Дипломная работа
«Изучение навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»
- 68 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения навыков словообразования у дошкольников с ЗПР 6
1.1 Развитие словообразования в онтогенезе 6
1.2 Характеристика детей с ЗПР 12
1.3 Особенности словообразования у дошкольников с ЗПР 18
Выводы по 1 главе 22
Глава 2.Эксперементальное изучение навыков словообразования у дошкольников с ЗПР 23
2.1 Цель, задачи и методика исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 24
2.3 Методические рекомендации по развитию навыков словообразования у дошкольников с ЗПР 42
Выводы по главе 2 47
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение 1 57
Приложение 2 66
Как показывает практика, в современной логопедии важную роль играет проблема сложного дефекта, наряду с которой нарушение речи сопровождается и другими отклонениями в психическом развитии. Исходя из этого, следует отметить, что одной из актуальных вопросов является как раз- таки проблема нарушения речи и их коррекции у детей с задержкой психического развития.
Было выявлено, что больше всего, нарушение речи встречается у детей с ЗПР, в свою очередь все это определяется недостаточной сформированностью когнитивных функций и нарушением познавательной деятельности, что отрицательно сказывается на процессе развития речи.
У детей с ЗПР нарушение речи чаще всего носит системный характер, и соответственно захватывает многие стороны речевой системы. У логопеда в свою очередь, при работе с такой категорией детей, должен быть прежде всего дифференцированный и системный подход, который поможет корректировать речевые нарушения всех компонентов речевой деятельности.
У детей с ЗПР недоразвиты высшие психические функции и эмоционально-волевая сфера, поэтому практически все занятия проводятся в игровой форме с наглядностями. Чтобы добиться успехов развития речи, необходимо не только применять игровые методы, но и постоянно систематически работать над всеми сторонами речевой деятельности, прежде всего помогать развиваться таким психическим процессам как внимание, память и логическое мышление.
Также страдает и процесс словообразования. Обычно у дошкольников с ЗПР он формируется в меньшей степени и в основном находится на начальной стадии становления. В этом-то и заключается вся трудность. Дети очень тяжело овладевают процессом словообразования. И в ходе такой работы, обычно отрабатывается небольшое количество информации словообразовательных форм, которые располагаются в зоне ближайшего развития.
Главной задачей при формировании навыков словообразования является уточнение значений более продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, закреплению продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
В данной работе рассмотрены особенности навыков словообразования у дошкольников ЗПР и методика по коррекции нарушений данной стороны речевой деятельности.
Цель исследования: изучение навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития и определение основных направлений логопедической работы по их коррекциям.
Объект исследования: процесс словообразования у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: нарушения словообразования у дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: в основе нарушений словообразования у дошкольников с задержкой психического развития, лежит недоразвитие множества операций, обеспечивающих процесс словообразования, трудности семантического анализа и синтеза, формирования типов словообразования.
В соответствии с целью исследования будут решаться следующие задачи:
1) Анализ литературных данных, касающихся нарушения функции словообразования у детей с ЗПР.
2) Теоретическое обоснование и создание методики исследования функций словообразования у детей.
3) Выявление особенностей нарушений словообразований у детей с ЗПР и сравнительный анализ нарушений словообразований у детей с ЗПР и нормально развивающих детей.
4) Разработка направлений логопедической работы по коррекции нарушений словообразований у детей с ЗПР.
Методы исследования:
1. Эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, метод диагностических заданий.
2. Организационно- сравнительные.
3. Интерпретационные: метод логического анализа.
Теоретико-методологические основы: определялась в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы.
Выявление навыков словообразования у дошкольников с ЗПР, необходимых для разработки включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие навыков и умений использования новых слов.
Практическая значимость: заключается в разработке методических рекомендаций по развитию навыков словообразования у дошкольников с ЗПР. Данные полученные нами в ходе исследования могут пригодиться логопедам, воспитателям, дефектологам при работе с дошкольниками с ЗПР.
Экспериментальная база исследования:
с. Шаран, МБДОУ Детский сад «Колосок», навыки словообразования у 10 детей с ЗПР и 10 нормально развивающих детей, 5-6 лет.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы изучения навыков словообразования у дошкольников с ЗПР
1.1 Развитие словообразования в онтогенезе
Составным компонентом грамматического оформления речи прежде всего является процесс словообразования. Исследователи различных наук занимались изучением словообразования. Это и лингвисты, и психологи, и логопеды. Соответственно каждый из них изучает процесс словообразования со своей позиции и своей точки зрения. Наиболее точную трактовку данного понятия дали лингвисты. По их словам, словообразование - это процесс, в ходе которого образуются производные слова и отдельный раздел языкознания, где изучаются производность, средства и способы образования слов [26, c.45].
Как и любой другой процесс, словообразование решает следующие задачи:
1) Установка происхождения слов в современном мире;
2) Определяет механизмы, с помощью которых было получено это слово.
Рассмотрим основные понятия, которые имеют отношение к процессу словообразования по Р.Л. Лихтману [27, c.67]:
- производная основа - это основа слова, которая мотивируется другими основами,
- производящая основа - общая основа для нескольких слов, которая используется для образования новых слов,
- средство словообразования - это то, с помощью чего образуются новые слова (морфемы и т.д.),
- способ словообразования - приставочный, суффиксальный и т.д.,
- процессы, сопровождающие словообразование - чередование гласных и согласных, усечение существительное «чайная» обозначает лишь формы единственного числа женского рода и множественного числа.
Разные ученые изучали процесс словообразования у детей. К примеру, Земская Е.А. рассмотрела этот процесс со стороны разговорной речи. Она пришла к выводу, что в этой стезе словообразование отличается прежде всего специфичной манерой. И следует отметить, что в разговорной речи есть своеобразные варианты словопроизводства и суффиксы. Как всем известно, непринужденность является основным признаком разговорной речи. И при ней формируется тип словообразования. Земская Е.А. считает, что благодаря свободной манере, которая есть в разговорной речи, у детей формируется словообразование. Также в ходе этого процесса используются все части речи. Но рекордсменом являются существительные.
При словообразовании у существительных применяются такие элементы как суффиксация, префиксация, субстантивация, сложение, аббревиация и т.д.
Из курса уроков русского языка, известно, что из глаголов, прилагательных и существительных, можно получить суффиксальные существительные. Потому что большинство существительных имеют свое начало от глаголов. Также часто лингвисты встречают такое понятие как носитель процессуального признака. По-другому это разделение на отдельные слова с общим словообразовательным значением.
Первое из этих значений определяется в отдельных типах как «субъект действия», «орудие, средство осуществления действия», «объект действия», «результат действия». В существительных со значением отвлеченного действия те или иные конкретные значения обычно развиваются как вторичные. Словообразование прилагательных это и есть процесс образования новых слов имен прилагательных. Например, «веселить - веселый».
Образование имен прилагательных также имеет несколько видов и способов. К ним относятся приставочный, непосредственно для которого характерно образование прилагательных от основ прилагательных. Другим способом словообразования прилагательного является суффиксальный. Виды суффиксального образования новых прилагательных представлены ниже [31, c.15]: — прилагательных: «черный - черненький» — существительных: зима- зимний, — глаголов: грустит - грустный, — числительных: двое — двойной, — наречий: внутри— внутренний. Также есть еще пара способов приставочно-суффиксальный способ («дверь - задверный»), сложение: русский + английский — русско-английский, сложение с суффиксацией: «правая + нога — правоногий».
Проблема, которая была рассмотрена в ходе выполнения дипломной работы, остро волнует, как педагогов, так и родителей. Ведь по статистике детей с ЗПР с каждым днем все увеличивается. Вовремя замеченное нарушение и грамотное лечение врача, позволит достичь хороших результатов. Как было выявлено, дети с ЗПР испытывают большие трудности при общении со своими сверстниками, с педагогами и даже с родителями. Если дело была только речевая проблема, то к ней может присоединиться и психологическая.
Порой из-за проблем с речью, родители стараются меньше разговаривать и общаться. Но это неправильно, это может привести к более худшим последствиям. Это может сказаться не сразу, а в дальнейшем, например, при начале обучения в школе. Именно в этот период у детей с ЗПР происходит обострение. Для них очень тяжело проходит адаптация, могут появиться проблемы с обучением, в этом случае сильно страдает чтение и письмо, тем самым снижается интерес и мотивация к обучению в целом.
Порой необходимо провести и психологическую беседу и с родителями. Ведь для многих диагноз у его ребенка вводит ступор, и ребенок автоматически может стать обделенным вниманием и любовью родителей. К сожалению, возможны и более печальные исходы событий. Как и любая болезнь, ЗПР требует долгой реабилитации, тренировок упражнений. С ребенком необходимо заниматься, поддерживать его, помогать. И самое нужно хвалить его, даже за самые маленькие достижения. Ведь даже одно правильно построенное предложение для них — это большой успех на пути к исправлению словообразования. А похвала педагога, родителей помогает им почувствовать себя более увереннее, стимулирует их. Если же помимо педагога еще родители занимаются с ребенком дома, то можно избежать усугубления проблемы со словообразованием. У педагога работа с такими детьми всегда ограничена по времени. Да и таких детей у них много. Получается не индивидуальная, а групповая форма работа.
Следует отметить, что вовремя обнаруженная проблема и проведенная диагностика и коррекция, а также комплексное взаимодействие родителей и специалистов, помогут избежать больших проблем.
Как показало наше исследование, процесс словообразования у детей с ЗПР идет намного хуже, нежели чем у нормальных детей.
Приведем небольшой перечень ошибок, которые были допущены детьми, в ходе выполнения заданий:
1. Неумение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Не употребление в своей речи детенышей животных.
3. Неумение формулировать мужских профессий.
4. Неправильное формулирование относительных и притяжательных прилагательных.
5. Неправильное применение в своей речи возвратных глаголов.
Такое количество ошибок можно объяснить тем, что у детей не сформировался процесс анализа, синтеза, обобщения. Именно поэтому, когда идет изучение и становление грамматического строя речи, конкретно словообразования, у детей с ЗПР выявляются проблемы. Сам процесс словообразования еще он сам по себе очень сложный. Сложность заключается еще в том, что русский язык является очень сложным. У него много тонкостей, правил. Очень сложная грамматика. Порой не ребенку, а взрослому человеку сложно. И поэтому весь процесс работы словообразования у детей младшего школьного возраста обычно проводится в игровой форме.
В ходе игры ребенок раскрепощается, становится более уверенным, раскрывает и показывает все свои знания и умения. А решить все проблемы, связанные со словообразованием и выбрав правильную методику их коррекции может только специалист узкой области, например, логопед или дефектолог. Цель дипломной работы достигнута. Задачи выполнены.
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР.-М.,2014г.-с. 345
2. Борякова М.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: автореф. Канд.Дис.-М., 2015г-с. 100.
3. Борякова М.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7лет с ЗПР при опоре на сюжетную картинку. Дефектология 2014г. №5.-с.12-19
4. Борякова М.Ю. Дети с ЗПР. -М., 2014г. - с.234
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,-2014г.-с. 109
+ еще 46 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Изучение навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Развитие навыков словообразования у дошкольников с нарушением речи
Дипломная работа:
Особенности организации психологической помощи дошкольникам с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности словообразования имен существительных у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Организация общения и игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития