Дипломная работа
«Методы формирования навыков интонирования у учащихся дмш в процессе хоровой деятельности»
- 95 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ….7
1.1 Хор как субъект художественно-исполнительского процесса в системе дополнительного образования….7
1.2 Специфика процесса интонирования в хоровой деятельности учащихся…. 16
Выводы по первой главе….30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИНТОНИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДМШ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…33
2.1 Содержание, формы и методы формирования интонационных навыков у детей младшего школьного возраста в процессе хоровой деятельности….33
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты….43
Выводы по второй главе….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….57
ПРИЛОЖЕНИЯ….62
Актуальность исследования. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Одним из видов музыкальной деятельности, играющем важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка, является пение. В пении, как и в других видах музыкальной деятельности, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Воспитывающее воздействие пения возрастает и углубляется, когда дети правильно передают мелодию, ведь мелодия – главное в музыкальном произведении, его сущность, отражение его основной идеи.
Как показал анализ музыкально–педагогической литературы, особой трудностью в вокально–хоровом воспитании детей является формирование правильной вокальной интонации. Об этом писали Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский. Проблема навыка вокального интонирования неоднократно возникала и в вокально–хоровой практике и нашла отражение в исследованиях педагогов–вокалистов, таких как О.А.Апраксина, Г.П.Стулова, Б.Г.Тевлина. Существует множество взглядов и мнений по методам работы над вокальной интонацией, но все они сводятся к тому, что основными условиями формирования навыка вокального интонирования является работа над качеством голоса, его эмоциональной выразительностью и технически грамотным воспроизведением.
Развитие всех этих качеств неразрывно связано с познавательными процессами. Восприятие музыки требует внимания, эмоциональное воспроизведение – в данном случае хоровое пение требует активной работы мышления и воображения. Мышление детей младшего школьного возраста, и в том числе музыкальное, преимущественно образное и ассоциативно–образное, так как ассоциативные связи и аналогии лучше всего остального могут разбудить творческую фантазию ребенка. В связи с этим формирование навыков интонирования у учащихся в процессе хоровой деятельности, с нашей точки зрения, должно происходить на основе развития ассоциативных представлений и связей музыкальных образов с жизненными явлениями, то есть на основе ассоциативно–образного мышления.
Довольно широкий круг научно–исследовательской литературы посвящен развитию интонации, что свидетельствует о важности исследуемой темы. Данный аспект проблемы разрабатывали М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, И.И.Соллертинский, А.В.Холопов и другие. Однако в данных условиях, а именно – в процессе хоровой деятельности – вопрос о формировании навыков интонирования у учащихся ДМШ в музыкально–педагогической литературе раскрыт недостаточно.
Это позволило сформулировать проблему исследования: определение педагогических методов и приемов, которые будут эффективными для формирования и развития навыков интонирования, детей в процессе хоровой деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы и приёмы формирования навыков интонирования у учащихся ДМШ в процессе хоровой деятельности.
Объект исследования – педагогический процесс обучения хоровому пению учащихся ДМШ.
Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования и развития навыков интонирования у учащихся ДМШ в процессе хоровой деятельности.
Задачи исследования:
– провести анализ психологической, музыкально-психологической и музыкально-педагогической, музыковедческой литературы по проблеме исследования;
– рассмотреть хор как субъект художественно-исполнительского процесса в системе дополнительного образования;
– проанализировать специфику процесса интонирования в хоровой деятельности учащихся;
– изучить эмоционально-образные методы вокально-хорового воспитания детей;
– провести опытно-экспериментальную работу по формированию и развитию навыков интонирования у учащихся ДМШ в процессе хоровой деятельности.
Методологическую основу исследования составили:
– положения об интонационной природе музыки (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский);
– психологические исследования музыкальных способностей (Д.К.Кирнарская, А.Е.Тарас, Б.М.Теплов);
– музыкально–педагогические исследования об эмоциональной природе вокального искусства (В.П.Морозова, А.М.Кравченко);
– вокальной работы с хоровым коллективом
(В.Л.Живов, Г.А.Струве, Г.П.Стулова, П.Г.Чесноков).
– музыкально–педагогические исследования о выявлении неверно поющих детей в хоровой деятельности и методы работы с ними
(О.А.Апраксина, Н.Д.Орлова).
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
– теоретические – изучение и анализ психологических, музыкально-психологических, музыкально-педагогических и музыковедческих трудов по теме исследования; обобщение, сравнение, синтез.
– эмпирические – наблюдение, беседа, анализ и обобщение практического опыта, проведение педагогического эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для усовершенствования навыков интонирования в процессе хоровой деятельности у учащихся ДМШ, что может способствовать оптимизации всего учебного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные содержание, формы и методы формирования интонационных навыков у детей младшего школьного возраста в процессе хоровой деятельности можно рекомендовать учителям музыки общеобразовательных школ, а также методы развития интонационных навыков можно использовать на хоровых занятиях в ДМШ.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Хор как субъект художественно-исполнительского процесса в системе дополнительного образования
Слово «хор» происходит от греческого слова «choros», что означает вместе. В Древней Греции хорами назывались коллективы, участники которых исполняли различные танцы, сопровождая их пением. Со временем хор стал только певческим коллективом, организованным для совместного исполнения вокальной музыки. Однако некорректно считать хором коллектив, который не обладает навыками ансамблевого и стройного пения, который не музыкален и, что немаловажно, не в состоянии доставить слушателем эстетического удовлетворения. Характеристики хора заключены обязательные условия нормального функционирования хорового коллектива и теоретическое обоснование основ хорового исполнительства.
Хоровое исполнительство является одной из разновидностей музыкального исполнительства, а значит, как и другие его виды, представляет собой относительно самостоятельную художественно-творческую деятельность, творческая сторона которой проявляется в форме художественной интерпретации и материализации в живом звучании замысла композитора.
Важным элементом исполнительского акта является музыкальный инструмент. В большинстве видов музыкального исполнительства музыкант не имеет непосредственного отношения к качеству инструмента. Другое дело хор, который представляет собой живой организм, сформированный в соответствии с художественными вкусами и критериями хормейстера. Этот организм может быть гибким и не поворотливым, понимающим и непонятливым, доброжелательным и агрессивным, увлеченным и безразличным. Нестабильность хорового инструмента связано с тем, что основные качественные параметры (яркость и красота звука, чистота интонирования, слитность ансамбля, тембровое богатство и т. д) не могут быть зафиксированный надолго, а создаются и обновляются на каждой репетиции дирижером–хормейстером, который в свое очередь должен обладать высоким уровнем знании, практических умении и навыков в области хорового искусства, для достижения необходимых эстетических результатов.
Заметим, что рассмотрение определения хора охватывает многие проблемы, не только хороведческие, но также включающие понятия из области теории и эстетики хорового исполнительства, дирижирования (как управления исполнительским процессом), вокальной методологии, методики работы с хором и другие. В истории отечественного хороведения давалось много определении понятия «хор».
Например, П.Г.Чесноков отмечал, что хор «a cappella» представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способные передавать тончайшие изгибы душевных движении, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор – такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественное, отчетливо выверенные нюансы»[50, c.26.].
По мнению выдающегося хормейстера А.С.Егорова: «хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющая вокальное произведения. При этом каждая хоровая партия поется несколькими однородными голосами. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор «a cappella»… – это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передает своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения» [17, c.35.].
К.К.Пигров указывал, что «хор – это … творческий коллектив певцов, основная цель … которого – идейно–художественное и эстетическое воспитание народных масс» [37, c.21.].
Вл.Г.Соколов отмечал, что «Хором называется такой коллектив, который достаточной мере владеет техническими художественно–выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении» [42, c.12.].
По мнению В.Л.Живова: «Хор – это вокально-организованный исполнительский коллектив, основу которого составляет ансамбль интонационно, динамически и темброво–слитных групп, обладающих художественно–техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально – поэтического звучания текста произведения» [18, c.53.].
Таким образом, вышеперечисленные примеры дают основание сделать вывод, что хор как субъект художественно–исполнительского процесса должен обладать рядом специфических признаков, существующих только во взаимосвязи друг с другом. Во–первых, хор – это вокально–исполнительский коллектив, объединенный творческими целями и задачами; во–вторых, хор состоит из хоровых партии, основы каждой из которых служит унисон (слитность всех вокально–хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции); в–третьих, хор исполняет вокальные произведения без сопровождения и с сопровождением; в–четвертых, характерной особенностью хорового творчества является органическое объединение музыкального и литературно- поэтического начал (проблемы вокальной протяженности и осмысление слова, правильность литературного произношения, драматургия музыкальной линии и поэтического текста, решение задач музыкально-литературной интерпретации в коллективном исполнении и т.д ).
Искусство хорового пения – наиболее древний вид музыкального творчества. В нем сконцентрированы исторически важные, сложившиеся в многовековом развитии принципы и традиции. Хоровое искусство постоянно находилось на стыках многих различных культурных течении, служило самым разным целям, использовалось и в культовом, и в светском значении. Несмотря на все сложности нынешнего времени, хоровое пение остается жизнеспособным и сегодня. Можно отметить даже некоторый возросший интерес к хоровой педагогике в последнее десятилетие, который объясняется тем, что хоровое и ансамблевое пение стало достаточно популярным в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк – вокала. Новый виток развития получили и вокальные ансамбли в самых различных сочетаниях голосов. Таким образом, искусство хорового пения выдерживает соперничество со многими современными культуртехнологиями, которые имеют непосредственное воздействие на личность и духовный мир человека.
Хоровое пение в эстетическом воспитании людей всегда имело большое значение. Это отмечалось философами (Аристоксен, Аристотель, Платон), видными деятелями культуры ((Н.Дилецкий, Э.Жак–Далькроз (Шведция), Дж.Кервин (Англия), А.Хандеггер (Германия)), в XX веке
(В.В.Емельянов, Д.Е.Огороднов, Г.А.Струве, Г.П.Стуловой).
Научное обоснование основных принципов хоровой работы было осуществлено в ХХ веке известными хоровыми деятелями А.А.Егоровым
«Основы хорового письма» и П.Г. Чесноковым «Хор и управление им». Данные работы были опубликованы почти одновременно, соответственно в 1939 году (Ленинград) и 1940 году (Москва). Затем появились книги
Г.А.Дмитревского «Хороведение и управление хором» 1948 год и
А.А. Егорова «Теория и практика работы с хором» 1951 год. Таким образом, первые исследования были направлены на теоретическое обоснование хорового исполнительства, которое было сделано с учетом московской и ленинградской певческо–хоровых традиций.
Исследователи обобщили собственный опыт работы с хорами и запечатлели устоявшиеся традиции и методические принципы практической работы выдающихся мастеров прошлого (Д.И.Зарена, А.Н.Карасева, Г.Я.Ломакина, А.Л.Маслова, С.И.Миропольского, А.В.Никольского, А.И.Рожнова).
Позже появились труды В.Л.Живова «Теория хорового исполнительства» 1998 год, В.И.Краснощекова «Вопросы хороведения»1969 год, П.П.Левандо «Проблемы хороведения» 1974 год, К.Ф.Никольской – Береговской «Русская вокально–хоровая школа 9–20 вв.» 1998 год,
К.К.Пигрова «Руководство хором» 1964 год, В.А.Самарина «Хороведение» 2000 год, В.Г.Соколова «Работа с хором»1959 год и другие. В этих работах соблюдена строгая научная система подачи теоретического материала с важными элементами репетиционного подхода.
Теоретическая разработка проблемы развития интонации у детей младшего школьного возраста в процессе хоровой деятельности и результаты исследовательской работы позволили сделать следующие выводы:
1. В результате проведенного теоретического анализа музыкально–педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать вывод, что проблема формирования и развития навыков чистоты интонации в процессе хоровой деятельности является актуальной в настоящее время и для ее решения необходимо развитие музыкального слуха у детей;
2. Для успешного развития интонации в процессе хоровой деятельности у детей младшего школьного возраста необходимо целесообразно опираться на предложенные методы, приёмы, а также на специальные упражнения.
3. Изучив методы и приёмы для формирования и развития навыков интонирования, мы можем сделать вывод, что ведущим методом в хоровом обучении детей является эмоционально–образный метод, так как способствует активизации образного и ассоциативно–образного типа музыкального мышления;
4. В результате проведенного исследования, опытно– экспериментальной работы, мы убедились, что использования эмоционально–образных методов, предлагаемых приёмов, такие как пение вслух, про себя (по фразам, по куплетам); пение «цепочкой» (поочерёдное пение); пение гамм, упражнении, связанные с интонированием ступеней лада; пение отдельных ступеней, гамм вразбивку; пение интервалов в звукоподражательных и музыкально-речевых интонациях; прием для достижения чистоты интонирования и закрепления навыков правильного дыхания; пение по музыкальным фразам (цепочкой); пение без музыкального сопровождения; игровые моменты – импровизирование мелодии (мажор, минор) на фразы, стихи; игра «Поймай звук»; приём «Рисуем голосом»; «Музыкальное эхо» (поочередное пение солиста и группы), а также специальных упражнении, такие как песенки–попевки «Андрей–воробей», «Петушок», «Зайчик», «Зайка», «Солнышко», «Скок–поскок», «Сорока», «Мамочка моя», «У кота – воркота», «Василёк», «Киска – где была?» в хоровом обучении способствуют успешному развитию интонации у детей младшего школьного возраста в процессе хоровой деятельности.
1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б.Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
2. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. Развитие детского голоса [Текст] / Е.И.Алмазов. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 198 с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / В.П.Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
4. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание в школе. Вып.13 [Текст]: Сборник статей / сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1978. – 104 с.
5. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. избр. труды [Текст] / Б.В.Асафьев. - М.: АПН СССР, 1957. – 386 с.
6. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. Вып. 2 [Текст] / В.А. Багадуров. – Л., - 1971. – 236 с.
7. Белобородова, В.К. Развитие музыкального слуха учащихся первых классов [Текст] / В.К.Белобородова. - М.: АПН РСФСР, 1956.- 108 с.
8. Вейс, П. Абсолютная и относительная сольмизация [Текст] / П.Вейс // Вопросы методики воспитания слуха. - Л.: Музыка, 1967.
9. Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] / Н.А.Ветлугина // Восприятие музыки: сб. статей. Сост. В.Н.Максимов. - М.,1980.
10. Войнова, А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. [Текст] / А.Д.Войнова. - М.: АПН РСФСР, 1960.- 151 с.
11. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С.Выготский. – Минск: соврем. слово, 1998. – 480 с.
12. Гарбузов, Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха [Текст] / Н.А. Гарбузов. – М., Л., 1948.
13. Далецкий, О.В. Самоучитель певца, вопросы – ответы [Текст] / О.В.Далецкий. - М.: Композитор, 2003г. – 56 с.
14. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б.Дмитриев. - М.: Музыка, 2000. - 368 с.
15. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] /: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3-е издание / Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
16. Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре [Текст] / Н.Н.Добровольская. – М.: Музыка, 1987. - 79 с.
17. Егоров, А.C. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин [Текст] / Егоров, А.C. – Л., 1958
18. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В.В.Емельянов – СПб, 1997.
19. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика [Текст] / В.Л. Живов.- М.: Владос, 2003. - 272 с.
20. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности [Текст] / Д.К.Кирнарская. - М.: Таланты XXI в., 2004. - 496 с.
21. Кирнарская, Д.К. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]/: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В. Тарасова и др. под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
22. Кирюшин, В.В. Хоровой коллектив [Текст] / В.В.Кирюшин. Сборник статей. – М.: Профиздат, - 1976. – с.56 - 72.
23. Козлянинова, И.П. Тайны нашего голоса [Текст]: учебное пособие / И.П.Козлянинова, Э.М. Чарели. – Екатеринбург: Русская жизнь, 1992. -127 с.
24. Кочнева, И.С. Вокальный словарь [Текст] / И.С.Кочнева, А.С.Яковлева. – Л.: Музыка, 1986. – 70 с.
25. Кравченко, А.М. Секреты бельканто [Текст] / А.М.Кравченко. – Симферополь: Редотдел Крымского комитета по печати, 1993. – 127 с.
26. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник [Текст] / под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 146 с.
27. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений [Текст]: учеб. пособие для муз. вузов – 3-е изд. / Л.А. Мазель. – М.: Музыка, 1986. – 527 с.
28. Маклаков, А.С. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.С.Маклаков. – Спб.: Питер, 2003. – 592 с.
29. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки [Текст] / В.В. Медушевский. – М.,- 1993.
30. Менабени, А.Г. Певческое голосоведение [Текст]: пособие для муз. фак. пед. институтов / А.Г.Менабени, Т.К.Шаминова. – М.: Музыка, 1968. – 68 с.
31. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос [Текст] / В.П.Морозов. – М. – Л.: Музыка, 1965. – 85 с.
32. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения [Текст] / В.П.Морозов. – М.: 2002. – 494 с.
33. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е.В. Назайкинский. – М.: Музыка, 1972. – 240 с.
34. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. учеб. заведений в 3 кн. - 4-е изд. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 688 с.
35. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. В 3 кн.- 4-е изд. Кн.2. Психология образования / Р.С.Немов. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
36. Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе [Текст] / Д.Е.Огороднов. – Л.: Музыка, 1972. – 149с.
37. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений – 2-е изд. / А.В.Петровский. – М.: Академия, 2001. – 512 с.
38. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. и высш. муз. учеб. заведений 2-е изд., испр. и доп. /В.И.Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997.
39. Пигров, К. К. Руководство хором: под ред. К. Птицы [Текст] / К. К. Пигров. М. - 1964. – 220 с.
40. Пономарьков, Н.Г. Занятия пением с детьми, не имеющими достаточного музыкального слуха: методика музыкального воспитания в начальной школе [Текст] / Н.Г.Пономарьков. – М.: Просвещение, 1954. – 237с.
41. Радынова , О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб. для. студ. высш. и сред. учеб. заведений / О.П. Радынова, АИ. Катинене, М.Л. Палавандишвили – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
42. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики [Текст] / В.Г.Ражников. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
43. Сергеев, А.А. Воспитание детского голоса [Текст] / А.А.Сергеев под ред. В.А.Багадурова – М.: АПН РСФСР, 1950. – 110 с.
44. Соколов, В.Г. Работа с хором [Текст] / В.Г.Соколов. – М.: Музыка, 1967. – 76 с.
45. Струве, Г.А. Школьный хор: книга для учителя [Текст] / Г.А.Струве. - М.: Музыка, 1981. – 240 с.
46. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П.Стулова. – М.: Прометей, 1992. – 132 с.
47. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М. 1981. – 215 с.
48. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа [Текст] // Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15 В.К. Тевлина. - М., 1982. - 289 с.
49. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М.Теплов. – М.: Наука, 2003. – 378 с.
50. Терентьева, Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств [Текст] / Н.А.Терентьева. – М.: Прометей, 1990. – 184 с.
51. Федорович, Е.Н. Основы музыкальной психологии [Текст]: учеб. Пособие / Урал. гос. консерватория им. Мусоргского. Е.Н.Федорович, Е.В.Тихонова. - Екатеринбург, 2007. - 206 с.
52. Чесноков, П.Г. Хор и управление им [Текст] / П.Г.Чесноков. - М., 1961.
53. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха [Текст] / Г.И. Шатковский. – М.: Музыка, 1996. – 298 с.
54. Шацкой В.Н. Детский голос [Текст] / Экспериментальные исследования под ред В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1970. – 232 с.
Тема: | «Методы формирования навыков интонирования у учащихся дмш в процессе хоровой деятельности» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 95 | |
Цена: | 3100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально- культурной деятельности
Дипломная работа:
Формирование этнической толерантности у учащихся на уроке музыки в процессе изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыкальной культуры
Дипломная работа:
Формирование музыкально - творческих компетенций учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора
Дипломная работа:
Формирование музыкального вкуса у учащихся на уроке музыки
Дипломная работа:
Совершенствование навыков чтения у обучающихся начальной школы