Дипломная работа

«Развитие интегративных качеств дошкольника в условиях реализации преемственности ФГОС НОО и ФГТ»

  • 65 страниц(ы)
  • 1838 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ….

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО И ФГТ

1.1.Проблемы преемственности дошкольного и начального образования на современном этапе …

1.2. ФГТ и ФГОС НОО как нормативно-правовая база преемственности в работе ДОУ и начальной школы….

1.3. Интегративные качества дошкольника как предпосылки формирования личностных характеристик обучающегося в начальной школе….

Вывод по первой главе …

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО И ФГТ

2.1 Особенности проведения мониторинга по выявлению уровня развития интегративных качеств…

2.2 Создание педагогических условий для развития интегративных качеств дошкольников….

2.3 Разработка методического пособия для педагогических работников дошкольного и начального образования по развитию интегративных качеств личности ребенка….

Вывод по третьей главе….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

Актуальность исследования. Современные процессы общественного развития ведут к изменению приоритетов образования: все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребенка, на создание условий, способствующих его социальной адаптации. Необходимость формирования социально-адаптированной личности средствами образования становится явной и в современном мире, когда возрастает скорость обновления знаний и умений, приоритетными становятся умения самостоятельно овладевать информацией и адаптироваться в меняющихся социальных и экономических условиях.

В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации («Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в сегодняшней ситуации и быть готовым действовать в меняющихся условиях.

Особую актуальность имеет проблема преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и готовности детей к обучению в условиях новых стандартов, так как взгляд на подготовку к обучению многих педагогов и родителей имеет искаженное представление.

Анализ нормативно-правовых, психологических, педагогических источников по данному вопросу позволяет судить о недостаточном внимании к данной проблеме и выявил следующие противоречия. На социально-педагогическом уровне между социальным заказом к личности ребенка начинающего обучаться в начальной школе по новым стандартам и необходимостью изучения интегративных качеств личности дошкольника, соответствующих реализации данного заказа.

На теоретическом уровне между разработанностью в теории вопросов развития интегративных качеств дошкольников и необходимостью организации педагогических условий для их развития и мониторинга.

На методическом уровне необходимость пересмотра целей и задач подготовки детей к начальному образованию (развитие интегративных качеств дошкольников) и между неготовностью педагогов дошкольных учреждений и педагогов начального образования принимать и следовать им.

Из выявленных противоречий вытекает проблема исследования: при каких условиях будут развиваться требуемые Федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию интегративные качества дошкольника, как основа преемственности дошкольного и начального образования.

Тема исследования: « Развитие интегративных качеств дошкольника в условиях реализации преемственности ФГОС НОО и ФГТ».

Цель исследования: изучить особенности развития интегративных качеств дошкольника в условиях реализации преемственности ФГОС НОО и ФГТ.

Объект исследования: преемственность дошкольного и начального образования

Предмет исследования: педагогические условия развития интегративных качеств дошкольника.

Гипотеза исследования. Процесс развития интегративных качеств дошкольника будет происходить интенсивнее, если:

- следовать интегративному подходу к организации образовательной деятельности дошкольников и внести изменения в организацию пребывания ребенка в дошкольном учреждении;

- своевременно и методически грамотно проводить мониторинг развития интегративных качеств.

Задачи исследования.

1. Изучить нормативно-правовые документы ФГТ, ФГОС НОО, психолого-педагогическую литературу по проблеме преемственности дошкольного и начального образования .

2. Раскрыть сущность категории «интегративные качества» дошкольников и определить педагогические условия для их развития.

3. Провести опытно педагогическую работу по определению уровня развития интегративных качеств и созданию педагогических условий их развития.

4. Разработать методические рекомендации по развитию интегративных качеств дошкольников для педагогов дошкольного и начального образования.

Теоретическая основа исследования

- теории детского личностного развития (А.Г. Асмолов, А.В. Запорожец , В.Т. Кудрявцева, Л.А. Поромонова, Д.И. Фильдштеин и др.);

- психологическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др.);

Методологическая основа исследования

- психологические концепции развития личности ребенка (А.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.)

- личностно-деятельностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.Н. Сериков, И.С. Якиманская и др.)

- интегративный подход в дошкольном образовании (К.Ю. Белая, А.И. Буренина, В.И. Слободчиков, Л.В. Трубайчук и др.)

Методы исследования. Теоретические методы: изучение нормативно-правовых документов в области дошкольного и начального образования, теоретический анализ. Эмпирические методы: изучение и обобщение практического опыта других педагогов, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

База исследования подготовительная к школе группа МАДОУ Детский сад «Родничок» п. Тюльган Оренбургской области.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов .

I этап – поисково-теоретический. Изучение нормативно-правовых документов, психологической и педагогической литературы по теме. Определена тема и гипотеза исследования.

II этап – проведение констатирующего эксперимента. Мониторинг интегративных качеств дошкольников.

III этап – проведение формирующего эксперимента. Определение педагогических условий для развития интегративных качеств. Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности дошкольников с учетом интегрированного подхода. Контрольный эксперимент.

IV этап – обобщающий. Обработка результатов исследования. Разработка методического пособия. Формулировка выводов и оформление дипломной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его выводы уточняют основные признаки понятий «преемственность», «интегративные качества личности», что позволяет расширить понимание сущности данной категории; углубляют понимание интегрированного и комплексно-тематического подходов к деятельности дошкольников как основному направлению развития интегративных качеств личности.

Практическую значимость результатов исследовательской работы представляют: 1. определение педагогических условий развития интегративных качеств: разработка требований к организации и структуры непосредственно образовательной деятельности, внедрение циклограммы пребывания детей в ДОУ; 2. методические рекомендации по развитию интегративных качеств дошкольника для педагогов начального и дошкольного образования.

Апробация исследования осуществлялась на базе МАДОУ Детский сад «Родничок» в виде доклада на педагогическом совете №2 от 9 ноября 2012; выступления на семинаре творческого объединения педагогов начальной школы и дошкольных учреждений «Преемственность между дошкольными учреждениями и начальной школой» с докладом на тему «Способы реализации преемственности ДО и НОО» в МБОУ Тюльганской СОШ№1; консультации для родителей на сайте МАДОУ Детский сад «Родничок» на тему «Как готовить детей к школе в современных условиях»

Структура выпускной квалификационной работы:

- введение, в котором обозначены актуальность исследования, выявлены противоречия, сформулирована гипотеза, а также тема, цель, объект, предмет, задачи исследования. Прописаны теоретическая и методологическая основы исследования, этапы исследования. Указаны теоретическая и практическая значимость, где и в какой форме проводилась апробация исследования.

- первая глава, в содержании которой теоретически раскрыта проблема исследования.

- вторая глава, в которой описывается проведенная практическая работа по теме исследования.

- заключение, в котором содержатся выводы по проведенной работе.

- литература, использованная для работы по данной теме.

- глоссарий по категориальному аппарату, в котором даны определения основных понятий по теме.

- глоссарий по персоналиям, библиография педагогов и психологов работавших по вопросам близким к теме исследования.

- папка приложений

- методические рекомендации по развитию интегративных качеств дошкольников для педагогов дошкольного и начального образования.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО И ФГТ

1.1. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования на современном этапе

Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования широко обсуждаются в последнее время. Поднимаются вопросы недостаточной управленческой и организационной преемственности деятельности, отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т. д. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим суть термина «преемственности», с различных точек зрения.

Общее значение слова «преемственность» толкуется, как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы [1].

С философской точки зрения важно понять, что преемственность имеет особое значение для анализа закономерностей общественного развития, прогресса науки, искусства, для борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистическим отрицанием культурного наследия[2].

В образовании преемственность имеет многофункциональное значение, так преемственность должна прослеживаться в методах и приемах преподавания разных учебных предметов, содержании изучаемого материала, усвоения знаний, преемственность должна охватывать не только отдельные учебные предметы, но и метапредметные отношения. Отдельной категорией в образовании выделена преемственность между отдельными ступенями образования, так как испытываются значительные трудности в преемственности между дошкольным и начальным образованием[3]. Вопросом безболезненного перехода из дошкольного детства в начальную школу занимались многие великие педагоги, так Н.К. Крупская утверждала «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…»; В.А.Сухомлинский говорил: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»; Л. С. Выготский мыслил «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» и многие другие педагоги [4].

С точки зрения Н.Н. Поддъякова, преемственность это двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства» . С другой – школьная пора, которая должна опираться на «сложившийся в дошкольном детстве фундамент» развивая способности и формируя навыки.

В педагогике В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова преемственность рассматривается как категория, когда на каждой новой ступени образования складывается уникальная ситуация педагогических взаимодействий – реальных отношений обучающегося и представленной конкретными социальными группами системы образования. Это обусловлено тем, что при вхождении в новую устойчиво значимую социальную среду складывается противоречие между потребностью человека, имеющего свой «багаж» личностных новообразований, «быть таким как все» и возможностями реализовать групповые нормы на должном уровне. Преодоление этого противоречия приводит к формированию личностных новообразований, обеспечивающих включение человека в новую социальную общность (образовательную группу) и оптимальное функционирование этой группы с участием нового обучающегося.

Таким образом, необходимо создавать такие педагогические условия, которые позволят обучающимся безболезненно переходить с одной ступени образования на другую, не нанося вреда их психологическому и физическому состоянию здоровья и предупреждая дезадаптацию. Организовать такие условия можно создавая особые взаимоотношения образовательных ступеней с построением преемственных связей. Принимая позицию В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова, будем рассматривать целостный педагогический процесс на каждой ступени образования, в котором в каждый момент времени решаются частные взаимосвязанные педагогические задачи, интеграция которых позволяет плавно переходить от предыдущих событий к последующим, от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности учащихся. Тогда преемственность затрагивает: а) выстраивание сложных взаимосвязей между отдельными дидактическими единицами учебного материала; б) проектирование форм и способов обучения; в) реализацию стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе; г) формирование личностных новообразований обучающихся.

Для развития личности наиболее благоприятно создавать такую связь смежных ступеней образования, которая обеспечит значимость нового этапа под влиянием социальной среды. На практике преемственность может быть реализована в двух действенных направлениях. Первое – непосредственные взаимодействия субъектов образовательного процесса смежных образовательных ступеней, предполагает методическое единство образовательного процесса, а также разработку индивидуальных образовательных траекторий. Второе направление предусматривает формирование готовности обучающихся включиться в новую образовательную среду и обеспечение со стороны этой среды максимально комфортных для развития человека условий. Оба направления могут быть реализованы как самостоятельно, так и в объединенном варианте [6].

В процесс преемственности между дошкольной и начальной ступенью образования включены, с одной стороны дошкольное учреждение, с другой – начальная школа. Непосредственными участниками этого процесса являются воспитатели детских садов, которым необходимо таким образом организовывать воспитательно-образовательный процесс, чтобы результатом их работы являлся здоровый, любознательный, интересующийся всем ребенок, который испытывает желание ходить в школу, успешно пройдет период адаптации к школе. Вторыми заинтересованными участниками процесса преемственности являются учителя будущих первоклассников. Педагог начальной школы заинтересован в том, чтобы к нему пришел здоровый, самостоятельный, ответственный (соответственно возрастным особенностям), любознательный, позитивно настроенный, общительный ребенок. Родители, любящие своего ребенка, желают успешного вливания в процесс обучения, хорошей успеваемости и развития способностей и наклонностей своего ребенка, а также сохранности его здоровья. Ребенок предшкольного возраста является самым незащищенным участником процесса преемственности, независимо, от того, что все остальные участники действуют в «его интересах», сам он не всегда чувствует себя защищенным, а все действия со стороны взрослых для наиболее успешного, благоприятного перехода из детства в школьную жизнь, выглядят для него тяжело преодолимыми препятствиями, непосильными требованиями.

Современная ситуация развития образования решила многие проблемы преемственности, но остался ряд нерешенных, а также сформировались новые проблемы в этой области. Рассмотрим, какие проблемы возникают перед всеми участниками процесса преемственности.

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Сегодня перед родителями имеется широкий выбор образовательных программ, дополнительных услуг, школ, лицеев, гимназий с различными уклонами. С одной стороны это положительный момент, а с другой определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать состояние здоровья, развитие психических функций, личностные качества учителя, состав ученического коллектива, а также бытовые удобства (удаленность школы от места проживания).

В процессе пятилетнего психологического и педагогического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время “работает” против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

Взаимодействие и обмен данными психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, посещение подготовительных курсов, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, подготовка к школе по той же образовательной программе помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия. А также эффективным способом решения данной проблемы является так называемое «прикрепление» детского образовательного учреждения к школе с долговременным сотрудничеством и действенной обратной связью.

2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению у некоторых школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Родители испытывают потребность соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей и желаний. Существуют рейтинги детских садов, где первые места занимают дошкольные учреждения, из которых дети переходят в “престижную” школу. Таким образом детские учреждения стремятся выстраивать содержание дошкольного образования в “школьной” логике. Занятия проводятся в виде уроков – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, школьной математике, вместо развития познавательных процессов и личностных качеств ребенка.

Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала приводят к детским неврозам и другим нежелательным явлениям при переходе к школьному образованию.

Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.

3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности дает возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в работе, характерных данному возрастному периоду.

4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.

5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.

Способами решения данных проблем может являться следующие действия со стороны всех участников процесса преемственности:

• заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

• составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

• выбор совместимых программ подготовке к школе и программ обучения в начальных классах;

• проведение мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;

• работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе в дошкольном учреждении во взаимодействии со школой;

• пришкольные подготовительные курсы подготовке детей к школе;

• проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);

• планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

• проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе [7].

Переход ребенка из детского сада в школу – это первый кризисный момент на пути непрерывного образования. Как показывает анализ работ Л.И. Божович, А.Л. Венгера, Я.Л. Коломенского, Е.И. Комковой и др. особенности адаптации детей, поступающих к обучению в школу, связаны с изменением социального статуса и способов поведения первоклассников, формированием познавательной мотивации, перестройкой структуры и содержания деятельности. Вместе с тем, существенный отпечаток на характер адаптации первоклассников накладывают особенности школьной среды: преобладание учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия, жесткая регламентация учебного времени и содержания программы, часто завышенные физические и эмоциональные нагрузки. Возникает очевидное противоречие между возможностями ребенка в самореализации в новой социальной общности и требованиями этой общности. Ресурсы для повышения эффективности адаптации первоклассников, на наш взгляд, могут быть найдены в применении средового подхода в обучении (Ю.К. Мануйлов, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, В.А. Сластенин и др.). Средовой подход представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка.

Технология создания условий для максимально комфортного перехода детей из образовательной среды детского сада в новую школьную образовательную среду предполагает целесообразную новым условиям организацию жизнедеятельности первоклассников в период адаптации, с учетом их возрастных личностных новообразований и особенностей школьной среды.

Методы обучения в адаптационный период должны быть эмоционально привлекательны для детей, у которых только формируется учебная деятельность на фоне нарастания познавательного интереса. Для этого в первом классе в адаптационный период обучения детей стоит отдать предпочтение игровому методу. Необходимо в течение учебного дня вводить различные виды игр, при этом учитывать место в педагогическом процессе, триединую задачу урока, динамику работоспособности и мотивацию детей. Между тем нельзя злоупотреблять большим количеством игр на уроках, поскольку при этом будет утеряна основная функция школы – обучение. Непременное условие организации игр – их коллективный характер, т.к. в игре дети могут реализовать ролевое поведение школьника, потребность в новых впечатлениях, проявить социальную и двигательную активность.

Для предупреждения растерянности, робости и неуверенности детей при выполнении школьных правил требования к поведению первоклассников как школьников должны вводиться постепенно и естественно, без излишнего проявления надзирательства, угрозы наказанием и без сравнения детей между собой по личностным качествам и социальному статусу. Предъявлять правила поведения детям необходимо этично, корректно, просто и ясно.

Для сохранения темпа и ритма работы первоклассников, поддержания их работоспособности – обязательны динамические паузы в течение дня и физкультурные минутки в течение урока, четкая постановка задачи работы и подведение ее итогов. Объем умственных и физических нагрузок должен быть тщательно вымерен и сбалансирован. Для предупреждения аффективных реакций детей, их комфортности по отношению к новой образовательной среде следует избегать авторитарных форм поведения со стороны педагогов. Необходимо выбирать такие формы педагогического взаимодействия, которые не вступают в противоречие со стилем работы педагогов дошкольного образования.

Итак, ресурсы повышения эффективности адаптации первоклассников могут быть найдены в средовом подходе, который позволяет решать такие первостепенные педагогические задачи, как поддержать положительной психофизическое состояние ребенка; создать положительный эмоциональный фон взаимодействий между учителем и первоклассниками, одноклассниками между собой; обеспечить учебный диалог «учитель – ученик». Интеграция путей решения указанных задач обеспечивает адаптацию первоклассников через их постепенное максимально комфортное включение в новую образовательную среду [6].

Происходящие изменения в области образования, введение ФГОС НОО и ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а также принятия нового Закона «Об образовании» РФ (вступает в силу с 01.01.2013г.) ставят множество задач перед работниками системы образования всех уровней. Решение этих задач привносит множество проблем в силу неполной готовности к внесению значительных изменений системы образования.

В исследовательской работе была затронута проблема преемственности начального и дошкольного образования. Проблема состоит в том, что на правовом уровне были приняты все меры для плавного перехода субъектов образования на следующие ступени. Для этого были приняты документы, регламентирующие образовательную деятельность ФГОС НОО и ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В этих правовых актах выносится требование о соблюдении принципа преемственности, как двухстороннего процесса взаимодействия и сотрудничества.

Раскрытие сущности преемственности позволяет внести ясность в постановки задач исследования. Преемственность понимается как связь между ступенями образования, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы, и опирается на них для новообразований. Как и других многосторонних процессах, преемственность имеет ряд проблем. Для решения, которых необходимо обратится к правовым источникам рассматриваемых областей образования. С этой целью во втором параграфе первой части изучены, проанализированы нормативно-правовые документы ФГОС НОО и ФГТ. В сравнительной характеристике выявлена необходимость развития интегративных качеств у детей в дошкольном детстве. Для того, чтобы приступить к определению условий развития интегративных качеств рассмотрены подходы к определению категорий «качества личности», «интеграция», «интегративные качества», «развитие». В результате изучения сущности интегративных качеств дошкольника выявляется, что наличие этих качеств на высоком уровне развития у дошкольника является фундаментальной основой личностных характеристик обучающихся в начальной школе. Таким образом, развитие интегративных качеств дошкольников является одним из пунктов реализации преемственности дошкольного и начального образований. Данное положение принято в качестве цели исследовательской работы.

Гипотезой исследования принято положение, что процесс развития интегративных качеств дошкольников будет происходить интенсивнее, если:

- создать педагогические условия для интенсивного развития интегративных качеств;

- своевременно и методически грамотно проводить мониторинг развития интегративных качеств.

Во второй части проведена опытно-педагогическая работа по выявлению уровня развития интегративных качеств у группы детей. Исследование уровня развития у детей интегративных качеств показало, что большинство детей имеют недостаточное развитие интегративных качеств. Прежде всего, это связано с тем, что до принятия ФГТ в дошкольном образовании не уделялось достаточно внимания на личностное развитие дошкольника, а упор делался на овладение предметными знаниями.

Результаты исследования помогли уточнить направления работы для повышения уровня развития этих интегративных качеств дошкольников. Были созданы педагогические условия, для чего были внесены следующие изменения в организацию деятельности дошкольного учреждения: интегративный подход к организации непосредственно образовательной деятельности, в рамках которого были рассмотрены достоинства данного подхода, разработаны требования к организации НОД (к структуре, к интеграции образовательных областей, к целеполаганию, к формам проведения); определены необходимые виды детской деятельности: двигательная, игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, конструктивная, восприятие художественной литературы, восприятие музыки, а также организация совместной со взрослым, самостоятельной деятельности, для чего адаптирована циклограмма совместной и самостоятельной деятельности; основа на комплексно-тематическое планирование при построении образовательного процесса, что также отражается в циклограмме; новые формы и способы во взаимодействии с семьей.

Практические результаты исследования, все собранные и апробированные материалы мониторинга и создание условий для развития представлены в виде методических рекомендаций педагогам дошкольного и начального образования. Методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных, начальных образовательных учреждений, администрации учреждении и родителям. В рекомендациях представлены: подробное описание каждого интегративного качества, определены виды деятельности для его развития, информация для учителей начальных классов и родителей по каждому интегративному качеству, инструментарий мониторинга каждого качества.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили необходимость внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования. Заметная положительная динамика в личностном развитии детей посредством организации новых педагогических условий подтвердила положения гипотезы. Таким образом, гипотеза была подтверждена.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие интегративных качеств дошкольника в условиях реализации преемственности ФГОС НОО и ФГТ»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика