Дипломная работа
«Комплексный подход к развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта»
- 72 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития и формирования речи у детей с нарушением интеллекта 7
1.1. Речь как психический процесс 7
1.2. Развитие экспрессивной и импрессивной речи у нормально развивающихся дошкольников 15
1.3. Развитие речевой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта 19
1.4. Комплексный подход к коррекции нарушений развития у детей с нарушением интеллекта 24
1.5. Подходы к диагностике и коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 28
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. Изучение экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 39
2.3. Программа коррекционно-педагогической работы по формированию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта 45
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Изучением проблемы развития импрессивной и экспрессивной речи у детей с нарушением интеллекта занимались Л.А. Брюховских, Н.В. Новоотворцева, Л.И. Аксенова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева и др.
По наблюдениям Л.А. Брюховских, понимание речи на элементарном уровне становится доступным дошкольникам с нарушением интеллектуального развития лишь в возрасте около 2 лет. Автор указывает, что и в 4-5 лет дошкольники не понимают до 30% словосочетаний, фраз в речи взрослого. Доступны пониманию простые, часто встречающиеся в быту фразы.
Как отмечает Н.В. Новооторцева, дети с нарушением интеллекта понимают более или менее правильно меньшее количество слов, чем употребляют.
Л.И. Аксенов, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева указывали, что дошкольники с нарушениями интеллекта испытывают выраженные трудности формулирования своей речи.
Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что на современном этапе стоит острая практическая необходимость конкретизации принципов и методов коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта, так как это является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Комплексный подход к развитию экспрессивной и экспрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта».
Цель исследования: изучить уровень и особенности
сформированности экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта, разработать комплексную программу развития речи у детей данной группы.
Объект исследования: экспрессивная и импрессивная речь.
Предмет исследования: уровень и особенности развития
экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: речевая деятельность дошкольников с нарушением интеллекта характеризуется следующими особенностями:
1) низким уровнем сформированности, как экспрессивной, так и импрессивной речи;
2) более высоким уровнем развития импрессивной речи в сравнении с импрессивной;
3) наличием разных групп дошкольников по уровню развития как экспрессивной, так и импрессивной речи.
Задачи исследования:
1) сделать обзор научно методической литературы по проблеме исследования;
2) подобрать диагностические методики исследования
экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта и провести экспериментальное исследование;
3) сделать качественный и количественный анализ результатов исследования;
4) разработать комплексную программу коррекционно-педагогической работы по развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта, предполагающую совместную работу учителя-дефектолога и учителя-логопеда;
5) сформулировать выводы.
Теоретико-методологические основы исследования:
- исследования развития речи в онтогенезе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, С.Н. Шаховская и др.);
- исследования особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта (Г.В. Гуревич, Л.З. Давидович, Г.В. Цикотто и др.);
- подходы к диагностике и коррекции речевой деятельности детей с нарушением интеллекта (М.С. Певзнер и др.).
Методы исследования:
- метод анализа научной литературы;
- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической
документации);
- эмпирические методы (методики логопедического обследования);
- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработанную программу коррекционно-логопедической работы можно использовать в процессе развития и формирования импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Эрудит» г. Сургут. В эксперименте участвовало 10 детей 6-7-летнего возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития и формирования речи у детей с нарушением интеллекта
1.1. Речь как психический процесс
Речью называется основное средство человеческой коммуникации. Без речи человек не имеет возможности к получению и передаче большого количества информации, имеющей отношение к большой смысловой нагрузке или фиксируя в себе те параметры, которые невозможно получить при помощи анализаторов.
Из-за нее индивидуальное сознание любого человека, не ограничивается личной практикой, собственным наблюдением, посредством языка может принимать пищу и обогащаться результатами социальных навыков и умений; наблюдение и знание всего человечества становится или может из-за речи рассматриваться как достояние каждого. Речь может раскрывать сознание других людей, становясь доступной для воздействия.
С точки зрения Л.С. Рубинштейна, речью является коммуникативная деятельность речь можно рассматривать как действие языка [42].
Речь является языком, функционирующим во взаимосвязи с индивидуальным сознанием.
При появлении языка, можно наблюдать возникновение и речи. Языком является система, включающая в себя словесные знаки, через которые человек обозначает предмет и явление. Посредством языка происходит закрепление, передача и усвоение личного, это имеет отношение и к общественно-историческому опыту, который приобретается через осуществление практических и теоретических действий человека. Язык создан человеком и рассматривается как общественно-историческое явление. Если рассматривать язык как систему словесных знаков, то его порождение протекает через речевую деятельность. Слово может существовать в виде звука, графического знака и моторного символа, которые возникли в следствии деятельности органов речи.
А значит, речь рассматривается как процесс деятельности, направленного на воспроизведение и восприятие звукового, графического и кинестезического образа слова, на основе которого возникают, существуют и проявляются такие человеческие критерии как сознательная психика и духовный мир.
Исследование, проведенное Н.И. Жинкиным показало, что речевая деятельность может строиться не только с опорой на функционирование элементарного физиологического механизма по типу «стимулы-реакции», но предполагают участие специального механизма, обеспечивающего смысловые построения речевых высказываний. Им было описано несколько групп механизмов, которые принимают участие в речевой деятельности. Сначала вступает в процесс механизм, посредством которого производится программирование речевых высказываний. Затем приступает к
функционированию механизм, обеспечивающий процесс перехода от программы к грамматическим и синтаксическим структурам предложения. Затем включается механизм, который позволяет подбирать слова и смыслу и звуковому признаку и механизм, где наблюдается переход от моторных программ к звуковым ее оформлениям. В заключение, наблюдается процесс вступления в действие механизма, осуществляющий непосредственные звуковые речевые высказывания, которые имеют как образные, так и отвлечённые смысловые содержания [17].
По мнению А.Г. Маклакова, речью является процесс коммуникации между людьми через язык. Для умения говорения и понимания чужой речи, нужно знать язык и при этом умение пользоваться им. Психология разделяет такие понятия как «язык» и «речь». Языком является система, состоящая из определенного количества условных символов, при помощи которых передается сочетание звуков, значимых для человека и имеющих смысловое содержание. Язык выработан обществом, являясь отражением общественного бытия в сознании человека. При формировании языка в процессе коммуникации, можно наблюдать, что язык может рассматриваться и как продукт общественно-исторического развития. Феноменолонией языка является то, что каждым человеком язык застается в готовой форме, т.к. окружающие говорят на этом языке и при дальнейшем формировании человека как личности он просто усваивается. В тот момент, как человек становится носителем языка, одновременно он начинает рассматриваться и как источник, посредством которого язык развивается и модернизируется [32].
Язык рассматривается с точки зрения достаточно сложного образования. Для каждого языка характерны определенные системы значащих слов, названных лексическим составом языка. Помимо этого, для языка характерно наличие определенной системы разных форм слов и словосочетаний, что является частью грамматики языка, определенные звуковые, или фонетические, составы, свойственные только конкретным языкам.
В современной психологии речь детей с нарушением интеллекта рассматривается как особый вид деятельности и как познавательный процесс.
При изучении этой темы важно уяснить роль экспрессивной и импрессивной речи в развитии познавательной деятельности дошкольника с нарушением интеллекта, установить причины нарушения речи и своеобразие ее развития, раскрыть пути ее коррекции. Исследования отечественных и зарубежных дефектологов дают возможность раскрыть динамику развития экспрессивной и импрессивной речи дошкольника с нарушением интеллекта.
Нормально развивающийся ребенок, овладевая экспрессивной и импрессивной речью, приобретает способность к высшим формам анализа и синтеза, к обобщенному отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и действий. Детей с нарушением интеллекта значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи.
Целью нашего исследования являлось изучение соотношения экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проводилось исследование уровня сформированности экспрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта с помощью методик «Определение времени года по картинкам» и «Работа с сюжетными картинками». На втором этапе выявлялся уровень сформированности импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта с помощью методик «Покажи картинку!», «Выполняй команды!»
Вследствие сопоставления результатов исследования экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта по всем выше перечисленным методикам мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза частично подтверждается.
Среди дошкольников с нарушением интеллекта нами была выделена группа дошкольников с выраженной недостаточностью в развитии как экспрессивной, так и импрессивной речи.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст] / Л. И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова. - М.: Академия, 2000. - 450 с.
2. Александрова, Ю.В., Попов, Ю.А. Основы общей психологии [Текст] Ю.В. Александрова, Ю.А. Попов. - СГУ.: Юнита-ХРОНОС, 2016. - 631с.
3. Блонский, П.П. Возрастная педология [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: НОВЬ, 2010. - 340с.
4. Бодалев, А.А. Личность в общении [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 23-45.
5. Боисович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Боисович. - Москва-Воронеж, 1995. - С. 176-179.
+ еще 45 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Комплексный подход к развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 72 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение слухоречевой памяти у дошкольников с нарушениями речи
Дипломная работа:
Развитие сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения
Дипломная работа:
Формирование навыков словообразования у школьников с нарушением интеллекта
Дипломная работа:
Сравнительный анализ состояния пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи
Дипломная работа:
Изучение гравомоторных навыков у дошкольников с нарушением речи