Дипломная работа

«Комплексный подход к развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта»

  • 72 страниц(ы)
  • 300 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития и формирования речи у детей с нарушением интеллекта 7

1.1. Речь как психический процесс 7

1.2. Развитие экспрессивной и импрессивной речи у нормально развивающихся дошкольников 15

1.3. Развитие речевой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта 19

1.4. Комплексный подход к коррекции нарушений развития у детей с нарушением интеллекта 24

1.5. Подходы к диагностике и коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 28

Выводы по главе 1 33

ГЛАВА 2. Изучение экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта 35

2.1. Организация и методы исследования 35

2.2. Анализ результатов исследования 39

2.3. Программа коррекционно-педагогической работы по формированию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта 45

Выводы по главе 2 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы исследования. Изучением проблемы развития импрессивной и экспрессивной речи у детей с нарушением интеллекта занимались Л.А. Брюховских, Н.В. Новоотворцева, Л.И. Аксенова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева и др.

По наблюдениям Л.А. Брюховских, понимание речи на элементарном уровне становится доступным дошкольникам с нарушением интеллектуального развития лишь в возрасте около 2 лет. Автор указывает, что и в 4-5 лет дошкольники не понимают до 30% словосочетаний, фраз в речи взрослого. Доступны пониманию простые, часто встречающиеся в быту фразы.

Как отмечает Н.В. Новооторцева, дети с нарушением интеллекта понимают более или менее правильно меньшее количество слов, чем употребляют.

Л.И. Аксенов, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева указывали, что дошкольники с нарушениями интеллекта испытывают выраженные трудности формулирования своей речи.

Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что на современном этапе стоит острая практическая необходимость конкретизации принципов и методов коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта, так как это является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Комплексный подход к развитию экспрессивной и экспрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта».

Цель исследования: изучить уровень и особенности

сформированности экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта, разработать комплексную программу развития речи у детей данной группы.

Объект исследования: экспрессивная и импрессивная речь.

Предмет исследования: уровень и особенности развития

экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: речевая деятельность дошкольников с нарушением интеллекта характеризуется следующими особенностями:

1) низким уровнем сформированности, как экспрессивной, так и импрессивной речи;

2) более высоким уровнем развития импрессивной речи в сравнении с импрессивной;

3) наличием разных групп дошкольников по уровню развития как экспрессивной, так и импрессивной речи.

Задачи исследования:

1) сделать обзор научно методической литературы по проблеме исследования;

2) подобрать диагностические методики исследования

экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта и провести экспериментальное исследование;

3) сделать качественный и количественный анализ результатов исследования;

4) разработать комплексную программу коррекционно-педагогической работы по развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта, предполагающую совместную работу учителя-дефектолога и учителя-логопеда;

5) сформулировать выводы.

Теоретико-методологические основы исследования:

- исследования развития речи в онтогенезе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, С.Н. Шаховская и др.);

- исследования особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта (Г.В. Гуревич, Л.З. Давидович, Г.В. Цикотто и др.);

- подходы к диагностике и коррекции речевой деятельности детей с нарушением интеллекта (М.С. Певзнер и др.).

Методы исследования:

- метод анализа научной литературы;

- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической

документации);

- эмпирические методы (методики логопедического обследования);

- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников с нарушением интеллекта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработанную программу коррекционно-логопедической работы можно использовать в процессе развития и формирования импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников с нарушением интеллекта.

Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Эрудит» г. Сургут. В эксперименте участвовало 10 детей 6-7-летнего возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития и формирования речи у детей с нарушением интеллекта

1.1. Речь как психический процесс

Речью называется основное средство человеческой коммуникации. Без речи человек не имеет возможности к получению и передаче большого количества информации, имеющей отношение к большой смысловой нагрузке или фиксируя в себе те параметры, которые невозможно получить при помощи анализаторов.

Из-за нее индивидуальное сознание любого человека, не ограничивается личной практикой, собственным наблюдением, посредством языка может принимать пищу и обогащаться результатами социальных навыков и умений; наблюдение и знание всего человечества становится или может из-за речи рассматриваться как достояние каждого. Речь может раскрывать сознание других людей, становясь доступной для воздействия.

С точки зрения Л.С. Рубинштейна, речью является коммуникативная деятельность речь можно рассматривать как действие языка [42].

Речь является языком, функционирующим во взаимосвязи с индивидуальным сознанием.

При появлении языка, можно наблюдать возникновение и речи. Языком является система, включающая в себя словесные знаки, через которые человек обозначает предмет и явление. Посредством языка происходит закрепление, передача и усвоение личного, это имеет отношение и к общественно-историческому опыту, который приобретается через осуществление практических и теоретических действий человека. Язык создан человеком и рассматривается как общественно-историческое явление. Если рассматривать язык как систему словесных знаков, то его порождение протекает через речевую деятельность. Слово может существовать в виде звука, графического знака и моторного символа, которые возникли в следствии деятельности органов речи.

А значит, речь рассматривается как процесс деятельности, направленного на воспроизведение и восприятие звукового, графического и кинестезического образа слова, на основе которого возникают, существуют и проявляются такие человеческие критерии как сознательная психика и духовный мир.

Исследование, проведенное Н.И. Жинкиным показало, что речевая деятельность может строиться не только с опорой на функционирование элементарного физиологического механизма по типу «стимулы-реакции», но предполагают участие специального механизма, обеспечивающего смысловые построения речевых высказываний. Им было описано несколько групп механизмов, которые принимают участие в речевой деятельности. Сначала вступает в процесс механизм, посредством которого производится программирование речевых высказываний. Затем приступает к

функционированию механизм, обеспечивающий процесс перехода от программы к грамматическим и синтаксическим структурам предложения. Затем включается механизм, который позволяет подбирать слова и смыслу и звуковому признаку и механизм, где наблюдается переход от моторных программ к звуковым ее оформлениям. В заключение, наблюдается процесс вступления в действие механизма, осуществляющий непосредственные звуковые речевые высказывания, которые имеют как образные, так и отвлечённые смысловые содержания [17].

По мнению А.Г. Маклакова, речью является процесс коммуникации между людьми через язык. Для умения говорения и понимания чужой речи, нужно знать язык и при этом умение пользоваться им. Психология разделяет такие понятия как «язык» и «речь». Языком является система, состоящая из определенного количества условных символов, при помощи которых передается сочетание звуков, значимых для человека и имеющих смысловое содержание. Язык выработан обществом, являясь отражением общественного бытия в сознании человека. При формировании языка в процессе коммуникации, можно наблюдать, что язык может рассматриваться и как продукт общественно-исторического развития. Феноменолонией языка является то, что каждым человеком язык застается в готовой форме, т.к. окружающие говорят на этом языке и при дальнейшем формировании человека как личности он просто усваивается. В тот момент, как человек становится носителем языка, одновременно он начинает рассматриваться и как источник, посредством которого язык развивается и модернизируется [32].

Язык рассматривается с точки зрения достаточно сложного образования. Для каждого языка характерны определенные системы значащих слов, названных лексическим составом языка. Помимо этого, для языка характерно наличие определенной системы разных форм слов и словосочетаний, что является частью грамматики языка, определенные звуковые, или фонетические, составы, свойственные только конкретным языкам.

В современной психологии речь детей с нарушением интеллекта рассматривается как особый вид деятельности и как познавательный процесс.

При изучении этой темы важно уяснить роль экспрессивной и импрессивной речи в развитии познавательной деятельности дошкольника с нарушением интеллекта, установить причины нарушения речи и своеобразие ее развития, раскрыть пути ее коррекции. Исследования отечественных и зарубежных дефектологов дают возможность раскрыть динамику развития экспрессивной и импрессивной речи дошкольника с нарушением интеллекта.

Нормально развивающийся ребенок, овладевая экспрессивной и импрессивной речью, приобретает способность к высшим формам анализа и синтеза, к обобщенному отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и действий. Детей с нарушением интеллекта значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи.

Целью нашего исследования являлось изучение соотношения экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проводилось исследование уровня сформированности экспрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта с помощью методик «Определение времени года по картинкам» и «Работа с сюжетными картинками». На втором этапе выявлялся уровень сформированности импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта с помощью методик «Покажи картинку!», «Выполняй команды!»

Вследствие сопоставления результатов исследования экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта по всем выше перечисленным методикам мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза частично подтверждается.

Среди дошкольников с нарушением интеллекта нами была выделена группа дошкольников с выраженной недостаточностью в развитии как экспрессивной, так и импрессивной речи.

1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст] / Л. И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова. - М.: Академия, 2000. - 450 с.

2. Александрова, Ю.В., Попов, Ю.А. Основы общей психологии [Текст] Ю.В. Александрова, Ю.А. Попов. - СГУ.: Юнита-ХРОНОС, 2016. - 631с.

3. Блонский, П.П. Возрастная педология [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: НОВЬ, 2010. - 340с.

4. Бодалев, А.А. Личность в общении [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 23-45.

5. Боисович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Боисович. - Москва-Воронеж, 1995. - С. 176-179.

+ еще 45 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Комплексный подход к развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика