Дипломная работа

«Формирование этнической толерантности у учащихся на уроке музыки в процессе изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыкальной культуры»

  • 85 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ, АРМЯНСКОЙ И ГРУЗИНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ….10

1.1.Этническая толерантность в структуре личности…10

1.2. Музыкальные традиции азербайджанского, армянского и грузинского народов…. 20

Выводы по первой главе….….31

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ ….32

2.1.Содержание, формы и методы формирования этнической толерантности у учащихся…32

2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты …44

Выводы по второй главе ….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….56

ПРИЛОЖЕНИЕ….62

Введение

Актуальность исследования

В современных общественных условиях особое значение приобретает формирование личности современного высококвалифицированного учителя, готового осуществлять свою профессиональную деятельность в многонациональном регионе, способного толерантно относиться к представителям разных социальных групп, их культуре, традициям, духовным ценностями и с этих позиций воспитывать подрастающее поколение.

В состав поликультурного социума Республики Башкортостан входят представители 130 национальностей и этносов. Являясь примером уникального сочетания культур башкирского, татарского, русского, марийского, удмуртского, чувашского, мордовского и других народов, Башкортостан утверждает в качестве фундаментальных основ системы образования исторические и культурные ценности, идеи национального самосознания, учет этнокультурных особенностей каждого из народов, населяющих республику.

С точки зрения педагогики музыкального образования в данных условиях особую важность приобретает процесс формирования этнокультурной толерантности школьников средствами музыкального искусства. Музыкальное искусство, обладая огромным воспитательным потенциалом, может способствовать сближению народов и расширению культурных границ. Эстетические, в частности, музыкальные пристрастия способны быть индикатором состояния межгрупповых, в том числе межэтнических отношений, которые в зависимости от конкретной социальной ситуации носят актуальный характер. Усвоение духовных ценностей, разнообразных традиций национальных музыкальных культур поможет подрастающему поколению решать проблемы межнационального общения, преодолевать конфликтные ситуации, распространяющуюся среди молодёжи недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, расизм, националистические предрассудки, дискриминацию и взаимную нетерпимость.

Людей разной национальности разделяют в процессе их общения такие факторы, как незнание другого языка, различие в области культуры и национальной психологии, а также недостаток информации о текущих событиях в чужой стране.

Каждый человек понимает, прежде всего, свой конкретный окружающий мир свою культуру, как человек, принадлежащий тому сообществу, которое исторически формирует эту культуру. Встречающееся субъекту иное, неизвестное, в котором он не ориентируется, есть чужой жизненный мир. При этом общий жизненный мир обособляется на «родной» и «чужой» мир. Субъект обнаруживает, что не существует единого, свойственного всем априорного мира, что «ближний мир», уже данный ему, первичен по отношению к любому «дальнему миру».

Сложившаяся современная ситуация в мире требует плюралистического взгляда на разные музыкальные культуры, понимания каждой из них как органичного самодостаточного единства – зрелого естественного продукта верований, традиций и внутреннего порядка жизни данного народа или этнической общности.

Чтобы понять другую субъективность, необходимо получить доступ и проникнуть в её мир, достичь, по словам Х.-Г.Гадамер, «слияния горизонтов» [16], что свидетельствует о незавершенности самого процесса понимания, о невозможности существования замкнутых друг для друга горизонтов. Мы считаем, что наиболее эффективный путь к культуре другого человека лежит через ее познание, понимание и приятие. Общение человека с музыкой разных культурных традиций имеет свою специфику, которая в первую очередь заключается в умении понимать её музыкальный язык.

Установление контактов, взаимопонимания между языками музыки разных народов, по мнению специалистов, не может и не должно основываться на коллекционировании «экзотических частностей» (касающихся мелодики, ритмики и др.). Эта сложнейшая задача может быть решена успешно лишь посредством овладения «грамматикой» того или иного языка.

По мнению А.В.Тороповой основой для взаимопонимания различных культур являются различные архетипы (ритмо - интонационные формулы), а общим основанием всех языков культуры – «интонация и движение, два исходно данных человеку способа общения» (В.В.Медушевский).

Проблема толерантности, актуальная для нашей страны сегодня и на ближайшую историческую перспективу, имеет давние и глубокие традиции изучения разными социальными науками.

Выдающиеся педагоги прошлого Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и другие указывали на необходимость развития национальной школы, важнейшими задачами которой станут воспитание духовно-нравственной, свободной личности, на достижение высокого уровня подготовки учителей, позволяющего обеспечить надлежащую поддержку и защиту детей.

Общим философско-методологическим аспектам формирования личности посвящены труды Н.А.Бердяева, Г.Гегеля, И.Канта, Ж.-Ж.Руссо, и др. Их идеи обращаются к философскому постижению внутренней сущности характера человека.

Современные ученые, осознающие важность и актуальность решения общетеоретических проблем межкультурного диалогического взаимодействия, создали новые философские теории: диалогизма (М.Бубер), коммуникации (КЯсперс), диалогической герменевтики (ХХ.Гадамер) и др.

Широкий круг вопросов, важных для научного обоснования теории и практики социального опыта ребенка в поликультурном образовательном пространстве, рассматривается в трудах зарубежных психологов и педагогов Э.Берна, Р.Бернса, З.Фрейда, Э.Эриксона, К.Юнга и др.

Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта рассматриваемой проблемы внесли крупные отечественные психологи и педагоги Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин и др.

Теоретические основы формирования личности в многонациональном регионе содержаться в трудах В.В.Краевского, В.С.Ильина, А.В.Мудрика и др.

Для понимания сущности феномена личности ребенка в поликультурной среде большое значение имеют этнологические теории и концепции СМ.Арутюняна, Ю.В.Бромлея. Весьма ценным в русле нашего исследования является обоснование содержательных и функциональных оснований поликультурного образования, представленное в трудах М.Н.Кузьмина, В.В.Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л.Супруновой, а также проблем народной педагогики в научных изысканиях К.Ш. Ахиярова, Г.И.Батуриной, Г.Н.Волкова, Т.Ф.Кузиной, М.Г.Тайчинова и др.

Толерантность рассматривается в философских и психологических исследованиях по проблеме общения К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьевым, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалевым, Ю.Н.Емельяновым, М.С.Каганом, И.С.Кон, А.А.Леонтьевым, Б.Ф.Ломовым, П.М.Якобсоном.

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, в науке имеются существенные предпосылки для исследования общих теоретико-методических проблем формирования этнокультурной толерантности школьника, а с другой, — существует разрозненность теоретических идей, связанных с природой, содержанием и структурой поликультурного образовательного пространства, с обоснованием содержания, личностно ориентированных технологий и педагогических условий формирования этнокультурной толерантности школьников средствами музыкального искусства.

Кроме того, не исследован также вопрос, в каком возрасте складываются наиболее благоприятные предпосылки для формирования личностного качества. Анализ выявленных психологами и педагогами (Л.С.Выготский, Ф.Дольто, А.В.Мудрик, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон) возрастных особенностей подростков позволяет нам предположить, что наиболее эффективным будет воспитание толерантности у школьников именно подросткового возраста.

Сказанное стало основанием и для выявления следующих противоречий:

- между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории гуманистического воспитания и недостаточной разработанностью теории поликультурного образования, обеспечивающего формирование этнической толерантности ребенка;

- между объективной потребностью в создании поликультурного образовательного пространства, основывающегося на национальных и общечеловеческих ценностях, и сохраняющейся ориентацией на соблюдение интересов определенной общности, группы, класса, нации.

Важностью задач преодоления названных противоречий актуализируется проблема формирования этнокультурной толерантности школьников через изучение музыкальной культуры народов, проживающих в многонациональном регионе.

Недостаточность теоретической изученности и практики решения данной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования: «Формирование этнической толерантности у учащихся на уроке музыки в процессе изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыкальной культуры».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования этнической толерантности у учащихся на уроке музыки.

Объект исследования - процесс музыкального образования в школе.

Предмет исследования - формирования этнической толерантности у учащихся на уроке музыки в процессе изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыки.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Рассмотрение теоретических и методических основ формирования этнической толерантности у учащихся на уроках музыки.

3. Определение и обоснования сущности понятия «этническая толерантность» в структуре личности.

4. Выявление особенностей азербайджанской, армянской и грузинской музыки.

5. Разработка и экспериментальная проверка процесса формирования этнической толерантности у учащихся на уроках музыки.

Методолого-теоретической основой исследования являются:

- концепция целостного системного подхода, направленная на формирование гармоничной личности (Б.С.Гершунский, В.В.Краевский и др.);

- культурологический и культурно-исторической подходы (О.В.Аракелян, В.Л.Бенин, В.С.Библер, Л.С.Выготский, Г.И.Гайсина, Г.Д.Дмитриев и др.);

- теоретические положения о методологии построения национально-регионального образования (А.Г.Абсалямова, М.Б.Кожанова и др.);

- концепция этнокультурного образования (Т.И.Бакланова, А.С.Гаязов, Г.С.Голошумова, Л.М.Кашапова и др.);

- жанрово-интонационный методологический подход к музыкальному образованию, основанный на постижении сущности и природы музыкального искусства, раскрытии его связей с жизнью (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.Н.Холопова и др.).

В ходе работы применялись следующие методы:

- теоретические - поиск, изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

- эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены ведущие понятия, принципы и технологии формирования этнической толерантности школьника средствами музыки народов данного региона; выделены педагогические условия формирование толерантной личности школьника.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия формирования этнической толерантности школьника средствами изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыки могут служить научно-методическим обоснованием практической деятельности в целях обогащения взаимодействия личности учащегося с межэтнической средой. Разработанные уроки могут использоваться в системы подготовки будущих учителей музыки в условиях поликультурного региона.

Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

2.1.Содержание, формы и методы формирования этнической толерантности у учащихся

С позиции данного исследования одной из главных целей музыкального образования и воспитания в школе, где обучаются представителя разных национальностей – формирование сознательной, духовно развитой, психологически цельной гармоничной личности, имеющей принципиально стойкий морально-нравственный облик, способный к эмпатии, сопереживанию и толерантному отношению к представителю «другой» культурной традиции.

Воспитательные ценности, актуализированные теорией этнокультурного образования и воспитания, включают превалирование духовного начала; формирование человечности, доброты, уравновешенности, солидарности, взаимоуважения.

Методика формирования этнической толерантности средствами изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыки построена на основе народных песенных жанров и инструментальных наигрышей и представляет собой совокупность музыкально-педагогических приемов, учитывающих запросы детей различных национальных и возрастных категорий.

Национальное музыкальное образование в школах Республики Башкортостан невозможно без создания педагогических условий для овладения учащимися музыкальной культурой своего и других народов.

В последнее время в Республике Башкортостан появилось много новых учебных программ, методических разработок, сборников песен для детей, где формирование национальной музыкальной культуры учащихся рассматривается как основное условие формирования этнической толерантности школьников. Эффективность музыкального развития школьников в условиях поликультурной образовательной среды зависит от правильной организации обучения и воспитания на основе развивающих технологий, с учетом индивидуальных, этнических особенностей учащихся.

Важность обращения к традициям, музыкальной культуре народов данного региона в процессе школьного воспитания и обучения уже осознана педагогами-новаторами, учеными-исследователями. Еще в 1961-1962гг. Министерством просвещения впервые была рекомендована программа по музыке для 1-7 классов башкирских школ, в содержании которой входили изучение нотной грамоты, слушание и исполнение народной и профессиональной музыки. Чуть позже, к середине 1960-х годов Г.З.Сулеймановым и К.Ю.Рахимовым было составлено пособие для учителей «Уроки пения и музыки» на башкирском языке для 1-8 классов. В 1973г. вышла новая программа по музыке для 4-7 классов башкирских восьмилетних школ, впервые были записаны фонограммы из произведений народного искусства и профессиональной музыки башкирского народа. В связи с идеей адаптации программы Д.Б.Кабалевского в условиях Башкортостана, в 1982г. М.С.Алкиным была осуществлена разработка программы по музыке для 1-3 классов башкирских школ, позже к которой были сформированы и хрестоматии. Ее достоинством стало новое музыкальное содержание, включающее произведения башкирского народного и профессионального музыкального творчества. Вместе с тем, недостатком стало почти полное исключение произведений мировой классики.

Очевидными положительными моментами отмеченных выше программ стал новый музыкальный материал, дающий возможность воспитания и обучения подрастающего поколения на образцах башкирского национального искусства. Однако их адресованность учителям и учащимся национальных башкирских школ привела к исключению татарского, русского музыкального фольклора, а также музыки других народов, в то время как важным аспектом полноценного музыкального образования является учет культуры народов, проживающих на территории данного региона.

Так же нами была рассмотрена программа Д.Б. Кабалевского с точки зрения изучения музыки разных народов. Автор программы предлагает изучать народную музыку в 4 классе: в 1 четверти присутствует тема «Музыка моего народа»; во 2 четверти – «Музыка моего народа, русская народная музыка»; в 3 четверти – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ»; в 4 четверти – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ». Для реализации программы Кабалевского учителю предоставляется возможность изучения народной музыки в рамках национально-регионального компонента. Здесь учитель музыки должен выбрать необходимую программу по изучению музыки в рамках национально-регионального компонента или же составить самому. Но изучение народной музыки ограничивается лишь уроками музыки.

С середины 80-х годов ХХ века в музыкальном образовании Башкортостана начинается новый этап. Выдвигается проблема создания системы образования с учетом национальных особенностей и культурных традиций народов республики. В связи с этим происходило обновление содержания учебных программ. Так, внесены изменения в программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского (2-4, 5-8 классы), «Музыка» (1-4 классы) Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной (2001) и «Музыка» (5-9 классы) Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской (2002). Содержание данных программ основывается на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов-классиков и современных музыкантов. Кроме того, в соответствии с задачами формирования национального самосознания и межэтнической толерантности у школьников в данные программы были внедрены традиции музыкальной культуры народов республики, что позволило познакомить учащихся с лучшими образцами многожанрового народного музыкального искусства Башкирии.

В помощь учителям музыки, пропагандирующим идеи поликультурного образования, выстраивающие учебный процесс с учетом культуры школьников, их представлений о мире, в котором они живут, культурных особенностей многонационального региона были составлены и изданы специальные программы. Одной из них является программа и методические материалы Л.М.Кашаповой «Национальная музыкальная культура» (1998г.) для 1-8 (9-11) классов. Содержание данной программы выстроено с учетом социокультурных условий, в нем обозначена роль художественного наследия народов региона на примере музыкальной культуры отдельных народов, раскрываются особенности культурного взаимодействия и взаимообогащения этносов.

Программа состоит из трех разделов: башкирское народное музыкальное творчество, музыкальные жанры в творчестве башкирских композиторов, музыкальная культура народов Башкортостана.

Интересующая нас проблема – изучение музыки народов РБ – представлена в третьем разделе. В нем дается историко-этнографический и музыкально-жанровый обзор культурного наследия народов Башкортостана: музыкального фольклора татарского, русского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и других народов. Это обстоятельство способствует развитию исторических и музыкальных знаний школьников, позволяя им ориентироваться в историческом времени и пространстве, в музыкальных жанрах и особенностях интонируемого языка музыки разных народов, пробуждая интерес к их культурному наследию.

Данная программа явилась одной из первых по изучению музыкального наследия народов РБ школьниками, обучающимися на русском языке. Она содержит весь учебно-методический комплекс, необходимый для внедрения в учебный процесс. Однако изучение азербайджанской, армянской и грузинской музыки данной программой не предполагается.

В начале ХХI века появились новые программы и исследования, связанные с проблемой воспитания и обучения в условиях поликультурного региона. С этой точки зрения показательной является «Программа по музыке для 1-8-ых классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий» (2000г.) Н.Г.Ямалетдиновой и Р.Х.Хусаиновой. Она составлена с учетом республиканского, регионального и федерального компонентов содержания музыкально-эстетического образования. Материалом для изучения является мировая музыкальная культура: от фольклора до современной музыки. При этом важным направлением программы стало изучение народной и профессиональной культуры Республики Башкортостан.

Ведущей задачей данной программы явилось обучение и воспитание школьника на основе знаний, уважения и любви к культуре своего и других народов. В связи с этим основу концепции программы составили системный подход и принцип диалога культур. Познание многообразия культур осуществляется через сравнение и анализ музыкальных образцов различных культурных традиций.

Главная ценность программы Н.Г.Ямалетдиновой, Р.Х.Хусаиновой в ее методической основательности. Музыкальный материал, включенный в программу, является примерным и позволяет учитывать региональные условия: национальные музыкальные традиции народов Башкортостана, особенности преподавания музыки в башкирских школах и школах с другим языком обучения. Предлагаемый авторами музыкальный материал дает возможность для творческого подхода учителя музыки в его использовании и компоновке, а также для грамотной и интересной организации своей профессиональной деятельности и познавательной деятельности учеников в условиях поликультурного социума. При этом важный для данного исследования аспект в данной программе не освещен.

Рассмотренные выше программы адресованы учителям музыки в помощь для решения учебно-познавательных задач в условиях поликультурной образовательной среды. Они имеют большое значение для развития знаний, умений и навыков школьников в сфере народной и профессиональной музыки Башкортостана, а некоторые из них дают представления сразу о нескольких культурных традициях. Однако в большинстве отмеченных программ обойден вниманием вопрос изучения музыкальных традиций азербайджанского, армянского и грузинского народов. Вместе с тем, необходимо не только приобщать детей к музыкально-эстетическим традициям своего народа, но и формировать осознание значимости культуры «другого» народа в процессе взаимообогащения, тем самым создавать благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному и интернациональному воспитанию подрастающего поколения, формированию у него такого важного личностного качества как этническая толерантность.

В связи с этим мы разработали педагогические условия формирования этнической толерантности школьников. Их внедрение в процесс общего музыкального образования способствует успешному формированию исследуемого личностного качества учащихся в данном регионе и подтверждается результатами проведенного эксперимента.

В данном процессе мы выделяем следующие принципы обучения: культуросообразности, диалога культур и толерантности, которые в своей совокупности и единстве отражают объективные закономерности исследуемого процесса и определяют его направленность на развитие личности школьника.

Принцип культуросообразности предполагает исследование взаимодействия общества и культуры, ориентацию образования на содержание культуры и ее ценности, детерминированность образования социокультурной средой.

Реализация данного принципа в образовательном процессе школы направлена на приобщение учащихся к ценностям культуры различных народов, общества и цивилизации в целом. Он играет большую роль в ходе формирования личности школьника как носителя духовности, культурных ценностей общества, мировоззренческих взглядов.

Изучая азербайджанскую, армянскую и грузинскую музыку, учащийся познает многообразие и многогранность культур, приобщается к мышлению, ценностям данных народов, осознает себя частью поликультурного социума, в котором он живет и осуществляет свою деятельность.

Принцип диалога культур предстает как способ приобщения школьника к духовному миру культурных образований. Концепция диалога культур применима к музыкальному образованию школьников и проявляется в процессе развития ценностного отношения к культурным традициям народов Башкортостана, глубокого интереса к их духовным ценностям, индивидуальным особенностям личности своих одноклассников и учителей, в своей совокупности представляющих культуру данного региона.

Принцип толерантности связан с раскрытием ключевых понятий человеческих взаимоотношений – терпимость, уважение, принятие и понимание особенностей «других» культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, способность проявлять мягкость, положительное отношение к человеку с другой культурой, традициями, ценностями, нормами, менталитетом, логикой мышления.

Музыкальное искусство народов Республики Башкортостан, неся в себе отпечаток времени и культуры этносов, тем не менее, содержит непреходящие общечеловеческие ценности. При его изучении учащийся приобщается к музыкальной культуре определенного народа, его мышлению, проникается его духом.

Помимо отмеченных выше принципов обучения, в число педагогических условий формирования этнической толерантности учащихся входят различные педагогические подходы, формы занятий и методические приемы.

К примеру, при работе над песней и ее исполнением необходим комплексный подход. Детей нужно учить не только петь, но и передавать содержание песни через выразительные движения, мимику, иными словами, инсценировать, театрализовать песню. Именно с этой целью созданы дидактические игры, основанные на интонациях музыки разных народов Республики Башкортостан. В этих играх с помощью звуковых жестов дети не заметно для себя усваивают элементы музыкальной грамоты (построение музыки, форму рондо), а также развивают чувства ритма, воображение, фантазию и другие качества.

Коллективное творческое общение детей между собой, с педагогами развивает их социальные, коммуникативные способности.

При отборе репертуара мы опирались на тот факт, что музыкальное творчество азербайджанского, армянского и грузинского народов всегда связан с природой. Тесная связь с природой издавна воспитывала в людях гармонические взаимоотношения с ней, чувствительность к биологическим, сезонным, космическим ритма, что непременно отражалось на их отношениях, как с окружающим миром, так и друг с другом.

Поэтому, разучивая песню о природе, педагог воспитывает в своих учащихся стремление к вечной гармонии, а значит, стремление к добру, справедливости, свободе, а также формирует уважительное отношение к изучаемой музыке и культуре данных народов.

Из многих методов разучивания фольклорных произведений, предлагаемых разными педагогами, наиболее эффективными представляются, прежде всего, устно-слуховой, устно-подражательный метод усвоения.

Для учителей, ставящих задачу учить, «исходя из ребенка», всегда имея ввиду его интерес к игре и творчеству как внутренней сути детского познания мира, мы предлагаем взять в основу следующие методы обучения и воспитания: использование резервов раннего развития детей; опора на наглядно-образное мышление; проведение занятия в игровой форме; учение не назиданием и укором, а мудрым творчеством; развитие личности ребенка на основе раскрытия его индивидуальных творческих способностей, формирование общечеловеческой системы ценностей, гуманного отношения к природе, жизни, обществу и самому себе; формирование основ детского творчества.

В педагогике существуют подходы в определении методов музыкального воспитания средствами. Однако следует отметить, что все они тесно связанны между собой, взаимодополняют друг друга. Мы остановимся на методах, использованных в нашей экспериментальной работе, рассмотрим содержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности, конкретизируя каждый метод приемами.

Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в воспитании имеет свои преимущества. Для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукцией картин; рассказать об эпохе когда была сочинена музыка; народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предмета быта, одежды. Рассматривание репродукции картин, соответствующих по настроению звучащей музыки, обогащает представление детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настраиваться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый человек может обратить внимание на смену настроения, на изменение звучания.

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса. Его нравственно-эстетическим содержанием является художественно-педагогическая идея (термин Л. В. Горюновой), в которой раскрываются вечные темы человеческой жизни и искусства, запечатленные в художественных образах: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, мир и война и т.п. Художественно-педагогическая идея пронизывает все музыкальные произведения урока музыки, подчиняя себе тему и те закономерности музыкального искусства, освоение которых планируется учителем на данном этапе обучения. Художественно-педагогическая идея урока позволяет и учителю и ребенку как бы осмысливать музыку не только сквозь призму нравственно-эстетических ценностей определенного народа, но и общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответов на вопрос: «Что есть истина, добро, красота в окружающем мире? Содержаться ли эти ценности в музыке народов мира?».

Художественно-педагогическая идея урока может быть сформулирована в своеобразных эпиграфах к уроку (или серии уроков), «крылатых» фразах и выражениях, стихотворных и прозаических строчках. Эти мысли помогут учителю создать на уроках ситуации раздумий, размышлений, споров и дискуссий вокруг вопросов, совместный поиск ответов, на которые раскроет чувства детей, их взгляды на отношения с миром, с самим собой, с природой и людьми.

В зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий класса к тем или иным видам музицирования, учителем при разработке сценариев урока музыки определяется его драматургия, своеобразный «сценарный план», намечается кульминация, дозируется эмоциональная насыщенность, объем звучащей музыки, разнообразие форм и видов общения ребенка с музыкой.

Виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки разнообразны: слушание музыки; хоровое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на простейших детских музыкальных инструментах; импровизации (вокальные, ритмические, пластические); инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; размышления но поводу услышанной и исполненной музыки; изучение элементов нотной грамоты как средства фиксации музыкальной речи; творческие индивидуальные задания – дневники музыкальных впечатлений, детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизы костюмов и декораций к национальным операм, балетным спектаклям, составление художественных коллажей, поэтических дневников, оформление программ музыкальных концертов, подбор музыкальных «коллекций» в домашней фонотеке; создание рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольшие литературные сочинения о музыке и музыкантах и др.

В формирования этнической толерантности школьников – мы, прежде всего, сталкиваемся с проблемой подбора материала, дополняющего и расширяющего рамки школьной программы для слушания музыки. Произведения должны соответствовать учебно-воспитательным задачам, обладать высоким художественным уровнем, быть доступным восприятию учащихся, вносить что-то новое в их музыкальный опыт. Для всех вполне очевидна необходимость изучения при овладении, например, русским языком не только букв и сложения их в слоги, но и его морфологии и синтаксиса. Без этого невозможно научить детей, читая книги, чувствовать вес, богатство, тонкость, красоту и выразительность языка, ценить произведение. Точно так же недостаточно владеть только тонкой элементарной грамотностью. Не зная логики музыкального развития и не умея дифференцировано ее проследить, невозможно полностью воспринять, а, следовательно, и оценить музыку. Педагог и ученый Игорь Глебов писал, что, главная цель музыкально-педагогической работы в школе – научить детей разбираться в процессе музыкального развития. Музыку слушают многие, а слышат немногие, особенно инструментальную. Люди чаще всего воспринимают отдельные моменты протекающей музыки или, точнее, переживают свои впечатления от этих моментов. Целое же, то сеть произведение от них ускользает. Детям свойственно живо реагировать на светлую, веселую, шутливую музыку, им по вкусу юморески, живописно-образные, жанровые зарисовки и др.

То обстоятельство, что детский репертуар должен быть высокохудожественным, удовлетворяя требованиям строгого музыкального вкуса, вряд ли требует доказательств.

Полезно предварять слушание музыки вступительным словом учителя – лаконичным, емким по содержанию, способным заинтересовать детскую аудиторию. Увлечь, заинтересовать ребенка, сфокусировать его внимание на «объекте» - первоочередное условие успешности музыкально-воспитательной работы, в частности развития такого личностного качества как этническая толерантность. Это имеет прямо отношение и к процедуре слушания музыки. Перед тем как познакомить детей с новым музыкальным произведением, можно коротко рассказать им о композиторе, о каких-то интересных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с созданием данного произведения. Полезно дать детям «творческое» задание (например, определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы, найти разницу между ними и т.д.). Если школьники в ходе обсуждения прослушанной музыки вступают в спор друг с другом, у учителя есть основания рассматривать это как свой успех, как достижение в работе. Любые диалоги, диспуты по поводу того или иного художественного явления должны поощряться, поддерживаться; именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к национальному музыкальному материалу.

Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать.

Учитель создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку разных народов. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются вкус и навыки культурного слушания, т.е. умение рассуждать о музыке, давать эстетическую оценку ее содержанию. Обычно условно выделяют следующие этапы слушания музыкального произведения:

1. знакомство с произведением;

2. его анализ;

3. восприятие произведения на более высоком уровне, то есть на основе полученного опыта;

4. восприятие произведения на последующих уроках, сравнение его с новыми.

Кроме того, мы рекомендуем учителю музыки на уроках с использованием музыки азербайджанского, армянского и грузинского народов использовать своеобразные «жанры» уроков музыки. К ним относятся урок-концерт, урок-сказка, урок-легенда, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-спектакль, урок-размышление, урок-встреча, урок-дискуссия, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-викторина и другие.

Наряду с урочной деятельностью по изучению музыкальной культуры народов Республики Башкортостан мы предлагаем приобщить учащихся к ней через внеклассную музыкальную деятельность: фольклорный кружок, ансамбль народных инструментов, конкурсы и смотры народного творчества, посещение концертов и спектаклей.

Заключение

На основании результатов исследования можно сделать следующие заключение:

1. Музыкальное образование в поликультурном регионе Республики Башкортостан основано на принципах взаимодействия культур проживающих в нем народов и направлено, прежде всего, на формирование духовной культуры человека, занимающего активную жизненную позицию, способного взаимодействовать с представителями различных культурных традиций на основе взаимопонимания, уважения и толерантного к ним отношения.

2. Предлагаемые в исследовании педагогические условия формирования этнической толерантности учащегося включают в себя принципы цель, задачи, принципы, структурно-содержательные компоненты, методы, технологии, методику диагностики.

4. Эффективность формирования готовности учителя музыки к профессиональной деятельности в условиях исследуемого поликультурного социума обеспечивают следующие педагогические условия: принципы обучения: культуросообразности, диалога культур и толерантности; различные педагогические подходы, в том числе комплексный подход; разнообразные формы занятий и методические приемы, такие как устно-слуховой, устно-подражательный метод усвоения, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный и практический методы.

5. Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование констатировало достижение цели и поставленных задач исследования; доказало успешность внедрения педагогических условий формирования этнической толерантности учащегося в процессе изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыки.

6. Дальнейшая перспектива исследования данной проблемы видится, прежде всего, в теоретической и методической разработке вопросов, охватывающих широкую палитру национальных музыкальных культур, входящих в полиэтнический состав Республики Башкортостан.

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э.Б.Абдулин, Е.В. Николаева // – М.: Издательский центр «Академия» - 2004. - 336с.

2. Абибуллаева, Г.С. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у младших школьников в поликультурной среде//h**t://w*w.r*snauka.com/NPM_2006/Pedagogica/6_abibullaeva%20g.s.doc.htm

3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2003. – 704с. – («Gaudeamus»).

4. Алеев, В.В. Программа «Музыка» для учащихся I-VIII классов [Текст] / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.И.Кичак // М:. 2005. – 87с.

5. Алеев, В.В. Программа «Музыка» для учащихся I-VIII классов [Текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.И. Кичак // М:. 2005. – 87с.

6. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание в школе [Текст] / О. А. Апраксина // М.: Просвещение 1999. - 130с.

7. Арчажникова, Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] /Л. Г.Арчажникова // Программа для высших педагогических учебных заведений – М.: 1991.- 309с.

8. Арчажникова, Л.Г. Теоретические основы профессиональной педагогической подготовки учителя музыки: Дис. …д-ра пед. наук. – М., 1986. – 264с.

9. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. - 2-е изд. - [Текст] / Б. В. Асафьев //Л.: «Музыка», 1971. - 376 с., нот.

10. Багдасарова, А.Б. Этническое сознание и самосознание: сущность и структура // Этнические проблемы современности. Вып.6. – Ставрополь, 1999. – с. 25 – 30.

11. Богданов, И.А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедагогики ( на примере народов Севера): Автореф. дис. . канд. пед. наук. – М., 1992. – 48 с.

12. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). / [Текст] / Н. И. Болдырев // – М.: Педагогика, 1989.- 78с.

13. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240с.

14. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К.Бондырева, Д.В.Колесов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240с.

15. Выготский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст] / Л.С.Выгодский // Пед. психология. – М.:1991. – 78 – 114с.

16. Гадамер, Х.Г. О круге понимания // Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – 368с.

17. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. / [Текст] / Л.А.Григорович // – М., 2004 г.-58с.

18. Григорьева, Г.Г. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 336с.

19. Даль В. Толковый словарь: В 2т. – М., 1995. – Т.2. – 259с.

20. Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности. / [Текст] О.Г.Дробницкий – М.: Просвещение, 1977. – 376 с.

21. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464с.

22. Кабалевский, Д.Б. Программа «Музыка» для I-VIII классов [Текст] / Д. Б. Кабалевский//. – М.: 2005. – 223с.

23. Козлова С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

24. Коменский, Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»). / [Текст] / Я. А. Коменский // - М.: Просвещение, 1989. – 101с.

25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

26. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. [Текст] / Л.В.Куликов // - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 480с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

27. Лекторский, В.А. О толерантности // Философские науки. – 1997. №3 – 4. – с. 14 – 18.

28. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. / [Текст] / А.Н.Леонтьев // – М., 1975. – 39с.

29. Липатова, И.А. Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста: Дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2006. – 232с.

30. Майковская, Л.С. Методологический анализ проблемы формирования этнокультурной толерантности в процессе музыкального образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №3 (19), 2007г. – М.: МГУКИ, 2007. – с. 199 – 204.

31. Майковская, Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании. Монография. – М.: Граф-Пресс, 2008. - 260с.

32. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. / [Текст] / А. С. Макаренко // М., 1979, т. IV. – 414с.

33. Маслова, Г.Г. Воспитание толерантности как фактор развития личности: Дис. … канд. пед. наук. – Псков, 2006. – 234 с.

34. Меньшикова, Л.В. Психология личности: психолого – педагогические основы толерантности. – Новосибирск: НГТУ, 2004. – 68 с.

35. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456с.

36. Ожегов, С.И. , Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.: 2002. - 414с.

37. Осеннева, М. С., Безбородова, Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 368с.

38. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608с.

39. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П.Подласый // Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн.2 - 94-95.

40. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1966. – 232с.

41. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996. – 79с.

42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М.; 618с.

43. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002. – 74с.

44. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О.Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 336с. – (Учебник для вузов).

45. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряжённости. – М., 1998. – 389с.

46. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 368с.

47. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.А.Сухомлинский//. - М.: Педагогика. - 1979.- 420 – 540с.

48. Толерантность / Под ред.Н.С. Лодыжец. – Ижевск: типография Удмуртского университета, 2002. – 254с.

49. Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология [Текст]: человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во УРАО, 2002. -450с.

50. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.

51. Чжен, И.А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий: Дис. … канд. культурологи. – Чита, 2006. – 168с.

52. Шахназарова, Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. – М.: Советский композитор, 1983. – 152с.

53. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). [Текст] / Б.Д.Эльконин // — М.: Тривола, 1994.-168с.

54. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1960. – 554с.

55. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. – М., 1999. – 342с.

56. Юровских, Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: Дис. … канд. философ. наук. – Омск, 1994. – 200с.

57. Ямалетдинова, Н.Г. Программа «Музыка» для I-VIII классов [Текст] / Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова//, - Уфа: 2005. – 180с.

58. Ярустовский, Б. Музыкальные культуры народов: традиции и современность //Музыкальные культуры народов: традиции и современность. – М.: Советский композитор, 1973. – с. 10 – 24.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование этнической толерантности у учащихся на уроке музыки в процессе изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыкальной культуры»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика