Курсовая работа

«Сущность памяти и условия прочного запоминания»

  • 30 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Виды памяти 6

1.1. Сенсорная память 7

1.2. Кратковременная память 9

1.3. Долговременная память 11

1.4. Рабочая память 12

Глава II. Характеристические свойства памяти 14

2.1. Процессы памяти 14

2.2. Качества памяти и её представление 21

2.3. Самооценка памяти 23

2.4. Совершенствование памяти 24

Заключение 28

Литература 30

Введение

Введение

При изучении памяти чаще всего главное внимание уделяется ее роли – это устройство для сохранения всего, с чем мы сталкивались в прошлом, будь то слу-чившиеся с нами события или сведения, которые нам пришлось выучить в школе или на работе. Это хранилище наших знаний, без которого мы бы не только не име-ли информации об окружающем мире, но и не знали бы, кто такие мы сами. По-скольку все эти знания играют столь важную роль в нашей жизни, возникает со-блазн рассматривать память только с этой точки зрения и при ее изучении ограни-читься упомянутыми вопросами. Тем не менее, память является важнейшим компо-нентом не только нашей нынешней, но и будущей жизни. Не будь ее, мы не помни-ли бы, что необходимо сделать в будущем, и не смогли бы понимать происходящее здесь и сейчас (например, как мы понимали бы обращенные к нам слова, если бы они не хранились в нашей памяти?). Можно без преувеличения утверждать, что содержание памяти является основой индивидуальности человека и управляет его поступками. Поэтому при рассмотрении темы памяти нам необходимо исследовать различные роли, которые выполняет память в нашей жизни, а это богатое поле дея-тельности для психологов.

То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запо-минается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсут-ствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких–либо предметов, мысль, речь, действия.

Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизве-дения.

Память – это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновле-ние в нашем сознании прошлого, образов того, что когда–то произвело на нас впе-чатление.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною.

Давно ль оно неслось событий полно,

Волнуяся, как море–океан?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Немного слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно:…

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сече-нов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбуди-ли, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего, он не пришел бы в институт, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Про-шлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспективно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

Запоминая какие–либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или дру-гих связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что значит запомнить какое–нибудь иностранное сло-во, например французское «la table»? Значит, установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или русским словом «стол». Связи, ко-торые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих пред-ставлений вызывает другое. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что–либо значит связать запоминае-мое с чем–то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, обра-зовать ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций:

- по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в про-странстве или во времени (так запоминается последовательность действий, напри-мер);

- по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспо-минание о чем–либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;

- по контрасту: ассоциируются резко различные явления – шум и тишина, вы-сокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

В процессе запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого–нибудь, на него похожего, в) называя другую фамилию, происходящую от слова, противоположного по смыслу тому, от которо-го происходит фамилия знакомого, например, Белов – Чернов.

В процессе запоминания и воспроизведения исключительно важную роль иг-рают смысловые связи: причина – следствие, целое – его часть, общее – частное. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство лич-ности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компью-теры помогают человеку помнить, но главное – это его собственная память.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Память – сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные исследования, все еще не создано единой теории меха-низмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга.

Заключение

Заключение

У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хо-рошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Вы-деляют различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить.

Наиболее существенные различия проявляются между наглядно–образным и словесно–логическими типами памяти. Кто–то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто–то – мысли, выраженные в словах.

Самые яркие представители образного типа памяти – деятели искусств: ху-дожники, музыканты, писатели, актеры, а словесно–логической – ученые, эконо-мисты. Память большинства людей относится к среднему типу, гармонично со-четающему возможности и особенности наглядно–образного и словесно–логического запоминания. Физиологической основой различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. Но типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроиз-ведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется и проявляется при занятиях физкультурой и спортом, при письме ручкой и рабо-те на компьютере, на пишущих машинках, при игре на музыкальных инструмен-тах и пр.

Как определить, какой тип памяти у человека? Обратите внимание, напри-мер, как ваш знакомый (знакомая) вспоминает забытый номер телефона. Если у него преобладает слуховая память, он попытается восстановить интонационно–ритмический образ номера. Такой человек предпочтет сто раз услышать, чем сто раз увидеть. Тот, кто опирается на память зрительную, постарается представить себе этот номер написанным, а кто на двигательную, напишет его, если не на бумаге, так в воздухе, да еще постарается произнести его (чтобы воспроизвести свои речевые движения).

Ясно, что к изучению памяти можно подходить по–разному, в зависимости от цели исследования. Часто при описании памяти ее разделяют на подсистемы в зависимости от времени, в течение которого информация удерживается в памя-ти; такой подход использован при построении модели трех подсистем. Тем не менее, память нельзя исследовать в изоляции от мира в условиях лаборатории, ведь ее главное назначение не в том, чтобы люди могли запоминать перечни слов, а в том, чтобы помогать им решать повседневные интеллектуальные зада-чи. Поэтому модель одной из трех подсистем – кратковременной памяти – была пересмотрена, в результате чего создана модель рабочей памяти. Долговремен-ную память классифицируют различными способами. Чаще всего упоминаются следующие: деление памяти на блоки, в одном из которых хранятся воспомина-ния о событиях личной биографии, а в другом – более «безличные» факты; ис-пользование схем, облегчающих понимание вопросов и событий. Важно отме-тить, что память может подводить человека. Многое забывается, чтобы в памяти освободилось место для более важной информации, а в случае использования схем воспоминания могут быть упрощенными и стереотипными. Именно такой ценой обычно обходится удобство и эффективность работы памяти в повседнев-ной жизни. Возможности памяти можно расширить, используя специальные стратегии запоминания, однако припоминание зависит также от условий, при которых человек извлекает информацию из памяти.

Список литературы

Литература

1. Братцсь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

2. Веин А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.– М., 1973.

3. Веккер Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение.– Л., 1989.

4. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т.–Л., 1974.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.–М., 1982.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988.

7. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. – М., 1989.

8. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М.,1999.

9. Крайг Г. Психология развития.– С-Пб., 2000. Майерс Д. Социальная психология – С-Пб. 1999.

10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.

11. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – Т. 1 .–М., 1963.

12. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – Т.1.– М., 1963.

13. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются (Общество и спо-собности человека). – М., 1989.

14. Немов Р.С. Психология. – В 3-х Т.– М., 1994.

15. Самоукина П.В. Психология и педагогика профессиональной дея-тельности. – М. 1999 .

16. Стюарт – Гамильтон Я. Что такое психология. – С-Пб.: Питер, 2002.

17. Хэссет Д.Введение в психофизиологию. – М., 1981.

Покупка готовой работы
Тема: «Сущность памяти и условия прочного запоминания»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика