Дипломная работа
«Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников»
- 71 страниц
Введение
Глава I. Теоретические основы здорового образа жизни младших школьников
1.1. Социально-педагогические аспекты здорового образа жизни детей
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей
1.3. Условия формирования здорового образа жизни школьников в семье
Выводы по I главе
Глава II. Целенаправленное формирование у школьников здорового образа жизни
2.1. Деятельность педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни среди детей
2.2.Формирование здорового образа жизни у учащихся – приоритетное направление деятельности педагогического коллектива Сактинской средней школы
Выводы по II главе
Глава III. Опытно – педагогическая работа по формированию здорового образа жизни в Сактинской средней школе
3.1. Результаты констатирующего эксперимента
3.2. Содержание формирующего эксперимента
3.3. Динамика развития отношения учащихся 2-3 класса и здоровому образу жизни
Выводы по III главе
Заключение
Литература
Глоссарии
Приложения
Актуальность темы.
Проблема детского здоровья в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем современности. Выбор темы исследования был сделан с учетом того, что теория педагогики не всегда имеет готовые ответы на запросы практики, но вместе с тем существует объективная необходимость разработки проблемы здорового образа жизни младших школьников.
Недостаточная осведомленность родителей в формировании здорового образа жизни детей побудило нас выбрать следующую недостаточно разработанную и мало изученную тему исследования : «Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников».
Цель исследования :
- разработать систему ( технологию ) формирования здорового образа жизни младших школьников и выявит педагогические условия ее эффективного функционирования.
Задачи исследования :
- выявить сущность формирования здорового образа жизни и определить основные условия, влияющие на формирование здорового образа жизни ;
- разработать систему формирования здорового образа жизни младших школьников ;
- экспериментально проверить и оценить эффективность разработанных
путей и средств здорового образа жизни младших школьников.
Объект исследования : формирование здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования : изучение педагогических условий формирования здорового образа жизни младших школьников.
В основу исследования положена следующая гипотеза, согласно которой, формирование здорового образа жизни у младших школьников будет осуществляться наиболее успешно, если :
- ведется работа с родителями по соблюдению единства требований к здоровому образу жизни ;
- разнообразить формы занятий и методы обучения, которые способствуют формированию здорового образа жизни школьников, тогда отношение к своему здоровью у детей значительно повысится.
Методы исследования :
- изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы ;
- наблюдение, анкетирование, беседы, опрос ;
- изучение документации.
Теоретическая значимость : исследования заключается в том, что нами изучена проблема исследования педагогической теории и практики, определены формы и методы, способствующие формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Практическая значимость : исследования заключается в том, что проблема изучена и обобщена в виде научно-методических и практических рекомендаций, которые могут применяться в деятельности учителями начальных классов.
Методические основы исследования : при написании исследовательской работы были использованы труды :
- педагогов и методистов прошлых лет таких, как В.А.Сухомлинского,
К.Д.Ушинского , М.В. Ломоносова ,С.В. Попова ;
- современных педагогов таких, как П.А. Виноградова , А.В. Седова ,
Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого ;
- методистов: Т.А. Зуева , В.М. Климова , А.Д. Боблева , Н.П. Брутейко.
Структура работы : дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов по главам, методических рекомендаций, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность темы, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методологическая основа, методы исследования.
В I главе « Теоретические основы здорового образа жизни младших школьников » раскрывается содержание необходимые условия для формирования здорового образа жизни школьников.
В главе II « Целенаправленное формирование у школьников здорового образа жизни », раскрывается деятельности педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни.
В главе III « Опытно – педагогическая работа по формированию здорового образа жизни в Сактинской средней школе », охарактеризована опытно-педагогическая работа по формированию здорового образа жизни.
В заключении излагаются выводы исследования по формированию здорового образа жизни младших школьников.
Общий объем дипломной работы составляет 70 страниц.
Список использованной литературы составляет 46 наименований.
Глава II. Целенаправленное формирование у школьников
здорового образа жизни.
2.1. Деятельность педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни среди детей.
Изменения, которые происходят в нашей стране, привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболевания среди детей. Причины затруднения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью , нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал : « Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя . От здоровья зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы ». Между тем в последние годы явно снизилась роль школы в воспитании детей. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии педагогического коллектива по оказанию помощи детям и подросткам.
Деятельность педагогического коллектива школы – это деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создании условий для его самореализации.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающего организма.
Анализ проведения мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран ( Финляндия, Япония, США, Швейцария и др. ) позволяет выделить основные направления в деятельности педагогов или « сотрудников службы социальной помощи в школе », работающие на районном уровне в тесном взаимодействии с другими специалистами, прежде всего с медицинскими работниками и подготовленными непрофессионалами, пропагандирующими и воплощающими здоровый образ жизни. В их программы направленные на формирование здорового образа жизни , входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное закаливание; нормальное питание; влияние на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; знание и мер профилактики СПИДа; обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Большие и трудные задачи возникают при проведении с детьми и подростками по борьбе с вредными привычками. Можно выделить основные направления в деятельности педагога при работе с детьми, склонными к употреблению спиртных напитков:
1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, по средствам его личного развития ;
2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя ;
3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами ;
4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющую алкогольную психическую или физическую зависимость ;
5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.
Деятельность педагогического коллектива предусматривает выполнение педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, - реализуется путем сбора информации о ребенке склонном к употреблению спиртных напитков; определения алкогольных лидеров; изучение влияния на ребенка микросферы.
Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач, социально-педагогической деятельности. Ими могут быть : профилактика, коррекция или комплекс каких-то других мероприятий.
Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная программа деятельности педагогического коллектива с ребенком, склонным к алкоголизму.
Третья функция - образовательно -воспитательная, предусматривающая отбор содержания педагогической деятельности, а также методов ее существования, обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющие спиртные напитки; формирование социальных умений и навыков необходимых для преодоления проблемы.
Четвертая функция деятельности педагогического коллектива – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.
Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка склонного к алкоголизму.
Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.
Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экспериментальной ситуации.
В своей деятельности педагогический коллектив выступает в трех основных ролях :
- советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, дающего социально-педагогические советы;
- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье.
- защитника, действующего в случае нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.
В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени. В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – признаки взрослости и возмужания.
В обязанности педагогического коллектива может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.
Основным методом педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме беседы, консультации, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.
Необходима своеобразная ярка реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Педагог должен знать интересы, склонности и увлечения детей помочь организовать содержательный досуг. Следует учитывать , что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.
В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема алкоголизма детей – проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.
Таким образом, роль педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако успешная реализация этой важнейший социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний навыков и умений.
В результате исследования проделанной работы сделаем вывод. Все мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него все органы были в порядке. Словом, чтобы он был нормальным, здоровым человеком, готовым к труду, чтобы он был нормальным, здоровым человеком, готовым к труду, чтобы параллельно всем физическим качествам правильно развивались и умственные качества. В последние годы складывается система, направленная на укрепление здоровья детей. Большая часть уроков физкультуры проводится на свежем воздухе. Спортивный зал используется только в межсезонье и в непогоду.
Ребенок, рано утративший здоровье – это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. На здоровье человека влияет проблема питания, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Уроки физкультуры должны, в первую очередь укреплять здоровье школьников. Для нормального развития, по утверждению медиков, нужно не менее четырех (а лучше - пять) уроков физкультуры в неделю ! Наши граждане не научены получать удовольствие от движения, они не знают, что такое радость здорового организма.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье, как основной ценности станет естественной формой (обучения) поведения.
Выполненная работа позволила определить круг нерешенных проблем : необходимо эту работу расширять дальше, разнообразить ее формы. Работу по организации здорового образа жизни вести в тесном контакте с медработниками. Союз родителей и учителя помогает устранять многие недостатки в уровне физического развития. Надо сделать все необходимое, чтобы ребенок рос счастливым и радовался жизни.
1. Александрова В. «Берегите здоровье», Восп. шк., 1993г.
2. Апанасенко Т.Л. «Валеология»: стратегия здравоохранения и национальный иогресс по профилактической медицине и валеологии, С.- Петербург,19,22июня, 1997г.- СПб -1997г.
3. Боль А.В., Ветрова В.В., Букварь здоровья для дошкольников и младших школьников, - М., ТЦ Сфера , 2000г.
4. Бобылева Л.Д., Здоровый образ жизни формируется в семье и Начальная школа, 1998г. №6 , стр. 97-99.
5. Грушницкая г.а., «Нет алкоголизму, курению и наркотикам, Сценарии и Воспитание школьников, 2000 №4, стр.58
6.Осокина г.И., «Детские подвижные Народов России, М., 1999, стр.240
7. Забота о здоровье детей, Башкоркостан укытыусыны №11 2001г., стр.3 -6
8. Зайцев Г.К., «Твои первые уроки здоровья», С.-Петербург, Балтус, 1995, стр.32
9. Зайцев Г.К., «Уроки Мойдодыра. Уроки Айболита», С.-Петербург, Акцидент, 1995, стр.40
10. Зайцев Г.К., «Школьная валеология», Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей, СПб, 1998.
11. Зуева Т.А., «Профилактика табакокурения», Воспитание школьников, 2000 №7, стр.26.
12. « Игры. Обучение, тренинг и досуг», под ред. Петрусинского В.В., М. ,1994, стр.366.
13. Клиферу А.С. соавтор, «Путешествия Джуно. Приключения в стране Здоровья», Учебник, М., Просвещение, 1992, стр.35.
14. Климова А.С. , «Человек и здоровье», издательство Знание, М., 1990г.
15. Козлов В.И. «Берегите здоровье смолоду», М. 1987г., стр. 23
16. Колбанов В.В. , «Валеология», Деан, 1998г.
17. Кунолевский М.Г., «Здоровье и физическая культура», М., 1979г.
18. Лаптев М.А., « Тайны пирамиды здоровья», учебное пособие по валеологии для начальной школы, С.-Петербург, 1998, стр.38
19.Либинитов М.А., «Здоровье ребенка с пеленок.», учебное пособие по валеологии, Минск, 1998г.
20. Маюров А.Н., «Антиалкогольное воспитание», М., Просвещение, 1997 г.
21. Мурзакаев Ф.Г., «Здоровый образ жизни – залог здоровья», Уфа, Баш.книжное изд., 1997, стр.280
22. Никитин С.А. , «Резервы здоровья наших детей», М.Ю, 1994, стр. 113
23. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., «30 уроков здоровья для первоклассников», метод. Пособие, М., ТЦ Сфера, 1999
24. Петрова П.Г. , «Экология, адаптация и здоровье», под. ред. Н.А. Агаджанян,
Якутск, 1996, стр. 272
25. Петровский А.В., «Психология о каждом и каждому о психологии», М., 1996, стр. 327
26. Попова С.В., «Валеология в школе и дома» СПб, Союз, 1998, стр.256
27. «Познай себя. Школа здоровья», руководство для учителя, американский фонд здоровья, М. , Витоцентр,1993, стр.70
28. Рогов Е.П., «Настольная книга практического психолога в образовании», М. , 1995, стр.212
29. Смирнов Н.К., «Валеология», М., 1995
30. Соколова А., «Здоровье детей - забота учителя», Воспитание школьников, 1998, №4
31. Соковня – Семенова И.И. «Основы физиологии и гигиены детей и подростков.», уч. Пособие для студентов ср. педагог. Учеб. Заведений, М., Академия, 1999Ю, стр.144
32 . Соковня – Семенова И.И.,Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.М6Издательство центр Академия. 2000.с.208.
33. Татарникова Л.Г. Валеология основы безопасности жизни ребенка. Санкт-Петербург.1997.с.204.
34. Татарникова Л.Г. Валеология подростка. Санкт-Петербург. PETROS.1995.с.277.
35 Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве.Монография-Эссе.С-Петербург.1999.
36. Татарникова Л.Г.Поздеева М.В. Валеология подростка. С-Петербург.1998.с.145.
37.Тверская С.С. Вставки о здоровье на уроках начальных классов.
«Начальная школа».1996. №11.с.73.
38.Тутова А.Н. Закаливание – Учебное пособие-2001.
39.Степанов О.В.Укреплять здоровье. «Начальная школа» 1990.№6с.89.
40Кальченко Е.И. Учить и учиться беречь здоровье «Семья и школа».1990.№ 7
41.Прохорова И.В. Физкультурно-оздоровительная работа в классах. «Начальная школа».1998.№10.с.93-94.
42.Хватова Н.В. Урок здоровья. «Начальная школа».1998.№10.
43.Чумаков Б.Н. Валеология . М.Педагогическое общество России.200.с.407.
44.Шишкина Б.А. Эмоциональная жизнь школьника.М.1996.
45.Якобсон П.М.Движение = Движение.М.1992.
46.Ягодиновский В.Н. Уберечь от дурмана. М.1989.
Тема: | «Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 71 | |
Цена: | 1300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Тенденции формирования здорового образа жизни школьников
Дипломная работа:
Социально-педагогические условия формирования образа жизни студентов
Дипломная работа:
Содержание психолого-педагогической деятельности по пропаганде здорового образа жизни школьников
Реферат:
Формирование компетентности здорового образа жизни у школьников 7-8 классов
Дипломная работа:
Педагогические условия организации занятий ритмики с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья