состоит ее парадокс, который К.В.Чистов описывал через понятие «диапазон вариативности» (сочетание в стереотипах тенденций к жесткости и пластичности).

Процесс возникновения новых традиций нельзя фатально привязывать к гибели старых традиций, поскольку между новыми и старыми традициями могут существовать органические связи, в результате чего некоторые традиции, возникнув в далеком прошлом, вообще долго не исчезают, а в соответствии с новым общественным бытием обогащаются и развиваются как по содержанию, так и по форме.

Механизм действия традиции обладает способностью возрождать и одновременно трансформировать забытые культурные стереотипы и формы. Когда возникает социально-культурная потребность в чем-то новом, свежем, нередко оказывается, что это найденное «новое» - результат обновления уже готового, сложившегося и отработанного в прошлом стереотипа.

История развития культуры и культурных традиций показывает, что в культуре каждого народа можно найти элементы культурных традиций другого народа, других регионов.

Огромное песенное богатство объединяется термином «фольклор» народное творчество. В отличие от подавляющего большинства терминов, ведущих свое происхождение от латинских и древнегреческих слов, этот термин пришел к нам из староанглийского языка. Потому, что относится он не только к музыке. Английское folk - народ; - учение. Вместе эти слова – folklore - переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всем мире называть устное народное творчество музыкальное и литературное.

Название это глубоко справедливо. В самом деле: в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Поэтому фольклористы(так называются те кто изучает народное творчество) в разных местах от разных исполнителей записывают порою очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины. «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», -писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов.

Заключение

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Мы сегодня учащиеся, а завтра – педагоги, должны знать и понять, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.

Проведя исследование среди детей, мне стало понятно то, что дети, когда занимаются творчеством: поют, играют, рассказывают сказки, загадывают загадки — жизнерадостны, им очень нравится участвовать в тех или иных народных праздниках, обрядах, но они не знают, что фольклор это и есть народное творчество. Поэтому очевидно, что детский фольклор должен стать ценным средством воспитания ребенка, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Список литературы

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение» - М.: Просвещение, 1983.

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

3. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л.: 1961.

4. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Диагностика и развития творческих способностей/ серия «Мира вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.

5. Бекина С.И. Музыка и движение- М. :Просвещение, 1984.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

7. Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.

8. Булатова, Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г.

9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Просвещение, 1981.

10. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

11. Выготский Л. Психология искусства. - М., 1997.

12. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. – С.-П. «Детство пресс», 2010.

13. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. – Дошкольное воспитание, 1994 год, №6.

14. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В.И. Логиновой – М.: Просвещение, 1983.

15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.

16. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

17. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.:Речь, 2000.

19. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2001.

20. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой и др. - СПб., 2004

21. Картушина, М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2005. - №5.

22. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. - М., 1981

23. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: 1977.

24. Каган М. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996.

25. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11.

26. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста "Камертон". - М., 2004.

27. Куликовская И. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. - М., 2002.

28. Лободина С. Как развивать способности ребенка. - СПб., 1997.

29. Логинова В.И. и др. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду – М.: Детство-Пресс, 2004.

30. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. - М., 1988.

31. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980.

32. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972.

33. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд. центр «Академия», 1996.

34. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997.

35. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред. О.П. Радыновой – М.: Просвещение: Владос, 1994.

36. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя. – Дошкольное воспитание, 1994 год

37. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр. труды 2 т. – М., 1985.

38. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977.

39. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989.

40. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.

41. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992 год.

Покупка готовой работы
Тема: «Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика