ВКР

«Экологическое образование в процессе изучения физики»

  • 85 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Концептуальный подход к проблеме экологического образования 6

1.1 Теоретические основы экологического образования 6

1.2 Педагогический опыт работы по экологическому образованию школьников 8

Глава 2. Методика обучения физике, нацеленной на формирование экологического образования школьников в средней школе. 15

2.1 Программа школьного курса физики 15

2.2 Методика обучения физике, нацеленной на формирование экологического образования школьников 19

2.3 Модель урока физики с раскрытием экологических процессов и явлений 26

2.3.1 Модель урока физики «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» 26

2.3.2 Модель урока физики. Деловая игра "Экологический десант" 8-ой класс 27

2.4 Задачи физико-экологического содержания 33

2.5 Методические рекомендации для учителей физики по отбору материала 38

2.6 Реализация экологического образования в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении Калтасинская средняя общеобразовательная школа № 2 Муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан 41

Заключение 47

Список используемой литературы 49

Приложения 52

Введение

«В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.» - данное утверждение приведено в федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Как же добиться данного результата в нашем обществе?! Актуальность проблемы:

•потребность общества к высокому уровню экологического образования, способному принимать решения на основе целостного анализа явлений окружающей среды, и укоренившимся, в нашей стране, односторонним экологическим подходом к решению данной проблемы;

•отсутствие возможности школьников анализировать экологические проблемы и отсутствие методического обеспечения, необходимых для систематического формирования экологического мышления у школьников и отсутствия этого требования в программах школьного предмета «Физика».

Проблема оптимизации взаимоотношения человечества со средой его обитания можно решить через образование учащихся - экологическое образование. Экологическое образование - это постоянный процесс обучения, нацеленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологической культуры общества. Экологические процессы тесно связаны с физическими понятиями. Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении.

Таким образом, в связи с растущим потенциалом технического прогресса и развитием технологий, влекущих за собой экологическую катастрофу, необходимо рассмотреть проблему защиты окружающей среды на уроках этого предмета.

Проблемой экологического образования занимались учёные, педагоги различных областей знания. Она рассмотрена в трудах: А.А. Кулагина, Г.А. Розман, Ш.Г. Зиятдинов, С.Г. Гильмиярова, М. Крохалева, В.Д. Бондаренко, А.А. Вербицкого, И.Д. Зверев и др.

Проблема исследования: обеспечение условий формирования

экологического образования в процессе обучения физике. В связи с данной проблемой, выбрана следующая тема выпускной квалификационной работы: «Экологическое образование школьников в процессе изучения физики».

Объект исследования: обучение физике в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: экологическое образование обучающихся в процессе обучения предмету «Физика».

Цель исследования заключается в разработке методики обучения физике, нацеленной на формирование экологического образования школьников.

Выпускная квалификационная работа основана на том, что в процессе изучения физики будет возрастать экологическое образование школьников. Это возможно в том случае, если: будет разработана методика преподавания физики, в основе которой объяснены процессы экологии; экологическое образование рассмотрено как часть развития общей культуры школьника; составлено содержание учебного физико-экологического материала; разработана и реализована система заданий и задач, содержащие модель экологических процессов и явлений; с помощью конкретных приемов и форм обучения (ролевые игры, лабораторные работы, инновационные технологии и др.) у учеников формируются устойчивые мотивы деятельности по решению экологических заданий и задач; формируются умения наблюдать 4

экологические процессы, анализировать, решать экологические задачи в учебно-познавательной деятельности.

В соответствии с целью, предметом были определены следующие задачи исследования:

1 .Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы экологического образования в процессе преподавания физики в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении

Калтасинская средняя общеобразовательная школа № 2 Муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан. Выявить перспективные подходы к решению данной проблемы.

2 .Разработать рабочую программу учебного предмета для учителей физики.

3 .На основе деятельностного, системного подхода разработать модель урока физики, с раскрытием экологических процессов и явлений.

4 .Разработать методические рекомендации для учителей физики по отбору физико-экологического материала и его использованию для анализа экологических ситуаций учащимися в процессе обучения физике.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы (36 источников), приложений - 6

наименований.

Фрагмент работы

Глава I. Концептуальный подход к проблеме экологического образования

1.1 Теоретические основы экологического образования

Экологическому образованию долгое время не уделялось должного внимания. На сегодняшний день существуют предпосылки для того, что бы развивалась система непрерывного экологического образования, однако престиж экологического образования не столь велик.

Термин «экологическое образование» впервые ввели на конференции, данная конференция была организованна Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1 970 году. Экологическое образование - процесс, а так же результат усвоения систематических знаний, навыков и умений в области воздействий человека на окружающую среду, условия окружающей среды и последствия изменения окружающей среды [25].

Каропа Г.Н. определил, что экологическое образование это непрерывный процесс обучения учащихся, воспитания и развития личности ребёнка, нацеленный на нормирование системы научных, а так же практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности человека, прививающих ответственное отношение к окружающей нас среде [10].

Сластенин Ц.А. упоминает, экологическое образование это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса, уникальное средство, сохраняющее человеческую цивилизацию и средство развития человека. [23].

Итак, экологическое образование - это формирование заботливого отношения, бережного отношения к окружающей среде, в том числе всей жизни на Земле у школьников, развитие понимания важности природы, готовности к разумному природопользованию, участие в сохранении природных ресурсов и жизни вообще [7].

Из перечисленных определений, прослеживается большая разница в их трактовке, но мнение ученых сходится в том, что существуют условия для формирования экологического сознания ученика:

• получение теоретических знаний - понятий, идей, фактов и т. д.

• включение учеников в практико-ориентированные мероприятия по изучению существующих экологических ситуации у себя в местности, а также доступное и целесообразное участие в ее улучшении.

Целью экологического образования является повышение экологической культуры человека и общества. Экологическая культура, определяющая отношение к природе, рассматривается как непростой комплексный процесс, зависящий в основном от возраста и возможностей обучающихся [33].

Экологическая культура - как культура единения личности с окружающей средой, единения социальных нужд с потребностями человечества при нормальном существовании и развитием среды. Так, Л. П. Симонова даёт характеристику человеку, овладевшему таким родом культурой, личностью, которая сумела всю свою деятельность привести к рациональному природопользованию, заботится об улучшении экологии, не допускать ее разрушения, загрязнения. Поэтому человеку необходимы научные знания, моральные ценности по отношению к природе, а также научиться практическим умениям и навыкам по сохранению благоприятных условий [22].

Основная задача экологического образования - это преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе в постоянной связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания [28].

Проблемы экологического образования вызывали интерес у многих ученых, мнения сошлись на том, что школьник должен овладеть и теоретическими знаниями, и практическими знаниями.

Заключение

Выводы по проделанной работе.

Сделав полный анализ и обзор научной экологической литературы, были сформулированы следующие выводы: экологическое образование учащихся находится на стадии становления; разработаны и реализуются отдельные программы экологического образования, концептуальные подходы педагогических коллективов образовательных учреждений; вскрываются не малозначимые проблемы экологического образования; предлагаются методологические, научно-методические подходы к организации образования в области охраны природной среды; представлено изобилие педагогического опыта в области методики и инновационных педагогических технологий экологического образования; рассматриваются различные варианты экологического образования с помощью отдельных дисциплин образовательных учреждений; отмечается широкая и разнонаправленная практическая деятельность учителей по внедрению экологических знаний, экологической культуры; имеется ценный опыт природоохранной деятельности детей в ряде коллективов школ, училищ, вузов.

На основе теоретического анализа проблемы в школе обоснована целесообразность и значимость использования знаний по физике для формирования экологической культуры школьников и сформулированы общие требования к использованию методики обучения физике для развития экологического образования учащихся.

Разработана рабочая программа для практической деятельности учителей физики.

Предложена методика обучения физике, которая позволяет обеспечить отношение школьников к среде обитания, соответствующее принципу экологического равновесия.

Весь предложенный материал интересен, легко запоминается, учащиеся узнают о вредном воздействии человека на окружающую среду со 47

школьной скамьи. Экологические вставки положительно влияют на усвоение нового материала, они повышают интерес у учащихся.

В преподавании физики экологическая направленность усилена главным образом в результате изучения некоторых физических величин, например: освещенность, температура, влажность, давление и другие, а также таких явлений, как ветер, шум, вибрации, излучения и т.д., и прикладных вопросов: использование различных видов энергии -

механической, электрической, солнечной и т. д. Эти физические величины рассматриваются в природных процессах, и влиянии на них положительных и отрицательных сторон научно-технического прогресса, физикотехнических методов и средств охраны природы. С помощью таких приёмов, учителя добиваются того, что школьники глубже, полнее и правильнее понимают сложное взаимодействие общества и природы, узнают об опасности необдуманного вмешательства человека в жизнь природы, учатся ориентироваться в информации об охране и рациональном использовании природных ресурсов, которую ученики получают из научной литературы, радиопередач, телепередач, интернета и т.д. и могут оценивать экологические последствия определённых технических решений, пользоваться своими физическими знаниями для активной защиты окружающей среды. Всё вышеупомянутое очень важно в воспитательном отношении. Ведь «экологизация» учебного предмета предусматривает не только ознакомление детей с вопросами экологии, но и воспитание у них бережного, ответственного отношения к окружающей среде.

Список литературы

1. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов / С. Я. Батышев. - М.: Ассоц. «Проф. образование», - М., 2013.

2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе.-М.: Просвещение, 1981-288с.

3. Варикаш И.М., Кимбар Б.А., Варикаш В.М. Физика в живой природе.» Народная асвета». Минск., 1967

4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. - 1997. - №4.

5. Генденштейн Л.Э; Кирик Л.А. Гельфгат И.М. Решения ключевых задач по физике для основной школы. Илекса. Москва. 2005

+ еще 31 источник

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Экологическое образование в процессе изучения физики»
Раздел: Физика
Тип: ВКР
Страниц: 85
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика