ВКР

«Телекоммуникация как средство развития познавательной активности обучающихся»

  • 49 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6

1.1. Понятие познавательной активности обучающихся 6

1.2. Место телекоммуникаций в учебном процессе 13

Выводы по первой главе 24

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 26

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности на уроках информатики 26

2.2. Формирование познавательной активности обучающихся в процессе использования форм телекоммуникаций на уроках информатики 33

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37

Выводы по второй главе 41

Заключение 43

Список использованной литературы 45

Введение

На сегодняшний день, одна из основных задач образовательных организаций - создать оптимальные условия для обучения, позволяющие развить познавательную активность. Это обеспечит его интеллектуальное, гражданское, социальное развитие и качественное усвоение выпускником сложной системы знаний.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что необходима «ориентация образования, не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В условиях информационного общества значительную и всевозрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно, проявляя познавательную активность.

В педагогическом словаре познавательная активность определяется как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Щукина Г. И. рассматривает познавательную активность как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе.

Щербакова Е.И. характеризует познавательную активность как проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности. Это, по ее мнению, и стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности.

Платонова Т. А., Матюшкин А. М., Вербицкий А. А. считают, что познавательная активность это, прежде всего, внутренняя мотивация, побуждающая ребенка к деятельности.

Для развития каждого обучающегося необходимы новые методы обучения и технологии. В ряде исследований отмечается, что наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и познавательной активности обучающихся реализуется, когда в процесс обучения включаются информационные средства.

Умение учащихся работать с информацией на современном уровне, применяя при этом традиционные источники, электронные носители информации и Интернет, разрешает учителю организовать учебный процесс и внеклассную работу таким образом, чтобы у учащихся развивался познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.

В последнее время в практике школ распространяется модель «телекоммуникационного курса информатики», представляющая

интегрированный учебно-методический комплекс, который включает учебный процесс по информатике с использованием разных телекоммуникационных форм (электронная почта, телеконференция, списки рассылки, чат, форум, ICQ, гостевая книга, вебинар).

Курс информатики с использованием современных телекоммуникаций в общеобразовательной школе, несмотря на его «молодость», «необустроенность» и динамизм, является ключевым звеном в решении многих проблем модернизации образования.

Проблемам формирования содержания и методики обучения информатике с помощью телекоммуникаций в школе посвящены исследования С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, А.П. Ершова, А. А. Кузнецова А. Г. Кушниренко, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, И. Г. Семакина, А. Л. Семенова, А. Ю. Уварова, Н. Д. Угриновича, Е.К. Хеннера и др.

При этом авторы используют различные методологии построения базового курса информатики с помощью телекоммуникаций. Анализ ситуации в школьном образовании показывает, что образовательный процесс представляет собой набор определенных областей знаний, которые, как правило, не связаны с использованием современных телекоммуникаций и не учитывают специфику подросткового возраста и современного общества.

Проблема исследования: каковы возможности применения форм телекоммуникаций в формирование познавательной активности обучающихся.

Объект исследования: образовательный процесс в школе.

Предметом исследования выступает познавательная активность, формирующаяся и развивающаяся с помощью системы телекоммуникаций.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать

эффективность организации учебного процесса, ориентированного на развитие познавательной активности учащихся в условиях телекоммуникационной системы сопровождения обучения.

Задачи:

1. Обосновать выбор телекоммуникационной системы обучения как одним из источников развития познавательной активности в процессе организации обучения в школе.

2. Выявить особенности организации учебного процесса, ориентированного на развитие познавательной активности учащихся в условиях телекоммуникационной системы сопровождения обучения.

3. Разработать комплекс учебных материалов и методических рекомендаций по реализации предложенных методов развития познавательной активности в условиях использования телекоммуникаций.

Методы исследования: для решения поставленных задач

используются следующие методы: анализ психолого-педагогической и

методической литературы по теме исследования, обобщение полученных результатов, конкретизация основных положений по теме.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложение.

Фрагмент работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

§1. Понятие познавательной активности обучающихся

Актуальной проблемой на протяжении становления и развития дидактики как науки является развитие познавательной активности обучающихся, что для обучения информатики представляет особую значимость. Познавательная активность считается необходимым и важным качеством личности. Заинтересованное отношение к окружающему миру, влечение познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее эффективность учения и профессиональной деятельности.

Известно, что познавательная активность лежит в основе любой учебной деятельности обучающегося на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого ее уровня невозможна эффективная организация образовательного процесса [3]. Для того чтобы дать понятие познавательной активности нами был изучен ряд психолого-педагогической литературы по данному вопросу.

Большинство дидактов во всевозможных трактатах вопроса сущности познавательной активности в традиционной педагогике утверждали ее значение и главную функцию видели в том, дабы приблизить ученика к учению, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало необходимостью, без удовлетворения которой невообразимо его благополучное формирование.

Л. С. Выготский исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Школьное обучение должно опираться не столько на существующие интеллектуальные свойства ребенка, сколько на те, которые еще отсутствуют, но для возникновения, которых уже имеются предпосылки.

Исследования Л. В. Занкова и М. В. Зверевой, посвященные индивидуальным вариантам развития учащихся, убедительно показывают необходимость индивидуального подхода, в особенности для слабых учащихся, причем индивидуальный подход должен быть направлен, прежде всего, на общее развитие учащихся. Это является предпосылкой для приобретения знаний, умений и навыков.

Д. Б. Эльконин исходит из предположения, что возможности стимулирования познавательной активности таятся, прежде всего, в фор-мировании содержания учебного материала и составленных на этой основе познавательных заданиях. Повышение теоретического уровня учебного материала влечет за собой и рост умственных способностей учащихся. Следовательно, для интенсификации развития необходимо изменить содержание образования. [50]

Процесс обучения протекает эффективнее, если обучающийся проявляет познавательную активность, это подтверждено педагогической действительностью. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении» [19]. Способы реализации основного педагогического принципа ориентируются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность».

Ряд авторов оценивают познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей. Также Т.И. Шамова пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Интерес обучающихся в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности [48].

Средства активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения обеспечивается с помощью включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения. Познавательная активность считается необходимым условием совершенствования и становления учебно-воспитательного процесса, например, инициирует становление самостоятельности, творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает преподавателей к самовыражению.

Заключение

Проблема развития познавательной активности актуальна, т.к. познавательная активность является важным условием совершенствования и развития учебно-воспитательного процесса, стимулирует развитие самостоятельности, инициативы, творческий подход к овладению содержанием образования.

Познавательная активность характеризуется такими проявлениями, как саморегуляция познавательной деятельности, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение учащихся к познанию. Познавательная активность обучающегося характеризуется поисковой направленностью в учении, интересом к знанию и эмоциональным подъемом. Развитие познавательной активности учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Таким средством мы считаем применение на уроках информатики дистанционного курса.

С каждым годом все больше российских образовательных учреждений подключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике работу в сети одного-двух учителей информатики (поскольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, — в кабинете информатики) и учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислительной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в учебном заведении, при которой телекоммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся, и превратились в реальный инструмент для работы с разнообразной информацией в специфике организации работы с телекоммуникациями.

В контексте нашей работы мы определили характеристику форм телекоммуникаций и влияние их на формирование познавательной активности учащихся. На основе анализа литературы и существующего 

педагогические условия использования телекоммуникаций в школьном курсе информатики. Провели отбор тематики и содержания форм телекоммуникаций для использования в базовом курсе информатики.

В ходе опытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации эффективного использования форм телекоммуникаций в развитии познавательной активности обучающихся на уроках информатики. На основании результатов опытно-экспериментальной работы, мы можем сделать вывод об эффективности применения дистанционного курса с элементами форм телекоммуникаций .

Проведенная работа не исчерпывает все аспекты проблемы развития познавательной активности обучающихся в процессе обучения

информатике. Накопленный теоретический и практический материал требует развития и уточнения

Список литературы

1. Айламозян А.К. Образование и телекоммуникации [Текст]// Педагогическая информатика. - 2016. - №1.- С. 5-11.

2. Алборова С.З. Телекоммуникации как средства формирования познавательного интереса [Текст] // Материалы VIII Международной конференции - выставки «ИТО - 15/16». - М., 2016. - С. 29-30.

3. Банников В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся [Текст] // Педагогическое образование и наука. - 2008 - N 3 - С. 83-86.

4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] // - Ростов н/Д., Феникс, 2010. - С. 234.

5. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] // Педагогические технологии. - 2014. - №4. - С. 89-91.

+ еще 45 источников

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Телекоммуникация как средство развития познавательной активности обучающихся»
Раздел: Педагогика
Тип: ВКР
Страниц: 49
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика