Курсовая работа

«Технология изготовления «художественного обработка текстиля» пейчворг и квинт»

  • 53 страниц
Содержание

Введение ….

Глава 1. Технология изготовления «Художественная обработка тексти ля, пэйчворк и квилт»

1.1.История возникновения лоскутной техники….

1.2.История понятия художественной обработки текстиля лоскут ного шитья пэйчворк и квилт….

Глава 2. Теоретические положения и основные понятия

2.1.Основные приемы художественной обработки текстиля создание пэйчворка….

2.2.Подгатовка ткани для создания пэйчворка….

Глава 3. Формирование умения планирования и организации производственной деятельности на занятиях по художественной обработке текстиля занятий со студентами

3.1.Планирование организация производственной деятель ности….

3.2. Методические рекомендации по проведению занятий потеме: Художественная обработка текстиля….

3.3. Методические рекомендации к проведению занятий со студентами….

Заключение ….…

Литература ….….

Приложение …

Введение

Актуальность темы исследования:

В настоящее время к лоскутному шитью относятся как к виду декора-тивного прикладного искусства. Лоскутная техника - одна из самых попу-лярных видов рукоделия, поскольку не требует больших материальных за-трат, позволяя использовать имеющие в каждом доме клочки тканей

Цель данной работы: Создать комплект методическое пособие по «Ху-дожественной обработки текстиля пэйчворка» Изучить особенности техники шитья из ткани, углубить знания по декоративно-прикладному искусству, си-стематизировать знания по шитью и композиции, разработать на этой основе методические рекомендации по проведению занятий по художественной об-работке текстиля.

Задачи:

• Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занятий по художественной обработке текстиля;

• Разработка методических рекомендации к проведению занятий со студентами

Для эффективного решения вышеперечисленных задач, необходимо исполь-зование различных методов исследования:

-метод изучения учебной, педагогической и методической литературы; --метод анализа изученной литературы; -метод консультации;

-метод беседы; -метод деятельности; -метод теоретического обобщения; -метод творческой деятельности;

-метод экспериментальной работы;

-метод наблюдения за процессом и производством изделий; Практиче-ская значимость данной разработанной методики повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в университете, кол-ледже.

- Предложенный подход к организации занятий позволяет приблизить их развитие к требованиям времени, делая возможным формирование у студен-тов эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей среды и быта человека.

В курсовой работе даются рекомендации для проведения занятий по художе-ственной обработке текстиля.

Методы, используемые при создании курсовой работы: поисковая работа. Анализ и синтез изученного материала, литературы, сбор наглядных мате-риалов.

Практическая значимость: методические рекомендации имеют практи-ческую значимость для педагогов дополнительного образования,

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литера-туры из 27 источников, приложения и методическое пособие.

На защиту выносится: теоретическая часть, раскрывающая историю воз-никновения и развития возникновения лоскутной техники , основные техно-логические приёмы и материалы для изготовления художественного обра-ботка текстиля создание пэчворка, методические рекомендации для проведе-ния занятий. Практическая часть: методические рекомендации имеют прак-тическую значимость для педагогов дополнительного образования, руково-дителей студий и всех, кто хочет воспитать у детей интерес к искусству как к средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов, развивать у них специальные и творческие способности, а также формиро-вать умения и навыки в области художественной обработки текстиля.

Фрагмент работы

Глава 1. Технология изготовления «Художественная обработка

текстиля пейчворк и квилт»

1.1. История возникновения лоскутной техники

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспиты-вающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встре-чаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал не-долговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоде-лия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что заро-дилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бед-ность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать но-вую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет на-чало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к по-явлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мо-заичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Худо-жественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди про-изведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швей-цария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометриче-ских решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообра-зием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горя-чего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное пан-но). В качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящ-ный летний костюм или стеганый жилет).

Patchwork - лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch - заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work - работа.

В настоящее время к лоскутному шитью относятся как к виду искусст-ва. Коллекция изделий, выполненных в стиле лоскутной техники, имеются во Всероссийском музее декоративно - прикладного и народного искусства. Это рукоделие зародилось и развивалось, скорее всего, одновременно и незави-симо у разных народов. Декоративные лоскутные и стёганые изделия издрев-ле создавались во многих уголках мира и несли черты, присущие традициям и истории региональных культур. Трудно точно определить возраст лоскут-ного шитья. До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, са-мая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах (100 год до н.э.-200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из ку-сочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера. Известно анг-лийское шёлковое лоскутное покрывало, датированное 1718 годом. В сбор-нике «Домострой», изданном во времена Ивана Грозного, есть упоминание о бережном обращении с лоскутками и обязательном использовании их в хо-зяйстве. С первыми переселенцами из Европы лоскутное шитьё попало в Америку, где изначально представляло собой скорее перешивание старых вещей с целью создания новых, и лишь позднее стало прикладным искусст-вом.

Кроме внешних отличий лоскутных изделий, обусловленных нацио-нальными особенностями разных культур, есть ещё и различное понимание – что же такое лоскутное шитьё. Сегодня в мире принято следующее широкое определение, что же считать изделием в технике лоскутного шитья: это трёхслойное изделие, состоящее из лоскутного верха, наполнителя и изнанки, которые соединены между собой стёжкой.

Верх такого изделия может быть выполнен в технике лоскутного шитья, на-зываемого также английским словом пэчворк, аппликации или представлять собой целый кусок ткани, по которому выполнена декоративная стёжка -квилтинг. Для готового изделия существует ещё термин квилт. Если раньше стёжка служила для скрепления слоёв и фиксации наполнителя, то сегодня это отдельный декоративный приём. Ручная стёжка придаёт изделию инди-видуальность, передаёт теплоту рук мастерицы. Свободная стёжка на швей-ной машине создаёт новую структуру поверхности текстильного изделия. А возможности современных швейных машин позволяют разнообразить техни-ки стёжки и внешний вид изделий, дать волю фантазии мастерицы.

Традиционно и чаще всего для изготовления верха квилта используются хлопчатобумажные ткани. Однако прекрасные работы получаются и из дру-гих тканей – парчи, бархата, шёлка, сукна и пр. Потрясающие эффекты дос-тигаются при украшении верха изделий вышивкой лентами, бисером, пайет-ками и другими декоративными материалами.

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вече-ра оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прял-кой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане жен-щины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практи-чески не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недо-рогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одеж-ды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лос-кутного шитья и его символ - лоскутное одеяло, непременный атрибут уб-ранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родите-ли собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разно-цветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихо-летье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним про-снулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое вто-рое рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

1.2. История понятия художественной обработки текстиля лоскутного шитья (пэйчворк и квилт).

Оказывается, лоскутное шитье – уже самостоятельное направление в моде. Из кусочков ткани изготавливают одежду, аксессуары, покрывала, оде-яла, подушки, панно. Существуют целые печатные издания, содержащие раз-нообразные схемы для составления орнаментов. Созданы школы и клубы, обучающие пэчворку. Этому искусству посвящают выставки и международ-ные фестивали. Музеи Европы, России, США содержат большие коллекции изделий в стиле лоскутной техники «Patchwork».Из обычных кусочков ткани мастера такие творения создают! А я тут со своим покрывальцем для пляжа. Но поверьте, удовольствие при создании лоскутных вещей получаешь ог-ромное. И даже приятно быть начинающим в таком современном и в то же время очень древнем мастерстве.

Направления современного лоскутного шитья. Из лоскутков шили и в глубокой древности, но до наших дней сохранились лишь единичные экзем-пляры. На древнеегипетских фресках изображены лоскутные полотна, в за-хоронениях скифов нашли остатки стеганых одеял с орнаментом, на Востоке также шили одежду и одеяла с аппликацией. Вещи недолговечны, поэтому трудно судить, где и как широко в древнем мире использовали лоскутное шитье. Сейчас оно распространено во многих странах мира и называется «пэчворк» или «квилт». Эти направления появились несколько столетий на-зад.

Пэчворк – это аппликация или шитьё из лоскутков, когда мелкие дета-ли накладываются на более крупные. В переводе с английского языка означа-ет «лоскутная работа».

Считают, что зародился он в Англии, когда в 16 веке там появились ситцевые и шелковые ткани с Востока с ярким орнаментом. Расшитое вос-точное одеяло в доме в то время стало служить символом достатка. Привоз-ные ткани были дороги, поэтому экономные англичанки после кроя одежды из них стали использовать и остатки. Из ярких лоскутков шили аппликации, накладывая их на льняное или шерстяное полотно. Так стали рождаться на-стоящие рукодельные шедевры.

Квилт, или квилтинг (от англ. quilt – «стежка», quilting – «сшивание») – включает и пэчворк, и вышивку, и аппликацию.

Уже в первой трети ХХ века традиционный орнаментальный квилт – то самое «бабушкино лоскутное одеяло» - начинает превращаться из чисто ути-литарной вещи в предмет коллекционирования. И, странное дело, перемес-тившись из уютной домашней обстановки в пространство выставочного зала, квилт удивительным образом преобразился, словно впервые раскрылся для зрителей с совершенно новой стороны. Все вдруг заметили, что эти вещи, казавшиеся дома такими простыми и уютными, на самом деле большие, яр-кие, очень экспрессивные.

После сенсационной выставки старинных американских квилтов в Витни - музее в 1971 году волна популярности квилтовых экспозиций, как ретроспективных, так и современных не спадает. Достаточно заглянуть в сводный европейско-американский календарный план выставок художест-венного текстиля публикуемый в журнале «Текстиль - форум», чтобы заме-тить – квилт абсолютно доминирует в этом списке, а количество проводимых выставок, конкурсов и фестивалей кажется неправдоподобным.

Здесь будет кстати заметить, что и те громкие общественные акции Всемирной ассоциации, Вроде застилания квилтами поля Вудстока, или соз-дания из «квилтовых писем», присланных со всего мира юбилейного подарка для ЮНЕСКО размером 25 квадратных метров. Прозвучали столь громко как раз потому что были грандиозными выставочными проектами.

Заключение

В ходе данной курсовой работы было изучено большое количество са-мой разнообразной литературы. Мы изучили историю возникновения лос-кутной техники как пэйчворк и квилт .Данное исследование пополнило мои познания в области новых технологий лоскутной техники. Работа была сложной, кропотливой, но тем приятнее осознание её значимости, эстетиче-ской и практической ценности. Такая работа всегда должна быть направлена на ознакомление с творчеством, обучение их воспроизведению в разных ви-дах изобразительной деятельности.

Были разработаны методические рекомендации по проведению занятий по художественной обработке текстиля и план конспект урока.

Для создания образа можно применять различные техники, что делает заня-тия разнообразными и интересными.

Таким образом, в ходе курсовой работы нами были изучены и связаны

между собой области текстильный дизайн и педагогики.

И в заключение необходимо отметить, что шитье как вид изобрази-тельной деятельности направлен на формирование у учащихся определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности,что в целом влияет художественно-творческого потенциала учащихся. Шитье дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство в частности кройка и шитье позволяет решать те воспитательные задачи, которые сегодня явля-ются из наиболее важных.

Освоить технику шитья может практически каждый, имеющий склон-ность к ручному труду. Главное же здесь иметь потребность и способность к творчеству, художественный вкус, усидчивость в долгой работе, терпение в ожидании нескорого результата, любить сам процесс и уметь переживать восторг и разочарование по окончании ее.

Список литературы

1. Гранысо Н.М., Шантырь О.В. Узоры для вышивания. М, Просвещение, 1983.

2 Русакова М. Н. Аппликация. М, Просвещение, 1987.

3. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производ-ства. Учебное пособие: Академия, 2000.

4. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды (дизайн унифицированных и агрегатированных объектов). М, Просве-щение, 1989.

5 Баженов В.Н. Материалы для швейных изделий. М, Просвещение, 1982.

6. Уманский В.С. Применение технических средств в учебном процессе в профтехучилищах. М, Просвещение, 1979 .

7. Крутиков Г.С. Организация и методика производственного обучения. М, Просвещение,2001г.

8. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. Педагогические сочинения. Т.З. -М.Просвещение, 1959.

9. Хворостов А. С. Декоративно - прикладное искусство в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение 1981.

10. Шорохов Е. В. Основы композиции: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по специальностям черчение, рисование и труд.- М.: Просвещение, 1979.

11. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, компо-зиция: Учеб.пособие для студ.пед.институтов по специальности черчение, рисование и труд. - М.: Просвещение, 1981.

12. Богуславская И. Я. Русское народное творчество. - Л., 1968.

13. Верман К. История искусства всех времён и народов. - М.: Аст, 2001.

14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: огос, 2000.

15. Рахимов А. 3. Психодиагностика творчества: Учебное пособие. -фа, 2002.

16. Бузов Б.А. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1986.

17. Садыкова Ф.М. Текстильное материаловедение и основы текстиль-ных производств. М: Легпромбытиздат, 1989.

18. Пожидаев Н.Н. и др. Материаловедение швейного производства. -Киев: Изд-во технической литературы УССР, 1959.

19. Гущина К.Г. и др. Ассортимент, свойства и технические требования к ма-териалам для одежды. М.: Легкая индустрия, 1978.

20. Промышленная технология одежды. Справочник. /Кокеткин ПЛ., Кочегу-ра Т.Н., Барышникова В.И. и др. - М.: Легкая промышленность и бытовое об-служивание, 1988.

21. Эксплуатационные свойства материалов для одежды и методы оценки их качества. Справочник. /Гущина К.Г., Беляева С.А. и др. - М.: Легкая и пище-вая промышленность, 1984.

22. Дамянов Г.Б. Строение ткани и современные методы ее проектирования. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

23. История отечественной текстильной промышленности / М.В. онотопов, А.А. Котова, СИ. Сметанин и др. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

24. Власова Е.Н., Ковлякова В.Е. Оборудование предприятий (торговля): Учебное пособие, ГОУВПО МГУС. - М.: 2006.

25. Орленко Л.В. История текстиля и моды. М.: МГУС, 1998.

26. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подго-товки. Высшее образование в России. - М, Просвещение 1995.

27. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обра-зования. - Ростов н/Д., 2000.

Примечания

К работе прилагается творческий проект.

К работе прилагается все необходимое для сдачи

Покупка готовой работы
Тема: «Технология изготовления «художественного обработка текстиля» пейчворг и квинт»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Курсовая работа
Страниц: 53
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика