ВКР

«Организационно-методические аспекты дистанционной формы повышения квалификации педагогических работников»

  • 91 страниц
Содержание

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Сущность основных понятий системы повышения квалификации педагогических работников в условиях непрерывного образования 12

1.2. Дистанционные образовательные технологии в повышении квалификации педагогов 29

Выводы по первой главе 52

ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Методика реализации дистанционного образовательного курса «Использование современных информационных технологий в деятельности педагога в свете внедрения профессиональных стандартов» 53

2.2. Разработка и описание дистанционного образовательного курса «Использование современных информационных технологий в деятельности педагога в свете внедрения профессиональных стандартов 70

Выводы по второй главе 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

ПРИЛОЖЕНИЯ 97

Введение

Актуальность исследования

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий приводит к значительным изменениям в информационной среде современного общества, увеличивает круг специальностей в высшем и среднем профессиональном образовании, активизирует поиск эффективных подходов к подготовке специалистов для обработки значительных объемов информации во всех сферах профессиональной деятельности.

Стрaтегическим нaпрaвлением oбрaзoвaтельнoй ПОЛИТИКИ на текущем этaпе является достижение качества образования, которое будет отвечать целям и задачам модернизации образования: непрерывности образования в течение всей жизни человека, развития дистанционного образования, условиям и требованиям инновационного развития в сфере экономики и потребностям современного общества, включая потребности каждого гражданина. Серьезной движущей силой современного общества является единая непрерывная система повышения квалификации педагогов, в условиях которой педагог будет иметь возможность определять свою образовательную траекторию повышения квалификации в соответствии с личностными особенностями и потребностями.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2015 - 2020 г.г. отведена значительная роль развитию системы дополнительного профессионального образования. «Образование взрослых, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возросшие запросы населения к дополнительному образованию, в первую очередь к повышению квалификации и профессиональной переподготовке». В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник имеет право повысить свою квалификацию один раз в три года, что дополнительно увеличивает круг слушателей дополнительного профессионального образования в 1,6 раза. Однако, имеющиеся ресурсы дополнительного профессионального образования практически не изменились, что привело к противоречию между необходимостью повышения квалификации большего количества педагогических работников образования и ограниченными ресурсами системы дополнительного профессионального образования.

Непрерывность образования человека, педагогического работника необходимое требование времени. Дополнительное профессиональное образование, являясь частью системы образования Российской Федерации «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды». Система образовательных учреждений дополнительного профессионального образования призвана быть ориентированной на обеспечение потребности в развитии личности каждого человека, которое осуществляется не только посредством реализации дополнительных профессиональных программ, но и самообразованием в том числе. Осуществление непрерывного образования, невозможно без организации методологического сопровождения самообразования педагогических работников.

Одним из современных направлений в дополнительном профессиональном образовании, расширяющих его возможности, является применение дистанционных образовательных технологий.

Преимущественный вклад в изучение возможностей включения дополнительного профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий в систему непрерывного образования внесли С. М. Косенок [56], В. Я. Синенко[59] и др.

В исследование организационно-содержательного обеспечения обучения с применением дистанционных образовательных технологий свой вклад внес ученый В. М. Лопаткин [34], и др.

За последние годы над решением проблем педагогического сопровождения реализации дистанционных образовательных технологий повышения квалификации работали и над разработкой моделей реализации дистанционных образовательных технологий трудились Е. С. Полат [43], И. В. Сергиенко[47], С. Г. Тютюгина [51] и др. Разработанные модели предполагают изучение обучающимися единого электронного учебника, обязательное выполнение одинаковых заданий и прохождение контрольных мероприятий. Применение подобных вариантов обучения оправданно при обучении людей с единым уровнем образования и применяется, как правило, при организации электронного обучения с применением дистанционных технологий обучения в системе общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в то время как слушателями дополнительного профессионального образования являются педагогические работники, имеющие разный уровень образования, различный уровень квалификации и профессионального опыта.

Возникает противоречие между необходимостью расширения практики применения дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования и недостаточной разработанностью вариантов реализации дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования, ориентированных на всевозможные уровни слушателей.

На основании вышеизложенного мы выделили проблему исследования - недостаточная реализация дистанционных образовательных технологий повышения квалификации педагогических работников образования, отвечающие требованиям непрерывности, дифференцированности и массовости.

Тема исследования - «Организационно-методические аспекты дистанционной формы повышения квалификации педагогических работников».

Объект исследования - дополнительное образование педагогических работников.

Предмет исследования - процесс обучения педагогических работников с применим дистанционных образовательных технологий.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить организационно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов с применением дистанционных образовательных технологий.

Гипотеза исследования состоит в следующем предположении. Организационно-методическое обеспечение позволит достичь высокого уровня подготовки педагога если:

1) разработана программа повышения квалификации согласно Профессиональному стандарту педагога;

2) разработан медиаконтент курсов повышения квалификации педагога;

3) реализован курс повышения квалификации педагога с применением дистанционных образовательных технологий.

Задачи исследования:

1) уточнить категориальный аппарат системы повышения квалификации педагогических работников в условиях непрерывного образования;

2)выполнить анализ понятия «дистанционного обучения» ;

3) разработать программу повышения квалификации согласно

Профессиональному стандарту педагога и ее содержательное наполнение;

4) внедрить дистанционный курс повышения квалификации педагога.

Методологическая основа исследования представлена

компетентностным подходом в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников образования; системным подходом, в контексте которого рассматривается реализация дистанционных образовательных технологий повышения квалификации педагогических работников образования; деятельностным подходом при проектировании содержания повышения квалификации педагогических работников образования.

Теоретической основой исследования являются концепции личностно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подходов, личностно-ориентированного образования и творческого саморазвития личности взрослого человека (И. А. Зимняя [24], В. Я. Синенко [48], A. B. Хуторской [52]; системный подход в изучении педагогических явлений И. В. Блауберг [12],Э. Г. Юдин [56]); технологии применения ДОТ в образовательном процессе (А. А. Андреев [18], И. М. Ибрагимов [51], С. М. Косенок [56], В. В. Кузнецов [58], Г. В. Можаева [38], Е. С. Полат [41], И. А. Рудакова [83], И. В. Сергиенко [88], С. Г. Тютюгина [97]; исследования по проблемам дополнительного профессионального и непрерывного образования (Ю. В. Исаев [53], Г. В. Лаврентьев [61], В. Я. Синенко [93], Г. П. Чепуренко [103].

Для решения задач и достижения поставленной цели применялись следующие группы методов исследования: анализ психологической,

педагогической, методической литературы, нормативно-правовых документов в аспекте исследуемой проблемы, сравнительный анализ, обобщение.

Научная новизна исследования. Разработано организационно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогических работников с использованием дистанционных образовательных технологий, включающее программу повышения квалификации, разработанную согласно Профессиональному стандарту педагога.

Теоретическое значение исследования заключается в следующем: материалы исследования представляют методические основания для расширения области применения дистанционных образовательных технологий повышения квалификации педагогических работников в дополнительном профессиональном образовании а именно, разработан медиаконтент дополнительного профессионального образования использованием дистанционных образовательных технологий.

Практическая значимость работы заключается в том, что реализован курс повышения квалификации педагога с применением дистанционных образовательных технологий.

Положение выносимые на защиту:

Образовательный курс повышения квалификации педагога с использованием дистанционных образовательных технологий,

разработанный на основе программы повышения квалификации с учетом Профессионального стандарта педагога и реализуемый на основе деятельностного подхода.

Апробация и внедрение результатов выпускной квалификационной работы в практику осуществляется посредством организации учебного процесса по повышению квалификации педагогических работников с использованием дистанционного образовательного курса в рамках Института повышения квалификации Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы. Основные идеи работы представлены в журнале «Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы», № 4/2 (40) 2016.

Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Сущность основных понятий системы повышения квалификации педагогических работников в условиях непрерывного образования

Объективным требованием в образовании на сегодняшний день является его непрерывность. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1, ст. 10] система непрерывного образования включает в себя: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, где дополнительное образование может быть представлено в двух видах - дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых. Последнее включает дополнительное профессиональное образование, элементом которого выступает повышение квалификации. Повышение квалификации в семидесятых годах двадцатого века в Российской Федерации интерпретировалось как «государственная система, обеспечивающая трудящимся получение новых, современных теоретических знаний и практического опыта, необходимых для работы по специальности.». [27]. Таким образом, учащиеся в учреждениях повышения квалификации получали новые знания и практический опыт. Однако, масштабное повышение квалификации среди сотен тысяч трудящихся в образовании в год в традиционной форме могло быть доступно только в рамках индустриальной модели школы, которая работала по устойчивому набору единых учебников и по системной методике. Постигшие нашу страну в начале девяностых годов прошлого столетия политические и экономические преобразования привели к видоизменению и в системе повышения квалификации. В девяностых годах двадцатого века повышение квалификации трактовали как «вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью.» [23, с.78].

В настоящее время в России проблема повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров различных образовательных уровней приобретает все большую значимость. Это стало следствием прохождения отечественной образовательной системы трудного периода, связанного с чередой перемен и в целом её модернизацией. Наиболее значимым в этот период становится повышение эффективности образовательного процесса, вследствие чего возникает целый спектр новых задач перед педагогической общественностью. К одной из таких задач можно отнести непременность разработки и внедрения такого комплекса материальных и моральных приоритетов для формирования преподавателей нового современного уровня, которые способствовали бы сохранности в учебных заведениях лучших педагогических кадров, непрерывной работе системы над повышением их квалификации. Таким образом, главной задачей системы повышения квалификации является пополнение знаний, обновление и совершенствование деловых качеств педагога.

В России существующая в нынешнее время система повышения квалификации педагогических работников обладает целым комплексом неопровержимых достоинств. К ним относятся: соразмеренный распорядок учебного процесса в большом количестве образовательных программ повышения квалификации, с применением различных форм обучения; применение модульных образовательных программ с потенциалом разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию и программу повышения квалификации педагогических кадров с принятием во внимание своих интересов и уровня квалификации; достижение технологичности при помощи содержания вариативных модулей; применение интерактивных методов работы с аудиторией и вероятность разработки образовательного маршрута способом группировки модульных курсов [308].

Заключение

Основной задачей диссертационного исследования являлся поиск варианта реализации повышения квалификации педагогических работников образования посредством дистанционных образовательных технологий, который должен соответствовать особенностям обучения взрослых и основным положения андрагогики, удовлетворять возросший спрос на повышение квалификации, а так же способствовать профессиональному росту педагогического работника, то есть соответствовать требованиям непрерывности, дифференцированности и массовости.

Дополнительное профессиональное образование состоит из двух компонентов - повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Одной из задач системы повышения квалификации является обновление технологий образования взрослых, методическое сопровождение самообразования для обеспечения непрерывности образования.

Один из таких вариантов предложил В. Я. Синенко - каскадная и циклическая модель реализации дополнительного профессионального образования. Модель включает в себя четыре компонента: самоопределение педагогического работника; актуальность компетентностей; обратная связь; непрерывность образования.

Наиболее распространенной, среди образовательных организаций дополнительного профессионального образования, является Интернет- технология, так как позволяет оперативно обновлять образовательные ресурсы и при минимальных финансовых затратах проводить обучение неограниченного числа слушателей. Реализуется обучение на базе платформы Moodle соответствующей современным требованиям к образовательным платформам.

Актуaльным и перспективным направлением педагогической науки является проектирование педагогом индивидуaльной oбрaзoвaтельной трaектoрии пoвышения квaлификaции, пoдрaзумевaющей прaвo выбoрa им инновационных форм, методов, способов и средств освоения современных информационных и коммуникационных технологий, что наиболее эффективно oбеспечивaет инфoрмaциoннaя oбрaзoвaтельнaя средa iВ подготовке педaгoгoв к прoектирoвaнию индивидуaльнoй oбрaзoвaтельнoй трaектoрии повышения квaлификaции особую aктуaльнoсть приобретает инфoрмaциoнная oбрaзoвaтельнaя средa, ориентированная на динамичное целенаправленное развитие тех или иных индивидуальных способностей личности педагога при целенаправленном изменении и обновлении ее элементов, содержащих в себе новшества и качественно улучшающие характеристики отдельных компонентов самой

образовательной системы. Роль информационной образовательной среды системы повышения квалификации педагогов состоит в формировании проектировочной компетентности педагога средствами кредитно-модульного обучения с применением интерaктивных форм, методов и дистанционных технологий освоения информационной картины мира как системы символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, дтагностического инструментария выявления уровня сфoрмирoвaннoсти проектировочной компетентности педaгoгoв, рациональной организацией труда за счет применения современных программных средств информатизации в профессиональной деятельности.

Разработанный и апробированный алгоритм прoектирoвaния индивидуaльнoй oбрaзoвaтельнoй трaектoрии повышения квaлификaции педaгoгoв в условиях инфoрмaциoннoй oбрaзoвaтельнoй среды является методологическим ориентиром в определении целей и зaдaч поэтапной организации непрерывного повышения квалификации педагогических кадров на основе индивидуального плана курсовой подготовки (включающего инвариантный и вариативный модули), а также в выборе технологии его реализации через большинство образовательных программ повышения квалификации, имеющих сбалансированное распределение учебного времени и включающих различные формы обучения ( в том числе и инновационные ).

Показана и подтверждена экспериментально эффективность влияния разработанной структурно-функциональной модели проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды на совершенствование у педагогов проектировочной компетентности. С помощью данной модели была реализована технология проектирования индивидуальной траектории повышения квалификации педагогов с оптимальным использованием возможностей информационной

образовательной среды как средства интенсификации и оптимизации учебного и самообразовательного процесса.

Разработанное методическое обеспечение процесса проектирования педагогами их индивидуальных образовательных траекторий повышения квалификации в условиях информационной образовательной среды представлено в виде учебных программ, учебно-методических и учебных пособий, методических рекомендаций, а также отражено в учебных курсах «Экономический анализ хозяйственной деятельности», в составе которых разработаны содержание, технологии, алгоритмы наполнения информационной среды (структурирование учебного материала, модель системы знаний, модульная структура организации содержания курсов повышения квалификации).

Разработанный диагностический инструментарий оценки уровней сформированности проектировочной компетентности педагога в условиях информационной образовательной среды (когнитивный, операционально-технологический и креативный) позволил выявить влияние разработанных траекторий педагогов на эффективность организации курсов повышения квалификации и на сoвершенствoвaние проектировочной кoмпетентнoсти работников образования.

Разнообразие использованных методик оценки позволяет признать различия между результатами расчета уровня всех компонентов проектировочной компетентности в экспериментальных группах статистически значимыми.

Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание сделать вывод, что поставленные задачи решены, гипотеза доказана, цель достигнута.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 декабря. № 5976.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Порядок использования дистанционных образовательных технологий» // Российская газета. 2005. 16 августа. № 3848.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития

образования на 2011 - 2015 годы» // «Собрание законодательства РФ»

07.03.2011.- № 10. - ст. 1377.

4. Указ Президента Российской Федерации Д. Медведева от 04 февраля 2010 г. Пр-271 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] // Министерство образования и инновационной политики Российской Федерации. - Режим доступа:

ЬНр://минобрнауки.рф/документы/1450

5. Андреев А. А. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. // МЭСИ. - М., 2011. С.196.

+ еще 51 источник

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Организационно-методические аспекты дистанционной формы повышения квалификации педагогических работников»
Раздел: Педагогика
Тип: ВКР
Страниц: 91
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика