Дипломная работа

«Создание путеводителя по опере «Один день Ивана Денисовича»»

  • 120 страниц
Содержание

I. Введение…. 3

II. Основная часть: путеводитель…. 9

III. Заключение… 109

IV. Список использованной литерату-ры…. 112

Введение

Александр Чайковский является одним из крупнейших деятелей академической музыки в России. Впечатляюще выглядит список его регалий и должностей: Народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор двух российских консерваторий (Москва, Санкт-Петербург), заведующий кафедрой композиции Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, художественный руководитель Московской государственной академической филармонии.

Музыкальные сочинения композитора составляют внушительный объём . Он работает в разных жанровых областях: музыкально-театральной, симфонической, хоровой, камерно-вокальной, камерно-инструментальной. Оперное творчество занимает в списке его произведений ведущее место. На данный момент А. Чайковским создано двенадцать опер. Они были поставлены на сценах театров России и Европы: Мариинского, Московского камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского, Детского музыкального театр имени Н.И. Сац, Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии, Театра оперы и балета в Братиславе и др.

Представленная дипломная работа посвящена одному из самых инте-ресных произведений Александра Чайковского – опере «Один день Ивана Денисовича». Её премьера состоялась 16 мая 2009 года на сцене Пермского государственного академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского, одного из старейших в России. На протяжении своей более чем 140-летней истории он неизменно остаётся крупнейшим музыкальном центром страны, в котором совершаются значительные культурные события.

Одним из основополагающих принципов театра является обновление репертуара за счёт редко идущих или не исполнявшихся на сцене произведений . Ещё одна особенность творческой жизни театра – абота над произведениями современных композиторов .

С этим театром у А. Чайковского сложились активные творческие контакты. В Перми впервые свет рампы увидела опера «Три сестры Прозоровы» по А. Чехову и одноактный балет «Дама Пик» – парафраз на музыку П. Чайковского. История создания оперы «Один день Ивана Денисовича» – ещё один пример тесной дружбы композитора с Пермским театром.

Обращение автора настоящей дипломной работы к названному сочинению обусловлено многими причинами. Самым веским основанием является то, что данное произведение – это музыкальная версия повести А. Солженицына, впервые воплощённой на российской оперной сцене . Анна Ахматова, прочитав её, сказала Лидии Чуковской: «Эту повесть обязан прочитать и выучить наизусть каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза» [125, с. 521]. В этих словах сочетается понимание художественной ценности повести Солженицына и её большой важности в нравственном воспитании общества нашей страны. Писателя глубоко волновали проблемы взаимоотношения народа и власти, особенно в сложные, неоднозначные периоды российской истории.

Внимание к сочинениям Солженицына становится актуальным в 1990-е годы, после распада Советского Союза и Коммунистической Партии, руководство которой держало под строгим контролем все сферы жизни в стране, в том числе – искусство. В настоящее время люди пытаются понять, как им относиться к происходящему посредством осмысления прошлого, и художники по-своему реагируют на изменения в обществе.

Именно желание проникнуть в идейный замысел, воплощённый в по-вести А. Солженицына и опере А. Чайковского, побудило автора работы обратиться к избранной теме. Безусловно, произведение представляет значительный интерес с точки зрения содержания, драматургических и композиционных особенностей, музыкального языка.

Немаловажным стало то обстоятельство, что опера «Один день Ивана Денисовича», несмотря на огромное количество обсуждений в прессе, до сих пор не нашла подробного отражения в научных музыковедческих трудах.

Большое значение имела и потребность в пополнении музыковедче-ских материалов для курса «Современная отечественная музыка», проводимого в высших учебных заведениях. Нехватка подробных аналитических или справочных источников усложняет работу педагогов и студентов.

Ценные сведения об опере были почерпнуты из рецензий на премьеру, опубликованных в средствах массовой информации: газетах, журналах, а также интернете. Помимо сообщений об истории создания произведения, в них содержатся соображения о различных составляющих музыкального спектакля. Особое внимание обращают на себя статьи журналистов М. Гайкович [20] и О. Седовой [91], театроведа Т. Тихоновец [105], музыковедов-критиков Л. Барыкиной [9] и Г. Садых-заде [88]. Некоторые авторы проявляют к опере специальный интерес, например, затрагивают вопрос использования необычных инструментов [76]. Но, несмотря на серьёзные суждения, встречающиеся в рецензиях и небольших статьях, подробного исследования оперы здесь ожидать не приходится.

Целью дипломной работы стало создание путеводителя по опере «Один день Ивана Денисовича» на базе её всестороннего анализа. Избранный жанр отвечает требованию доступности изложения и предназначенности текста для широкого круга читателей. В связи с этим уместным выглядит научно-популярный стиль.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следую-щих задач:

– привлечь и проанализировать литературу о творчестве Александра Чайковского, его опере «Один день Ивана Денисовича», драматургии оперы;

– осветить историю создания, постановки и сценической жизни спек-такля;

– сравнить литературный источник с либретто;

– очертить идейную сторону произведения;

– выявить характерные черты сценарной и музыкальной драматургии;

– познакомить читателя с музыкальным содержанием оперы;

– раскрыть характеристики главных и второстепенных персонажей;

– определить роль вокального и инструментального начала;

– рассмотреть некоторые жанровые особенности сочинения.

Материалом для работы стали литературный источник – повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», рукописи клавира и партитуры оперы , а также видеозапись пермской премьеры. Некоторые важные сведения об истории создания и постановки получены из личных бесед с композитором А.В. Чайковским, дирижёром-постановщиком В.И. Платоновым и режиссёром-постановщиком Г.Г. Исаакяном .

Новизна работы заключается том, что опера «Один день Ивана Денисовича» впервые рассматривается подробно и последовательно. В ходе разбора произведения автором были выделены и названы вокальные эпизоды, не обозначенные самим композитором. Кроме того, получили наименования отмеченные в опере лейтмотивы.

Необходимой базой для написания дипломной работы явилось крат-кое изучение творчества А. Чайковского. Знакомство со статьями М. Галушко [21], Н. Зив [30, 31], А. Колесникова [39], Р. Хомутского [117] и других помогло лучше понять художественные устремления композитора, некоторые стилевые черты его творчества.

Теоретической основой работы стали исследования отечественных авторов, посвящённые проблемам оперного жанра: Б.В. Асафьева [6], М.С. Друскина [27], Ю.В. Келдыша [36], О.В. Комарницкой [40, 41], А.С. Оголевец [61], М.Д. Сабининой [86], В.Э. Фермана [110], Б.М. Ярустовского [130].

Большую помощь в процессе создания дипломной работы оказали многочисленные изданные путеводители по операм русских [35, 67, 68, 126], зарубежных [66] и советских [25, 50, 77, 101] композиторов. При их рассмотрении и сравнении удалось выявить характерные черты жанра путеводителя.

При выстраивании структуры и выборе стиля изложения осуществлялась опора на дипломные работы студентов-выпускников кафедры истории музыки УГАИ, выполненные в жанре путеводителя по сценическим произведениям башкирских композиторов: «Memento» С.А. Низаметдинова (Е.А. Козовчинская), «Шаура» З.Г. Исмагилова (А.В. Полякова), «Наки» С.А. Низаметдинова (Н.Ю. Степанова), «Звезда любви» С.А. Низаметдинова (Г.С. Хисамеева), «Акмулла» З.Г. Исмагилова (Д.Х. Хисамова) [38, 78. 100, 113, 114]. Все изученные материалы содействовали систематизации содержания и структуры настоящей работы.

Дипломная работа состоит из Введения, Основной части и Заключения. Основная часть представляет собой Путеводитель. Он отделён специальным титульным листом и содержит ряд разделов, каждый из которых посвящён конкретному вопросу. Строение Путеводителя базируется на наличии общепринятых разделов: «О композиторе», «История создания и постановки», «Повесть и либретто», «Особенности драматургии оперы», «Главные образы оперы», «Музыкальное содержание оперы по действиям», «Роль вокального начала». Разделы, в которых рассматриваются роль оркестра и особенности жанра, в данной работе объединены в один: «Роль оркестрового начала в становлении жанровых особенностей оперы». К работе прилагается Список использованной литературы, Список сочинений А. Чайковского и видеодиск с записью премьеры оперы «Один день Ивана Денисовича» в Пермском оперном театре.

Работа имеет практическое значение. Она может быть использована в учебных курсах высших и средних специальных заведений: «История отечественной музыки», «Оперная драматургия», «История музыкального театра», «Отечественная музыкальная литература». Кроме того, путеводитель может послужить материалом для исследований в области отечественного искусства, а также поможет любителям музыкального искусства познакомиться с оперой.

Фрагмент работы

О КОМПОЗИТОРЕ

Александр Владимирович Чайковский родился в музыкальной семье. Чайковские, если можно так выразиться, вообще наделены просто каким-то геном музыканта. Способностями обладали и отец – Владимир Александрович, и его брат, выдающийся композитор XX века Борис Александрович. Отец А.В. Чайковского окончил в 1941 году Московскую государственную консерваторию как пианист, и сразу же был призван в армию. Он прошёл всю Великую Отечественную войну. На фронте был радистом. Военный период его биографии завершился в училище связи в городе Муром Владимирской области, где он был инструктором. В послевоенное время он заведовал музыкальной частью Московского театра киноактёра, а с конца 1950-х годов, в течение 20 лет, занимал должность директора Московского государственного (с 1964 года – академического) ордена Трудового Красного Знамени Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко .

Александр был в театре отца частым гостем, ходил туда буквально на все спектакли. Там ставили много современных опер и балетов, и Александр постоянно был окружён музыкой. К.Т. Корганов в книге «Борис Чайковский: личность и творчество» сообщает, что будущий композитор часто слушал произведения своего дяди, Б.А. Чайковского. Бывало, что маленький Саша даже мешал процессу сочинения музыки, когда гостил у Бориса Александровича дома.

В возрасте семи лет Александр Чайковский поступил в Центральную музыкальную школу столицы. Он был восприимчивым и музыкально ода-рённым ребенком. Желание научиться игре на фортепиано оказалось очень сильным. Не остановило даже то, что у юного музыканта была маленькая рука, и он с трудом мог взять широкие интервалы. Тем не менее, уже в одиннадцатилетнем возрасте Александр играл «Патетическую» сонату Л. Бетховена.

Огромное впечатление на Александра – ему к тому времени было уже 17 лет – произвела постановка оперы Д.Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» . Знакомство с этим произведением, как оказалось, стало для него судьбоносным: он окончательно решил стать профессиональным музыкантом. О своём композиторском будущем Александр Чайковский тогда ещё не думал. В 1965 году он поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу фортепиано.

Учился Александр у замечательных педагогов: сначала у Г.Г. Нейгауза, позднее – у его ассистента Л.Н. Наумова. Он продолжал мечтать об исполнительской деятельности пианиста и дирижёра вплоть до 3-го курса, пока совсем неожиданно для себя не написал цикл романсов на стихи Расула Гамзатова. Решил показать свои сочинения композитору Т.Н. Хренникову. Тот посоветовал студенту заняться композицией.

Так Александр, уже во многом сложившийся исполнитель, оказался в классе Т.Н. Хренникова и продолжил учёбу сразу на двух факультетах, что было далеко не просто. Теоретическая подготовка композиторов всегда была намного сложнее и серьёзнее, чем у исполнителей. Александру пришлось изучать все учебные дисциплины практически заново. Однако прочный исполнительский фундамент способствовал быстрому развитию собственно композиторских способностей. Большую помощь, в том числе столь необходимую моральную поддержку, ему оказал Т.Н. Хренников. В его лице молодой музыкант нашёл чуткого и заинтересованного наставника. Педагог требовал от своих воспитанников самого ответственного отношения к профессии композитора, заставлял быть её фанатом, воспитывал творческую амбициозность. А. Чайковский часто вспоминает об уроках с педагогом: «Тихон Николаевич с самого начала приучает с большой требовательностью относиться к каждому такту сочиняемой музыки, пусть даже заведомо ученической. Заставляя нас по нескольку раз переделывать неудачное место, учит профессионализму, мастерству и в то же время терпению и трудолюбию…» . Сейчас, когда творческий авторитет уже прочно завоёван, композитор руководствуется давними советами учителя в своей творческой и педагогической деятель-ности.

С Хренниковым у Александра, как и у его сокурсников, отношения были совершенно свободными от любого чинопочитания. Всем классом ходили к нему домой на праздники, дни рождения, так что студент А. Чайковский нередко оказывался за одним столом с такими светилами музыки, как дирижёр Е.Ф. Светланов, скрипачи Л.Б. Коган, И.С. Безродный, виолончелист М.Э. Хомицер. Бывало, что занятия проходили также в кабинете Т.Н. Хренникова в Союзе композиторов СССР, бессменным председателем которого он являлся. А там можно было запросто столкнуться с известными композиторами, великими Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном, Карэном Хачатуряном. Всё это не могло не повлиять, причём решительным образом, на судьбу Александра как композитора. В его дипломе об окончании консерватории указаны две специальности: пианиста и композитора.

За время учёбы в консерватории А. Чайковский овладел всеми необходимыми теоретическими дисциплинами и написал ряд симфонических и камерных произведений, хотя ещё не вполне самостоятельных, но отмеченных незаурядностью дарования их автора. Крупнейшими из них были комическая опера «Дедушка смеётся» по И. Крылову (1972), симфоническая юмореска «Мы с приятелем» (1975), несколько концертов: для фортепиано (1972), виолончели с оркестром (1974), для оркестра «ЦСКА – Спартак» (1980), а также песни-баллады для голоса и фортепиано на народные французские тексты (1974) .

Далее последовали два года аспирантуры у Т.Н. Хренникова, после окончания которой А. Чайковский включился в активную композиторскую, педагогическую и музыкально-общественную деятельность. Ещё будучи ассистентом своего наставника и пройдя курс стажировки, А. Чайковский получил свой первый класс учеников. С 1977 года он преподавал на кафедре сочинения теоретико-композиторского факультета Московской консерватории.

В 1985 году коллеги по цеху избрали 35-летнего музыканта секретарём Союза композиторов СССР. Возможно, не последнюю роль здесь сыграла его более чем звучная и, в общем-то, обязывающая для музыканта фамилия. По поводу неё Александр Чайковский как-то признавался: «Мне советовали раньше сменить фамилию. Я решил не менять, чтобы иметь как бы постоянную “гирю” над головой, чтобы она стимулировала меня. Если бы моя фамилия была, скажем, Тютькин, никто бы не заметил, что я написал плохое сочинение. А Чайковский, если что не так…» Но дело, пожалуй, не только в этом: Александр Владимирович, по отзывам коллег, человек спокойный, доброжелательный, открытый и коммуникабельный. А это для творческих людей обстоятельство немаловажное. В 1985–1990 годах А.В. Чайковский являлся секретарем Союза композиторов СССР по работе с творческой молодёжью. В 1993 году композитор стал профессором Московской консерватории, а спустя 4 года принял на себя обязанности заведующего кафедрой.

С 1993 по 2002 год Александр Чайковский работал музыкальным со-ветником в Мариинском театре, а в 2001–2002 годах – приглашённым профессором Санкт-Петербургской консерватории. Также он состоял в совете директоров двух телеканалов (ОРТ и ТВЦ).

С 2003 года А.В. Чайковский занимает должность художественного руководителя Московской государственной академической филармонии. Придя туда, композитор провёл серьёзное реформирование, превратив «музей запылившихся традиций советского времени», как он шутя называл эту филармонию, в учреждение культуры, работающее на уровне мировых стандартов. С одинаковым уважением отнёсся новый руководитель как к выдающимся личностям на концертной эстраде, так и к «ремесленникам-профессионалам», составляющим основную массу коллективов оркестров.

В январе 2005 года А.В. Чайковский был избран ректором Санкт-Петербургской государственной консерватории, которой он руководил фактически с сентября 2004 года. Новый ректор пообещал «защищать традиционную школу», а будучи убеждённым в том, что в консерватории следует видеть не только учебное заведение, но и прежде всего творческий комплекс с колоссальными возможностями, – подготовить вуз к реформе образования, сделать из консерватории крупный музыкальный центр. До 2008 года он последовательно этим и занимался, не теряя связей с Московской филармонией, видя в ней возможность «живой работы», творческого продвижения молодых исполнителей из Санкт-Петербургской консерватории.

Выпускники класса композиции А. Чайковского работают во многих городах России, в Италии, Австрии, Англии, США. Среди них – лауреаты конкурса «Международная трибуна композиторов» ЮНЕСКО, Международного конкурса имени П.И. Юргенсона, международных композиторских конкурсов в Голландии и Германии.

И ещё один штрих к характеристике Александра Чайковского как музыканта: в его творчестве уживается, казалось бы, несовместимое. Занимая высокие официальные посты в области культуры и искусства, являясь признанным композитором, он, например, может обратиться за продюсерской поддержкой своего творческого вечера к П.П. Кваше (псевдоним – Павел Кашин), артисту, работающему в шоу-бизнесе. Более того, может решиться написать в содружестве с ним саундтрек для мистического сериала «Дневник убийцы», в котором использует музыку П.И. Чайковского. Заведуя кафедрой композиции Московской консерватории, он решается выбрать для исполнения на официальном концерте в честь столетия Большого зала консерватории пьесу под названием «Сумасшедший скрипач».

Отличительная черта музыканта – многоликость, находящая своё проявление в его творчестве. Благодаря масштабности своего художественного мышления композитор берётся за сложные, философские темы: жизни и любовь, мир, человек и человечество. Слушателя подкупает сила его лирического дарования. В его музыке улавливается стремление выразить глубокую меланхолию и страсть. «Это один из моих учеников, который пишет в своей музыке МУЗЫКУ», – сказал как-то о нём Т.Н. Хренников .

Несмотря на загруженность административной, представительской работой, у него всегда находилось время для воплощения в жизнь новых музыкальных задумок. В марте 2003 года в Москве состоялась мировая премьера его Третьей симфонии в исполнении оркестра Петербургского оперного театра имени Н.А. Римского-Корсакова. На её написание ушло более семи лет. В 2004 году А.В. Чайковский написал Камерную симфонию «Предчувствие конца ХХ века». Сочинение создано как бы «под картину» художника В.А. Кротова. Премьера симфонии состоялась в марте того же года в московском Манеже на открытии выставки художника. Для композитора это был первый подобный опыт. В мае 2005 года на сцене Краснодарского музыкального театра прошла мировая премьера оратории «Русский реквием», посвящённой 60-летию Победы, – для солистов, детского и смешанного хоров, большого симфонического оркестра на стихи Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, А.А. Блока, И.А. Бродского, Н.А. Заболоцкого, одного из псалмов Давида. И ещё один необычный проект с его участием – 12-серийный документальный фильм «Антология русского кино».

2007 год был отмечен в Омске мировой премьерой симфонической зарисовки композитора «Ароматы и звуки Гранд Канариэн». В 2011 году в городе Ельце Липецкой области состоялась премьера оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане». Последней оперной премьерой на сегодняшний день является опера «Альтист Данилов», посвящённая альтисту Юрию Башмету. В планах – написать оперу на тему русской истории, о князе Григории Потёмкине – фаворите императрицы Ека-терины II.

А.В. Чайковский владеет счастливым даром делать свои творения жизнеспособными. Его музыку исполняли и исполняют такие выдающиеся музыканты, как Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Марис Янсонс, Владимир Зива, Людек Пешек, Александр Сладковский, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Давид Герингас, Борис Пергаменщиков, Михаил Гантварг, Ефим Бронфман, Александр Слободяник.

С композитором сотрудничают московские театры: Камерный музы-кальный театр имени Б.А. Покровского, Театр оперетты, Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, Мариинский театр; петербургские: Театр музыкальной комедии, Мариинский, а также иностранный – Театр оперы и балета в Братиславе. Композитор тесно взаимодействует и с крупнейшими оркестровыми коллективами . Музыка А.В. Чайковского звучала в Чикаго, Атланте, Дортмунде и Гамбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Самаре, Саратове, Уфе и многих других российских и зарубежных городах.

Сложно не отметить и общественную деятельность музыканта. С 2002 по 2004 год он был инициатором проведения музыкального фестиваля «Молодёжные академии России», получившего поддержку президента РФ. Александр Владимирович – идеолог фестиваля, его художественный руководитель. Основная цель музыкального смотра – поиск и продвижение талантливых молодых композиторов и исполнителей. Фестиваль уже проводился в Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Его программу составили сочинения юных композиторов, исполненные их сверстниками, музыкантами-исполнителями. Композитор является также членом и председателем жюри различных российских и международных конкурсов.

А.В. Чайковский имеет многочисленные награды. Среди них первая премия на Международной конкурсе композиторов «Hollybush Festival» в США. Он принимал участие в международных музыкальных фестивалях «Schleswig-Holstein», «Bad Kissengen» (Германия), «Парижская весна», в фестивале Ю.А. Башмета в Лондоне, в Международном фестивале искусств «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), фестивале имени А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, в Международном фестивале «Киев-Фест». В 1988 году А.В. Чайковский стал главным композитором Международного фестиваля «Bad Kissingen» (Германия), а в 1995 году – фестиваля «Nova Scotia» (Канада).

Помимо своих профессиональных интересов композитор, педагог и руководитель находит время для своего хобби – коллекционирования моделей автомобилей. Пришёл он к этому увлечению в детстве, после одной из английских выставок игрушек, родители тогда купили ему три экземпляра. Собирательством «заболел» на всю жизнь. Его коллекция насчитывает две тысячи машин.

В Уфе А.В. Чайковский известен многим музыкантам. Он является постоянным председателем жюри открытого конкурса музыкантов-исполнителей имени Наримана Сабитова.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОСТАНОВКИ

Идея поставить на пермской сцене оперу «Один день Ивана Денисовича» родилась у Георгия Исаакяна ещё за несколько лет до появления спектакля. Режиссёр утверждает, что, когда перечитывал повесть, то не понимал, почему до сих пор никто не создал на этот сюжет спектакль. «Она фантастически драматургична», – утверждает режиссёр.

Но для осуществления постановки необходимо было заручиться под-держкой автора. И тогда Исаакян обратился в письме к Александру Солженицыну с просьбой дать своё согласие на эту рискованную затею.

Вдова писателя Наталья Дмитриевна рассказывает: обычно непреклонный в этих вопросах, Александр Исаевич, после недолгих колебаний, ответил согласием. Его подкупил тот энтузиазм, которым дышало письмо пермского режиссёра, его уверенность в необходимости постановки, а также грамотно расписанный план оперы. Георгий Исаакян вспоминает о письме к Солженицыну с особым трепетом: «Это большое событие в жизни режиссёра, когда великий писатель соглашается, чтобы на его повесть писали оперу. Я объяснил ему, почему хочется поставить именно в Перми (под Пермью находится единственный в мире лагерь-музей истории репрессий ГУЛАГа под открытым небом. Называется он «Пермь-36». – Примеч. автора), и это возымело действие» .

Поначалу Георгий Георгиевич предложил написать оперу другим композиторам . Но никто не решался осуществить такой проект. Кто-то был уже занят другой работой, остальных пугала мысль о воплощении солженицынского текста. Тогда режиссёр обратился к А. Чайковскому. По словам композитора, до встречи с Исаакяном у него уже были идеи написать музыкальное произведение на какой-либо сюжет этого писателя. Предложение Георгия Георгиевича создать оперу «Один день Ивана Денисовича» послужило толчком к началу работы.

Относительно истории создания и оперы, и повести можно отметить одну деталь: краткость сроков написания обоих произведений. Литературный «Один день Ивана Денисовича» был написан за сорок дней. Сочинение оперы заняло немногим больше – два месяца. И если повесть была напечатана лишь через три года после написания, то опера была готова к исполнению на сцене уже через десять месяцев. «Было ощущение, что произведение ждало возможности родиться. Мы удивлялись, с какой скоростью оно писалось», – отмечает Г.Г. Исаакян.

Чайковский работал над оперой на даче. Оттуда факсом отправлял в Пермь готовые части партитуры. В процессе создания произведения у Александра Чайковского возникали некоторые трудности, которые он, тем не менее, успешно преодолел. Во-первых, за основу был взят сюжет, в котором мало действия как такового. В повести описаны больше внутренние переживания героя и видение им окружающего мира через призму его ощущений.

Во-вторых, сложностью стало отсутствие в повести любовной линии, которая активизировала бы внимание зрителей. Задача состояла в том, чтобы сделать сюжет интересным, не скучным. Создатели спектакля решили эту задачу с помощью таких приёмов, как введение женских образов в действие в сценах воспоминаний, использование приёма монтажности при соединении эпизодов, яркое сценическое решение, предложенное художником Эрнстом Гейдебрехтом .

По словам Александра Чайковского, во время процессе постановки принципиальных разногласий не возникало. Сам композитор был впечатлён тем, какое взаимопонимание царило в процессе репетиций между ним, дирижёром и режиссёром. Некоторые психологические затруднения испытывал Георгий Исаакян: больше всего он боялся «сфальшивить», ведь театр всегда предполагает условность. Для более убедительной передачи образов и общей атмосферы на сцене специально для постановки «Ивана Денисовича» театр объявил сбор лагерной посуды, телогреек, бушлатов. Нужно было подготовить одежду для двухсот артистов. Несмотря на то, что пермяки принесли, что нашлось, ватников не хватило – их дошивали на заказ. Для погружения в материал артисты театра посетили «Пермь-36». Георгиий Исаакян утверждает, что они приехали оттуда другими людьми. По словам дирижёра-постановщика В.И. Платонова, специально для этой оперы пришлось расширить состав оркестра, и оркестровая яма оказалась слишком тесной. Ударные инструменты были размещены в двух зрительских ложах.

На премьере своё место в центре партера занимала почетный гость Перми вдова А.И. Солженицына Наталья Дмитриевна, которая после постановки восхищённо отозвалась о спектакле: «Это было выше, чем я ожидала. Родилась новая сильная вещь».

Можно сказать, что опера удалась и заняла своё место в репертуаре Пермского оперного театра.

Заключение

Дипломная работа, посвящённая опере Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича», выполнена в жанре путеводителя и знакомит с новым произведением музыкантов-профессионалов и всех интересующихся творчеством композитора. В связи с этим в работе раскрыты история создания оперы, проанализированы её литературный источник и либретто, очерчена идейно-содержательная сторона, выявлены характерные черты сценарной и музыкальной драматургии, представлен тематизм, охарактеризована роль вокального и оркестрового начал, определён жанр. В ходе исследования и изложения его результатов удалось прийти к некоторым обобщающим выводам.

Произведение А. Чайковского во многом оказалось новаторским для музыкального театра: русская опера впервые затронула тему сталинских лагерей. В сочинении проявились широта творческих интересов композитора, неравнодушие к истории своей страны. На оперной сцене обнажена правда о прошлом посредством показа одного дня пребывания в заключении. Сохранение человеческой личности, способность противостоять силам власти, пытающимся уничтожить человеческое в человеке – вот главная идея оперы.

Все средства выразительности, избранные композитором, направлены на воплощение этой животрепещущей темы: система образов, драматургические особенности, жанр произведения, стилистика, интонационная система.

В основе системы образов лежит социальный аспект. Разделение дей-ствующих лиц на два антагонистических лагеря осуществляется путём про-тивопоставления их характеристик. Главное – дифференцированность образов народа и унифицированность представителей власти, достигаемые демонстрацией у первых богатой палитры вокальных партий, оркестровых характеристик и «стандартность» системы выразительности у вторых.

Особенностью сценарной драматургии оперы стала повышенная роль экспозиционных разделов в связи со значительной долей повествовательности, а также необходимостью за короткий промежуток времени раскрыть характеристики большого количества действующих лиц.

Основной конфликт присутствует на двух уровнях: сценическом (показывается открытое столкновение) и надсценическом (на протяжении всей оперы подспудно присутствует мысль о насилии над народом в масштабах страны).

Драматургия оперы в большой степени базируется на реализации симфонических принципов развития, которые проявились в особенностях композиции, сквозном развитии и взаимодействии тематического материала, что способствует слитности всей конструкции оперы. Перечисленные принципы повлияли на определение композитором жанра произведения, как оперы-симфонии.

В музыкальной ткани оперы органично пересекаются и взаимодейст-вуют между собой пласты духовной, фольклорной, современной музыки. Внутри оперы присутствует большое количество таких жанров, как молит-ва, вальс, болеро, молдовеняска, советская массовая песня, пионерский марш, танго, похоронный марш. Все они характеризуются разными стилевыми признаками. Это даёт возможность говорить о проявлении в изучаемом произведении А. Чайковского некоторых элементов полистилистики.

Развитие музыкально-тематического материала базируется на принципах лейтмотивизации. Особо важное драматургическое значение приобрели в опере темы неволи, лагерного барака, ставшие олицетворением основных символов тюремного заключения, а также тема жалости, присутствие которой способствует усилению у слушателя чувства сопереживания.

Художественная ценность сочинения А. Чайковского заключается в том, что композитор сказал своё яркое слово о сталинской эпохе. Можно утверждать, что опера «Один день Ивана Денисовича» явилась ещё одним памятником жертвам репрессий – музыкально-историческим. В этом смысле она перекликается с целым рядом произведений Д. Шостаковича, и в частности с его Одиннадцатой симфонией, которую называют «произведением освободительного антитоталитарного движения» (выражение Л. Лебединского) . Шостакович первым воплотил лагерную тему в своём творчестве. Но режим, при котором он жил, не позволил ему сделать это открыто. Как известно, Шостакович пользовался в своих сочинениях так называемым «эзоповым языком».

Александр Чайковский в опере «Один день Ивана Денисовича», не стеснённый идеологическими рамками, ясно, ярко и правдиво передаёт страшную атмосферу тюрем и лагерей. Используя весь опыт работы с музыкальными театрами в различных жанрах, он сумел успешно решить такую сложную задачу, как художественно-убедительное воплощение темы: судьбы России в один из самых трагических периодов её истории.

Список литературы

1. 3653 дня Ивана Денисовича [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t: // w*w.mosconsv.r*.

2. «Альтист Данилов» в театре Покровского [электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: h**t://rockpalace.r*/kontserti/altist-danilov-v-teatre-pokrovskogo.

3. Анализ вокальных произведений: учеб.пособие // отв. ред. О. Колов-ский. – Л.: Музыка, 1988. – 352 с.

4. Альшванг А. Девятая симфония Бетховена / А. Альшванг. – М., 1960. – (Библиотека слушателя концертов).

5. Арановский М. Симфонические искания: проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов : исследовательские очерки / М. Арановский. – М.: Сов. композитор, 1979. – 286 с.

6. Асафьев Б. Об опере: избр. статьи / Б. Асафьев. – 2-е изд. – Л.: Музы-ка, 1985. – 343 с.

7. Асафьев Б. О симфонизме / Б. Асафьев // О симфонической и камерной музыке. – Л.: Музыка, 1981. – С. 96–101.

8. Барышникова Е. Литературный герой / Е. Барышникова // Краткая литературная энциклопедия: в. 9 тт., Т. 4 / гл. ред. А. Сурков. – М.: Советская энциклопедия – 1968. – Стб. 315–318.

9. Барыкина Л. Один день и целая жизнь [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://ptj.spb.r*/blog/odin-den-i-celaya-zhizn/

10. Блок В. Хренников Тихон Николаевич / В. Блок // МЭ в 6 тт., Т.6 / гл. ред Ю. Келдыш – М.: Советская энциклопедия, 1982. – Стб. 82–84.

11. Бобровский В. Мотив / В. Бобровский // МЭ в 6 тт. Т. 3 / гл. ред. Ю. Келдыш – М., 1976. – Стб. 696–698.

12. Богоявленская А. Драматургия оперы Р.Щедрина «Мёртвые души»: дипломная работа / А. Богоявленская; рук. Т.С. Угрюмова. – Уфа, 1981. – 84 с. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. З. Исмагилова.

13. «В круге первом» на оперных подмостках [электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: h**t://w*w.kultura-portal.r*/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=92&crubric_id=100418&rubric_id=209&pub_id=150554.

14. В Перми состоялась мировая премьера оперы "Один день Ивана Денисовича" по одноименной повести Александра Солженицына [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.zaharprilepin.r*/ru/rcn/2009/05/5080.html.

15. Вагнер Р. Опера и драма / Р.Вагнер // Избранные труды / сост. И. Барсова – М.: Искусство, 1978. – С. 262–493.

16. Валиуллин К. , Зарипова Р. История России IX-XX вв.: учебное пособие, гриф МО РБ / К. Валиуллин Р. Зарипова. – 2-изд., доп. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. – 452 с.

17. Валькова В. Тема / В. Валькова // МЭ в 6 тт. Т.5 / гл. ред Ю. Келдыш – М., 1981. – Стб. 487–488.

18. Васина-Гроссман В. Речитатив / В. Васина-Гроссман // МЭ в 6 т. Т.4 / гл. ред. Ю. Келдыш – М.,1978. – Стб. 605–609.

19. Вольтская Т. «Один день Ивана Денисовича» в оперной версии [элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: h**t: // w*w.mosconsv.r*.

20. Гайкович М. Случилось! Мировая премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» в Перми [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.ng.r*/culture/2009-05-18/7_Soljenicyn.html

21. Галушко М. Гоголь в балете («Ревизор» А. Чайковского) / М Галушко // Музыка России: сб. статей / ред. Е. Грошева. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 112–130. – (Премьеры).

22. Гаспаров Б. Пять опер и симфония: Слово и музыка в русской культу-ре / Б. Гаспаров. – М.: Классика–XXI, 2009. – 320 с.

23. Гивенталь И. Опера «Алеко» Рахманинова / И. Гивенталь – М.: Гос. муз. изд-во,1963. – 67 с. – В помощь педагогу-музыканту.

24. Голубков М. Александр Солженицын. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М. Голубков – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 112 с. – (Перечитывая классику).

25. Грачев М., В. Мокиенко Русский жаргон: историко-этимологический словарь / М. Грачев, В. Мокиенко. - Москва: АСТ-ПРЕСС, 2008. – 334 с. – (Словари XXI века).

26. Данько Л. Оперы С. Прокофьева / Л. Данько. – Л: Музгиз. – 1963. – 64 с.

27. Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия / М. Друскин. – Л.: Музыка, 1952. – 343 с.

28. Жарский Ф. Тюрин / Ф. Жарский // Словарь литературных персонажей: русская литература 1940 – 1980-е годы. – М.: Московский лицей, 1997. – 225 с.

29. Залыгин С. Солженицын А. / С. Залыгин // Русские писатели 20 века: биографический словарь / гл. ред. и сост. П. Николаев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – С. 656–659.

30. Зив Н. Композитор в пути / Н. Зив // Советская музыка. – 1977. – №2. – С. 15–20. – (Творческой молодёжи чуткость и требовательность).

31. Зив Н. Размышления после премьеры (Альтовый концерт А. Чайковского) / Н. Зив // Музыка России: сб. статей. Вып. 4 / ред. Е. Грошева. – М.: Советский композитор, 1980. – С. 219–230. – (Премьеры).

32. Исламгулова Р. «Салават Юлаев» З.Г. Исмагилова: путеводитель по опере / Р. Исламгулова. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. – 88 с.: ил., нот.

33. История России: учебное пособие. В 2 тт. Т.2.: С начала XIX в. до начала XXI в. / ред. А. Сахаров. – 2006. – 362 с.

34. Ишмуратова Л. Традиции народной музыкальной драмы в операх З.Г. Исмагилова: дипломная работа / Л. Ишмуратова; науч. рук. Т.С. Угрюмова. – Уфа, 2002. – 114с. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. З. Исмагилова.

35. Кандинский А. Оперы С.В. Рахманинова: путеводитель / А. Кандин-ский – М.: Музыка, 1979 – 47 с. – (Путеводители по операм и бале-там).

36. Келдыш Ю. Опера / Ю. Келдыш // МЭ: в 6 тт., Т. 4. – М., 1978. – Стб. 20–45.

37. Кожевникова Н. Незавещанное наследство: Пастернак, Мравинский, Ефремов и другие / Н. Кожевникова. – М.: Время, 2007. – 336.

38. Козовчинская Е. «Memento» С.А. Низаметдинова: путеводитель по опере / Е. Козовчинская – Уфа: РИЦ УГАИ им. З. Исмагилова, 2004. – 116 с.

39. Колесников А. Памяти русского воинства / А. Колесников // Муз. жизнь – 2005. – №9 – С.42.

40. Комарницкая О. О жанровой классификации оперы / О. Комарницкая // Музыковедение. – 2008. – № 5. – С. 10–16. – Вопросы теории.

41. Комарницкая О. Русская опера второй половины XX – начала XIX ве-ков. Проблема жанра, драматургии, композиции: автореф. дис. … доктора искусствоведения / О. Комарницкая – Ростов-на-Дону, 2012. – 45 с.

42. Корганов К. Борис Чайковский: личность и творчество / К. Корганов. – М.: Композитор, 2001. – 200 с.

43. Крылова М. Песнь об Иване Денисовиче [электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: h**t://w*w.newizv.r*/news/2009-05-19/108989/

44. Кудряшов А. Музыкальный романтизм: идеи эпохи и их воплощение / А. Кудряшов // МА. – № 1. – 2002. – С. 139–144.

45. Крауклис Г.В. Лейтмотив / Г.В. Крауклис // МЭ в 6 тт., Т. 3 / гл. ред. Ю. Келдыш – М., 1976. – Стб. 207–211.

46. Кривицкая Е. Концертная афиша: Новая симфония Чайковского // Муз. жизнь. – 2003. – № 5. – С.37.

47. Курилов В. Эпизод / В. Курилов // Краткая литературная энцик-лопедия. В. 9 тт., Т. 8 / гл. ред. А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия. – 1968. – Стб. 915–917.

48. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги / В. Лакшин // Новый мир. – 1964. – № 1. – С. 223–245.

49. Лебединский Л. О некоторых музыкальных цитатах в произведениях Д.Шостаковича / Л.Лебединский // Новый мир, 1990. – № 3 – С. 262–267. – (Из редакционной почты).

50. Лихачева И. Опера «Мертвые души» Р. Щедрина. Путеводитель / И. Лихачева. – М.: Советский композитор. – 1981. – 82 с.

51. Магазаник Э. Персонаж / Э. Магазаник // Краткая литературная энциклопедия: в 9 тт., Т. 5 / гл. ред. А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия. – 1968. – Стб. 697–698.

52. Мазель Л. Вопросы анализа музыки / Л. Мазель. – М., 1978. – 352 с.

53. Манукян И. Сюита / И. Манукян // МЭ в 6 тт., Т. 5 / гл. ред. Ю.Келдыш. – М., 1981.– Стб. 359–363.

54. Монодия / МЭ в 6 тт., Т.3 // гл. ред. Ю. Келдыш. – М., 1976. – Стб. 646.

55. Морозов Д. Опера из-за колючей проволоки [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.kultura-portal.r*/tree_new/cultpaper/.

56. Насонов Р. XX век: Кризис классического мелоса [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://art.1september.r*/2004/10/no10_2.html.

57. Нестьева М. Парадоксы Пермской оперы / М. Нестьева // Советская музыка – 1979. – № 2. – С. 45–50. – (Музыкальный театр).

58. Неясова И. Русская историческая опера XIX века: К проблеме типоло-гии жанра: автореф. дис. … [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.dissercat.com/content/russkaya-istoricheskaya-opera-xix-veka-k-probleme-tipologii-zhanra.

59. Николаева Н. Симфонизм / Н. Николаева // МЭ в 6 тт., Т. 5 / гл. ред. Ю. Келдыш. – М., 1981. – Стб. 11–15.

60. Носина В. Символика музыки И.С. Баха / В. Носина. – М.: Классика-ХХI, 2004. – 56с. – (Искусство интерпретации).

61. Оголевец А. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах / А. Оголевец – М.: Музгиз, 1960. – 521 с.

62. «Один день» Георгия Исаакяна [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.newizv.r*/news/2009-05-09/108989/.

63. «Один день Ивана Денисовича» – претендент на «Золотую маску» [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.newstube.r*/media/odin-den'-ivana-denisovicha-pretendent-na-zolotuyu-masku.

64. Один день Ивана Денисовича (Театр оперы и балета, Пермь) [электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.moscowshows.r*/afisha/event_69094.html.

65. Опера, которая делает эпоху // С. Хентова. Шостакович. Жизнь и творчество: монография. В 2-х кн., Кн. 1. – Л.: Советский композитор. – 1985. – С. 276–304.

66. Оперы Дж. Верди. Путеводитель // ред. И. Валихова. – М.: Музыка. – 1971 – 420 с.

67. Оперы М.П. Мусоргского: путеводитель. – М.: Музыка, 1980. – 175 с.: нот.

68. Оперы П.И. Чайковского. Путеводитель // ред. И. Уварова. – М.: Музыка, 1970. – 370 с.

69. Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность / Е. Ор-лова. – М.: Музыка, 1984. – 302 с.

70. Павлова П. Опера С. Низаметдинова «В ночь лунного затмения»: к проблеме симфонизации: дипл. раб. / П.В. Павлова; рук. Т.С. Угрюмова; УГАИ им. З. Исмагилова. – Уфа, 2006. – 71 с. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. З. Исмагилова.

71. Парин А. Хождение в невидимый град: парадигмы русской классиче-ской оперы / А. Парин. – М.: Аграф, 1999. – 464 с.

72. Пермские театры собрали «урожай» из «Золотых масок» [элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.openperm.com/press?show_id=28.

73. Пермский театр оперы и балета [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t: // permopera.r*.

74. Пермский театр оперы и балета им. П.И.Чайковского [электронный ре-сурс]. – Режим доступа: h**t://theatre.perm.r*/ru/theatre/history/midXX/.

75. Песнь об Иване Денисовиче [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.newizv.r*/news/2009-05-19/108989/.

76. Платонова С. Баян в опере «Один день Ивана Денисовича» Алек-сандра Чайковского / С. Платонова // Актуальные проблемы современного искусствознания: культура, искусство и образование в России в условиях глобализации: Сб. науч. тр. ОГИИ. Вып.13 / гл. ред. Б. Хавторин, сост. и науч. ред. В. Логинова. – Оренбург: Изд – во ГБОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2012. – В печати.

77. Полякова Л. «Война и мир» С.С. Прокофьева. Путеводитель по опере / Л. Полякова. – М.: Музыка, 1971. – 145 с.

78. Полякова А.В. Опера «Шаура» З.Г. Исмагилова: путеводитель: дипл. раб. / А.В. Полякова; науч. рук. Т.С. Угрюмова; УГАИ. – Уфа, 2008. – 82 с. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. З. Исмагилова.

79. Поспелов Г. Идея художественная // Краткая литературная энциклопе-дия / гл. ред. А. Сурков. – М., 1966. – Стб. 56–58.

80. Премьера [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://ru.wikipedia.org/wiki/Премьера.

81. Рети Р. Тональность в современной музыке / Р.Рети – Л.: Музыка, 1968. – 129 с.

82. Русский тюремный фольклор в гавайском стиле [электронный ресурс]. –Режим доступа:h**t://w*w.mignews.com/news/culture/cis/15060620110 14407.html.

83. Ручьевская Е. «Война и мир». Роман Л.Н. Толстого и опера С.С. Про-кофьева / Е. Ручьевская – СПб.: Композитор, 2010. – 478 с.

84. Ручьевская Е.А. Слово и музыка / Е.А. Ручьевская – М.: Музгиз, 1960. – 56 с. – (Библиотека музыкального самообразования).

85. Ручьевская Е.А. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра / Е.А. Ручьевская. – СПб.: Композитор, 2005. – 388 с.

86. Сабинина М. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке / М. Сабинина. – М.: Композитор, 2003. – 328 с.

87. Савенко С. Обсуждаем смотр молодых / С. Савенко // Сов. музыка. – 1975. – № 8. – С. 18–19. – (Творчество).

88. Садых-заде Г. «Иван Денисович» давно просился на оперную сцену / [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t: // w*w.mosconsv.r*.

89. Сандулов Ю. История России: народ и власть / Ю.А. Сандулов. – СПб.: Лань, 1997. – 448 с.

90. Садуова А. Опера Шимановского «Король Рогер»: к вопросу создания авторского мифа: дипломная работа / А. Садуова; науч. рук. Е.К. Карпова – Уфа, 2005. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. З. Исмагилова.

91. Седова О. Премьера «Один день Ивана Денисовича» – зал аплодиро-вал стоя [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://afisha.prm.r*/News/1_den_premera.

92. Священники о писателе [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.religio.r*/news/17069.html.

93. Скребков С. Анализ музыкальных произведений / C. Скребков. – М.: Гос. муз. изд-во, 1958. – 330 с.

94. Соколов О. Музыкальная драма и смешанные разновидности жанра [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.lafamire.r*/index.php?option=com_content&view=article&id=693:2010-05-24-13-58-26&catid=50:2010-10-17-14-50-35&Itemid=97.

95. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича: рассказы 60-х годов / А. Солженицын. – СПб.: Азбука – классика, 2001. – С. 3–142.

96. Солженицын Александр Исаевич // Биографический энциклопе-дический словарь / гл. ред. А. Горкин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – С. 553–554.

97. Солженицын Александр Исаевич // Кто есть кто в мире / гл. ред. Г. Шалаева. – М.: Слово, Эксмо, 2006. – С. 1334–1335.

98. Соллертинский И. Исторические типы симфонической драматургии / И. Соллертинский – М, 1963. – 28 с.

99. Соловцов А. Пиковая дама / А. Соловцов // Оперы Чайковского. Путеводитель. – М: Музыка. – 1970. – С. 217–325.

100. Степанова Н. Опера «Наки» Салавата Низаметдинова: дипломная работа / Н. Степанова; науч. рук. Т.С. Угрюмова. – Уфа, 2012 – 184 с. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. З. Исмагилова.

101. Тараканов М. Ранние оперы Прокофьева: исследование / М. Тарака-нов – М.; Магнитогорск: Гос. ин-т искусствознания, Магнитогорский муз.-пед. ин-т, 1996. – 199 с.

102. Телина Е.А. Типология женских образов в русской опере последней трети XVIII – первой половины XIX века: дипломная работа. – Уфа, 2003. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. З.Исмагилова.

103. Темпест Р. Геометрия ада: поэтика пространства и времени в повести «Один день Ивана Денисовича» / Р. Темпест // Звезда. – 1998. – № 12. – С. 128–136. – (К 80-летию Александра Солженицына).

104. Тихон Хренников: статьи о творчестве композитора / сост. и ред. И. Мартынов. – М.: Советский композитор, 1974. – 189 с.

105. Тихоновец Т. 3653 дня Ивана Денисовича / Т. Тихоновец // Экран и сцена [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.solzhenitsyn.r*/o_tvorchestve/v_iskusstve/index.php?ELEMENT_ID=645.

106. Тюрьма в Гуантанамо [электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://ru.wikipedia.org/wiki/

107. Угрюмова Т. Проблема жанровых разновидностей оперы в курсах музыкальной литературы / Т. Угрюмова // Вопросы искусствоведения / ред.-сост. В. Башенев, Ф. Камаев. – Уфа: Баш. кн. изд-во 1983. – С. 68–77.

108. Угрюмова Т. Истоки и пути формирования русской лирической оперы / Т. Угрюмова / УГИИ; Кафедра истории музыки, 1976 – 1980. – 291 с.

109. Урманов А. «Один день Ивана Денисовича» как зеркало эпохи ГУЛА-Га / А.Урманов // «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст: сб. статей / под ред. А. Урманова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – С. 37–77.

110. Ферман В. Оперный театр: статьи и исследования / В. Ферман / ред.-сост. Н. Туманина. – М.: Музгиз, 1961. – 358 с.

111. Фраёнов В. Фугато / В. Фраёнов // МЭ в 6 тт. Т.6 / гл. ред. Ю. Кел-дыш – М., 1981. – Стб. 995–996.

112. Фрид Э. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусорг-ского / Э. Фрид. – Л.: Музыка, 1973. – 335 с.

113. Хисамеева Г. «Звезда любви» С. Низаметдинова: путеводитель по опе-ре: дипл. раб. / Г. Хисамеева; науч. рук. В.А. Симонова; УГАИ им. З. Исмагилова. – Уфа, 2005. – 215 с. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. З. Исмагилова.

114. Хисамова Д. Опера З.Г. Исмагилова «Акмулла»: путеводитель: дипл. раб. /Д. Хисамова; науч. рук. Р.Х. Исламгулова; УГИИ. – Уфа, 2003.– 69 с. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. З. Исмагилова.

115. Холопова В. Полиритмия / В. Холопова // МЭ в 6 тт. Т. 4 / гл. ред. Ю. Келдыш. – М., 1978. – Стб. 334–336.

116. Холопова В. Фактура: очерк / В. Холопова. – М.: Музыка, 1979. – 87 с. – (Вопросы истории, теории, методики).

117. Хомутский Р. Сон юного пианиста, или Липецкая фабрика музы-кальных грёз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.lpgzt.r*/aticle/15136.htm.

118. Царева Е. Вальс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://dic.academic.r*/dic.nsf/enc_music/1421/Вальс.

119. Царёва Е. Жанры музыкальные / Е.М. Царёва // МЭ в 6 тт. Т. 2 / гл. ред. Ю. Келдыш. – М., 1974 – Стб. 383–388.

120. Чайковский Александр Владимирович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t: // w*w.mosconsv.r*.

121. Чайковский А. Между Москвой и Петербургом: [Беседа] / вела Старикович Я. // Муз. жизнь. – 2006. – № 4. – с. 8–10.

122. Чайковский А. Опера «Один день Ивана Денисовича» (2009) [Звукоза-пись] / А. Чайковский / Солисты, хор, симф. орк. Пермского ГАТОиБ п/у В. Платонова. – DVD.

123. Чайковский А. Один день Ивана Денисовича [Ноты]: опера в 2 д. / А. Чайковский, либретто А. Чайковского и Г. Исаакяна. – Клавир. – Пермь. – 2009. – 166 с.

124. Чудакова М. Монолог / М. Чудакова // Краткая литературная энциклопедия. В 9 тт., Т. 4 / гл. ред. А. Сурков – М., 1967. Стб. 947.

125. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой / Л. Чуковская. В 3 тт., Т. 2.— М., 1997. – 252 с.

126. Шехонина И. Евгений Онегин П. Чайковского / И. Шехонина. – М.: Гос. муз. изд-во, 1949. – 77 с. – Путеводитель по пушкинским операм.

127. Шехонина И. Творчество Т.Н Хренникова: исследование / И. Шехонина. – М.: Советский композитор, 1985. – 336 с.

128. Эйнштейн М. Фабула / М.Эйнштейн // Краткая литературная энциклопедия. В 9 тт., Т. 7 / гл. ред. А. Сурков. – М., 1968. – Стб. 873–874.

129. Ямпольский И. Ариозо / И. Ямпольский // МЭ в 6 тт. Т.1 / гл. ред. Келдыш. – М., 1973. – Стб. 201.

130. Ярустовский Б. Очерки по оперной драматургии оперы XX века / Б. Ярустовский. – Кн. 2-я. – М: Музыка, 1978. – 261 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Создание путеводителя по опере «Один день Ивана Денисовича»»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Дипломная работа
Страниц: 120
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика