Магистерская работа
«МЕМУАРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕРЫ СЕРГЕЕВНЫ АКСАКОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ»
- 116 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕМУАРНАЯ ПРОЗА КАК ОСОБЫЙ ЖАНР ЭГО-ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Мемуары и эго-литература: теоретический аспект исследования 9
1.2. Специфика жанра дневника 15
1.3. Особенности женского дневника 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. ДНЕВНИК В.С. АКСАКОВОЙ 1854-1855 ГГ. КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА
2.1. Дневник В.С. Аксаковой 1854-1855 гг. как исповедь о России 30
2.2. Религиозно-философские размышления В.С. Аксаковой 39
2.3. В.С. Аксакова как литературный критик 48
2.4. Семья глазами В.С. Аксаковой 53
Выводы по второй главе 62
ГЛАВА III. МЕМУАРНОЕ И ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ В.С. АКСАКОВОЙ (1860 Г.)
3.1. Дневник 1860 года как семейная хроника 64
3.2. Письма В.С. Аксаковой к Ю.Ф. Самарину 76
3.3. Методические аспекты изучения аксаковского наследия в школе 79
Выводы по третьей главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 114
Духовный портрет одаренной писательницы, мемуаристки, общественного деятеля Веры Сергеевны Аксаковой, дочери русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, наиболее полно, на наш взгляд, раскрывается в ее дневниках 1854-1855 гг. и 1860 г., которые отражают общественно
культурные и эстетические искания русского общества, а также семейную жизнь Аксаковых тех лет.
Наряду с эпистолярным наследием (многочисленными письмами родным, друзьям) В.С. Аксаковой эти документы являются одними из наиболее любопытных и в некоторой степени важных памятников своей эпохи. Однако несмотря на это дневники В.С. Аксаковой на долгие годы были забыты и привлекались лишь в качестве второстепенного, попутного исследовательского материала. В современном литературоведении дневники относятся к числу непрочитанных и практически неизученных сочинений.
Впервые в наиболее полном виде тексты дневников В.С. Аксаковой были опубликованы в 1913 году в Санкт-Петербурге в книге под названием «Славянофильский архив. Книга вторая. Вера Аксакова. Дневники. Письма». Спустя сто лет, в 2013 году, дневниковые записи были переизданы Т.Ф. Пирожковой и снабжены научным комментарием, множеством иллюстраций и аннотированным указателем имен [6]. Благодаря кропотливой работе исследователя в современном литературоведении появилась возможность обратиться к забытым дневникам, полных независимых и критических суждений мемуаристки. Вместе с тем вступительная статья критика «Жизнь как трудный подвиг» помогает читателю не только узнать новые подробности о семье Аксаковых, но и понять контекст создания дневников, постигнуть детали исторической и культурной обстановки в России. Иллюстрации, репродукции портретов личностей, фигурирующих в дневниках, позволяют воочию представить известных людей своего времени, а пространные комментарии помогают в полной мере прочувствовать и осмыслить исторические события. Интересно, что до Т.Ф. Пирожковой данные дневники в полном объеме не переиздавались. Между тем дневниковые записи отражают мысли не только автора, но и всего просвещенного общества России тех лет. Обращение к дневникам В.С. Аксаковой важно не только для изучения биографии мемуаристки, ее творческого пути, особенностей взаимоотношений в аксаковской семье, но и для глубокого исследования взглядов автора и ее современников на исторические события. Дневники содержат материалы о жизни семьи Аксаковых, о литературных явлениях, о позиции славянофилов к современной им исторической эпохе, размышления о судьбе России и т. д. Два неполных года, в течение которых В.С. Аксакова вела первый дневник от 1854-1855 гг., были ознаменованы в России эпохальными: они были насыщены тяжелыми событиями, связанными с Крымской войной, сменой правительства и другими историческими перипетиями. Поистине, данный дневник можно назвать документом, отражающим жизнь страны и ее народа, исповедью, передающей боль за Россию. Для нашей работы большое значение имеют, прежде всего, те дневниковые записи, в которых дано наиболее полное представление мемуаристки о семейных отношениях, современной литературе, Крымской войне, пути России и вере. Второй же дневник от 1860 г. посвящен событиям, происходящим на тот момент в семье и тоже необходим для полного представления образа известного рода. Он раскрывает подробности из жизни Аксаковых заграницей, куда семья отправилась, чтобы излечить от страшной болезни Константина Аксакова. В данном дневнике наибольшую ценность для нашего исследования представляют те записи, в которых непосредственно описываются взаимоотношения между членами семьи.
Высказанные суждения позволяют говорить, что актуальность данной работы определяется тем, что дневники Веры Аксаковой представляют собой малоизученное явление, чем и привлекают внимание для их дальнейшего исследования. Интерес представляют не только жанровые особенности дневниковых записей, но и раздумья о семье, литературе, войне, а также представленные религиозно-философские размышления автора о мире, истории, времени, России.
Объектом исследования являются жанры эго-литературы и мемуарная проза XIX века.
Предметом исследования - мемуарное и эпистолярное наследие В.С. Аксаковой.
Материалом исследования послужили дневниковые записи Веры Сергеевны Аксаковой за 1854-1855 гг., 1860 г., а также некоторые письма к друзьям семьи.
Научная новизна исследования видится в том, что обращение к дневниковым записям Веры Аксаковой позволяет расширить представления о самом авторе, показать традиции литературного и семейного уклада жизни. Вместе с тем в работе на основании размышлений автора об истории, народе, семье, литературе и др. предпринята попытка проанализировать взгляды автора на судьбу России. Вера Аксакова представлена как творческая одаренная личность, которую характеризует глубокая нравственность и религиозность, высокая духовность, образованность и интеллигентность.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что приведены определения жанра дневника, рассмотрено его место в мемуарной прозе и эго-литературе в целом, проанализировано содержание дневников Аксаковой: выделены и рассмотрены основные темы, проблемы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании теоретических курсов по литературе, в разработке пособий, посвященных региональной литературе, в качестве материала к классным часам, посвященным нравственным темам.
Цель работы состоит в описании, комментировании и анализе основных тем и проблем, нашедших выражение в дневниковых записях и письмах В.С. Аксаковой.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- проанализировать специфику жанров, включенных в категорию эго-документы;
- проанализировать жанровую специфику дневника и в частности женского дневника XIX века;
- представить творческий портрет Веры Аксаковой, выделить особенности дневниковых записей мемуаристки (дневники 1854-1855 гг. и 1860 г.), обозначить основные темы и проблемы произведений;
- проанализировать взгляды автора на литературные веяния;
- определить отношение автора к собственной семье;
- определить отношение Веры Аксаковой к проблемам эпохи, историческим событиям, религии;
- проанализировать ряд писем Аксаковой, сопоставить их особенности со специфичными чертами дневников;
- обозначить методические аспекты изучения аксаковского наследия в школе.
Методологической основой исследования послужили труды Е.И. Анненковой, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, В.В. Борисовой, Г.О. Винокура, Л.Я. Гинзбург, А.П. Дмитриева, А.А. Зализняк, Г.Н. Кузиной, М.П. Лобанова, Э. Маньянини, Е.Г. Местергази, Т.Ф. Пирожковой, И.Л. Савкиной,
В.А. Степченко и других.
Методы исследования. Исследование носит историко-литературный характер. Исходя из поставленной цели и определения ряда задач, в работе применялся комплекс методов, необходимых для реализации исследования: биографический, сравнительно-исторический, типологический, исторический, философский.
Апробация исследования. Результаты исследования представлены на XXIV Аксаковских чтениях (г. Уфа, 2015 г.), республиканском конкурсе на соискание Премии Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан им. С.Т. Аксакова (г. Уфа, 2015 г.), Всероссийском дистанционном конкурсе
научно-популярных статей «Alma Mater-2015», региональной научно-практической конференции в БГПУ им. М. Акмуллы «Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз», всероссийском конкурсе «Лучшая научная статья - 2016» (г. Киров), Всероссийском дистанционном конкурсе научно-популярных статей «Alma Mater-2017», Третьем Международном Конкурсе молодых ученых России и Казахстана «Историко-культурное наследие Оренбургского края и Приуралья» (г. Оренбург, 2018 г.), XIII
Акмуллинских чтениях (статья в печати).
Публикации по теме диссертации:
1. Ергешева Л.Г. Дневник Веры Сергеевны Аксаковой как историческая хроника и религиозно-духовная исповедь о России // Аксаковские чтения: (материалы XV Аксаковских чтений. Уфа, 24-25 сентября 2015 г.) / отв. ред. В.В. Борисова. - 2015. - С. 195-200;
2. Ергешева Л.Г. К вопросу о литературном и семейном окружении В.С. Аксаковой. Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2391-2395. [Электронный ресурс]. URL: http://e-
koncept.ru/2016/86508.htm.;
3. Ергешева Л.Г. Образы Константина и Ивана Аксаковых в дневниках Веры Сергеевны Аксаковой // Наследие семьи Аксаковых и проблемы ценностного выбора в современной культуре: (материалы Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 2017 г.) Самара, 2018. - С. 222227. (в соавторстве);
4. Ергешева Л.Г. Особенности дневника В.С. Аксаковой от 1860 года // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: (материалы XIII Международной научно-практической конференции 13 декабря 2018 г. II том) Уфа, 2018. - С. 30-33.
Исследование имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, включающий 72 наименования, приложение.
Во введении излагаются цели и задачи исследования, определяются объект и предмет, обосновываются актуальность, научная новизна, практическая значимость работы, описываются методологические основы, выносятся на защиту основные положения работы.
Первая глава «Мемуарная проза как особый жанр эго-литературы» состоит из трех параграфов и посвящена теоретическому аспекту исследования.
Вторая глава «Дневник В.С. Аксаковой 1854-1855 гг. как историческая хроника» включает в себя четыре параграфа и рассматривает первый дневник В.С. Аксаковой от 1854-1855 гг.
В третьей главе «Мемуарное и эпистолярное наследие В.С. Аксаковой за 1860 год» рассматриваются дневник Аксаковой от 1860 г. и письма к Ю.Ф. Самарину. Также проанализированы проблемы и вопросы, связанные с изучением аксаковского наследия в школе. В исследовании представлены методические рекомендации для учителей.
В заключении приводятся выводы и положения проведенного
исследования.
ГЛАВА I. МЕМУАРНАЯ ПРОЗА КАК ОСОБЫЙ ЖАНР ЭГО-ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Мемуары и эго-литература: теоретический аспект исследования
Эго-документы (от лат. «я свидетельствую») - особый род исторических источников. Сам термин был создан в середине 1950-х годов Жаком Прессером, нидерландским историком, писателем и поэтом. Под эго-документами ученый понимал группу исторических свидетельств, которые отличались ярко выраженным личным характером. Жак Прессер включал в эго-документы автобиографии, мемуары, дневники, письма личного содержания и другое [37].
Выделение эго-документов в отдельную категорию стало необходимостью: документы, в которых ярко выражено «Я», позволяли повысить в изучении истории ощущение, а не только историческую достоверность. Эго-документы позволяют взглянуть на разные исторические события с новой точкой зрения, которая не прописана в учебниках, не приведена в официальной хронике, познать историю глазами современников, простых людей, увидеть каждодневные события в непосредственной близости.
В эго-документах доминирует авторская (субъектная) составляющая линия, они соответствуют формуле «я в мире». К эго-документам относят такие жанры, как личные дневники, переписку, мемуары, исповедальные тексты и некоторые пограничные жанры. Данные нелитературные тексты, составленные от первого лица, предназначены не для публичного озвучивания, а в первую очередь для самого автора текста и близких ему людей. Под эго-документами понимаются также литературные жанры, которые исследуются учеными в работах, посвященных изучению автобиографических текстов и историй жизни.
Воспоминания, автобиографии, дневники, записные книжки, письма, мемуары служат отличным источником индивидуальной, субъективной памяти автора о тех или иных событиях жизни. Однако в серьезных исторических исследованиях эго-документы используются учеными с осторожностью, так как могут не совсем достоверно описывать события из-за той же субъективности. Несмотря на это, эго-документы содержат в себе уникальную информацию о повседневной истории.
Широко распространен жанр автобиографии: «(греч. autos - сам, bios - жизнь, grapho - пишу) - описание своей жизни, собственная биография - жанр документально-художественных произведений, преимущественно в прозе. К автобиографиям в широком смысле относят тексты, разные по своей жанровой форме, определяемые авторами как воспоминания, или мемуары, записки о своей жизни, исповеди, дневники, записные книжки, разговоры, анекдоты. В узком смысле автобиография - документ, содержащий анкетные данные, написанные деловым слогом. Эстетическая и/или историографическая ценность автобиографии определяется соотношением художественного и документального начал, а также особенностями функционирования каждого произведения: время "выбирает" ценное в произведении». Такое пространное определение дает литературный словарь под редакцией А.Н. Николюкина [44, c. 15].
А.Н. Николюкин приводит следующее определение дневника: «периодически пополняемый текст, состоящий из фрагментов с указанной датой для каждой записи. Вне художественной литературы дневник обычно тяготеет либо к официальному документу, либо к частной записи» [44, с. 232]. Появление и популярность личного дневника связаны с тем, что у психологически зрелого человека возрастает рефлексия, а также появляется интимное пространство. Дневник позволяет воплотить это пространство в осязаемую форму.
К эго-литературе относят и мемуары или воспоминания (фр. memoires - воспоминания). Представляя собой ценный источник для исторических исследований, мемуары строятся на основе памяти их автора. Из-за этого мемуары часто грешат неполнотой, отсутствием точности, путаницей в именах, датах, другой информации. Именно поэтому использование мемуарных источников в том или ином исследовании часто бывает опасным. Прежде чем использовать мемуары необходимо учитывать временную дистанцию, близость мемуариста к тем или иным событиям, описанным на страницах, субъективные интересы автора мемуаров. Воспоминания - эстетическое воплощение чувств и переживаний, эстетическое освоение прошлого [44, с. 524].
Также к эго-документам относят эпистолярный дискурс - то есть переписку.
При анализе эго-документов необходимо четко понимать такие понятия как «автор» и «документальное» и как они функционируют в данном жанре.
«Автор - создатель художественного произведения, источник единства эстетической реальности, инстанция, ответственная за целостный смысл художественного высказывания» [44, с. 17].
«Документальное - художественная проза, исследующая исторические события и явления общественной жизни путем анализа документальных материалов, воспроизводимых целиком, частично или в изложении» [45].
Документальная литература использует художественные приемы, отбирая реальные факты, которые сами по себе обладают значительными социально-типическими свойствами. Качество отбора и эстетическая оценка изображаемых фактов, взятых в исторической перспективе, расширяют информативный характер документальной литературы и выводят ее как из разряда газетно-журнальной документалистики и публицистики, так и из исторической прозы.
Жанр дневника уникален и интересен, так как обладает многими специфическими чертами, не характерными для других жанров: периодичностью, фрагментарностью, незавершенностью, личным характером записей, которые в большинстве случаев носят необработанный характер. Соединивший в себе признаки других жанров дневник явился удобной формой выражения не только личных переживаний, но и размышлений о социальных и исторических переменах в России.
Женские дневники представляют для исследователей особый интерес, так как многие из них написаны известными женщинами и содержат в себе, помимо личных переживаний, описания и анализ современных автору событий. Среди дневников А.П. Керн, А.А. Олениной, М.К. Башкирцевой, Т.Л. Толстой- Сухотиной особое место занимает дневник В.С. Аксаковой. На его страницах мы не найдем размышлений сугубо личного характера (о взаимном или безответном чувстве), напротив, данный дневник, наряду с откровенными записями о семье, друзьях, родственниках, отличает особый аналитизм.
По мере прочтения дневника можно понять, каким образом складываются отношения между членами семьи Аксаковых, их близким окружением. Мы можем с уверенностью сказать, что, несмотря на расхождения политического или идеологического характера, аксаковская семья была духовно едина
В дневниковых записях Вера Сергеевна Аксакова демонстрирует талант литературного критика, несмотря на то, что, порой ее критические заметки носят субъективный характер. Оценки творчества С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, П.А. Кулиша, А.С. Хомякова отличаются искренностью, эмоциональностью. Мемуаристка отмечает и достоинства, и недостатки тех или иных произведений своих современников, главным для нее является то, какие чувства пробуждает в читателе русская литература.
Так как поводом к созданию дневника, по всей видимости, были неутешительные вести, связанные с Крымской войной, то и основную часть занимают раздумья о войне, политике, правительстве. Противоречивые действия первых лиц государства удручают Веру Аксакову порой больше, чем неудачи на фронте. О внутренних врагах Аксакова отзывается злобно и честно выказывает к ним недоверие. На фоне недоверия к правительству особенно ярко выглядит восхищение подвигом русского народа - простых солдат, способных на борьбу и победы.
Неприятие мира объясняется тем, что В.С. Аксакова очень беспокоится не только за судьбу православных братьев, но и за все Православие в целом. Именно поэтому мемуаристкой категорически не принимаются условия возможного мира.
Вопреки ожиданиям В.С. Аксаковой Россия не смогла одержать победу в Крымской войне. Испытывая глубокую боль за страну, мемуаристка все же принимает исход войны с религиозным смирением и полным доверием к Богу.
Анализируемый нами дневник Веры Аксаковой, а также произведения ее отца, С.Т. Аксакова, братьев Константина и Ивана Аксаковых, рассматриваются в рамках регионального компонента Федерального образовательного стандарта. Материалы аксаковского наследия могут помочь учителю в процессе подготовки к урокам по формированию навыков устной и письменной речи, навыков анализа текста. Такие занятия призваны расширить кругозор учащихся.
Таким образом, дневник В.С. Аксаковой представляет собой не только отражение взглядов мемуаристки, так как они во многом перекликаются, а подчас и полностью повторяют взгляды членов семьи Аксаковых: братьев Константина и Ивана, а также главных теоретиков славянофильского течения (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина).
Множество тем и проблем, затронутых в дневнике, позволяют окунуться в атмосферу великих событий и перемен, почувствовать царившее на территории всей страны ощущение неопределенности, нестабильности, приближения неотвратимых событий. Можно с уверенностью сказать, что дневник представляет собой неоценимый материал, дающий представление об истории России в годы Крымской войны, смены власти, приближающий читателя к эпохе великой русской литературы и русской философской мысли.
Благодаря живописным и литературным источникам, эпистолярному наследию Веры Аксаковой, складывается впечатление о мемуаристке как об образованной, высокодуховной личности, склонной к размышлениям религиозно-философского характера, кропотливому анализу исторических событий, способной к глубоким личным переживаниям о народе, родине, близких людях.
Посвятившая всю свою жизнь семье Вера Аксакова как никто другой смогла показать непростые взаимоотношения между членами семьи, передать надежды и утраты русского народа, поведать о литературных и общественных веяниях. Благодаря хронологической последовательности записей можно составить практически полную картину о событиях Крымской войны; благодаря близости автора ко многим писателям можно увидеть новые черты в знакомых личностях; благодаря участию Веры Аксаковой в кружке славянофилов можно изнутри увидеть взгляды одного из главных течений России XIX века. Таким образом, дневник Веры Аксаковой от 1854-1855 гг. по- настоящему можно отнести к исторической хронике военных событий, найти в нем черты исповеди, с помощью которой автор изливает все свои переживания не только о семье, но и о народе, России. В нем есть даже сбывшиеся пророчества: наблюдая зло, гибель государственной системы, страдания русского народа Вера Аксакова предвидит надвигающиеся перевороты: «Только внутреннее страшное потрясение может искоренить его [зло] и обновить и возродить Россию, если на, то есть благая воля Господа, и, кажется, нам не избежать этих страшных внутренних потрясений» [6, c. 201].
Но, несмотря на некоторую скорбь и печаль последних записей дневника все-таки можно надеяться на то, что благодаря глубокой вере и высокому духу автор найдет в себе силы для жизни: «О Боже, дай нам силы выйти из этого огненного искушения возрожденными, дай нам силы покаяться и очиститься» [6, c. 231].
Второй дневник Аксаковой от 1860 года описывает скорбные дни, проведенные семьей в Греции. В отличие от первого, в данном дневнике не найти пространных рассуждений о России, истории, политике. Главной темой становится болезнь старшего брата и последовавшая за этим кончина. Суждения о чужой стране, другом народе, описания живописной природы и сравнение греческих и русских обычаев - лишь фон, на котором разворачиваются горькие события. Второй дневник еще больше подтверждает то, что между членами семьи Аксаковых были крепкие узы. Благодаря своему литературному таланту Аксакова сумела передать все переживания, чувства, которые переполняли души героев дневника.
Письма к Ю.Ф. Самарину подтверждают то, что Аксаковы были особенной семьей. Теплые дружеские отношения связывали их со многими известными фигурами XIX века. А дружба со славянофилом помогала находить опору, такую нужную в непростые и скорбные периоды жизни.
Таким образом, проанализированные нами дневники и письма В.С. Аксаковой помогают создать достаточно полный образ мемуаристки, всего семейства, понять, чем жили Аксаковы, что было важным для них.
Изучать наследие семьи Аксаковых необходимо. Их произведения воспитывают любовь к семейным ценностям, учат вечным истинам: быть добрым, стремиться к духовности, уважать и любить своих близких и весь окружающий мир.
1. Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга. - М.: РАГС, 2005. - 608 с.
2. Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 1008 с.
3. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Избранные труды / [сост., авторы вступ. ст. и коммент. А.А. Ширинянц, А.В. Мырикова, Е.Б. Фурсова]. - М.:
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 888 с.
4. Аксаков К.С. Свободное слово. [Электронный ресурс]. URL: http://lir**on.ru/svobodnoe-slovo.html (дата обращения: 15.05.2018).
5. Аксаков С.Т. Воспоминания. [Электронный ресурс]. URL: http://az.li**b.ru/a /aksakow_s_t/text_0091.shtml (дата обращения: 17.01.2019).
6. Аксакова В.С. Дневники. Письма / сост., подгот. текстов, вступ. и сопровод. ст., коммент. Т.Ф. Пирожковой. - СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2013. - 592 с.
7. Анненкова Е.И. Аксаковы. Преданья русского семейства. - СПб.: Наука, 1998. - 368 c.
8. Анненкова Е.И. Архив К.С. Аксакова [Электронный ресурс]. URL: http://az.li**b.ru/a/aksakow_k_s/text_0240.shtml (дата обращения: 09.02.2018).
9. Анненкова Е.И. История культуры и эстетика истории в понимании К.С. Аксакова [Электронный ресурс]. URL: https://cyberle**ninka.ru/article/n/ istoriya-kultury-i-estetika-istorii-v-ponimanii-k-s-aksakova (дата обращения: 13.06.2018).
10. Басинский П.В. Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой / Павел Басинский. - М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. - 448 с.
11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Издательство Искусство, 1986. - 445 с.
12. Башкирцева М.К. Дневник. [Доп. изд.]. - М.: Захаров, 2003. - 687 с.
13. Боброва О.Б. История жанра дневника [Электронный ресурс]. URL: http://bobrova.shagym.ru/publikaczii.html (дата обращения: 23.12.2015).
14. Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника [Электронный ресурс]. URL: http://sc**urnal.ru/articles/issn_1997-2911_2008_1-1_09.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
15. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1969. - 350 с.
16. Борисова В.В. Вера Сергеевна Аксакова как прототип Лизы Калитиной - героини романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Аксаковский сборник 3. - 2001. - C. 104-108.
17. Бунин И.А. Окаянные дни. / Предисл. С. Ярова. - СПб.: Азбука, 2000. - 313 с.
18. Винокур Г.О. Биография и культура [Электронный ресурс]. URL:
http://da**fae.org/lib/vinokur/biokult/bio1.htm (дата обращения: 13.06.2018).
19. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе [Электронный ресурс]. URL: http://m**ernlib.net/books/ginzburg_lidiya/o_psihologicheskoy_proze/ (дата обращения: 13.06.2018).
20. Гиппиус З.Н. Дневники. - М.: Захаров, 2002. - 365 с.
21. Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего. - М.; Псков: Мол. гвардия: Псков. обл. тип., 2004 . - 118 с.
22. Гудков Г.Ф. С.Т. Аксаков. Семья и окружение: Краеведческие очерки. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1991. - 373 с.
23. Гудкова З.И. С.Т. Аксаков, К.А. Трутовский и М.В. Нестеров (творческие связи) // Аксаковские чтения (1996-1997). - 1997. - С. 45- 48.
24. Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий 1812 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.ru**it.me/books/dnevnik-partizanskih-dejstvij-1812- goda-read-93898-1.html (дата обращения: 17.01.2019).
25. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и
политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - М.: Книга, 1991. - 574 с.
26. Дмитриев А.П. Спор о русской жертве за болгарских братий (По неизданной переписке В.С. Аксаковой и М. Г. Карташевской) // София: альманах. - 2013. - С. 332-349.
27. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: книга очерков. - М: Эксмо, 2006. - 671 с.
28. Егоров О.Г. Дневники русских писателей XIX века: исследование. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 288 с.
29. Егоров О.Г. Литературный дневник XIX века [Электронный ресурс]. URL: http://chelov**nauka.com/literaturnyy-dnevnik-xix-veka (дата обращения: 18.04.2018).
30. Ентальцева И.Н. Спор о счастье или жизнь как подвиг. Вера Аксакова и схимонахиня Мария (Е.Н. Шахова) [Электронный ресурс]. URL: http://liki**ssia.ru/content/view/1805/ (дата обращения: 24.03.2018).
1. .Ергешева Л.Г., Файзрахманова А.А. К вопросу о литературном и семейном окружении В.С. Аксаковой [Электронный ресурс]. URL: http://e-k**cept.ru/2016/86508.htm (дата обращения: 19.05.2018).
32. Зализняк А.А. Дневник: к определению жанра [Электронный ресурс]. URL: http://maga**zines.russ.ru/nlo/2010/106/za14.html (дата обращения:
01.02.2019).
33. Зализняк А.А. Какими бывают дневники [Электронный ресурс]. URL: http://po**lit.ru/article/2011/04/05/zaliznyak/ (дата обращения: 06.03.2016).
34. Захаров В.М. Летописцы саратовского Поволжья [Электронный ресурс]. URL: https://cyber**leninka.ru/article/n/letopistsy-saratovskogo-povolzhya
35. Зинкявичене Ю. Новый проект сохранения документов в Литве: опыт и вопросы библиографии эго-документов [Электронный ресурс]. URL: http (дата обращения: 13.06.2018).
36. Костерина Н.А. Дневник обыкновенной девушки [Электронный ресурс]. URL: http: // kro**tov.info/library/18_s/mi/rnov_08.htm (дата обращения: 07.03.2016).
37. Кравцов А.Н. Эго-документы русской эмиграции XX века: на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949-1974) [Электронный ресурс]. URL: http://www.phil**ol.msu.ru/~ref/dcx/2016_KravtsovAN_diss_10. 01.01_32.pdf (дата обращения: 13.06.2018).
38. Кузина Г.Н. Духовный мир Веры Аксаковой [Электронный ресурс]: (из переписки с М. Карташевской) / Аксаковский музей Республики Башкортостан. URL: http://www.aksakovufa**museum.ru/s-t-aksakov/semya- aksakovykh/33-vera-sergeevna-aksakova (дата обращения: 03.03.2018).
39. Кулешов В.И. История русской критики XVIII-IX веков: Учебник для студентов филологических специальностей университетов и педагогических институтов. - М.: Просвещение; Издание 2-е, испр. и доп., 1978. - 528 с.
40. Курилов А.С. Константин и Иван Аксаковы [Электронный ресурс]. URL: http : // (дата обращения: 05.01.2019)
41. Лермонтов М.Ю. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего
времени. - М.: Худож. лит., 1985. - 479 с.
42. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006. - 984 с. [Электронный ресурс]. URL: https: // dic.acade**mic.ru/dic.nsf/enc_literature
43. Литература о С.Т. Аксакове, его семье и его родине: библиогр. указ. за 1970-2005 гг. / сост. П.И. Федоров; отв. ред. В.В. Борисова. 2-е изд., испр. и доп. - Уфа: Вагант, 2006. - 156 с.
44. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред
А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.
45. Литературный энциклопедический словарь / Муравьев В.С. [Электронный ресурс]. URL: https: // stu**dfiles.net/preview/5836256/page:27/ (дата обращения: 13.06.2018).
46. Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. - М.: Мол. Гвардия, 1987. - 366 с.
47. Маньянини Э. «Я» и «МЫ» в дневнике Веры Аксаковой (на фоне личного женского письма XIX века) [Электронный ресурс]. URL: http: // (дата обращения: 07.10.2018).
48. Медоваров М.В. Реакция русской общественной мысли 1840-х годов на книгу Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» [Электронный ресурс] URL: http://maht**car.narod.ru/history/gogol1_txt. html#1.1 (дата обращения: 09.04.2018).
49. Местергази Е.Г. О термине «документальная литература» [Электронный ресурс]. URL: https://cybe**eninka.ru/article/n/o-termine-dokumentalnaya- literatura (дата обращения: 13.06.2018).
50. Местергази Е.Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе ХХ века). [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. фил. наук (12.00.11) / Местергази Елена Георгиевна; Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. - Москва, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://chelo**knauka. com/hudozhestvennaya-slovesnost-i-realnost (дата обращения: 13.06.2018).
51. Носков В.В. Крымская война и развитие славянофильской философии истории [Электронный ресурс]. URL: http://cyber**ninka.ru/article/n/krymsk aya-voyna-i-razvitie-slavyanofilskoy-filosofii-istorii#ixzz3g3XaQygq (дата
обращения: 17.01.2016).
52. Петрова С.А. Авторская идентичность и понятие имиджа в литературе: теоретический аспект [Электронный ресурс]. URL: https: // (дата обращения: 13.06.2018).
53. Пришвин М.М. Дневники. 1938-1939. [Электронный ресурс]. URL: http://ek**nigi.org/belletristika/140458-mm-prishvin-dnevniki-1938-1939.html (дата обращения: 08.03.2016).
54. Савкина И.Л. «Пишу себя.» Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. Tampere, 2001. - 360 с.
55. Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма: 1840-1876. - М.: Река времен, 1997. - 259 с.
56. Свифт Дж. Дневник для Стеллы [Электронный ресурс]. URL: http://www.li**ir.co/br/?b=26415 (дата обращения: 29.03.2018).
57. Селитрина Т.Л. В.С. Аксакова о Крымской войне // Русская и зарубежная литература. Сравнительно-исторический подход: монография. - 2014. - С. 39-43.
58. Степченко В.А. Отражение в творчестве Аксаковых 1830-1880-х гг. трансформации помещичьего хозяйства России: Дис. . канд. ист. наук. - Омск, 2014. - 211 с.
59. Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник [Электронный ресурс]. URL: http://az.l**ib.ru/s/suhotinatolstaja_t_l/text_0030.shtml (дата обращения: 25.03.2018).
60. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения.
Хрестоматия для студентов филологических факультетов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inf**iolib.info/philol/tamarchenko/hr6.html (дата обращения: 13.06.2018).
61. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX века: от рукописи к книге. - М.: Наука, 1991. - 286 [2] с.
62. Толстой Л.Н. Дневник 1891 г. [Электронный ресурс]. URL: http://tols**toy- lit.ru/tolstoy/dnevniki/1891-1894/dnevnik-1891.htm (дата обращения: 13.06.2018).
63. Тупеев М.А. Ф.И. Тютчев и Аксаковы в период Крымской войны // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи
Аксаковых: материалы междунар. науч.-практ. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / отв. ред. Т. Н. Дорожкина. - 2003. Ч. II. - С. 69-72.
64. Угрюмов В.Е. Смыслы и ценности мировоззрения русского человека в произведениях С.Т. Аксакова. - Новокузнецк: Изд. центр. СибГИУ, 2014. - 176 с.
65. Файзрахманова А.А., Ергешева Л.Г. Дневник Веры Сергеевны Аксаковой как историческая хроника и религиозно-духовная исповедь о России // Аксаковские чтения: (материалы XV Аксаковских чтений. Уфа, 24-25 сентября 2015 г.) / отв. ред. В.В. Борисова. - 2015. - С. 195-200.
66. Федоров П.И. К.С. Аксаков - пророк «третьего пути»? // Аксаковские чтения. - 1996-1997 г. - С. 138-143.
67. Финогентов В.Н. Мировоззренческие поиски современности и духовное наследие эпохи К.С. Аксакова (размышлениям сопоставления) // Аксаковские чтения. - 1996-1997 г. - С. 126-133.
68. Франк А. Убежище: Дневник в письмах: Перевод. - М.: Рудомино, 1994. - 331 с.
69. Хомяков А.С. Тебя призвал на брань святую [Электронный ресурс]. URL: http://www.ch**tylist.ru/stihotvorenie/rossii-tebya-prizval-na-bran- svyatuyu/homyakov-a-s (дата обращения: 13.01.2018).
70. Шарифова С.Ш. Типы документально-художественного романа. [Электронный ресурс]. URL: https://cyber**ninka.ru/article/n/tipy-
dokumentalno-hudozhestvennogo-romana (дата обращения: 13.06.2018).
71. Шифман А.И. Комментарии. Дневники Льва Толстого [Электронный ресурс]. URL: http://rv**b.ru/tolstoy/02comm/intro_comm_22.htm (дата
обращения: 11.01.2018).
72. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 464 с.
Оригинал в pdf
Тема: | «МЕМУАРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕРЫ СЕРГЕЕВНЫ АКСАКОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 116 | |
Цена: | 3200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения.
Дипломная работа:
Эпистолярное наследие Сергея Есенина: литературоведческий и методический аспекты изучения