Дипломная работа
«Использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям»
- 62 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ 8
1.1. Психолого-педагогические проблемы приобщения детей дошкольного возраста к русским народным традициям 8
1.2. Возрастные и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 19
1.3. Особенности применения музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении 28
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ 34
2.1. Содержание, формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям 34
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 39
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Народные традиции - исторически сложившаяся совокупность воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Богатый арсенал народных традиций, созданный в конкретных исторических положениях, на разных этапах развития народа, представляющий в целом культурное наследие народа, обеспечивает педагогически ценные идеи и веками рассмотренный опыт воспитания, пополняющую мировую педагогическую мысль.
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Ведь именно в них собираются духовные устои и принятые в обществе нормы. Кроме того, народные традиции являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей. Например, в народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, появившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является началом художественной культуры. Народное искусство является воплощенным образом народа о богатстве родной земли и о красоте и добре. К примеру, отличительной чертой декоративно-прикладного народного творчества является пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам, контрастность рисунка, яркость красок, а особенностью устного музыкального фольклора является: устная традиция исполнения, синкретизм. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Мы полагаем, что применять воспитательное значение народных традиций в образовательном процессе имеет важное значение с детьми любого возраста. Особенно в дошкольном возрасте, поскольку дошкольники характеризуются высокой восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости.
Первое знакомство ребёнка с народной культурой начинается с произведений музыкального фольклора. Первыми в жизнь детей входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, сначала ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию, такими как сказки, скороговорки, жеребьёвки, потешки, считалки, пословицы, песни.
Знакомство детей с народной культурой дает возможность приобщиться к национальным традициям. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Любовь к родной земле, родной культуре, родной речи начинается с малого возраста - с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Современные дети быстрее воспринимают информацию, полученную с помощью использования компьютерных технологий. С помощью компьютерных технологий ребенок сумеет разглядеть, услышать и испытать удовольствие от увиденного и изученного материала.
Использование музыкально-компьютерных технологий в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных преимущества использования музыкально - компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям. К ним относятся интерактивность, то есть способность реализовать определенные действия в ответ на действия воспитателя, и мультимедийность, позволяющая сделать процесс запоминания более быстрым, а образовательную деятельность - более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в увлекательную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействовать становлению объемных и ярких представлений.
Данной проблеме посвящено немало научно-методических работ, затрагивающих различные аспекты использования музыкальнокомпьютерных технологий в ДОУ. Например, в работах Ю.М. Горвица, И.Г.Захаровой, С.Л. Новоселовой информационные технологии рассматриваются как комплекс учебных и учебно-методических материалов, технических инструментов, а также формы и методы их применения для совершенствования педагогического процесса в ДОУ [40,23,50].
Актуальность проблемы исследования, а также недостаточная степень ее изученности в научной литературе обусловили обращение к теме настоящего исследования: «использование музыкально-компьютерных технологии в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям.
Объект исследования: процесс воспитания и приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям.
Предмет исследования: содержание, формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям.
Гипотеза исследования: процесс воспитания и приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям будет эффективным, если в художественно-образовательную деятельность детей будут внедрены следующие педагогические условия:
- включение ребенка в традиционную народную культуру с помощью музыкальных компьютерных технологии будет происходить посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов.
- в процессе приобщения детей к народному творчеству с помощью музыкальных компьютерных технологии будут учитываться традиции, обычаи, обряды, инструменты;
- методика приобщения детей к русскому народному музыкальному творчеству будет являть собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме
исследования;
2. Рассмотреть психолого-педагогические проблемы приобщения
детей дошкольного возраста к русским народным традициям;
3. Изучить возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста;
4. Раскрыть особенности музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении;
5. Рассмотреть содержание, формы и методы использования музыкально-компьютерных технологии в процессе приобщения детей к русскому народному творчеству;
6. Провести педагогическую экспериментальную работу и проанализировать ее результаты.
Методологическая основа исследования:
- идеи в области фольклора и детского фольклора (В.П. Аникин, С.Г. Виноградов, И.П. Андреев, В.И. Чичеров);
- учебно-методические работы в направлении музыкально-компьютерных технологий (Ю.М. Горвиц, И.Г. Захарова, С.Л. Новоселова, Р.Р. Сагитов, М.М. Заббарова);
- исследования о развитии познавательной активности детей(Г.И. Щукина, О.А. Холодова, О.Л. Матюшкина, А.И. Савенков,Н.У. Садыкова, Е.А. Морозова, Л.М. Кашапова, А.С. Зиннурова);
- концепции нравственно-патриотического воспитании личности дошкольников (Е.В. Бондаревская, Т.П. Семенова);
- этнокультурное образование (Д.С. Лихачев, К.В. Чистяков; А.Н. Басова);
- методика воспитания детей дошкольного возраста (И.Н. Бойко,М.В. Брянцева);
- идеи в области философии (Н.А. Бердяев, Л.Леви-Брюль);
Для обоснования педагогических аспектов приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству, мы опирались так же на труды российского психолога: А.Г. Асмолов.
Методы исследования: анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы, состояния педагогической практики, беседа с детьми, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость: теоретически обоснованы и разработаны содержание, формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей к русским народным традициям.
Практическая значимость: разработанные наглядные, словесные и игровые материалы, упражнения с использованием музыкально- компьютерных технологий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям могут быть рекомендованы для внедрения в педагогическую практику педагогов дошкольного образования.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
1.1. Психолого-педагогические проблемы приобщения детей дошкольного возраста к русским народным традициям
Исходя из поставленных нами задач, наше исследование направлено на рассмотрение сущности таких понятий как: приобщение, культура, русские народные традиции.
Необходимо заметить, что понятие «приобщение» часто прослеживается в современных научно-педагогических исследованиях и значимо для сферы образования. Так, А.Г. Асмолов закладывая смысл в данное понятие, приобщает его к идеям вариативного образования XXI века [10]. Н.А. Бердяев считает, что в приобщение включен познавательный процесс, необходимая ступень к получению информации и знаний[11].Автор считает, что в понятие «приобщение» заложено духовное начало человека, которое направлено на поиск идейной сути, смысла и акцента на главные вопросы познания: познавая мир, мы познаем себя в мире? Приобщение по направлено на объективную оценку и через нее погружение в мир духовного, подсознательного, восходящего к сверхсознанию. Солидарен с мыслями Н.А. Бердяева Василий Великий [17], по мнению которого приобщение направлено на познание духовного и единение с ним материального. По Л. Леви-Брюлю, еще в ранние общественное развитие считалось, что материальное и духовное есть основа миропонимания человека, реальный мир был окрашен особым влиянием, отношением, силой, значением.[39]. Следовательно, необходимо отметить, что под приобщением понимается обращение человека к своей внутренней составляющей, к стремлению познания духовной сущности вещей, выстраивание отношений с миром путем понимания духовных начал. Приобщение - это умение человека познавать через материальный мир духовный, для того чтобы достичь духовного совершенствования и духовного изменения.
Под термином «приобщение» в научно-педагогических исследованиях рассматриваются такие категории как воспитание, деятельность воспитателя. Безусловно, процесс воспитания и процесс приобщения связаны единой целью - формирование духовно-развитого человека, полагаясь на общественные ценности, нормы, идеи, смыслы, значения; развитие его мировоззренческой составляющей, поведенческих мотивов и культуры.
Особое значение оказывают на человека народные традиции, а именно в дошкольный период. Дети, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева как будущие полноправные члены социума, представляют собой опору по изучению, сохранению, расширению и передаче культурного наследия народа, взаимодействуя с ним [40]. Поэтому, еще в ранний возрастной период дети должны быть приобщены к национальной культуре своего народа, чтобы в дальнейшем сохранить культурное наследие, созданное предками и передать последующим поколениям. Данная идея обозначена в Федеральном законе «Об образовании в РФ», в котором именно в период дошкольного образования необходимо формировать общую культуру, развивать физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества, формировать предпосылки к учебной деятельности, сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста[ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", N 273-ФЗ | ГЛАВА 7СТАТЬЯ 64]. В период дошкольного образования должно происходить приобщение к народной культуре, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа.
Важно отметить, что именно русские народные традиции формируют нравственно-патриотическое, духовное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое,физическое,социально-коммуникативное, творческое развитие.
Так, нравственно-патриотические ценности закладываются в детях посредством познания истоков русской народной культуры и их приобщения к русской народной культуре. Представления детей увеличиваются при их знакомстве с местами бытования предков; с процессом изготовления предметов обихода, используемого материала; с народными приметами, обычаями, праздниками, художественным промыслом, песнями, танцами, инструментальными наигрышами, играми.
Проведённое исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности, связанной с приобщением детей дошкольного возраста к русским народным традициям, формированием патриотических чувств и развитием духовности. Воспитание любви к Родине, к традициям и обычаям своего народа. В современном мире гораздо значительнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой для развития нравственных и патриотических чувств. Рассмотрев, возможности использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения младшего дошкольного возраста к русским народным традициям можно сделать вывод о том, что музыкально-компьютерные технологий нужно использовать в фольклоре (сказках, песнях, пословицы, загадках, поговорках), обрядах, играх. Ведь именно эти произведения учат детей основным правилам и идеалам понимания добра и зла, раскрывают нормы поведения, общения и отношений в обществе. Изучая конкретные произведения можно познакомить детей с различными элементами русской традиционной культуры.
Проанализировав особенности музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях детей дошкольного возраста, доказано, что в 3-4 года у детей возрастает произвольность, преднамеренность, психические процессы принимают целенаправленный характер, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессе приобщения детей к русским народным традициям.
Музыкально-компьютерные технологий безусловно влияют на уровни сформированных представлений. Нами была изучена проблема приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям с помощью музыкально-компьютерных технологий, мы разделяем позицию ученых, которые говорят о том, что компьютерные технологии играют большое значение в жизни ребенка, потому что они окружают сегодня его в повседневной жизни. И мы, зная об этом, должны использовать компьютерные технологии в своей педагогической деятельности, рассматривая при этом все необходимые условия, требования к ним, не забывать о здоровье ребенка, не перегружать ими, использовать их в нужное время, в ограниченном количестве.
В результате исследования были определены все условия приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям. Дети были заинтересованы новым, неизвестным еще для них материалом, ярким оформлением, сопровождающийся музыкой, видеороликами и эффектами анимации. Образовательная деятельность проходит более оживленнее с использованием компьютерных технологий, дети с большим удовольствием отвечают на вопросы пройденного материала и активно участвуют в беседе. Работа с мультимедийным оборудованием, интерактивной доской интересна стала не только дошкольникам, но и воспитателям. Дети желали работать с интерактивной доской, не боялись выходить к ней. Дети которые раньше испытывали стеснения, зажатость, неуверенные были в правильном ответе, раскрылись. У этих ребят был более ярко выраженное внимание к данным областям, к которым раньше они интерес испытывали только тогда, когда материал для них был доступным в их понимании. Дети стали показывать себя с другой стороны, стали более открытыми, общительными, интересными в повседневной жизни. Воспитатели и педагоги для детей стали союзниками, друзьями, стали сами испытывать интерес к данной технологии. Пополнился словарный запас, дети могут применять их в своей речи, знают значение этих слов, активно используют их в общении со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям можно считать на сегодняшний день одним из перспективным и разумным.
1. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога- музыканта: учебное пособие. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. - 368с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб.пособие для студентов высш.пед.уч.заведений - М.: Академия, 2002. - С. 39-41.
3. Андерсен А.В.,Овсянкина Г.П., Шитикова Р.Г. Современные музыкально-компьютерные технологии: учебное пособие. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2013. - 224 с.
4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб.пособие для студентов высш. пед. уч. заведений - М.: Владос, 2004. - С.90-125.
5. Аникин В.П. Русский фольклор: Учебное пособие для вузов - М.: Высшая школа, 1987. - 286 с.
+ еще 48 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 62 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Применение музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий во внеклассной музыкальной деятельности учащихся
Магистерская работа:
Педагогические условия художественно-творческого развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дипломная работа:
Педагогические условия музыкального развития младших школьников на основе музыкально-компьютерных технологий