«Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально- культурной деятельности»

  • 100 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1 Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся- музыкантов как психолого-педагогическая проблема 6

1.2 Социально-культурная деятельность учащихся-музыкантов детской школы искусств 25

1.3 Модель формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально-культурной деятельности 40

Выводы по 1 главе 46

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50

2.1. Основная цель и методы исследования 50

2.2. Показатели сформированности духовно-нравственных ценностей 52

2.3. Работа по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов 60

2.4. Анализ результатов формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов 65

Выводы по 2 главе 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79

ПРИЛОЖЕНИЯ 83

Введение

Актуальность исследования. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие сегодня в обществе, заставляют задуматься о будущем России, о ее молодежи. К сожалению, приходится констатировать, что стираются нравственные ориентиры, а подрастающее поколение часто можно обвинять в безверии, бездуховности и агрессивности. В связи с этим, возрастает актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей. Данная проблема взаимосвязана, по крайней мере, с четырьмя следующими положениями:

- первое - российское общество нуждается в подготовке высоконравственных, широкообразованных граждан, которые обладают не только знаниями, но, и прогрессивными особенностями личности;

- второе - в современном мире на чувства, интеллект детей, а также на формируемую сферу нравственности обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, такие как телевидение, Интернет, средства массовой информации, и окружение, которое порой может быть не слишком благоприятным;

- третье - само по себе образование не является гарантом высокого уровня нравственной воспитанности, поскольку воспитанность представляет собой личностное качество, которое определяет в повседневном человеческом поведении его отношение к другим людям, на основании доброжелательности и уважения к каждому человеку;

- четвертое - вооружение детей нравственными навыками, умениями и знаниями важно, они дают представление не только о нормах поведения современного общества, но и о последствиях нарушения данных норм, либо о последствиях данного поступка для окружающих граждан.

Основными задачами воспитания духовно-нравственных ценностей становится передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом и привитие навыков, необходимых для восприятия и принятия наследия культуры. Воспитание духовно-нравственных ценностей основывается на уважении к своей стране, ее истории, нравственном примере педагога, индивидуально-личностном развитии.

Степень разработанности:

Проблемы нравственности, морали и формирования духовно-нравственных ценностей исследованы в работах таких ученых, педагогов, как: Р.Г. Апресян, В.А. Беляева, Т.И. Власова, Н.Г. Куприна, Д.Г. Левчук, С.Ф. Масленникова, К.С. Марьенко, М.И. Овсянников, Н.А. Пархоменко, А.З. Рахимов, К.Д. Ушинский, Е.В. Чекина, В.Д. Шадриков. Вопросам изучения проблем социально-культурной деятельности детской школы искусств в развитии интеллектуально-творческой сферы занимались такие авторы, как: М.А. Ариарский, М. Вебер, Е.И. Григорьева, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Дж. Ритцер, Б.Ф. Смирнов, П.П. Сорокин, Б.М. Теплов, И.В. Швецова, Н.Н. Ярошенко. Но не исследованным остается аспект формирования нравственности именно в сфере социально-культурной деятельности, следовательно, именно этому будет посвящено исследования.

Таким образом, становится актуальным проведение исследования на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся-

музыкантов в процессе социально-культурной деятельности».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально-культурной деятельности.

Объект исследования: процесс социально-культурной деятельности учащихся-музыкантов в системе дополнительного музыкального образования.

Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально-культурной деятельности в детской школе искусств.

Задачи исследования:

- обосновать и изучить формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально-культурной деятельности как психолого-педагогическую проблему;

- определить социально-культурную деятельность учеников детской школы искусств;

- рассмотреть модель формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально-культурной деятельности;

- провести экспериментальную работу по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально-культурной деятельности;

- проанализировать результаты формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов.

Гипотеза исследования:

Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся-

музыкантов будет эффективным, если

- педагог вовлекает их в процесс социально-культурной деятельности и реализует ее как основу формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов;

- обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся.

Методологическая основа исследования:

- аксиологический подход, раскрывающий природу ценностей и их формирование (Б.С. Брушлинского, Б.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина);

- деятельностный подход, как основа присвоения личностью духовно-нравственных ценностей (Л. В. Занкова, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперина);

- методология в области социально-культурной и культурно

досуговой деятельности (А.И. Зевелев, А. Д. Жаркова, Е.М. Клюско);

- методология и методика музыкального образования - Д.Б.

Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Л.В. Горюнова, Е.Д. Критская, Е.В. Николаева, В.О. Усачева и др.).

Методы исследования:

- общетеоретические: анализ социологической, философской,

справочно-энциклопедической, психолого-педагогической, литературы по проблеме исследования; нормативно-программной документации, методических пособий, понятийно-терминологической системы; построение гипотез, моделирование, прогнозирование.

- эмпирические (беседа, наблюдение, обобщение и изучение педагогического опыта); социологические (анкетирование, экспертные опросы и сравнения); математические (шкалирование); описательные (интерпретация, библиографический метод, самохарактеристика); статистические (количественный и качественный анализ).

Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование проходило на базе МБУ ДО «ДШИ им. С.В. Рахманинова», Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой. В исследовании принимали участие 25 учащихся ДШИ, возраст учащихся - 11 - 14 лет.

Этапы исследования:

- Констатирующий этап (сентябрь 2017г. - март 2018г.) - на данном этапе происходило изучение научно-методической литературы, анализировался педагогический опыт, и были определены педагогические условия, критерии и показатели сформированности духовно-нравственных ценностей, также было проведена диагностика с целью определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у учащихся-

музыкантов ДШИ.

- Формирующий этап (апрель - май 2018) - на данном этапе проводились разработка и организация комплекса мероприятий социокультурной направленности для духовно-нравственного воспитания учащихся ДШИ.

- Контрольный этап (июнь 2018) - на данном этапе была проведена повторная диагностика, определяющая уровень сформированности у учащихся духовно-нравственных ценностей, также был произведен анализ экспериментальной работы, обобщение результатов исследования и оформление их в письменном виде.

Научная новизна исследования:

1. Конкретизировано содержание определения «духовно-нравственные ценности» как качественной совокупности базовых общечеловеческих ценностей, отражающихся в совокупности нравственным и духовным смыслом человеческого бытия, основываются на знании духовно-нравственных ценностей, выражают его особенное чуткое отношение к людям, миру, самому себе; проявляются в духовно-нравственной деятельности и в целом придают человеческой жизни утонченный и высший смысл.

2. Раскрыта сущность формирования духовно-нравственных

ценностей учеников-музыкантов ДШИ и ДМШ как организации педагогической деятельности, гуманистически ориентированной на

обеспечение усвоения учащимися сущности духовно-нравственных

ценностей, на их самореализацию и становление духовно-нравственных предпочтений.

3. Обоснованы основные критерии и выявлены показатели сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально

оценочный, познавательно-ориентационный и рефлесивно-поведенческий.

Теоретическая значимость исследования: определены

теоретические предпосылки формирования духовно-нравственных ценностей учеников-музыкантов ДШИ и ДМШ в процессе социокультурной деятельности, раскрыта сущность духовно-нравственных ценностей, разработаны критерии характеристики и уровни сформированности духовно-нравственных ценностей, описаны условия их формирования, расширены аксиологические знания о духовно-нравственном воспитании учеников- музыкантов ДШИ и ДМШ.

Практическая значимость исследования: Реализована

экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов ДШИ, выявлены педагогические условия, необходимые для реализации работы по формированию духовнонравственных ценностей у учащихся-музыкантов ДШИ. Материалы данной работы - условия, методы, приемы работы по формированию духовнонравственных ценностей у учащихся-музыкантов ДШИ могут быть использованы педагогами при формировании духовно-нравственных ценностей учащихся-музыкантов в процессе социокультурной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственное развитие личности - это: личностное саморазвитие и самовоспитание; становление конкретных личностных качеств: доброты, гуманности, честности, дисциплинированности,

порядочности, уважения к старшему поколению, толерантности, патриотизма, эмпатии. Духовно-нравственное воспитание музыкантов в социокультурной деятельности должно быть определено как: формирование системы ценностей, которыми руководствуется личность,

2. Социально-культурный потенциал детской школы искусств в получении учениками положительного социального опыта и духовно-нравственном воспитании довольно велик, поскольку его характерными особенностями являются: многообразие видов деятельности, функций и дополнительно-образовательных программ; разнообразие содержательных аспектов деятельности: исследовательский, теоретический, творческий, познавательный, самообразовательный и др.; возможность применения многообразия творческих форм, которые обеспечивают самореализацию и самовыражение детей.

3. Необходимость реализации проектной деятельности с целью духовно-нравственного воспитания учащихся ДШИ является обоснованной, ведь цель данной деятельности - формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе социально-культурной деятельности, использование различных методов, форм, приемов работы для духовно-нравственного воспитания учащихся.

4. Необходимость разработки модели реализации проектной деятельности с целью духовно-нравственного воспитания учащихся ДШИ в рамках реализации экспериментального этапа исследования является актуальной, данная модель будет разработана и апробирована в процессе проведения экспериментального этапа исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования: участие во II Зональных научно-практических педагогических чтений «Актуализация педагогического опыта развития одаренности обучающихся в свете реализации федеральных государственных требований: опыт, проблемы перспективы» (Новый Уренгой, 2016 г.). Участие и публикация статьи в V Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» (Сургут, 2017 г.). Участие и публикация статьи в Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2018 г.). Так же выступления на методических советах отдела МБУ ДО «ДШИ им. С. В. Рахманинова).

Структура работы: введение, основная часть (две главы), заключение, список использованных электронных источников и литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов как психолого-педагогическая проблема

Направленность современной образовательной политики в нравственном воспитании молодежи и в целом растущего поколения актуализирует сравнительный анализ определений, которые определяют содержание данного процесса. В том числе, не до конца конкретизированным в теории педагогики остается вопрос о соотношении определений «мораль» и «нравственность».

В живом языке и общественном опыте определение «мораль» и «нравственность» довольно часто выступают в качестве определений синонимичных и взаимно заменяемых. На это существуют объективные основания, которые взаимосвязаны с историей становления данных определений. Изначально они были тесно взаимосвязаны друг с другом и только в процессе развития культуры приобрели смысловые отличия. [31]

Рассмотрим более подробно существующие подходы к трактовке термина «нравственность». На сегодня применение категории «нравственное» воспринимается как равноценное понятиям «этика» и «мораль», и, это, конечно, далеко не всегда так. [1] На протяжении длительного периода времени представление об определениях «нравственность», «мораль», «этика» успели измениться. Так, в частности, нравственность представляет собой внутреннюю установку индивида действовать в соответствии со своей совестью и свободной воли, отличительно от морали, которая, повсеместно с законом представляет собой внешние требования к поведению индивида[37].

В энциклопедическом словаре термин «нравственность» считается равноценным с термином «мораль»: мораль (лат. moralis - «нравственный»; mores - «нравы») представляет собой особенную форму общественного сознания и вид общественных отношений; считается один из главных способов регуляции человеческих действий в обществе благодаря нормам.

Отличительно от простой традиции или обычая, нравственные нормы обосновываются как идеалы зла, добра, справедливости и т. п.

В научной литературе нравственность и мораль довольно часто понимаются и воспринимаются в качестве синонимов. Так, А.З. Рахимов видит в нравственности меру личностной автономии, высший тип духовной регуляции между обществом и индивидом. Автор называет две ее важные функции: нравственность является эталон критерия его оценки и поведения; воспитывает желание поступать согласно эталону [50].

Общественные требования к личности в процессе взаимоотношений с иными людьми закреплены в нравственных нормах, обладающих формальной конкретикой и служат в качестве основы для оценки человеческого поведения. Повсеместно с отождествлением определений нравственности и существуют и другие точки зрения. К примеру, мораль является формой знания, а нравственность является областью практических нравов, поступков, обычаев. В соответствии со второй теорией, моралью - это регуляция поведения с помощью строго фиксированных норм, внешнего психологического контроля и принуждения, групповых критериев, общественного мнения.

Нравственность является сферой нравственной личностной свободы, когда общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами, область творчества и самодеятельности человека, внутреннего самопринуждения с помощью личной сознательности, переходящего в спонтанное побуждение и склонность творить добро.

«Нравственность» и «мораль» с этимологической точки зрения объединены по смыслу со словом «этический». Изначально древнегреческое «ethos» означало «местопребывание» (жилище), позднее - «устойчивый нрав», «характер, который формируется в результате общения», а также сущность любого явления. Аристотелем на основании слова «этос» был введен термин «этический». В латинском языке синонимом греч. слова «ethos» являлось слово «mos», которое значило «мода», «нрав», «покрой», «обычай» и пр. На данном основании Цицероном было образовано слово «мораль» (moralis) как латинский эквивалент понятия «этический».

Заключение

Духовно-нравственное воспитание заключено в реализации целенаправленной, и организованной деятельности педагогов, преподавателей, священнослужителей и родителей, которые направлены на формирование высших нравственных ценностей у учеников, а также гражданских качеств, защитника и патриота Родины.

Результат духовно-нравственного воспитания личности музыканта ученые видят через развитие духовно-нравственной сферы личности. Духовно-нравственная сфера является способностью к самоанализу, переживанию чувства дружбы, любви, красоты, что постоянно действующая совесть и строгий внутренний закон добра, свободы, справедливости и правды.

Духовно-нравственное воспитание музыкантов в социокультурной деятельности определяется как: формирование системы ценностей, которыми руководствуется личность, невзирая на меняющиеся жизненные обстоятельства и ситуации; личностное саморазвитие и самовоспитание; становление конкретных личностных качеств: доброты, гуманности, честности, дисциплинированности, порядочности, уважения к старшему поколению, толерантности, патриотизма, эмпатии и др.; получение подрастающим поколением знаний о культурно-историческом наследии, о моральных нормах, принятых в обществе и народных традициях и т. п.

Познавательные возможности разных направлений музыкальной деятельности делают практические занятия в особенности эффективными с точки зрения личностного развития, в частности и получения нового положительного социально-культурного опыта. Общее художественное и музыкальное образование, дающее детской школой искусств, способствует воспитанию интереса к художественному и музыкальному искусству его пониманию, становлению практических умений и эстетического вкуса, и формирует потребность в созидательной творческой деятельности.

Детская школа искусств реализует целенаправленное обучение детей разным видам искусства, обеспечивает создание благоприятных условий для разностороннего личностного развития.

Социально-культурный потенциал школы искусств в получении учениками положительного социального опыта и развитии интеллектуально-творческих способностей довольно велик, поскольку его характерные особенности:

- многообразие видов деятельности, функций и дополнительно - образовательных программ;

- разнообразие содержательных аспектов деятельности: исследовательский, теоретический, творческий, познавательный,

самообразовательный и др.;

- индивидуальная форма обучения;

- возможность применения многообразия творческих форм, которые обеспечивают самореализацию и самовыражение детей.

В рамках экспериментальной деятельности нами была проведена работа по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся МБУ ДО «ДШИ им. С.В. Рахманинова», в исследовании принимали участие 25 человек данной ДШИ. Данное исследование состояло из трех этапов - Констатирующий этап - предварительное тестирование; формирующий этап. - разработка и проведение мероприятий социокультурной деятельности, контрольный этап - повторное тестирование. В рамках диагностики были использованы такие методики, как: методика Н. С. Маляковой «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся», методика «Диагностика нравственной самооценки», разработанная лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНии г. Москвы, методика «Ранжирование качеств человека» Л.В. Калининой, методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям», разработанная лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ г. Москвы

Изначально, усредненные показатели свидетельствуют, что 20% учащихся пребывают на высоком уровне развития духовно-нравственных качеств, 53 - большая часть учащихся - на среднем, и и 27% учеников данной ДШИ - на низком. Следовательно, необходима целенаправленная работа

В рамках данного исследования нами было принято решение об организации и реализации проекта в социально-культурной деятельности учащихся ДШИ. Данный проект назывался «Ценим жизнь», данный проект - творческий, игровой, познавательный, исследовательский. Практическая, деятельностная направленность данного проекта осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы, экскурсии и опытническую работу. Цель проекта - формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе социально-культурной деятельности. В рамках проекта нами были проведены такие виды деятельности, как: занятия вводного курса - знакомство с произведениями фольклора - М.И. Глинка, П.И Чайковский, М.П. Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Так, в процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознавали и усваивали народную мелодию.

Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный

характер процесса музыкального развития детей и его результативность. Далее был проведен ряд занятий на тему «Край, в котором ты живёшь» где учащиеся ознакомились с народными песнопениями и обрядовыми праздниками, с музыкой родного края. Также было проведено две экскурсии - экскурсия № 1 - «По местам боевой славы», в рамках данной экскурсии учащиеся посетили местный исторический музей, данная экскурсия позволила воспитать патриотические чувства учащихся. Экскурсия № 2 - этнографический фестиваль «Богатства нашего края» - поездка в село Богатое нашего района с целью изучения природных богатств, музыкальных и танцевальных традиций российского народа. По завершении

экспериментальной деятельности учащиеся приняли участие в фестивале ДШИ «Великой Победе посвящается!». Учащиеся выступали с музыкальными композициями перед ветеранами своего района, родителями, педагогами, друзьями.

Так, если изначально усредненные показатели свидетельствовали, что 20% учащихся пребывают на высоком уровне развития духовно-нравственных качеств, 53 - большая часть учащихся - на среднем, и и 27% учеников данной ДШИ - на низком; то после реализации экспериментальной деятельности 40% учащихся стали пребывать на высоком уровне сформированности духовно-нравственных качеств, 55 % - на среднем, и только 5% учеников остались на низком уровне сформированности духовно-нравственных качеств, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Таким образом, по завершении экспериментальной деятельности нам удалось подтвердить гипотезу о том, что формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов будет эффективным, если педагог вовлекает их в процесс социально-культурной деятельности, а также:

- учитывает уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся;

- реализовывает социокультурную деятельность как основу формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов;

- обеспечивает активизацию таких интересов учащихся, как социальные, интеллектуальные интересы учащихся.

Список литературы

1. Апресян Р.Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т. 3. - 239 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Педагогика, 2003.-128 с.

3. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Концерт, 2008. - 791 с.

4. Беляева В. А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития учителя в советской и православной педагогической культуре: автореф. дис д-ра пед. наук. М., 1999. - 28 с.

5. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования // Alma Mater. - М.: Вестник высшей школы, 2009. - Вып. 7. - С. 12-34.

+ еще 75 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся-музыкантов в процессе социально- культурной деятельности»
Раздел: Музыка
Тип:
Страниц: 100
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика