Дипломная работа
«Духовно - нравственное воспитание личности младшего школьника в музыкально - компьютерной деятельности»
- 111 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Основы развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника средствами музыкально-эстетического воспитания 8
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 14
1.3 Роль музыкально-компьютерной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников 22
2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников в музыкально-компьютерной деятельности 40
2.2 Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в музыкально-компьютерной деятельности 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Актуальность и внимание к проблеме развития духовно-нравственных качеств личности младших школьников в процессе музыкально-компьютерной деятельности обусловлено рядом причин.
Духовно-нравственное воспитание главным образом отводится предметам художественно-эстетической направленности, в частности музыкально-эстетическому воспитанию в школе. В настоящее время на уроках музыки эффективным и востребованным инструментом музыкально-эстетического воспитания становятся музыкально-компьютерные технологии (МКТ).
В педагогической науке формирование духовной нравственности связывают с формированием всесторонне и гармонично развитой личности, наполненной духовной энергией, способной созидать и творить добрые дела. По мнению ученых МКТ способствуют этому, так как развивают культурный кругозор, творческий опыт, важные для жизнедеятельности личностные качества. Применение МКТ активизирует творческий потенциал личности, приумножает музыкально-художественные, интеллектуальные способности, информационно-коммуникативную и компьютерную компетентность, которая значительно молодеет по сравнению с прошлыми поколениями. Такие качества усиливают духовные потребности школьников и их интерес к занятиям музыкальным искусством - дают растущей личности возможность серьезно заниматься музыкой, познавать свои музыкально-творческие возможности, находить формы своих творческих проявлений. Музыкально-эстетическое воспитание способствует эмоционально-художественному развитию и пробуждению духовно-нравственных качеств личности младших школьников, а обогащение образовательного процесса современными музыкально-компьютерными средствами усиливает его воспитательно-творческую направленность, активизируя процессы самопознания и самосовершенствования. Приобретаемые музыкально-компьютерные умения позволяют научиться понимать и отражать в творчестве и искусстве красоту окружающего мира, увеличивая у детей уверенность в себе, в своих творческих силах, в желании учиться, трудиться и созидать мир по законам красоты.
Наиболее важными духовными качествами человека являются доброта и отзывчивость. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, им нужно научиться понимать других и проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки и быть трудолюбивыми, объективно воспринимать и правдиво отражать окружающий мир, бережно относиться к природе и культуре, традициям своего края и других народов. Формированию таких духовно-нравственных качеств способствует универсальность информационных технологий и многообразие компьютерной деятельности, осуществляемой как в индивидуальном, так и в коллективном музыкальном творчестве. Через сочетание занятий музыкальным искусством и компьютерной деятельностью с учетом интересов современных детей можно успешно управлять духовно-нравственным формированием школьников.
Отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой работы с детьми и патриотического воспитания на фоне агрессивной рекламы и обилия негативной информации в СМИ приводит к формированию неверных жизненных эталонов и вредных привычек у детей. Поэтому сегодня важной педагогической задачей по духовно-нравственному воспитанию личности младшего школьника является выработка активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу - труду и творчеству на благо общества, единству слова и дела, нетерпимости ко всякого рода негативным отклонениям от норм нравственности.
Способность и желание ставить и решать в своей жизни различные творческие цели, радоваться жизни и уметь смело переносить трудности закладываются в раннем детстве. Но в педагогике начальной школы недостаточно методик, раскрывающих специфику современного духовно- нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки с опорой на музыкально-компьютерную деятельность. Большей частью рассмотрены проблемы включения компьютерной деятельности в музыкальное обучение и развитие в трудах ведущих исследователей - как средства формирования образовательной среды (И.О.Товпич, А.В.Кузин, Э.В.Махрова, А.А. Козлова Г.К.Селевко), развития определенных музыкальных знаний, умений и опыта творчества (Н. А. Бергер, С.В. Чибирев), в т.ч. в общеобразовательной школе (С.Ю.Приваловова, А. В. Горельченко). Но затрагиваются вопросы воспитания в процессе компьютерной деятельности в ссузе (Е.Л.Топоркова, И.А Смирнов), в вузе (В.Я.Бойко, М.М.Заббарова, А.С.Приселков, И.Г.Захарова), в развитии познавательной активности младших школьников (О.В.Добронравова, Л.П.Робустова, Д.М. Юланова). В связи с этим названная тема была определена как проблема исследования.
Объект исследования - музыкально-компьютерная деятельность младших школьников на уроках музыки.
Предмет исследования - развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе музыкально-компьютерной деятельности.
Цель исследования - изучить особенности духовно-нравственных качеств личности младшего школьника и разработать методы, направленные на их воспитание в процессе компьютерной деятельности на уроках музыки.
Гипотеза исследования. Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки с включением музыкально-компьютерной деятельности станет эффективным если:
• в процессе музыкально-компьютерной деятельности будет осуществляться развитие интереса к музыкальному искусству, мыслительно-интеллектуальных процессов и эмоционально-волевой сферы, рост творческой активности и способностей к художественно - эстетическому восприятию и оценке произведений искусства;
• будут в полной мере использоваться воспитательный и развивающий потенциал музыкально-компьютерных технологий с сочетанием методов передового опыта музыкально-эстетического воспитания.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «духовно-нравственное воспитание личности» ребенка.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть основы организации музыкально-эстетического
воспитания на уроках в общеобразовательной школе.
4. Разработать формы и методы использования музыкально
компьютерной деятельности для развития духовно-нравственной культуры младших школьников, их взглядов, ценностей и личностных качеств.
5. Апробация комплекса экспериментальных методов,
обеспечивающих наибольшую эффективность духовно-нравственного воспитания в условиях музыкально-компьютерной деятельности.
Методология исследования:
Применение компьютера как средства формирования образовательной среды (И.О.Товпич, А.В.Кузин, Э.В.Махрова, А.А. Козлова Г.К.Селевко), развития определенных музыкальных знаний, умений и опыта творчества (Н. А. Бергер, С.В. Чибирев), в т.ч. в общеобразовательной школе (С.Ю.Приваловова, А. В. Горельченко), воспитания в процессе компьютерной деятельности в ссузе (Е.Л.Топоркова, И.А Смирнов), в вузе (В.Я.Бойко, М.М.Заббарова, А.С.Приселков, И.Г.Захарова), в развитии познавательной активности младших школьников (О.В.Добронравова, Л.П.Робустова, Д.М. Юланова); изучение психологических особенностей развития в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский, Волков, Б.С. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А., Эльконин Д.Б., Пиаже Ж., Лисина М.И., Лихачев, Б.Т.); методология преподавания музыки в начальной школе (Л.В.Школяр, Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина, А.С.Зиннурова, Т.В.Надолинская, М.С.Осеннева и др.).
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогическое наблюдение, методы опроса, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №15 г. Стерлитамака. Всего в эксперименте принимали участие ученики 1 «А» и «Б» классов в возрасте 6-7 лет.
Научная новизна исследования. Проведено исследование особенностей духовно-нравственного развития младших школьников и теоретически и практически доказана роль грамотной организации музыкально-компьютерной деятельности во взаимосвязи ее творческой и игровой сторон как эффективного средства музыкально-эстетического воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Практическая и теоретическая значимость. На основе экспериментального исследования разработанные формы, методы и содержание, направленные на духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе их разносторонней творческой музыкально-компьютерной деятельности могут использоваться в качестве методики в образовательных и социально-культурных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, включающих в себя 5 параграфов, заключение, список литературы и приложение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основы развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника средствами музыкально-эстетического воспитания
В современных условиях экономического и политического кризиса, духовно-нравственного спада в обществе наиболее важная роль в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций
подрастающего поколения отводится, в особенности, предметам художественно-эстетической направленности. При этом особое значение придается приобщению учеников к традициям отечественной и мировой культуры, постоянному использованию в системе эстетических дисциплин творческого потенциала музыкального искусства.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [8, c. 41]. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия [50, c. 245].
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее [26, c. 76].
В-третьих, задача эстетического воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности [12, c. 17].
И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [31, c. 152].
На формирование и развитие личности человека оказывают влияние многочисленные факторы: объективные и субъективные, природные и общественные, внутренние и внешние, независимые и зависимые от воли и сознания людей [49, c. 241]. При этом сам человек не представляется как пассивное существо, а выступает как субъект своего формирования и развития. Уже с самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок начинает приобщаться к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра выступает первоначальным способом проявления у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений [54, c. 185].
Эстетическое воспитание развивает и гармонизирует духовные способности человека, необходимые ему в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, потому что красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений [55, c. 58].
Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру. Научить человека воспринимать готовые продукты эстетической деятельности - это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания, в том числе музыкально-эстетического.
В своих исследованиях музыкальный педагог В.Н. Шацкая [52, c. 64] видит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Обращение к воспитательной стороне музыкального искусства способствует решению многих важных педагогических целей современной школы.
В связи с глобальными социальными преобразованиями и духовно-нравственным кризисом в обществе все более приоритетное значение приобретают гуманистические ценности в жизни людей. Музыкальное воспитание личности, наряду с высокой социальной значимостью воспитательной функции музыкального образования и эстетического развития, выходит на уровень общих духовно-нравственных ценностей.
В процессе данного исследования было раскрыто значение музыкально-эстетического воспитания как одного из основных направлений духовно-нравственного воспитания младших школьников, подчеркнута важность формирования духовно-нравственной культуры с поддержкой потенциала музыкально-компьютерных технологий.
В процессе теоретического исследования был сделан вывод о том, что одним из методов воспитания младшего школьника является формирование способностей музыкально-художественного образного восприятия и понимание выразительных возможностей музыкально-компьютерных средств, эмоционально-ценностное сопереживание и самовыражение в музыкально-электронном творчестве.
В процессе исследования были изучены особенности музыкального воспитания младших школьников с применением МКТ, разработаны содержание, формы и методы развития духовно-нравственных качеств личности учащихся в процессе компьютерной деятельности.
В процессе данного исследования мы убедились, что музыкальное воспитание в начальной школе - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника, на развитие музыкальных способностей в процессе компьютерно-творческой деятельности, которое является эффективным средством формирования творчески активной духовно-богатой личности.
В ходе исследования было замечено, что музыкальное воспитание на основе игровой деятельности и сказкотворчества с помощью современного компьютера влияет на формирование духовной культуры личности ребенка, способствует всестороннему и гармоничному музыкальному развитию. Музыкально-компьютерные уроки предстают как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения и поддерживать свободу творчества, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, а в себе личностную значимость, то он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии и доступного красочного обогащения ее тембров для детской кисти начинающего творца-художника, многогранность такого творчества в компьютерной деятельности открывает перед ребенком собственную внутреннюю красоту и духовную силу музыкально-художественного переживания создаваемого - маленький человек осознает свое достоинство.
Музыкальное воспитание в начальной школе в процессе интеграции школьных предметов гуманитарного цикла и МКТ должно быть направлено на раскрытие привлекательности и многообразия звучащего мира и обогащение личности учащегося. Музыка, литература, живопись и компьютерное творчество в совокупности в силу своей внутренней природы должны быть составной частью духовно-нравственного воспитания в школе.
В условиях информационного общества была поставлена и выполнена цель разработать такие методы, которые в процессе интеграции на уроках музыки современной компьютерной деятельности позволили бы развивать младших школьников не только с точки зрения освоения музыкальных умений и способностей, но и способствовали реализации главной гуманитарной и гуманистической составляющей музыкальной деятельности - развитию духовно-нравственной личности.
1. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования
[Текст]. - М.: Академия, 2013. - 325 с.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст]. - М.:
Академия, 2013. - 176 с.
3. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта [Текст]. - М.: Академия, 2012. - 109 с.
4. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М.: Академия, 2013. - 624 с.
5. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2014. - 512 с.
+ еще 53 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Духовно - нравственное воспитание личности младшего школьника в музыкально - компьютерной деятельности» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 111 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проектирование программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника
Дипломная работа:
Нравственное воспитание младших школьников в рамках курса «окружающий мир»
Дипломная работа:
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках литературного чтения
Дипломная работа:
Воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО
Дипломная работа:
Использование игровой деятельности на уроке музыки