Дипломная работа

«Педагогические условия организации вокального творчества школьников на основе музыкально-цифрового инструментария»

  • 83 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Проблемы применения музыкально-цифрового инструментария в вокальном творчестве 7

1.1. Роль и возможности музыкально-цифрового инструментария в образовательном процессе 7

1.2. Основы организации вокального творчества школьников 26

Выводы по 1 главе 36

Глава 2. Педагогические условия организации вокального творчества школьников на основе музыкально-цифрового инструментария 37

2.1. Средства, формы и методы организации вокального творчества школьников 37

2.2. Экспериментальная работа по внедрению музыкально-цифрового инструментария в вокальное творчество школьников 54

Выводы по 2 главе 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Введение

На сегодняшний день, компьютерные технологии представляют большие возможности и музыкально-цифровой инструментарий в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей, в том числе вокальных. Они оказывают большую помощь не только при разработке уроков музыки, но и помогают решать важнейшие задачи, связанные с образованием и музыкальным воспитанием детей, как в процессе урока, так и во внеурочное время. Одной из востребованных и наиболее доступных форм музицирования в течение многих лет является вокально-хоровое творчество.

Актуальность. С появлением современных музыкально-компьютерных технологий и электронных музыкальных инструментов техническая оснащенность в вокальном творчестве коллективов значительно изменилась. В свою очередь улучшаются условия, но одновременно изменяются и задачи в профессиональной педагогической деятельности с точки зрения хормейстерских, учебных и организационных методов работы музыкальных руководителей певческих ансамблей, учителей музыки. Применение широких творческих возможностей современного музыкально-цифрового

инструментария для развития успешного вокального творчества позволит педагогу-музыканту не только эффективно реализовать специфические приемы вокально-хоровой работы, но и строить ее с учетом индивидуальной природы певческих голосов и способов его развития, самостоятельно обеспечить вокально-творческий процесс инструментальным сопровождением в виде аранжировок, фонограмм с аккомпанементом «минус», фонограмм с голосом и многое другое.

Для начала необходимо проанализировать передовой опыт современной организации и руководства вокально-хоровым творчеством с применением музыкально-компьютерных технологий и музыкально-цифрового

инструментария.

Проблема применения музыкального цифрового инструментария раскрыта в трудах ведущих исследователей в области изучения непосредственно программных средств разной направленности и преподавания музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании И.Б. Горбуновой, М.М. Брянцева, Э.В. Кибиткиной, Г.Г. Белова, А.В. Горельченко и др. В сфере вокального творчества и обучения известны работы О.Н. Пиксаевой, Б.А. Брылина, М.В. Медведевой, С.А. Морозова, И.М. Красильникова. Они посвящены соответственно обучению пению, применению в деятельности вокальных инструментальных ансамблей и рок- ансамбля, хорового и сольного исполнительства, хоровой аранжировки.

Однако в современной педагогической действительности педагогами в школах не достаточно широко используется творческий потенциал музыкально-цифрового инструментария в связи с недостаточным учебно-методическим и материальным оснащением и подготовленностью многих учителей, либо данный инструментарий привлекается частичным образом в виде печати нотных партитур и поиска готовых фонограмм музыкального сопровождения.

Исходя из выше перечисленных причин и необходимости нахождения путей более оптимального и эффективного развития музыкальных и вокально-хоровых способностей у обучающихся участников вокального коллектива, таких как музыкальный слух, чувство ритма и ансамбля, музыкальная память и восприятие важно использовать раскрытый в выше перечисленных трудах творческий потенциал музыкально-цифрового инструментария (МЦИ). В связи с этим данная проблема актуальна для современной педагогической практики, но недостаточно разработана, что и определило тему исследования: «Педагогические условия организации вокального творчества школьников на основе музыкально-цифрового инструментария».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий организации вокального

творчества школьников на основе музыкального цифрового инструментария.

Объект исследования: вокальное обучение и воспитание школьников.

Предмет исследования: применение музыкального цифрового

инструментария в организации вокального творчества в ходе образовательного процесса в школе.

Гипотеза исследования:

Организация вокального творчества и развитие вокально-творческих навыков школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если:

1) в педагогическом процессе в условиях общеобразовательной школы в певческой деятельности школьников будет широко применен творческий потенциал музыкально-цифрового инструментария в виде программного и аппаратного компьютерного обеспечения;

2) педагогический процесс будет строиться с учетом специфики вокально-хорового обучения и задач развития индивидуальных способностей детей.

Задачи исследования:

1) определить роль и творческие возможности музыкально-цифрового инструментария в образовательном процессе и в вокально-творческой деятельности обучающихся;

2) раскрыть специфику организации вокально-хоровой деятельности;

3) выявить оптимальные педагогические условия применения музыкально-цифрового инструментария в вокальном творчестве школьников;

4) охарактеризовать программное обеспечение и музыкальное оборудование, необходимое для организации вокально-хоровой деятельности школьников;

5) провести экспериментальную работу по внедрению музыкального цифрового инструментария в образовательный процесс школы.

Методология исследования: понимание специфики формирования основ использования музыкально-компьютерных технологий в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля (А.В. Вотинцев, М.Ю. Самакаева); показана роль музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании детей (Д.Е. Аубакирова, О.А. Бурлак); дано понятие о творческом коллективе (Г.Л. Тульчинский); пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога- музыканта(А. Камерис), информационных технологий в музыке (И.Б. Горбунова).

Методы исследования: для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические методы (наблюдение); работа с научной литературой, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнено содержание понятий «музыкально-цифровой инструментарий», «музыкально-компьютерные технологии», «вокальное творчество»;

-выявлены закономерности развития музыкальных и вокальных способностей у детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе работы был создан материал; разработанные содержание, методика преподавания занятий в творческом коллективе с применением музыкально-компьютерных технологий могут быть использованы в практике работы детских музыкальных школ, детских школ искусств, общеобразовательных учреждений, дворцов культуры (учреждений дополнительного образования).

База исследования: вокальный ансамбль «Веселые нотки» МБОУ «Башкирская гимназия №102», состав ансамбля 28 обучающихся в возрасте 812 лет.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа

включает в себя введение, две главы, вывод по главам, заключение, список использованной литературы, приложений. Общий объем работы составляет 84 страницы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Проблемы применения музыкально-цифрового инструментария в вокальном творчестве

1.1.Роль и возможности музыкально-цифрового инструментария в образовательном процессе

В современном образовании происходят сложные процессы, которые призывают применять новые формы, средства и методы обучения, новейшие технические средства и современные технологии, повышать эффективность и качество образования. Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требований «века компьютерных технологий».

На сегодняшний день, актуальные проблемы образования на государственном уровне решаются с помощью, созданных за последние десять лет, новых образовательных программ и комплексных планов обучения[30].

В нынешних обстоятельствах музыкальное воспитание школьников является одним из основных направлений широкого развития музыкальной культуры подрастающего поколения.

«Надо уделить большое внимание поддержке новаторских, экспериментальных направлений в искусстве. Сохраняя традиции, богатое, очень богатое классическое наследие нашей культуры, государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве. Ведь следует помнить: то, что сегодня именуется классикой, создавалось зачастую вопреки канону, через отказ от привычных форм, разрыв с традицией. Дух новаторства необходимо поощрять во всех сферах культурной жизни. Нужно поддерживать и традиционные школы, и новые проекты во всех областях искусства. Особое внимание уделить обновлению инфраструктуры сферы культуры, использованию современных технологий»[1].

Одной из главных тенденций в сфере музыкального воспитания XXI века является внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс образования [30].

Музыкальное образование, обязано идти в ногу со временем, учитывая интересы современной молодежи и потребности общества. Электронные музыкальные инструменты, музыкально-компьютерные технологии, предоставляющие огромные возможности композиторам и музыкантам в творческой деятельности получают наибольшее распространение.

В детских музыкальных учреждениях открываются классы синтезатора, электронных инструментов, компьютерной музыки, причем количество таких учреждений стремительно растет, что ведет к необходимости обновления методов музыкального воспитания[6].

Это привело к проблеме нехватки педагогов нового направления, поскольку большинство педагогов продолжают работать, не учитывая специфику преподавания, по традиционным методикам, так как многие из учителей, обучающих игре на электронных инструментах, не всегда располагают специальными знаниями.

Музыкально-цифровой инструментарий открывает огромные возможности в художественно-творческой деятельности.

Как описывает Красильников в своем автореферате докторской диссертации (2007 г.),в музыкальном образовании наибольшее распространение получил новый класс музыкальных инструментов - электронный инструментарий, куда входят клавишные синтезаторы, сэмплеры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры.

Сегодня большому кругу музыкантов становятся доступны музыкальные инструменты, которые отличаются значительными выразительными ресурсами. С помощью цифровых музыкальных инструментов достигается оркестровая насыщенность фактуры звучания, живость исполнительского интонирования. При этом управление богатыми звуковыми возможностями оказывается проще и доступнее, чем игра на традиционных инструментах.

Также автор отмечает широкий простор для творчества и высокое качество звучания при относительно несложной технике управления цифровым инструментарием, что делает его особенно привлекательным для музыкантов начального уровня. Благодаря широкому распространению данного инструментария важнейшая педагогическая проблема - приобщение к музыкальному творчеству учащихся нашла решение за счет появившейся новой музыкально-педагогической деятельности [25, с.4].

Заключение

Мир не стоит на месте, с каждым днем появляются новые технологии. Они все активнее внедряются в образовательный процесс. Эта тенденция также затронула и музыкальное образование.

Современный урок музыки, занятие в вокально-хоровом коллективе на сегодняшний день уже невозможно представить без ноутбука учителя и компьютеров учеников, интерактивной доски, проектора и «выхода в Интернет». Появились музыкально-компьютерные технологии и электронные музыкальные инструменты. Улучшились условия, и изменились требования к профессиональной педагогической деятельности с точки зрения хормейстерских организационных, учебных и управляющих методов работы учителей музыки и руководителей вокально-хоровых ансамблей.

Однако педагогами не достаточно широко используется весь творческий потенциал музыкально-цифрового инструментария в связи с недостаточным учебно-методическим и материальным оснащением школ и подготовленностью учителей, либо данный инструментарий привлекается лишь частично в виде печати нотных партитур и поиска готовых фонограмм музыкального сопровождения.

Исходя из вышеназванных причин и необходимости развития музыкальных способностей у участников вокально-хорового коллектива, необходимо использовать все возможности творческого потенциала музыкально-цифрового инструментария. В связи с этим, данная проблема актуальна для современной педагогической практики, но недостаточно разработана.

Недостаточность методических разработок и реальной практической опоры в вокальной подготовке к творчестве школьников, а также предположение о том, что использование широких творческих возможностей современного музыкально-цифрового инструментария для развития успешного вокального творчества позволит педагогу-музыканту не только эффективно реализовать специфические приемы вокально-хоровой работы, но и строить ее с учетом индивидуальной природы певческих голосов и способов его развития (самостоятельно обеспечить вокально-творческий процесс инструментальным сопровождением в виде аранжировок, фонограмм с аккомпанементом «минус» и фонограмм с голосом и др.) определила цели и задачи исследования.

С этой целью были изучены основы организации вокального творчества школьников. Было дано определение понятию «вокальное творчество» как организованного педагогического процесса, направленного на воспитание музыкально-певческой культуры, развитие голоса, певческой техники и музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка и ее самореализации. Рассмотрены формы вокального творчества детей школьного возраста такие как: сольное пение, ансамблевое пение, вокально-хоровое пение, вокально-инструментальное пение (пение с оркестром).

Также в теоретической главе исследования нами была рассмотрена роль и возможности музыкально-цифрового инструментария для эффективного осуществления вокального творчества в школе как системы электронных музыкальных инструментов, куда входит «софт» и «хард» электронного инструментария. Это программное обеспечение в виде обучающих вокалу программ и программ-караоке для осуществления певческой деятельности, творческих программ создания и написания звукового материала, а также музыкально-цифровые аппараты в виде клавишных синтезаторов, рабочих станций, мультимедийных компьютеров с оборудованием (звуковой карты, МИДИ-клавиатуры, мониторов, микрофонов, наушников, микшера).

В практической главе нами предлагаются музыкально-цифровые средства обучения; представлены разработанные формы, методы и содержание организации вокального творчества школьников.

Среди них:

- звукозапись исполнения вокальных голосов (учеников и преподавателя);

- пение под аккомпанемент (фонограмм минус и плюс, электронно-акустический аккомпанемент);

- работа с нотной партитурой в нотном редакторе (набор и переложение произведений, прослушивание и анализ партитуры, пропевание голосов со звучащей партитурой);

- пение в стилевых ритмах под метроном синтезатора;

- использование цифровых ресурсов для распевания голоса в вокальных упражнениях;

- использование программного обеспечения «PianoRainbow 7.3.1.» для обучения детей пониманию мелодии, «Музыкальной гармонии для всех» 1.0.6.7 - система формирования певческих навыков «KaraKEYoke 3.0.3.»

Рассмотренные нами компьютерные технологии и музыкально-цифровой инструментарий предоставили много интересных возможностей в вокально-хоровой работе в опытно-экспериментальной части и стали эффективным средством для творчества и развития музыкально-певческих способностей. Они оказали большую помощь в разработке уроков музыки и помогли решить важнейшие задачи, связанные с образованием и музыкальным воспитанием детей, как в процессе урока, так и во внеурочное время.

На базе МБОУ «Башкирская гимназия №102» нами был проведен педагогический эксперимент, главной целью которого было выяснить, как с помощью предлагаемых нами средств и методов будут развиваться вокальные навыки и вокальное творчество обучающихся.

В ходе эксперимента было предложено использование музыкально-компьютерных технологий, синтезатора, MIDI - клавиатуры, мониторов, возможностей микшерного пульта на каждом занятии коллектива.

Опытный эксперимент показал, что опора на музыкально-цифровой инструментарий в занятии вокально-хоровым творчеством на уроках музыки повышает интерес и творческую активность учеников, позволяет развивать

вокально-хоровые навыки, музыкальные способности, личностный

творческий потенциал и музыкально-певческую культуру школьников.

Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что организация вокального творчества и развитие вокально-творческих навыков школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если в педагогическом процессе в условиях общеобразовательной школы в певческой деятельности школьников будет широко применен творческий потенциал музыкально-цифрового инструментария в виде программного и аппаратного компьютерного обеспечения; а педагогический процесс будет строиться с учетом специфики вокально-хорового обучения и задач развития индивидуальных способностей детей.

Итак, музыкально-цифровой инструментарий обуславливает решение важных музыкально-педагогических проблем - не только приобщения к вокальному творчеству, но и повышения качества вокально-хоровой подготовки и ее оптимизации с помощью технического и методического оснащения музыкально-образовательного процесса.

Список литературы

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ, 12.11.2009 г.

2. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Учебное пособие.[Текст] / Б.В. Асафьев . - М.: «Музыка»,1980. - 217с.

3. Аубакирова Д.Е., Бурлак О.А. Роль музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании детей. Международный научный журнал «Символ науки» №11-2/2016 - с. 92-93

4. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): Учебное пособие. - СПб: СМИО-Пресс, 2006. - 212 с.

5. Буза М.К. Архитектура компьютеров. Учебник для вузов. [Текст] / М.К. Буза.- Издательство «Вышэйшая школа», Минск 2016. - 416с.

+ еще 44 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Педагогические условия организации вокального творчества школьников на основе музыкально-цифрового инструментария»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика