Дипломная работа
«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
- 84 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с задержкой психического развития 13
1.3. Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития 19
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2 . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27
2.1. Содержание и организация исследования 27
2.2. Анализ данных экспериментального исследования 35
2.3. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 56
Выводы по 2 главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время большое внимание в педагогической литературе уделяется проблеме обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Это обусловлено увеличением количества детей, которые имеют проблемы в познавательной деятельности и расстройства в эмоционально-волевой сфере.
Дети с задержкой психического развития относятся к многочисленной категории, разнородной по своему составу. Такие дети имеют слабо выраженную органическую недостаточность центральной нервной системы. Одним из наиболее часто встречаемых нарушений является недоразвитие речи. Расстройство речи проявляется различными речевыми дефектами: дефекты звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, неумение выполнять грамматическое обобщение.
Старший дошкольный возраст является одной из главных ступеней в подготовке к школе. Именно поэтому важно правильно подобрать коррекционно - развивающую программу обучения детей с задержкой психического развития [36].
Исследование по данной теме обусловлено следующими причинами: резкое увеличение количества детей с задержкой психического развития, усложнение симптомов и проявлений нарушений речевого развития; недостаточность разработок дифференцированных диагностик нарушения речевого развития; отсутствие экспериментально подтвержденных данных о характерных особенностях проявления нарушений развития речи и возможности своевременной коррекции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; тенденция к различению детей с задержкой психического развития к определенным категориям; значение логопедической работы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; недостаточность эффективной коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, имеющими нарушения речевой функции [36].
Цель исследования: выявление особенностей грамматического строя речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций по коррекции грамматических нарушений.
Объект исследования: состояние грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития обусловлен несформированностью грамматических обобщений родного языка, проявляющихся в ошибках употребления сложных предлогов, неточностях в предложно - падежном управлении, согласовании существительных с прилагательными и глаголами, в образовании сложных слов с помощью приставок и суффиксов, конструировании предложений, поэтому необходимо своевременно проводить коррекционно-логопедическую работу по ее преодолению.
Задачи исследования:
• Провести теоретический анализ литературы по проблеме развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
• Подбор методик обследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
• Проведение экспериментального исследования старших дошкольников с задержкой психического развития по выбранным методикам.
• Анализ данных полученных экспериментальным путём.
• Разработка методических рекомендаций по формированию грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическая база исследования:
- Концепция речевой деятельности, как сложного функционального единства: Л.С. Выготский «Развитие высших психических функций», А.Р. Лурия «Язык и сознание», А.А. Леонтьев «Язык, речь, речевая деятельность», В.И. Лубовский «Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития», К.С. Лебединская, М.С. Певзнер.
- Особенности освоения грамматического строя дошкольниками раскрыты в работах: А. Н. Гвоздев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. М. Шахнарович.
- Исследования особенностей нарушений развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в работах: Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ медико-психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
2. Изучение, наблюдение и обобщение логопедической работы с детьми дошкольного возраста;
3. Наблюдение в ходе экспериментального исследования;
4. Констатирующий эксперимент;
5. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования;
6. Эмпирические методы сравнительного анализа.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности обобщения и систематизации данных о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть полезны студентам педагогических специальностей, психологам и логопедам. В работе представлены и обобщены методики исследования речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, составлены методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №209», Республика Башкортостан, г. Уфа, улица Р.Зорге,34/4.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы, приложения.
Внедрение результатов исследования было описано в статье «Изучение грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» и опубликовано в «Живом журнале Методичка»
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Дошкольники с патологиями речи составляют одну из самых многочисленных групп с нарушениями в развитии. Подробный анализ речевых нарушений у детей дошкольного возраста представлен в трудах известных учёных-логопедов: Л.С. Волковой [9], Т.Б. Филичевой [55], Г.В. Чиркиной [58].
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе представлен в работах авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахноровича, Д. Б.Эльконина, С. Л. Рубинштейна и др. [24].
Изучение детьми грамматического строя родного языка имеет большое значение так, как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для них средством общения со взрослыми и сверстниками. Овладев грамматически правильной речью, дети начинают логично и последовательно мыслить, обобщать и правильно излагать свои мысли [2, с.157].
Для детей дошкольного возраста усвоение грамматического строя родного языка является сложным процессом, так как он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа [2, с.159].
Формирование грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения) осуществляется только тогда, когда дети достигнут определенного уровня мыслительных процессов. При формировании грамматического строя речи они должны усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, научиться выделять общие правила грамматики на практике в повседневной жизни, обобщать и закреплять эти правила в собственной речи [24].
Развитие морфологической и синтаксической систем родного языка у детей происходит в тесном взаимодействии. Когда в речи детей появляются новые формы слов, то это способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов [24].
Наибольшую популярность обрела психолингвистическая концепция А.А. Леонтьева, в которой он описывает процесс речи в онтогенезе. Он предлагает разделить этот процесс на последовательные периоды (стадии) [12,27].
Стадии формирования речи представлены в таблице 1.
Таблица 1
Стадии формирования речи по А.А. Леонтьеву
Название периода Возраст
Подготовительный До 1 года
Преддошкольный 1-3 лет
Дошкольный 3-7 лет
Школьный 7-17 лет
В психологии принято выделять следующие этапы развития детской речи первых трех лет жизни:
• Доречевой (гуление, лепет).
• Дограмматический.
• Усвоение грамматики.
Язык является основным средством речевой деятельности и представляет специальную знаковую систему и правила сочетания этих знаков. Знаки языка имеют не только внутреннее содержание, но и внешнее (звуковая и письменная формы).
Множество работ, посвященных развитию фонетической стороны речи, представлены рядом авторов Р.М. Боскис, А.Н. Гвоздева, Г.А. Каше, Ф.А. Pay, Е.М. Верещагина, Д. Слобина и др. [11,12,46].
В преддошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и связывается с наглядной и конкретной ситуацией. Речь осуществляется в форме диалога (вопрос - ответ). В дошкольном возрасте в связи с появлением новых форм общения, видов деятельности и интересов речь начинает приобретать монологический характер в виде рассказа ребенка взрослому. В это время ребенок испытывает потребность в речи. Речь становится связной и понятной. Одновременно усложняется и диалогическая форма речи в содержании и языковых возможностях. Ребенок начинает проявлять большую активность и участвовать в процессе живого общения.
В настоящее время проблема обучения детей с ЗПР является актуальной и одной из малоизученных, как теоретически, так и экспериментально. Нарушение влияет не только на психические процессы, но и оказывает воздействие на речевую деятельность ребенка. Речевая дисфункция, в свою очередь, пагубно воздействует на интеллектуальные и познавательные способности и возможности детей.
Старший дошкольный возраст является важным периодом в формировании речевой деятельности ребенка. Без квалифицированной педагогической помощи, как показывает опыт, дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести, но и к семи годам. Важно в это время провести эффективную логопедическую работу, которая позволит подготовить ребёнка к школьному обучению [36].
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы и получены результаты:
1) Выполнен теоретический обзор понятия задержки психического развития.
2) Раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Такие дети крайне неэмоциональны, пассивны, неохотно вступают в диалог, речь может быть несвязной и с допущением большого числа грамматических и синтаксических ошибок.
3) В старшем дошкольном возрасте ребенок должен владеть связной речью, уметь строить монолог и диалог.
4) Нарушение речи у детей с ЗПР носит индивидуальный комплексный характер. При этом могут быть затронуты все стороны речевой деятельности: нарушение грамматического, синтаксического,
фонетического строя речи.
5) Представлена и проведена методика обследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
6) Разработаны методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР.
1. Авдеева Н.М. Теоретико-методологический анализ формирования навыков связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи Ш уровня/ Н.М. Авдеева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. - Т.1. -2015.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 400 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. -136 с.
+ еще 56 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 84 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности словообразования имен существительных у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень)
Дипломная работа:
Формирование сенсорных эталонов как основа развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Дипломная работа:
Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития