Курсовая работа

«Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников»

  • 49 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

Введение….….…3

I ГЛАВА. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….9

1.1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования….9

1.2. Просветительский подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников….….…19

Выводы по первой главе.

II ГЛАВА. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…27

2.1.Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста….….….…27

2.2. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников….….….31

Выводы по второй главе.

Заключение….….42

Литература….….….45

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования, программе «Шаг в будущее» и др.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

Актуальность исследования. В современном мире успешность формирования «человечного человека» во многом определяется преодолением совершенно очевидной дисгармонии между интеллектуальным и духовно-нравственным развитием человека. Возникает важная задача образования: обеспечение развитых духовных потребностей, в которых движущая сила целенаправленной деятельности личности проявляется на основе переживания высшего смысла предназначения своей жизни.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования (УДО), специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать формированию духовных потребностей школьников в образовательном процессе, направленном на поиск решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем.

Дополнительное образование - это особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеучебное время школьником с учетом его интересов и потребностей. Решая задачи социализации, индивидуализации личности, содержание УДО, выстроенное на сочетании познания, творчества и досуга в детских объединениях по интересам, обогащает духовные потребности, обеспечивая не формально заданное взрослыми, но самостоятельное, одухотворяющее жизнетворчество.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на просветительскую деятельность по нравственному воспитанию.

Обогащение духовных потребностей личности, раскрепощение духовных сил человека в процессе воспитания и активного участия в переустройстве жизни исследовали в начале века философы и педагоги Н. А. Бердяев, Н. Ф. Каптерев, П. А. Флоренский, К. Д. Ушинский и др. Современные авторы исследуют сущность и закономерности развития духовной сферы общества и ее влияния на формирование духовного мира личности с позиции светского толкования (И. В. Бужина, Т. Г. Исакова, М. М. Мукамбаева, Л. Н. Паукова, Л. С. Романова). Тема создания духовной общности учителя и ученика занимает центральное место в работах Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковско-го, В. А.Сухомлинского, В. Г. Рындак и др.

Следует отметить, что проблема дополнительного образования является достаточно новой для педагогической науки. Исследованиям в этой области посвящены диссертационные исследования JI. Н. Буйловой, P. X. Калимуллина, С. Б. Попцова, Ю. В. Самойловой.

Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах H.A. Бердяева, J1.H. Толстого, B.C. Соловьева и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам духовно-нравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, E.H. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Калимуллина Р.Х. и др.

В результате изучения проблемы выявлены противоречия:

- между необходимостью в знаниях о процессе формирования духовных потребностей школьников на различных этапах жизненного развития и недостатком теоретических и практических разработок о сущности этого процесса;

- между имеющимися в УДО резервами по формированию духовных потребностей школьников и недооценкой значимости адекватного этой задаче управления образовательным процессом;

- между потенциальными возможностями УДО в формировании духовных потребностей школьников и недостаточной обоснованностью эффективных педагогических условий осуществления данного процесса.

- сензитивностью младшего школьника к духовно-нравственному воспитанию и недооценкой в педагогической деятельности этой самоценной для воспитательного воздействия возрастной ступени;

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально апробировать просветительскую деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Объект исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования - просветительская деятельность духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования. Дополнительное образование школьников способствует формированию духовно-нравственных потребностей школьников, если обеспечивается реализация следующих организационно-педагогических условий:

- содержание дополнительного образования детей ориентировано на совершенствование духовно-нравственного потенциала детей;

- осуществляется оптимизация педагогического управления образовательным процессом на основе просветительской деятельности, интегрирующем познание, творчество и досуг детей.

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированной гипотезы были определены задачи исследования:

1. Раскрыть характеристики процессов дополнительного образования, ориентированных на формирование духовно-нравственных потребностей школьников.

2. Обосновать содержание деятельности учреждений дополнительного образования в целях активизации духовно-нравственных потребностей школьников.

Методологической основой исследования послужили концептуальные положения теории развития личности в деятельности УДО (А. К. Бруднов, В. А. Горский, А. Я. Журкина, С. В. Сальцева, А. Б. Фомина, Н. И. Фуникова, А. И. Щетинская); отечественные и зарубежные философские, психолого-педагогические, культурологические теории духовного развития личности (Н.A. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский); исследования о сущности и структуре духовных потребностей личности (П. С. Ершов, Ю. П. Вяземский, П.B. Симонов, Ю. В. Самойлова, Ф. Ш. Терегулов, Ш. Ш. Хайрулин, В. А. Черкасов, Ю. В. Шаров), идеи взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития, положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания, ведущая роль созидательной деятельности в формировании личности, идеи гуманизма и подлинной демократии, принципы индивидуализации и альтруизма.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты основные характеристики ведущих понятий исследования «дополнительное образование», «духовность»; уточнены особенности совершенствования содержания деятельности учреждений дополнительного образования по формированию духовных потребностей школьников; обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных потребностей школьников в деятельности учреждения дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе эксперимента была создана и реализованы «Уроки духовности» для учащихся младших классов. В исследовании содержатся рекомендации, позволяющие определить общую направленность и конкретную методику организации уроков духовности, комплекс диагностических методик оценки развития эмоциональной, интеллектуальной и действенной сфер для отслеживания результатов духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Результаты могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования города; его выводы послужат основой для практических рекомендаций по совершенствованию содержания деятельности УДО по формированию духовно-нравствненных потребностей школьников.

I ГЛАВА. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования.

Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором современной системы образования. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - есть важнейшее условие успешного развития России.

Результаты нравственного воспитания школьников должны стать приоритетными показателями в ее работе. В школе предстоит воспитать такую личность, чтобы она сумела выстоять в это сложное время, когда все ярче обнаруживается неудовлетворительное состояние нравственной позиции окружающих людей, утрачиваются основные ценности [36].

Формирование духовно-нравственных качеств личности вызывает всё больший интерес философов, культурологов, педагогов, так как оно отражает глубинные процессы, происходящие в обществе, динамизм их развития.

Нравственное воспитание молодого поколения приобретает в современных условиях особенно большое значение. В нашей стране идет активный процесс формирования нового человека.

Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» (В.В. Зеньковский) духовно-личностного становления (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, В.В. Зеньковский, Л.А.Славина, Д.Б. Эльконин и др.). В то же время учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности (В.В. Белова, П.П. Блонский, И.А. Зимняя, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью [37, c.33].

Использование инноваций в отечественной теории и методике духовно-нравственного воспитания, учет особенностей развития региональной системы духовно-нравственного воспитания, местных педагогических традиций, опыт ОУ по реализации ФГОС второго поколения рассматривается в работе.

В настоящее время общество нуждается в добрых, гуманных, неравнодушных гражданах. Задача Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников заключается в формировании такой личности.

Проблема духовно–нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании Российского общества. Глубокие социально- экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении Россиян. Часто молодежь обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания младших школьников. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.

Причины, которые заставили общество обратиться к воспитанию нравственности на самом раннем этапе образования ребенка следующие:

 в современном мире на маленького ребенка, на его еще только формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера;

 еще вчера образование не гарантировало высокого уровня духовно-нравственной воспитанности;

 овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого ребенка и для окружающих людей [10, с.10].

Азаров Ю.П. в своей работе отметил при конструировании методики работы над данным вопросом каждое образовательное учреждение опирается на собственный опыт работы в этом направлении. Вместе с тем, обязательными являются определённые в Концепции и Программе национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания [3, c.448].

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей определяются в контексте национального воспитательного идеала. Стратегическая цель должна быть направлена на становления и дальнейшее развития нравственного, ответственного и инициативного ученика начальной школы. Задачи воспитания младших школьников определяются в трёх основных областях - в области формирования личностной культуры, в области формирования социальной культуры, в области формирования семейной культуры и конкретизируются каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Образовательное учреждение должно перейти от воспитательной работы, построенной на наборах отдельных мероприятий, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию. Именно в воспитательной системе должны интегрироваться виды и формы урочной, внеурочной, внешкольной деятельности ребенка. Следует обратить особое внимание на необходимость представленности в планируемых формах воспитательной деятельности различных уровней формирования ценностных отношений ребёнка: рационального (получение знаний, представлений; понимания), эмоционального (опыт переживания, чувства), действенно-поведенческого (получение навыков; приобретение опыта самореализации, участия, взаимодействия и пр.)

Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Дополнительное образование является важнейшим фактором формирования духовных потребностей школьников, так как способствует обнаружению и удовлетворению социально- и личностно-значимых потребностей в избранной сфере деятельности, интегрирующей познание, творчество, досуг, обеспечивая духовное отношение исамопознание, стимулируя активность человека по осознанию жизненных смыслов.

Организационно-педагогическими условиями формирования духовных потребностей школьников являются: совершенствование деятельности учреждения дополнительного образования, ориентированного на духовное обогащение знаний школьников с учетом традиций и современности; оптимизация управления образовательным процессом по формированию духовных потребностей школьников; реализация кадрового обеспечения процесса дополнительного образования на основе духовно-развивающего подхода.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного, образования детей способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи возрастает роль дополнительного образования детей.

Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности. Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется - оно безбрежно: работая с ребёнком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти вширь и ввысь и вглубь.

Мы считаем, что дополнительное образование это новое дополнение к основному образовательному процессу, так как дополнительное образование способно решить целый комплекс задач:

-Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

-Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

-Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

-Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

В наших школах в настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Для учащихся ведутся спортивные секции: баскетбольная, волейбольная, лыжная, атлетическая гимнастика, фитнес и др. А так же кружки: «Юный художник», танцевальный, кружок эстрадной песни и др.

Основой для интеграции начального и дополнительного образования является:

предметно-кружковая деятельность:

• уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира;

• курс детской риторики;

• кружок "Юный художник";

• Кружок "Ритмика";

• Кружок "Шумовой оркестр;

культурно-досуговая деятельность:

• классные и внеклассные мероприятия (школьные праздники);

• экскурсии;

• посещение театров.

дополнительное образование:

• кукольный театр;

• театральная студия.

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» [25, с.137].

Мы считаем, что в духовно-нравственном воспитании детей важно учитывать: возможности совместной педагогической деятельности семьи и школы и педагогического самообразования родителей; необходимость проявления педагогического внимания, уважения и требовательности к родителям; необходимость развития педагогической культуры каждого родителя и содействия в решении индивидуальных проблем воспитания детей; использование положительного опыта семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за•круглым столом, вечер вопросов и•ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что ведущим видом деятельности ребенка в начальной школе становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте активно развивается самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому). Усложняется речь, однако память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Внимание младшего школьника недостаточно устойчиво, ограниченно по объему, зато активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Становятся более явными различия детей связанные с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в классном коллективе, становится оценка учителя, успехи в учебе [13, c. 221].

В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В сознании ребенка преобладают императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями педагога. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Взрослея, младшие школьники пытаются активно, самостоятельно разбираться в сложных жизненных ситуациях. При этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Работая над нравственным воспитанием детей нужно учитывать их возрастные, психологические и психо-социальные особенности.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная девальвация общественных ценностей, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средствами массовой информации извращенные ценности ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [36, c.34].

Одним из ведущих направлений модернизации образования является создание эффективной системы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях, которая реализуется через Программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, использования избранной модели внеурочной деятельности, проектирования всего уклада школьной жизни [10, c.10]. Методические рекомендации предназначены для учителей предмета «Самопознание», классных руководителей, школьных психологов, студентов специальности «Психология», «Социальная работа». Практическая ценность статьи определяется тем, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в теоретических курсах по педагогике, психологии, психолингвистике, при написании выпускных квалификационных работ, а также при составлении практических пособий в образовательных учреждениях.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

В младшем школьном возрасте невозможно сформировать духовность, как мировоззрение, хотя по своей природе, не на сознательном уровне ребенок вполне ощущает свою нераздельную связь с миром. В связи с этим мы полагаем, что в период детства у детей необходимо формировать основы духовности, то есть закладывать фундамент духовному развитию.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Дополнительное образование. Весь смысл скрывается в слове «дополнительное». Это образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику не так просто. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна. И не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно. Дополнительное образование объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

В исследовании установлено, что специфика учреждений дополнительного образования способствует формированию духовно-нравственного воспитания школьников и является фактором формирования их духовных потребностей.

Дополнительное образование изначально ориентирует воспитанника на свободу выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание, таким образом, благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала личности в соответствии с его духовными потребностями.

Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. В нашей работе мы приводим пример такого комплекса, широко используемый современными педагогами и психологами.

Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми. Формирование духовно-нравственного воспитания происходит в процессе положительной, эмоционально окрашенной познавательной деятельности, социально значимом творчестве и духовном общении.

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2. Адамбаев Б. Народная мудрость. Алма-Ата: Книга, 1976. - 320 с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение,1985-448 с.

4. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов.— М.: Мысль, 1988.-253 с.

5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

8. Бахтина О. Б. Теория и практика образования в современном мире: — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.

9. Бердяев Н.А. Самопознание. Судьба России, смысл творчества, назначение человека. М., 1989. - 395 с.

Бердяев, Н.А. О назначении человека./ Н.А. Бердяев. – М: 1993. с.62-65.

10. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А. Богашев //Воспитание школьников.М.,2008.-№9.-10-14.c.

11. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

12. Выготский Л.С. Педология подростка. – М: 1929, 1930.

13. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – 221 c.

14. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко -М: Гардарики, 2002, стр.402с.

15. Каирова А.И., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» - М.: 2009. – 54 с.

16. Калимуллин Р.Х. Добрые деяния – основа развития духовности, нравственности молодёжи [Текст]: монография / Р.Х. Калимуллин. .- Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 180 с.

17. Калимуллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание - путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11, часть 5. — С. 1035-1039.

18. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.

19. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

20. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.

21. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

22. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.

23. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.

24. Розина О.В. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе// Наука и Слово. –М. 2006. - №3.

25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев,1972-137с.

26. Уледов, А.К. Духовное обновления общества./ А.К. Уледов. – М., 1990.

27. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.

28. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство ACT»,2003. - 694 с. - (Philosophy).

29. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 208 с. (Серия «Библиотека студента»).

30. Иоанн Златоуст. Полн. Собр. Творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1-12. СПб., 1897-1906.

31. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. М. - Кострома: Костромской гос. педагог, университет, 1996. - 248 с.

32. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Сб. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

33. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

34. Кант И. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 4.1. М.: Наука, 1965. - С. 261262.

Покупка готовой работы
Тема: «Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 49
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика