Дипломная работа
«Педагогические условия музыкального развития младших школьников на основе музыкально-компьютерных технологий»
- 89 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Музыкально - компьютерные технологии в образовательном процессе.8
1.2. Музыкальное развитие ребенка и его особенности 15
1.3. Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе 25
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 38
2.1. Содержание, формы и методы музыкального развития младших школьников на основе музыкально-компьютерных технологий 38
2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 45
Выводы по второй главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Процессы внедрения компьютерной технологии и более общие процессы информатизации начинают использоваться в образовании, меняя компоненты методической системы обучения. XXI век характеризуется внедрением информационных и коммуникационных технологий во все области человеческой деятельности, в том числе и в образование. Повышается и качество, и эффективность, и доступность образования.
Компьютерные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях, поэтому разработка различных моделей, использование информационно компьютерных технологий в образовании является актуальной проблемой. В зависимости от условий обучения и задач, поставленных перед обучаемыми хорошего результата давали технологии, которыми пользовались известные педагоги как: В.П.Беспалько, И.Г.Захарова, В.Л.Латышев, Е.И.Машбиц,
В.М.Монахов, В.В.Мазепус, В.М.Цеханский, И.Р.Айдарова, А.О.Бороздин, А.Е.Гимро, Н.Г.Глаголева, И.М.Красильников и др.
Разработанные педагогические модели и методики использования информационных технологий в образовании во многом считаются неприемлемыми для формирования педагогического процесса обучения в учебных заведениях музыкального искусства. Проектно-групповая и индивидуальная модели неприемлемы для формирования педагогического процесса обучения в учебных заведениях музыкального искусств, так как несмотря на сложные целевые установки в проектно-групповой модели, эта цель достигается групповым усилием, без учета природных данных, особенностей эмоционального настроя и развитых способностей. Все учащиеся не могут выполнять однотипные или просто одинаковые действия, поэтому музыкальное искусство, прежде всего, предусматривает индивидуальный подход к обучению с учетом природных данных каждого обучаемого. Основные характеристики в исследовательской литературе даются с точки зрения общих достоинств применения компьютерных технических средств обучения. Этот материал и на данном этапе исследования может быть подвергнут систематизации соответственно своему музыкальному содержанию, т. е. исходя из того, почему именно в рамках конкретных педагогических опытов производится обучение.
Целью исследования является теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогических условий музыкального развития младших школьников на основе использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект исследования: система музыкального образования в школе.
Предметом исследования являются содержание, формы и методы музыкального развития младших школьников на основе использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Определить виды применения компьютера в учебном процессе;
2. Рассмотреть музыкально-компьютерные технологии в связи с учебным процессом;
3. Определить педагогические условия музыкального развития младших школьников на основе музыкально-компьютерных технологий;
4.Провести опытно-экспериментальную работу.
Методологической основой исследования являются:
- философские идеи о компьютеризации образования (В.А.Героименко, Б.С.Гершунский, А.И.Ракитов, В.П.Рачков);
- теория целостного педагогического процесса (И.Ф.Исаев, Л.П.Крившенко, Б.Т.Лихачев, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин,
И.Ф.Харламов);
- теоретико-практические исследования по информатизации и компьютеризации образования (М.В.Кларин, В.Л.Латышев, Е.И.Машбиц, В.Б.Попов и др.);
исследования в сфере музыкально-компьютерных технологий (Н.Бергер, Н.Яцентковская, И.Б.Горбунова, Р,Ю,Петелин, Ю.В.Петелин);
- формирование и развитие электронного музыкального творчества в системе общего музыкального образования (И.Р.Айдарова, А.О.Бороздин, А.Е.Гимро, Н.Г.Глаголева, И.М.Красильников, О. Горбунова).
Практическая значимость. Используя теоретические источники работы различных авторов, проведя исследовательскую работу при работе над выпускной квалификационной работой можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, несмотря на множество различных методик направлений в области музыкальной педагогики, музыкально - компьютерные технологии все таки развиваются отдельно от общей педагогики. Поэтому в данной работе была произведена попытка обобщить и привести к общему знаменателю огромную часть педагогического опыта и помочь в развитии музыкально компьютерных технологий.
При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ, прямое и косвенное наблюдение, анализ результатов педагогической практики, педагогический эксперимент, статические методы (анкетирование, тестирование, собеседование) и другие.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Музыкально - компьютерные технологии в образовательном процессе
В современном обществе есть требования к системе образования, вследствие которых значительно увеличивается количество информаций, которые необходимо изучит и усвоить . Для того, чтобы реализовать эти требования экстенсивные методы невозможны. Поэтому современная дидактика, активно ищет пути интенсификации обучения, одним из которых и является компьютеризация образования. Рассмотрим историю развития автоматизированных обучающих систем.
История обучения детей при помощи компьютера началась еще в прошлом веке. На рубеже 50 гг. в университетах Соединенных Штатов начали работать первые автоматизированные обучающие системы. Именно с этого периода начинается история компьютеризированного обучения. Наибольшее применение и широкую известность среди первых программ была АОС PLATO (Иллинойский университет совместно с фирмой СЕЮ). Эта программа используется в ряде американских вузов и в настоящее время ( в университете Южной Калифорнии, в Стенфордеском университете, в Массачусетском технологическом институте и т. д.).
К концу 60-х гг. в США уже выпускалось огромное количество разнообразных программ, которые использовались практически на всех уроках, дисциплинах, в том числе и на предметах, которые изучались на искусствоведческих факультетах.
Одним из первых программ, имеющих непосредственное отношение к музыкальному образованию, были программы «Понимание музыкальных произведений» и «Основы музыкознания» ( Р. Глейзер, Дж. JI. Эванс, JI. Е. Хомм).
К сожалению, скорость внедрения подобных программ в Советском союзе значительно уступала западным стандартам. Процесс автоматизации обучения замедляла слабая техническая база, и значительно в меньшие масштабы ее распространения. Для этого использовались прототипы современных компьютеров, обучающих машин, первые образцы которых были разработаны и сконструированы П. В. Лобановым в 1963 г.
Поэтому созданная в 1965 г P. X. Зариповым программа-экзаменатор, определяющая правильность решения задачи по гармонии, стала главною ступенью для создания новых возможностей при использовании компьютера при получении музыкального образования. К сожалению, по признанию самого автора: «использовать ее в учебном процессе было невозможно, поскольку в то время на ЭВМ отсутствовали средства ввода и вывода, естественные и привычные для музыкантов», и она являлась лишь «прототипом обучающей системы» .
И все же, работа по созданию этой программы поставила перед разработчиками новые задачи:
• проблемы моделирования музыкальных процессов;
• формализации знаний;
• оценки художественных произведений;
• восприятия эстетической информации.
В 70 гг. появляется возможность начинать решать эти актуальные вопросы. Новые технические разработки позволили оснастить компьютерную систему интерфейсом. Появилась возможность подключать к интерфейсу музыкальный синтезатор и работать со звуком. Это дало толчок для создания новых, мощных образовательных центров. Эти центры начали заниматься сследованием проблем внедрения компьютерных технологий в практику образования, музыкального в частности. В это же время началось создание и внедрение специальных программных средств, предназначенных для специального обучения музыке.
Таким образом, историю внесения компьютерных и информационных технологий в систему музыкального образования можно описать двумя моментами.
В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников, необходимо уделять гораздо большее внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой культуры, в частности музыкальной. Использование музыкально-компьютерных технологий в процессе уроков музыки весьма существенно влияет на развитие музыкальности и музыкально-творческие способности.
Успешное использование некоторых музыкально-компьютерных программ на уроках музыки в современных общеобразовательных школах доказывает как эффективность, целесообразность, так и жизненность этого инновационного вида музыкальной деятельности.
Освоение музыкально-компьютерных технологий можно
рассматривать как творческий процесс, способствующий развитию музыкальности и различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся.
Стабильно протекающий процесс развития музыкальности в ходе освоения музыкально-компьютерных технологий обусловливает
возникновение активно выраженной потребности учащихся в расширении музыкального кругозора, изучении и усвоении дополнительного музыкального материала как на уроках музыки, так и самостоятельным путем.
1. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. - СПб.: Дрофа, 2001. - 418 с.
3. Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 2004. - 382 с.
4. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М, 1990.
+ еще 28 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Педагогические условия музыкального развития младших школьников на основе музыкально-компьютерных технологий» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 89 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогические условия организации вокального творчества школьников на основе музыкально-цифрового инструментария
Дипломная работа:
Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Методика работы с музыкальным текстом на основе музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Музыкальное самообразование взрослых на основе музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Освоение музыкального электронного инструментария школьниками на уроках музыкальной информатики