Дипломная работа

«Формирование музыкального вкуса у учащихся на уроке музыки»

  • 66 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У УЧАЩИХСЯ….9

1.1 Музыкальный вкус в структуре личности школьника….9

1.2 Проблемы формирования музыкального вкуса учащихся на уроках музыки…13

1.3 Камерно-вокальная музыка в творчестве башкирских композиторов….18

Выводы по первой главе….25

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ…27

2.1 Педагогические условия формирования музыкального вкуса учащихся.27

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты….35

Выводы по второй главе….41

ЗАКЛЧЕНИЕ….43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….45

ПРИЛОЖЕНИЕ….49

Введение

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Проблема формирования музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной. Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видеозаписи). Легкодоступная музыка превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Музыка может быть развлекательной и серьезной, но везде, где звуки, звуковые комплексы, интонации, элементарные или усложненные формы их сочетания несут в себе определенный эмоциональный смысл.

Молодежь уделяет музыке больше внимания, времени и средств, чем взрослые. Они главные посетители эстрадных концертов, участники дискотек, покупатели кассет и дисков. Однако далеко не вся молодежь безраздельно верна той музыке, которая числится молодежной. Кому-то больше нравится народная песня под гармонь или балалайку, другим серьезная классическая музыка, третьи ни к какой музыке не испытывают явного интереса. У каждого свой музыкальный вкус.

На сегодняшний день, из-за активного внедрения поп и рок-музыки с ее вненациональным ритмоинтонационным языком в молодежную и бытовую среду, вызвать интерес у учащихся к национальной музыке, безусловно, является трудной задачей для учителя музыки. Как отмечает педагог-музыкант Э.Б.Абдуллин, «в эфире, на экранах телевизоров, в аудиозаписях преобладает поп-музыка, преимущественно низкого художественного уровня. К сожалению, именно она сейчас формирует у ребенка представление о музыкальном искусстве: у большинства детей складывается все более устойчивое представление о том, что поп-музыка – это и есть вся музыка». [38;77].

В условиях высокой доступности информации и материалов прессы, телевидения, радио, интернета, на молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни и поток поп-музыки. Адресованная всей общественности, современная, она зачастую проста как по смыслу, так и по восприятию.

Выдающийся швейцарский педагог-музыкант Эмиль Жак-Далькроз, обращаясь к своим ученикам говорил: «Дорогие мои художники – ученики! Воспитывайте себя так, чтобы не нуждаться в развлечениях» [60;29]. Мысль этого педагога не потеряла своего значения и на сегодняшний день. Музыка в современном мире это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности.

Благодаря музыкальному привкусу ребенок может наслаждаться ценным в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, музыкального вкуса дали в своих исследованиях Д.Б.Кабалевский, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая, М.Г.Рыцарева, Т.В.Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей занимались А.Ф.Любова, Л.В.Моисеева, Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко, О.А.Апраксина. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т.А.Колышева, Р.А.Тельчарова, Н.В. Соколова.

Однако все перечисленные изучения музыкального интереса относятся к области массового музыкального воспитания и формирования вкуса в младшем школьном возрасте. Подобных исследований применительно к начальному музыкальному образованию фактически не существует, тогда как современные музыкальные школы призваны решать не только задачи профессиональной подготовки учащихся, но и формирования музыкальной культуры школьников. Направленность подвижнической деятельности авторов концепций на процесс гуманизации школы имеет глубокий смысл. Отличительной особенностью современных концепций являются критическое осмысление предшествующего опыта эстетического воспитания школьников, возвышение значимости искусства в школьном процессе, преемственность с традициями педагогики и культуры.

Последующий этап в музыкальной педагогике связан с разработкой путей

совершенствования отдельных аспектов музыкального воспитания и развития учащихся музыкальной культуре.

Музыка занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений школьников. Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности), она оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств школьников, их эстетических и ценностных ориентаций. И этот потенциал музыкального искусства должен использоваться педагогом в воспитательных целях.

Об этом уже неоднократно говорили ведущие педагоги и психологи, а также педагоги-практики. Научное осмысление вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки берет свое начало в российской педагогике в первой половине прошлого столетия в трудах Б.Л.Яворского, Б.В.Асафьева, Л.А.Авербуха, Н.Я.Брюсовой, А.А.Шеншина и др., продолжено такими выдающимися учеными и педагогами-исследователями, как В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Т.Е.Вендрова, В.Д.Остроменский, Л.М.Кадцын, Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова и др., отражено в работах самых последних лет (Л.В.Школяр, Е.Д.Критская, М.С.Красильникова, Л.А.Ежова и др.).

Проблема формирования музыкального вкуса в целом включает ряд еще не решенных вопросов, среди которых формирование музыкального вкуса школьников средствами башкирской профессиональной музыки. данная тема нуждается в дальнейшей разработке и проверке экспериментальным путем.

Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему исследования: «Формирование музыкального вкуса у учащихся на уроке музыки на примере изучения произведений башкирских композиторов».

Цель исследования - теоретически обосновывать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкального вкуса школьников посредством изучения вокальной музыки башкирских композиторов.

Объект исследования - процесс музыкального образования в школе.

Предмет исследования - педагогические условия формирования музыкального вкуса школьников в процессе изучения вокальной музыки башкирских композиторов.

Гипотеза исследования: процесс формирования музыкального вкуса школьников в процессе изучения вокальной музыки башкирских композиторов будет эффективным при следующих педагогических условиях:

- если проблема формирования музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить свою деятельность так, чтобы суметь заинтересовать их башкирской музыкой, через знакомство с творчеством башкирских композиторов.

- если целью уроков музыки будет формирование способности воспринимать, умение анализировать музыкальный материал.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

1.Изучить музыкально-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Изучить работы, научные исследования по данной проблеме психологов, музыкантов-педагогов;

3. Путем эксперимента выявить уровень развития музыкального вкуса учащихся 6 классов общеобразовательной школы;

4. Определить критерии уровней развития музыкального вкуса учащихся 6 класса;

5. Проследить, как происходит восприятие детьми башкирской музыки на уроке;

6. Доказать эффективность выдвинутой нами гипотезы;

Методологической основой исследования являются

- исследования в области психологического аспекта влияния музыки на человека ( В.И.Петрушин); учение о музыкальном восприятии (Б.М.Теплов, Е.В.Назайкинский);

- теории развития личности (Л.С.Выготский); теория целостного познания музыкального искусства ( Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр, В.А.Школяр);

- концепция о социальных функциях музыки и музыкального образования ( Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Б.Л.Яворский, Д.Б.Кабалевский);

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:

-теоретический анализ музыковедческой, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы;

-тестирование;

-эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами была систематизирована музыкально-педагогическая литература по проблеме исследования; раскрыта актуальность и значимость проблемы.

Практическая значимость исследования данный материал может использоваться в работе учителей, а также для всех, кто интересуется данной проблемой.

Структура работы ВКР: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВАII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ

2. 1. Педагогические условия формирования музыкального вкуса учащихся

В формировании музыкального вкуса огромное пространство занимают литературно - музыкальные темы, где в связи с разговором о творчестве какого-нибудь писателя или стихотворца обширно показывается отображение его творчества в музыке.

Музыкальные интересы учащихся младших классов имеют свои индивидуальности и трудности. Младшие школьники желают ведать и воспринимать музыку, но в большинстве случаев не имеют достаточных навыков выслушивать и принимать ее. Отсюда огромное рвение к чтению книжек о музыке и к лекциям. Обычно 1-ые же шаги реального общения с музыкой вызывают чрезвычайно большущий энтузиазм к ней и рвение поглубже просочиться в разные сферы музыкального

художества.

Разнообразная музыкальная активность является одним из критерий

многостороннего развития музыкальных возможностей деток. Важнейшая задачка музыкального обучения в школе – создание слушателей музыкальной

культуры учащихся, поэтому что нынешний адепт в будущем обязательно

слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. От сформированности

слушательской музыкальной культуры зависит, станет ли человек сам

улучшать собственный врождённый мир при общении с художеством или нет.

Музыкальный привкус школьников создается в процессе функциональной музыкальной деловитости, потому чем разнороднее и деятельнее активность деток на уроке, тем удачнее может реализоваться формирование их музыкальных и творческих возможностей, создание интересов, вкусов, потребностей.

Слушание музыки обязано сочетаться, по идеи Б.В.Асафьева, с практическими деяниями: с воссозданием и сочинением музыки – с творчеством. Особое пространство в работе с младшими школьниками занимает музыкально-ритмические движения. Это способствует взять в толк план композитора и скорее уяснить. Младшим школьникам характерно чувство целостности музыки и движения.

Основная выкройка развития музыкального вкуса в школьной практике является хоровое коленце и обсуждение музыки. Хоровое коленце сводит, организует напевающих в единственный согласный коллектив, содействует обучению духовного решетка, формированию грядущей личности. При разучивании хорового творения на башкирском языке учителю необходимо объяснить оглавление текста иноязычным учащимся, сделав перевод.

Наиболее действенное прибавление малыша к музыке появляется в критериях личного выполнения хорового пения учителем музыки, самой доступной, функциональной и полезной формы деловитости. При коллективной форме занятий преподаватель обязан держать в голове, что нужно учесть способности всякого учащегося в отдельности.

Певческий репертуар обязан увеличивать энтузиазм и хотение учащихся к выполнению, сформировывать разносторонние и состоятельные воспоминания. Учителю предоставляется воля в подборе репертуара.

Хоровое коленце, как коллективная музыкальная активность, деятельно воздействует на формирование вкуса учащихся. В коллективной хоровой деловитости, когда учащийся на виду у всех, он открывается перед управляющим и ровесниками. Участие в общем деле сформировывает у школьника знание знаться, беспристрастно расценивать свои деяния, способствует осмыслить имеющиеся недочеты, как музыкальные( свойство слуха и гласа, певческие умения и навыки), так и поведенческие. Работая в хоре, адепт сформировывает привкус, позитивные личностные свойства, нужные для работы в коллективе, обучается использовать свои силы, музыкальные возможности и умения с полезностью для себя и для хора.

Итак, подчеркнем еще раз, что хоровое коленце – самый-самый вразумительный вид корпоративного исполнительства. Приобщение школьников к певческой деловитости является принципиальным средством формирования музыкального вкуса.

Успех работы зависит от умения учителя, познания и учета им возрастных необыкновенностей ребяческого гласа, дифференцированного подхода к учащимся при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных, творческих возможностей.

Слушание музыки является автономным видом деловитости на

уроке музыки. Учащиеся знакомятся с музыкальными творениями, тут

принципиально сформировывать у школьников навыки и умения, нужные для настоящего восприятия или музыкальных творений, совершенствовать у них музыкальные, творческие возможности, а еще энтузиазм и мелодический привкус.

Основой обучения у школьников музыкального вкуса являются эстетично ценные творения и функциональная музыкальная активность, направленная на их усвоение. Правильно организованное обсуждение музыки, различные приемы активизации восприятия содействуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных возможностей.

Перед тем как представить деток с новеньким музыкальным творением, разрешено кратко поведать им о композиторе, о каких-либо увлекательных эпизодах его биографии, об жизненных обстоятельствах, связанных с творением предоставленного творения. Полезно отдать учащимся " творческое " поручение ( к примеру, найти нрав музыки, объяснить, о чем она ведает, что рисует, сопоставить две пьесы, отыскать разницу меж ними и тд.).

Важное смысл для развития слушания музыки владеет способ сопоставления музыкальных образов. Умение выслушивать музыку и думать о ней воспитываются в ребятах с самого истока школьных занятий музыкой. Уже на главном уроке главного года обучения в классе обязан существовать установлен истинный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из воспитанников не обязан подымать руки. При этом нужно, чтоб учащиеся сходу же сообразили, что они обязаны делать этот закон не поэтому, что такого просит наука, а поэтому, что когда звучит музыка, лишь пристально следя за ее звучанием, разрешено углубленно усмотреть ее и по- истинному взять в толк.

Учиться чуять музыку учащиеся обязаны постоянно на протяжении только урока: и во время пения, и во время забавы на приборах, и в моменты, требующие большего интереса, сосредоточенности и напряжения искренних сил, когда они выступают в роли фактически слушателя.

Творчество деток основывается на ярчайших музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, малыш постоянно слышит не лишь то, что в ней самой держится, что заложено в ней композитором( и, естественно, исполнителем), но и то, что под ее воздействием рождается в его душе, в его сознании, то имеется то, что формирует уже его личное творческое фантазия.

Так, прослушанное творение рожает в нем непростой сплав беспристрастного

содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя приобщается творчество слушателя.

Умелое внедрение этого способа дозволяет активизировать

слуховое интерес учащихся, выискать различия поначалу в контрастных

творениях, а потом подмечать наиболее изящные индивидуальности в схожих по настроению. Вместе с тем и остальные разделы урока – напевание, музыкальная грамота –имеют все шансы работать суровым средством формирования вкуса школьников.

Распевания подсобляют преподавателю увеличивать сладкозвучно слуховые представления учащихся, приготовить их к обучению трудных творений, отлично применять время урока, сформировывать у школьников мелодический привкус. Кроме такого, даже одна и та же по содержанию задачка, как к примеру формирование музыкального вкуса, на различных ступенях всеобщего и музыкального развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается с немаловажными отличиями.

Будущий преподаватель должен учесть возрастные индивидуальности развития личности. Каждый возраст владеет спецификой в развитии духовно-нравственного потенциала личности. В младшем школьном возрасте в триаде "музыка-учитель-ученик" духовно-нравственное оглавление музыкального

художества выступает в качестве водящего фактора педагогического

действия на младших школьников. Возможность выковать энтузиазм к

отвлеченной, народной и духовной музыке основывается на престиже преподавателя и его умении " переплавки " разных сторон ребяческой жизни в учебные формы эмоционально-познавательной музыкальной деловитости с

учетом психологических необыкновенностей деток. Если преподаватель, делая упор на познание жизненного и музыкального эксперимента учащихся, регулярно вызывает у них эмоциональное известие к музыке, созвучное высоконравственному, духовному эксперименту и заключенному в ее наилучших художественных видах, то при ориентации

и воспроизведении малыша на личность зрелого это дозволит ему нарастить

степень духовно-нравственной сферы младшего школьника.

Например, создание музыкального вкуса у деток до 5 и посля 7 лет

просит особенного подхода. Формируя мелодический привкус ребёнка, у него уже имеется свои музыкальные предпочтения. Есть образцы, когда ребёнок до года обожает одну музыку, а к иной бесстрастен. Чтобы выяснить эти предпочтения, необходимо отдать ребёнку слушать различную музыку. Не лишь классику. Пусть это станет и песня, и рок, и даже техномузыка. Это принципиально не лишь в познавательных целях( лучше выяснить собственного ребёнка), но и поэтому, что от хоть какого направленности равномерно разрешено прийти к классической и даже к

народной музыке. Многие классические творения сейчас обработаны в

манере рок, джаз и др. и не исключено, что ребёнок, прослушав эти мелодии в том манере, который ему более нравится, позже проще станет их принимать в уникальной аранжировке. Музыка воспринимается ребенком в этом возрасте в главном эмоционально. Это 1-ый и самый-самый принципиальный шаг.

Эмоциональное воспринятие музыки, как, вообщем, и живописи, театра, литературы — непростой ненормальный процесс, к которому нужно подступать, соблюдая некую опасливость, не перегружая лишне колоритными впечатлениями психику ребёнка.

Эмоциональное воспринятие — нужная элемент слушания музыки и

развития музыкального вкуса. Без развитого восприятия музыка преобразуется в шумовой фон, комплект звуков, глупый и ненужный. Как же разрешено посодействовать ребёнку 5-7 лет принимать музыку? При общем слушании музыки меж зрелым и чадом появляется узкая искренняя ассоциация. Происходит возбудимый контакт. Совместное сопереживание.

Бесполезно немало раз повторять ребёнку, что это восхитительная музыка. Если он ощущает, что вы к музыке флегмантичны, слова уходят в песок. И напротив. Если ребёнок ощущает( детки владеют завышенной эмоциональной чувствительностью), что вы, слушая ту или другую музыку, довольствуетесь, тоскуете, наслаждаетесь, ваше расположение неизбежно передаётся ему. Дети музыкантов, выбравшие профессию папы или матери, упоминают: "Меня никто умышленно не развивал. Я впитал влюбленность к музыке с юношества". Это не комплект слов. Так вправду и проистекает. Эмоциональная воздух, музыкальное свита — это и имеется важные причины в формировании восприятия музыки.

Обязательным качеством уроков музыки кроме их эмоциональной насыщенности является творчески функциональное известие учащихся к хоть какому исполняемому заданию. Знания о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве разных композиторов приобретенные на базе знакомства с разными музыкальными творениями, играют гигантскую роль в расширении музыкального кругозора и в формировании вкуса учащихся.

Если учащиеся выучились лишь хорошо

напевать, воспринимать нотную запись, знают некие творения композиторов,

но не чувствуют при встрече особенного ощущения веселого переживания, ежели музыка не обогатила их церковный мир, не сделала наиболее проницательными, не разбудила великодушных влечений, то предпочитаемая мишень не достигнута: детки не получили главенствующего – музыкально-эстетического обучения.

Большое интерес обязано отводиться творческим семейным заданиям, таковым как набросать музыку, сочинить рассказ, сказку, вирши к прослушанному творению, выдумать заглавие к музыкальному творению, сочинить мелодию к стихам, тексту; сочинить правильный сопровождение к мелодии, собрать кроссворд, ребусы, выслушивать музыку по данной теме. В освоении ребенком музыки принципиальна не лишь роль учителя, но и семьи, школы, средств массовой коммуникации, внешкольных учреждений. Поэтому принципиально задавать учащимся семейные поручения, чтоб они были заинтересованы музыкой не лишь на уроке, но и не забывали пройденное опосля выхода из класса. Школьники

радиционно с огромным наслаждением и увлечением занимаются творческими поручениями и на урок постоянно прибывают приготовленными, тем наиболее, ежели служба укрепляется отметкой, являющейся оценкой деловитости коллектива и отдельных учащихся. Важно, чтоб она стимулировала энтузиазм, творческую инициативу ребят, потому успехи нужно постоянно побуждать.

Формированию музыкального вкуса у учащихся средством исследования башкирской музыки содействует использование различных способов и приемов в учебно- воспитательном процессе.

Так, словесные способы( рассказ, разговор, дискуссия и так дальше) занимают с данной точки зрения водящее пространство. Словом разрешено настроить деток к восприятию музыки, вызвать эмоции, аффектация, активизировать фантазия, память. Однако не следует чрезвычайно интересоваться словесными способами, предваряющими воспринятие музыки. Пояснение музыки сформировывает у деток сомнение к своим мощам и колебание в содержательности музыкальной речи, в итоге что пропадает самоценность музыки, как средства общения. Нужно только отдать направленность, в котором развертывается творческое

фантазия малыша, оставляя простор для выражения самих деток.

Словесные способы деятельно обязаны употребляться в заключениях, обобщениях, в разборе прослушанной музыки, которая вызвала у деток зрительные и эмоциональные представления.

Наглядные способы в музыкальной педагогике разделяются на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Метод слуховой наглядности выражается в звучании самой музыки. Особую важность представляет выполнение музыки самими детками хоровым пением. "Живое" выполнение музыки наиболее эффективно, чем выслушивать в записи. Чтобы творения башкирской музыки затронули души школьников, принципиально выразительное, колоритное и художественное выполнение их учителем.

В приобщении школьников к башкирской музыке разрешено использовать и способ зрительной наглядности( портреты башкирских композиторов, репродукции картин башкирских живописцев и так дальше). Применяя способ, необходимо бояться такого, чтоб музыка не стала фоном к приятному материалу. И следует не концентрировать зрительную показательность и зрительные ассоциации, ссылаясь на вразумительность для восприятия, то имеется слуховая направление музыкально- воспитательных систем обязана существовать главной. Таким образом, следует соответствовать взаимодействие слуховой и зрительной наглядности.

Необходимым для уроков музыки с целью формирования музыкального вкуса у школьников использование способов стимулирования музыкальной деловитости, таковых как: способ эмоционального действия – умении учителя формулировать родное известие к музыкальному творению образным одним словом, мимикой, жестами; провоцировать энтузиазм к музыкальной деловитости творением эффекта удивления, привлекая необыкновенные факты, ситуации фуррора, поощряя ребят в преодолении проблем, проблемно-поисковых обстановок, используя эти способы

не разъединенно, а в разных сочетаниях, устремляясь к тому, чтоб общение

с художеством вызывало у ребят эмоция веселья и ублажения.

Использование башкирской музыки на уроках музыки постоянно просит от учителя творческого подхода, функционального проявления его познаний, умений, проф эксперимента выборе и сочетании принципов, способов и приемов обучения и обучения. Будучи итогом творчества учителя, урок музыки владеет силой эмоционального действия на врождённый мир учащихся, пробуждает энтузиазм к башкирской музыке, надобность общения с ней.

Заключение

Работа над избранной нами темой: "Формирование музыкального вкуса у

учащихся на уроке музыки на примере творений башкирских

композиторов" показала, что почти все эксперты занимались данной неувязкой, но все же, в настоящее время, она продолжает сохраниться актуальной.

Д. Д. Шостакович писал, что приверженцами и знатоками музыки не появляются, но стают; неисправимых в этом отношении людей нет, нужно держать в голове, что мелодический привкус, сознание музыки создается медлительно. Постижение содержания музыки общедоступно всем, необходимо лишь прибавить популярные усердия, чтоб справиться трудности истока пути. Все, что в ребенке воспитано в ранешном возрасте, отразится на протяжении всей его жизни и никогда он не проявит энтузиазма к тому, что в нем не было развито. Учащиеся обязаны обдумывать музыку как собственной, так и иной цивилизации, как особенный возбудимый язычок, способствующей дружестве, взаимоуважению, взаимопониманию меж ними.

Музыка со своей точки зрения сформировывает ценностные ориентации сообщества, его известие к миру, обучает людей даром восторгаться красой, Восторгаться имуществом духовных сил и способностей человека. Это ее эстетическая функция. Чтобы изготовить имуществом школьников высокохудожественные творения,

нужно, чтоб они стали неотъемлемой долею их музыкально-слухового

эксперимента, их быта. Это и выслушивание музыкальных радио- и телевизионных передач, и публичный концерт, и музыка в фильмах, спектаклях, и музыка, звучащая в ребяческом саду, школе и почти все иное.

Балтасар Грисиан писал: " Музыкальных вкусов столько же, насколько

человечьих лиц, но неплохой привкус скрашивает человека в хоть какой стране во все года, всю его жизнь ".

Результаты констатирующего опыта, какие проявили недостающее

формирование у учащихся музыкального вкуса, поставили перед собой мишень выстроить свою активность на формирующем шаге опыта таковым

образом, чтоб представить ребят с творчеством башкирских композиторов,

разбирать их музыкальные творения. Анализ приобретенного экспериментального материала подтвердил верность выдвинутой гипотезы. После проведенной нами работы, итоги контрольного опыта проявили существенное усовершенствование всеобщего уровня развития музыкального вкуса, а конкретно, ребята стали более увлекаться башкирской музыкой, захотели раскрыть для себя безызвестных им композиторов. Это произносит о том, что, проводя регулярно работу, разрешено достигнуть огромных фурроров в музыкальном развитии деток, основное, суметь их заинтриговать сноровисто подобранным материалом.

Произведения башкирских композиторов владеет крупными педагогическими способностями, которая верно применена на уроке музыки в школе, выступает как лекарство формирования музыкального вкуса учащихся. Опытно- экспериментальная служба свидетельствует об эффективности различных форм и способов применения башкирской музыки в учебно-воспитательном процессе.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. – М.: Изд-во «Прометей» МГПУ им. В.И.Ленина, 1990. – 188с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки. – М.: 2000. – 336с.

4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Просвещение», 1983. – 222с.

5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.; Л., 1973. – 363с.

6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. - М.: Академя, 2002. - 416с.

7. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. - М.: «Музыка» , 1923. – 125с.

8. Бечак Б.А. Воспитание искусством. - М.: «Просвещение», 1981. – 280с.

9. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352с.

10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: «Просвещение», 1967. – 100с.

11. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н.Максимова. – М.: «Музыка», 1980. – 256с.

12. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 341с.

13. Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240с.

14. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. – М.: «Музыка», 1987. – 230с.

15. Каримова С.Ю. Камерный вокальный цикл в творчестве башкирских композиторов / С.Ю.Каримова. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. – 136с.

16. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты - XXI век, 2004. – 493с.

17. Коган Л.Н. Художественный вкус. – М.: Просвещение, 1981.

18. Композиторы и музыковеды Башкортостана: очерки жизни и творчества / Науч. ред.-сост. Е.Р.Скурко. – Уфа: Китап, 2002. – 240с.

19. Ломакина Н.С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2006.

20. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: «Музыка», 1988. – 88с.

21. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 254с.

22. Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности. - Ростов-на-Дону.: Издательство РГУ, 1992. – 182с.

23. Музыкальное воспитание в школе, вып.17: Сборник статей / Сост. О.А.Апраксина. – М.: Музыка, 1986. – 79с.

24. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. Фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, З.Д.Критская и др.; Под. ред. Л.В.Школяр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 232с.

25. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 384с.

26. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов выс. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688с.

27. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под редакцией А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.

28. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии. 1986. - № 1. – 102-104с.

29. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Издательство Академический проект, 2008. – 400с.

30. Полунина В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.

31. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990. – 158с.

32. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168с.

33. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – Издательство: Композитор – Санкт-Петербург, 2007. – 544с.

34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712с.

35. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 1998. – 367с.

36. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. – М.: Просвещение, 1973. – 272с.

37. Тельчарова Р.Л. Уроки музыкальной культуры. – М.: «Просвещение», 1991. – 102с.

38. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336с.

39. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л.: Издательство академия психологических наук РСФСР, 1947. – 334с.

40. Уколов В.С., Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 370с.

41. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 320с.

42. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. учеб. заведений. – СПб.: Издательство «Лань», 2006. – 368с.

43. Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. – М.: «Просвещение», 1993. – 198с.

44. Чепуров В.Н. Музыка в школе, 2-е изд. М.: «Просвещение», 1983. – 170с.

45. Чернов А.А. Как слушать музыку. – 2-е изд. - М. – Л.: Музыка, 1964. – 60с.

46. Черноиваненко М.Н., Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Музыка», 1973. – 240с.

47. Черноиваненко М.Н. Проблема формирования музыкального вкуса в теории музыкального воспитания школьников. - Свердловск.: - 1974. – 202с.

48. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М.: «Известия АПН РСФСР», 1947, вып. 11. – 120 с.

49. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: «Академия», 2001. – 360с.

50. Шторк К.Э. Жак-Далькроз и его система. – Пг., 1924. – 180 с.

51. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М.: 1964. – 186с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование музыкального вкуса у учащихся на уроке музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика