Дипломная работа

«Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования навыков словообразования»

  • 69 страниц(ы)
  • 292 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7

1.1. Анализ проблемы развития словарного запаса ребенка в отечественной науке 7

1.2. Формирование словарного запаса в онтогенезе 10

1.3. Особенности словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 16

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26

2.1. Организация исследования словарного запаса и навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 26

2.2. Результаты исследования словарного запаса и навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 31

2.3. Методические рекомендации по развитию словарного запаса посредством формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Актуальность исследования. Развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще, и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.

Известно, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и коррекции нарушений. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Проблемам формирования навыков словообразования уделялось и уделяется достаточно много внимания, в частности, в трудах таких авторов, как Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшикова, Б.М.Гриншпуна, Л.Б.Халиловой, Г.С.Гуменной, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной и др. Особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушения лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Н.С. Жукова, Р.Е.Левина , Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).

Цель исследования: изучение уровня сформированности словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи и возможности его развития посредством формирования навыков словообразования

Объект исследования: развитие словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования навыков словообразования.

Гипотеза исследования: у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня словарь предметов, слов действий, признаков, относительно сформирован, тогда как словарь качества выполняемых человеком действий сформирован недостаточно.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.

2. Сделать анализ психолого-медико-педагогической документации детей с общим недоразвитием речи.

3. Подобрать методики исследования уровня развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

4. Провести качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.

5. По результатам исследования разработать методические рекомендации по проблеме развития словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования навыков словообразования.

Теоретико-методологическая база исследования:

- теория об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития нормально развивающихся детей и детей с речевыми нарушениями (Л.С.Выготский, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.);

- системный и онтегенетический подходы к анализу речевого развития (Р.Е.Левина, А.Н.Гвоздев, Г.А. Никашина, О.В.Правдина, Г.В. Чиркина и др.);

- методические подходы к изучению навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина и др.).

Методы исследования:

1) метод анализа теоретических источников по проблеме исследования;

2) биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации;

3) эмпирические методы (логопедическое обследование словарного запаса)

4) методы количественного и качественного анализа результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования:

- проанализированы исследования отечественных исследователей по проблеме развития словарного запаса детей;

- рассмотрены этапы формирования словарного запаса в онтогенезе;

- рассмотрены особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации могут быть использованы в работе логопедов в целях развития и обогащения словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22 городского округа город Уфа. Выборку исследования составили дети дошкольного возраста с ОНР III уровня в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 Анализ проблемы развития словарного запаса ребенка в отечественной науке

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее - слова обобщающего характера.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер. В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская , Н. И. Жинкин , Г. Л. Розенгарт - Пупко, Д. Б. Эльконин и др.

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Л. С. Выготский писал: «Всякое значение слова. представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово. развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к более высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которое стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста - наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.

В настоящее время, в связи с учётом постоянного увеличения числа детей с недоразвитием речи, проблема формирования процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимает важнейшее место в современной логопедии. Словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нём ряд базовых операций, а именно: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции «включения» словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. Именно слово является одной из значительных единиц языковой системы. Поэтому овладение умениями и навыками словообразования признаётся всеми исследователями важным этапом в речевом и когнитивном развитии ребёнка.

Детям с общим недоразвитием речи присущи специфические ошибки и затруднения в словообразовании. Поэтому для детей с общим недоразвитием речи необходимо проводить коррекционную работу. При этом, особый интерес представляют дети старшего дошкольного возраста, поскольку словообразовательные навыки являются показательными в плане готовности их к школьному обучению.

Поскольку у дошкольников с общим недоразвитием речи имеется недоразвитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, они испытывают трудности при усвоении навыков словообразования. Эти данные были положены в основу нашей гипотезы. Мы предположили, что специально организованная, систематическая логопедическая работа по развитию словообразовательной способности, позволит повысить эффективность коррекционного процесса.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы был спланирован и проведен эксперимент. Была разработана программа обследования словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи. Были изучены методики обследования словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые легли в основу диагностического комплекса.

Эксперимент показал, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня словообразовательные умения сформированы на недостаточном уровне, что требует целенаправленной логопедической работы, дифференцированной, в зависимости от выявленного уровня.

Нами были сформулированы основные направления и предложены формы словообразовательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., Академия, 1998

2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки, 1960, N2;

3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, "Академия развития", 1998.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М., Просвещение, 1974.

5. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О. М. Вершинина / Логопед.-2004.- N 1.- С. 34-40.

+ еще 40 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования навыков словообразования»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика