Дипломная работа
«Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования навыков словообразования»
- 69 страниц
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Анализ проблемы развития словарного запаса ребенка в отечественной науке 7
1.2. Формирование словарного запаса в онтогенезе 10
1.3. Особенности словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Организация исследования словарного запаса и навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.2. Результаты исследования словарного запаса и навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 31
2.3. Методические рекомендации по развитию словарного запаса посредством формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. Развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще, и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и коррекции нарушений. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Проблемам формирования навыков словообразования уделялось и уделяется достаточно много внимания, в частности, в трудах таких авторов, как Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшикова, Б.М.Гриншпуна, Л.Б.Халиловой, Г.С.Гуменной, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной и др. Особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушения лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Н.С. Жукова, Р.Е.Левина , Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).
Цель исследования: изучение уровня сформированности словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи и возможности его развития посредством формирования навыков словообразования
Объект исследования: развитие словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования навыков словообразования.
Гипотеза исследования: у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня словарь предметов, слов действий, признаков, относительно сформирован, тогда как словарь качества выполняемых человеком действий сформирован недостаточно.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Сделать анализ психолого-медико-педагогической документации детей с общим недоразвитием речи.
3. Подобрать методики исследования уровня развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Провести качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
5. По результатам исследования разработать методические рекомендации по проблеме развития словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования навыков словообразования.
Теоретико-методологическая база исследования:
- теория об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития нормально развивающихся детей и детей с речевыми нарушениями (Л.С.Выготский, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.);
- системный и онтегенетический подходы к анализу речевого развития (Р.Е.Левина, А.Н.Гвоздев, Г.А. Никашина, О.В.Правдина, Г.В. Чиркина и др.);
- методические подходы к изучению навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина и др.).
Методы исследования:
1) метод анализа теоретических источников по проблеме исследования;
2) биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации;
3) эмпирические методы (логопедическое обследование словарного запаса)
4) методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования:
- проанализированы исследования отечественных исследователей по проблеме развития словарного запаса детей;
- рассмотрены этапы формирования словарного запаса в онтогенезе;
- рассмотрены особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации могут быть использованы в работе логопедов в целях развития и обогащения словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22 городского округа город Уфа. Выборку исследования составили дети дошкольного возраста с ОНР III уровня в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Анализ проблемы развития словарного запаса ребенка в отечественной науке
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее - слова обобщающего характера.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер. В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное чувственное восприятие мира.
Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.
Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская , Н. И. Жинкин , Г. Л. Розенгарт - Пупко, Д. Б. Эльконин и др.
В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Л. С. Выготский писал: «Всякое значение слова. представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово. развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к более высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которое стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста - наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.
В настоящее время, в связи с учётом постоянного увеличения числа детей с недоразвитием речи, проблема формирования процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимает важнейшее место в современной логопедии. Словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нём ряд базовых операций, а именно: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции «включения» словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. Именно слово является одной из значительных единиц языковой системы. Поэтому овладение умениями и навыками словообразования признаётся всеми исследователями важным этапом в речевом и когнитивном развитии ребёнка.
Детям с общим недоразвитием речи присущи специфические ошибки и затруднения в словообразовании. Поэтому для детей с общим недоразвитием речи необходимо проводить коррекционную работу. При этом, особый интерес представляют дети старшего дошкольного возраста, поскольку словообразовательные навыки являются показательными в плане готовности их к школьному обучению.
Поскольку у дошкольников с общим недоразвитием речи имеется недоразвитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, они испытывают трудности при усвоении навыков словообразования. Эти данные были положены в основу нашей гипотезы. Мы предположили, что специально организованная, систематическая логопедическая работа по развитию словообразовательной способности, позволит повысить эффективность коррекционного процесса.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы был спланирован и проведен эксперимент. Была разработана программа обследования словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи. Были изучены методики обследования словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые легли в основу диагностического комплекса.
Эксперимент показал, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня словообразовательные умения сформированы на недостаточном уровне, что требует целенаправленной логопедической работы, дифференцированной, в зависимости от выявленного уровня.
Нами были сформулированы основные направления и предложены формы словообразовательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., Академия, 1998
2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки, 1960, N2;
3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, "Академия развития", 1998.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М., Просвещение, 1974.
5. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О. М. Вершинина / Логопед.-2004.- N 1.- С. 34-40.
+ еще 40 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования навыков словообразования» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 69 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сравнительный анализ сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ii - iii уровней
Дипломная работа:
Исследование и развитие лексического компонента у дошкольников с нарушением речи
Курсовая работа:
Нарушения эмоционально-волевой сферы и пути их коррекции у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломная работа:
Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень) средствами моделирования
Дипломная работа:
Исследование слухоречевой памяти у дошкольников с нарушением речи