Магистерская работа

«Педагогические условия организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии»

  • 59 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в общеобразовательной школе

1.1. История организации проектной деятельности в школьном образовании 8

1.2. Сущность проектной деятельности и проектного обучения учащихся средних классов 11

1.3. Педагогические условия организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии 177

Глава 2. Практические аспекты организации проектной деятельности в рамках предмета «Технология»

2.1. Анализ практики организации и оценивания проектной деятельности обучающихся основной школы на уроках технологии 26

2.2. Проектная деятельность в рамках предмета «Технология» в средней школе 32

2.3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся основной школы на уроках технологии 40

Заключение 45

Список использованной литературы 47

Приложение 55

Введение

Новое поколение ФГОС предъявляет особые требования к результатам, содержанию, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, что приводит к необходимости организации учебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности в российской школе на качественно ином, более высоком уровне.

Так согласно требованиям ФГОС ООО:

- предметными результатами учебных достижений выпускников основной школы выступают освоенные обучающимися умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях (п.8) [50].

- метапредметными результатами учебных достижений выпускников основной школы выступают основы культуры исследовательской и проектной деятельности и навыки разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или метапредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и/или социально значимой проблемы (п. 18.2.1) [50].

При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП ООО должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач (п. 12) [50].

Однако анализируя методическую литературу и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения можно выделить ряд проблем, затрудняющих переход школьников на следующую ступень образования:

- очень низкий уровень самостоятельности обучающихся;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой и исследовательской деятельностью школьников и практическими упражнениями и заданиями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Одним из решений обозначенных проблем является введение в педагогический процесс новых организационных форм обучения, важнейшей из которых является проектная деятельность.

На современном этапе метод проектов применяется в исследовательской практике достаточно часто. Актуальность проектной деятельности для педагога обусловлена, прежде всего, необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления. Эффективность проектной деятельности заключается в том, что она ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество общеучебных умений и навыков: рефлексивные, поисковые (ис-следовательские), коммуникативные, презентационные, умения аргументировать собственные высказывания, умение отвечать на незапланированные вопросы, умение понимать задания в различных формулировках и контекстах, умение находить требуемую информацию в различных источниках.

Согласно ФГОС ООО, предметные результаты изучения предметной области «Технология» включают шесть задач, одной из которых является овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности решения творческих задач [50]. Эта задача является второй по позиции и по значимости в предметных результатах предметной области «Технология». Таким образом, согласно ФГОС ООО выпускник основной школы должен иметь опыт самостоятельно разработать и представить окружающим определенный предметный или межпредметный проект.

Необходимость исследования проблемы использования проектных технологий на уроках технологии обусловлена целым рядом противоречий практического плана. Наиболее типичными из них являются противоречия между:

• значимостью проектной деятельности в формировании самостоятельной, творческой личности и недостаточной разработанностью теории и методики его использования с учётом идей проблемного обучения;

• необходимостью выявления методических условий и особенностей использования метода проектов на уроках технологии, способствующих повышению эффективности процесса обучения и слабой разработанностью содержательного, процессуального и результативно-оценочного аспекта использования метода проектов в обучении технологии;

• потребностью в методическом обеспечении уроков технологии и отсутствием методических рекомендаций к изучению предмета технология, учитывающих специфику проектной деятельности учителя и учащихся на каждом этапе проектирования.

Представленный перечень противоречий фиксирует недостаточность исследований в области использования метода проектов на уроках технологии и необходимость теоретического обоснования рекомендаций по данному вопросу.

Объект исследования - процесс обучения технологии в школьном образовании.

Предмет исследования - педагогические условия организации проектной деятельности, обеспечивающей формирование базовых навыков проектирования в предметной области «Технология».

Гипотеза: процесс приобщения школьников к проектной деятельности в предметной области «Технология» будет эффективным, если:

- определены содержание и структура процесса проектирования технических объектов в соответствии с современными требованиями ФГО;

• определены критерии оценивания проектной деятельности в соответствии с компетенциями профессиональных стандартов в области инженерии;

• процесс проектирования выстроен по схеме «потребность - цель - средство - результат - личный опыт эксплуатации».

Цель работы: проанализировать теоретические положения организации проектной деятельности в школьном образовании и разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.

В соответствии поставленной цели сформулируем основные задачи:

• изучить историю организации проектной деятельности;

• проанализировать сущность проектной деятельности;

• рассмотреть различные классификации типов проектов;

• охарактеризовать методику организации проектной деятельности на уроках технологии;

• разработать педагогические условия по организации проектной деятельности на уроках технологии 5-6 классов.

Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, классификация.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Внедрение методических рекомендаций по проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе проводилось в ходе преподавания предметной области "технология" в МБОУ БГ №158 им.Мустая Карима, г. Уфа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Принципы организации проектной деятельности в общеобразовательной школе на уроках технологии (по способу организации деятельности учащихся, по продолжительности, по доминирующему виду деятельности, по предметно-содержательной области проектирования).

2. Педагогические условия организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии:

- Существование весомой проблемы, которая требует организации исследования и интегрирует в себе знания из нескольких областей наук.

- Практическое, теоретическое, познавательное значение конечных результатов.

- Организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой, коллективной) работы школьников.

- Разработка структуры проекта (указание ее этапов).

- Применение определенных исследовательских процедур (мозговой штурм, анализ ситуации, моделирование).

- Конкретная постановка цели и задач проекта.

- Последовательное обсуждение плана и способов выполнения проекта.

- Коллективный выбор возможных вариантов решения и оценки результата.

3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся основной школы на уроках технологии:

-Организация работы над проектом требует коллективных методов обучения, работы не с одним, а с коллективом обучающихся, у каждого из которых есть своя функциональная обязанность.

- Использование проблемных метолов обучения должно быть основано на обеспечении прагматичной роли предполагаемого продукта. То есть проект создается только тогда, когда есть проблема, которую нужно устранить.

- Развитие мотивации обучающихся, разъяснение и осознание необходимости эксплуатации продукта самим создателем, то есть ученик должен участвовать в использовании собственного продукта, оценить его преимущества, выявить ошибки для устранения.

Структура работы: титульный лист, содержание, введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Фрагмент работы

Глава 1. Т Теоретические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в общеобразовательной школе

1.1. История организации проектной деятельности в школьном образовании

«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании».

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предмет-ном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны при-годиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести» [17].

Кратко основные положения теории Дьюи можно сформулировать так:

• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

• усвоение знаний представляет собой неуправляемый, спонтанный процесс;

• ребенок усваивает материал благодаря возникающей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом обучения, а не просто слушая или воспринимая информацию при помощи органов чувств.

Условиями успешного обучения по Д. Дьюи являются следующие:

проблемный характер изучаемого материала;

активность ребенка;

связь обучения с игрой, жизнью, трудом ребенка [17].

«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [35, стр.2].

Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» [14, 47].

«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [35, стр.3].

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

С конца 90-х гг. ХХ в. метод проектов приобрел широкую популярность в России. Постепенно он становится одним из ведущих образовательных методов. Хотя существует мнение, что еще советская школа столкнулась с методом проектов. Педагогов привлекала возможность воспитания активной самостоятельной личности, способной к принятию решений, постановке целей, планированию собственной деятельности и предвиденью её результата. Однако этот метод обучения был подвергнут осуждению и забыт. В настоящее время проектная деятельность полностью соответствует требованиям, прописанным в новых образовательных стандартах.

Заключение

В рамках образовательной области «Технология» учащиеся приобретают разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучить технику и культуру дома, уточнить свои профессиональные планы. При этом внедрение метода проектов дает школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.

Метод проектов уже широко опробован российскими учителями в экспериментальных школах Нижнего Новгорода, и прилегающих регионов, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и других городов. Его ис-пользуют в различных школах: сельских и городских, коррекционных, а кроме того в учреждениях дополнительного образования. Общим результатом, полученным в ходе эксперимента, стали заметный рост мотивации учащихся, и как следствие этого повышение качества работ. Возросла и удовлетворенность учителя. По результатам анкетирования все отметили положительное влияние проектов на развитие их личности.

Занятие проектной деятельностью способствует профессиональному росту учителя технологии, позволяет лучше узнать учеников, их творческие возможности, расширяет круг профессионального общения. Итогом совместной деятельности над проектами, конечно, является готовый к использованию на уроках или во внеурочной работе готовый программный продукт. Это видимая сторона работы. Скрытые ее стороны рано или поздно проявятся - качественный рост показателей всех участников образовательного процесса, повышение мотивации к учению, возрастание эффективности урока, развитие творческих и исследовательских способностей, повышение интереса к другим предметам и, безусловно, повышение качества знаний по предмету.

Организация проектной деятельности - один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне. Исследовательская деятельность может быть организована как компонент традиционного учебного процесса, так и для педагогического проектирования более эффективного исследовательского метода обучения. Вместе с тем, несмотря на эффективность проектного метода в процессе обучения технологии, для того чтобы его внедрение происходило с наибольшей отдачей, следует, уделить внимание качеству и целесообразности его применения.

Проектная деятельность - это серьезная и целенаправленная работа педагога-руководителя. Реализация проектной деятельности на практике позволяет учителю повышать свое мастерство, поскольку в данном случае учитель выступает в роли организатора познавательной деятельности учащихся, а не источника готовых знаний.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интерес-ной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Рассмотрев методические аспекты и особенности использования проектных технологий на уроках технологии в основной общеобразовательной школе, мы пришли к выводу, что в настоящее время в педагогической теории и практике проектная деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

Таким образом, организация проектной деятельности учащихся в курсе технологии способствует развитию социально-активной личности субъектов познавательного процесса, создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.

Список литературы

1. Бабина С.Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. С.Н. Бабина. - Челябинск: ЧГПУ, 1999. - 28 с.

2. Борисанова Н.В. Проблемы интеграции общего и дополнительно-го образования. // Дополнительное образование и воспитание № 10, 2009.

3. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. - М., 2003.

4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.

5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и психология».- Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.- 134 с.

+ еще 54 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Педагогические условия организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии»
Раздел: Педагогика
Тип: Магистерская работа
Страниц: 59
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика