Дипломная работа

«Изучение навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»

  • 68 страниц(ы)
  • 455 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения навыков словообразования у дошкольников с ЗПР 6

1.1 Развитие словообразования в онтогенезе 6

1.2 Характеристика детей с ЗПР 12

1.3 Особенности словообразования у дошкольников с ЗПР 18

Выводы по 1 главе 22

Глава 2.Эксперементальное изучение навыков словообразования у дошкольников с ЗПР 23

2.1 Цель, задачи и методика исследования 23

2.2 Анализ результатов исследования 24

2.3 Методические рекомендации по развитию навыков словообразования у дошкольников с ЗПР 42

Выводы по главе 2 47

Заключение 50

Список литературы 53

Приложение 1 57

Приложение 2 66

Как показывает практика, в современной логопедии важную роль играет проблема сложного дефекта, наряду с которой нарушение речи сопровождается и другими отклонениями в психическом развитии. Исходя из этого, следует отметить, что одной из актуальных вопросов является как раз- таки проблема нарушения речи и их коррекции у детей с задержкой психического развития.

Было выявлено, что больше всего, нарушение речи встречается у детей с ЗПР, в свою очередь все это определяется недостаточной сформированностью когнитивных функций и нарушением познавательной деятельности, что отрицательно сказывается на процессе развития речи.

У детей с ЗПР нарушение речи чаще всего носит системный характер, и соответственно захватывает многие стороны речевой системы. У логопеда в свою очередь, при работе с такой категорией детей, должен быть прежде всего дифференцированный и системный подход, который поможет корректировать речевые нарушения всех компонентов речевой деятельности.

У детей с ЗПР недоразвиты высшие психические функции и эмоционально-волевая сфера, поэтому практически все занятия проводятся в игровой форме с наглядностями. Чтобы добиться успехов развития речи, необходимо не только применять игровые методы, но и постоянно систематически работать над всеми сторонами речевой деятельности, прежде всего помогать развиваться таким психическим процессам как внимание, память и логическое мышление.

Также страдает и процесс словообразования. Обычно у дошкольников с ЗПР он формируется в меньшей степени и в основном находится на начальной стадии становления. В этом-то и заключается вся трудность. Дети очень тяжело овладевают процессом словообразования. И в ходе такой работы, обычно отрабатывается небольшое количество информации словообразовательных форм, которые располагаются в зоне ближайшего развития.

Главной задачей при формировании навыков словообразования является уточнение значений более продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, закреплению продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

В данной работе рассмотрены особенности навыков словообразования у дошкольников ЗПР и методика по коррекции нарушений данной стороны речевой деятельности.

Цель исследования: изучение навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития и определение основных направлений логопедической работы по их коррекциям.

Объект исследования: процесс словообразования у дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: нарушения словообразования у дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: в основе нарушений словообразования у дошкольников с задержкой психического развития, лежит недоразвитие множества операций, обеспечивающих процесс словообразования, трудности семантического анализа и синтеза, формирования типов словообразования.

В соответствии с целью исследования будут решаться следующие задачи:

1) Анализ литературных данных, касающихся нарушения функции словообразования у детей с ЗПР.

2) Теоретическое обоснование и создание методики исследования функций словообразования у детей.

3) Выявление особенностей нарушений словообразований у детей с ЗПР и сравнительный анализ нарушений словообразований у детей с ЗПР и нормально развивающих детей.

4) Разработка направлений логопедической работы по коррекции нарушений словообразований у детей с ЗПР.

Методы исследования:

1. Эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, метод диагностических заданий.

2. Организационно- сравнительные.

3. Интерпретационные: метод логического анализа.

Теоретико-методологические основы: определялась в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы.

Выявление навыков словообразования у дошкольников с ЗПР, необходимых для разработки включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие навыков и умений использования новых слов.

Практическая значимость: заключается в разработке методических рекомендаций по развитию навыков словообразования у дошкольников с ЗПР. Данные полученные нами в ходе исследования могут пригодиться логопедам, воспитателям, дефектологам при работе с дошкольниками с ЗПР.

Экспериментальная база исследования:

с. Шаран, МБДОУ Детский сад «Колосок», навыки словообразования у 10 детей с ЗПР и 10 нормально развивающих детей, 5-6 лет.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы изучения навыков словообразования у дошкольников с ЗПР

1.1 Развитие словообразования в онтогенезе

Составным компонентом грамматического оформления речи прежде всего является процесс словообразования. Исследователи различных наук занимались изучением словообразования. Это и лингвисты, и психологи, и логопеды. Соответственно каждый из них изучает процесс словообразования со своей позиции и своей точки зрения. Наиболее точную трактовку данного понятия дали лингвисты. По их словам, словообразование - это процесс, в ходе которого образуются производные слова и отдельный раздел языкознания, где изучаются производность, средства и способы образования слов [26, c.45].

Как и любой другой процесс, словообразование решает следующие задачи:

1) Установка происхождения слов в современном мире;

2) Определяет механизмы, с помощью которых было получено это слово.

Рассмотрим основные понятия, которые имеют отношение к процессу словообразования по Р.Л. Лихтману [27, c.67]:

- производная основа - это основа слова, которая мотивируется другими основами,

- производящая основа - общая основа для нескольких слов, которая используется для образования новых слов,

- средство словообразования - это то, с помощью чего образуются новые слова (морфемы и т.д.),

- способ словообразования - приставочный, суффиксальный и т.д.,

- процессы, сопровождающие словообразование - чередование гласных и согласных, усечение существительное «чайная» обозначает лишь формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Разные ученые изучали процесс словообразования у детей. К примеру, Земская Е.А. рассмотрела этот процесс со стороны разговорной речи. Она пришла к выводу, что в этой стезе словообразование отличается прежде всего специфичной манерой. И следует отметить, что в разговорной речи есть своеобразные варианты словопроизводства и суффиксы. Как всем известно, непринужденность является основным признаком разговорной речи. И при ней формируется тип словообразования. Земская Е.А. считает, что благодаря свободной манере, которая есть в разговорной речи, у детей формируется словообразование. Также в ходе этого процесса используются все части речи. Но рекордсменом являются существительные.

При словообразовании у существительных применяются такие элементы как суффиксация, префиксация, субстантивация, сложение, аббревиация и т.д.

Из курса уроков русского языка, известно, что из глаголов, прилагательных и существительных, можно получить суффиксальные существительные. Потому что большинство существительных имеют свое начало от глаголов. Также часто лингвисты встречают такое понятие как носитель процессуального признака. По-другому это разделение на отдельные слова с общим словообразовательным значением.

Первое из этих значений определяется в отдельных типах как «субъект действия», «орудие, средство осуществления действия», «объект действия», «результат действия». В существительных со значением отвлеченного действия те или иные конкретные значения обычно развиваются как вторичные. Словообразование прилагательных это и есть процесс образования новых слов имен прилагательных. Например, «веселить - веселый».

Образование имен прилагательных также имеет несколько видов и способов. К ним относятся приставочный, непосредственно для которого характерно образование прилагательных от основ прилагательных. Другим способом словообразования прилагательного является суффиксальный. Виды суффиксального образования новых прилагательных представлены ниже [31, c.15]: — прилагательных: «черный - черненький» — существительных: зима- зимний, — глаголов: грустит - грустный, — числительных: двое — двойной, — наречий: внутри— внутренний. Также есть еще пара способов приставочно-суффиксальный способ («дверь - задверный»), сложение: русский + английский — русско-английский, сложение с суффиксацией: «правая + нога — правоногий».

Проблема, которая была рассмотрена в ходе выполнения дипломной работы, остро волнует, как педагогов, так и родителей. Ведь по статистике детей с ЗПР с каждым днем все увеличивается. Вовремя замеченное нарушение и грамотное лечение врача, позволит достичь хороших результатов. Как было выявлено, дети с ЗПР испытывают большие трудности при общении со своими сверстниками, с педагогами и даже с родителями. Если дело была только речевая проблема, то к ней может присоединиться и психологическая.

Порой из-за проблем с речью, родители стараются меньше разговаривать и общаться. Но это неправильно, это может привести к более худшим последствиям. Это может сказаться не сразу, а в дальнейшем, например, при начале обучения в школе. Именно в этот период у детей с ЗПР происходит обострение. Для них очень тяжело проходит адаптация, могут появиться проблемы с обучением, в этом случае сильно страдает чтение и письмо, тем самым снижается интерес и мотивация к обучению в целом.

Порой необходимо провести и психологическую беседу и с родителями. Ведь для многих диагноз у его ребенка вводит ступор, и ребенок автоматически может стать обделенным вниманием и любовью родителей. К сожалению, возможны и более печальные исходы событий. Как и любая болезнь, ЗПР требует долгой реабилитации, тренировок упражнений. С ребенком необходимо заниматься, поддерживать его, помогать. И самое нужно хвалить его, даже за самые маленькие достижения. Ведь даже одно правильно построенное предложение для них — это большой успех на пути к исправлению словообразования. А похвала педагога, родителей помогает им почувствовать себя более увереннее, стимулирует их. Если же помимо педагога еще родители занимаются с ребенком дома, то можно избежать усугубления проблемы со словообразованием. У педагога работа с такими детьми всегда ограничена по времени. Да и таких детей у них много. Получается не индивидуальная, а групповая форма работа.

Следует отметить, что вовремя обнаруженная проблема и проведенная диагностика и коррекция, а также комплексное взаимодействие родителей и специалистов, помогут избежать больших проблем.

Как показало наше исследование, процесс словообразования у детей с ЗПР идет намного хуже, нежели чем у нормальных детей.

Приведем небольшой перечень ошибок, которые были допущены детьми, в ходе выполнения заданий:

1. Неумение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Не употребление в своей речи детенышей животных.

3. Неумение формулировать мужских профессий.

4. Неправильное формулирование относительных и притяжательных прилагательных.

5. Неправильное применение в своей речи возвратных глаголов.

Такое количество ошибок можно объяснить тем, что у детей не сформировался процесс анализа, синтеза, обобщения. Именно поэтому, когда идет изучение и становление грамматического строя речи, конкретно словообразования, у детей с ЗПР выявляются проблемы. Сам процесс словообразования еще он сам по себе очень сложный. Сложность заключается еще в том, что русский язык является очень сложным. У него много тонкостей, правил. Очень сложная грамматика. Порой не ребенку, а взрослому человеку сложно. И поэтому весь процесс работы словообразования у детей младшего школьного возраста обычно проводится в игровой форме.

В ходе игры ребенок раскрепощается, становится более уверенным, раскрывает и показывает все свои знания и умения. А решить все проблемы, связанные со словообразованием и выбрав правильную методику их коррекции может только специалист узкой области, например, логопед или дефектолог. Цель дипломной работы достигнута. Задачи выполнены.

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР.-М.,2014г.-с. 345

2. Борякова М.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: автореф. Канд.Дис.-М., 2015г-с. 100.

3. Борякова М.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7лет с ЗПР при опоре на сюжетную картинку. Дефектология 2014г. №5.-с.12-19

4. Борякова М.Ю. Дети с ЗПР. -М., 2014г. - с.234

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,-2014г.-с. 109

+ еще 46 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика