Дипломная работа

«Освоение гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий»

  • 68 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОСВОЕНИЯ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 8

1.1. Психолого-педагогические проблемы освоения гитарной музыки учащимися 8

1.2. Приемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре 23

1.3. Особенности современных гитарных программ 31

Выводы по первой главе 41

ГЛАВАЛ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 43

2.1. Содержание, формы и методы освоения гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий 43

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 48

Выводы по второй главе 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Актуальность исследования. Современные информационные и коммуникационные технологии активно проникают в российское образование XXI в. Попытки, связанные с их применением, наблюдаются в сфере музыкального отечественного и зарубежного образования, где компьютерные средства используются также с целью освоения обучающимися необходимых компетенций. При этом применение современных информационных и коммуникационных технологий отмечается, главным образом, в обучении на музыкально-теоретических дисциплинах, а также при решении задач в композиторской и исполнительской практике.

Необходимость внедрения информационно-компьютерных технологий в музыкальное образование продиктована современными потребностями учащихся, активно применяющих данные технологии в школьном обучении и самостоятельной, в том числе, досуговой деятельности. К тому же, сегодня нуждаются в обновлении традиционные методы и формы обучения, так как они тормозят эффективность учебного процесса, снижают интерес школьников к музыкальному искусству. В то же время, компьютерные технологии существенно изменяют процесс обучения, делают его более эффективным и инновационным.

Практика показывает, что информационные компьютерные технологии могут быть успешно использованы при обучении игре на музыкальном инструменте, в частности, гитаре в системе дополнительного музыкального образования. Дело в том, что методика освоения гитарной музыки сложилась достаточно давно, поэтому методы и формы обучения нуждаются сегодня в пересмотре и обновлении. Немаловажным аргументом является и то, что в настоящее время на уроках гитары преподаватели, во многом по объективным причинам, часто занимаются развитием у детей лишь технических исполнительских навыков. При этом не решаются первостепенные задачи музыкально-художественного образования - освоение подлинных музыкальных ценностей, приобщение учащихся к миру музыки и музыкальному искусству в его разнообразных аспектах с целью гармонического развития личности, ее духовной культуры, формирования чувственно-эстетической стороны ее мировоззрения и воспитания музыкально-художественного вкуса. В то же время, следует подчеркнуть, что гитара обладает достаточным воспитательным потенциалом в деле приобщения детей к музыкальному искусству и решении актуальной для общества задачи музыкального образования подрастающего поколения, что обусловлено популярностью и демократичностью этого инструмента, востребованностью его на современной эстраде и в домашнем музицировании.

В процессе изучения и анализа фундаментальной общепедагогической, психологической, учебной, методической и программной литературы, отраслевой периодики и литературы по освоению музыкально-компьютерных программ было выявлено, что проблемы использования современных информационных технологий в образовании исследовали в своих работах: Б.М. Березовский, Е.И. Булин-Соколова, Ю.Е. Горбачев, Л.И. Долинер, И.Г. Захарова, И.А. Клюева, С.Г. Корниенко, О.Н. Масленникова, Е.А. Огурцова, В.П. Попов, Г.В. Расторгуев, Э.Я. Тулайдан, С.В. Телева идр. Исследованием способов применения компьютерных технологий в музыкальном образовании занимались: А.Г. Гейн, И.Б.Горбунова, А.И. Горемычкин, С.Л. Долгушин, П.Л. Живайкин, М.М.Заббарова, И.М. Красильников, С.Ю. Привалова, Р.Р.Сагитов, A.B. Смирнов, Ю.Е. Щекалева, Н.А. Юрьева и др. Несмотря на то, что отдельные аспекты процесса обучения игре на гитаре освещают Н.И. Буторина,О.В. Веселова, В.Р. Ганеев, С.С.Урюпин и другие педагоги, все же отметим, что данная проблема обучения учащихся игре на гитаре с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий в настоящее время недостаточно освещена.

Анализ современной ситуации выявил следующие противоречия:

- между современными требованиями к музыкальному образованию и традиционной методикой обучения игре на гитаре;

- между желанием учащихся активно включаться в освоение музыки с помощью современных информационных и компьютерных технологий и инертностью со стороны преподавателей, не представляющих себе возможностей данных технологий в учебном процессе и не готовых к их применению.

Обнаруженные противоречия определили проблему нашего исследования - модернизация процесса обучения на гитаре с использованием музыкально-компьютерные технологии в системе дополнительного образования.

Актуальность проблемы исследования, а также недостаточная степень ее изученности в научной литературе обусловили обращение к теме настоящего исследования: «Освоение гитарной музыки с

использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов освоения гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий.

Объект исследования: процесс дополнительного музыкального образования.

Предмет исследования: содержания, форм и методов освоения гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий.

Гипотеза исследования: процесс освоения гитарной музыки

учащимися будет эффективным, если:

- процесс обучения игре на гитаре будет носить развивающий характер, и способствовать гармоничному развитию личности, направленному на раскрытие его личностного и профессионального потенциала;

- в учебном процессе будут активно использоваться разнообразные музыкально-компьютерные технологии, в частности мобильные приложения, такие как Guitartuna; нотографические редакторы (Sibelius, GuitarPro), игра с компьютером в ансамбле и как ее разновидность - игра с фонограммой- минус.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;

2. Проанализировать и раскрыть психолого-педагогические проблемы освоения гитарной музыки учащимися;

3. Раскрыть приемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре;

4. Выделить и описать современные гитарные программы;

5. Рассмотреть содержание, формы и методы освоения гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий;

6. Провести педагогическую экспериментальную работу и проанализировать его результаты.

Методологической основой исследования явились:

- идеи использования современных информационных технологий в образовании (Ю.Е. Горбачев, И.Г. Захарова, И.А. Клюева, С.Г. Корниенко, Е.А. Огурцова, В.П. Попов, С.В. Телева);

- исследования в области применения компьютерных технологий в музыкальном образовании (И.Б.Горбунова, М.М.Заббарова, И.М. Красильников, Р.Р.Сагитов, A.B. Смирнов);

- методики обучения игре на гитаре (В.Р. Ганеев, В.В. Ковба, Ю.Я. Лихачёв, В.А. Мельниченко, Н.П. Михайленко, Т.В.Косарева, С.С.Урюпин);

Методы исследования: анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы, состояния педагогической практики, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость: в работе выявлены и описаны разнообразные формы использования музыкально-компьютерных технологий на уроках гитары в системе дополнительного образования.

Практическая значимость: представленные результаты исследования: выделенные критерии и диагностика уровня освоения гитарной музыкой, а также практический опыт по использованию разнообразных форм МКТ на занятиях гитарой можно рекомендовать педагогам для их использования в профессионально-педагогической деятельности.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Психолого-педагогические проблемы освоения гитарной музыки учащимися

В современных условиях нашей огромной многонациональной страны на культуру возлагается ответственная миссия по передаче новым поколениям моральных, этических и эстетических ценностей. Успех этой миссии во многом зависит от музыкального образования. Стоит отметить, что музыка по популярности занимает первое место из всех видов искусств, что обусловлено ее непосредственно-чувственным воздействием на человека.

Востребованность направления музыкального образования

определяется социальным заказом общества.

Отметим, что музыкальные инструменты имеют разную степень популярности и распространения в обществе и, также вызывают различный интерес и степень внимания у детей. При высокой заинтересованности детей в изучении инструмента, формируются благоприятные условия для его изучения и освоения музыки на этом инструменте. В этом случае процесс изучения музыки становится более приятным и носит положительный характер для учащихся. По мнению С.Л. Рубинштейна любой процесс освоения зависит «от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам» [46, с. 141].

Из сказанного следует, что наиболее сильный познавательный интерес учащиеся могут проявить к музыке, исполняемой на инструменте, больше других популярном и распространенном в обществе. Безусловно, это предполагает, что учащиеся уже имеют определенные знания об этом инструменте, а также знания о популярной музыке, исполняемой на этом инструменте. С этой точки зрения уместно вспомнить утверждение К.В. Ильгина о том, что «гитара в настоящее время является одним из самых распространенных музыкальных инструментов в мире» и «вряд ли найдется инструмент, который мог бы соперничать с ней по популярности» [22, с. 3]. Кроме того,в связи с широкой популярностью в нашем обществе в течение двух последних столетий гитарной музыки, связано стойкое желание детей, молодежи и взрослых обучаться игре на гитаре. Об этом пишет в своей работе В.Р. Ганеев [12, с. 4]. Из этого следует, что изучение гитары и гитарной музыки у учащихся вызовет более весомый познавательный интерес по сравнению со знаниями о большинстве других инструментов. В связи с этим процесс освоения гитарной музыки будет иметь положительный результат.

Для учащихся гитара является привлекательным музыкальным инструментом. Обычно дети обладают общими представлениями о том, как она звучит, знают, что гитара входит в состав современных вокально- инструментальных групп и ансамблей, музыку которых подрастающее поколение знает очень хорошо и часто слушают. Кроме того, дети могут также знать некоторые сведения об этом, а также о музыке, которая на нем исполняется. Однако данные представления не имеют системный характер, не являются целостными, как правило, они разрозненные и, чаще всего, возникают случайно, не всегда бывают правильными и полными.

Важным шагом на пути осмысления данного процесса должно стать осмысление самого понятия «гитарная музыка».

Гитарная музыка - область инструментальной музыки, исполняемой на одной (соло) или нескольких (в ансамбле) гитарах. Эта музыка написана специально как для гитарного воспроизведения, так и для переложения для гитары музыкальных произведений, изначально написанных не для этого инструмента.

Данное осмысление понятия «гитарная музыка» указывает на весьма большой охват ею произведений, что открывает обширные образовательные перспективы в контексте наращивания учащимися музыкальных знаний в данной области.

Для всех этапов обучения гитарной музыке актуальной остается важная проблема, связанная с преподаванием гитары: при наличии колоссального количества частных, несистематизированных методических наработок, теория и методика обучения не соотносится в полной мере с практикой игры на инструменте, более того, последняя имеет тенденцию значительного отставания. Рельефная ощутимость проблемы заметна уже на первой ступени системы профессионального музыкального образования - в детской музыкальной школе (детской школе искусств) [8]. Именно здесь заметно ощущается, что активная исполнительская и педагогическая практика мало оснащена соответствующей методической базой [38].

Результаты труда педагога-музыканта зависят от того, как основательно он, а впоследствии и его ученики, вооружены знаниями методики обучения и теории исполнительства. Сегодня же в гитарных «Самоучителях» и «Школах» теоретико-методическая часть либо отсутствует, либо представлена весьма скудно [48].

В ряду общепризнанных сольных музыкальных инструментов достойное место занимает гитара, поэтому не случайно в образовательной практике освоение игры на этом инструменте является универсальным способом приобщения к музыкальному искусству самого разного контингента учащихся. Сегодня одним из наиболее популярных средств музыкального и эстетического воспитания учащихся являются занятия по освоению игры на гитаре в системе дополнительного образования.

Внедрение в образовательный процесс современных музыкально-компьютерных технологий может существенно обновить формы и методы обучения, расширить кругозор учащихся, повысить их познавательной интерес к музыке.

В работе нашла подтверждение гипотеза исследования. Доказано, что процесс освоения гитарной музыки учащимися будет эффективным, если процесс обучения игре на гитаре будет носить развивающий характер, и способствовать гармоничному развитию личности, направленному на раскрытие его личностного и профессионального потенциала; в учебном процессе будут активно использоваться разнообразные музыкально-компьютерные технологии, в частности мобильные приложения, такие как Guitartuna; нотографические редакторы (Sibelius, GuitarPro), игра с компьютером в ансамбле и как ее разновидность игра с фонограммой-минус и др.

Безусловно, внедрение компьютерных технологий в процесс обучения классической гитаре предполагает наличие у педагога определенных профессиональных компетенций, но при этом позволяет ему самостоятельно решать многие проблемы и является одним из возможных инновационных путей развития современного музыкального образования.

В заключении необходимо подчеркнуть, что именно за современными информационными технологиями - будущее в развитии существующих и создании новых направлений в музыкальном искусстве и образовании.

1. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога- музыканта: учебное пособие. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. - 368 с.

2. Аверин В.А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. - М.: КрасГУ, 2013 - 296 с.

3. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 1990.

4. Афанасьев В.В., Никитина Т.А. Мониторинг как особый вид научной теории и практики // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013.- № 2 (26).- С.290-293.

5. Бережной Д.А. Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования: дис. канд. пед. наук. - М., 2013. - 163с.

+ еще 50 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Освоение гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика