Дипломная работа
«Освоение гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий»
- 68 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОСВОЕНИЯ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 8
1.1. Психолого-педагогические проблемы освоения гитарной музыки учащимися 8
1.2. Приемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре 23
1.3. Особенности современных гитарных программ 31
Выводы по первой главе 41
ГЛАВАЛ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 43
2.1. Содержание, формы и методы освоения гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий 43
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 48
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность исследования. Современные информационные и коммуникационные технологии активно проникают в российское образование XXI в. Попытки, связанные с их применением, наблюдаются в сфере музыкального отечественного и зарубежного образования, где компьютерные средства используются также с целью освоения обучающимися необходимых компетенций. При этом применение современных информационных и коммуникационных технологий отмечается, главным образом, в обучении на музыкально-теоретических дисциплинах, а также при решении задач в композиторской и исполнительской практике.
Необходимость внедрения информационно-компьютерных технологий в музыкальное образование продиктована современными потребностями учащихся, активно применяющих данные технологии в школьном обучении и самостоятельной, в том числе, досуговой деятельности. К тому же, сегодня нуждаются в обновлении традиционные методы и формы обучения, так как они тормозят эффективность учебного процесса, снижают интерес школьников к музыкальному искусству. В то же время, компьютерные технологии существенно изменяют процесс обучения, делают его более эффективным и инновационным.
Практика показывает, что информационные компьютерные технологии могут быть успешно использованы при обучении игре на музыкальном инструменте, в частности, гитаре в системе дополнительного музыкального образования. Дело в том, что методика освоения гитарной музыки сложилась достаточно давно, поэтому методы и формы обучения нуждаются сегодня в пересмотре и обновлении. Немаловажным аргументом является и то, что в настоящее время на уроках гитары преподаватели, во многом по объективным причинам, часто занимаются развитием у детей лишь технических исполнительских навыков. При этом не решаются первостепенные задачи музыкально-художественного образования - освоение подлинных музыкальных ценностей, приобщение учащихся к миру музыки и музыкальному искусству в его разнообразных аспектах с целью гармонического развития личности, ее духовной культуры, формирования чувственно-эстетической стороны ее мировоззрения и воспитания музыкально-художественного вкуса. В то же время, следует подчеркнуть, что гитара обладает достаточным воспитательным потенциалом в деле приобщения детей к музыкальному искусству и решении актуальной для общества задачи музыкального образования подрастающего поколения, что обусловлено популярностью и демократичностью этого инструмента, востребованностью его на современной эстраде и в домашнем музицировании.
В процессе изучения и анализа фундаментальной общепедагогической, психологической, учебной, методической и программной литературы, отраслевой периодики и литературы по освоению музыкально-компьютерных программ было выявлено, что проблемы использования современных информационных технологий в образовании исследовали в своих работах: Б.М. Березовский, Е.И. Булин-Соколова, Ю.Е. Горбачев, Л.И. Долинер, И.Г. Захарова, И.А. Клюева, С.Г. Корниенко, О.Н. Масленникова, Е.А. Огурцова, В.П. Попов, Г.В. Расторгуев, Э.Я. Тулайдан, С.В. Телева идр. Исследованием способов применения компьютерных технологий в музыкальном образовании занимались: А.Г. Гейн, И.Б.Горбунова, А.И. Горемычкин, С.Л. Долгушин, П.Л. Живайкин, М.М.Заббарова, И.М. Красильников, С.Ю. Привалова, Р.Р.Сагитов, A.B. Смирнов, Ю.Е. Щекалева, Н.А. Юрьева и др. Несмотря на то, что отдельные аспекты процесса обучения игре на гитаре освещают Н.И. Буторина,О.В. Веселова, В.Р. Ганеев, С.С.Урюпин и другие педагоги, все же отметим, что данная проблема обучения учащихся игре на гитаре с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий в настоящее время недостаточно освещена.
Анализ современной ситуации выявил следующие противоречия:
- между современными требованиями к музыкальному образованию и традиционной методикой обучения игре на гитаре;
- между желанием учащихся активно включаться в освоение музыки с помощью современных информационных и компьютерных технологий и инертностью со стороны преподавателей, не представляющих себе возможностей данных технологий в учебном процессе и не готовых к их применению.
Обнаруженные противоречия определили проблему нашего исследования - модернизация процесса обучения на гитаре с использованием музыкально-компьютерные технологии в системе дополнительного образования.
Актуальность проблемы исследования, а также недостаточная степень ее изученности в научной литературе обусловили обращение к теме настоящего исследования: «Освоение гитарной музыки с
использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов освоения гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий.
Объект исследования: процесс дополнительного музыкального образования.
Предмет исследования: содержания, форм и методов освоения гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: процесс освоения гитарной музыки
учащимися будет эффективным, если:
- процесс обучения игре на гитаре будет носить развивающий характер, и способствовать гармоничному развитию личности, направленному на раскрытие его личностного и профессионального потенциала;
- в учебном процессе будут активно использоваться разнообразные музыкально-компьютерные технологии, в частности мобильные приложения, такие как Guitartuna; нотографические редакторы (Sibelius, GuitarPro), игра с компьютером в ансамбле и как ее разновидность - игра с фонограммой- минус.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Проанализировать и раскрыть психолого-педагогические проблемы освоения гитарной музыки учащимися;
3. Раскрыть приемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре;
4. Выделить и описать современные гитарные программы;
5. Рассмотреть содержание, формы и методы освоения гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий;
6. Провести педагогическую экспериментальную работу и проанализировать его результаты.
Методологической основой исследования явились:
- идеи использования современных информационных технологий в образовании (Ю.Е. Горбачев, И.Г. Захарова, И.А. Клюева, С.Г. Корниенко, Е.А. Огурцова, В.П. Попов, С.В. Телева);
- исследования в области применения компьютерных технологий в музыкальном образовании (И.Б.Горбунова, М.М.Заббарова, И.М. Красильников, Р.Р.Сагитов, A.B. Смирнов);
- методики обучения игре на гитаре (В.Р. Ганеев, В.В. Ковба, Ю.Я. Лихачёв, В.А. Мельниченко, Н.П. Михайленко, Т.В.Косарева, С.С.Урюпин);
Методы исследования: анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы, состояния педагогической практики, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость: в работе выявлены и описаны разнообразные формы использования музыкально-компьютерных технологий на уроках гитары в системе дополнительного образования.
Практическая значимость: представленные результаты исследования: выделенные критерии и диагностика уровня освоения гитарной музыкой, а также практический опыт по использованию разнообразных форм МКТ на занятиях гитарой можно рекомендовать педагогам для их использования в профессионально-педагогической деятельности.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Психолого-педагогические проблемы освоения гитарной музыки учащимися
В современных условиях нашей огромной многонациональной страны на культуру возлагается ответственная миссия по передаче новым поколениям моральных, этических и эстетических ценностей. Успех этой миссии во многом зависит от музыкального образования. Стоит отметить, что музыка по популярности занимает первое место из всех видов искусств, что обусловлено ее непосредственно-чувственным воздействием на человека.
Востребованность направления музыкального образования
определяется социальным заказом общества.
Отметим, что музыкальные инструменты имеют разную степень популярности и распространения в обществе и, также вызывают различный интерес и степень внимания у детей. При высокой заинтересованности детей в изучении инструмента, формируются благоприятные условия для его изучения и освоения музыки на этом инструменте. В этом случае процесс изучения музыки становится более приятным и носит положительный характер для учащихся. По мнению С.Л. Рубинштейна любой процесс освоения зависит «от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам» [46, с. 141].
Из сказанного следует, что наиболее сильный познавательный интерес учащиеся могут проявить к музыке, исполняемой на инструменте, больше других популярном и распространенном в обществе. Безусловно, это предполагает, что учащиеся уже имеют определенные знания об этом инструменте, а также знания о популярной музыке, исполняемой на этом инструменте. С этой точки зрения уместно вспомнить утверждение К.В. Ильгина о том, что «гитара в настоящее время является одним из самых распространенных музыкальных инструментов в мире» и «вряд ли найдется инструмент, который мог бы соперничать с ней по популярности» [22, с. 3]. Кроме того,в связи с широкой популярностью в нашем обществе в течение двух последних столетий гитарной музыки, связано стойкое желание детей, молодежи и взрослых обучаться игре на гитаре. Об этом пишет в своей работе В.Р. Ганеев [12, с. 4]. Из этого следует, что изучение гитары и гитарной музыки у учащихся вызовет более весомый познавательный интерес по сравнению со знаниями о большинстве других инструментов. В связи с этим процесс освоения гитарной музыки будет иметь положительный результат.
Для учащихся гитара является привлекательным музыкальным инструментом. Обычно дети обладают общими представлениями о том, как она звучит, знают, что гитара входит в состав современных вокально- инструментальных групп и ансамблей, музыку которых подрастающее поколение знает очень хорошо и часто слушают. Кроме того, дети могут также знать некоторые сведения об этом, а также о музыке, которая на нем исполняется. Однако данные представления не имеют системный характер, не являются целостными, как правило, они разрозненные и, чаще всего, возникают случайно, не всегда бывают правильными и полными.
Важным шагом на пути осмысления данного процесса должно стать осмысление самого понятия «гитарная музыка».
Гитарная музыка - область инструментальной музыки, исполняемой на одной (соло) или нескольких (в ансамбле) гитарах. Эта музыка написана специально как для гитарного воспроизведения, так и для переложения для гитары музыкальных произведений, изначально написанных не для этого инструмента.
Данное осмысление понятия «гитарная музыка» указывает на весьма большой охват ею произведений, что открывает обширные образовательные перспективы в контексте наращивания учащимися музыкальных знаний в данной области.
Для всех этапов обучения гитарной музыке актуальной остается важная проблема, связанная с преподаванием гитары: при наличии колоссального количества частных, несистематизированных методических наработок, теория и методика обучения не соотносится в полной мере с практикой игры на инструменте, более того, последняя имеет тенденцию значительного отставания. Рельефная ощутимость проблемы заметна уже на первой ступени системы профессионального музыкального образования - в детской музыкальной школе (детской школе искусств) [8]. Именно здесь заметно ощущается, что активная исполнительская и педагогическая практика мало оснащена соответствующей методической базой [38].
Результаты труда педагога-музыканта зависят от того, как основательно он, а впоследствии и его ученики, вооружены знаниями методики обучения и теории исполнительства. Сегодня же в гитарных «Самоучителях» и «Школах» теоретико-методическая часть либо отсутствует, либо представлена весьма скудно [48].
В ряду общепризнанных сольных музыкальных инструментов достойное место занимает гитара, поэтому не случайно в образовательной практике освоение игры на этом инструменте является универсальным способом приобщения к музыкальному искусству самого разного контингента учащихся. Сегодня одним из наиболее популярных средств музыкального и эстетического воспитания учащихся являются занятия по освоению игры на гитаре в системе дополнительного образования.
Внедрение в образовательный процесс современных музыкально-компьютерных технологий может существенно обновить формы и методы обучения, расширить кругозор учащихся, повысить их познавательной интерес к музыке.
В работе нашла подтверждение гипотеза исследования. Доказано, что процесс освоения гитарной музыки учащимися будет эффективным, если процесс обучения игре на гитаре будет носить развивающий характер, и способствовать гармоничному развитию личности, направленному на раскрытие его личностного и профессионального потенциала; в учебном процессе будут активно использоваться разнообразные музыкально-компьютерные технологии, в частности мобильные приложения, такие как Guitartuna; нотографические редакторы (Sibelius, GuitarPro), игра с компьютером в ансамбле и как ее разновидность игра с фонограммой-минус и др.
Безусловно, внедрение компьютерных технологий в процесс обучения классической гитаре предполагает наличие у педагога определенных профессиональных компетенций, но при этом позволяет ему самостоятельно решать многие проблемы и является одним из возможных инновационных путей развития современного музыкального образования.
В заключении необходимо подчеркнуть, что именно за современными информационными технологиями - будущее в развитии существующих и создании новых направлений в музыкальном искусстве и образовании.
1. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога- музыканта: учебное пособие. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. - 368 с.
2. Аверин В.А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. - М.: КрасГУ, 2013 - 296 с.
3. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 1990.
4. Афанасьев В.В., Никитина Т.А. Мониторинг как особый вид научной теории и практики // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013.- № 2 (26).- С.290-293.
5. Бережной Д.А. Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования: дис. канд. пед. наук. - М., 2013. - 163с.
+ еще 50 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Освоение гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие творческого мышления школьников на основе музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Развитие чувства ритма учащихся средних классов с применением музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Применение музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий во внеклассной музыкальной деятельности учащихся
Дипломная работа:
Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе