Дипломная работа

«Формирование культуроведческой компетенции школьников в процессе музыкально-краеведческой деятельности»

  • 130 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 9

1.1. Понятие «культуроведческой компетенции» в педагогической науке 9

1.2. Формирование культуроведческой компетенции школьников и музыкальный фольклор: особенности взаимодействия 21

Выводы по первой главе 36

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 39

2.1. Сущность музыкально-краеведческой деятельности 39

2.2. Особенности организации музыкально-краеведческой деятельности в школе 53

Выводы по второй главе 66

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 68

3.1. Педагогические условия формирования культуроведческой компетенции школьников в современной школе: теория и опыт 68

3.2. Эксперимент и его результаты 81

Выводы по третьей главе 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121

Введение

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является стремление к выполнению условий государственных документов, регламентирующих результаты обучения школьников. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ими основной образовательной программы. Личностные результаты отражают важность формирования для подрастающего поколения патриотических чувств и уважения к Отечеству; понимания особенностей прошлого и настоящего многонационального народа страны; осознанного отношения личности к своей этнической принадлежности; повышения знаний в области истории, языка, искусства своего народа и края; усвоения культурного наследия народов России и человечества» [62]. Предметные и метапредметные результаты в совокупности с названными ведут к формированию различных компетенций школьников, в особенности культуроведческой.

В этой связи особую значимость приобретает реализация педагогических возможностей музыкально-краеведческой деятельности. Силами своих разнообразных форм, средств и методов она способна приобщать школьников к музыкальному наследию родины, воздействовать на качественное своеобразие общественных отношений в современных динамичных условиях. В конечном счете, в процессе изучения культурного достояния прошлого подвергается изменениям и сама личность.

Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:

- возросшей потребностью общества в формировании

культуроведческой компетенции и недостаточной готовностью средних учебных заведений к реализации этого социального заказа;

- потребностью образовательных учреждений в научно-методическом обеспечении процесса формирования культуроведческой компетенции школьников и недостаточным уровнем изученности данного вопроса в педагогических исследованиях и практической деятельности;

- высоким педагогическим потенциалом музыкально-краеведческой деятельности в учебно-воспитательном процессе средней

общеобразовательной школы и его недостаточным использованием для формирования культуроведческой компетенции современных школьников.

С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования, направленная на выявление теоретических основ, разработку и экспериментальную апробацию педагогических условий осуществления музыкально-краеведческой деятельности, способствующих формированию культуроведческой компетенции школьников. В соответствии с проблемой была определена тема исследования «Формирование культуроведческой компетенции школьников в процессе музыкально-краеведческой деятельности».

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования культуроведческой компетенции школьников в процессе музыкально-краеведческой деятельности.

Объект исследования: музыкально-краеведческая деятельность

школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования

культуроведческой компетенции школьников (на примере их музыкально-краеведческой деятельности).

Гипотеза исследования. Формирование культуроведческой

компетенции школьников будет более эффективным, если:

- выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования культуроведческой компетенции школьников (на примере их музыкально-краеведческой деятельности): содержание музыкального образования на базе музыкального фольклора, разнообразные формы музыкального обучения (индивидуальные, групповые, коллективные, массовые), целенаправленное семейное воспитание школьников, различные методы музыкально-краеведческой деятельности;

- учебный процесс в общеобразовательном учебном заведении строится на основе компетентностного подхода, позволяющего обеспечить условия реализации музыкально-краеведческой деятельности учащихся;

- музыкальный фольклор осознается учителем как важная составляющая формирования культуроведческой компетенции школьников.

Названная цель и гипотеза исследования предполагают решение следующих задач:

1. Провести анализ исходных понятий «культуроведческая компетенция» и «музыкально-краеведческая деятельность» в педагогической науке.

2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия и специфику (содержание, формы и методы) формирования культуроведческой компетенции школьников в процессе музыкально-краеведческой деятельности.

3. Рассмотреть особенности музыкального фольклора как важную составляющую формирования культуроведческой компетенции школьников.

4. Экспериментально проверить эффективность формирования культуроведческой компетенции.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- работы ученых по развитию личности средствами музыкального искусства (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Н.Я. Брюсов, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Е.Н. Назайкинский, В.И. Петрушин, О.П. Радынова, А. Рапацкая, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский);

- исследования, связанные с педагогическим потенциалом краеведения (Т.А. Бабакова, З.А. Зверева, А.А. Митина, Л.Г. Панфилова, Г.П. Пирожков, Г.Н. Прибыткина, А.Г. Прокофьева, Н.А. Седельникова, Н.В. Сергеева, М.А. Солонович, О.В. Терехина, В.В. Титова, Р.Р. Тумпаров, Т.В. Хорхордина);

- научно-обоснованные системы работы на базе музыкального краеведения (Л.А. Тарасова, Е.В. Самохвалова);

- представления о культуросообразном обучении и воспитании (Ф.И. Буслаев, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.);

- идеи о компетентностном подходе (А.Л. Андреев, В.А. Болотов, A.B. Хуторской, Е.А. Быстрова, Л.И. Новикова, Т.М. Пахнова, E.H. Пузанкова, Н.М. Шанский и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использован ряд взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ

философской, психологической, педагогической литературы и исследований по проблеме; научно-методический анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); наблюдение; тестирование; статистические методы обработки данных эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: учащиеся 8-9 классов МОБУ «Гимназия им. Т.Кусимова» (в количестве 103 человек).

Этапы исследования. Исследование проводилось в два этапа в период с 2016 по 2018 гг.

На первом этапе (2016-2017 гг.) изучалась методологическая основа проблемы, определялись тема и понятийный аппарат исследования.

На втором этапе (2017-2018 гг.) обобщался накопленный опыт, разрабатывалась методика констатирующего и формирующего экспериментов, проводились констатирующий и формирующий эксперименты. Кроме того, был осуществлен анализ и обработка полученных данных, а также оформление материалов магистерского исследования.

Научная новизна исследования определяется следующим:

- обоснованы педагогические условия, обеспечивающие

формирование культуроведческой компетенции школьников (средствами музыкально-краеведческой деятельности);

- проведен научный анализ исходных понятий «культуроведческая компетенция» и «музыкально-краеведческая деятельность» в теории и практике различных наук.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: обоснована целесообразность включения в учебный процесс средней общеобразовательной школы определенных педагогических условий, ведущих к формированию культуроведческой компетенции школьников; выявлены и теоретически обоснованы содержание, формы и методы музыкально-краеведческой деятельности школьников.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработана система, позволяющая корректировать процесс формирования культуроведческой компетенции школьников в процессе музыкально-краеведческой деятельности.

В результате проведенного исследования, на защиту выносятся следующие положения:

1. Культуроведческая компетенция - это осознание важности национальной культуры, расширение знаний о взаимозависимости культуры и истории народа, умение осуществлять процесс общения между народами в соответствии с нормами социального поведения, присущими данному этносу. Ее формирование представляется нам длительным процессом, связанным с социализацией и инкультурацией школьников, расширением их мировоззренческой парадигмы.

2. Музыкальный фольклор является важной составляющей формирования культуроведческой компетенции.

3. Формирование культуроведческой компетенции школьников достигается посредством внедрения в учебный процесс модели, содержащей блоки целеполагания, содержания, форм музыкально-краеведческой деятельности, педагогических условий и видов музыкально-краеведческой деятельности.

4. Музыкально-краеведческая деятельность представляет собой интеграцию различных видов деятельности: познавательно-поисковой, преобразовательной, ценностно-ориентационной, художественно

коммуникативной, популяризаторской и памятнико-охранительной.

5. Для эффективного формирования культуроведческой компетенции школьников необходимо обновленное содержание, которое может быть раскрыто в рамках авторских программ обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в пяти публикациях автора, а также в выступлениях на научно-практических конференциях: XII Международной научно-практической конференции

«Гуманистическое наследие в культуре и образовании» (Уфа, 14 декабря 2017 г.), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150- летию со дня рождения и 120-летию со дня выхода в свет исследования «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» «Г. Рыбаков и башкирская традиционная музыкальная культура» (Уфа, 15 декабря 2017 г.), II Международной научно-практической конференции «Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве» (Уфа, 19 апреля 2018 г.). Основные положения исследования обсуждались на теоретических семинарах и заседаниях методических объединений учителей музыки с.Аскарово и Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие «культуроведческой компетенции» в педагогической науке

В настоящее время перед всеми типами средних учебных заведений стоят задачи воспитания и обучения будущих граждан России, которые способны:

- гибко ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, позволяющих самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применяя их на практике; для решения разнообразных возникающих проблем на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы, искать пути рационального их решения, используя современные технологии, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией, с ее большим и постоянно увеличивающимся потоком;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая или умело разрешая любые конфликты;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Решать эти актуальные задачи необходимо в контексте новых методологических подходов и педагогических парадигм. Нам представляется наиболее значимыми компетентностный подход организации образовательного процесса с современными школьниками.

Изначально рассмотрим суть названного подхода. Для этого обратимся к понятию «ключевые компетенции». Впервые оно было употреблено в области педагогической науки зарубежными исследователями в начале 1990-х гг. (авторы состояли в Международной организации труда). Уже в течение первых десяти лет ключевые компетенции получили различное направление исследований: от квалификационных требований к специалистам (в системах последипломного образования, в области повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров) и школьникам до требований к подготовке специалистов в профессиональной школе.

В 1996 в г.Берне состоялся симпозиум «Ключевые компетенции для Европы». В рамках него были озвучены различные мнения относительно компетентностного подхода. Наиболее объективным оказалось определение искомого понятия, данное С.Б.Шишовым, согласно которому ключевая компетенция - это общая способность человека мобилизировать в какой-либо деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий [81]. Добавим к этому, что ключевые компетенции обеспечивают универсальность школьника и поэтому не могут быть слишком специализированными. Проявлять компетенции можно в деятельности или в конкретной ситуации.

Компетенции могут обнаруживаться и проявляться в различной деятельности, в ситуации (социальной, обучающей и т.п.). Если компетенция по какой-то причине не проявилась в силу неорганизованных для этого условий, то она останется потенциальной (будет представлять собой скрытую возможность). Другими словами, она не может быть изолирована от определенных условий ее реализации. Отсюда компетенция - это интеграция знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией [10]. Таким образом, можно констатировать, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, способность же мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной ситуации обусловливает компетенцию образованной и успешной личности.

В странах Европейского сообщества в области педагогики используется пять видов компетенций:

- социальная, характеризующая принятие на себя ответственности, совместное вырабатывание решений и участие в его реализации, применение толерантности к различным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

- коммуникативная определяет уровень владения технологиями общения (разные языки, устная и письменная речь, компьютерное программирование, в том числе общение посредством Интернета;

- социально-информационная, предполагает, что обучающийся владеет информационными технологиями и критическим отношением к информации в повседневной жизни, которая распространяется в средствах массовой информации;

- когнитивная, благодаря которой возможно повышение образовательного уровня, актуализация и реализация потенциала личности, самостоятельное приобретение новых знаний и умений, способности к саморазвитию;

- специальная характеризуется подготовленностью к самостоятельному решению профессиональных задач и дальнейшей оценке результатов трудовой деятельности.

Заключение

Нынешнее поколение педагогов-музыкантов все больше убеждается в том, что сохранение своей истории, фольклора - это необходимая задача для современного общества. Обращение к народной педагогике, этнографии приводит к ощутимым результатам в воспитании и образовании подрастающего поколения. Это касается и организации музыкальнокраеведческой деятельности в современной школе, которая, безусловно, является отправной точкой в вопросе формирования культуроведческой компетенции.

Актуальность проблемы исследования, подтолкнувшая нас к целенаправленной работе в данной области, заключается в формировании общечеловеческих ценностей. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может обойтись без глубокого познания духовного богатства народа, без освоения народной культуры. Многовековой опыт человечества и специальные исследования в разных науках показали, что музыка (в особенности народная), являясь составной частью искусства, влияет на физиологию, психику, мировоззрение человека, и музыкальная педагогика массового воспитания должна использовать ее как фактор влияния на младших школьников. Организация музыкально-краеведческой деятельности особенно актуально в этом процессе, так как она способствует становлению личности, осознанности поступков и помыслов человека.

Анализ научно-методической литературы и практического опыта показал, что проблема формирования культуроведческой компетенции школьников является недостаточно разработанной. Исходя из этого, нами была поставлена цель исследования - обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования культуроведческой компетенции школьников в процессе музыкально-краеведческой деятельности.

В первой главе мы рассмотрели важные для нашего исследования понятия. Так, культуроведческая компетенция характеризуется осознанием важности для воспитания национальной культуры, взаимосвязей культуры и истории народа; пониманием национально-культурной специфики языков народов страны, а также овладением культурой межнационального общения. Чаще всего, такая компетенция представляется знаниями школьников основ речевого этикета, традиционного народного быта, традиций, национальных игр, обрядов и обычаев, произведений живописи и зодчества, устного народного творчества. Музыкальное краеведение изучает музыкальную культуру какой-либо местности (города, области, края и пр.) и предполагает рассмотрение фольклора (песенно-инструментального), художественного творчества, концертной и театральной жизни деятелей данного региона.

Исследование теории и практики образования младших школьников позволило констатировать, что музыкальный фольклор как часть музыкально-краеведческой деятельности оказывает большое влияние на формирование культуроведческой компетенции школьников. Именно поэтому современным учителям в средних общеобразовательных учреждениях необходимо уделять этому пласту культуры особое внимание.

Во второй главе большое внимание мы уделили организации музыкально-краеведческой деятельности. Мы убеждены, что в деятельности современной школы могут использоваться массовые и индивидуальные формы деятельности, разнообразные методы музыкально-краеведческой деятельности. Однако эффективное формирование культуроведческой компетенции возможно только при создании в учебном процессе и во внеурочной работе определенных условий.

Исходя из результатов эксперимента, можно сказать, что созданные условия имеют положительный педагогический эффект в обеих группах (экспериментальной и контрольной). Однако результаты опытно-экспериментальной работы в экспериментальном классе свидетельствуют о большом влиянии на процесс формирования интересующего нас качества описанных нами условий, например:

- изменяется в лучшую сторону отношение к фольклору, возрастает активность на уроках и внеклассных мероприятиях, повышается заинтересованность в результатах обучения;

- улучшается психологический климат (взаимный интерес) работы учащихся в группах при выполнении эмоционально-эстетической переживательной учебной деятельности;

- менее формальной и более содержательной становится совместная учебная деятельность учителя и учащихся.

Таким образом, подтверждается гипотеза исследования о том, что формирование культуроведческой компетенции школьников будет более эффективным, если:

- учебный процесс в общеобразовательном учебном заведении строится на основе компетентностного подхода, позволяющего обеспечить условия реализации музыкально-краеведческой деятельности учащихся;

- выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования культуроведческой компетенции школьников (на примере их музыкально-краеведческой деятельности);

- музыкальный фольклор осознается учителем как важная составляющая формирования культуроведческой компетенции школьников;

- выявлены и теоретически обоснованы содержание, формы и методы музыкально-краеведческой деятельности школьников.

Задачи формирования культуроведческой компетенции школьников в процессе музыкально-краеведческой деятельности оказались успешно решенными.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований может стать изучение специфики формирования культуроведческой компетенции школьников в процессе иных форм деятельности (к примеру, исполнительской, импровизационной). Кроме того, исследования могут коснуться формирования и развития культуроведческой компетенции будущих музыкальных педагогов и учителей музыки (студентов колледжей, вузов), а также опытных и состоявшихся педагогов (на базе курсов повышения квалификации).

Список литературы

1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков [Текст] / Ю.В. Андреева. - Уфа: Восточный университет, 2005. - 100 с.

2. Асафьев, Б.В. Русская музыка [Текст] / Б.Асафьев - Ленинград: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1968. - 324 с.

3. Астахова, С.В. Этнопедагогика: тексты лекций [Текст] / С.В. Астахова. - Самара: Самарская государственная академия культуры и

искусств, 2013. - 136 с.

4. Ахияров, К.Ш., Муниров, Р.Р. Методологические основы школьного краеведения [Текст] / К.Ш.Ахияров, Р.Р.Муниров. - Кемерово, 1994. - 128 с.

5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Сост. М.Ю. Бабанский. - Москва: Педагогика, 1989. - 558 с.

+ еще 88 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование культуроведческой компетенции школьников в процессе музыкально-краеведческой деятельности»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 130
Цена: 3200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика