ВКР

«Кейс-технология на уроках информатики как средство развития познавательного интереса»

  • 52 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6

1.1. Понятие познавательного интереса обучающихся 6

1.2. Кейс-технология: история разработки и реализация в образовательном процессе 13

1.3. Применение кейс-технологии на уроках информатики для развития познавательного интереса обучающихся 20

Выводы по первой главе 26

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 28

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса на уроках информатики 28

2.2. Реализация кейс-технологии на уроках информатики для развития познавательного интереса обучающихся 34

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса обучающихся 43

Выводы по второй главе 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Процесс радикальных перемен социально-экономического устройства общества ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. Современному специалисту любой отрасли нужно владеть не только хорошо развитыми познавательными процессами, такими как внимание, память, мышление, но и уметь использовать знания, приобретённые в

образовательных организациях, во всевозможных жизненных ситуациях. За формирование свойства личности выпускника, как познавательный интерес, повышается ответственность образовательных учреждений.

На сегодняшний день, одна из основных задач образовательных организаций - создать оптимальные условия для обучения, позволяющие развить познавательный интерес как свойство личности. Это обеспечит его интеллектуальное, гражданское, социальное развитие и качественное усвоение выпускником сложной системы знаний.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что необходима «ориентация образования, не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В условиях информационного общества значительную и всевозрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно, проявляя познавательный интерес.

Познавательный интерес это интерес к приобретению знаний, к науке и учебной деятельности. В первую очередь, возникновение познавательного интереса зависит от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес обучающихся к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Педагоги подчеркивали, что первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В следствие этого, одним из важных моментов учебной деятельности, воздействие которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся считается познавательный интерес. При ее наличии учение становится жизненно значимой деятельностью, в которой сам учащийся заинтересован.

Огромное внимание уделяли ученые педагоги проблеме развития познавательного интереса обучающихся, такие как П.И. Пидкасистый, Д.В. Вилькеев, Н.Г. Огурцов, Л.И. Божович, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, М.И. Махмутов, И.Т. Огородникова, Н.А. Половникова, Т.М. Николаева и др.

Для развития каждого обучающегося необходимы новые методы обучения и технологии. В ряде исследований отмечается, что наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и познавательного интереса обучающихся реализуется, когда в процесс обучения включаются практико-ориентированные задачи, задачи моделирующие практическую деятельность в определенной области.

Решение подобных задач способствует положительному отношению со стороны обучающихся, которые видят в них возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуативных задач, способствует их взрослению, формирует интерес, позитивную мотивацию к учебе и достаточно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся.

Примером таких задач являются кейс-задачи, решение которых реализуется через кейс-технологию. Но на сегодняшний день недостаточно разработано научно-методических подходов, нацеленных на использование и внедрение в образовательную деятельность кейс-технологии.

В связи с этим, целью нашей работы является теоретически обосновать и проверить на практике способы развития познавательного интереса учащихся с помощью кейс-технологии.

Объектом является процесс обучения информатике.

Предмет: приемы реализации кейс-технологии с целью развития познавательного интереса обучающихся.

В соответствии с объектом, предметом, целью работы были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить понятие «познавательный интерес».

2. Раскрыть дидактические возможности кейс-технологии в развитии познавательного интереса обучающихся.

3. Разработать методические рекомендации по эффективному использованию кейс-технологии, способствующих развитию

познавательного интереса обучающихся на уроках информатики.

Для решения поставленных задач и проверки исходных данных используются следующие методы:

теоретические методы: анализ психолого-педагогической и

методической литературы по теме исследования, обобщение полученных результатов, конкретизация основных положений по теме; сравнение результатов исследования на практике и др.

эмпирические методы исследования: наблюдение уроков

информатики, анкетирование учащихся, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности учащихся, математические методы обработки данных, метод опроса.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.1. Понятие познавательного интереса обучающихся

Актуальной проблемой на протяжении становления и развития дидактики как науки является развитие познавательного интереса обучающихся, что для обучения информатики представляет особую значимость. Познавательный интерес считается необходимым и важным качеством личности. Заинтересованное отношение к окружающему миру, влечение познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее эффективность учения и профессиональной деятельности.

Известно, что познавательный интерес лежит в основе любой учебной деятельности обучающегося на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого ее уровня невозможна эффективная организация образовательного процесса [15]. Для того чтобы дать понятие

познавательного интереса нами был изучен ряд психолого-педагогической литературы по данному вопросу.

Большинство дидактов во всевозможных трактатах вопроса сущности познавательного интереса в традиционной педагогике утверждали ее значение и главную функцию видели в том, дабы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало необходимостью, без удовлетворения которой невообразимо его благополучное формирование.

Впервые, подходы к трактовке понятия познавательный интерес возникли еще у древних философов, начиная с Эпикура. В дальнейшем они получили свое развитие в трудах Г.Лейбница, Г.Гольбаха, Д.Дидро, К.Гельвеция. Проблему развития познавательного интереса рассматривали многие педагоги и психологи, такие как Руссо Ж-Ж., К.Д. Ушинский, Я.А.

Коменский определяли познавательный интерес как естественное

влечение учащихся к познанию.

Процесс обучения протекает эффективнее, если обучающийся проявляет познавательный интерес, это подтверждено педагогической действительностью. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении» [22]. Способы реализации основного педагогического принципа ориентируются в зависимости от содержания понятия «познавательный интерес».

Ряд авторов оценивают познавательный интерес как естественное стремление учащихся к познанию. С психологической точки зрения познавательный интерес — это мера интеллектуального усилия, нацеленная на удовлетворение познавательного интереса. Т.И. Шамова рассматривает познавательный интерес как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей. Также Т.И. Шамова пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Интерес обучающихся в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности [2].

Средства активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения обеспечивается с помощью включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения. Познавательный интерес считается необходимым условием совершенствования и становления учебновоспитательного процесса, например, инициирует становление самостоятельности, творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает преподавателей к самовыражению.

Заключение

Проблема развития познавательного интереса актуальна, т.к. познавательный интерес является важным условием совершенствования и развития учебно-воспитательного процесса, так как стимулирует развитие самостоятельности, инициативы, творческий подход к овладению содержанием образования.

В ходе работы мы уточнили понятие познавательного интереса - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Познавательный интерес характеризуется такими проявлениями, как саморегуляция познавательной деятельности, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение учащихся к познанию. Под познавательным интересом понимаются интеллектуальные способности человека, его готовность и стремление своими силами продвигаться в овладении знаниями. Познавательный интерес обучающегося характеризуется поисковой направленностью в учении, интересом к знанию и эмоциональным подъемом. Развитие познавательного интереса учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Таким средством мы считаем применение на уроках информатики кейс-технологии.

В контексте нашей работы мы определили характеристику кейс- технологии и влияние их на развитие познавательного интереса учащихся.

Кейс-технология — это общее название технологий образования, которые являются методами анализа. Суть технологии заключается в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй, тексты которых называются «кейсом») для общего анализа, обсуждения или выработки решений учениками по определённому разделу учебной дисциплины. С методической точки зрения кейс — это специально подготовленный учебный материал, который «содержит структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики». Кейсы (ситуационные упражнения) имеют чётко определённый характер и цель. Как правило, они связаны с проблемой или ситуацией, которая существовала либо и сейчас существует. При этом проблема или ситуация либо уже имели какое-то предыдущее решение, либо их решение является необходимым, а потому требует анализа.

Таким образом, кейс-технология придерживается общих целей обучения: усвоение содержания и отработка навыков на необходимом уровне, личностное развитие ученика, развитие аналитических навыков и умения работать в команде, способности выслушать и понять альтернативную точку зрения, умения принимать обобщающее решение с учётом альтернатив, планировать свои действия и предусматривать их последствия.

В ходе опытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации эффективного использования кейс-технологии в развитии познавательного интереса обучающихся на уроках информатики. На основании результатов опытно-экспериментальной работы, мы можем сделать вывод об эффективности кейс-технологии.

Проведенная работа не исчерпывает все аспекты проблемы развития познавательных интересов обучающихся в процессе обучения информатике. Накопленный теоретический и практический материал требует развития и уточнения.

Кейс-технология обладает большими дидактическими возможностями, поэтому эта работа является лишь малой частью по раскрытию их потенциала. Выполненная работа открывает новые возможности для дальнейшей разработки вопросов методики применения кейс-технологии в обучении как информатике, так и другим предметам.

Список литературы

1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2014. - №4. - С. 89-91.

2. Богданов, С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде [Текст] / С.А. Богданов // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». - 2013. - №3. - С. 11-15.

3. Богомолова, Е. В. Занимательные задания по базовому курсу информатики [Текст] / Е. В. Богомолова // Информатика и образование. - 2014. - №2 - С. 28-36.

4. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2013. - №3 - С. 89-94.

5. Долгоруков, А.М. Case study как способ понимания [Текст] / А.М. Долгоруков // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. - 2012. - №11. - С. 21-40.

+ еще 25 источников

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Кейс-технология на уроках информатики как средство развития познавательного интереса»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 52
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика