Дипломная работа

«Особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень)»

  • 68 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7

1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 7

1.2. Характеристика грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 14

Выводы по I главе 21

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24

2.1. Содержание и организация экспериментального обследования 24

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37

2.3. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраст с общим недоразвитием речи 48

Выводы по II главе 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Грамматические значения - это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.

Трудность усвоения грамматических значений родного языка состоит в том, что обучающий (мать, воспитатель, иногда даже учитель в школе) сам не осознает этих значений и употребляет их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия родного языка. Именно овладение грамматическими значениями (на уровне интуиции, неосознанно) делает человека существом мыслящим.

Отсюда следует, что важнейшей заботой обучающего (матери, воспитателя, учителя) должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Однако если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.

В посвященных развитию грамматического строя речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и других отмечается, что для дошкольников с

речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность. Пути научно-практического решения подготовки дошкольников с речевой патологией этом к обучению в условиях общеобразовательной и специальной школ рассматриваются как создание и реализация гибких программ, позволяющих формировать у детей с речевыми нарушениями знания, умения элементы и навыки в соответствии с компенсаторными возможностями каждого ребенка.

У дошкольников с ОНР (III уровень) грамматический строй имеет специфические особенности, однако, коррекционно-методических разработок направлены на формирование грамматического строя у такой категории детей недостаточно.

К началу школьного обучения у детей с ОНР удобством (III уровень) оказываются несформированы языковые средства, задерживается формирование в построении простых и сложных предложений (синтаксис); в системах склонения и спряжения, в традиционных формах словоизменения (морфологии); в средствах и способах образования слов (словообразование). Поиск новых подходов для повышения эффективности коррекционной работы по формированию грамматического компонента языка определяют актуальность исследования. Этим обуславливается выбор цели, объекта, предмета, гипотезы, задач исследования.

Цель исследования: выявить особенности грамматического строя речи у детей первой дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень), разработать методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений.

Объект изучения: грамматический строй речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Предмет исследования: развитие грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи изыскание (III уровень).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) имеются стойкие аграмматизмы, которые препятствуют полноценному развитию связной устной речи. Для подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи (III уровень) необходимо разработать методические рекомендации логопедического воздействия, направленного на отработку операций

грамматического структурирования речевого высказывания, которое позволит оптимизировать процесс усвоения детьми практической грамматики и будет способствовать преодолению стойких вариантов грамматического недоразвития.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Подобрать методы и приемы по обследованию грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

3. Провести обследование детей и выявить особенности грамматического строя у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

4. Провести анализ констатирующего эксперимента.

5. Разработать методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

Теоретико-методологическая база исследования:

- концепция речевой деятельности, как сложного системного функционального единства (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.);

- исследования особенностей нарушений развития речи у детей с общим недоразвитием в работах Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;

- своеобразие развития грамматического строя при общем недоразвитии речи показано в исследованиях Н.С. Жуковой, Е.М Мастюковой, Н.В. Серебряковой.

Методы исследования:

1. теоретический: анализ логопедической, психолингвистической, литературы;

2. эмпирический: констатирующий эксперимент;

3. математический: использование математической методологии для обработки результатов.

Теоретическая значимость исследования: теоретическая часть исследования позволила обобщить представление о специфике нарушений грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в свете современных подходов.

Практическая значимость: составлены методические рекомендации по развитию грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР( III уровень), которые могут быть использованы в педагогической практике логопеда.

База исследования: МБДОУ «Детский сад №5 села Месягутово », Республика Башкортостан Дуванский район.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы, приложения.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) дошкольного возраста.

1.1.Развитие грамматического строя речи в онтогенезе

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в работах Л.С. Волковой [6], Т.Б. Филичевой [35], Г.В. Чиркиной [39].

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот,

использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

В работах А. Н. Гвоздева с учетом также тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.[9]

I период — период предложений, состоящих из аморфных слов- корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.).

Этот период включает два этапа:

1) этап однословного предложения,

2) этап предложений из нескольких слов-корней.

Первый этап I периода (1 год 3 мес. — 1 год 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). Ребенок использует только небольшое количество слов для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения в различных предложениях.

В основном это существительные, которые обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу), лепетные слова (ди, моко).

Второй этап I периода (1 год8мес— 1 год 10 мес.) — этап предложений из нескольких слов-корней.

На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, т. е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок связывает слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения (дай, ниси, пать).

Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой, домом и т. д.) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом).

При комбинировании аморфных слов-корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях.

II период - период усвоения грамматической структуры предложения (1 год. 10 мес. — 3 года).

Заключение

В настоящее время проблема речевого развития является актуальной, особенно уровень развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР (III уровень). Работа над грамматическим оформлением предложения подготавливает ребенка к полноценному формированию монологической речи, связной речи, а также практического осознания речи.

Исследователи указывают, что у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) не сформированы грамматические компоненты языковой системы, вследствие чего словарь бедный, имеются нарушения в формировании словоизменения и словообразования, поэтому эти дети нуждаются в систематическом целенаправленном коррекционном обучении (Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова и др.).

Работа над грамматическим строем речи занимает важное место в логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи. Работа над лексическим и грамматическим оформлением предложения подготавливает полноценное формирование монологической речи, является условием формирования логичности и правильности связного высказывания.

Для подтверждения теоретических положений, представленных в первой главе, было проведено экспериментальное исследование особенностей формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровень).

Экспериментальную группу составили 10 детей подготовительной группы детского сада села Месягутово.

Для исследования были определены задания, состоящие из трех

блоков:

1. формирование словоизменения;

2. формирование словообразования;

3. формирование умений строить грамматические конструкции.

Результаты оценивались по балльной системе, которая определяла уровень развития грамматического строя речи детей. Так как экспериментальное исследование состояло из трех серий и содержало разное количество заданий, для удобства представили данные в процентном выражении.

По результатам констатирующего эксперимента 40% детей вышли на первый уровень успешности, 30 % - на второй, и 30% - на третий.

Цель и задачи данного исследования были выполнены. Проанализирована научная и учебно-методическая литература по выбранной теме. Подобрана методика исследования грамматического строя речи у детей подготовительной группы с ОНР дошкольного возраста (III уровень). Исследовано состояние грамматического строя речи у детей экспериментальной группы. Определены основные направления и содержание коррекционной работы, а также обобщены результаты констатирующего эксперимента и сделаны выводы.

Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень)»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика