Дипломная работа

«Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству»

  • 70 страниц
Содержание

Введение….3

Глава I. Теоретические основы проблемы подготовки старшеклассников общеобразовательной школы к осознанному родительству…9

1.1. Сущность и понятие осознанного родительства в психолого-педагогической науке ….9

1.2. Проблема ответственного отцовства и материнства как факторы осознанного родительства….…19

1.3. Основные направления, формы и методы деятельности социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству….27

Выводы по первой главе….32

Глава II. Содержание деятельности социального педагога по подготовке старшеклассников к осознанному родительству….35

2.1. Организация опытной работы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству на базе МОБУ СОШ № 5 г. Благовещенска Республики Башкортостан ….35

2.2. Содержание и анализ опытной работы по реализации программы подготовки старшеклассников к осознанному родительству….46

Выводы по второй главе….….53

Заключение….56Список литературы….….60

Приложения….…66

Введение

Актуальность исследования. Проблема осознанного родительства среди молодежи на сегодняшний день является одной из актуальных направлений воспитания подрастающего поколения. Реализация этого направления педагогами, психологами, родителями и государством приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих проблем и явится залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем. Официальная статистика разводов в России в 2013 году составляет 153 406 на 185 969 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2013 год составил 80%. Демографы объясняют такую печальную статистику тем, что в 2013 году наступил брачный возраст юношей и девушек, рожденных в начале девяностых годов. А девяностые годы отличились крайне низкой рождаемостью. Многие семьи в те времена считались крайне неблагополучными. Тем не менее, это не единственная причина того, что многие супружеские пары в России разводятся. Также статистика показывает, что неподготовленные к семейной жизни молодые люди не могут справляться с семейными проблемами. Отсюда и выдвигаются основные проблемы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, у подрастающего поколения отсутствуют четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом и государством. В научной литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно неполноценных молодых людей. Это подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества. Во многом проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в формировании у растущего человека семейных духовно-нравственных ценностей как базисных в жизнедеятельности человека, его социализации и самореализации. Задача педагогов - направить эти процессы на сохранение традиционных семейных ценностей и формирование новой системы семейных ценностей в условиях инновационного общества, чтобы старшеклассники идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.

Современные условия развития общества определяют новое видение роли подготовки к семейной жизни в становлении личности старшеклассников, в решении их профессиональных, социальных, экономических и личностных проблем, так как подготовка к осознанному родительству - система, выполняющая адаптивную и воспитательную функции между социумом и человеком. У современной молодежи складывается неправильное понятие и отношение к осознанному родительству и роль школы и семьи в подготовке старшеклассников к осознанному родительству приобретает особую значимость. Поэтому возникает необходимость заставить молодежь задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений в семье.

Подростковый период характеризуется активным становлением личности учащегося, его самоопределением и прогнозированием собственной социальной активности, планированием своего будущего, формированием собственных представлений о мире, семье и о себе самом. Именно в этом возрасте необходимо закладывать базовые знания в области супружеских и родительских обязанностей, осознанного родительства, воспитания детей, семейных ценностей.

Проблемой исследования подготовки старшеклассников к осознанному родительству занимались такие исследователи как Р.В. Овчарова, В.И.Барский, Л.Ф. Бурлачук, М.О. Ермихина, С.В.Ковалев, А.С.Спиваковская.

На важность подготовки старшеклассников к осознанному родительству указывали и классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Они обращали внимание, прежде всего, на совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, воспитание ответственного отношения к материнству и отцовству.

Данную проблему также рассматривали такие педагоги как Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, И.С. Кон. Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы содержатся также в работах И.В. Бестужева-Лады, И.В. Гребенникова, Т.А. Куликовой, С.Н. Токаревой и др. Они определили содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к осознанному родительству в современных условиях.

К сожалению, анализ педагогической литературы показывает, что подготовкой к осознанному родительству подрастающего поколения сегодня ни родители, ни учителя в школе должным образом не занимаются. Подготовка к осознанному родительству осуществляется в лучшем случае эпизодически в форме «сексуального информирования», как правило, им чаще всего занимаются медицинские работники в центрах репродуктивного здоровья, гинекологических отделениях детских больниц, иногда в школах. Однако «информационный» подход недостаточен, так как он не способствует формированию у подростков ценностного отношения к своему здоровью.

Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на подготовку растущего поколения к созданию семьи, выполнению роли ответственных родителей и формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни предполагает воспитание у них осознанного родительства. Несмотря на теоретическую разработанность этого вопроса, на практике ему уделяется мало внимания. В современной школе, в отличие от советской, нет отдельного предмета, готовящего учащихся к семейной жизни. Особое значение в подготовке учащихся к семейной жизни имеет социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование понятий семьи, семейные ценности, осознанное родительство.

Цель исследования: выявить формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: содержание деятельности социального педагога СОШ по подготовке старшеклассников к осознанному родительству.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность и понятие осознанного родительства в психолого-педагогической науке.

2. проанализировать проблему ответственного отцовства и материнства как фактор осознанного родительства.

3. Выявить основные направления, формы и методы деятельности социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству.

4. Рассмотреть опытную работу социального педагога по подготовке старшеклассников к осознанному родительству на базе СОШ МОБУ № 5 г. Благовещенска РБ.

5. Разработать программу подготовки старшеклассников к осознанному родительству.

Гипотеза. Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству будет наиболее эффективной, если:

- социальным педагогом изучена теоретическая проблема подготовки старшеклассников общеобразовательной школы к осознанному родительству;

- осуществлена диагностика, включающая комплекс методик взаимно дополняющих и проверяющих друг друга;

- реализована программа подготовки старшеклассников общеобразовательной школы к осознанному родительству.

Теоретическую основу исследования: составили работы отечественных педагогов, психологов посвященные работам неблагополучных семей (Л.Б. Шнейдер, Ю.П. Азарова, И.Ф. Дементьевой и др.); теория социально-педагогической деятельности (М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, М.В. Шокурова, Ю.В. Василькова и т.д.).

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в обобщении теоретических положений проблемы подготовки старшеклассников общеобразовательной подготовки к осознанному родительству;

- расширено представление об основных формах работы социального педагога со старшеклассниками общеобразовательной школы в процессе подготовки к осознанному родительству;

- охарактеризованы феномены отцовства и материнства, как основные составляющие подхода по подготовке старшеклассников общеобразовательной школы к осознанному родительству.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определено содержание деятельности социального педагога по подготовке старшеклассников к осознанному родительству, результаты работы могут быть использованы в работе социальных педагогов, классного руководителя.

Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, сравнение); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анализ документации, описание опыта работы социального педагога).

Опытной базой исследования являлась СОШ № 5 г.Благовещенска Республики Башкортостан.

Структура исследования состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога общеобразовательной школы по подготовке к осознанному родительству

1.1 Сущность и понятие осознанного родительства в психолого-педагогической науке

Родительство - является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.

Важным фактором подготовки к ответственному родительству является, разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности по семьеведению и пропаганде ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций и обычаев.

Готовность к семейной жизни, т.е. к осознанному, ответственному отношению к выполнению в будущем роли родителя – важнейший показатель социальной зрелости, духовного и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Предупреждать возникновение этой проблемы необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее сензитивного для формирования духовно нравственных установок.

Становление учащихся к семейной жизни является одной из составляющих процесса взросления и личностного роста учащихся, условием стабильности будущих супружеских отношений и общества в целом. В качестве основы процесса становления готовности старшеклассников к осознанному родительству необходимо формировать ценностное содержание представлений о семье [3, 55].

Становление и развитие семьи является результатом активного творчества, активной деятельности человека. Эта творческая деятельность есть не что иное, как управление, прежде всего собой, собственным поведением, готовностью учитывать интересы всех членов семьи.

Подготовить человека к семейной жизни – это не просто дать ему запас определенных знаний. Необходимо воспитать молодых людей в убеждении, что брак, семья требуют самого серьезного, ответственного к себе отношения. Необходимо воспитать ответственность перед собой, будущими мужем и женой, детьми и обществом.

Особое место следует отвести пониманию семейной морали и семейной этики в их отношении с общечеловеческой моралью.

Семейная мораль как одна из форм общественного сознания представляет собой совокупность законов, норм, требований, идеалов, каждый их которых имеет свою непосредственную проекцию на реально проживаемую жизнь отдельно взятого человека.

Семейная этика входит неотъемлемой частью в повседневный мир человеческих размышлений и чувств, сливаясь с ними. Каждый поступок, каждое действие любого члена семьи по отношению друг к другу никогда нейтральным не бывает, напротив, все действия несут моральную нагрузку. Так как действия людей в семье несогласованны, в силу этого обстоятельства каждая семья обладает определенным моральным уровнем [30, 47].

Изучая проблему подготовки к осознанному родительству, Е.Зритнева выделила следующие компоненты готовности подрастающего поколения к ответственному родительству: мотивационно-ценностный, действенно-практический, эмоционально-волевой [14, 8].

Структуру мотивационно-ценностной готовности составляют когнитивный, эмоциональный, интеллектуально-волевой компоненты, а высшим уровнем ее проявления является гуманистическая направленность личности. Она имеет свои критериальные показатели: осознание семьи как ценностного социального института, личностное осмысление ценностей семьи и брака, признание значимости внутрисемейного общения, принятие творческого характера поведения семьянина, личностный смысл ценности родительства.

Интеллектуально-познавательный компонент готовности сводиться к овладению совокупностью знаний о семье и браке в психологии личности и семейных отношений, в области семейной педагогики, организации разумной жизнедеятельности семьи. Критериальными показателями являются наличие знаний, осознание их личностного смысла, аналитические и практические умения.

Действенно-практический компонент готовности проявляется через внешне наблюдаемые умения и навыки, необходимые в семейной жизни: конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские. Их критериальным показателем служит степень сформированности умения прогнозировать развитие семьи, моделировать возможные семейные ситуации с учетом психологических особенностей членов семьи, регулировать взаимоотношения в системе «личность – семья - общество» и «личность – семья - личность», т.е. сотрудничать со всеми членами семьи, формировать чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности, сочетать требовательность с уважением к личности.

Эмоционально-волевой компонент готовности предполагает создание оптимальных условий жизни в семье для каждого ее члена, любовь к близким людям и детям, к положительному эмоциональному настрою на укрепление семьи в различных ситуациях, потребность трудиться на благо семьи. Критериальными показателями являются: психологическая установка на положительные эмоции, получение удовлетворение от выполнения семейных дел и обязанностей, преодоление препятствий на пути к созданию здоровой благополучной семьи [14, 12].

Важное значение в аспекте подготовки старшеклассников к осознанному родительству и как следствие для формирования духовно-нравственных ценностей семьи имеет культура брачно-семейных отношений, так как она отражает уровень духовного, личностного развития человека. Л.М. Панкова выделяет несколько главенствующих социально-нравственных функций, влияющих на формирование культуры брачно-семейных отношений: гносеологическую, информационную или функцию передачи молодежи социального опыта прошлых поколений, коммуникативную, регулятивную, нормативную, гуманистическую, духовно-ценностную, которая предполагает создание семьи на основе единства или близости духовно-нравственных позиций и ценностных ориентаций [20, 72].

В.А. Сухомлинский считал, что к материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели и воспитание хорошей матери и хорошего отца – это, по существу, решение доброй половины всех задач школы [24, 67].

По мнению Г.А. Куликовой система подготовки подрастающего поколения к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей должна основываться на таких общепедагогических принципах, как связь с жизнью, комплексность и взаимосвязь всех факторов, формирующих личность; единство воспитания, обучения и развития; содружество воспитателей и воспитанников, исключающее их приоритетное сотрудничество и сочетание педагогического руководства с развитием активности, самодеятельности и инициативы воспитанников, активизации их самовоспитания; систематичность и последовательность воспитания; учет возрастных и индивидуальных особенностей личности [18, 32].

И.В. Гребенников при подготовке подрастающего поколения к семейной жизни считает необходимым включать следующие основные аспекты:

1) общесоциальный, раскрывающий государственную политику в области брачно-семейных отношений и демографии, о значимости семьи как важнейшей ячейки общества, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.

2) этический, включающий воспитание в первую очередь следующих нравственных качеств: равноправного отношения к представителям другого пола; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; осознания моральных основ брачно-семейных отношений; любви как нравственной основы брака; чувство долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств; правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.

3) правовой: ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4) психологический: формирование понятий о личности как уровне развития индивида; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5) физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; вопросов личной гигиены.

6) педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функций отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и по воспитанию детей.

7) эстетический, включающий формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.

8) хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство [10].

Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство.

По мнению Т.И. Дымновой отмечается, что все мотивы вступления в брак можно разделить на две группы: нравственно-эмоциональные побуждения и материальные стимулы. В первой группе побудительных причин наиболее часто встречаются любовь, общность взглядов и интересов, взаимная симпатия, уважение и дружба, внешняя привлекательность, нравственные качества, желание иметь детей, чувство одиночество, вероятность скоро появления ребенка. Ко второй группе относятся материальная обеспеченность, наличие жилой площади у будущего мужа (жены), желание переехать жить в город, воля родителей [13, 81].

Супружество требует сочетания самоуважения с уважением к другому супругу, к родителям, к старшим и младшим. Первостепенное значение здесь имеют такие нравственные качества, как ответственность, верность, честность, сдержанность, доброта, человечность, чувство долга перед супругой (супругом), семьей детьми.

Для рождения здорового супружества необходимо выполнение трех условий:

- умение вступающих в брак спроектировать оптимальную и реалистичную модель своей будущей семьи, ее образ жизни, учесть при этом влияние образа жизни и традиций родительских семей, жилищные и экономические возможности, источники доходов и предполагаемые расходы, а также пути осуществления своих совместных планов на будущее.

- понимание основ морально-психологического климата семьи.

- осознание необходимости сочетать семейные и общественные обязанности.

Таким образом, подготовка школьников к осознанному родительству представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий школьников с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание учащимися особенностей взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни [14, с. 34].

Подготовка учащихся к семейной жизни должна иметь большую практическую направленность. Акценты в системе воспитательной работы должны быть смещены с формирования представлений у юношей и девушек о главных качествах супругов абстрактной семьи на непосредственное воспитание важнейших качеств личности будущего семьянина, на нравственное совершенствование личности – формирование чувства долга, ответственности, заботы, взаимопонимания в общении с другими людьми, установки на дружеские отношения с лицами противоположного пола, умения уступать, быть чутким и внимательным к окружающим.

Понятие «осознанное родительство» в психологическом дискурсе понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве [1]. По Л.И. Столярчук, осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания [23].

«Сознательное родительство», «ответственное родительство» характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Противоположность «осознанному», «сознательному», «ответственному» родительству - пассивная или инфантильная родительская позиция: неосознанность отцом или матерью родительских установок, позиций и ценностей, спонтанность, неразборчивость в способах общения и приёмах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных воздействий. В рамках такого подхода помощь в формировании оптимального отношения к родительству может исходить как со стороны специалистов, так и от более опытных, сознательных, ответственных родителей.

Нельзя не отметить и вариативность смыслов, которые могут вкладываться в такие понятия как «ответственное» и «сознательное» родительство.

Так, понятие ответственности может быть сопряжено с политикой ограничения рождаемости под лозунгом «ребёнок должен быть здоровым и желанным» или «пусть один ребенок, но здоровый и желанный».

Понятие осознанное родительство отражает отношение к родительству как к важному, социально-ответственному делу, эффективность которого зависит от того, в какой мере мать и отец сознают и принимают эту ответственность. Такие понятия, как «осознанное», «сознательное», «ответственное» родительство вошли в отечественный научный дискурс и прикладные практики сравнительно недавно, с конца 90х годов ХХ века.

Таким образом, понятие осознанное родительство затрагивает выстраивание отношений между самими родителями, между старшим и младшим поколениями семьи, особенностями проявлений любви и заботы, организации домашнего быта, творческого преобразования домашней среды и уклада жизни дома, создания и консервации семейных традиций, обогащения культурного кругозора и форм совместного досуга, характера попечения о собственном здоровье и здоровье ребенка, начиная с периода подготовки к беременности и деторождению, выбора модели репродуктивного поведения, специфики взаимодействия с социальными институтами и их представителями и др.

Осмысление феномена родительства целесообразно связать с более широким контекстом - рассматривая его как общественно значимое пространство национальной культуры. Такое понимание родительства имеет ряд преимуществ.

Культурологический подход позволяет интегрировать характеристики и проявления культуры родительства, зафиксированные в рамках различных научных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогике, этнологии, фольклористике, медицине и др., что ведет к целостному пониманию данного феномена. Синтез результатов различных дисциплин, изучающих семью и родительство, необходим и для оптимизации действий различных социальных структур, организаций, фирм, нацеленных на конструктивное сопровождение семьи.

Культурологический подход содействует актуализации ценностного (аксиологического) фактора в формировании культуры родительства. Духовный комплекс в её морфологии является системообразующим; им задаются ценностно-смысловые координаты в различных сферах жизни семьи: от мировоззренческих устоев до избираемых оздоровительных, воспитательных, культурных, досуговых, религиозных практик, от репродуктивных установок и стиля внутрисемейного общения, эстетики быта до отношений с окружающим миром.

Помимо этого, обнаруживаются возможности преодоления «знаниевого подхода» и моделирования целенаправленного формирования культуры родительства как интегрированной трехкомпонентной системы: «ценности – знания и опыт – способы их трансляции». Ею определяется решение актуальных вопросов, детерминирующих специфику культуры родительства: ради чего и что именно транслировать, что для этого необходимо на разных стадиях развития семейной системы, какими способами транслируются ценности, знания, опыт от старших к младшим членам семьи.

При комплексном подходе - на основе интеграции современных научных знаний и конструктивного прикладного инновационного опыта родительских объединений, возможно создание эффективной системы целенаправленной поддержки семьи и родительства.

Таким образом, взгляд на современное родительство только через парадигму кризиса концентрирует внимание исследователей на девиантных тенденциях. Это, в свою очередь, обуславливает общественные представления о родительстве, как на само по себе неполноценном явлении, нуждающемся в оформлении специалистами. Конструктивные явления иного характера, вариативность спонтанно складывающихся моделей формирования культуры родительства в активных родительских сообществах, остаются, по большей части, вне аналитики. Это приводит к искаженной картине представлений о современном родительстве и его социокультурном потенциале.

Заключение

Теоретический анализ проблемы показывает, что современные условия развития общества определяют новое видение роли подготовки к семейной жизни в становлении личности старшеклассников, в решении их профессиональных, социальных, экономических и личностных проблем, так как подготовка к осознанному родительству - система, выполняющая адаптивную и воспитательную функции между социумом и человеком. У современной молодежи складывается неправильное понятие и отношение к осознанному родительству и роль школы и семьи в подготовке старшеклассников к осознанному родительству приобретает особую значимость. Поэтому возникает необходимость заставить молодежь задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений в семье.

Подростковый период характеризуется активным становлением личности учащегося, его самоопределением и прогнозированием собственной социальной активности, планированием своего будущего, формированием собственных представлений о мире, семье и о себе самом. Именно в этом возрасте необходимо закладывать базовые знания в области супружеских и родительских обязанностей, осознанного родительства, воспитания детей, семейных ценностей.

На важность подготовки старшеклассников к осознанному родительству указывали еще А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Они обращали внимание, прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, в воспитании ответственного отношения к материнству и отцовству.

Данную проблему также рассматривали Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, И.С. Кон, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, Т.А. Куликова, С.Н. Токарева и др. Они определили содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к осознанному родительству в современных условиях.

Несмотря на теоретическую разработанность этого вопроса, на практике ему уделяется мало внимания. В современной школе нет отдельного предмета, готовящего учащихся к семейной жизни. Особое значение в подготовке учащихся к семейной жизни имеет социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование понятий семьи, семейные ценности, осознанное родительство.

Родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Родительство с позиции научных исследований рассматривается как сложная психологическая система, поэтому подготовку к осознанному родительству надо начинать в школе.

Работа с подростками и молодежью в области подготовки к осознанному родительству на сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений, осуществление которого приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих проблем и явится залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем. По-настоящему сознательные родители хотят видеть своего ребенка здоровым, умным, счастливым. Все это, как известно, закладывается в самом начале жизненного пути: с момента оплодотворения яйцеклетки, а фактически значительно раньше, ведь в основном родители передают детям то, что имеют сами. Поэтому рождение ребенка и его воспитание требуют осознания родительской ответственности и определенной грамотности, без которой эта ответственность не может быть реальной.

Готовность к семейной жизни, т.е. к осознанному, ответственному отношению к выполнению в будущем роли родителя – важнейший показатель социальной зрелости, духовного и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Предупреждать возникновение этой проблемы необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее сензитивного для формирования духовно нравственных установок.

Становление учащихся к семейной жизни является одной из составляющих процесса взросления и личностного роста учащихся, условием стабильности будущих супружеских отношений и общества в целом. В качестве основы процесса становления готовности старшеклассников к осознанному родительству необходимо формировать ценностное содержание представлений о семье.

Становление и развитие семьи является результатом активного творчества, активной деятельности человека. Эта творческая деятельность есть не что иное, как управление, прежде всего собой, собственным поведением, готовностью учитывать интересы всех членов семьи.

Во второй главе нами была представлена опытная работа по подготовке старшеклассников к осознанному родительству, которая включала в себя такие этапы, как: подготовительный этап, диагностический, реализационный и оценочно-результативный этапы.

С целью выявления у старшеклассников осознанного отношения к родительству нами было проведено анкетирование, беседы и анонимный опрос старшеклассников. По результатам диагностики мы выявили, что необходимо разработать и реализовать программу по подготовке старшеклассников к осознанному родительству. Поэтому на основе результатов, полученных в ходе реализации подготовительного этапа, совместно с социальным педагогом была разработана и реализована программа подготовки старшеклассников к осознанному родительству. В программу были включены лекции со старшеклассниками, беседы со старшеклассниками, классные часы и родительские собрания, направленные на формирование готовности к осознанному родительству.

По данным результатам повторной диагностики были получены изменения в лучшую сторону. Внедрение программы позволило сделать выводы о высоких показателях готовности старшеклассников к осознанному родительству. Таким образом, реализуя программу подготовки старшеклассников к осознанному родительству, информация, которую получили обучающиеся, создала благоприятные условия для формирования отношения подростков к семье как к ценности. Подростки стали задумываться над психологическими и морально-нравственными аспектами половых отношений и осознанном родительстве.

Список литературы

1. Агарков, С.Т. Основы сексологии и семейной жизни. V-XI классы [Текст] / С.Т. Агарков. – М.: Просвещение, 2005. – 369с.

2. Афанасьева, Т.М. Семья [Текст] / Т.М. Афанасьева. – М.: Просвещение 2004. – 169с.

3. Александрова, В.В. Книга молодой семьи [Текст] / В.В. Александрова. – М.: Академия, 2006. – 252с.

4. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю.Е. Алешина // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 74-82.

5. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов – М.: Просвещение, 2009. – 306с.

6. Барский, Ф.И. Нравственная подготовка старшеклассников к личной жизни [Текст] / Ф.И. Барский. – М.: Академия, 2009 . – 147с.

7. Бякова, Т.Н. Нравственно-половое воспитание молодежи, подготовка к семейной жизни [Текст] / Т.Н. Бякова. – М.: Академия, 2004. – 272с.

8. Бурова, С.Н. Будущая жена и мать [Текст] / С.Н. Бурова – М.: Просвещение, 2000. – 160с.

9. Баклаенко, Н.Г. Современное состояние охраны репродуктивного здоровья подростков [Текст] Н.Г. Баклаенко, Л.В. Гаврилова // Здравоохранение. 2000. – №7. – С.26-33.

10. Волкова, А.Н. Опыт исследования супружеской неверности [Текст] / А.Н. Волкова. – М.: Просвещение, 2000. – 260с.

11. Говако, Б.И. Студенческая семья [Текст] / Б.И. Говако – М.: Академия, 2009. – 158с.

12. Голод, С.И. Состояние и перспективы развития семьи [Текст] / С.И. Голод – М.: Академия, 2006 . – 186с.

13. Голод, С.И. Семья и брак [Текст] / С.И. Голод – М.: Омега, 2008. – 272с.

14. Дементьева, И.Ф. Первые годы брака [Текст] / И.Ф. Дементьева – М.: Академия, 2001. – 112с.

15. Денисенко, М.В. Сексуальное поведение российской молодежи [Текст] М.В. Денисенко, Ж.П. Зуанна // Социологические исследования. 2001. – №2. – С.83-86.

16. Добрович, А.А. Беседы о половом воспитании / [Текст] / А.А. Добрович – М.: Детство-Пресс, 2001. – 218с.

17. Ермихина М. О, Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов [Текст] / М. О. Ермихина. – М.: Казань, 2004. – 122с.

18. Жигалин С. С. Формирование адекватных родителсьских по-зиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка [Текст] / С. С. Жигалин. – М.: Академия, 2004. – 233с.

19. Загвязинский, В.И. Социальная педагогика [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Юрайт, 2012. – 405с.

20. Зайцев, Г.К. Твое здоровье: Регуляция психики [Текст] / Г.К. Зайцев., А.Г.Зайцев. –– М.: Детство-Пресс, 2000. – 183с.

21. Зайцев, Г.К. Твое здоровье: Укрепление организма [Текст] / Г.К. Зайцев., А.Г.Зайцев. –– М.: Детство-Пресс, 2001. – 152 с.

22. Зайцев, Г.К. Твое здоровье: Формирование сексуальности [Текст] / Г.К. Зайцев., А.Г.Зайцев. –– М.: Детство-Пресс, 2002. – 198с.

23. Зайцев, Г.К. Валеология подростков: Дополнительное образование школьников 5-8 классов [Текст] / Г.К. Зайцев., А.Г.Зайцев., Г.М. Брадик. – М.: Детство-Пресс, 2000. – 159с.

24. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера формирования подростковой сексуальности [Текст] Г.К. Зайцев., А.Г.Зайцев., Г.Л. Павлова // Валеология. 2003. – №1. – С.20-26.

25. Зайцев, Г.К. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью [Текст] Г.К. Зайцев., А.Г.Зайцев., Т.Г. Хаптанова // Вопросы психологии. 2002. – №3. – С.33-40.

26. Зацепина, В.И. Молодая семья [Текст] / В.И.Зацепина – М.: Просвещение, 2005. – 96с.

27. Исаев, Д.Н. Отклоняющееся полоролевое поведение у детей и подростков [Текст] Д.Н. Исаев., В.Е. Каган // Нарушение поведения у детей и подростков. 2002. – №3. – С.29-58.

28. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей [Текст] / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – М.: Просвещение, 2002.– 371с.

29. Исаев, Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей [Текст] / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – М.: Просвещение, 2009. – 172с.

30. Исаев, Д.Н. Половые роли и девиантное поведение [Текст] / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – М.: Прайм-Еврознак, 2010. – 202с.

31. Каган, В.Е. Половые аспекты индивидуальности [Текст] / В.Е. Каган. – М.: Прайм-Еврознак, 2000. – 183с.

32. Каган, В.Е. Система половых различий [Текст] / В.Е. Каган. – М.: Прайм-Еврознак, 2010. – 182с.

33. Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании [Текст] / Д.В. Колесов. – М.: Академия, 2011. –– 190с.

34. Кон, И.С. О теоретической сексологии [Текст] / И.С. Кон. – М.: Академия, 2011. - 148с.

35. Красовский, А.С. Будущий муж и жена [Текст] / А.С. Красовский. – М.: Академия, 2003. - 179с.

36. Лосева, О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье [Текст] / О.К. Лосева. – М.: Знание, 2000. – 132с.

37. Лунин, И.И Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии [Текст] / И.И. Лунин. — М.: Академия, 2003. - 179с.

38. Лунин, И.И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка [Текст] / И.И. Лунин. - М.: Академия, 2003. –– 191с.

39. Максимова, Н.М. О склонности подростков к аддиктивному поведению [Текст] Н.М. Максимова // Психологический журнал. – 2006. – №3. – С.149-152.

40. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 492с.

41. Милюкова, Е.В. Формирование психологических компонентов родительской любви [Текст] / Е.В. Милюкова. – М.: Академия, 2005. –191с.

42. Мухина, В.С. Социальное пространство личности [Текст] // В.С. Мухина. Развитие личности. – 2002. –№1. –С19.

43. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. – М.: Академия, 2005. – 348с.

44. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2006. . – 496с.

45. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2002. – 295с.

46. Овчарова, Р.В. Психологической сопровождение семьи и се-мейного воспитания / Р.В. Овчарова. М.: Академия, 2002. –72с.

47. Петрище, И.П. О половом воспитании детей и подростков [Текст] / И.П. Петрище. – М.: Академия, 2006. – 160с.

48. Петровский, В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений [Текст] В.А. Петровский., М.В. Полевая // Вопросы психологии. – 2001. – №1. –С.19-26.

49. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подростко-вого возраста [Текст] К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С.20 - 33.

50. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К. Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. –184с.

51. Разнатовский, К.И. Статистический анализ заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем и профилактика на современном этапе [Текст] К.И. Разнатовский., Т.С. Смирнова // Российский семейный врач. – 2000. – №4. – С.14-18.

52. Рубанович, В.М. Родителям о половом воспитании детей [Текст] / В.М. Рубанович. – М.: Академия, 2006. –153с.

53. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ подростковой любви [Текст] / Д.Я. Райгородский. – М.: Академия, 2002, –688с.

54. Райе, Ф.А. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. А. Райе. – М.: Академия, 2000, –235с.

55. Рамих, В. А. Материнство как социокультурный феномен [Текст] / В. А. Рамих. М.: Академия, 2000, –149с.

56. Рябов, А.Е. Личные семейные перспективы в представлениях школьников [Текст] А.Е. Рябов // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. – №1. – С.38-51.

57. Санюкевич, Л.И. Половое воспитание детей и подростков [Текст] / Л.И. Санюкович. – М.: Академия, 2006. –143с.

58. Савина, Е.А. Родительские представления и установки: поня-тие виды, структура [Текст] Е.А. Савина //Семейная психология и семейная терапия, –2001 –№3. –С.85-95.

59. Спиваковская, А.С. Как быть родителями [Текст] / А.С. Спиваковская. М.: Академия, 2000. – 206с.

60. Филиппова, Г.Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г. Филиппова. М.: Академия, 2002. – 240 с.

61. Хрипкова, А.Г. Разговор на трудную тему [Текст] / А.Г. Хрипкова. – М.: Академия, 2006. – 132с.

62. Черняк, Е. М. Социология семьи [Текст] / Е. М. Черняк. – М.: Академия, 2006. – 155с.

63. Юферева, Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате [Текст] Т.И. Юферова // Возрастные особенности психического развития детей. – 2000. – №4. – С.183-219.

64. Яновская, М.А. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников [Текст] М.А. Янаковская // Народное образование. – 2005. – №7. – С.166-169.

65. Мировая статистика ЗППП [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:h**t://w*w.ozppp.r*/articles/epidemzppp.html (Дата обращения 17.02.2014).

Покупка готовой работы
Тема: «Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика