Дипломная работа

«Сравнительный анализ сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ii - iii уровней»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7

1.1 Проблема научного исследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7

1.2 Формирование лексики в онтогенезе 12

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня 17

Вывод по главе 1 22

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II И III УРОВНЯ 24

2.1 Организация и методы исследования 24

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 28

2.3 Разработка программы коррекции лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР II и III уровней 40

Выводы по главе 2 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Введение

Актуальность исследования. Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, недостаточной сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

В работах В.К. Воробьевой, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Е.М. Филичевой, Г.В. Чиркиной подчеркивается, что у дошкольников с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Имеющиеся на сегодняшний день данные логопедических исследований и накопленный практический опыт убеждают в возможности успешной коррекционно-логопедической работы и в необходимости дальнейшего изучения проблем развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровней. Актуальными сегодня представляются направления совершенствования и детализации специальной методики коррекционно-развивающей логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровней, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.

Известно, что именно дошкольный возраст является наиболее

благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции ее

нарушений. Трудности, которые испытывают дети с нарушениями речи при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем речевого развития, что во многом определяется недостаточным уровнем сформированности лексики. Формирование лексического запаса является условием познавательного развития ребенка, так как слово и его значение является средством не только развития речи, но и мышления.

Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность в современных исследованиях приобрела проблема интеграции психолингвистики и логопедии в данном вопросе, что нашло свое отражение в работах Е.Ф.Соботович, В.А. Ковшикова, Б.М. Гриншпуна,

Д.Б. Халиловой, Г.С. Гуменной, Р.И. Лалаевой, Г.В. Бабиной и др.

Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, как известно, является практическое усвоение лексических средств языка. В научной литературе неоднократно поднималась проблема особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Исследователями установлено количественное и качественное своеобразие словарного запаса детей с речевыми расстройствами (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и др.); предложены пути формирования словаря у детей с нарушениями речи. К настоящему времени в методической литературе разработаны практические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.). Несмотря на то, что созданы теоретические основы изучения лексической стороны речи детей, имеющих речевые расстройства, до настоящего времени практические исследования в этой области представлены недостаточно.

Цель исследования: изучение и сравнительный анализ сформированности лексической стороны речи у детей с ОНР II и III уровня.

Объект исследования: лексическая сторона речи у детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: сравнительный анализ сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровня.

Гипотеза исследования: лексическая сторона речи дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровня будет значительно различаться:

1) у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня активный словарный запас будет богаче, чем у детей с III уровнем общего недоразвития речи;

2) навыки обобщения словарных рядов и самостоятельного словообразования у детей, имеющих ОНР III уровня. более развиты, чем у детей с ОНР II уровня.

Задачи исследования:

1) Выявить степень разработанности проблемы исследования в научно-методической литературе.

2) Сделать анализ психолого-медико-педагогической документации детей с общим недоразвитием речи II и III уровня.

3) Исследовать особенности сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровня.

4) Разработать методические рекомендации по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровня.

Методы исследования:

1) метод анализа теоретических источников по проблеме исследования;

2) биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);

3) эмпирические методы (логопедическое обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста);

4) методы количественного и качественного анализа результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования:

1) систематизированы и проанализированы этапы формирования лексической стороны речи в онтогенезе;

2) обобщены исследования по изучению трудностей формирования лексической стороны речи у детей с ОНР II и III уровня.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов данного исследования в работе логопедов и педагогов в целях планирования коррекционно-логопедической работы по развитию лексической стороны речи старшего дошкольника с ОНР II и III уровня.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 66 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста с ОНР в возрасте 5-6 лет, 5 детей с заключением ОНР II уровня, 5 детей с заключением ОНР III уровня.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 Проблема научного исследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Лексика признается важнейшей частью языковой системы, а богатство словаря является признаком высокого уровня развития речи. Согласно определению, данному в словаре лингвистических терминов, лексика определяется как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему. Лексика является внутренне организованной совокупностью лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний, клишированных оборотов), связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующими и развивающимися по определенным законам языка.

Психолингвистика рассматривает слово как основной элемент речи и одновременно знак языка [8]. Обозначая предметы, выделяя их признаки, действия, отношения между предметами, слово кодирует наш практический опыт деятельности в окружающей среде. Слово как код имеет определенную семантическую структуру, включающую значение и смысл слова. Соотношение значений слова как лексемы, предмета окружающего мира и ментального понятия перерастает в последние годы в проблему взаимоотношения между концептуальными и семантическими единицами, активно разрабатываемую сегодня психолингвистикой.

Базовым компонентом лексической стороны речи выступает лексикон. Понятие «лексикон» широко используется в современной педагогике и лингвистике, однако толкуется по-разному. Под лексиконом понимают индивидуальный словарный запас [17, c. 53], репрезентацию слов в 7

долговременной памяти человека [8, c. 63], «хранилище» слов в памяти человека [23, c. 8] и др. Ментальный лексикон рассматривают как составляющую речевой компетенции человека. Иногда ментальным лексиконом называют внутренний лексикон [10]. Наблюдается также тенденция сравнивать ментальный лексикон и семантическую память человека [15].

В рамках нашей работы мы рассматриваем лексикон как словарный запас индивида, обуславливающий его богатство речи [14, c. 63].

В структуру лексикона входят:

- активный словарный запас.

- пассивный словарный запас.

Активный словарный запас представляет собой ту совокупность слов, которую человек использует в устной и письменной речи. Пассивный словарный запас представлен совокупностью слов, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной и письменной речи. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз.

Методической наукой накоплено немало данных о словарном запасе детей дошкольного возраста. Эти данные получены на основе изучения устных высказываний, а также на основе ответов дошкольников о лексическом значении слова, на основе заданий типа ассоциативного эксперимента, заданий на составление словосочетаний и предложений.

Состав словарного запаса дошкольника во многом определяется содержанием воспитания и обучения в условиях ДОУ, так как ребенок усваивает новые значения слов из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми [15, c. 85].

Нарушение лексического компонента речи занимает центральное место в структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи [11]. Специалисты отмечают, что развитие речи ребенка существенно затрудняется при недостаточном уровне лексики. Обогащение словарного

запаса является необходимым условием для коррекции других речевых нарушений, развития коммуникативных умений детей [5].

Заключение

Лексическая сторона речи при нормальном речевом развитии развивается у ребёнка постепенно, самостоятельно, путём подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Формирование у детей-дошкольников лексической стороны речи требует развитие словарного запаса.

Важным направлением работы логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи является работа по развитию лексических средств языка. Это приобретает особое значение для детей старшего дошкольного возраста, потому что при недостаточной сформированости лексической стороны речи, у первоклассников отмечаются трудности при планировании развернутых высказываний и их языкового оформления.

Состояние общего недоразвития речи характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков, в том числе и лексических. При этом дети с ОНР не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня характеризуется значительным отставанием качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы. При этом и грамматический строй речи также не сформирован - дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д.

Лексическая сторона речи детей с ОНР III уровня характеризуется развернутой фразовой речью. Но, дети в речи используют преимущественно простые предложения и затрудняются в построении сложных. Понимание речи приближено к возрастной норме, а затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм и логических связей. Объем словаря детей с ОНР III уровня по сравнению с детьми, имеющими ОНР II уровня значительно увеличивается - дети употребляют в речи практически все части речи. Однако, дети с ОНР III уровня допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений.

В результате проведенной экспериментальной работы нами было установлено следующее: у детей, имеющих диагноз ОНР II ур. показатели развития лексической стороны речи значительно хуже, чем у детей, имеющих диагноз ОНР III уровня. Результаты эксперимента подтверждают поставленную гипотезу: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня лексическая сторона речи более развита, чем у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Нами была разработана коррекционная программа развития лексической стороны речи у детей с ОНР, которая учитывает различия в уровне развития лексики детей с ОНР II и III уровней. Программа предусматривает: расширение пассивного и активного словаря; развитие понимания изменений форм слов и значения грамматических категорий; активизацию накапливаемого словаря и практическое овладение наиболее простыми формами словоизменения и словообразования; развитие этимологического навыка толкования слов; развитие навыка лексической сочетаемости слов. При этом, программа дифференцирована: для детей с ОНР II и III уровней, что обеспечивает вариативность используемых методических приемов, направленных на обогащение лексикона и развитие лексической стороны речи детей.

Список литературы

1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова,- М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.

2. Базарова Н.А., Дурнева О.В., Шабанова Т.Н. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]// Педагогика: традиции и инновации. Материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - с. 186 - 188.

3. Белобрыкина О.Л. Речь и общение [Текст] / О.Л. Белобрыкина. - Ярославль, Академия развития, 2014. - 150 с.

4. Введение в фониатрию: методическое пособие для логопеда [Текст] / авт. - сост. Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М.: Академия, 2003. - 63 с.

5. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей [Текст] / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. - М., 2016. - 167 с.

+ еще 45 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Сравнительный анализ сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ii - iii уровней»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика