Дипломная работа

«Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе»

  • 108 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.….7

1.1. Воспитание экологической культуры учащихся как психолого-педагогическая проблема….….7

1.2. Музыкальные фольклорные традиции: ценностный и педагогический потенциал…17

1.3. Изучение народной музыки в общеобразовательной школе….20

Выводы по первой главе….28

ГЛАВА II. ОПЫТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ….30

2.1. Педагогические условия воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе.….30

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты …46

Выводы по второй главе….59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…64

ПРИЛОЖЕНИЕ….71

Введение

Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что воспитание экологической культуры в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы и подготовку педагогов. Важной научно-педагогической проблемой сегодняшнего дня является разработка системы воспитания экологической культуры учащихся общеобразовательных школ. В связи с этим важным представляется введение междисциплинарных связей, в основе которых является экологические образование школьников.

Мы считаем, что уроки музыки в данном процессе не могут быть исключением. Важно использовать огромный потенциал музыкального искусства, и, прежде всего, народной музыки для формирования любви к природе своего края.

Действительно, фольклор башкирского, русского, татарского, чувашского и мордовского народов, являющихся самыми многочисленными этносами в Республике Башкортостан, включает в себя огромное количество фольклорных образцов – песен и инструментальных наигрышей, воспевающих неповторимую красоту родного края.

Изучение общего состояния проблемы показало, что в настоящее время достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования.

Однако, в области музыкального образования вопросы, связанные с воспитанием экологической культуры школьников на уроках музыки посредством изучения народных традиций остался без внимания исследователей.

Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования, сущность которой заключается в выявлении педагогических условий воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе. Выбор проблемы определил тему исследования: «Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе.

Объект исследования – процесс музыкального образования в школе.

Предмет исследования – педагогические условия воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать научную, методическую литературу по изучаемой проблеме;

2. Рассмотреть процесс воспитания экологической культуры учащихся как психолого-педагогическую проблему;

3. Рассмотреть ценностный и педагогический потенциал музыкальных фольклорных традиций

4. Раскрыть специфику изучения народной музыки в общеобразовательной школе;

5. Выделить педагогические условия воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе;

6. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Гипотеза исследования - воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе будет успешным, если в учебный процесс уроков музыки будут внедрены следующие педагогические условия:

1) реализация в учебном процессе уроков музыки принципа прироосообразности; строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития;

2) соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы психики);

3) социокультурная преемственность (обращение к корням народной педагогики) и определение педагогических возможностей музыкального народного искусства;

4) субъектность (ребёнок является активным участником экологической деятельности);

5) учёт региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; включение в содержание уроков музыки регионального компонента.

Методологической и теоретической базой исследования явились:

- философско-методологические и научные основы формирования экологической культуры (И.Т. Гайсин, Н.М. Мамедов, Л.B. Моисеева, Н.Ф.Реймерс, А. Д. Урсул и др.);

- психолого-педагогические основы экологического образования (Л.С.Выготский, С.Д. Дерябо, В.А. Игнатова и др.);

- основные положения теории и методики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Л. В. Школяр).

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (сравнительный анализ философской, научной, психолого-педагогической, методической литературы, обобщение материалов исследования), опросно-диагностические (анкетирование), экспертно-аналитические (оценка результатов деятельности школьников).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены теоретико-методологические основы воспитания экологической культуры учащихся на основе народной музыки в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором педагогические условия воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений, в системе повышении квалификации педагогов, содержательная часть уроков музыки - в системе экологического образования Республики Башкортостан.

Структура выпускной квалификационной работы. Содержание исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Воспитание экологической культуры учащихся как психолого-педагогическая проблема

В трудах учёных понятие «экологическая культура» разбирается в многообразных аспектах. Одни авторы большее значение придают внутренней жизни человека: так, например, этическое воспитание во взаимосвязи его с природой анализируют С.Н. Глазачев [20], А.В.Корнилова [46], Т.В.Поштарева [74] и другие.

Другие исследования устанавливают экологическую культуру как такую часть культуры, которая определяет соответствие деятельности человека и среды: Н.С.Дежникова [23], Н.М. Мамедов [55, 56] и др.

Третьи основное значение сообщают экологическим знаниям, умениям и навыкам: А.Н. Захлебный [31], И.Д. Зверев [32], А.В.Корнилова [46], Б.Т. Лихачев [50], Н.Ф. Реймерс [76], И.Т. Суравегина [85] и др.

По дефиниции Б.Т. Лихачева, суть экологической культуры «.может быть проанализирована как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности» [50].

Использование социального опыта человечества, который предоставил научные знания учителю, постепенно развивается эмоциональные, эстетические и интеллектуальные способности личности, формирование его мировоззрения, научного мировоззрения. В результате этого развития, и охраны окружающей среды, образованны для создания гармоничного взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей среды является основой для понимания природы различных значений, которые составляют мир на индивидуальной потребности. Научное образование путем предоставления знаний о законах природы и отношения с мужем.

Он был образован в эстетическом отношении к миру, люди, работа, искусство, и обогащенный, и выразил в связи с природой, поведение и действия, направленные на ее сохранение. Развитие навыков и потребностей студентов, оценка природных явлений в эстетическом смысле художественных переживаний, которые обогащают духовные мотивы и значимые отношения с природой, стимулирует образование студентов сосредоточиться на экологически активную роль в культурной самобытности.

Формирование экологической культуры неизбежно столкнется с эстетическое воспитание личности. Следует отметить, что взаимное воспитание двух планов: во-первых, комплексное воздействие на отношения в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов природы; во-вторых, фактическое эстетическое воспитание в широком смысле, чтобы создать эстетическую отношения к реальности и природе в целом, а не его часть.

Таким образом, обобщая вышесказанное, выразим наиболее глубоко, на наш взгляд, отображающее сущность следующее определение экологической культуры: это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в усовершенствовании природопользования.

Экологическая культура обнаруживается в ответственном отношении к природе как к общей непосредственной сфере жизнедеятельности человека.

Экологическая культура включает:

1) культуру познавательной деятельности обучающихся по освоению опыта человечества в связи к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических обстоятельств существования, предмету эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний;

2) культуру труда, вырабатывающуюся в процессе трудовой деятельности (в том числе экологические, эстетические и социальные параметры при выполнении конкретных дел в разнообразных сферах природопользования);

3) культуру духовного общения с природой (формирование эстетических эмоций, умений рассматривать достоинства как натуральной, так и преобразованной природной среды) [78, с. 209].

Экологическая культура как качество личности должна вырабатываться в системе экологического воспитания и в данное время значительная роль в формировании отводится учебным заведениям.

Для того, чтобы охарактеризовать человека как этнокультурного, он должен быть экологические знания, в том числе экологии родину для того, чтобы знать специфику природы самостоятельно, малой родине.

Цель экологического образования является развитие научных знаний, умений, взглядов и убеждений, которая дает студентам вырабатывать отношения с окружающей средой во всех видах деятельности.

По мнению Т.И.Рыбинской, «это предполагает соблюдение нравственных и правовых убеждений природопользования и пропаганду идей его оптимизации, инициативную деятельность по исследованию и охране природной среды» [78, c. 210]. Исследователь отмечает, что построение занятий с экологической устремленностью обязано вестись с учетом следующих принципов:

1) междисциплинарность (введение экологических идей в содержание и методы учения некоторых предметов);

2) целостность знания, переживания и действия;

3) взаимосвязь глобального, национального и краеведческого степеней экологических вопросов [78, c. 210.].

Таким образом, важнейшими течениями развития экологической культуры обучающихся предстает экологическое просвещение, вырабатывание осмысленного, ответственного поведения в соответствии с актуальными обстоятельствами, постановление задач в процессе практической природоохранной деятельности.

Для достижения высоких результатов в воспитании экологической культуры у обучающихся педагогу необходимо предпринимать инициативную деятельность уже с учащимися младших классов (1—4 классы). При работе со студентами, важно использовать различные методы и формы назначения и внеклассных мероприятий. Учитывая особенности детей младшего школьного возраста необходимо использовать такие методы, как наблюдение природы, участие в выставках, посещение музеев, конкурсы, фестивали и экологическом плане. Школы рекомендуется сделать внеклассных поездок, которые позволяют студентам лучше понять физические явления, а также знать, естественную красоту родной земли и ее особенностей.

Переключаясь на следующую возрастную группу обучающихся — 5—7 классы, - выделим отдельные психологические характеристики рассматриваемого возраста: пытливость, желание познать неведомое, заинтересованность. Кроме того, учащиеся данного возраста уже обладают некоторым багажом знаний, умений и навыков, например, умением наблюдать, анализировать познанное и делать выводы. В связи с этим в рассматриваемом возрасте немаловажно поддерживать у обучающихся положительную мотивацию к учебе.

Так, важно применять такие методы работы: наблюдение и проведение несложных экспериментов, защита экологических проектов, экологический мониторинг, экологические экскурсии, выставки, викторины, экологические мероприятия, конкурсы.

Экологическое воспитание может реализовываться и в другой возрастной категории обучающихся (8—11 классы). Учащиеся, которые сформировали отдельные знания в сфере явлений природы, экологии могут основательно углубить свои знания и начать творческую деятельность. Так, Е.Е. Лутовина советует применять в работе с обучающимися данной возрастной группы следующие методы: наблюдение, реферирование литературы, пропаганда экологических знаний, проведение экологических КВНов, ролевых игр и другие виды деятельности [53, c. 117].

Использование социального опыта человечества, который предоставил научные знания учителю, постепенно развивается эмоциональные, эстетические и интеллектуальные способности личности, формирование его мировоззрения, научного мировоззрения. В результате этого развития, и охраны окружающей среды, образованны для создания гармоничного взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей среды является основой для понимания природы различных значений, которые составляют мир на индивидуальной потребности. Научное образование путем предоставления знаний о законах природы и отношения с мужем.

Он был образован в эстетическом отношении к миру, люди, работа, искусство, и обогащенный, и выразил в связи с природой, поведение и действия, направленные на ее сохранение. Развитие навыков и потребностей студентов, оценка природных явлений в эстетическом смысле художественных переживаний, которые обогащают духовные мотивы и значимые отношения с природой, стимулирует образование студентов сосредоточиться на экологически активную роль в культурной самобытности.

Формирование экологической культуры неизбежно столкнется с эстетическое воспитание личности. Следует отметить, что взаимное воспитание двух планов: во-первых, комплексное воздействие на отношения в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов природы; во-вторых, фактическое эстетическое воспитание в широком смысле, чтобы создать эстетическую отношения к реальности и природе в целом, а не его часть.

Руководствуясь отмеченному выше и приложив усилия, можно добиться вырабатывания единого мнения о природной и социальной сфере как миру жизни человека и формирования эстетического и нравственного отношения к сфере жизнедеятельности человека, умение жить в ней в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами.

Воспитательные задачи близко объединены с образовательными, которые содержат формирование:

1) системы научных сведений о цельности человека, общества и природопользования как физической основы научно-технического прогресса;

2) системы нравственных и эстетических ценностных экологических ориентаций;

3) умений применять взгляды, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе;

4) умений применять знания о способах охраны природы и осторожного, ответственного к ней отношения [78, c. 211].

Потребности в ценностных ориентациях выступают мотивационной основой, формирующей цели деятельности человека, его поступки.

Понятие «ответственность» полагает важность за что-то отвечать.

Это делает нужным в воспитательном процессе одновременно вырабатывать ценностные знания о тех объектах и процессах в природном окружении, которые вызывают ответственного отношения [78, c. 211]. Для постановления задач экологического образования особенное значение заслуживают ценности: экологическое качество окружающего человека мира, природные ресурсы и изделия из них; памятники культуры. Все эти объекты окружающей среды представляют собой ценности, удовлетворяющие многообразные надобности человека (и социума в целом).

Применяя социальный опыт человечества, который зафиксирован в научных сведениях, учитель понемногу формирует эмоциональные, эстетические и интеллектуальные способности личности, развивает ее миропонимание, представления о научной картине мира. В следствии такого воспитания вырабатываются представления о возникновении вопросов охраны природы и определении гармонического взаимодействия с природой. Соединение эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей природы становится исходным положением постижения разнообразной ценности природы, что вырабатывает нужную идеологическую позицию личности.

Экологическая культура человека органично соединена с личностью в целом, ее многообразными сторонами и качествами, она предстает как новое психическое формирование. Естественно-научная образованность обеспечивает изучение закономерностей природы, взаимоотношений между нею и человеком.

Многие преподаватели обозначают, что экологическая культура личности невообразима вне ее утилитарного отношения к реальности, которое вырабатывается на основе общих стремлений учителей и обучающихся [78, c. 214]. Формирование в сознании общества и особенно молодого поколения такого эстетического и практического отношения к природе разрешит сберечь и воскресить фантастически прекрасную планету Земля во всем ее разнообразии.

Использование социального опыта человечества, который предоставил научные знания учителю, постепенно развивается эмоциональные, эстетические и интеллектуальные способности личности, формирование его мировоззрения, научного мировоззрения. В результате этого развития, и охраны окружающей среды, образованны для создания гармоничного взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей среды является основой для понимания природы различных значений, которые составляют мир на индивидуальной потребности. Научное образование путем предоставления знаний о законах природы и отношения с мужем.

Он был образован в эстетическом отношении к миру, люди, работа, искусство, и обогащенный, и выразил в связи с природой, поведение и действия, направленные на ее сохранение. Развитие навыков и потребностей студентов, оценка природных явлений в эстетическом смысле художественных переживаний, которые обогащают духовные мотивы и значимые отношения с природой, стимулирует образование студентов сосредоточиться на экологически активную роль в культурной самобытности.

Формирование экологической культуры неизбежно столкнется с эстетическое воспитание личности. Следует отметить, что взаимное воспитание двух планов: во-первых, комплексное воздействие на отношения в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов природы; во-вторых, фактическое эстетическое воспитание в широком смысле, чтобы создать эстетическую отношения к реальности и природе в целом, а не его часть.

Формируемое эстетический взгляд на окружающий мир, людей, деятельность, искусство может обнаруживаться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях, устремляемых на ее сохранение. Вырабатывание знаний, умений и навыков, а также потребности обучающихся в эстетическом восприятии оценки природных явлений в художественных впечатлениях, преображающих духовно-содержательные мотивы взгляды на природу, стимулирует развитие устремленности учащихся на деятельную позицию экологически культурной личности.

Воспитание экологической культуры неминуемо связано с эстетическим воспитанием личности. Необходимо обозначить взаимовлияние двух сторон воспитательных мер: во-первых, это системное влияние на воспитание отношения к природе в нераздельности экологических, нравственных и эстетических элементов; во-вторых, именно эстетическое воспитание в обширном смысле в целях развития эстетического отношения к реальному миру вообще и к природе как его составляющей. В единстве оба плана реализовываются средствами «природного содержания» учебного постижения и искусства, воздействия самой природной сферы, определенных природных явлений, их физических особенностей, а также влиянием эстетических особенностей трудовой и творческой деятельности, обращенной на объекты природы. Воспитание эстетического взгляда на природу обязано находить решение задачи вырабатывания впечатлительности к красоте и выразительности природных явлений, а также постижение ценности, редкости любого из них. Значительное место здесь можно отнести дисциплинам художественного цикла, которые в своих «природных» видах и образах воссоздают разнообразие связей своими характерными возможностями [78, c. 214].

Природа может быть здесь выявлена не только как физическая сфера человеческой жизни, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности.

Именно на дисциплинах художественного цикла, прежде всего, на уроках музыки, можно организовать целостное взаимоотношение чувственного и абстрактно-логического познания, устремленного к чувственной предметной деятельности человека. Дисгармония чувственных и абстрактных, рационалистических знаний в процессе формирования личности негативно влияет на результаты воспитания, на поведение личности, ее отношения с окружающей действительностью и миром, людьми, обществом в целом, на систему ценностных ориентаций, т.е. лишена эмоционально-личностной окраски и не несет отображения восприятия природы как важной ценности. В связи с вышесказанным, мы можем прийти к обобщению, что в настоящее время, необходимо сознательно созданное воспитательное влияние в ситуациях проведения предметов художественного цикла.

Вследствии влияния на развитие эстетических чувств, взглядов, на активизацию творческой деятельности эстетической направленности у обучающихся по отношению к природе появляется переключение их эмоционально-положительного настроя и на другие виды деятельности, содержащей природные объекты. Исследование опыта обнаруживает, что, вырабатывая эстетические отношения обучающихся можно развивать и их экологическую культуру.

Использование социального опыта человечества, который предоставил научные знания учителю, постепенно развивается эмоциональные, эстетические и интеллектуальные способности личности, формирование его мировоззрения, научного мировоззрения. В результате этого развития, и охраны окружающей среды, образованны для создания гармоничного взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей среды является основой для понимания природы различных значений, которые составляют мир на индивидуальной потребности. Научное образование путем предоставления знаний о законах природы и отношения с мужем.

Он был образован в эстетическом отношении к миру, люди, работа, искусство, и обогащенный, и выразил в связи с природой, поведение и действия, направленные на ее сохранение. Развитие навыков и потребностей студентов, оценка природных явлений в эстетическом смысле художественных переживаний, которые обогащают духовные мотивы и значимые отношения с природой, стимулирует образование студентов сосредоточиться на экологически активную роль в культурной самобытности.

Формирование экологической культуры неизбежно столкнется с эстетическое воспитание личности. Следует отметить, что взаимное воспитание двух планов: во-первых, комплексное воздействие на отношения в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов природы; во-вторых, фактическое эстетическое воспитание в широком смысле, чтобы создать эстетическую отношения к реальности и природе в целом, а не его часть.

Системное введение экологического направления в образование подтверждается психологической характеристикой личностных качеств, которые обнаруживаются во взаимосвязях между связями человека к человеку, к явлениям окружающего мира и природы.

Целостность интеллектуального и эмоционального восприятия природных явлений и деятельности обучающихся по ее усовершенствованию осуществляется во взаимодействии их с природой, связанном с социальными взаимоотношениями. Это серьезно затрагивает ум и чувства человека, проецируется на ощущения, убеждения, особенности поведения.

Формирование экологически воспитанной личности в системе специально организованного учебно-воспитательного процесса воплощает неразрывное единство научных знаний в области природных и социальных явлений среды с ее чувственным восприятием, которое вызывает эстетические переживания, формирует склонность привнести практический вклад в ее совершенствование. Этот принцип экологического образования и воспитания направляет учителей на соединение в учебном процессе разумного познания с влиянием художественно-образных средств музыкального искусства, а также других видов искусства и литературы, и естественного общения с природой[78, c. 214].

В школьном возрасте обладает значительным весом не интеллектуальное, а эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. Однако это не значит, что художественно-образное восприятие окончательно лишается своего значения. Оно завоевывает значительную глубину и осмысленность, воздействует на неизменность и логичность действий человека, адекватно преобразующих среду его жизни. Постижение разносторонней значимости природы как источника материальных и духовных сил общества, правильное поведение в мире природы, исключающее причинение ей вреда, вырабатывается при прямом действии в охране природы.

Формируемое эстетический взгляд на окружающий мир, людей, деятельность, искусство может обнаруживаться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях, устремляемых на ее сохранение. Вырабатывание знаний, умений и навыков, а также потребности обучающихся в эстетическом восприятии оценки природных явлений в художественных впечатлениях, преображающих духовно-содержательные мотивы взгляды на природу, стимулирует развитие устремленности учащихся на деятельную позицию экологически культурной личности.

Учебные методические комплексы по дисциплинам художественного цикла, в том числе и по музыке, пока еще мало систематично и не равнозначно отображают современные запросы, методы, приемы, требования, соответствующие целям формирования нравственно-эстетического отношения к природе. Собственно от учителя зависит воспитание у учащихся эмоциональных переживаний, эстетическая оценка явлений природы, стимулирование творческих актов в условиях учебной деятельности, предметом которой является искусство.

Вопрос развития эстетического отношения к природе – лишь один из сторон комплексного воспитания культуры молодого поколения. В его постановлении соприкасаются такие линии воспитательной работы, как вырабатывание научного убеждения, усвоение богатств родной природы, изучение путей их увеличения, творческая реорганизация природной сферы, природных явлений, факторов, материалов, художественно- практическая деятельность, включение элементарного внимания и участия в сохранение и помощь, поддержку природы.

Составленные совместно истины и ценностные нормы жизни, мораль могут в своей совокупности и системности являть собой жизненную позицию достойного благородного честного человека, правила этики обучающихся или нравственно-экологическое кредо учащегося.

Использование социального опыта человечества, который предоставил научные знания учителю, постепенно развивается эмоциональные, эстетические и интеллектуальные способности личности, формирование его мировоззрения, научного мировоззрения. В результате этого развития, и охраны окружающей среды, образованны для создания гармоничного взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей среды является основой для понимания природы различных значений, которые составляют мир на индивидуальной потребности. Научное образование путем предоставления знаний о законах природы и отношения с мужем.

Он был образован в эстетическом отношении к миру, люди, работа, искусство, и обогащенный, и выразил в связи с природой, поведение и действия, направленные на ее сохранение. Развитие навыков и потребностей студентов, оценка природных явлений в эстетическом смысле художественных переживаний, которые обогащают духовные мотивы и значимые отношения с природой, стимулирует образование студентов сосредоточиться на экологически активную роль в культурной самобытности.

Формирование экологической культуры неизбежно столкнется с эстетическое воспитание личности. Следует отметить, что взаимное воспитание двух планов: во-первых, комплексное воздействие на отношения в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов природы; во-вторых, фактическое эстетическое воспитание в широком смысле, чтобы создать эстетическую отношения к реальности и природе в целом, а не его часть.

Наша культура существует в пространстве природы, она выросла в природе, обрабатывалась человечеством как особый мир в мире природы. Для занятий необходимо применять следующие выводы о природе, выявленные исследователем-педагогом Н.Е. Щурковой: природа – это дом, в котором мы все живём; природа – источник средств существования человека; человек представительствует природу, он продукт и дитя её; как всякий дом, природа нуждается в заботе и уходе, внимании и любви; природа – носитель Красоты и школа Гармонии [103,c. 58]

1.2. Музыкальные фольклорные традиции: ценностный и педагогический потенциал

В современной социокультурной ситуации особенно актуально встает проблема о целесообразном превалировании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими разнообразной информации. Совершающиеся в социуме культурно-исторические явления настойчиво призывают переосмыслить духовно-ценностные ориентиры личности учащегося. В Законе Российской Федерации «Об образовании» обращается внимание на обнаружение личностных смыслов в осваиваемом материале на основе общечеловеческих и национальных ценностей и трансляции подрастающему поколению лучших традиций [30]. Особенную роль в данных обстоятельствах заслуживает усиленный поиск направлений изучения народной культуры, содержащей в себе воспитание молодого поколения. Это естественно относится и к музыкальному воспитанию учащихся.

Народная педагогика основывается на традициях фольклора. В этом направлении важная роль принадлежит народному музыкальному творчеству, которое содействует духовно-нравственному, идеологическому, эстетическому, музыкально-творческому развитию личности; формированию уважения к истории и традициям своего народа, открытости и свободы для восприятия и усвоения особенностей других народных культур.

Наиболее действенное осуществление педагогических потенциалов музыкального фольклора реализуемо по отношению к оригиналу как культуре устной традиции. Такой подход дает возможность даже вне природной среды существования в условиях учебного процесса общеобразовательной школы выявлять характерные формы изучения музыкального фольклора, сберегая его типичные свойства и стимулируя его воспитательное влияние.

Слово «традиция» (от лат. traditio — передача) обозначает исторически сложившиеся и транслируемые из поколения в поколение обычаи, порядки, нормы поведения [96, c.66]. Традиция охватывает объекты общественного наследия (материальные и духовные ценности), процесс, содержание, формы и способы социального наследования. В качестве традиции предстают установленные социальные порядки, правила поведения, ценности, идеи, традиции, обряды, обиход, праздники, игры, вокальная и инструментальная музыка, песни и танцы.

Народные традиции оказывают содействие в формировании мировоззрения, включающего как постижение опыта старших поколений, так и обращение его в руководство практической деятельностью. Приобщать к народным традициям необходимо с детских лет. Это означает предоставить возможность влиться в какую-либо деятельность: творческую, театрализованную, музыкальную; стать участником чего-либо. Главное значение слова «приобщить» — привести в общение с чем-нибудь, в нашем случае — с культурой и традициями народа.

С возникновением культуры письменной традиции, народное музыкальное творчество получает новую жизнь: возникает фольклор в толковании, трактовке композиторов, музыкантов, профессиональных исполнителей. Одновременно подлинное произведение устной музыкальной традиции продолжает свою жизнь как творчество устной традиции. Для трактовки стилизованного фольклора существует понятие «фольклоризм», существующий по правилам профессиональной музыки.

Однако музыкальная культура устной традиции, транслируемая от поколения к поколению изустно - из уст в уста, является иным способом музыкального мышления и другой совокупностью приёмов трансляции музыкального опыта от старшего поколения к младшему. Собственно это и обусловливает нашу позицию в изучении народной музыки: важность соединения культуры устной и письменной традиций с приоритетом первой.

Использование социального опыта человечества, который предоставил научные знания учителю, постепенно развивается эмоциональные, эстетические и интеллектуальные способности личности, формирование его мировоззрения, научного мировоззрения. В результате этого развития, и охраны окружающей среды, образованны для создания гармоничного взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей среды является основой для понимания природы различных значений, которые составляют мир на индивидуальной потребности. Научное образование путем предоставления знаний о законах природы и отношения с мужем.

Он был образован в эстетическом отношении к миру, люди, работа, искусство, и обогащенный, и выразил в связи с природой, поведение и действия, направленные на ее сохранение. Развитие навыков и потребностей студентов, оценка природных явлений в эстетическом смысле художественных переживаний, которые обогащают духовные мотивы и значимые отношения с природой, стимулирует образование студентов сосредоточиться на экологически активную роль в культурной самобытности.

Заключение

1. Проанализированы теоретико-педагогические основы воспитания экологической культуры на уроках музыки в общеобразовательной школе. На основе проведенного анализа рассмотрен процесс воспитания экологической культуры учащихся как психолого-педагогическая проблема; выделен ценностный и педагогический потенциал музыкальных фольклорных традиций; раскрыта специфика изучения народной музыки в общеобразовательной школе. Показана актуальность проблемы воспитания экологической культуры учащихся общеобразовательных школ, что обусловлено социальным заказом общества.

2. Разработан комплекс педагогических условий воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе и апробированы варианты их внедрения в содержание предмета «Музыка» в 6-х классах.

3. Определены методические подходы в проведении уроков музыки и обосновано их применение в процессе воспитания экологической культуры учащихся.

4. Экспериментально проверена эффективность выделенных педагогических условий воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе, которая реализована на практике в Республике Башкортостан на базе МБОУ СОШ №45 Кировского района г.Уфа.

Проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе с использованием разработанных педагогических условий. В дальнейшем будет продолжена работа по разработке цикла уроков музыки для разных классов в целях обеспечения непрерывности экологического образования и формирования экологической культуры учащихся.

Использование социального опыта человечества, который предоставил научные знания учителю, постепенно развивается эмоциональные, эстетические и интеллектуальные способности личности, формирование его мировоззрения, научного мировоззрения. В результате этого развития, и охраны окружающей среды, образованны для создания гармоничного взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей среды является основой для понимания природы различных значений, которые составляют мир на индивидуальной потребности. Научное образование путем предоставления знаний о законах природы и отношения с мужем.

Он был образован в эстетическом отношении к миру, люди, работа, искусство, и обогащенный, и выразил в связи с природой, поведение и действия, направленные на ее сохранение. Развитие навыков и потребностей студентов, оценка природных явлений в эстетическом смысле художественных переживаний, которые обогащают духовные мотивы и значимые отношения с природой, стимулирует образование студентов сосредоточиться на экологически активную роль в культурной самобытности.

Формирование экологической культуры неизбежно столкнется с эстетическое воспитание личности. Следует отметить, что взаимное воспитание двух планов: во-первых, комплексное воздействие на отношения в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов природы; во-вторых, фактическое эстетическое воспитание в широком смысле, чтобы создать эстетическую отношения к реальности и природе в целом, а не его часть.

Разработанные автором педагогические условия воспитания экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений, в системе повышении квалификации педагогов, содержательная часть уроков музыки - в системе экологического образования Республики Башкортостан.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. – М.: Изд-во 3-е, испр. и доп., 2010.-с. 243

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004.-с. 42

3. Александрова Н. С. Духовно-нравственные традиции формирования личности средствами этнокультуры (на материалах народной игрушки) // Сиб.пед.журнанал.- 2004. -№ 1-С.186-189.

4. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. – М.: Сов. композитор, 1988. – 238с.

5. Алексеева О. И. Традиционная народная песня как ценностная основа формирования духовности студентов // Образование в пространстве культуры.- М.:РИК, 2005.- Вып. 2.- С.485-487.

6. Асафьев Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном воспитании и образовании // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

7. Бакланова Т.И., Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. – Шуя, 2005. – С.6-12.

8. Балашова С.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки / сост. Т.В. Челышева. – М., 1993. – С. 126 – 236.

9. Бианки В.В.Рассказы и сказки. –М.: Веселка, 1985. – 65 с.

10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Наука, 1983. – 412с.

11. Буровский А. М. Эволюция экологического образования. Взгляд философа // Экология и жизнь. 2006. - № 2 (51). - С. 31 -37.

12. Букатов В. М. Традиционная крестьянская культура в жизни современных детей: Метод. пособие.- М.: РАО, 2005.-80с.

13. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетарное явление / В.И.Вернадский. -М. :Мир, 1991.-С. 14-21.

14. Виноградов Г.С. Детский народный календарь // Страна детей: избранные труды по этнографии детства. – СПб., 1998. – С. 5 – 34.

15. Волков Г.Н. Этнопедагогический аспект культуры воспитания // Образования и воспитание учащихся: поиск оптимальных подходов (научные труды) / Под ред. И.И.Валеева, Э.Ш.Хамитова. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 2001. – С.3–28.

16. Воспитание экологической культуры школьников / Пособие для учителя // под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. М.: Тобол, 1997. - 96 с.

17. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск: Современное слово, 1998. – 480с.

18. Гайсин, И. Т. Преемственность экологического образования : монография. Казань : казанск. гос. пед. ун - т., 1999. – 204 с.

19. Гиппиус Е.В. Сборники русских народных песен М.А. Балакирева // Балакирев М. Русские народные песни. – М., 1957.

20. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя. - М.: Современный писатель, 1998.-431 с.

21. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.- Ставрополь: Сервисшкола, 2002. -288 с.

22. Дедак-Козицка Ю.К. Фольклор: проблемы изучения, сохранения и пропаганды // Всесоюзная научно-практическая конференция: в 2 ч. – М., 1988. – Ч. 2, С. 52 - 66.

23. Дежникова Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М.: Просвещение, 2000. - С. 16-17.

24. Дерябо С. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. - М.: Просвещение, 1995. - С. 101 -104.

25. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.

26. Динейка К.В. Десять уроков психофизической тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 63 с.

27. Долженкова М. И. Моделирование этнохудожественного образования на основе российских и региональных традиций: Моногр. /ТГУ. НИИ рег. Проблем соц.-культ. деятельности. - Тамбов: Першина, 2004. - 289с.

28. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиционной народной художественной культуры: учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. – 312 с.

29. Зайцев Д.В. Педагогические технологии воспитания экологической культуры учащихся// Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. – Майкоп: Изд-во Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова. – 2009. – Т.15. - №4, С. 25 – 27.

30. Закон Российской Федерации. Об образовании // Образование в документах. Т. 5. -2011. - С. 7 - 61.

31. Захлебный А. Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания.- М.: Знание, 1996. - 80 с.

32. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы.- Волгоград: Перемена, 1997. - С. 72 -84.

33. Земцовский И.И. Этномузыковедческая концепция: опыт реконструкции // Сов. музыка. – 1984. - №6. – С. 82-88.

34. Зуевский В. П. Экология человека: Учебное пособие. Томск: МГП Раско, 2002. - 140 с.

35. Иванов В. С. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к традиционной народной культуре //Культурологический подход в образовании: Мат. Конф. - Екатеринбург: Гриф, 2005. - С. 226-230.

36. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика: монография. - Тюмень: ТГУ, 1998. - 196 с.

37. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 3-е изд., испр. –М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

38. Калинина Л. П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства: Автореф. дис. …канд. пед. наук.- М.: ИХО РАО, 2004. - 22с.

39. Каминская Е. А. Музыкальный фольклор как педагогическая ценность // Вестник института пед. исследований. - Челябинск, 2004. -- № 1. - С. 65-72.

40. Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура: Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1-8 (9-11) классов. – Уфа: БИРО, 2000. – 61с.

41. Кашапова Л.М. Непрерывное этномузыкально-педагогическое образование в целостной национально-региональной образовательной системе: Монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 292с.

42. Кашлев С. С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся // Пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. - С. 34 - 41.

43. Кипкеева П.А. Методы, приемы, средства экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета. – 2009. - №1, С. 51 – 56.

44. Кельбас Р. В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование. 2004. - №5. - С. 48 - 53.

45. Котлякова Т. А.,Иванова Н. П. От народных истоков русского фольклора к детскому творчеству: Метод. пособие. - Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - 68с.

46. Корнилова А.В. Воспитание экологической культуры учащихся начальных классов (на примере программы «забайкаловедение»)// Природоохранное сотрудничество: Россия, монголия, Китай. – Чита: Изд-во Забайкальского государственного университета, 2010. - №1, - С. 137 – 139.

47. Кулева С.Р. Ритуальные обходы домов в годовом календарном цикле // По следам Е. Э. Линевой: сб. ст. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2002. – С. 219 – 233

48. Латышина Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа. - М.: Шк. Пресса, 2004.- 128с.

49. Лахин Р. А. Традиционные народные игры: их педагогическая классификация и воспитательные возможности // Язык, культура и образование в контексте этнической ментальности: Мат. Конф. - Славянск-на-Кубании, 2004. - С. 31-35.

50. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1995.-282 с.

51. Левашова Н. А. Формируем экологическое сознание учащихся // Среднее специальное образование. -1984. №12. - С. 37 - 38.

52. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Просвещение, 1975. - 325 с.

53. Лутовина Е.Е. Экологическое воспитание как часть культуры безопасности учащихся в общеобразовательных учреждениях// Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного университета, 2013. – 31. – С. 117 – 124.

54. Львова С. П. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования. - М.: Мир, 1993.-С. 54-58.

55. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. - М.: Изд-во РЭФИА, 1996. 51 с.

56. Мамедов Н. М. Основания экологического образования // Экологическое образование. 2001. - №3. - С. 4 - 8.

57. Мир детства и традиционная народная культура: Материалы III чтений памяти Г.С. Виноградова / сост. В. Г.Григорьев. – М., 1990.

58. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ибатуллин У.Г. Экология Башкортостана: Учебник для средних профессиональных учебных заведений. -Уфа, 2002. 200с.

59. Миронов А. В. Содержание экологического образования будущего учителя.- Казань: Изд-во КГУ, 1989. - С. 5.

60. Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического образования монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. - 83 с.

61. Моисеева, Л. В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. -Екатеринбург: УНИКУМ, 1993.-38 с.

62. Моисеева Л. В. Диагностические методики в экологическом образовании. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.- 157 с.

63. Моисеева Л. В. Экологическая педагогика. Понятийно-терминологический словарь для учителя. - Екатеринбург, Уральск, гос. проф. - пед. ун - т, 2004. - 56 с.

64. Народное музыкальное творчество [Текст]: Учебник / Отв. ред. О.А.Пашина. – СПб.: Композитор, 2005. – 568с.

65. Науменко Г.М. Фольклорная азбука: Учеб. пособие для начальной школы. – М., 1996.

66. Овечкина Е. С. Экологические экскурсии в природу: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2004. - 192 с.

67. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000.

68. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1988. - С. 366.

69. Печко Л. П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников.- М.: Педагогика, 1984. - С. 32 - 40.

70. Пивнева Г. Н. Устное народное творчество русского народа как источник воспитания детей в семье. - Невинномысск, 2004. - 189с.

71. Покровский Е. Детские игры / Е. Покровский. – М.,1989.

72. Полысаева Е.Н. Формирование Я-концепции младшего школьника в условиях Школы традиционной народной культуры. – Вологда, 2001.

73. Пономарева О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: Учеб.-метод. пособие. - М.: Скрипторий 2003, 2004. -64 с.

74. Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Моногр. – Ставрополь: ЛИТЕРА, 2006. - 300 с.

75. Редькова Е.С. Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора (по материалам экспедиций в Псковскую область): автореф. дис. . канд. искусствоведения. – СПб., 2009.- 16 с.

76. Реймерс, Н. Ф. Начала экологических знаний / Н. Ф. Реймерс // Учебное пособие. М. : МНЭПУ, 1993. - 261 с.

77. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. – М., 1973.

78. Рыбинская Т.А. Аспекты формирования экологической культуры личности в учебных заведениях //Известия Южного федерального университета. Технические науки. – Таганрог: Изд-во Технологического ин-та ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2009. - №6. – С. 209 – 214.

79. Сахитова Р. А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики: Учеб. пособие. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 144 с. - (Б-ка педагога-практика).

80. Смирнов Г. С. Экологизация сознания и проблемы образования в области окружающей среды // Образование по вопросам окружающей среды: тезисы докл. всесоюз. науч. конф., Иваново, 18-20 сент., 1984.-Иваново, 1984.-С. 158- 159.

81. Соколова Г. Б. Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании: Автореф. дис. …канд. пед. наук. - М., 2005. -20 с.

82. Соколова Г.Б. Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.02. - Москва, 2005. - 183 с.

83. Скурихина Е.М. Методическая система формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд.пед.наук. – Екатеринбург, 2007. – 24 с.

84. Скурко, Е.Р. Башкирская академическая музыка. Традиции и современность [Текст] / Е.Р.Скурко. – Уфа: Гилем, 2005.- 320с.

85. Суравегина И. Т. Система экологического образования в школе: Концепция и модель. - М : Педагогика, 1989. -С. 204-210.

86. Суравегина И. Т. Экологическое образование в школе.- М.: Сов. Педагогика, 1990. - 128 с.

87. Урсул А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития. - Волгоград : ЮНИТИ, 1996. - 235 с.

88. Урсул А. Д. Принцип сохранения биосферы и концепция экологической безопасности // Проблемы региональной экологии. - 2004. - № 4. - С. 18 - 26.

89. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. - М.: Просвещение, 1995. - 26 - 27 с.

90. Ушинский К.Д. Рассказы и сказки. – Москва: Детгиз, 1959. – 68 с.

91. Федотовская О.А. Детский фольклор и его педагогический потенциал по материалам экспедиций в Нюксенский район Вологодской области // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы / Вологод. госуд. пед. ун-т. – Вологда, 2013. – С. 139 – 149.

92. Федотовская, О.А. Народные обычаи и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей // Народная традиционная культура Вологодской области. Т. 1: Фольклор и этнография среднего течения реки Сухоны. Ч. 2: Народные верования, сказки, необрядовый фольклор / сост., науч. ред. Г.В. Лобкова; авт. коллектив: А.М. Мехнецов (рук. авт. колл.), Е.А. Валевская, Т.Г. Иванова и др. – Вологда, 2009. – С. 111 – 123.

93. Федотовская О.А. Фольклорные традиции: ценностный и педагогический потенциал // Вестник Череповецкого государственного университета. – Череповец: Изд-во ЧГУ, 2014. - №2. – С. 105 – 109.

94. Фомина С.И. Экологическое воспитание школьников на основе народной педагогики // Bестник / МарГПИ.- Йошкар-Ола, 2004. - Вып. 1. - С. 206-209.

95. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: 2000

96. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиции. М., 2005

98. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. – М.: ЦНИИ (Электроника), 1997. – 87с.

99. Шилов М.П. Основные этапы и преемственность в экологическом воспитании и образовании // Между школой и университетом: тез. докл. 2-й междунар. конф. по экол. образованию, Тула, 1996. -Тула, 1996.- С.63-65.

100. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001.-с.828

101. Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. М., 2003.- 116с.

103. Щуркова Н. Е. Классный час: Поговорим о жизни… М.: АРКТИ, 2008. 168 с.

104. Якубоская Е.И. Золотая веточка: книга для родителей и воспитателей. – М., 1997. – Вып. 1, c. 46.

105. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Левин. М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 108
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика