Дипломная работа

«Использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям»

  • 62 страниц(ы)
  • 275 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ 8

1.1. Психолого-педагогические проблемы приобщения детей дошкольного возраста к русским народным традициям 8

1.2. Возрастные и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 19

1.3. Особенности применения музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении 28

Выводы по первой главе 32

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ 34

2.1. Содержание, формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям 34

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 39

Выводы по второй главе 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Народные традиции - исторически сложившаяся совокупность воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Богатый арсенал народных традиций, созданный в конкретных исторических положениях, на разных этапах развития народа, представляющий в целом культурное наследие народа, обеспечивает педагогически ценные идеи и веками рассмотренный опыт воспитания, пополняющую мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Ведь именно в них собираются духовные устои и принятые в обществе нормы. Кроме того, народные традиции являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей. Например, в народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, появившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является началом художественной культуры. Народное искусство является воплощенным образом народа о богатстве родной земли и о красоте и добре. К примеру, отличительной чертой декоративно-прикладного народного творчества является пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам, контрастность рисунка, яркость красок, а особенностью устного музыкального фольклора является: устная традиция исполнения, синкретизм. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Мы полагаем, что применять воспитательное значение народных традиций в образовательном процессе имеет важное значение с детьми любого возраста. Особенно в дошкольном возрасте, поскольку дошкольники характеризуются высокой восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости.

Первое знакомство ребёнка с народной культурой начинается с произведений музыкального фольклора. Первыми в жизнь детей входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, сначала ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию, такими как сказки, скороговорки, жеребьёвки, потешки, считалки, пословицы, песни.

Знакомство детей с народной культурой дает возможность приобщиться к национальным традициям. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Любовь к родной земле, родной культуре, родной речи начинается с малого возраста - с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Современные дети быстрее воспринимают информацию, полученную с помощью использования компьютерных технологий. С помощью компьютерных технологий ребенок сумеет разглядеть, услышать и испытать удовольствие от увиденного и изученного материала.

Использование музыкально-компьютерных технологий в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных преимущества использования музыкально - компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям. К ним относятся интерактивность, то есть способность реализовать определенные действия в ответ на действия воспитателя, и мультимедийность, позволяющая сделать процесс запоминания более быстрым, а образовательную деятельность - более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в увлекательную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействовать становлению объемных и ярких представлений.

Данной проблеме посвящено немало научно-методических работ, затрагивающих различные аспекты использования музыкальнокомпьютерных технологий в ДОУ. Например, в работах Ю.М. Горвица, И.Г.Захаровой, С.Л. Новоселовой информационные технологии рассматриваются как комплекс учебных и учебно-методических материалов, технических инструментов, а также формы и методы их применения для совершенствования педагогического процесса в ДОУ [40,23,50].

Актуальность проблемы исследования, а также недостаточная степень ее изученности в научной литературе обусловили обращение к теме настоящего исследования: «использование музыкально-компьютерных технологии в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям.

Объект исследования: процесс воспитания и приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям.

Предмет исследования: содержание, формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям.

Гипотеза исследования: процесс воспитания и приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям будет эффективным, если в художественно-образовательную деятельность детей будут внедрены следующие педагогические условия:

- включение ребенка в традиционную народную культуру с помощью музыкальных компьютерных технологии будет происходить посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов.

- в процессе приобщения детей к народному творчеству с помощью музыкальных компьютерных технологии будут учитываться традиции, обычаи, обряды, инструменты;

- методика приобщения детей к русскому народному музыкальному творчеству будет являть собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме

исследования;

2. Рассмотреть психолого-педагогические проблемы приобщения

детей дошкольного возраста к русским народным традициям;

3. Изучить возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста;

4. Раскрыть особенности музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении;

5. Рассмотреть содержание, формы и методы использования музыкально-компьютерных технологии в процессе приобщения детей к русскому народному творчеству;

6. Провести педагогическую экспериментальную работу и проанализировать ее результаты.

Методологическая основа исследования:

- идеи в области фольклора и детского фольклора (В.П. Аникин, С.Г. Виноградов, И.П. Андреев, В.И. Чичеров);

- учебно-методические работы в направлении музыкально-компьютерных технологий (Ю.М. Горвиц, И.Г. Захарова, С.Л. Новоселова, Р.Р. Сагитов, М.М. Заббарова);

- исследования о развитии познавательной активности детей(Г.И. Щукина, О.А. Холодова, О.Л. Матюшкина, А.И. Савенков,Н.У. Садыкова, Е.А. Морозова, Л.М. Кашапова, А.С. Зиннурова);

- концепции нравственно-патриотического воспитании личности дошкольников (Е.В. Бондаревская, Т.П. Семенова);

- этнокультурное образование (Д.С. Лихачев, К.В. Чистяков; А.Н. Басова);

- методика воспитания детей дошкольного возраста (И.Н. Бойко,М.В. Брянцева);

- идеи в области философии (Н.А. Бердяев, Л.Леви-Брюль);

Для обоснования педагогических аспектов приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству, мы опирались так же на труды российского психолога: А.Г. Асмолов.

Методы исследования: анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы, состояния педагогической практики, беседа с детьми, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость: теоретически обоснованы и разработаны содержание, формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей к русским народным традициям.

Практическая значимость: разработанные наглядные, словесные и игровые материалы, упражнения с использованием музыкально- компьютерных технологий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям могут быть рекомендованы для внедрения в педагогическую практику педагогов дошкольного образования.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

1.1. Психолого-педагогические проблемы приобщения детей дошкольного возраста к русским народным традициям

Исходя из поставленных нами задач, наше исследование направлено на рассмотрение сущности таких понятий как: приобщение, культура, русские народные традиции.

Необходимо заметить, что понятие «приобщение» часто прослеживается в современных научно-педагогических исследованиях и значимо для сферы образования. Так, А.Г. Асмолов закладывая смысл в данное понятие, приобщает его к идеям вариативного образования XXI века [10]. Н.А. Бердяев считает, что в приобщение включен познавательный процесс, необходимая ступень к получению информации и знаний[11].Автор считает, что в понятие «приобщение» заложено духовное начало человека, которое направлено на поиск идейной сути, смысла и акцента на главные вопросы познания: познавая мир, мы познаем себя в мире? Приобщение по направлено на объективную оценку и через нее погружение в мир духовного, подсознательного, восходящего к сверхсознанию. Солидарен с мыслями Н.А. Бердяева Василий Великий [17], по мнению которого приобщение направлено на познание духовного и единение с ним материального. По Л. Леви-Брюлю, еще в ранние общественное развитие считалось, что материальное и духовное есть основа миропонимания человека, реальный мир был окрашен особым влиянием, отношением, силой, значением.[39]. Следовательно, необходимо отметить, что под приобщением понимается обращение человека к своей внутренней составляющей, к стремлению познания духовной сущности вещей, выстраивание отношений с миром путем понимания духовных начал. Приобщение - это умение человека познавать через материальный мир духовный, для того чтобы достичь духовного совершенствования и духовного изменения.

Под термином «приобщение» в научно-педагогических исследованиях рассматриваются такие категории как воспитание, деятельность воспитателя. Безусловно, процесс воспитания и процесс приобщения связаны единой целью - формирование духовно-развитого человека, полагаясь на общественные ценности, нормы, идеи, смыслы, значения; развитие его мировоззренческой составляющей, поведенческих мотивов и культуры.

Особое значение оказывают на человека народные традиции, а именно в дошкольный период. Дети, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева как будущие полноправные члены социума, представляют собой опору по изучению, сохранению, расширению и передаче культурного наследия народа, взаимодействуя с ним [40]. Поэтому, еще в ранний возрастной период дети должны быть приобщены к национальной культуре своего народа, чтобы в дальнейшем сохранить культурное наследие, созданное предками и передать последующим поколениям. Данная идея обозначена в Федеральном законе «Об образовании в РФ», в котором именно в период дошкольного образования необходимо формировать общую культуру, развивать физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества, формировать предпосылки к учебной деятельности, сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста[ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", N 273-ФЗ | ГЛАВА 7СТАТЬЯ 64]. В период дошкольного образования должно происходить приобщение к народной культуре, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа.

Важно отметить, что именно русские народные традиции формируют нравственно-патриотическое, духовное, познавательное, речевое,

художественно-эстетическое,физическое,социально-коммуникативное, творческое развитие.

Так, нравственно-патриотические ценности закладываются в детях посредством познания истоков русской народной культуры и их приобщения к русской народной культуре. Представления детей увеличиваются при их знакомстве с местами бытования предков; с процессом изготовления предметов обихода, используемого материала; с народными приметами, обычаями, праздниками, художественным промыслом, песнями, танцами, инструментальными наигрышами, играми.

Проведённое исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности, связанной с приобщением детей дошкольного возраста к русским народным традициям, формированием патриотических чувств и развитием духовности. Воспитание любви к Родине, к традициям и обычаям своего народа. В современном мире гораздо значительнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой для развития нравственных и патриотических чувств. Рассмотрев, возможности использования музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения младшего дошкольного возраста к русским народным традициям можно сделать вывод о том, что музыкально-компьютерные технологий нужно использовать в фольклоре (сказках, песнях, пословицы, загадках, поговорках), обрядах, играх. Ведь именно эти произведения учат детей основным правилам и идеалам понимания добра и зла, раскрывают нормы поведения, общения и отношений в обществе. Изучая конкретные произведения можно познакомить детей с различными элементами русской традиционной культуры.

Проанализировав особенности музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях детей дошкольного возраста, доказано, что в 3-4 года у детей возрастает произвольность, преднамеренность, психические процессы принимают целенаправленный характер, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессе приобщения детей к русским народным традициям.

Музыкально-компьютерные технологий безусловно влияют на уровни сформированных представлений. Нами была изучена проблема приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям с помощью музыкально-компьютерных технологий, мы разделяем позицию ученых, которые говорят о том, что компьютерные технологии играют большое значение в жизни ребенка, потому что они окружают сегодня его в повседневной жизни. И мы, зная об этом, должны использовать компьютерные технологии в своей педагогической деятельности, рассматривая при этом все необходимые условия, требования к ним, не забывать о здоровье ребенка, не перегружать ими, использовать их в нужное время, в ограниченном количестве.

В результате исследования были определены все условия приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям. Дети были заинтересованы новым, неизвестным еще для них материалом, ярким оформлением, сопровождающийся музыкой, видеороликами и эффектами анимации. Образовательная деятельность проходит более оживленнее с использованием компьютерных технологий, дети с большим удовольствием отвечают на вопросы пройденного материала и активно участвуют в беседе. Работа с мультимедийным оборудованием, интерактивной доской интересна стала не только дошкольникам, но и воспитателям. Дети желали работать с интерактивной доской, не боялись выходить к ней. Дети которые раньше испытывали стеснения, зажатость, неуверенные были в правильном ответе, раскрылись. У этих ребят был более ярко выраженное внимание к данным областям, к которым раньше они интерес испытывали только тогда, когда материал для них был доступным в их понимании. Дети стали показывать себя с другой стороны, стали более открытыми, общительными, интересными в повседневной жизни. Воспитатели и педагоги для детей стали союзниками, друзьями, стали сами испытывать интерес к данной технологии. Пополнился словарный запас, дети могут применять их в своей речи, знают значение этих слов, активно используют их в общении со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям можно считать на сегодняшний день одним из перспективным и разумным.

1. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога- музыканта: учебное пособие. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. - 368с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб.пособие для студентов высш.пед.уч.заведений - М.: Академия, 2002. - С. 39-41.

3. Андерсен А.В.,Овсянкина Г.П., Шитикова Р.Г. Современные музыкально-компьютерные технологии: учебное пособие. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2013. - 224 с.

4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб.пособие для студентов высш. пед. уч. заведений - М.: Владос, 2004. - С.90-125.

5. Аникин В.П. Русский фольклор: Учебное пособие для вузов - М.: Высшая школа, 1987. - 286 с.

+ еще 48 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 62
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика